УДК 332.1:338.2:339.1(470.56)
Иневатова О.А.
Оренбургский государственный университет E-mail: [email protected]
современное состояние и тенденции развития малых предприятий потребительского рынка в регионе и в городе Оренбурге
Статья посвящена изучению и анализу современного состояния и тенденций развития малых предприятий потребительского рынка в регионе и в городе Оренбурге. дана оценка современного состояния малых предприятий потребительского рынка в регионе и в городе Оренбурге. рассмотрены тенденции развития потребительского рынка региона и муниципального образования. выделены факторы, ограничивающие развитие деятельности организаций малого бизнеса.
ключевые слова: регион, муниципалитет, потребительский рынок, управление потребительским рынком, малое предпринимательство, субъекты потребительского рынка региона, региональная экономика, состояние и тенденции развития потребительского рынка.
На сегодняшний день потребительский рынок является одним из основных элементов развития муниципальной и региональной экономики. Система управления потребительским рынком должна обеспечивать его эффективное развитие в современных условиях взаимодействия рыночных механизмов на региональном и местном уровнях управления.
Потребительский рынок представляет собой совокупность отношений, с помощью которых можно управлять социально-экономическим развитием региона, муниципалитета посредством удовлетворения потребностей населения в товарах и услугах, обеспечивая граждан рабочими местами и вовлекая их в участие в хозяйственной жизни региона или муниципалитета.
Потребительский рынок занимает одно из ведущих мест в системе региональных рынков. Его функционирование улучшается при увеличении производства и ввоза товаров с других территорий, но товаров, соответствующим потребностям и платежеспособному спросу местного населения. На муниципальном уровне роль потребительского рынка в удовлетворении потребностей населения также велика[2].
Чем эффективнее хозяйственная деятельность в регионе, муниципалитете, тем более насыщенным и емким будет потребительский рынок. Соответственно, при повышении эффективности хозяйственной деятельности, увеличивается производство товаров и услуг, что приводит к повышению заработной платы и конечного потребления. Именно малые предприятия способны производить и реализовывать товар, удовлетворяя потребности населения.
Малые предприятия составляют значительную часть предприятий потребительского рынка. У малого бизнеса уникальное положение относительно крупных брендов: они ближе к клиентам, что приводит к росту продаж. Поэтому, изучение состояния и тенденций развития малых предприятий потребительского рынка на уровне муниципалитета, региона, страны определяет актуальность темы исследования[4].
Потребительский рынок Оренбурга развивается достаточно активно. Оборот розничной торговли в городе в 2013 г. составлял 37,3 млрд. руб., или 67,2 тыс. руб. на 1 жителя города.
На 1000 жителей Оренбурга приходится 468 кв. м. торговых площадей, что более чем в 2 раза превышает установленные нормативы. Соотношение между рынками и стационарными предприятиями розничной торговли по продовольственным группам товаров постепенно меняется в сторону последних: в 2012 г. они соотносились как 39,1 и 60,9%, спустя год - как 34,5 и 65,5% соответственно. Душевой объем оказываемых населению платных услуг в 2013 г. составлял 15,5 тыс. руб. Данный показатель также постоянно увеличивался и в сопоставимых ценах рост составил 35% с 2008 г. В свою очередь, снижались объемы бытовых и транспортных услуг.
Наряду с количественным ростом идут процессы качественной трансформации сферы торговли и услуг. Усиливается специализация торговых предприятий, расширяется число магазинов, работающих по принципу самообслуживания и использующих дисконтные карты, активно развивается торговля в кредит. Появля-
Иневатова О.А.
Современное состояние и тенденции развития малых предприятий..
ются новые виды услуг, рассчитанные на спрос более высокого уровня.
В то же время сохраняет актуальность типичная для большинства городов России проблема диспропорций в размещении предприятий торговли и сферы услуг по территории города.
На сегодняшний день наблюдается рост числа малых предприятий, зарегистрированных в городе Оренбурге. Малый бизнес сегодня обеспечивает 38% налоговых поступлений в городской бюджет.
Оборот розничной торговли и продажа товаров на рынках и ярмарках в Оренбургской области представлены в таблице 1.
По-прежнему основная часть малых предприятий сконцентрирована в сфере торговли и общественного питания - 44%, в промышленности - 19%, в строительстве - 18%. Индивидуальными предпринимателями выполняется около 90% бытовых услуг населению.
Оборот розничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами по Оренбургской области показан в таблице 2.
В бюджете города заложены денежные средства, которые направляются на развитие приоритетных направлений в сфере предпринимательства. В 2013 году администрацией города производилось субсидирование более 30 предприятий малого бизнеса, работающих в производственной сфере[2].
Вопросы финансовой поддержки предпринимателей в городе решаются через «Оренбургский фонд финансовой поддержки и развития «ОПОРА» и «Оренбургский областной фонд поддержки малого предпринимательства».
Имущественно - производственную поддержку также оказывает и бизнес-инкубатор.
По данным статистики объем товарооборота розничной торговли города Оренбург за 9 месяцев 2014 г составил - 41 667,1 млн. руб. Оборот общественного питания за 9 месяцев 2014 г. составил 2261,4 млн. руб.
Произошло увеличение розничной продажи и потребления товаров местных товаропроизводителей, значительное расширение ассортимента предлагаемых товаров и услуг, повышение их качества.
В данном периоде покупательский поток все более смещается в сторону стационарной розничной сети.
Продажа товаров предпринима-
на рынках тельства
и ярмарках 52 в
14,8 \ -л-.......т-г-^^ _
Крупные и '///////''///У
средние ^^^ организации 32,4
Рисунок 1. Структура оборота розничной торговли по формам торговли 2013 года, (в процентах к итогу)
Таблица 1. Оборот розничной торговли и продажа товаров на рынках и ярмарках в Оренбургской области [1]
Январь-сентябрь 2013г. Справочно: январь-сентябрь 2012г. в % к январю-сентябрю 2011г.
млн. рублей в % к январю-сентябрю 2012г.
Всего 92281,5 127,6 119,4
в том числе:
оборот розничной торговли организаций и ИП вне рынка 76732,9 138,2 126,6
продажа товаров на розничных рынках и ярмарках 15548,6 92,7 100,6
Таблица 2. Оборот розничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами
Январь-сентябрь 2014г.
млн. рублей в % к
январю-сентябрю 2013г. к общему объему оборота розничной торговли
Продовольственные товары 37865,1 112,3 41,0
Непродовольственные товары 54416,4 139,7 59,0
Региональная экономика
Рисунок 2. Факторы, ограничивающие развитие деятельности организаций малого бизнеса, в % от числа обследованных организаций
По данным госстатистики по Оренбургской области, оборот розничной торговли в январе-апреле 2014 году составил 36 млрд. 533,3 млн. руб., что в товарной массе на 28,3% больше, чем за соответствующий период предыдущего года[1].
Существенным фактором для анализируемого периода стало также расширение потребительского спроса, наблюдается увеличение количества торговых объектов сетевых компаний города[3].
На основании этого можно сделать вывод, что потребительский рынок занимает особое место в социально-экономическом развитии региона и областного центра. В последние годы потребительский рынок города и региона развивается быстрыми темпами с ежегодным приростом товарооборота до 27%.
Деятельность малых предприятий потребительского рынка можно охарактеризовать положительно. Наблюдается постоянный рост оборота розничной торговли, увеличение розничной продажи и потребления товаров местных товаропроизводителей. Со стороны органов местной власти оказывается финансовая, имущественно - производственная поддержка предпринимателей, с количественным ростом идут процессы качественной трансформации сферы торговли и услуг, усиливается специализация торговых предприятий. Но, существуют факторы, ограничивающие развитие деятель-
ности организаций малого бизнеса на потребительском рынке. К ним предприниматели относят высокий уровень налогов, повышение транспортных расходов, недостаточный платежеспособный спрос на товары у населения, возникающий из-за роста цен на оптовых и производственных предприятиях. К факторам риска также относят остроту конкуренции со стороны других предприятий и недостаток финансовых средств.
В целом, роль малых предприятий в развитии потребительского рынка высока. Малый бизнес способен обеспечивать важную социальную функцию, а именно решение проблем занятости, создания новых рабочих мест, поглощения избыточной рабочей силы во время циклических спадов экономики. Множество малых предприятий осуществляют свою деятельность на потребительском рынке муниципалитета и региона, снабжая население товарами и услугами, а также способствуя обеспечению граждан рабочими местами, и эта тенденция может возрастать. Деятельность малых предприятий является основой формирования среднего класса. Поэтому, поддержка малых предприятий со стороны органов местного самоуправления является приоритетным направлением государственной политики и будет способствовать дальнейшему развитию малого предпринимательства в регионах.
10.12.2014
Список литературы:
1. Данные территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.orenstat.gks.ru.
2. Иневатова, О.А. Механизм управления развитием потребительского рынка региона в современных условиях / О. А. Иневатова, Е.П. Прокофьева // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2012. -№ 13. -С. 210-214 ISSN 1814-6457
Иневатова О.А. Современное состояние и тенденции развития малых предприятий...
3. Лапаева, М.Г. Управление развитием регионального потребительского рынка: социально-экономические особенности / М.Г. Лапаева, О.А. Иневатова.- Оренбург: ОГУ 2010.-213 с. ISSN 978-5-7410-1042-6
4. Шарипов, Т.Ф. процессный подход к реализации стратегического планирования при формировании маркетинговой политики предприятия / Т.Ф. Шарипов // Интеллект. Инновации. Инвестиции.- 2010. -№ 1. - С. 27-32.
Сведения об авторе:
Иневатова Ольга Александровна, доцент кафедры региональной экономики Оренбургского государственного университета, кандидат экономических наук
460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд. 6404, тел. (3532) 372447, e-mail: [email protected]