Научная статья на тему 'Современное состояние и тенденции развития малых предприятий потребительского рынка в регионе и в городе Оренбурге'

Современное состояние и тенденции развития малых предприятий потребительского рынка в регионе и в городе Оренбурге Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
332
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / МУНИЦИПАЛИТЕТ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК / УПРАВЛЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИМ РЫНКОМ / МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СУБЪЕКТЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА РЕГИОНА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА / REGION / MUNICIPALITY / CONSUMER MARKET / SMALL BUSINESS / THE CONSUMER MARKET OF THE REGION / REGIONAL ECONOMY / REGIONAL POLICY / THE STATE OF THE CONSUMER MARKET / TRENDS IN THE CONSUMER MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иневатова Ольга Александровна

Статья посвящена изучению и анализу современного состояния и тенденций развития малых предприятий потребительского рынка в регионе и в городе Оренбурге. Дана оценка современного состояния малых предприятий потребительского рынка в регионе и в городе Оренбурге. Рассмотрены тенденции развития потребительского рынка региона и муниципального образования. Выделены факторы, ограничивающие развитие деятельности организаций малого бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT STATUS AND TRENDS OF THE DEVELOPMENT OF SMALL ENTERPRISES OF THE CONSUMER MARKET IN THE REGION AND IN THE CITY OF ORENBURG

The article is devoted to the study and analysis of current status and trends of the development of small enterprises of the consumer market in the region and in the city of Orenburg. Assess the current state of small businesses the consumer market in the region and in the city of Orenburg. Tendencies of the development of the consumer market in the region and the municipality. Are factors limiting the development of small business.

Текст научной работы на тему «Современное состояние и тенденции развития малых предприятий потребительского рынка в регионе и в городе Оренбурге»

УДК 332.1:338.2:339.1(470.56)

Иневатова О.А.

Оренбургский государственный университет E-mail: [email protected]

современное состояние и тенденции развития малых предприятий потребительского рынка в регионе и в городе Оренбурге

Статья посвящена изучению и анализу современного состояния и тенденций развития малых предприятий потребительского рынка в регионе и в городе Оренбурге. дана оценка современного состояния малых предприятий потребительского рынка в регионе и в городе Оренбурге. рассмотрены тенденции развития потребительского рынка региона и муниципального образования. выделены факторы, ограничивающие развитие деятельности организаций малого бизнеса.

ключевые слова: регион, муниципалитет, потребительский рынок, управление потребительским рынком, малое предпринимательство, субъекты потребительского рынка региона, региональная экономика, состояние и тенденции развития потребительского рынка.

На сегодняшний день потребительский рынок является одним из основных элементов развития муниципальной и региональной экономики. Система управления потребительским рынком должна обеспечивать его эффективное развитие в современных условиях взаимодействия рыночных механизмов на региональном и местном уровнях управления.

Потребительский рынок представляет собой совокупность отношений, с помощью которых можно управлять социально-экономическим развитием региона, муниципалитета посредством удовлетворения потребностей населения в товарах и услугах, обеспечивая граждан рабочими местами и вовлекая их в участие в хозяйственной жизни региона или муниципалитета.

Потребительский рынок занимает одно из ведущих мест в системе региональных рынков. Его функционирование улучшается при увеличении производства и ввоза товаров с других территорий, но товаров, соответствующим потребностям и платежеспособному спросу местного населения. На муниципальном уровне роль потребительского рынка в удовлетворении потребностей населения также велика[2].

Чем эффективнее хозяйственная деятельность в регионе, муниципалитете, тем более насыщенным и емким будет потребительский рынок. Соответственно, при повышении эффективности хозяйственной деятельности, увеличивается производство товаров и услуг, что приводит к повышению заработной платы и конечного потребления. Именно малые предприятия способны производить и реализовывать товар, удовлетворяя потребности населения.

Малые предприятия составляют значительную часть предприятий потребительского рынка. У малого бизнеса уникальное положение относительно крупных брендов: они ближе к клиентам, что приводит к росту продаж. Поэтому, изучение состояния и тенденций развития малых предприятий потребительского рынка на уровне муниципалитета, региона, страны определяет актуальность темы исследования[4].

Потребительский рынок Оренбурга развивается достаточно активно. Оборот розничной торговли в городе в 2013 г. составлял 37,3 млрд. руб., или 67,2 тыс. руб. на 1 жителя города.

На 1000 жителей Оренбурга приходится 468 кв. м. торговых площадей, что более чем в 2 раза превышает установленные нормативы. Соотношение между рынками и стационарными предприятиями розничной торговли по продовольственным группам товаров постепенно меняется в сторону последних: в 2012 г. они соотносились как 39,1 и 60,9%, спустя год - как 34,5 и 65,5% соответственно. Душевой объем оказываемых населению платных услуг в 2013 г. составлял 15,5 тыс. руб. Данный показатель также постоянно увеличивался и в сопоставимых ценах рост составил 35% с 2008 г. В свою очередь, снижались объемы бытовых и транспортных услуг.

Наряду с количественным ростом идут процессы качественной трансформации сферы торговли и услуг. Усиливается специализация торговых предприятий, расширяется число магазинов, работающих по принципу самообслуживания и использующих дисконтные карты, активно развивается торговля в кредит. Появля-

Иневатова О.А.

Современное состояние и тенденции развития малых предприятий..

ются новые виды услуг, рассчитанные на спрос более высокого уровня.

В то же время сохраняет актуальность типичная для большинства городов России проблема диспропорций в размещении предприятий торговли и сферы услуг по территории города.

На сегодняшний день наблюдается рост числа малых предприятий, зарегистрированных в городе Оренбурге. Малый бизнес сегодня обеспечивает 38% налоговых поступлений в городской бюджет.

Оборот розничной торговли и продажа товаров на рынках и ярмарках в Оренбургской области представлены в таблице 1.

По-прежнему основная часть малых предприятий сконцентрирована в сфере торговли и общественного питания - 44%, в промышленности - 19%, в строительстве - 18%. Индивидуальными предпринимателями выполняется около 90% бытовых услуг населению.

Оборот розничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами по Оренбургской области показан в таблице 2.

В бюджете города заложены денежные средства, которые направляются на развитие приоритетных направлений в сфере предпринимательства. В 2013 году администрацией города производилось субсидирование более 30 предприятий малого бизнеса, работающих в производственной сфере[2].

Вопросы финансовой поддержки предпринимателей в городе решаются через «Оренбургский фонд финансовой поддержки и развития «ОПОРА» и «Оренбургский областной фонд поддержки малого предпринимательства».

Имущественно - производственную поддержку также оказывает и бизнес-инкубатор.

По данным статистики объем товарооборота розничной торговли города Оренбург за 9 месяцев 2014 г составил - 41 667,1 млн. руб. Оборот общественного питания за 9 месяцев 2014 г. составил 2261,4 млн. руб.

Произошло увеличение розничной продажи и потребления товаров местных товаропроизводителей, значительное расширение ассортимента предлагаемых товаров и услуг, повышение их качества.

В данном периоде покупательский поток все более смещается в сторону стационарной розничной сети.

Продажа товаров предпринима-

на рынках тельства

и ярмарках 52 в

14,8 \ -л-.......т-г-^^ _

Крупные и '///////''///У

средние ^^^ организации 32,4

Рисунок 1. Структура оборота розничной торговли по формам торговли 2013 года, (в процентах к итогу)

Таблица 1. Оборот розничной торговли и продажа товаров на рынках и ярмарках в Оренбургской области [1]

Январь-сентябрь 2013г. Справочно: январь-сентябрь 2012г. в % к январю-сентябрю 2011г.

млн. рублей в % к январю-сентябрю 2012г.

Всего 92281,5 127,6 119,4

в том числе:

оборот розничной торговли организаций и ИП вне рынка 76732,9 138,2 126,6

продажа товаров на розничных рынках и ярмарках 15548,6 92,7 100,6

Таблица 2. Оборот розничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами

Январь-сентябрь 2014г.

млн. рублей в % к

январю-сентябрю 2013г. к общему объему оборота розничной торговли

Продовольственные товары 37865,1 112,3 41,0

Непродовольственные товары 54416,4 139,7 59,0

Региональная экономика

Рисунок 2. Факторы, ограничивающие развитие деятельности организаций малого бизнеса, в % от числа обследованных организаций

По данным госстатистики по Оренбургской области, оборот розничной торговли в январе-апреле 2014 году составил 36 млрд. 533,3 млн. руб., что в товарной массе на 28,3% больше, чем за соответствующий период предыдущего года[1].

Существенным фактором для анализируемого периода стало также расширение потребительского спроса, наблюдается увеличение количества торговых объектов сетевых компаний города[3].

На основании этого можно сделать вывод, что потребительский рынок занимает особое место в социально-экономическом развитии региона и областного центра. В последние годы потребительский рынок города и региона развивается быстрыми темпами с ежегодным приростом товарооборота до 27%.

Деятельность малых предприятий потребительского рынка можно охарактеризовать положительно. Наблюдается постоянный рост оборота розничной торговли, увеличение розничной продажи и потребления товаров местных товаропроизводителей. Со стороны органов местной власти оказывается финансовая, имущественно - производственная поддержка предпринимателей, с количественным ростом идут процессы качественной трансформации сферы торговли и услуг, усиливается специализация торговых предприятий. Но, существуют факторы, ограничивающие развитие деятель-

ности организаций малого бизнеса на потребительском рынке. К ним предприниматели относят высокий уровень налогов, повышение транспортных расходов, недостаточный платежеспособный спрос на товары у населения, возникающий из-за роста цен на оптовых и производственных предприятиях. К факторам риска также относят остроту конкуренции со стороны других предприятий и недостаток финансовых средств.

В целом, роль малых предприятий в развитии потребительского рынка высока. Малый бизнес способен обеспечивать важную социальную функцию, а именно решение проблем занятости, создания новых рабочих мест, поглощения избыточной рабочей силы во время циклических спадов экономики. Множество малых предприятий осуществляют свою деятельность на потребительском рынке муниципалитета и региона, снабжая население товарами и услугами, а также способствуя обеспечению граждан рабочими местами, и эта тенденция может возрастать. Деятельность малых предприятий является основой формирования среднего класса. Поэтому, поддержка малых предприятий со стороны органов местного самоуправления является приоритетным направлением государственной политики и будет способствовать дальнейшему развитию малого предпринимательства в регионах.

10.12.2014

Список литературы:

1. Данные территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.orenstat.gks.ru.

2. Иневатова, О.А. Механизм управления развитием потребительского рынка региона в современных условиях / О. А. Иневатова, Е.П. Прокофьева // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2012. -№ 13. -С. 210-214 ISSN 1814-6457

Иневатова О.А. Современное состояние и тенденции развития малых предприятий...

3. Лапаева, М.Г. Управление развитием регионального потребительского рынка: социально-экономические особенности / М.Г. Лапаева, О.А. Иневатова.- Оренбург: ОГУ 2010.-213 с. ISSN 978-5-7410-1042-6

4. Шарипов, Т.Ф. процессный подход к реализации стратегического планирования при формировании маркетинговой политики предприятия / Т.Ф. Шарипов // Интеллект. Инновации. Инвестиции.- 2010. -№ 1. - С. 27-32.

Сведения об авторе:

Иневатова Ольга Александровна, доцент кафедры региональной экономики Оренбургского государственного университета, кандидат экономических наук

460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд. 6404, тел. (3532) 372447, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.