Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
232
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
транспорт / транспортная система / транспортная инфраструктура / виды транспорта / transportation / transportation system / transport infrastructure / modes of transport

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Юсупова Таус Альвиевна

В статье освещаются наиболее актуальные вопросы, касающиеся транспортной инфраструктуры России с учетом новейших изменений в этой области. Приводятся анализ современного состояния всех отраслей транспорта и пути решения существующих проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Юсупова Таус Альвиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article highlights the most relevant issues concerning the Russian transport infrastructure with the latest developments in this field. The analysis of the current state of all sectors of transport and ways to solve existing problems.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

1 SCIENCE TIME ■

тл 1(4 5л ' tL® -1 щг 1 - 4_W JT |Г1 1 r^g) СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Юсупова Таус Алъеиеена, Чеченский государственный университет, г. Грозный E-mail: 666_chima@mail.ru

Absrtact. The article highlights the most relevant issues concerning the Russian transport infrastructure with the latest developments in this field. The analysis of the current state of all sectors of transport and ways to solve existing problems.

Keywords: transportation, transportation system, transport infrastructure, modes of transport.

Аннотация. В статье освещаются наиболее актуальные вопросы, касающиеся транспортной инфраструктуры России с учетом новейших изменений в этой области. Приводятся анализ современного состояния всех отраслей транспорта и пути решения существующих проблем.

Ключевые слова: транспорт, транспортная система, транспортная инфраструктура, виды транспорта.

Транспортная система - комплекс различных видов транспорта, находящихся в зависимости и взаимодействии при выполнении перевозок. Обычно термин «транспортная система» употребляется применительно к государству, региону или крупному городу.

Современную цивилизацию невозможно представить без развитой транспортной системы, обеспечивающей широкомасштабный обмен сырьем, материалами, товарами, которые являются технологической основой экономики. Транспортные операции составляют необходимое условие протекания производственных процессов, и транспорт по праву именуется кровеносной системой экономики. Причем удельный вес использования транспорта далеко не одинаков как в пассажирском и грузовом товарообороте, так и в различных

I

SCIENCE TIME

I

регионах страны. Так сложилось вследствие многочисленных исторических, географических, экономических, социальных и других причин [1].

Транспорт образно называют «кровеносной системой» страны, и тем самым подчеркивается его значение в экономической системе России. Доля транспорта в валовом внутреннем продукте составляет 8,4%, в основных фондах - 11%. При этом ежегодно всеми видами транспорта общего пользования перевозится более 45 млрд. человек, а объем отправления грузов превышает 2,5 млрд. тонн. Кроме того, транспортировка продукции является составной частью производственного цикла предприятий.

Для российской транспортной системы эти уровни развития пока не достижимы. Основные общесистемные проблемы развития транспортной отрасли Российской Федерации состоят в следующем:

- наличие территориальных и структурных диспропорций в развитии транспортной инфраструктуры;

- недостаточный уровень доступности транспортных услуг для населения, мобильности трудовых ресурсов;

- недостаточное качество транспортных услуг;

- низкий уровень экспорта транспортных услуг, в том числе использования транзитного потенциала;

- недостаточный уровень транспортной безопасности;

- усиление негативного влияния транспорта на экологию.

Транспорт является важным связующим звеном в экономике Российской Федерации, без которого невозможно нормальное функциони-рование ни одной отрасли хозяйства, ни одного региона страны. Стабилизация экономики и ее подъем невозможны без решения основ-ных проблем транспортного комплекса. В настоящее время разрабатывается комплексная программа "Транспорт России" [2].

Элементами транспортной системы являются также: городской транспорт, представляющий собой комплекс разных видов транспорта (метрополитен, трамвай, троллейбус, автобус и другие), функционирующих обособленно в различных городах, а также промышленный транспорт, к которому относятся все виды транспорта, обслуживающего непосредственно внутренние нужды собственно промышленных, строительных, торговых и других предприятий и организаций. Понятия промышленный и городской транспорт собирательные поскольку и промышленный и городской транспорт не существует как единое взаимосвязанное хозяйство в масштабе страны в технологическом и административно-организационном отношениях. На каждом крупном предприятии и в каждом городе внутрипроизводственный и собственно городской транспорт действуют независимо от подобных видов транспорта, находящихся на других предприятиях и в других городах [3].

| SCIENCE TIME |

К транспорту общего пользования относятся: железнодорожный, морской, речной, автомобильный, воздушный, а также все виды городского общественного транспорта.

Транспорт общего пользования составляет основу единой транспортной системы государства. Именно он представляет самостоятельную «транспортную промышленность», которая обеспечивает основные нужды страны в перевозках, необходимые для кооперации производств и взаимодействия всех отраслей народного хозяйства, а также основные перевозки в сфере торговли и обслуживания населения.

Транспорт необщего пользования - ведомственный транспорт, выполняющий перевозки только для своего ведомства и необязанный удовлетворять требования всех клиентов. Ведомственный транспорт промышленных предприятий часто называют промышленным транспортом, а небольшие пути, например к складам - подъездными путями. В качестве средств транспорта необщего пользования применяются железные дороги, морской, речной, автомобильный, воздушный, трубопроводный транспорт, а также конвейерный, канатный и ряд других, находящихся в ведении соответствующих нетранспортных министерств [4].

Трубопроводный транспорт, предназначенный для перекачки нефти, нефтепродуктов и газа занимает особое положение. Эти виды транспорта по существу необщего пользования, но фактически эксплуатируются специальными министерствами в интересах всех отраслей народного хозяйства.

Магистральный транспорт - этот термин не имеет однозначного толкования и чаще всего обозначает транспорт общего пользования. В этом смысле немагистральным транспортом считается промышленный и городской.

Неуниверсальный транспорт - специализированный или специальный транспорт, приспособленный и предназначенный для выполнения только какого-либо одного вида перевозок или для перемещения только одного вида грузов (сыпучи, жидких).

Непрерывный транспорт - транспорт, где предметы перевозки перемещаются в виде непрерывного потока с помощью различного рода гибких лент, шнеков, скребков, эскалаторов и др., а также трубопроводов.

Исследование проблем функционирования и развития транспортного комплекса целесообразно проводить на основе укрупненной схемы, позволяющей структурировать процессы анализа и прогнозирования взаимосвязанного развития транспорта с другими подсистемами хозяйства региона [5].

В соответствии с предложенной схемой на начальном этапе процесса прогнозирования проводится анализ текущего состояния и перспектив развития производственной сферы и транспортного комплекса территории. Данный этап

| SCIENCE TIME |

может включать анализ:

- факторов, отражающих особенности территории (географические, экономические, политические и др.);

- технических и экономических показателей развития производственной сферы региона;

- перспектив развития действующих предприятий и размещения новых производств;

- транспортно-экономических связей;

-технико-экономических показателей транспортного комплекса (объемов перевозок, грузооборота, пропускной способности, коэффициентов загрузки и др.);

- альтернативных вариантов перевозок;

- действующих и перспективных программ и проектов по развитию транспортной инфраструктуры и их актуальности;

- отраслевых прогнозов объемов производства и объемов перевозок и др.

В заключении хотелось отметить, что состояние и развитие транспортной системы имеют для Российской Федерации исключительное значение. Транспорт, наряду с другими инфраструктурными отраслями, обеспечивает базовые условия жизнедеятельности общества, являясь важным инструментом достижения социальных, экономических, внешнеполитических и других целей. В современных условиях транспорт является одним из определяющих функциональных факторов повышения темпов экономического роста.

Протяженность путей сообщения транспортной системы России по состоянию на начало 2015 г. составляла 86 тыс. км железных дорог общего пользования, 940 тыс. км автомобильных дорог общего пользования (в том числе 754 тыс. км дорог с твердым покрытием), 102 тыс. км внутренних водных путей, 532 тыс. км воздушных трасс, из которых более 150 тыс. км являются международными.

В настоящее время транспортная система в целом удовлетворяет спрос на перевозки пассажиров и грузов. Начиная с 2010г., рост транспортных услуг в среднем в год составляет для грузовых перевозок 3,8%, для пассажирских перевозок 6,7 % при ежегодном экономическом росте в среднем около 6,1%. При этом рост транспортных услуг распределен неравномерно между различными видами транспорта. Это связано с проблемами развития отдельных видов транспорта и значительную региональную неравномерность.

Развитие транспортной системы страны становится в настоящее время необходимым условием реализации инновационной модели экономического роста Российской Федерации и улучшения качества жизни населения. Несмотря на благоприятные тенденции в работе отдельных видов транспорта, транспортная система не в полной мере отвечает существующим потребностям и

| SCIENCE TIME |

перспективам развития Российской Федерации.

Развитие транспортной системы, обеспечение гармоничного сочетания на рынке транспортных услуг всех видов современного транспорта, координация работы различных транспортных средств при перевозках в смешанных сообщениях относятся к приоритетным направлениям развития государства.

Литература:

1. Аксенов И.Я. Единая транспортная система: учебник для вузов. - М.: Высшая школа, 2011. - 383 с.

2. Громов Н.Н., Панченко Т.А., Чудовский А.Д. Единая транспортная система: Учебник для вузов. - М.: Транспорт, 2012. - 304 с.

3. Единая транспортная система: учебник для ВУЗов / Под ред. В.Г. Галабурды. -М.: Транспорт, 2010. - 295 с.

4. География России; население и хозяйство: учебник для общеобразовательных учебных заведений. В.Я. Ром, В.П. Дронов. М.: Наука, 2010. 439 с.

5. Галансков Е.В., Солдаткин С.Н. Региональные целевые программы: основные проблемы государственного финансового контроля в современных условиях и пути совершенствования // Государственное управление // № 9. С. 12-15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.