Научная статья на тему 'Транспортная система Чувашской республики и её роль в развитии экономики региона'

Транспортная система Чувашской республики и её роль в развитии экономики региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2330
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА / ЗНАЧЕНИЕ ТРАНСПОРТА / ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ТРАНСПОРТ РЕГИОНА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ ТРАНСПОРТА / КАПИТАЛОЕМКОСТЬ / ФОНДОЕМКОСТЬ / ТАРИФЫ / ИНДЕКСЫ ТАРИФОВ / ГРУЗООБОРОТ / ПАССАЖИРООБОРОТ / TRANSPORT SYSTEM / IMPORTANCE OF TRANSPORT / TRANSPORT INFRASTRUCTURE / TRANSPORT OF THE REGION / ECONOMIC ROLE OF TRANSPORT / CAPITAL INTENSITY / FUND INTENSITY / TARIFFS / TARIFF INDEX / CARGO TURNOVER / PASSENGER TURNOVER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Софронов Геннадий Николаевич

Сделана попытка количественного обоснования влияния транспортной системы на социально-экономическое развитие региона, на примере Чувашской Республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSPORT SYSTEM OF THE CHUVASH REPUBLIC AND ITS ROLE IN THE ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION

An attempt of quantitative justification of the transport system influence on the social-economic development of the region, on the example of the Chuvash Republic, was made in the article.

Текст научной работы на тему «Транспортная система Чувашской республики и её роль в развитии экономики региона»

Г.Н. СОФРОНОВ

ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ И ЕЁ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА

Ключевые слова: транспортная система, значение транспорта, транспортная инфраструктура, транспорт региона, экономическая роль транспорта, капиталоемкость, фондоемкость, тарифы, индексы тарифов, грузооборот, пассажирооборот.

Сделана попытка количественного обоснования влияния транспортной системы на социально-экономическое развитие региона, на примере Чувашской Республики.

G.N. SOFRONOV TRANSPORT SYSTEM OF THE CHUVASH REPUBLIC AND ITS ROLE IN THE ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION Key words: transport system, importance of transport, transport infrastructure, transport of the region, economic role of transport, capital intensity, fund intensity, tariffs, tariff index, cargo turnover, passenger turnover.

An attempt of quantitative justification of the transport system influence on the social-economic development of the region, on the example of the Chuvash Republic, was made in the article.

Значение транспорта для экономики региона весьма существенно. Функционирование и воспроизводство всех элементов жизнедеятельности общества в целом и отдельного человека напрямую связаны с перемещением грузов и людей. Любые сбои в работе транспорта, ухудшение транспортного обслуживания отрицательно сказываются на работе регионального хозяйственного комплекса и ущемляют интересы населения региона.

Транспорт выполняет ряд важнейших функций, которые определяют место транспортного обслуживания в едином хозяйственном комплексе.

Экономическая роль транспорта может быть определена следующим образом: транспорт - это «кровеносная система» хозяйственного комплекса. Именно транспорт является органическим звеном любого производства и материальной базой для доставки различных продуктов из пунктов производства в пункты потребления.

Социальная роль транспорта выражается в обеспечении бытовых и производственных перемещений людей, а также в облегчении с помощью транспорта их труда.

Велико политическое значение транспорта, так как именно транспорт выполняет функцию перемещения грузов и людей между отдельными территориями, а значит, выступает материальной базой для объединения стран, республик, краев, областей.

Культурное значение транспорта состоит в том, что он обеспечивает общение между людьми и способствует удовлетворению их эстетических потребностей.

Наконец, транспорт - один из важнейших факторов обеспечения обороноспособности страны.

Как отрасль инфраструктуры транспорт обладает многими особенностями, которые необходимо учитывать при анализе развития и функционирования этой отрасли регионального хозяйственного комплекса.

Важнейшими из них являются следующие:

- продукция транспорта не имеет вещественной формы, не накапливается и не хранится. Продукция транспорта - это услуга по перемещению грузов и людей, она неотделима от процесса ее производства и потребления;

- транспортная продукция (перемещение грузов и пассажиров) в процессе производства экономически обособлена от предметов труда (перемещаемых грузов и пассажиров), которые не должны претерпевать никаких негативных вещественных изменений;

- транспорт - капиталоемкая и фондоемкая отрасль. Проектирование и строительство объектов транспорта требует не только больших финансовых затрат, но и значительных затрат времени. Функционируют транспортные объекты также весьма продолжительное время;

- при строительстве транспортных объектов часто имеет место определенная «безадресность», так как на стадии проектирования возможные объемы будущих перевозок можно оценить лишь приблизительно;

- поскольку транспортные объекты действуют в течение длительного времени и мгновенное увеличение их мощности в случае увеличения спроса на перевозки невозможно, требуется наличие достаточных резервов пропускной и провозной способности транспорта;

- функционирование транспортных объектов обладает свойством инерционности, а именно: они способны работать некоторое время «по инерции» за счет перегрузок и в ущерб качеству оказываемых транспортных услуг, сохраняя в то же время видимость удовлетворения потребностей;

- работа транспорта - это не самоцель, а лишь средство для обеспечения нормального функционирования производственных отраслей. Поэтому развитие транспорта и объем транспортных услуг определяются развитием и размещением базовых отраслей регионального хозяйственного комплекса, их связями с другими регионами страны;

- значительная доля эффекта от развития транспорта приходится не на сам транспорт, а на отрасли, пользующиеся его услугами. Своевременная и качественная доставка грузов повышает эффективность работы всех отраслей регионального хозяйственного комплекса.

Под транспортной системой понимается такое территориальное сочетание сети путей сообщения, технических средств транспорта и службы перевозок, которое объединяет все виды транспорта и все звенья транспортного процесса, находящиеся во взаимодействии и взаимосвязи, с целью обеспечения выполнения возлагаемых на них функций.

В состав транспортной системы включаются различные виды транспорта: железнодорожный, морской, речной (внутренний водный), автомобильный, воздушный, трубопроводный. Самостоятельное звено транспортной системы региона - городской транспорт по обслуживанию пассажирских перевозок.

Транспорт как вид хозяйственной деятельности состоит из двух подсистем: транспорта общего пользования и транспорта необщего пользования.

Транспорт общего пользования - основа транспортной системы региона. Именно он осуществляет перевозки грузов и людей, являясь самостоятельной отраслью регионального хозяйственного комплекса.

Транспорт необщего пользования (ведомственный) перемещает грузы и персонал отдельных предприятий. Это своего рода часть технологического процесса; в его состав включается и внутрипроизводственный транспорт.

Хозяйство и население Чувашской Республики обслуживают участки Горьковской железной дороги; автомобильный транспорт общего пользования, входящий в состав Государственного унитарного предприятия «Государственное объединение «Чувашавтотранс»; ведомственный автомобильный транспорт; речной и воздушный транспорт. По территории республики прохо-

дят ветки магистральных газопроводов, что позволяет решать проблемы обеспечения природным газом производства и населения региона.

На территории республики имеется достаточно разветвленная сеть автомобильных дорог с твердым покрытием общего и необщего пользования. Их общая протяженность превышает пять тысяч километров. Через Чувашскую Республику проходят три федеральные автодороги: «Волга» (Нижний Новго-род-Уфа-М7) - 196 км; Цивильск-Ульяновск - А-151 - 123 км; Чебоксары-Йошкар-Ола-Киров-Сыктывкар - А-119 («Вятка» - 19,0 км) [2].

Через узловые станции Канаш и Свияжск Чувашская Республика имеет железнодорожное сообщение практически со всеми регионами России и государствами Средней Азии. В конце 1993 г. ввиду особого спроса было организовано сообщение специальных грузовых поездов на одном из особо важных кольцевых участков. Он идет из Нижнего Новгорода - промышленного центра -через Арзамас и Канаш в Казань и оттуда через Агрыз, Бализино (Удмуртская Республика), Вятку, Шахунью возвращается в Нижний Новгород.

Воздушное сообщение осуществляется через Чебоксарский аэропорт. В 1995 г. была проведена большая работа по оборудованию и организации международного сектора пассажирских перевозок, создана погранслужба, взлетнопосадочная полоса подготовлена для приема большегрузных авиалайнеров. С 1996 г. Чебоксарский аэропорт получил статус международного.

В обслуживании экономики Чувашской Республики заметную роль играет речной транспорт. В настоящее время в республике протяженность внутренних судоходны путей, по которым может осуществляться судоходство, составляет 404 км.

Характеристика путей сообщения Чувашской Республики за ряд лет представлена в табл. 1.

Как видно из данных табл. 1, протяженность путей сообщения в Чувашской Республике за период с 1999 по 2006 г. изменилась незначительно.

Таблица 1

Протяженность путей сообщения (на конец года, км)

Показатели 1990 1995 2000 2003 2006

Железнодорожные пути - всего 748,0 742,4 714,7 708,6 -

В том числе: - общего пользования 428,0 428,4 396,3 396,3 396,3

- необщего пользования 320,0 314,0 318,4 312,3 -

Автомобильные дороги - всего 4532,5 5495,9 5614,5 5662,6 5618,5

В том числе: - общего пользования, из них: 2917,0 3215,0 4620,9 4833,4 4868,6

федеральные 314,0 332,0 349,2 325,5 325,5

республиканские 2603,0 2883,0 4271,7 4507,9 4543,1

- ведомственные 1615,5 2280,9 993,6 829,2 749,9

Из общей протяженности автомобильных дорог - дороги с твердым покрытием - всего 4071,0 4952,6 5333,2 5434,7 5395,7

В том числе: - общего пользования, из них 2688,0 3059,0 4474,2 4693,0 4733,3

федеральные 314,0 332,0 349,2 325,5 325,5

республиканские 2374,0 2727,0 4125,0 4367,5 4407,8

- ведомственные 1383,0 1893,6 859,0 741,7 662,4

Троллейбусные линии 79,1 80,0 90,3 90,3 90,3

Внутренние водные судоходные пути 260,0 238,0 252,0 404 -

Несмотря на трудности, связанные с нехваткой средств на финансирование строительства и ремонта дорог, в республике ежегодно увеличивается количество отремонтированных дорог.

Всего за 1995 -2006 гг. отремонтировано 1302,7 км автомобильных дорог, построено и реконструировано 1024,6 км дорог, 47 мостов и путепроводов общей протяженностью 1892 п.м. [1].

Плотность путей сообщения в Чувашской Республике (километров путей сообщения на 1000 квадратных километров территории) характеризуется следующими данными (табл. 2).

Таблица 2

Плотность путей сообщения на 1000 км2 (на конец года)

Показатели 1990 1995 2000 2003 2006

Железнодорожные пути - всего 40,4 40,4 38,9 38,6 -

В том числе: - общего пользования 23,4 23,4 21,6 21,6 21,6

- необщего пользования 17,0 17,0 17,4 17,0 -

Автомобильные дороги с твердым покрытием 221,9 270,0 290,7 296,3 294,1

В том числе: - общего пользования 146,5 166,8 243,9 255,8 258,0

- ведомственные 75,4 103,2 46,8 40,5 36,1

Внутренние водные судоходные пути 14,2 13,0 13,7 22,0 -

Как видно из приведенных данных, Чувашская Республика располагает в целом достаточно развитой транспортной сетью, причем обеспеченность региона транспортными путями выше среднероссийских показателей. Так, густота сети автомобильных дорог с твердым покрытием общего пользования в Чувашии выше, чем в среднем по Волго-Вятскому экономическому району почти в 2 раза. Если в Чувашской Республике на 01.01.2006 на 1000 км2 территории приходилось 258,4 км таких дорог, то в среднем по Волго-Вятскому экономическому району их было немногим более 143 км. По данному показателю республика занимает 4-е место в РФ и 1-е место в Приволжском федеральном округе. В целом по РФ густота автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием на 01.01.2006 составляла только 32 км. Плотность железных дорог в республике (21,6 км железнодорожных путей МПС России и 17,0 км ведомственных путей на 1000 км2 территории) более чем в 4 раза превосходит аналогичный среднероссийский показатель. Железнодорожная сеть полностью обеспечивается тепло- и электровозной тягой.

Транспорт - капиталоемкая отрасль регионального хозяйственного комплекса. Приобретение подвижного состава, строительство, ремонт и поддержание путей сообщения в работоспособном состоянии требуют немалых финансовых затрат. Только за 2006 г. на реконструкцию и техническое перевооружение транспорта было израсходовано 1467,1 млн руб. инвестиций в основной капитал (10,3% от всех инвестиций в экономику республики). На долю транспорта в 2006 г. приходился 31% всех основных производственных фондов республики [2].

Наличие подвижного состава транспорта Чувашской Республики отражено в табл. 3.

Обновление основных фондов транспорта замедляется, о чем свидетельствуют следующие данные: в 1990 г. коэффициент обновления составил 2,6%, а в 2006 г. - только 1,8, коэффициент выбытия соответственно 0,8 и 0,1%. Как следствие, возросла степень изношенности основных фондов с 27,3% в 1990 г. до 45,3% в 2006 г. [1].

Наличие подвижного состава, штук (на конец года)

Показатели 1990 1995 2000 2003 2006

Грузовой подвижной состав: Рабочий парк железнодорожных вагонов (вагоны грузовые) 1240 1098 909 835

Грузовые автомобили (включая пикапы и легковые фургоны) - всего 23095 26777 29517 27961 27737

В том числе: - общего пользования 1897 2885 1681 958 906

- в собственности граждан - 5440 14135 15401 16616

Речные грузовые суда общего пользования (без грузопассажирских) 28 20 12 7 6

Пассажирский подвижной состав: автобусы общего пользования 1241 1247 1148 979 958

Автомобили легковые - всего 36358 58624 90866 97598 107906

В том числе: - служебные 2006 4107 4354 4260 4158

- таксомоторы 203 122 89 24 24

- в собственности граждан 34151 54395 86423 93314 103724

Троллейбусы 329 350 335 336 327

Речные пассажирские и грузопассажирские суда общего пользования 33 27 13 16 16

Специальные автомобили отраслей экономики (санитарные, пожарные, аварийных служб и т.п.) 7784 6813 5724 5117 5354

Гражданские пассажирские суда 37 37 36 30 9

Современное состояние транспортного комплекса находится в тесной связи с общим социально-экономическим положением республики. Нарушение сложившихся хозяйственных связей, определенная разбалансирован-ность потребительского рынка, имевший место в течение ряда лет спад производства, рост цен на топливо и другие ресурсы, ослабление производственной и технологической дисциплины отрицательно сказались на результатах деятельности предприятий транспорта. Это выразилось в сокращении объемов перевозок грузов, о чем свидетельствуют данные табл. 4.

Таблица 4

Индексы перевозок грузов по видам транспорта общего пользования (% к предыдущему году)

Виды транспорта 1990 1995 2000 2001 2002 2003 2006

Железнодорожный 98,9 91,1 95,8 103,0 111,5 106,2 129,7

Автомобильный 96,7 70,3 87,4 105,0 96,8 87,2 105,9

Внутренний водный 91,0 126,3 120,6 96,8 113,4 165,9 107,1

Воздушный 74,3 87,1 133,6 41,8 161,7 83,2 134,5

Всего транспорт 95,5 77,2 94,5 102,8 102,4 108,8 110,7

Если за период с 1976 по 1990 г. объем перевозок грузов всеми видами транспорта вырос на 22,3%, а пассажиров во внегородском сообщении - почти на 55, то в 1991-2006 гг. имело место существенное снижение этих показателей.

На снижение показателей помимо уменьшения объемов перевозимых грузов существенное влияние оказал и рост тарифов на грузовые перевозки (табл. 5).

Индексы тарифов на грузовые перевозки автомобильным транспортом, %

1991 1992* 1993 1994 1995 1996 1997 2000 2002 2006

137,5 13,8 9,9 5,7 2,7 160,9 107,3 149,3 125,3 131,7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

* В разах.

В 2006 г. всеми видами транспорта общего пользования республики было перевезено 6262,6 тыс. тонн различных грузов и 497,11 млн пассажиров.

В экономике республики в течение ряда лет сокращалось значение железнодорожного транспорта. Если в 1990 г. железнодорожным транспортом было перевезено 6310 тыс. (1,53% к числу пассажиров, перевезенных всеми видами транспорта общего пользования), то в 2006 г. - только 2277 тыс. чел. (0,4%); грузоперевозки также сократились: с 4178 тыс. в 1990 г. (20,92% к общему объему грузов, перевезенных всеми видами транспорта общего пользования) до 967 тыс. тонн в 2002 г. (18,9%). В 2006 г. доля железнодорожного транспорта в перевозке грузов возросла до 21,6%. Увеличиваются перевозки пассажиров автобусным и троллейбусным транспортом, в 1990-2006 гг. резко упала перевозка пассажиров воздушным транспортом (с 289 тыс. до 6,3 тыс. чел., или в 45,9 раза) [1].

В 2006 г. грузовые перевозки автомобильным транспортом на коммерческой основе осуществляли 1510 предприятий различных форм собственности и ведомственного подчинения (в том числе 735 предпринимателей). Количество крупных и средних предприятий, осуществляющих перевозки грузов автомобильным транспортом, во всех отраслях экономики республики составило на 01.01.2006 г. 885 единиц, из которых коммерческими перевозками занимается 141 предприятие.

Пассажирским автотранспортом, включая автобусы малого класса, в 2003 г. перевезено 259,639 млн пассажиров. Регулярные перевозки пассажиров маршрутными автобусами осуществляют в Чувашии 18 крупных и средних государственных и частных предприятий, в том числе 10 предприятий РГУП «Чувашав-тотранс», и около 500 частных предпринимателей на 621 автобусном маршруте (77 городских, 434 пригородных, 111 междугородных, в том числе 34 межобластных).

В республике продолжается процесс включения в маршрутную сеть индивидуальных предпринимателей - владельцев автобусов. В 2006 г. количество предпринимателей возросло в 1,78 раза и составляет 746, из них около 400 работают на маршрутах в режиме «маршрутного такси» в гг. Чебоксары, Канаш, Шумерля и около 150 - на пригородных и междугородних маршрутах [2].

В результате изменений, произошедших на транспорте, значительные объемы грузовых перевозок стали выполняться негосударственными предприятиями.

В то же время перевозки пассажиров остаются монополией автотранспорта общего пользования, находящегося в государственной и муниципальной собственности.

Численность работающих на транспорте составила в 2006 г. 18033 человек (82,9% к уровню 1990 г.).

В отрасли имеют место значительные размеры дебиторской и кредиторской задолженности. На 1 января 2006 г. потребители транспортных услуг задолжали транспортным предприятиям 220931 тыс. руб., в том числе просроченная задолженность составила 53088 тыс. руб. (24%). Сами же транспортники задолжали поставщикам товаров, работ и услуг 282081 тыс. руб. (81171 тыс. руб., или 28,8% - просроченная задолженность).

Таким образом, транспортная система Чувашской Республики отличается выгодным географическим положением, располагаясь в центре европейской части России на важнейших железнодорожных, водных, автомобильных магистралях, которые связывают между собой развитые экономические районы.

Литература

1. Чувашия, 2007: стат. сб. / Чувашстат. Чебоксары, 2007. 147 с.

2. Экономика Чувашской Республики: учеб. пособие / под ред. Л.П. Куракова. 2-е изд., пере-раб. и доп. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2007. 576 с.

СОФРОНОВ ГЕННАДИЙ НИКОЛАЕВИЧ родился в 1968 г. Окончил Чувашский государственный университет. Аспирант кафедры региональной экономики и предпринимательства Чувашского университета. Область научных интересов - инфраструктура транспорта. Автор 3 научных статей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.