Научная статья на тему 'Современное состояние и пути развития рынка микрозаймов в России'

Современное состояние и пути развития рынка микрозаймов в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
499
218
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИКРОФИНАНСОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / МИКРОКРЕДИТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / МИКРОЗАЕМ / РОССИЙСКИЙ РЫНОК МИКРОЗАЙМОВ / MICROFINANCE ORGANIZATIONS / MICROCREDIT ORGANIZATIONS / MICROLOANS / RUSSIAN MARKET OF MICROLOANS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гришина Екатерина Александровна, Коваленко Сергей Борисович

Статья посвящена исследованию современного российского рынка микрозаймов. Выделены его участники микрофинансовые и микрокредитные компании, выявлены отличия между ними, охарактеризованы виды предлагаемых ими займов (займы для предпринимателей, потребительские микрокредиты, экспресс-микрозаймы). Проанализированы количественные параметры развития российского рынка микрозаймов, исследована кредитная деятельность микрофинансовых организаций. Подробно проанализированы причины сокращения числа микрофинансовых организаций в России, связанные главным образом с ужесточением требований к их деятельности со стороны Банка России. Рассмотрены формы поддержки деятельности российских микрофинансовых организаций со стороны АО «Федераль-ная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» и Банка России. Предложены перспективные направления развития кредитной деятельности микрофинансовых организаций онлайн-кредитование и сотрудничество с коммерческими банками под поручительство АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства»The article studies the existing market of microloans in Russia. The authors identify microfi nance and microcredit organizations as agents of the micro-loans market, determine differences between them, and de-scribe the loans that they offer. The article presents an analysis of the operations in microcredit organizations in Russia, reveals major challenges that they face, and examines their reasons for leaving the market of mi-croloans. Ways to boost the development of microfi nance organizations are suggested

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современное состояние и пути развития рынка микрозаймов в России»

Yekaterina Aleksandrovna Grishina,

PhD in Economics,

associate professor of the department of banking, money and credit,

Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics

Sergey Borisovich Kovalenko,

Doctor of Economics,

professor of the department of banking, money and credit, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics

УДК 336.7

Екатерина Александровна Гришина,

кандидат экономических наук, доцент кафедры банковского дела, денег и кредита, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г.В. Плеханова

^а» gea555@mail.ru

Сергей Борисович Коваленко,

доктор экономических наук, профессор кафедры банковского дела, денег и кредита, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г.В. Плеханова

kafedra_bankdelo@ssea.runnet.ru

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПУТИ РАЗВИТИЯ РЫНКА МИКРОЗАЙМОВ В РОССИИ

Статья посвящена исследованию современного российского рынка микрозаймов. Выделены его участники - микрофинансовые и микрокредитные компании, выявлены отличия между ними, охарактеризованы виды предлагаемых ими займов (займы для предпринимателей, потребительские микрокредиты, экспресс-микрозаймы). Проанализированы количественные параметры развития российского рынка микрозаймов, исследована кредитная деятельность микрофинансовых организаций. Подробно проанализированы причины сокращения числа микрофинансовых организаций в России, связанные главным образом с ужесточением требований к их деятельности со стороны Банка России. Рассмотрены формы поддержки деятельности российских микрофинансовых организаций со стороны АО « Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» и Банка России. Предложены перспективные направления развития кредитной деятельности микрофинансовых организаций - онлайн-кредитование и сотрудничество с коммерческими банками под поручительство АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства».

Ключевые слова: микрофинансовые организации, микрокредитные организации, микрозаем, российский рынок микрозаймов.

CURRENT STATE AND DEVELOPMENT POTENTIAL OF THE MICROLOAN MARKET IN RUSSIA

The article studies the existing market of microloans in Russia. The authors identify microfinance and microcredit organizations as agents of the micro-loans market, determine differences between them, and describe the loans that they offer. The article presents an analysis of the operations in microcredit organizations in Russia, reveals major challenges that they face, and examines their reasons for leaving the market of microloans. Ways to boost the development of microfinance organizations are suggested.

Keywords: microfinance organizations, microcredit organizations, microloans, Russian market of microloans.

Основным поставщиком кредитных ресурсов на современном российском кредитном рынке остается банковский сектор. Вместе с тем в последние годы широкое распространение получают новые финансово-кредитные институты, в частности микрофинансовые организации. Их развитие в стране объясняется главным образом тем, что условия получения кредитов в них являются более простыми в сравнении с возможностями получения кредитов в банках. Рынок микрозаймов становится одним из значимых сегментов российского кредитного рынка.

Изменения, происходящие в структуре кредитного рынка России, исследуются в ряде работ российских ученых-экономистов. При этом микрофинансирование зачастую характеризуется как

инновационный инструмент развития кредитной системы. В частности, Т.С. Баграмян рассматривает микрозаймы как прямую альтернативу банковскому кредитованию [1]. Микрозаймы как часть потребительского кредитования представлены в работах Т.П. Варламовой [3; 4]. Ряд прочих аспектов функционирования микрофинансовых организаций представлен в работах Н.Ю. Базюк [2], А.В. Солодухиной [8], Т.П. Смольяниновой [7], О.П. Казаченок [5] и др. В рамках настоящей статьи рассмотрим некоторые особенности развития российского рынка микрозаймов.

С марта 2017 г. микрофинансовые организации в России официально разделены на два вида: микрофинансовые компании и микрокредитные компании.

100 ♦-

Вестник СГСЭУ. 2018. № 1 (70) -♦

Микрофинансовая компания должна иметь размер собственного капитала свыше 70 млн руб., может выдать кредиты на сумму до 1 млн руб., имеет право выпускать облигации, может привлекать денежные средства вкладчиков, вправе выдавать кредиты дистанционно, через интернет. Вклады оформляются в микрофинансовых компаниях как инвестиции и имеют несколько принципиальных отличий от банковских депозитов. Минимальная сумма вклада составляет 1,5 млн руб. Государственного страхования таких инвестиций нет, но по желанию клиента микрофинансовая компания может оформить страховку платно. Процентные ставки варьируются от 15 до 60% в год. Сроки вкладов устанавливаются индивидуально для каждого инвестора.

К микрокредитным компаниям относятся юридические лица с собственным капиталом менее 70 млн руб. Они лишены права осуществлять какую-либо деятельность, кроме кредитования заемщиков. Займы выдаются на сумму не более 500 тыс. руб. Через интернет можно только привлекать клиентов, но не оформлять заявку.

На все микрофинансовые организации распространяется ряд ограничений в связи со спецификой их деятельности и с целью защиты потребителей. Микрофинансовым организациям запрещено:

- выдавать займы в иностранной валюте, все договоры оформляются только в рублях;

- осуществлять профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг;

- выдавать кредиты через интернет, если сумма займа свыше 15 тыс. руб. Для полной идентификации клиент должен посетить офис или лично встретиться с представителем компании в любом другом месте;

- выдавать заемщику следующий заем, если сумма по всем договорам превысит 1 млн руб. или 500 тыс. руб. в зависимости от категории кредитора;

- начислять завышенные штрафные санкции. Максимальная сумма штрафов не может превышать двукратный размер начальной суммы общего долга (ст. 12 Федеральный закон от 02.07.2010 г. № 151-ФЗ (ред. от 01.05.2017 г.) «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»).

Основные различия микрофинансовых и микрокредитных компаний представлены в таблице.

В настоящее время микрофинансовые организации предлагают несколько видов займов в зависимости от суммы и целевого назначения использования средств. Охарактеризуем их более подробно.

Займы для предпринимателей. Договор оформляется на сумму до 1 млн руб. Такая сумма позволяет начать бизнес, увеличить оборотные средства, закупить новые основные средства или покрыть просроченную задолженность перед кредиторами. Подать заявку могут юридические лица или индивидуальные предприниматели. Срок кредита варьируется от 1 до 3 лет. Среднерыночная ставка - 48% в год.

Потребительские микрокредиты. Займы выдаются с аналогичными лимитами - до 1 млн руб. Продолжительность кредитования - от 1 до 6 месяцев. Как правило, подобные кредиты оформляют для приобретения бытовой техники, проведения ремонта, оплаты обучения, лечения или отдыха. Средняя ставка на рынке кредитования - 15-20% в месяц.

Экспресс-микрозаймы. Под этим видом займов подразумевают деньги до зарплаты. Такое название вышло из народа и прочно закрепилось в маркетинговых материалах компаний. Миникре-дит выдается на срок от нескольких недель до одного месяца, а сумма займа ограничивается 30-50 тыс. руб. За обслуживание кредита взимается плата - 1-2% в день.

Проанализируем ряд количественных параметров развития российского рынка микрозаймов.

Количество микрофинансовых организаций в России в 2012-2017 гг. представлено на рис. 1.

Из рис. 1 видно, что число микрофинансовых организаций стремительно сокращается. За период 2012-2017 гг. сокращение составило порядка 60%. С рынка ушло 3574 организации. Следует заметить, что по данным Банка России вплоть до 2015 г. число ликвидируемых микрофинансовых организаций в России росло стремительными темпами (рис. 2). Так, если в 2012 г. было ликвидировано 70 микрофинансовых организаций, то в 2015 г. - 1455 (увеличение в 20,8 раза).

Отличия микрофинансовых и микрокредитных компаний

Критерий Микрофинансовая компания Микрокредитная компания

Требования Банка России к минимальному размеру собственных средств 70 000 000 руб., если больший размер не установлен указанием Банка России Нет, если иное не установлено указанием Банка России

Требования Банка России к аудиту и раскрытию финансовой отчетности Годовая финансовая отчетность подлежит обязательному аудиту, направлению в Банк России и раскрытию в открытом доступе Нет

Круг потенциальных заимодавцев Любые физические и юридические лица. Физическое лицо должно инвестировать не менее 1,5 млн руб. Юридические лица, а также физические лица, являющиеся учредителями/участниками компании

Право на выпуск облигаций Да, без ограничений их номинальной стоимости Нет

7000

1000 0

2012 2013 2014 2015 2016 2017

Рис. 1. Количество микрофинансовых организаций в России в 2012-2017 гг., ед. [6]

Так как рынок покинули наиболее слабые микрофинансовые организации, их уход не оказал негативного влияния на развитие сегмента в целом. В 2017 г. количество действующих заемщиков выросло на 14,6% и достигло почти 5,9 млн (из них

5.8 млн - физические лица). При этом по сравнению со значением на конец 2016 г. показатель увеличился на 55,7% [6].

Объем микрозаймов, выданных физическим лицам, за 2017 г. увеличился по сравнению с 2016 г. на 11,4 млрд руб. и составил 51,7 млрд руб. Наибольшую долю (62,2%) в этом объеме составили краткосрочные микрозаймы, что объясняется их высокой оборачиваемостью [6].

Объем микрозаймов, выданных в 2017 г. юридическим лицам, вырос по сравнению с 2016 г. на 38,2% до 2,6 млрд руб. (4,6% от общего объема выданных микрозаймов), индивидуальным предпринимателям - на 24,4% до 2,3 млрд руб.(4,1% от общего объема выданных микрозаймов). Таким образом, объем суммарных выдач микрозаймов на развитие предпринимательства в 2017 г. составил

4.9 млрд руб. (-5,4% по сравнению с 2016 г.) [6]. В 2015 г. объем задолженности по процентам по

предоставленным микрозаймам достиг 20,1 млрд руб.

Сумма реструктурированной за 2015 г. задолженности сократилась с 10,8 до 7,1 млрд руб., в то время как объем списанной задолженности вырос с 0,9 млрд руб. до 2,3 млрд руб. В 2016 г. доля задолженности выросла на 10,1 п.п и достигла 49,9%. Сумма списанной задолженности выросла на 29,1% по сравнению с 2015 г. В 2017 г. сумма задолженности по основному долгу по выданным микрозаймам превысила 96 млрд руб. На физических лиц приходилось 77% портфеля, на индивидуальных предпринимателей - 12,3%, на юридических лиц - 10,7%. По сравнению с 2015 г. рост составил 75,9 млрд руб., или в 4,8 раз [6].

Таким образом, период бурного роста числа микрофинансовых организаций, наблюдавшийся в России в 2001-2010 гг., сменился в последние годы сокращением их числа. В частности, за период 2012-2017 гг. реестр микрофинансвых организаций сократился почти на 60%, в конце 2017 г. в нем значилось 2264 организаций [6]. Подавляющая часть из них - микрокредитные компании (2204 компании, или 97,3%). Незначительное количество микрофинансовых компаний объясняется тем, что к ним предъявляются более жесткие требования, чем к микрокредитным компаниям. Они должны иметь собственный капитал не менее 70 млн руб. и обеспечивать все выданные займы резервом. Все микрофинансовые компании должны вступить в саморегулируемые организации. Из-за жестких условий стать микрофинансовой компанией могут лишь немногие.

Сокращение числа микрофинансовых организаций в России обусловлено главным образом ужесточением требований к их деятельности со стороны Банка России, наделенного с сентября 2013 г. статусом мегарегулятора финансового рынка и распространившего свою регулирующую деятельность на все сегменты этого рынка.

Ряд микрофинансовых организаций был закрыт за разнообразные нарушения. Самыми распространенными из них являются следующие: отказ от вступления в саморегулируемые организации в соответствии с требованиями Банка России, непредоставление отчетности, отсутствие правил предоставления займов на официальном сайте, несоблюдение других правил и требований регулятора. Некоторые микрофинансовые организации были исключены из реестра по собственному желанию.

В 2013 г. Федеральным законом РФ № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» от 21.12.2013 г Банк России обязал каждую финансовую компанию публиковать полную стоимость займа в кредитном договоре, в том числе и микрофинансовые и микрокредитные компании. Форма договора, в том числе его табличная часть, должна быть едина для каждого заемщика. Кроме того, установлена максимальная сумма кредита, которая ограничивается трехкратным размером начального займа, а при возникновении просрочки сумма процентов не может превышать двукратного размера кредита. Данное ограничение введено с 1 января 2017 г.,

Рис. 2. Количество ликвидируемых микрофинансовых организаций в России в 2012-2017 гг., ед. [6]

102 ♦-

Вестник СГСЭУ. 2018. № 1 (70) -♦

до этого с 29 марта 2016 г. предельный размер долга был ограничен планкой в 400%. Однако весной 2017 г. российские депутаты во исполнение поручения Президента РФ по снижению закреди-тованности населения приняли поправки, снижающие действующий порог до 150%. Для того чтобы не допустить столь радикальных изменений, участники рынка выступили с инициативой ввести дифференцированную шкалу ограничений размера долга в зависимости от суммы займа. По самым незначительным займам - до 15 тыс. руб. - было предложено сохранить действующий порядок, по займам в сумме от 15 тыс. до 30 тыс. руб. - установить ограничение на уровне 250%, от 30 тыс. до 60 тыс. руб. - 200%, от 60 тыс. руб. - на уровне 150%.

Федеральный закон РФ от 03.07.2016 г. N° 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях"», вступивший в силу с 01.01.2017 г., выдвинул очень жесткие требования к статусу и документации, которые не «потянули» многие компании микрофинансирования. Закон вступил в силу 1 января 2017 г., а организации должны были до 29 марта 2017 г. привести свой статус и документацию в соответствие с новыми нормами и правилами. Те, кто не смог этого сделать, ушли с рынка. Только за 2017 г. из реестра микрофинансовых организаций было исключено порядка 900 организаций.

Таким образом, ужесточение требований Банка России к условиям функционирования микрофинансовых организаций является одной из важнейших причин их закрытия.

В 2018 г. прогнозируется уход с рынка еще ряда микрофинансовых организаций. Причина - требование Банка России о создании резерва на потери по непогашенным займам. Не позднее 31 декабря 2014 г. микрофинансовые организации должны были сформировать резервы в размере не менее 5% от суммы предусмотренных резервов, не позднее 31 декабря 2015 г. - в размере не менее 30%. К концу 2016 г. все микрофинансовые организации были должны удвоить размер сформированных резервов (60%), а к концу 2017 г. нормативы должны выполняться в полном объеме. То есть на выданные микрокредиты микрофинансовая организация должна иметь сопоставимый по сумме резерв собственных средств, который нельзя использовать. Это существенное требование, которое не всем микрофинансовым организациям по силам выполнить.

В качестве позитивных аспектов функционирования микрофинансовых организаций следует отметить появившуюся у них возможность кредитования индивидуальных предпринимателей и малого бизнеса. Ряд микрофинансовых организаций начали выдачу займов в рамках пилотного проекта ОАО «МСП Банк» под поручительство АО «Федеральная корпорация по развитию мало-

го и среднего предпринимательства» (Корпорация МСП). Средства получили микрофинансовые организации «Финотдел», «Микрофинанс», «Брио-Финанс» и «Межрегиональная группа ипотеки и сервиса». Благодаря этому пилотному проекту микрофинансовые организации впервые смогли получить заемные средства банка под поручительства института развития малого и среднего предпринимательства. Поручительства на 50% от суммы кредита, выданного ОАО «МСП Банк» микрофинансовым компаниям, предоставила Корпорация МСП. Полученные средства микрофинансовые организации смогут использовать для выдачи микрозаймов по ставкам в диапазоне от 20,75 до 22,25% годовых.

Следует заметить, что банки настороженно относятся к микрофинансовому рынку. У многих коммерческих банков методики оценки бизнеса микрофинансовых организаций не отработаны, поэтому банки опасаются столкнуться с высокими рисками. Пилотный проект с Корпорацией МСП призван повысить интерес банкиров к работе с микрофинансовыми организациями и, соответственно, облегчить микрофинансовым организациям и их клиентам - предпринимателям малого и среднего бизнеса доступ к финансированию. Цель проекта - выработать совместно с ОАО «МСП Банк» подходы к оценке рисков и правила финансового анализа микрофинансовых организаций для предоставления им кредитов, обеспеченных поручительствами. Для банка интерес заключается в снижении риска за счет поручительства корпорации в размере до 50% от суммы кредита.

Согласно проекту, средства сроком до трех лет могут получить предприниматели, относящиеся к приоритетным направлениям деятельности ОАО «МСП Банк»: поддержке моногородов и регионов приоритетного развития, резидентов индустриальных и технопарков, поставщиков продукции в рамках выполнения заказов государственных и крупных производственных предприятий, а также начинающих предпринимателей, относящихся к молодежному или социальному предпринимательству.

В качестве методической поддержки деятельности микрофинансовых организаций Банк России прорабатывает схему ограничений выдачи новых займов российским гражданам, у которых имеется несколько действующих кредитных обязательств. Планируется разработать специальный механизм проверки долговой нагрузки граждан при их обращении в микрофинансовые организации. Действующий в настоящее время в микрофинансовых организациях анализ клиентов при оформлении микрозаймов является недостаточно эффективным.

По нашему мнению, перспективными направлениями развития кредитной деятельности микрофинансовых организаций будет являться онлайн-кредитование, а также их дальнейшее сотрудничество с банками в рамках пилотного проекта ОАО «МСП Банк» под поручительство Корпорации МСП.

В заключение следует отметить, что дальнейшее развитие российского рынка микрозаймов во многом будет определяться готовностью и возможностью микрофинансовых организаций выполнять установленные Банком России условия функционирования на данном рынке, а также от поддержки и взаимовыгодного сотрудничества микрофинансовых организаций с коммерческими банками и институтами поддержки предпринимательства.

1. Баграмян Т. С. Микрозаймы - альтернатива банковскому кредитованию // Инновационная наука. 2015. Т. 1. № 5 (5). С. 38-39.

2. Базюк Н.Ю. Микрофинансовые организации в России: микрозаймы и инвестиции // Социально-экономические науки и гуманитарные исследования. 2016. № 13. С. 7-11.

3. Варламова Т.П. Микрофинансовые организации: нормативно-правовое регулирование и направления

развития // Финансовый бизнес. 2017. № 3 (188). С. 24-29.

4. Варламова Т.П., ВарламоваМ.А. Потребительское кредитование в России в современных условиях: состояние и перспективы восстановления // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2017. № 4 (68). С. 77-82.

5. Казаченок О.П. Формирование и развитие микрофинансовой деятельности на рынке банковских услуг в РФ // Бизнес. Образование. Право. 2017. № 2 (39). С. 229-231.

6. Официальный сайт Банка России. URL: http://www. cbr.ru (дата обращения: 21.01.2018).

7. Смольянинова Т.П. Анализ деятельности микрофинансовых организаций на кредитном рынке России // Экономика и социум. 2017. № 1-2 (32). С. 644-652.

8. Солодухина А.В. Микрофинансовый рынок в России: институциональные провалы в сегменте «займы до зарплаты» и задачи мегарегулятора // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 8. Менеджмент. 2015. № 4. С. 115-151.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.