Научная статья на тему 'Современное состояние и проблемы развития малого предпринимательства Челябинской области'

Современное состояние и проблемы развития малого предпринимательства Челябинской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
751
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Павлов К.В., Андреева И.Г.

Малое предпринимательство представляет собой самый многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют экономико-социальный и отчасти политический уровень развития страны. Сектор малого предпринимательства действует в основном на местных рынках и непосредственно связан с массовым потребителем товаров и услуг. По социальному положению и уровню развития они существенно влияют на жизнедеятельность большей части населения, одновременно являясь как непосредственными производителями, так и потребителями широкого спектра товаров и услуг. Отметим, что подлинной основой жизни стран с рыночной системой хозяйствования является именно малое предпринимательство, как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Именно в этом секторе создается и циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые являются «системой жизнеобеспечения» для среднего и крупного бизнеса. В статье анализируется развитие малого предпринимательства на примере работы Правительства Челябинской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современное состояние и проблемы развития малого предпринимательства Челябинской области»

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

К.В. ПАВЛОВ,

доктор экономических наук, профессор, директор Института региональной и национальной экономики при Удмуртском государственном университете

И.Г. АНДРЕЕВА,

кандидат экономических наук, доцент Института региональной и национальной экономики при Удмуртском государственном университете

Малое предпринимательство представляет собой самый многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют экономико-социальный и отчасти политический уровень развития страны. Сектор малого предпринимательства действует в основном на местных рынках и непосредственно связан с массовым потребителем товаров и услуг. По социальному положению и уровню развития они существенно влияют на жизнедеятельность большей части населения, одновременно являясь как непосредственными производителями, так и потребителями широкого спектра товаров и услуг.

Малое предпринимательство является неотъемлемым, объективно необходимым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. При этом добавим, что основу любого развитого государства составляют крупные корпорации, а наличие мощной экономической силы — крупного капитала—в значительной мере определяет уровень научно-технического и производственного потенциалов. Но хотелось бы отметить, что подлинной основой жизни стран с рыночной системой хозяйствования является малое предпринимательство как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Именно в этом секторе создается и циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые являются «системой жизнеобеспечения» для среднего и крупного бизнеса [6].

Одним из приоритетных направлений работы Правительства Челябинской области является

развитие малого предпринимательства. Сегодня в малом бизнесе Южного Урала занято более 30 % экономически активного населения региона, или свыше 530 тыс. чел. Половина из них трудится в сфере торговли и общественного питания, четверть — в промышленности. Поступления налогов в бюджет области от субъектов малого предпринимательства превысят 3 700 млн руб., или 8,7 % общего объема налоговых поступлений. Малое предпринимательство уверенно расширяет сферы экономики, ранее характерные только для крупных и средних предприятий: промышленность, строительство, сельское хозяйство и т. д.

Развитие малого предпринимательства рассматривается не только как одно из важнейших средств создания гибкого, мобильного сектора экономики с высоким потенциалом развития и самоорганизации, но и как социально и политически стабилизирующий фактор.

В 2005 г. исполнилось 20 лет, с тех пор как в нашей стране начались экономические и социальные преобразования, которые привели к выбору рыночного пути развития. На начальных этапах реформирования постсоветской экономики предполагалось, что малое предпринимательство займет ту же нишу, что и в развитых странах, частично обеспечив тем самым импортозамещающее производство. Однако практика показала недостаточную готовность общества на всех уровнях его иерархии к развитию малого предпринимательства (подобно тому, как это произошло в экономике развитых стран). Ныне действующие механизмы функционирования малого бизнеса в России фактически

отражают и преломляют особенности отечественной модели рыночной экономики.

Проведенное сравнение основных показателей деятельности малых предприятий на территории Челябинской области и России в целом представлены в табл. 1. Анализируя данные табл. 1, можно констатировать следующее: динамика развития малого предпринимательства в России и Челябинской области до 2000 г. была идентичной, однако потом появились расхождения: если в стране количество малых предприятий сокращается, то в Челябинской области наблюдается рост, и наоборот. По объему произведенной продукции прослеживается ежегодное увеличение (исключение лишь в 1998 и 1999 гг. — финансовый кризис и его последствия соответственно), т. е. с 2000 г. наблюдается устойчивый рост как в целом по России, так и по Челябинской области, в частности. Сократилась численность внешних совместителей, работников , выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера. Анализируя инвестиционные вложения в основной капитал, следует отметить, что с 2000 г. в России, а с 2001 г. в Челябинской области снова наблюдается рост вложений в основной капитал, после того как в связи с августовским кризисом 1998 г. наблюдалось сокращение.

В общероссийской динамике наибольший рост численности малых предприятий наблюдался в 2004 г. и по сравнению с 2003 г. возрос на 6,6 %. По

Челябинской области можно отметить, что наблюдаются следующие динамические всплески: в 1997 г. доля малых предприятий в Челябинской области составляла 1,6 % от общей численности малых предприятий России, в 1998 г. этот показатель вырос и составил 2,0 %; в 2001 г. - 2,4 %; в 2004 г. - 1,7 %.

На протяжении исследуемого периода средняя численность малых предприятий в России составляет 883 тыс., а это чуть больше, чем в 1997 г. (на 2,5 %), но меньше, чем в 2004 г. (на 7 %). В Челябинской области ситуация сложилась следующим образом: средний показатель находится на уровне 18,1 тыс. предприятий, на 28 % больше, чем в 1997 г., и на 9 % больше, чем в 2004 г., то есть наблюдается снижение данного показателя.

Все сказанное свидетельствует о том, что российское малое предпринимательство столкнулось с рядом серьезных проблем, которые за исследуемый период не разрешились, практически стагниру-ют. Таким образом, можно судить о том, что уже давно требуется пересмотр «института» малого предпринимательства с рыночных позиций как в условиях региональной экономики, так и в целом по Российской Федерации.

На основании Гражданского кодекса Российской Федерации к субъектам малого предпринимательства помимо юридических лиц относят также и физических лиц, зарегистрированных в качестве

Таблица 1

Сравнение основных экономических показателей деятельности малых предприятий в Российской Федерации и Челябинской области [1]

Показатель Год

1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004

Число малых предприятий (на конец года), всего тыс. по отношению к предыдущему году, % 861,1 868,0 890,6 879,3 843,0 882,3 893,9 953,1

14,2 17,7 17,5 19,2 20,5 19,8 19,5 16,6

Объем продукции (работ, услуг), всего, млрд руб. (до 1998 г. — трлн руб.), по отношению к предыдущему году, % 303,1 261,9 423,7 613,7 852,7 1 160,8 1 682,4 2 229,6

10,1 5,3 7,0 12,8 19,0 18,7 25,8 33,7

Среднесписочная численность работников, всего тыс. чел. по отношению к предыдущему году, % 6 514,8 6 207,8 6 485,8 6 596,8 6 483,5 7 220,3 7 433,1 7 815,1

94,3 107,9 116,3 133,7 147,3 135,3 149,2 145,8

Средняя численность внешних совместителей, всего, тыс. чел. по отношению к предыдущему году, % 813,5 717,9 647,8 617,4 607,0 502,9 546,2 608,6

13,1 20,9 13,3 15,5 14,9 13,8 11,8 12,1

Средняя численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера, всего, тыс. чел. по отношению к предыдущему году, % 1 310,9 475,7 409,8 406,9 345,3 252,9 249 243,5

9,6 8,9 8,1 7,2 11,3 5,3 3,5 4,2

Инвестиции в основной капитал, всего, млрд руб. (до 1998 г. — трлн руб.) 22,1 19,3 17,9 29,8 43,5 51,0 67,3 99,2

0,5 1,1 0,3 0,3 1,4 2,2 2,5 2,9

Число малых предприятий в расчете на 10 тыс. чел. населения Нет данных 59 61 60 58 61 62 66

Таблица 2

Численность индивидуальных предпринимателей, состоящих на учете в налоговых органах (на 1 января года)

Год Численность индивидуальных предпринимателей, тыс. чел. Доля Челябинской области в структуре России,%

Россия Челябинская обл.

2000 3 864,7 113,9 2,9

2001 4 205,9 123,7 2,9

2002 4 596,3 126,0 2,7

2003 4 675,9 129,5 2,8

2004 4 670,1 122, 3 2,6

индивидуальных предпринимателей. В табл. 2 приведена общая численность индивидуальных предпринимателей на территории Российской Федерации и Челябинской области, по данным Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, включая глав крестьянских (фермерских) хозяйств.

Можно отметить следующее: доля индивидуальных предпринимателей на территории Челябинской области на протяжении рассмотренного периода остается практически на одном и том же уровне, за исключением 2004 г., в котором произошло снижение числа индивидуальных предпринимателей как в целом по России, так и по Челябинской области.

1 Без учета индивидуальных предпринимателей.

2 За 1997 — 1999 гг. данные представлены, как сумма двух строк.

Исследуя динамику отраслевой структуры в сфере малого предпринимательства Челябинской области (табл. 3), необходимо отметить, что:

• основной объем малых предприятий находится в секторе торговли и общественного питания, но с 2002 г. началось снижение численности малых предприятий в этой отрасли (37 % от общего объема в 2004 г. против 45 % в 1997 г.);

• второе место принадлежит промышленной отрасли; здесь можно отметить устойчивую позицию с 1998 г. (средний показатель за весь период составил 16,5 %);

Таблица 3

Число малых предприятий по отраслям экономики Челябинской области (на конец года; единиц)1

Отрасль Год

1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004

Всего В том числе: 14151 17748 17493 19136 20438 19800 19439 16625

Промышленность 1 898 3 105 3 190 3 457 3 411 3 134 3 008 2 816

Сельское хозяйство 34 872 172 271 82 218 217 214

Строительство 2 350 2 723 2 695 2 847 3 080 2 720 2 688 2 475

Транспорт 265 455 260 300 472 351 344 349

Связь 36 68 65 94 68 87 83 109

Торговля и общественное питание 6495 6 536 7 844 8 729 9 297 7 672 7 607 6 146

Оптовая торговля продукцией производственно-технического назначения 704 551 543 612 1081 2463 2401 1653

Информационно-вычислительное обслуживание 131 117 118 108 125 145 140 137

Операции с недвижимым имуществом 83 133 113 215 231 570 564 408

Общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка 435 639 675 708 758 725 712 643

Жилищно-коммунальное хозяйство1 324 620 269 87 66 54 51 124

Непроизводственные виды бытового обслуживания населения2 220 207 27 203 186

Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение 225 252 255 289 326 305 294 275

Образование 151 128 81 88 70 52 51 42

Культура и искусство 63 120 113 122 135 111 109 118

Наука и научное обслуживание 491 542 554 472 551 471 453 333

Финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение 237 558 209 64 — 17 17 90

Другие отрасли 210 300 320 457 478 498 497 507

• третье место также устойчиво занимает строительство (средний показатель за весь период составил 15 %);

• показатель доли сельского хозяйства в 1997 г. занимал последнее место, в 1998 г. был очень высокий рост — на 260 % малых предприятий в этой отрасли, но кризисные явления, случившиеся в этом году, в 5 раз уменьшили их численность в дальнейшем;

• развитие малых предприятий в сфере транспортных услуг стабильно и их доля составляет в среднем 2,2 %;

• доля малых предприятий в других отраслях либо возрастает, либо уменьшается, ни в одной отрасли нет устойчивого прироста за весь исследуемый период.

Учитывая изложенное, необходимо обратить особое внимание и способствовать увеличению численности малых предприятий в таких секторах, как: сельское хозяйство, связь, информационно-вычислительное обслуживание, культура и искусство, а также стимулировать рост малых предприятий в производственной сфере.

Именно малый бизнес показал себя как устойчивый сектор экономики в условиях острейшего кризиса 1998 г. При всех негативных последствиях кризиса (сокращение сбыта, нехватка оборотных средств, денег на выплату процентов по кредитам и

т. д.) занятость на предприятиях у более чем 60 % опрошенных предпринимателей не только не сократилась, но даже возросла. Более того, руководители малых предприятий выразили готовность искать новые пути развития бизнеса через диверсификацию каналов сбыта и повышения качества продукции: малый бизнес продолжал оставаться нацеленным на выживание и развитие, а вовсе не на прозябание [12].

В малом предпринимательстве области преобладают организации с небольшой численностью занятых. Средняя численность работающих в расчете на одно малое предприятие Челябинской области в 2004 г. составила 10 чел., а в предыдущие годы (1997—2003 гг.) — 8 чел. Максимальные показатели численности в следующих отраслях: жилищно-коммунальное хозяйство — 14 чел., промышленность, транспорт —по 13 чел., строительство — 11 чел., в других отраслях— от 1 до 10 чел.

По Российской Федерации средняя численность на одном малом предприятии составляет 9 чел. Максимальные показатели численности в следующих отраслях: промышленность, строительство —по 14 чел., транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство по— 13 чел., сельское хозяйство — 11 чел., в других отраслях— от 5 до 10 чел.

Объем продукции (работ, услуг), произведенный малыми предприятиями Челябинской области (табл. 4), по сравнению с 2000 г. вырос. При том,

Таблица 4

Объем продукции (работ, услуг), произведенной малыми предприятиями, по отраслям промышленности Челябинской области

Год

Отрасль 2000 2001 2002 2003 2004

Млн. В % к Млн. руб. В % к Млн. руб. В % к Млн. руб. В % к Млн. руб. В % к

руб. итогу итогу итогу итогу итогу

Вся промышленность 4 128,9 100 5 226,5 100 5 877,0 100 6 033,9 100 7 435,0 100

В том числе: 5,7 0,1 0,3 0,0 - - - - 19,0 0,3

Электроэнергетика

Топливная 4,8 0,1 - - - - - - 14,1 0,2

Черная металлургия 544,5 13,2 327,5 6,3 164,4 2,8 188,2 3,1 120,5 1,6

Цветная металлургия 227,4 5,5 289,4 5,5 375,4 6,4 331,1 5,5 469,0 6,3

Химическая и нефтехи- 171,2 4,1 736,9 14,1 578,0 9,8 421,5 7,0 609,2 8,2

мическая (без химико-

фармацевтической)

Машиностроение и 1 714,9 41,5 1 837,1 35,1 1 921,6 32,7 2 162,5 35,8 3 010,8 40,5

металлообработка (без

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

промышленности медицинской техники)

Лесная, деревообраба- 119,2 2,9 311,3 6,0 280,1 4,8 303,3 5,0 362,3 4,9

тывающая и Целлюлоз-

но-бумажная

Промышленность стро- 298,4 7,2 542,2 10,4 973,5 16,6 631,6 10,5 513,7 6,9

ительных материалов

Легкая 96,5 2,3 252,2 4,8 114,0 1,9 205,3 3,4 199,4 2,7

Пищевая 479,9 12,1 594,4 11,4 813,5 13,8 926,1 15,3 1 041,9 14,0

что за этот период наблюдается общее снижение численности малых промышленных предприятий (табл. 5) и ежегодный рост инфляции.

Проанализировав отдачу на одно предприятие за 2000 — 2004 гг., мы пришли к выводу, что практически по всем отраслям промышленности отдача в экономику области ежегодно растет, а по некоторым отраслям промышленности можно отметить следующее:

• в топливной промышленности отдача повысилась в 10 раз, при том, что численность малых предприятий снизилась в 3 раза;

• в цветной металлургии самая высокая отдача;

• в химической промышленности отдача выросла в 3 раза при незначительном росте малых предприятий на 15 единиц;

• в пищевой промышленности устойчивой рост при снижении численности малых предприятий.

Распределение малых предприятий Челябинской области по отраслям промышленности представлено в табл. 5. Спад в общем объеме наблюдается

в следующих видах промышленных малых предприятий: цветной металлургии, машиностроении и металлообработке и легкой промышленности. В лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, а также в пищевой достигнут рост в 1,4 раза и в 1,7 раз соответственно.

Доля убыточных малых предприятий по Челябинской области (табл. 6) за 1999—2004 гг. уменьшилась с 39,2 до 35,8 %, а сумма убытка увеличилась в 1, 3 раза. По крупным и средним организациям доля убыточных предприятий возросла еще больше — с 37,8 до 39,8 %. При этом уменьшение численности малых убыточных предприятий можно наблюдать в таких отраслях, как: сельское хозяйство; транспорт; заготовки; информационно-вычислительное обслуживание; геология и разведка недр, геодезическая и гидрометеорологическая службы; непроизводственные виды бытового обслуживания населения (с 51,6 до 36,7 %); культура и искусство. В то же время уменьшение убыточных отраслей среди крупных и средних предприятий произошло в таких отраслях, как: транспорт; торговля и общественное питание

Таблица 5

Распределение численности малых предприятий Челябинской области по отраслям промышленности (на конец года)

Отрасль Год

1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004

Единиц В % к итогу Единиц В % к итогу Единиц В % к итогу Единиц В % к итогу Единиц В % к итогу Единиц В % к итогу Единиц В % к итогу Единиц В % к итогу

Вся промышленность 1998 100 3105 100 3190 100 3457 100 3411 100 3134 100 3008 100 2816 100

В том числе: Электроэнергетика 2 0,1 15 0,5 10 0,3 8 0,2 2 0,1 4 0,1 4 0,1 11 0,4

Топливная - - 18 0,6 23 0,7 60 1,7 - - 11 0,4 5 0,2 20 0,7

Черная металлургия 53 2,8 132 4,3 132 4,1 143 4,1 165 4,8 112 3,6 105 3,5 82 2,9

Цветная металлургия 45 2,4 53 1.7 65 2,0 64 1,9 23 0,7 60 1,9 57 1,9 28 1,0

Химическая и нефтехимическая (без химико-фармацевтической) 62 3,3 87 2,8 96 3,0 123 3,6 175 5,1 124 4,0 120 4,0 138 4,9

Машиностроение и металлообработка (без промышленности медицинской техники) 809 42,6 1227 39,5 1233 38,7 1344 38,9 1280 37,5 1166 37,2 1130 37,6 1040 36,9

Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная 151 8,0 236 7,6 237 7,4 255 7,4 314 9,2 308 9,8 296 9,8 325 11,5

Промышленность строительных материалов 193 10,2 281 9,0 263 8,2 309 8,9 328 9,6 264 8,4 248 8,2 272 9,7

Легкая 275 14,5 376 12,1 392 12,3 371 10,7 424 12,4 322 10,3 309 10,3 252 8,9

Пищевая 128 6,7 349 11,2 395 12,4 416 12,0 414 12,1 398 12,7 383 12,7 325 11,5

Доля убыточных малых предприятий в общей численности малых предприятий и сумма убытка по отраслям экономики Челябинской области

Отрасль Год Справочно: доля убыточных крупных и средних организаций по годам, %

1999 2000 2001 2002 2003 2004

Доля убыточных предприятий, % Сумма убытка, млн руб. Доля убыточных предприятий, % Сумма убытка, млн руб. Доля убыточных предприятий, % Сумма убытка, млн руб. Доля убыточных предприятий, % Сумма убытка, млн руб. Доля убыточных предприятий, % Сумма убытка, млн руб. Доля убыточных предприятий, % Сумма убытка, млн руб.

1999 2000 2001 2002 2003 2004

Всего В том числе: 39,2 1 514,9 38,2 4 947,0 40,9 2 362,3 41,8 2 043,1 41,5 1971,3 35,8 2 002,8 37,8 38,5 42,2 47,4 46,1 39,8

Промышленность 38,1 418,9 39,0 996,5 43,0 394,1 45,0 889,1 44,5 676,5 37,6 851,5 36,5 35,0 40,2 48,5 47,5 35,1

Сельское хозяйство 57,7 12,9 45,9 26,1 51,6 42,4 54,9 70,9 52,5 34,7 41,9 70,3 36,7 57,8 60,5 69,0 54,2 47,4

Строительство 37,1 91,5 33,9 143,2 37,4 222,9 44,2 338,8 44,3 162,5 35,6 279,0 35,2 30,4 33,0 33,0 40,8 29,4

Транспорт 52,3 ЪЭ 39,6 20,5 47,9 39,7 39,5 43,5 46,6 81,8 37,6 56,2 46,8 39,1 34,8 43,0 33,0 29,9

Связь 43,1 0,9 26,6 1,2 40,8 4,6 39,7 6,3 51,8 11,0 34,6 7,5 18,8 17,6 14,3 11,1 37,5 23,1

Торговля и общественное питание 39,5 337,4 41,5 3446,1 42,1 320,5 39,4 278,1 38,1 333,0 33,9 295,9 39,7 37,1 34,9 31,0 31,3 29,7

Оптовая торговля продукцией производственно-технического назначения 35,8 7,0 30,8 206,5 35,0 592,4 39,3 228,1 37,8 131,5 35,0 132,2 27,3 22,9 39,5 31,0 37,5 40,7

Заготовки 53,8 29 56,8 7,4 55,8 9,6 51,6 4,7 42,9 2,7 38,5 6,1 55,6 33,3 57,1 58,3 63,6 33,3

Информационно-вычислительное обслуживание 32,9 0,7 29,3 2,2 20,8 0,7 31,0 2,2 29,8 2,2 31,2 0,8 25,0 - 40,0 25,0 33,3 -

Операции с недвижимым имуществом 41,7 9,6 46,7 16,9 40,3 23,7 47,3 25,1 50,0 39,7 45,4 37,1 40,0 23,1 46,7 28,6 38,5 25,0

Общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка 38,2 446,3 41,9 22,6 41,2 611,4 44,8 21,3 47,8 20,9 43,3 17,9 38,2 29,0 34,8 22,2 52,9 50,0

Геология и разведка недр, геодезическая и гидрометеорологическая службы 47,8 0,5 28,6 0,0 43,3 4,2 38,7 0,9 41,9 1,3 31,2 0,7 50,0 42,9 33,3 50,0 37,5 37,5

Прочие виды деятельности сферы материального производства 35,1 2,4 35,7 16,4 32,9 8,7 41,4 21,9 46,4 18,8 35,1 14,7 25,5 39,6 54,4 55,8 34,1 65,7

Жилищно-коммунальное хозяйство 39,4 1,5 39,5 1,0 54,3 1,9 45,3 11,5 40,0 8,2 43,8 168,6 53,1 54,9 60,4 62,7 64,5 59,0

Непроизводственные виды бытового обслуживания населения 51,6 1,8 49,6 1,4 44,8 3,0 22,8 2,0 33,9 2,8 36,7 8,1 32,1 26,9 33,3 30,4 40,0 37,1

Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение 47,8 4,5 46,2 16,9 46,8 15,3 51,7 26,9 47,7 10,7 40,7 18,3 41,4 26,9 28,3 38,5 40,8 40,4

Образование 37,5 0,3 28,9 11,5 32,4 4,3 30,6 4,9 29,2 0,3 31,8 2,4 19,2 22,9 20,0 40,5 39,3 30,4

Культура и искусство 50,0 6,5 44,1 1,8 60,3 3,7 51,6 3,0 39,7 9,2 43,4 12,3 50,0 44,6 45,1 55,0 57,1 54,1

Наука и научное обслуживание 28,8 3,3 34,0 3,9 31,2 51,7 40,1 59,1 39,7 41,6 26,8 12,5 21,3 16,7 14,0 15,9 17,5 17,4

Финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение 36,5 136,1 40,0 4,9 42,1 7,5 37,5 5,0 45,7 5,3 28,8 10,0 5,3 13,3 37,5 33,3 40,0 60,0

н

CD —

=

=1

«

а =

=

SC

CD —

В

О =

=1

S

н

р?

3

CD §

§

йа

г

I

01 (О

О)

"ел сл

I

м о о

■ч

(с 39,7 до 29,7 %); операции с недвижимым имуществом; геология и разведка недр, геодезическая и гидрометеорологическая службы; здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение; наука и научное обслуживание.

В рыночной экономике предприятие, особенно малое, не имеющее финансовых резервов, не может существовать длительное время, принося убыток. Доля прибыльных малых предприятий Челябинской области (табл. 7) за 1999-2004 гг. увеличилась с 60,8 до 64,2 % (на 3,4 %), а сумма прибыли уменьшилась в 4,5 раза. По крупным и средним организациям этот показатель упал с 62,2 до 60,2 %, т. е. на 2 %.

Общий сальдированный финансовый результат деятельности малых предприятий Челябинской области на протяжении 1999-2004 гг. положительный, тем не менее в ряде отраслей России (промышленность, сельское хозяйство, здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение) в некоторые годы наблюдается отрицательный финансовый результат. В целом отсутствует какая-либо закономерность этого процесса. При этом из всех отраслей по Челябинской области только по сельскому хозяйству устойчиво с 2000 г. наблюдается отрицательный общий (сальдированный) финансовый результат. Но этому есть объяснение - эта отрасль является самой чувствительной к внешним изменениям и требует государственного регулирования.

Основная часть сальдированной прибыли в 2004 г. получена в промышленности (76,9 %) и в торговле и общественном питании (13,2 %), на другие отрасли распределены оставшиеся 10 % прибыли.

По Российской Федерации сальдированный финансовый результат формировался согласно экономическим изменениям в стране. Так, по результатам 1998 г. из 17 отраслей 12 отраслей имели отрицательный результат, а в сумме этот показатель составил 28 550 млн руб. В последующие периоды финансовый результат был положительным. Основная часть сальдированной прибыли в 2004 г. получена в торговле и общественном питании (38,15 %), в промышленности (10,08 %); на другие отрасли распределены оставшиеся 10 % прибыли.

Помимо оценки прибыльных, убыточных малых предприятий и общего сальдированного финансового результата субъекты малого предпринимательства оцениваются с позиции рентабельности, устойчивости и платежеспособности.

Анализируя рентабельность малых предприятий Челябинской области, можно отметить, что рентабельность продукции в 2000 г. составляла

всего 0,6 %, а в 2004 г. в среднем рентабельность продукции возросла до 6,8 %. Таким образом, в регионе наблюдается положительная динамика в отличие от всероссийской рентабельности продукции по малым предприятиям - с 3,1 % она упала до 1,8 %. Рентабельность активов в Челябинской области в 2000 г. составляла всего 0,8 %, а в 2004 г. рентабельность продукции возросла до 13,4 %. По России ситуация практически не изменилась (2000 г. - 4,3 %, 2004 г. - 4,4 %). За исследуемые 2000—2004 гг. средний показатель рентабельности продукции по РФ составил 2,38 %, по Челябинской области - 2,9 %, при этом по средним и крупным организациям - 13,5 и 11,88 % соответственно. Средний показатель рентабельности активов по малым предприятиям в целом по России —3,82 %, а по Челябинской области выше - 4,28 %, по средним и крупным организациям - 6,48 и 6,58 % соответственно.

Устойчивость предприятий оценивается по следующим показателям: коэффициент текущей ликвидности и коэффициент автономии.

За исследуемый период средний показатель коэффициента текущей ликвидности по малым предприятиям России составил 104,32 %, по Челябинской области—102,66 %, при этом по средним и крупным организациям - 109,52 и 109,16 % соответственно. Средний показатель коэффициента автономии по малым предприятиям в целом по России—22,98 %, а по Челябинской области— выше 24,78 %, по средним и крупным организациям - 58,6 и 57,96 % соответственно.

Показатели текущей ликвидности вписываются в нормативное значение (1,0-2,0), а показатель автономии (финансовой независимости) по малым предприятиям ниже нормативного - 0,5. Эту тенденцию можно оценить как закономерность, так как в большинстве малые предприятия менее устойчивы в отношении независимости от прочих рыночных субъектов.

В итоге, как отмечает С. М. Миронов, локальная экономическая эффективность, которая находит отражение в рентабельности, у малого бизнеса должна быть выше, чем у крупного. В России эта закономерность незаметна, поскольку малые фирмы не представляют достоверной отчетности, и приведенные данные свидетельствуют о том, что эти предприятия скрывают свои истинные доходы [7].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отражение в статистических сборниках по малым предприятиям таких макроэкономических индикаторов, как общий экономический рост, вклад малых предприятий в ВВП, ВРП, занятость

Доля прибыльных малых предприятий в общем числе малых предприятий и сумма прибыли по отраслям экономики Челябинской области

1999 2000 2001 2002 2003 2004 Справочно: доля прибыльных крупных и средних

Доля прибыльных Сумма прибыли. Доля прибыльных Сумма прибы- Доля прибыльных Сумма Доля Сумма прибы- Доля прибыльных Сумма прибыли. Доля прибыльных Сумма прибыли. организаций по годам, %

при- при-

предприятий, % млн руб. предприятий, % ли, млн руб. предприятий, % были, млн руб- быльных предприятий, % ли, млн руб. предприятий, % млн руб. предприятий, % млн руб. 1999 2000 2001 2002 2003 2004

Всего 60,8 59 685,1 61,8 5 592,0 59,1 3 675,0 58,2 3 512,8 58,5 3284,0 64,2 13239,2 62,2 61,5 57,8 52,6 53,9 60,2

в том числе:

Промышленность 61,9 7 276,0 61,0 1 022,7 57,0 762,2 55,0 553,1 55,5 1 185,3 62,4 9 494,0 63,5 65,0 59,8 51,5 52,5 64,9

Сельское хозяйство 42,3 13,4 54,1 7,0 48,4 20,2 45,1 18,8 47,5 22,9 58,1 46,2 63,3 42,2 39,5 31,0 45,8 52,6

Строительство 62,9 717,7 66,1 1466,6 62,6 959,5 55,8 671,4 55,7 225,7 64,4 470,4 64,8 69,6 67,0 67,0 59,2 70,6

Транспорт 47,7 29,1 60,4 35,2 52,1 38,9 60,5 61,8 53,4 119,6 62,4 303,1 53,2 60,9 65,2 57,0 67,0 70,1

связь 56,9 4,9 73,4 15,5 59,2 32,8 60,3 11,9 48,2 15,7 65,4 12,9 81,2 82,4 85,7 88,9 62,5 76,9

Торговля и общественное питание 60,5 49 968,0 58,5 2 194,1 57,9 1 350,0 60,6 1 223,6 61,9 782,8 66,1 1 782,7 60,3 62,9 65,1 69,0 68,7 70,3

Оптовая торговля

продукцией производс-

твенно-технического

назначения 64,2 189,2 69,2 565,9 65,0 225,5 60,7 208,5 62,2 423,3 65,0 482,9 72,7 77,1 60,5 69,0 62,5 59,3

заготовки 46,2 3,8 43,2 4,9 44,2 3,8 48,4 1,4 57,1 4,6 61,5 0,8 44,4 66,7 42,9 41,7 36,4 66,7

Информационно-вы-числительное обслу-

живание 67,1 13,9 70,7 35,0 79,2 22,5 69,0 28,0 70,2 15,7 68,8 9,0 76,0 100,0 60,0 75,0 66,7 100,00

Операции с недвижимым имуществом 58,3 56,1 53,3 47,4 59,7 21,6 52,7 143,7 50,0 76,1 54,6 72,0 60,0 76,9 53,3 71,4 61,5 75,0

Общая коммерческая

деятельность по обес-

печению функционирования рынка 61,8 12162 58,1 93,2 58,8 70,3 55,2 77,1 52,2 39,5 56,7 21,3 61,8 71,0 65,2 77,8 47,1 50,0

Геология и разведка

недр, геодезическая и

гидрометеорологическая службы 52,2 0,6 71,4 1,7 56,7 0,6 61,3 5,5 58,1 10,8 68,8 23,1 50,0 57,1 66,7 50,0 62,5 62,5

Прочие виды деятель-

ности сферы материального производства 64,9 222 64,3 30,7 67,1 33,4 58,6 44,5 53,6 43,9 64,9 38,0 74,5 60,4 45,6 44,2 65,9 34,3

Жилищно-коммуналь-ное хозяйство 60,6 102 60,5 11,8 45,7 0,6 54,7 31,8 60,0 11,1 56,2 8,1 46,9 45,1 39,6 37,3 35,5 41,0

Непроизводственные виды бытового обслу-

живания населения 48,4 1,6 50,4 5,1 55,2 6,7 77,2 23,0 66,1 16,2 63,3 13,3 67,9 73,1 66,7 69,6 60,0 62,9

Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение 52,2 102 53,8 3,6 53,2 22,0 48,3 14,6 52,3 11,0 59,3 21,6 58,6 73,1 71,7 61,5 59,2 59,6

Образование 62,5 0,6 71,1 1,2 67,6 6,2 69,4 3,5 70,8 1,3 68,2 3,1 80,8 77,1 80,0 59,5 60,7 69,6

Культура и искусство 50,0 3,8 55,9 5,3 39,7 8,0 48,4 8,0 60,3 16,9 56,6 25,6 50,0 55,4 54,9 45,0 42,9 45,9

Наука и научное обслуживание 71,2 56,5 66,0 41,8 68,8 62,8 59,9 54,9 60,3 69,1 73,2 136,5 78,7 83,3 86,0 84,1 82,5 82,6

Финансы, кредит, стра-

хование, пенсионное

обеспечение 63,5 84,5 60,0 3,3 57,9 27,4 62,5 327,8 54,3 192,3 71,2 274,6 94,7 86,7 62,5 66,7 60,0 40,0

н

CD —

=

=1

«

а =

=

sc

CD —

В

О =

=1

S

н

р?

3

CD §

§

йа

г

I

О)

О)

"сл сл

I

ю о о

■ч

и инновации на малых предприятиях, а также налоговые отчисления в консолидированный бюджет полностью отсутствуют. Отсюда следует, что анализ деятельности субъектов малого предпринимательства не является целостным, хотя существует немало публикаций по малым предприятиям, где приводятся такого рода данные. Вместе с тем следует сказать, что в условиях переходной экономики России в 1990-е гг. соотношение форм и факторов создания предприятий было существенно иным (прежде всего, за счет приватизации и резких структурных изменений). Имеющиеся (достаточно скудные) российские данные о предприятиях различного размера также не подтверждают тезиса о большей активности малых предприятий в сфере обновления ассортимента продукции и услуг. Тем не менее в дальнейшем экономическое развитие должно идти через все большее вовлечение малых предприятий в систему общественного воспроизводства, что и отразится в статистике.

Все социально-экономические показатели подвергаются изменению как в положительную, так и в отрицательную сторону, за счет различных проблем, которые носят общефедеральный характер и присущие региональной экономике — проблем на местах.

Исследуя проблемы развития малого предпринимательства, можно сделать вывод о том, что в регионах России сложились и существуют неодинаковые экономические, политические, демографические и иные предпосылки этого развития. Поэтому общие для данного сектора экономики проблемы проявляются в различных регионах по-разному и с различной степенью остроты.

В Челябинской области можно выделить три основные группы факторов, которые препятствуют развитию малого предпринимательства в муниципальных образованиях:

1) административные барьеры;

2) налоговая политика;

3) отсутствие эффективной системы поддержки субъектов малого предпринимательства.

На аппаратном совещании при губернаторе Челябинской области министр экономического развития Челябинской области Юрий Клепов сообщил и прокомментировал итоги прошедшего областного VII Съезда представителей малого бизнеса: развитию малого бизнеса на Южном Урале препятствуют муниципальные власти. В настоящее время в городах вместо эффективной системы поддержки предприниматели встречают лишь административные барьеры. Так, проведенный на

местах анализ показал, что более 300 нормативно-правовых актов созданы с нарушением федерального законодательства, из них более 150 затрагивают деятельность субъектов малого предпринимательства. Во многих из 25 функционирующих в муниципальных образований центров поддержки предпринимательства взимали плату за предоставленные услуги (в Златоустовском районе — от 800 руб. до 7 тыс. руб., в Увельском районе — 500 руб. за заявку на предоставление областных субсидий; подобные случаи были отмечены и на других территориях). Со стороны местных административных органов проводились самовольные проверки хозяйствующих субъектов розничной торговли с наложением штрафных санкций.

Кроме того, такой основной для малых предприятий налог, как Единый налог на вмененный доход, коэффициент которого устанавливался специалистами в зависимости от уровня экономического развития территорий, в отдельных случаях необоснованно повышался в 2 — 4 раза. Как следствие, в связи с этим снизились поступления в бюджет на 40 %. Член координационного совета «Союза предпринимателей малого бизнеса города Копейска»3 Владимир Николин на Съезде представителей малого и среднего бизнеса рассказал о том, как их местные предприниматели в течение двух месяцев совместно с городской думой готовили и согласовывали законопроект о коэффициентах «вмененки». Когда стороны пришли все-таки к устраивающему их итогу, на самом заседании случилось странное: на рассмотрение депутатам был передан совершенно другой законопроект. Оказалось, что им была дана простая и ясная установка: городу нужен бюджет — поэтому увеличиваем налоги [10].

Также признана плохо организованной работа информационно-консультационных центров. Только в 7 муниципальных образованиях созданы координационные советы по малому бизнесу. Однако, по оценкам Министерства экономического развития Челябинской области, в новой программе на 2006—2008 гг. акцент по поддержке и созданию условий для развития малого бизнеса переместится непосредственно в муниципальные образования.

Анализ экономической литературы, различных отчетов, статистических материалов позволяет сделать заключение о том, что развитие малого бизнеса в Челябинской области, как и в России в целом, сдерживают несовершенство законодательной

3 Город в Челябинской области.

Проблемы МСП

Административные барьеры

Отсутствие стартового капитала

Низкая квалификация кадров, отсутствие предпринимательских навыков

Недостаток информации по вопросам предпринимательства

Отсутствие (или высокая стоимость) офисных и производственных помещений

Сложность доступа к оборудованию и технологиям

Неблагоприятный предпринимательский климат

Направления поддержки МСП

Упрощение административных процедур

Финансово-кредитная поддержка

Отбор, обучение, переподготовка, повышение квалификации

Информационное обеспечение консалтинговая поддержка

Содействие в получении поме' щений на льготных условиях

Предоставление оборудования на основе лизинга

Лоббирование предприниматель ских структур в органах власти

Проблемы и направления поддержки малых и средних предприятий [8]

базы, дефицит финансовых ресурсов, налоговый прессинг, неразвитость новых финансовых технологий, отсутствие имущественной поддержки, а в целом неэффективность государственной поддержки, а также административные барьеры различного уровня.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Несовершенство законодательной базы усугубляется тем, что существует множество подзаконных актов, нередко противоречащих основам конституционного порядка, а также произвольным толкованием законов в ведомствах и регионах, появлением на местах правовых актов, не соответствующих федеральному законодательству и затрудняющих выход предприятий на новые региональные рынки вследствие существования разных «правил игры».

Прежде всего, из всех проблем необходимо выделить проблему дефицита финансовых средств, которая в основном сводится к нежеланию коммерческих банков кредитовать малый бизнес. Мировой опыт европейских стран и США показывает, что подавляющая часть банков зарабатывает свои капиталы, кредитуя малый и средний бизнес, а также население. Отечественные банки весьма неохотно кредитуют данный сектор экономики, мотивируя это высокими операционными издержками, невозможностью потенциальных заемщиков предоставить стандартные гарантии возвратности кредита, низкой степенью диверсификации деятельности своих потенциальных клиентов. Специфической сложностью при оценке кредитоспособности малого предприятия является практическая не-

возможность разделения финансовых потоков: зачастую частный бизнес тесно связан с домашними финансами [1].

Так, в частности, авторами А. М. Пяткиным, А. А. Рожковым выделены следующие проблемы и меры поддержки, представленные на рисунке.

Конечно, более действенное государственное регулирование в сфере малого предпринимательства могло бы быстрее решить проблемы организационного, правового и финансового характера, сдерживающие его развитие. Однако, как показывают реальные события, более важными для федерального правительства являются проблемы крупного бизнеса и естественных монополий. Это подтверждают следующие факты: в 2004 г. на развитие малого бизнеса всеми регионами, вместе взятыми, было «щедро» выделено 960 млн руб., а на предоставление бюджетных кредитов было направлено свыше 26 млрд руб. Поскольку бюджетные кредиты получает преимущественно крупный бизнес, получается, что в целом по России региональные органы власти «любят» крупный бизнес в 26 раз сильнее, чем малый, но на словах все наоборот [9].

Таким образом, малым предприятиям приходится рассчитывать на имеющуюся правовую базу, экономические и административные ресурсы, социальный и физический капитал в конкретных регионах и муниципалитетах. Так, на начало 2006 г. только в 10 из 89 субъектов Российской Федерации устранены противоречия региональных законов с федеральными. Есть основания утверждать, что и при этом несовершенном законодательстве, но при ответственном подходе глав администраций, заинтересованности крупного бизнеса и банков и грамотном менеджменте имеются успехи в сфере малого бизнеса в мегаполисах (Москва, Санкт-Петербург, Казань) или по отдельным направлениям. Например: лизинг (Нижний Новгород), микрокредиты (Смоленск, Тверь), бизнес-инкубирование (Тверь, Белгород) [4].

Значительное влияние на деятельность малого предпринимательства в регионах оказывает и степень развития сферы образования и науки. Если в регионе функционируют разнообразные учебные заведения в достаточном количестве, зна-

чит, проблемы кадрового обеспечения субъектов малого предпринимательства и реализации программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров могут решаться достаточно эффективно. Для российской практики это важно, поскольку значительная часть предпринимателей начинали и сейчас осуществляют свою деятельность без должных знаний и опыта, что нередко становится причиной их разорения.

Развитию малого предпринимательства в России помимо объективных проблем перехода к рынку мешает неразвитость институциональной среды. В табл. 8 представлена сравнительная характеристика институциональной среды США, Западной Европы и России [2].

Под неразвитостью институциональной структуры малого предпринимательства подразумевается отсутствие либо неадекватность цивилизованной рыночной экономики имеющихся формальных или неформальных ограничений в обществе, где малое предпринимательство могло бы наравне с крупны-

ми предприятиями вести предпринимательскую деятельность с последующим расширением и реинвестированием.

Таким образом, государственная политика России в отношении малого предпринимательства должна быть направлена на создание современной институциональной структуры и строиться на принципах понимания конечной цели всестороннего реформирования.

В любой хозяйственной системе государство определяет «правила игры», законно оформляя и поддерживая права и обязанности экономических агентов. Эти функции выполняет институциональная среда, выраженная соответствующей инфраструктурой, налоговой и кредитной политикой государства [11].

В настоящее время базовой институциональной структурой малого предпринимательства являются:

1) государственный орган управления и контроля -Министерство экономического развития;

Таблица 8

Сравнительная характеристика институциональной среды [2]

Характеристики институциональной среды США Западная Европа Россия

Финансовый рынок Ориентирован на рынок ценных бумаг; менеджеры контролируются правилами раскрытия информации и рыночными механизмами (слияние и поглощения) Ориентирован на банки; мониторинг за счет перекрестного владения акциями и советом директоров Неразвит; неликвидный рынок акций; слабый мониторинг со стороны государственной бюрократии

Рынок рабочей силы Большое число бизнес-школ и косультационных фирм, предлагающих фирмам широкий выбор специалистов; высокий уровень профессиональной подготовки и благосостояния обеспечивает высокую мобильность рынка Небольшое число бизнес-школ; подготовка осуществляется внутри фирм с ориентацией на внутрикорпоративные интересы Небольшое число бизнес-школ; подготовка носит эпизодический характер; дефицит высококвалифицированных управленческих кадров; рабочая сила негибкая

Товарный рынок Надежное обеспечение соблюдения ответственности за совершение сделок; эффективный механизм распространения информации; активная роль потребителей и их организаций Надежное обеспечение соблюдения ответственности за совершение; эффективный механизм распространения информации; активность потребителей меньше выражена Ограниченное обеспечение соблюдения ответственности за совершение сделок; малый объем распространяемой информации; отсутствие эффективных потребителей

Государственное регулирование Низкий уровень вмешательства; относительно низкая коррупция Умеренное вмешательство; относительно низкая коррупция Высокая степень вмешательства; высокая коррупция

Механизм обеспечения законодательства Предсказуемый Предсказуемый Непредсказуемый

Корпоративная структура Сфокусированная; диверсифицированные группы не имеют преимущества Диверсифицированные группы могут иметь некоторые преимущества Диверсифицированные группы имеют существенные преимущества

2) финансовый орган управления и контроля — Фонд поддержки по развитию малого предпринимательства;

3) общественный орган управления и контроля — общественный Совет по малому предпринимательству.

Помимо этого, в институциональную среду также входят:

• фонды поддержки и финансовые институты;

• лизинговые компании;

• ассоциации по развитию малого предпринимательства;

• бизнес-инкубаторы и технологические парки;

• средства массовой информации, специализирующиеся на сфере малого предпринимательства;

• агентства и центры по оказанию бизнес-услуг;

• институт подготовки предпринимательских кадров: учебно-деловые центры, бизнес-школы.

Министерство экономического развития Челябинской области предполагает в своей структуре отдел (центр) поддержки и развития предпринимательства.

Такие органы, институты власти и поддержки развития субъектов малого предпринимательства государством были созданы, но не вполне удовлетворяют предпринимательские структуры, что и сказывается на общих социально-экономических показателях.

Очевидно, что сегодня требуются глубокие экономические научных разработки по формированию предпринимательской инфраструктуры как в условиях региональной экономики, так и в целом по Российской Федерации.

Социально-экономические институты не столько строятся или конструируются, сколько выращиваются, подобно тому, как выращивают кристалл [5].

Создание инфраструктуры должно обеспечивать формирование новых видов бизнеса с учетом уровня развития региона и квалификации работников. Для этого необходимо оценить текущие проблемы и пути их преодоления.

В процессе восстановления предпринимательской деятельности с 1985 г. и по настоящее время законодательная база для субъектов малого предпринимательства сформирована, но нельзя сказать, что она является совершенной и современной. По сравнению с западным наш бизнес существует в обстановке неразвитой правовой системы и гипертрофированной исполнительной власти, существенно

ориентированной на собственные интересы. Так, уже более 10 лет назад был принят Федеральный закон от 14.06.1995 № 88—ФЗ, который на сегодняшний день уже устарел и при этом противоречит Трудовому, Гражданскому, Бюджетному и другим кодексам РФ, которые вступили в силу в последние годы. В результате Е. Егоров отмечает, что фактически в России закона о малом бизнесе нет, и задача парламентариев и правительства—подготовить новый законопроект [3].

Успехи или неудачи в развитии малого бизнеса сегодня во многом определяются региональной политикой. Реформирование экономики, начатое на макроуровне, еще не перенесено в должной мере на уровни территорий, республик. Между тем, именно здесь пересекаются политические, территориальные, личные, производственные, коллективные и государственные интересы. Местным органам власти необходимо полнее использовать предоставленные права по стимулированию развития малого бизнеса. Такими стимулирующими рычагами могли бы быть налоговые льготы, скидки на аренду нежилых помещений, дифференцированный подход к платежам за электроэнергию, телефон, другие коммунальные услуги. К сожалению, на практике нередко наблюдается противоположная ситуация.

Одна из основных причин недостаточной эффективности институционального конструирования в новой России — отсутствие убедительной теоретико-методологической базы.

В последние годы стала ясна и необходимость глубокого переосмысления самой роли институтов в текущей экономической и социальной деятельности. Выяснилось, что институты не только влияют на поведение социальных агентов, но и лежат в самом восприятии ими действительности. Институты создают не только ограничения или стимулы для социальных действий, как считалось ранее, но и сам повод или возможность для них.

Институциональная структура общества, хотя и является более устойчивой, чем его функциональная структура, все же находится в состоянии постоянного изменения. Особенности и тенденции институциональной динамики определяют в свою очередь, потенциальные возможности достижения высокого уровня социально-экономического развития [5].

По нашему мнению, формирование институциональной базы должно обеспечиваться методикой и быть упорядоченной, и в целом это является стратегическим нематериальным ресурсом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Добронравов А. Н. Финансово-кредитные механизмы поддержки малого предпринимательства: гарантийный механизм и микрокредитование // Дайджест-Финансы. 2003. №2. С. 2—11.

2. Дынкин А, Соколов А. Интегрированные бизнес-группы в российской экономике // Вопросы экономики. 2002. № 6. С. 78—95.

3. Егоров Е. Малый бизнес - инструмент решения социальных задач // Проблемы теории и практики управления. 2004. № 4. С. 47-50.

4. Егоров А. Г., Кузьмина Л. А., Юхименко И. А. Региональные особенности развития малого предпринимательства: факторы тревожности и точки роста // Межрегиональная группа ученых - институт проблем новой экономики. 2005. № 1. С. 102 - 110.

5. Клейнер Г. Эволюция институциональных систем // Экономист. 2005. № 3. С. 78 - 85.

6. Лялин В. Е., Ляшенко В. И., Павлов К. В., Хахулин В. В. Развитие малого предпринима-

тельства: отечественный и зарубежный опыт. - М.: Экономистъ, 2006. - 254 с.

7. Миронов С. М. Малый бизнес России: тенденции и перспективы развития. («Секретариат Совета МПА государств - участников Содружества Независимых Государств»). 2003. - 102 с.

8. Пяткин А. М., Рожков А. А. Рыночные реформы в странах с переходной экономикой: Аналитический обзор. - М.: КомКнига, 2006. - 104 с.

9. Размер имеет значение // Российская газета. 08.02.2005. № 4. С. 3.

10. Ромашов А Большой съезд малого бизнеса//Че-лябинский бизнес-журнал. 2005. № 23. С. 4—6.

11. Рубе В. А. Институциональные аспекты организации малого бизнеса в развитых странах и России: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 79 с.

12. Чепуренко А. Ю. Малое предпринимательство в социальном контексте. - М.: Наука. 2004. -474 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.