Научная статья на тему 'Оценка эффективного осуществления государственного регулирования развития малого бизнеса'

Оценка эффективного осуществления государственного регулирования развития малого бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
345
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Павлов К.В., Андреева И.Г.

Для хозяйственной практики большое значение имеет разработка методического подхода к осуществлению социально-экономической эффективности функционирования и развития субъектов предпринимательства. Особенно не достаточно изучен как в теоретическом, так и в практическом плане аспект осуществления экономической оценки эффективного осуществления государственного регулирования развития малого бизнеса. Именно малый бизнес решает огромное количество социальных проблем переходного периода экономики, при этом социальный эффект присутствует как во внешней среде для бизнес-пространства, так и во внутренней. Предприниматели содержат свои семьи, способствуют развитию образования и здравоохранения, и, самое главное, решают огромную для России проблему безработицы. Ведь, перепрофилирование неэффективных гигантов индустрии и промышленных предприятий приводит к тому, что их работники уходят преимущественно в сектор малого предпринимательства. Это определяется массовостью группы мелких собственников владельцев малых предприятий и их наемных работников, общая численность которых является одной из наиболее существенных количественных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. Именно эта группа деятельного населения обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстроизменяющимися требованиями рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективного осуществления государственного регулирования развития малого бизнеса»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

8 (17) - 2007

оценка

эффективного осуществления

государственного регулирования развития малого бизнеса

К.В. ПАВЛОВ,

доктор экономических наук, профессор,

директор Института региональной и национальной экономики при Удмуртском государственном университете

И.Г. АНДРЕЕВА,

кандидат экономических наук,

доцент Института региональной и национальной экономики при Удмуртском государственном университете

Для хозяйственной практики большое значение имеет разработка методического подхода к осуществлению социально-экономической эффективности функционирования и развития субъектов малого предпринимательства. Как показывает практика, особенно недостаточно изучен как в теоретическом, так и в практическом плане аспект осуществления экономической оценки эффективного осуществления государственного регулирования развития малого бизнеса.

Рассматривая понятие эффективности, можно отметить, что практически все множество определений эффективности объединяет общее — соизмерение затрат с результатами. В свою очередь понятия «затраты» и «результаты» автоматически предполагают существование некоторого процесса генерации результатов с помощью затрат ресурсов [1]. Затратами являются различные виды вложений (материальные, финансовые и т. д.), направленные на достижение поставленной цели, что и есть результат.

Под эффективностью малого предпринимательства В. М. Яковлев понимает его более высокую результативность по сравнению с другими формами организации производства или обмена, достижение которой осуществляется с поставленными целями. При этом подразделяет эффективность как результат предпринимательства переходного периода, в основном с достижением организационных преобразований, сменой старой формы хозяйствования,

26 -

заменой субъектов собственности и хозяйствования и экономическую эффективность как непосредственный результат хозяйствования [5].

Под эффективностью деятельности доктор экономических наук, профессор А. П. Суворова понимает меру полноты и качества решения задачи, поставленной перед системой, выполнения ею своей миссии (функции в среде), обеспечивающей достижение положительного финансового результата [4].

На наш взгляд, эффективность — это результат работы хозяйствующего субъекта при рациональном использовании ресурсов и неизменном состоянии внешней и внутренней среды на момент достижения цели. Состояние неизменности внешней и внутренней среды обеспечивает уровень планируемых и фактически понесенных затрат, что, с одной стороны, позволяет получить ожидаемый эффект, но с другой стороны, в процессе достижения результата возможно изменение технологии, что будет упущенной выгодой.

В свою очередь, конкретное содержание эффективности зависит от особенностей экономики, где исследуется эффективность принимаемой или господствующей на данный момент научной парадигмы, цели исследования, ракурса зрения и многих других факторов и условий. В частности, и в нашей стране на протяжении развития отечественной экономики понятие эффективности менялось в соответствии с изменением экономических ус-

ловий, механизма хозяйствования, общегосударственных и локальных целей и установок [1].

Таким образом, для конкретизации поставленной цели необходимо специфицировать объект исследования, определить вид эффективности и цель исследования.

Оценивая эффективность функционирования хозяйствующего субъекта, следует измерять (оценивать) эффективность применительно к настоящему или прошлому периоду исследуемой системы, либо к будущему, т. е. прогнозируемому состоянию. Но в подавляющем большинстве случаев целью исследования эффективности является сравнение двух ситуаций: либо двух состояний одного и того же объекта в разные периоды времени, либо двух разных объектов в одно время. Причем в первой ситуации сравнения — минимальным значением будет положительный результат прошлого периода, а максимальным — максимально возможный. Таким образом, первичная характеристика понятия эффективности оценивается как сравнительная.

Следует отметить, что исследования эффективности принадлежат к группе «вечно актуальных», поскольку эта экономическая категория определяет условия функционирования хозяйствующего субъекта на рынке. И чем эффективнее функционируют субъекты малого предпринимательства, тем устойчивее экономика страны (региона), тем больше поступления средств в бюджет и государственные внебюджетные социальные фонды, больше рост численности рабочих мест, меньше уровень безработицы, достойнее уровень материального состояния наемных работников.

Из этого следует, что эффективность субъектов малого предпринимательства классифицируется на экономическую и социальную часть.

Экономическую часть эффективности функционирования обычно оценивают по следующим показателям: рентабельность; прибыль; удельные затраты на единицу стоимости продукции и т. п.

Кроме экономических задач субъекты малого предпринимательства решают и социальные задачи. Именно малый бизнес решает огромное количество социальных проблем переходного периода экономики, при этом социальный эффект присутствует как во внешней среде для бизнес-пространства, так и во внутренней.

Предприниматели содержат свои семьи, способствуют развитию образования и здравоохранения, и, самое главное, — решают огромную для России проблему безработицы. Ведь из-за перепрофилирования неэффективных гигантов индустрии и промышленных предприятий их работники

уходят преимущественно в сектор малого предпринимательства. Это определяется массовостью группы мелких собственников — владельцев малых предприятий и их наемных работников, общая численность которых является одной из наиболее существенных количественных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. Именно эта группа деятельного населения обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быст-роизменяющимися требованиями рынка. При этом составляющие социального эффекта следующие:

1) развитие малого предпринимательства способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников (среднего класса), самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни, являющиеся основой социально-экономических реформ любого государства;

2) занятие в сфере малого предпринимательства является не только источником средств к существованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциала личности;

3) объективно неизбежная реструктуризация экономики вынуждает все большее число граждан заняться самостоятельной предпринимательской деятельностью;

4) сектор малого предпринимательства способен создавать новые рабочие места, а, следовательно, может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране;

5) компенсация труда справедливой заработной платой (обычно выше прожиточного уровня);

6) массовое развитие малого предпринимательства способствует изменению общественной психологии и жизненных ориентиров основной массы населения, является единственной альтернативой социальному иждивенчеству. Получение социального эффекта привносит в

экономику региона (страны) увеличение отчислений в бюджетные и небюджетные фонды, формирует предпринимательскую среду высокого уровня и ориентируется на конечного потребителя в цепочке «для кого (чего) производить — что производить — как производить». Таким образом, можно сказать, что экономика переходного периода в РФ инициирует предприимчивость и иное мышление, в итоге это становится благом для общества и экономики в целом.

Социальный эффект внутри предприятия оценивается уровнем дополнительных материальных

- 27

и нематериальных благ социального аспекта для работника (оплата профессионального обучения, повышение квалификационного уровня, также охрана труда и здоровья, гарантии по сохранению рабочего места, улучшение жилищных условий и пр).

Все это могут позволить лишь те предприятия, которые отличает:

• конкурентное преимущество;

• запас прочности и устойчивое развитие;

• стимулирование и поддержка со стороны государства.

И, соответственно, эти отличия позволяют быть предприятию социально ориентированным. Но все-таки в настоящее время из-за отсутствия налаженного механизма повышения социальной отдачи бизнес-пространства в общество не все предприниматели готовы реализовывать полный социальный пакет, хотя есть и такие, которые осуществляют социальное инвестирование, преследуя публичный резонанс.

В 2002 г. Российский союз промышленников и предпринимателей одобрил Кодекс корпоративной и деловой этики. Собственные кодексы деловой этики существуют во многих российских корпорациях. Начиная с 2000 г. регулярно проводятся всероссийские конкурсы «Российская организация высокой социальной эффективности». В 2004 г. к традиционным номинациям конкурса (оплата, условия и охрана труда, повышение квалификации кадров и реализация социальных корпоративных программ) добавлены две новые: социально-экономическая эффективность коллективного договора и малые предприятия высокой социальной эффективности [3].

В условиях рыночной экономики и экономической самостоятельности регионов приобретает особое значение изучение региональной эффективности от ведения хозяйственной деятельности субъектов малого предпринимательства на местах. Растет потребность регионов в рациональном использовании трудовых, финансовых, природных и материально-технических ресурсов, а также в повышении их отдачи в экономику региона. Под повышением отдачи подразумевают прирост экономических показателей на единицу вложения.

Следует отметить, что опыт зарубежных стран свидетельствует о том, что без государственной поддержки невозможно обеспечить развития малого предпринимательства. Так, под государственной поддержкой следует понимать, с одной стороны, сознательное создание государственными структурами экономических и правовых условий,

28 -

стимулов для развития и конкурентной стойкости малого предпринимательства, а с другой стороны, вложение в него материальных и финансовых ресурсов, которые, в свою очередь, на начальных этапах должны носить либо безвозмездный, либо льготный характер.

Для оценки экономической эффективности субъектов малого предпринимательства предлагается использовать следующие коэффициенты: 1) коэффициент общей эффективности

К,

ВРПг,

ц.э.эф

ГПСМП + Их

(1)

где ВРПмп — валовой региональный продукт, созданный субъектами малого предпринимательства, руб.;

ГПсш — государственная поддержка субъектов малого предпринимательства, руб;

И — инвестиции в основной капитал субъ-

ок. смп

ектов малого предпринимательства, руб.; 2) коэффициент эффективности государственной поддержки субъектов малого предпринимательства

К

ВРП

э.эф.гп

ТПГ

(2)

Также оценку эффективности можно производить по отраслям экономики и среднюю на единицу субъектов малого предпринимательства.

Помимо коэффициентного метода, нами предлагается оценивать эффективность субъектов малого предпринимательства по факторным и результирующим показателям деятельности малых предприятий (рис. 1).

Таким образом, эффективность — это комплексная экономическая категория, которая отражает максимальную отдачу предпринимательской деятельности на единицу затрат или ресурсов.

Комплексная оценка эффективности включает в себя:

• выявление тенденций в динамике социально-экономических показателей, характеризующих развитие субъектов малого предпринимательства и эффективность их деятельности;

• оценку вклада (доли) государственной поддержки в получение социально-экономического эффекта на всех уровнях (ВВП и валовой региональный продукт, налоговые доходы бюджетной системы, доходы предприятий и др.);

• показатели социальных эффектов от поддержки субъектов малого предпринимательства [2]. Обобщение результатов оценки эффективности по названным направлениям позволит дать ответы на вопросы: в какой степени государственная поддержка является помощью для саморазвития

Факторные показатели

Число малых предприятий на 1 тыс. наличного населения региона

" Соотношение выпуска товаров и услуг малых предприятий и валового регионального продукта (ВРП)

Удельный вес занятых на малом предприятии и индивидуальных предпринимателей в численности экономически активного населения региона

Соотношение средней заработной платы работников малого предприятия и средней заработной платы работающих в экономике региона

" Удельный вес прибыльных малых предприятий в общем числе действующих малых предприятий

Удельный вес инновационно-активных венчурных малых предприятий в общем численности инновационных предприятий_

_ Удельный вес малых предприятий, занятых в системе природоохранной деятельности в общей численности экологически направленных предприятий

Результирующие показатели

- Рентабельность продукции малых предприятий (отношение прибыли (убытка) от реализации продукции к затратам на ее производство и реализацию)

- Производительность труда на малых предприятиях (отношение выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг к средней численности работающих на малых предприятиях)

Рис.1. Факторные и результирующие показатели экономической эффективности деятельности малых предприятий

малых предприятий и в какой степени она выступает формой патернализма, рассчитанного на краткосрочный эффект и не обеспечивающего в должной мере условий воспроизводства и жизнеспособности малого бизнеса. В таблице приведен расчет экономической эффективности по предложенным коэффициентам (формулы 1 и 2) по данным программ государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Челябинской области.

В целом можно отметить, что максимальная отдача от общей суммы затрат (инвестиции и государственная поддержка) наблюдается в 2001 г., а 2000 г. характеризуется высокой отдачей от государственной программы поддержки субъектов малого предпринимательства Челябинской области.

Анализ ситуации в секторе малого предпринимательства демонстрирует, что именно малое предпринимательство стало одним из немногих

растущих сегментов экономики, обеспечивающих отдачу вложенных средств и эффективное использование ресурсов. Он вобрал в себя основную часть трудоспособного населения, высвобождаемого из других секторов, сглаживающих тем самым острые социальные проблемы.

Уже давно назрела необходимость доработки либо принятия нового закона о малом бизнесе, но если он будет носить, как и раньше, декларативный характер, то такой закон не приведет к существенному улучшению ситуации. И прежде чем править либо писать закон, необходимо дать текущую оценку развитию — отдельно — малому и среднему предпринимательству, так как, по нашему мнению, малое и среднее предпринимательство — довольно разные понятия, и объединять их в одну группу предприятий, а также отражать это в законе вряд ли правильно. Учитывая, что малое предприятие — это инициатива самозанятости населения, для него

Расчет экономической эффективности за 1999—2004 гг.

Показатели 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г.

ВРП , млн руб. смп' * 6 989,1 12 844,5 18 994,0 18 701,1 25 797,8 33 715,4

ГП , млн руб. смп 6,295 6,755 12,0 15,671 18,0 18,8

И , млн руб. ок. смп' * 1 202,9 1 101,9 1 391,8 2 200,0 2 459,7 2 926,6

ГП +И , млн руб. смп ок. смп 1 209,195 1 108,655 1 403,8 2 215,671 2 477,7 2 945,4

К общ. э. эф' 5,7 11,6 13,5 8,4 10,4 11,4

к э. эф. гп 1 110,26 1 901,5 1 582,8 1 193,36 1 433,2 1 793,4

важны вопросы вхождения в рынок, преодоления административных барьеров, в число которых входят взятки, бесконечные проверки, проблемы получения кредита, аренды помещений и т. д. Что касается среднего звена экономики, то для него необходима глобальная модернизация, техническое перевооружение, важны вопросы консолидации, встраивания в какие-то благополучные структуры, также для средних предприятий большее значение имеет привлекательность для иностранных, стратегических инвесторов. Таким образом, малое и среднее предпринимательство — это разные сферы деятельности и для них надо прописывать различные законы: от определения до поддержки со стороны государства. При этом не стоит забывать огромного положительного опыта, накопленного в зарубежных странах.

Что касается принадлежности предприятий к малым или к средним, необходимо учитывать следующие положения (рис. 2): 1) в рамках совокупности малых предприятий предлагается выделить группу микропредприятий (предприятия семейного типа). В качестве критерия для микропредприятий предлагается использовать число работающих, фактическое

значение — до 10 чел., а для малого предприятия фактическое значение численности до 100 чел.;

2) на микропредприятиях управленческие и производственно-технологические функции замыкаются на одном человеке — собственнике, тогда как на малом предприятии, как правило, имеются работники наемного труда;

3) собственная доля в уставном капитале малого предприятия должна быть не менее 80 %, что во многом и определяет высокую степень хозяйственной самостоятельности малых предприятий;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4) подавляющую часть предприятий сферы услуг целесообразно относить к группе малых предприятий.

При этом рекомендуется классифицировать предприятия на основании их отчетных данных, а в случае осуществления нескольких видов деятельности использовать такой критерий, как максимальная прибыль, определять размер предприятия согласно доле рынка. Это позволит исключить олигархический бизнес и оценивать финансовые результаты деятельности предприятия, используя следующие показатели: балансовая стоимость активов, объем реализации, причем при исполь-

1. Численность работающих

2. Характеристика работающих

До 10 человек

А. Микропредприятие Б. Предприятие семейного типа

До 100 человек

Малое предприятие

До 500 человек

Среднее предприятие

Свыше 500

3. Суверенитет предприятия

Полная самостоятельность

Независимость от других юридических (физических) лиц 80%

Независимость от других юридических (физических) лиц 75%

Зависимость от государства 51% плюс один голос

Крупное предприятие

Собственник (частое лицо)

Характерно наличие наемных работников

Характерно наличие квалифицированных наемных работников

4. Отраслевая принадлежность

Все предприятия сферы услуг (включая предприятии торговой сферы и посреднические предприятия)

Промышленные предприятия, за исключением группы предприятий, входящих в крупные предприятия

Предприятия стратегического назначения (ТЭК, вооружение, ядерная промышленность, фармацевтика)

Рис. 2. Ютассификация бизнес-структур НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: приоритеты и безопасность

зовании этих показателей следует исходить из эффективности работы малого предприятия.

В случае превышения предельного показателя по результатам финансового года предприятие не должно терять права отнесения к малому либо среднему сразу же. Ему следует дать еще шанс проработать хотя бы год, т. к. плановые показатели деятельности не всегда могут совпасть с фактическими результатами. И это, на наш взгляд, будет более правильным, т. к. эта процедура не уведет в теневую экономику большое количество малых предприятий и, тем самым, не лишит бюджет значительной части дохода. При этом налоговые поступления должны увеличиваться не от повышения налоговой ставки, а от улучшения «климата» для ведения предпринимательской деятельности.

Сегодня, пусть пока и декларативно, государство признало: развитие малого и среднего бизнеса является важным фактором эффективной экономики. Ведь даже самая благоприятная для нас конъюнктура на мировых сырьевых рынках способна обеспечить России лишь 3 — 4 % ежегодного прироста ВВП. Объективно требуется 7—8 %. Очевидно, что недостающие 3 — 4 % должен как раз дать малый и средний бизнес.

Анализ экономической литературы, различных отчетов, статистических материалов позволяет сделать выводы о том, что в настоящее время развитие малого бизнеса в России сдерживают также такие факторы, как несовершенство законодательной базы, недоступность финансовых ресурсов, налоговый прессинг, неразвитость новых финансовых технологий, отсутствие имущественной поддержки, а также административные барьеры. Это уже традиционно повторяющиеся из года в год причины.

Обеспечение устойчивости и повышения эффективности субъектов малого предпринимательства невозможно без новых, отражающих современную действительность законов и методических рекомендаций по организации и управлению этим сектором экономики.

Для обеспечения устойчивости субъектов малого предпринимательства необходимо руководствоваться системным подходом, учитывать внешние, внутренние и смешанные факторы, а также рассматривать устойчивость внутреннего и внешнего характера.

Исследование показало, что кроме экономического эффекта результатом функционирования

системы малого предпринимательства в не меньшей степени является также достижение высокого уровня социального эффекта, что будет способствовать ускоренному формированию и развитию среднего класса, росту самозанятости населения, снижению безработицы и пр.

Для оценки экономической эффективности осуществления государственной поддержки в отношении эффективного развития малых предприятий в затратной части предлагается использовать показатели объемов государственной поддержки в стоимостном выражении и суммы инвестиций в основной капитал.

Предлагается определять размер малого предприятия на базе классификация бизнес-структур, учитывая следующие составляющие: численность работающих; характеристика работающих; суверенитет предприятия; отраслевая принадлежность и на основании их отчетных данных, а в случае осуществления нескольких видов деятельности предлагается использовать такой критерий, как максимальная прибыль. В этом случае размер предприятия можно определять согласно доле рынка, исключая таким образом олигархический бизнес, оценивать финансовые результаты деятельности предприятия, используя следующие показатели: балансовая стоимость активов, объем реализации, причем при использовании этих показателей следует исходить из эффективности работы предприятия.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мезоэкономика переходного периода: рынки, отрасли, предприятия. — М.: Наука, 2001. — 516 с.

2. Павлов К. В. Интенсификация экономики в условиях неопределенности рыночной среды. — М.: Магистр, 2007. - 271 с.

3. Соболева И. Социальная ответственность бизнеса: глобальный контекст и российские реалии // Вопросы экономики. 2005. № 10. С. 90 - 102.

4. Суворова А. П. Методологический подход к оценке эффективности деятельности экономической организации // Финансы и кредит. 2006. № 4. С. 43 - 48.

5. Яковлев В. М. Конструктивное предпринимательство. — М.: Трил, 1994. — 242 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.