Научная статья на тему 'Современное состояние и проблемы информационно-аналитического обеспечения оперативно-розыскной деятельности'

Современное состояние и проблемы информационно-аналитического обеспечения оперативно-розыскной деятельности Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
725
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
LAW ENFORCEMENT AGENCIES / GOVERNMENT BODIES AUTHORIZED TO CARRY OUT OPERATIONAL INVESTIGATIVE ACTIVITIES / OPERATIONAL INVESTIGATIVE ACTIVITIES / INFORMATION / SINGLE INFORMATION SPACE / INFORMATION RESOURCES / AN INTEGRATED DATA BANK / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ / УПОЛНОМОЧЕННЫЕ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНФОРМАЦИЯ / ЕДИНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / ИНТЕГРИРОВАННЫЙ БАНК ДАННЫХ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Саркисян Гор Георгиевич

В статье рассмотрен вопрос создания и функционирования специальных подразделений информационно-аналитического обеспечения государственных органов, уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности. Выделены основные требования и направления деятельности информационно-аналитических подразделений, рассмотрены этапы их деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Саркисян Гор Георгиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT STATE AND PROBLEMS OF INFORMATIONAL ANALYTICAL SUPPORT OF OPERATIVE-SEARCH ACTIVITY

The article considers the creation and functioning of special units of informational and analytical support of state bodies authorized to carry out operational investigative activities. The main requirements and directions of the activity of information and analytical units are highlighted, the main stages of their activity are considered.

Текст научной работы на тему «Современное состояние и проблемы информационно-аналитического обеспечения оперативно-розыскной деятельности»

УДК 351.745.7 : 004 ББК 67.52

© 2019 г. Саркисян Гор Георгиевич,

адъюнкт Академии управления МВД России. E-mail: djegan@mail.ru

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье рассмотрен вопрос создания и функционирования специальных подразделений информационно-аналитического обеспечения государственных органов, уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности. Выделены основные требования и направления деятельности информационно-аналитических подразделений, рассмотрены этапы их деятельности.

Ключевые слова: правоохранительные органы, государственные органы, уполномоченные на осуществление оперативно-розыскной деятельности, оперативно-розыскная деятельность, информация, единое информационное пространство, информационные ресурсы, интегрированный банк данных.

Sarkisyan Gor Georgievich - Adjunct of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

CURRENT STATE AND PROBLEMS OF INFORMATIONALANALYTICAL SUPPORT OF OPERATIVE-

SEARCH ACTIVITY

The article considers the creation and functioning ofspecial units of informational and analytical support of state bodies authorized to carry out operational investigative activities. The main requirements and directions of the activity of information and analytical units are highlighted, the main stages of their activity are considered.

Keywords: law enforcement agencies, government bodies authorized to carry out operational investigative activities, operational investigative activities, information, a single information space, information resources, an integrated data bank.

Сегодня эффективное управленческое решение в органах внутренних дел, как и в других правоохранительных органах, подразумевает грамотную организацию технологии сбора и анализа информации. Это в особенности касается оперативных подразделений, для которых информация является основой деятельности. Этот факт подтверждает важность информационно-аналитического обеспечения оперативно-розыскной деятельности подразделений, уполномоченных на ее осуществление.

Как правило, процесс принятия решения сотрудником оперативного подразделения включает этапы получения первичной информации, ее изучения и обработки, после которых принимается решение. На этом этапе особенно заметен тот факт, что первичная информация часто не является достаточной для принятия эффективного решения, поскольку отдельно взятые сотрудники обладают только малой частью информации, добытой ими самими. Для решения этой проблемы в государственных органах, уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности, созданы специальные информационно-аналитические подразделения, основным назначением которых является информа-

ционно-аналитическое обеспечения деятельности оперативных подразделений.

В энциклопедии государственного управления в России под термином «информационно-аналитическое обеспечение государственной службы» понимается «система организационных, методических и интеллектуальных видов деятельности работников аппарата органов власти по сбору, систематизации, анализу, хранению и использованию сведений в процессе принятия управленческих решений» [1].

В указанном определении, как и в определениях некоторых ученых и специалистов, речь больше идет о сборе, формировании и хранении информации. При этом мало внимания уделяется процессу получения систематизированной аналитической информации. С этой целью автором синтезировано собственное определение понятия «информационно-аналитическое обеспечение деятельности оперативных подразделений», под которым предлагается понимать деятельность специальных субъектов оперативно-розыскной деятельности по формированию, ведению, использованию и совершенствованию функционирования информационных систем

оперативно-разыскной информации, призванную на основе результатов аналитической работы обеспечить сотрудников оперативных подразделений совокупностью сведений в виде систематизированной аналитической информации, необходимой им для эффективного осуществления возложенных на них задач и функций [2, с. 167-169].

Совершенствование информационно-аналитических подразделений в государственных органах, уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности, особенно актуально в связи с тем, что во времена развития информационных технологий, избытка информации и новых форм (цифровых) преступности существует необходимость в постоянном «получении оперативно значимой актуальной информации в отношении интересующих объектов, контроле и анализе качества получаемой информации», выполнения таких процессов как интерпретация, универсализация и приведение в соответствующий формат информации, предоставляемой сотрудникам оперативных подразделений [3, с. 34]. Информационно-аналитические подразделения выступают в качестве центра по сбору и обработке информации из различных источников, а также осуществления «мониторинга ситуации, ее диагностики, проведения анализа и моделирования возможного развития событий» [4, с. 138]. Тем самым информационно-аналитические подразделения играют важную и неоспоримую роль в повышении результативности оперативно-розыскной и правоохранительной деятельности Российской Федерации в целом.

Основными требованиями и функциями информационно-аналитических подразделений, как правило, являются: сбор информации; обработка информации; оперативное предоставление актуальной аналитической информации, в том числе на основе проведения специальных мероприятий; хранение информации; защита информации. Очевидно, что каждое вышеперечисленное направление может быть реализовано в какой-то определенной степени. Например:

- качественный сбор информации требует наличия законодательно закрепленного доступа к специальным массивам сведений, а также полномочий на требование о направлении информации;

- качественная интеграция и обработка информации в специальные банки данных

зависит от технической оснащенности и штатной численности информационно-аналитических подразделений;

- оперативное реагирование и предоставление актуальной аналитической информации зависит от объема имеющейся в распоряжении информации, объема баз данных, доступа к различным источникам, уровня технического обеспечения, способного передавать информацию ограниченного доступа, характеристик средств связи и т. д.

Эффективность перечисленных выше направлений деятельности информационно-аналитических подразделений напрямую зависит от уровня кадрового обеспечения, квалифицированной и профессиональной подготовки персонала - сотрудников-аналитиков.

Сегодня перед информационно-аналитическими подразделениями встала проблема выбора между качеством и количеством информации. С одной стороны, явный избыток разнообразной информации, причем как представляющей оперативный интерес, так и не имеющей никакого значения для работы оперативных сотрудников. Большие объемы информации физически невозможно ни усвоить, ни проанализировать, ни даже просмотреть (ознакомиться) без помощи современных технических средств и программного обеспечения. С другой стороны - всегда не хватает информации, необходимой и достаточной для полного, всестороннего и грамотного анализа с последующим прогнозированием и генерацией вариантов решения [3, с. 40].

Неверным и необъективным является мнение о том, что служить в информационно-аналитическом подразделении может быть практически любой сотрудник, в том числе без специальной на то подготовки. Якобы достаточно всего лишь собрать и обобщить имеющуюся информацию, предоставить ее сотруднику заинтересованного оперативного подразделения. В действительности же, получение оперативно значимой информации на выходе является кропотливым трудом профессионально подготовленных специалистов-аналитиков. Конечная информация должна быть актуальной, достоверной, полной и эффективной для принятия решения по планированию оперативно-розыскных мероприятий, с целью пресечения, раскрытия и профилактики преступной деятельности.

Большое внимание уделяется не только глубине и оригинальности предоставляемых све-

дений, но и оперативности, эффективности (результативности) ее использования. При этом существуют внутренние особенности: ограничения по срокам подготовки материалов, их обоснованности, достоверности, ответственности сотрудников, подготовивших информацию, и сотрудников, использовавших ее. По сути, это работа профессионально подготовленных, на постоянной основе действующих, функционально распределенных коллективов, осуществляющих свою деятельность в нормативно уполномоченных на это подразделениях - информационно-аналитических, в связи с чем эта система должна представлять собой иерархическую структуру, во главе которой стоят главные управления (управления, департаменты) федерального уровня соответствующего министерства (службы, органа).

По функциональному признаку, оперативно-служебная деятельность информационно-аналитических подразделений включает в себя: информационное обеспечение деятельности руководителя, информационное обеспечение планирования, информационно-аналитическое обеспечение оперативно-розыскных мероприятий и т. д. Из чего следует, что термины «информационное обеспечение» и «информационно-аналитическое обеспечение» относятся и к функциям управления, и к деятельности отдельных структурных подразделений, а также конкретным категориям оперативных сотрудников [5, с. 24-26].

Таким образом, можно выделить 9 основных этапов деятельности информационно-аналитических подразделений:

1) сбор информации;

2) создание интегрированных банков данных (информационных систем);

3) обработка и внесение информации в банки данных;

4) хранение информации;

5) обеспечение защиты информации;

6) проведение аналитических мероприятий по запросам уполномоченных сотрудников;

7) проведение аналитических мероприятий в инициативном порядке;

8) подготовка аналитического документа (справки) по результатам аналитических мероприятий (с ответами на интересующие инициатора вопросы или предложениями о проведении оперативно-розыскных мероприятий по пресечению, раскрытию или профилактике преступной деятельности);

9) подготовка альтернативных вариантов (прогнозов) развития ситуации (прогнозирование).

Следует также отметить, что в круг задач информационно-аналитического обеспечения не входит оказание корректирующего воздействия на сотрудников оперативных подразделений - инициаторов аналитических мероприятий. Но вместе с тем они способны и обязаны предоставлять такую информацию, которая обеспечит сотрудника (подразделение) необходимым для принятия эффективного решения сведениями [6, с. 263-266].

В работах заслуженных исследователей данной проблематики (авторы: С. А. Андреева, Т. А. Бочарова, Е. А. Голобурда, П. Ф. Иванов, Г. И. Климантова, А. Ю. Козловский, В. В. Кор-неев, А. С. Овчинский, В. С. Овчинский, Е. Н. Яковец) обозначены проблемы информационно-аналитического обеспечения деятельности государственных органов, в том числе и органов, уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности, которые в течение последних лет все также остаются актуальными и требующими разрешения. В их числе:

- отсутствие единой целостной интегрированной информационной инфраструктуры, а также информационной поддержки со стороны различных организаций и представителей общества;

- низкий уровень информационно-аналитического обеспечения, в том числе по причине недостатка технического и программного оснащений;

- недооценка роли информационно-аналитических служб и подразделений, сведение в отдельных случаях их усилий лишь к информационной работе, заключающейся в сборе информации и предоставлении ее в первоначальном виде без соответствующей аналитической обработки;

- игнорирование аналитических, прогнозно-диагностических и коммуникационных возможностей информационно-аналитических подразделений;

- отсутствие системы обучения и повышения квалификации сотрудников-аналитиков, подготовленных специально для информационно-аналитических подразделений правоохранительных органов, уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности [7, с. 139-142].

Указанные проблемы существуют под воздействием следующих факторов:

- во-первых, несмотря на то, что существует множество реально работающих информационных систем и банков данных, на сегодня нет четких примеров эффективного алгоритма интеграции всех информационных банков данных и других ресурсов, т. е. создания в рамках единого информационного пространства единого интегрированного банка данных правоохранительного органа, уполномоченного на осуществление оперативно-розыскной деятельности.

В составе каждого государственного органа функционирует множество внутренних баз данных по направлениям деятельности подразделений этого органа, зачастую, эти базы несовместимы между собой и сотрудникам приходится отдельно обращаться к каждому массиву информации, что существенно замедляет аналитический процесс;

- во-вторых, существует проблема правового регулирования вопроса информационно-аналитического взаимодействия и обеспечения доступа к массивам информации между подразделениями внутри одного ведомства, а также между ведомствами, в особенности это касается информации закрытого характера;

- в-третьих, остро стоит проблема технического обеспечения данной деятельности. Для организации эффективной информационно-аналитической работы необходимо постоянно обновлять технику и программное обеспечение отвечающими современным требованиям материальными средствами и каналами связи, в том числе закрытого характера для передачи сведений, составляющих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственную тайну. Обновление технических средств и их сервис-

Литература

1. URL http://lib.sale/upravlenie-munitsipalnoe-gosudarstvennoe /entsiklopediya-gosudarstven-nogo-upravleniya.html/.

2. Саркисян Г. Г. Информационное обеспечение деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел // Труды Академии управления МВД России. 2018. № 2 (46).

3. Иванов П. Ф. Информационно-аналитическое обеспечение региональных органов власти и управления // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2002. № 2 (157).

ное обслуживание требует очень больших финансовых затрат [8, с. 160-165].

В заключение хотелось бы отметить, что на этапе стремления России к информационному прогрессивному обществу наибольшую значимость приобретает процесс формирования единого информационного пространства на всех уровнях, представляющего собой совокупность баз и банков данных, сопровождающих их технологий программных средств и технологий, информационно-телекоммуникационных систем, обеспечивающих информационное взаимодействие и удовлетворение информационных потребностей всех заинтересованных оперативных подразделений, государственных органов, уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности [9, с. 127-128].

В цепочке элементов построения единого информационного пространства Российской Федерации немаловажной составляющей является создание, ведение и использование в правоохранительных органах, уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности, единых интегрированных банков данных закрытого характера (для начала -для каждого правоохранительного ведомства, а после - и межведомственного), объединяющих все информационные ресурсы ведомств в один.

В свою очередь, единое информационное пространство подразумевает и эффективное использование такого ресурса, а это невозможно без подготовки соответствующих специалистов. Поэтому еще одной задачей, стоящей перед государственными органами, является создание системы обучения и повышения квалификации сотрудников-аналитиков, подготовленных специально для информационно-аналитических подразделений.

Bibliography

1. URL: http://lib.sale/upravlenie-munitsipalnoe-gosudarstvennoe /entsiklopediya-gosudarstven-nogo-upravleniya.html/.

2. Sarkisyan G. G. Information support of the activities of the intelligence units of the internal affairs bodies // Trudy Akademii upravleniya MVD Rossii. 2018. № 2 (46).

3. Ivanov P. F. Information and analytical support of regional authorities and management // Anal-iticheskij vestnik Soveta Federacii FS RF. 2002. № 2 (157).

4. Пушкарева Г. В. Информационные технологии в принятии государственных решений: современные тенденции // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2009. № 2.

5. Саркисян Г. Г. Информационно-аналитическое обеспечение деятельности оперативных подразделений (на примере таможенных органов России) // Сб. материалов I Международной научно-практич. Молодеж. конф. «Правовое регулирование общественных отношений на Земле и в космическом пространстве», 9-10 ноября 2018 г. Самара, 2018.

6. Хижняков Д. П. Информационно-аналитические службы и их деятельность по обеспечению процесса принятия решений в региональных органах власти // Молодой ученый. 2010. № 1-2. Т. 1.

7. Саркисян Г. Г. Особенности информационно-аналитического обеспечения уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности государственных органов Российской Федерации и стран-участников ОБСЕ // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2019. № 1 (55).

8. Саркисян Г. Г. Особенности формирования единого информационного пространства государственных органов, уполномоченных на осуществление ОРД» // Юристъ-Пра-воведъ. 2019. № 3 (90).

9. Килин А. П. Информационно-аналитическая деятельность в органах государственного управления субъектов Российской Федерации. Екатеринбург, 2014.

4. Pushkareva G. V. Information technology in making government decisions: current trends // Prob-lemnyj analiz i gosudarstvenno-upravlencheskoe proektirovanie. 2009. № 2.

5. Sarkisyan G. G. Information and analytical support for the activities of intelligence units (for example, the customs authorities of Russia) // Collection of materials of the I International Scientific and Practical Youth Conference «Legal Regulation of Social Relations on Earth and in Outer Space», November 9-10, Samara, 2018.

6. Khizhnyakov D.P. Information and analytical services and their activities to ensure the decision-making process in regional authorities // Molodoj uchenyj. 2010. № 1-2. T. 1.

7. Sarkisyan G. G. Features of information and analytical support authorized to carry out intelligence activities of state bodies of the Russian Federation and OSCE countries // Vestnik Kaliningradskogo filiala Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii 2019. № 1 (55). Kaliningrad, 2019.

8. Sarkisyan G. G. Features of the formation of a single information space of state bodies authorized to carry out intelligence activities // Yurist-Pravoved. 2019. № 3 (90).

9. Kilin A. P. Information and analytical activity in government bodies of the constituent entities of the Russian Federation. Yekaterinburg, 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.