Научная статья на тему 'Использование специальных учетовв информационно-аналитической работе оперативных подразделений государственных органов, уполномоченных на осуществление оперативно-разыскной деятельности'

Использование специальных учетовв информационно-аналитической работе оперативных подразделений государственных органов, уполномоченных на осуществление оперативно-разыскной деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
410
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ИНФОРМАЦИЯ / ОПЕРАТИВНЫЕ УЧЕТЫ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОПЕРАТИВНО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ / INTERNAL AFFAIRS BODIES / INFORMATION / OPERATIONAL ACCOUNTING / INFORMATION SYSTEM / INTELLIGENCE ACTIVITY / OPERATIONAL ANALYTICAL UNITS / INFORMATION AND ANALYTICAL SUPPORT FOR THE ACTIVITIES OF POLICE INTELLIGENCE DIVISIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Саркисян Г. Г.

В статье рассмотрен вопрос использования специальных учетов при организации информационно-аналитического обеспечения оперативных подразделений органов внутренних дел. Выделены задачи, основные требования и специфические черты учетов, формируемых и используемых оперативными подразделениями органов внутренних дел Российской Федерации. Акцентировано внимание на том, что учеты являются структурными элементами общей информационной системы оперативных подразделений, формирование и использование которой является одним из важнейших направлений современной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Use of Special Accounts in the Information and Analytical Work of Intelligence Activities of State Bodies Authorized to Carry out Operational Investigative Activities

The article discusses the use of special accounting in the organization of information and analytical support of intelligence activities of internal affairs bodies. The tasks, basic requirements and specific features of the counts formed and used by the intelligence divisions of the internal affairs bodies of the Russian Federation are highlighted. Attention is drawn to the fact that accounting is a structural element of the general information system of intelligence divisions, the formation and use of which is one of the most important areas of modern activity of the internal affairs bodies of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Использование специальных учетовв информационно-аналитической работе оперативных подразделений государственных органов, уполномоченных на осуществление оперативно-разыскной деятельности»

Использование специальных учетов в информационно-аналитической работе оперативных подразделений государственных органов, уполномоченных на осуществление оперативно-разыскной деятельности

Г. Г. САРКИСЯН,

адъюнкт 3-го факультета (подготовки научных и научно-педагогических кадров) (Академия управления МВД России) E-mail: [email protected]

The Use of Special Accounts in the Information and Analytical Work of Intelligence Activities of State Bodies Authorized to Carry out Operational Investigative Activities

G. G. SARKISYAN,

Adjunct 3rd Faculty (Training of Scientific and Pedagogical Staff) (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)

В статье рассмотрен вопрос использования специальных учетов при организации информационно-аналитического обеспечения оперативных подразделений органов внутренних дел. Выделены задачи, основные требования и специфические черты учетов, формируемых и используемых оперативными подразделениями органов внутренних дел Российской Федерации. Акцентировано внимание на том, что учеты являются структурными элементами общей информационной системы оперативных подразделений, формирование и использование которой является одним из важнейших направлений современной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации.

УДК 311.11:343.102

The article discusses the use of special accounting in the organization of information and analytical support of intelligence activities of internal affairs bodies. The tasks, basic requirements and specific features of the counts formed and used by the intelligence divisions of the internal affairs bodies of the Russian Federation are highlighted. Attention is drawn to the fact that accounting is a structural element of the general information system of intelligence divisions, the formation and use of which is one of the most important areas of modern activity of the internal affairs bodies of the Russian Federation.

Органы внутренних дел, информация, оперативные учеты, информационная система, оперативно-разыскная деятельность, оперативно-аналитические подразделения, информационно-аналитическое обеспечение деятельности оперативных подразделений.

Internal affairs bodies, information, operational accounting, information system, intelligence activity, operational analytical units, information and analytical support for the activities of police intelligence divisions.

Современный ритм и объемы поступающей информации выставляют на первый план такую проблему, как кодирование полученной информации. В подтверждение вышесказанному можно привести слова Лекса А.

Ван Ганстерена, по мнению которого «проблемой является не недостаток, а наоборот избыток информации». В связи с этим, для своевременного и оперативного удовлетворения служебной потребности в информации, создаются различ-

ные специальные учеты, предназначенные для накопления и систематизации информации.

В соответствии со ст. 24 Конституции Российской Федерации сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия запрещены [1]. Однако Конституционный суд Российской Федерации указал на то, что преступное деяние к частной жизни лица не относится (п. 7 определения Конституционного Суда Российской Федерации № 86-0 от 14 июля 1998 г.), соответственно нарушения никакого нет [3]. Законом об ОРД (ч. 1 ст. 10) и вовсе закреплена возможность государственным органам, уполномоченным на осуществление ОРД, при решении задач, стоящих перед ними, создавать и использовать информационные системы.

К числу основных владельцев такого рода информационных систем относятся государственные правоохранительные органы:

— органы внутренних дел Российской Федерации;

— органы Федеральной службы безопасности Российской Федерации;

— органы Министерства юстиции Российской Федерации;

— таможенные органы Российской Федерации;

— подразделения Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Российской Федерации и др.

П. 8 ч. 1 ст. 3 Федерального закона «О персональных данных» дает нам определение понятия информационной системы персональных данных, под которой следует понимать некий учет (систему), который представляет собой совокупность персональных данных, содержащихся в базе данных, а также информационных технологий и технических средств, позволяющих осуществлять обработку таких данных с использованием средств автоматизации или без использования таких средств [2].

Каждый такой учет специфичен, имеет свои объекты и служит для обеспечения необходимыми сведениями служб и подразделений органов внутренних дел. Информационную потребность оперативно-разыскной деятельности государственных органов, уполномоченных на осуществление оперативно-разыскной деятельности, наиболее полно удовлетворяют оперативные, розыскные, оперативно-справочные и криминалистические учеты, которые для целей настоящего исследования можно интегрировать под общим названием «оперативные учеты».

Под оперативными учетами в настоящей статье понимаются создаваемые субъектами опера-

тивно-разыскной регистрации в интересах решения стоящих перед ними задач, отвечающие требованиям безопасности информационные системы, предназначаемые для организации оперативно-разыскной деятельности, а также систематизации ее результатов [6].

По функциональности оперативные учеты рассматриваются в трех направлениях:

— управленческая функция (обеспечение руководителей информацией о преступности, а также результатах с ней);

— оперативно-разыскная функция (направлена на повышение эффективности оперативно-разыскной работы с целью профилактики, выявления, раскрытия и расследования преступлений, розыска лиц и имущества);

— оперативно-служебная функция (сбор, обработка, хранение и использование (выдача) справочной информации) [4].

Использование оперативных учетов значительно ускоряет нахождение интересующих сведений и дальнейший их анализ, необходимый для организации оперативно-разыскных мероприятий и принятия решения. Создаются оперативные учеты исходя из практической потребности правоохранительных органов для получения при обращении к этим учетам такого рода информации, которая помогала бы в раскрытии, расследовании и предупреждении преступлений, розыске преступников, установлении личности неизвестных граждан и неопознанных трупов, принадлежности имущества [9].

Формируемые оперативные учеты должны отвечать следующим требованиям.

1. Оперативность, заключающаяся в своевременном направлении и внесении сведений в учет, в соответствии с требованиями нормативных документов (приказах, инструкциях, наставлениях).

2. Полнота — направление для внесения исчерпывающих сведений и, при возможности, в установленной форме, что увеличит качество и скорость автоматизированной обработки при внесении информации в учет.

3. Иерархическая структура, т. е. формирование учетов по вертикальному и горизонтальному принципам со сосредоточением в федеральных информационных системах. Так, на федеральном и региональном уровнях формируется единая информационная система, позволяющая в последующем интегрировать информацию со всех регионов и районов страны соответственно.

4. Использование учетов по назначению включает в себя формирование и использование учетов только для решения задач оперативно-разыскной деятельности.

5. Исключение дублирования учетов информационных центров и других подразделений при создании и формировании оперативно-разыскного учета.

6. Использование единого программного обеспечения с целью обеспечения интеграции информационных ресурсов на всех уровнях.

7. Возможность обеспечения обработки представляемых сведений с помощью ЭВМ.

8. Обеспечение быстрого и эффективного поиска необходимых сведений.

9. Законность постановки на учет, т. е. сбор, регистрация и хранение только таких объектов, которые разрешены законодательством Российской Федерации.

10. Конспиративность в связи с закрытостью (секретностью) основной части содержащихся в учете сведений [12].

В оперативно-разыскной учет возможно внесение разносторонней документированной оперативно-разыскной информации как целевой, так и сопутствующей. С учетом многообразия ее источников, методов и способов получения данный вид учета вбирает в себя самые актуальные и разносторонние сведения и становится наиболее информативным в правоохранительной деятельности. Именно поэтому ему отводится основная роль в профилактике, пресечении и раскрытии преступлений. Тем не менее, он не должен относиться к учетам общего пользования, т. е. доступ к нему могут иметь исключительно подразделения — субъекты оперативно-разыскной деятельности.

Оперативно-разыскной учет должен содержать необходимый и достаточный перечень регистрационных признаков, свойственных объектам оперативно-разыскной регистрации, который способствует эффективному наведению справок в ходе аналитической работы. Такие признаки должны рассматриваться в тесной взаимосвязи между собой, но никак не изолированно друг от друга.

Основными объектами учета являются:

— лица, совершившие правонарушения и представляющие оперативный интерес; преступники, без вести пропавшие, объявленные в розыск; больные и дети, не способные в силу болезненного состояния или возраста сообщить сведения о себе; психически больные, представляющие опасность для окружающих; неопознанные трупы граждан; лица, сотрудничающие с органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность (в т. ч. на конфиденциальной основе), и т. д.;

— события, представляющие собой задокументированные (различным способом) факты правонарушений (всех видов, в т. ч. преступле-

ний), факты блокирования объектов оперативного обслуживания (установки специальных средств, расстановки специальных сил) и др.;

— предметы — вещи и другое имущество, изъятое, похищенное, выявленное в ходе следственных, оперативно-поисковых и иных мероприятий (оружие, утраченные документы, предметы антиквариата, автомототранспорт, орудия преступления, домашние животные, грузы, имеющие индивидуальные номера или отличительные особенности) [5].

Признаки любого объекта — человека, предмета, события — должны образовывать здесь определенную структуру, способную выделить любую их совокупность заданных признаков, соответствующую функциональному назначению того или иного анализируемого подмножества. При формировании оперативно-разыскного учета совокупность отмеченных выше признаков специально отображается в оперативно-разыскной регистрационной информации целевого характера или выделяется из сопутствующих сведений, которые содержатся в различного рода служебных документах, получаемых при проведении ОРМ [11].

В связи с этим оперативно-разыскной учет следует подразделять на подструктуры (подуче-ты) оперативно-разыскной информации, включающими главным образом биометрические персональные данные — дактокарты, словесные портреты, образцы почерка, фотографии, гено-код человека и подучет оперативно-разыскной информации фактографического содержания, в котором систематизируются сведения из различных текстовых документов, образующихся в процессе оперативно-разыскной деятельности (событийная информация). Подобный учет должен формироваться на всех уровнях управленческой вертикали органов внутренних дел, начиная с низовых подразделений и заканчивая центральным аппаратом Министерства [7, 8].

Получение учетно-регистрационной информации должно инициироваться специальными субъектами аналитической работы и начинаться с низовых подразделений. В рамках всех уровней управленческой иерархии органов внутренних дел эти сведения, распределяясь по схеме «снизу — вверх», должны образовывать единый оперативно-разыскной учет, структура и содержание которого должны четко определяться заранее. На каждом уровне в его формировании должны принимать участие не только специальные субъекты оперативно-разыскного анализа, но и информационно-аналитические структуры неоперативных подразделений того или иного органа или подразделения внутренних дел. Поэтому, несмотря на то, что такие учеты долж-

ны находиться в совместном ведении всех оперативных подразделений, головными в данной сфере, необходимо рассматривать специализированные структуры — подразделения ОРИ [9].

Вместе с тем, следует подчеркнуть, что разнородные оперативно-разыскные и иные сведения об объектах (в частности лицах, предметах, событиях), представляющие оперативный интерес, концентрируются вокруг оперативных учетов, создавая таким образом единый интегрированный банк данных оперативно-разыскного назначения. На различных уровнях управленческой вертикали учеты должны в первую оче-

редь интегрироваться с криминалистическим, кримино логическим и административным учетами, что в свою очередь является платформой для создания межведомственной системы информационно-аналитического обеспечения правоохранительной деятельности при объединении информационных массивов ведомств в единую информационную систему. Нерешенными остались лишь вопросы объединения информационных систем ведомств Российской Федерации в единую структуру, а также подготовка высокопрофессиональных специалистов-аналитиков для работы с такой системой.

Список литературы:

1. Конституция Российской Федерации: офиц. текст // СЗ РФ 2014. № 31. Ст. 4398.

2. О персональных данных: федер. закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ // СПС «Кон-сультантПлюс» (дата обращения: 14.11.2018).

3. Об оперативно-розыскной деятельности: федер. закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения:

13.11.2018).

4. Горяынов К.. К.., Овчинский В. С. Теория оперативно-розыскной деятельности: учебник / под ред. К. К. Горяинова, В. С. Овчинского. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2018.

5. Давыдов С. И., Кукарцев В. Н, Малыгин С. С., Чечетин А. Е, Щукин А. М. Основы оперативно-розыскной деятельности: учебное пособие. Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2007. [Электронный ресурс] // URL: http://www.bnti.ru/show-art.asp?aid=976&lvl=05 (дата обращения:

01.02.2019).

6. Денисов В. В., Яковец Е. Н. Организация информационно-аналитического обеспечения оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел: учебное пособие. М.: Академия управления МВД России, 2017.

7. Козловский А. Ю. Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов Российской Федерации: теоретические, правовые и организационные аспекты: монография. М.: РТА, 2015.

8. Потапов Д. В. О создании цифровой платформы взаимодействия в ходе досудебного производства надзирающего прокурора и органа предварительного расследования // Труды Академии управления МВД России. 2018. № 1 (45).

9. Саркисян Г. Г. Аналитическая работа оперативных подразделений органов внутренних дел // Сборник материалов международного конкурса на лучшую научную публикацию молодых ученых. 2018.

10. Саркисян Г. Г. Информационное обеспечение деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел // Труды Академии управления МВД России. 2018. № 2 (46).

11. Шумилов А. Ю. Курс основ оперативно-розыскной деятельности: учебник для вузов. 3-е изд., доп. и перераб. М., 2008.

12. Яковец Е. Н. Проблемы аналитической и оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел: монография. М.: Издательский дом И. И. Шумиловой, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.