Научная статья на тему 'Особенности формирования единого информационного пространства государственных органов, уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности (на примере ПДОДИ ОБСЕ)'

Особенности формирования единого информационного пространства государственных органов, уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности (на примере ПДОДИ ОБСЕ) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
204
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
INFORMATION / INFORMATION SYSTEM / INFORMATION INFRASTRUCTURE / A SINGLE INFORMATION SPACE OF STATE BODIES AUTHORIZED TO CARRY OUT OPERATIONAL-SEARCH ACTIVITIES / POLICE ACTIVITIES BASED ON OPERATIONAL DATA AND INFORMATION / OSCE PARTICIPATING STATES / ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ИНФОРМАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ЕДИНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ / УПОЛНОМОЧЕННЫХ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПОЛИЦЕЙСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ОСНОВЕ ОПЕРАТИВНЫХ ДАННЫХ И ИНФОРМАЦИИ / ГОСУДАРСТВА-УЧАСТНИКИ ОБСЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Саркисян Гор Георгиевич

В статье рассмотрены понятие и сущность единого информационного пространства государственных органов, уполномоченных на оперативно-розыскную деятельность. Проанализированы модели полицейской деятельности зарубежных государств, например модели на основе оперативных данных и информации (ПДОДИ), используемой странами-участницами ОБСЕ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Саркисян Гор Георгиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF FORMING A UNIFIED INFORMATION SPACE OF STATE AUTHORITIES AUTHORIZED FOR IMPLEMENTATION OF OPERATIVE-SEARCH ACTIVITIES (IN TERMS OF INTELLIGENCE-LED POLICING OF OSCE)

The article discusses the concept and essence of a single information space of state bodies authorized for operational-search activities. Models of police activity of foreign States are analyzed, for example-models on the basis of operational data and information (ODDI) used by the OSCE participating countries.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования единого информационного пространства государственных органов, уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности (на примере ПДОДИ ОБСЕ)»

ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УДК 351.745.7 : 004 ББК 67.629

© 2019 г. Саркисян Гор Георгиевич,

адъюнкт Академии управления МВД России.

E-mail: djegan@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ, УПОЛНОМОЧЕННЫХ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(НА ПРИМЕРЕ ПДОДИ ОБСЕ)

В статье рассмотрены понятие и сущность единого информационного пространства государственных органов, уполномоченных на оперативно-розыскную деятельность. Проанализированы модели полицейской деятельности зарубежных государств, например - модели на основе оперативных данных и информации (ПДОДИ), используемой странами-участницами ОБСЕ.

Ключевые слова: информация, информационная система, информационная инфраструктура, единое информационное пространство государственных органов, уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности, полицейская деятельность на основе оперативных данных и информации, государства-участники ОБСЕ.

Sarkisyan Gor Georgievich - adjunct of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

PECULIARITIES OF FORMING A UNIFIED INFORMATION SPACE OF STATE AUTHORITIES

AUTHORIZED FOR IMPLEMENTATION OF OPERATIVE-SEARCH ACTIVITIES

(IN TERMS OF INTELLIGENCE-LED POLICING OF OSCE)

The article discusses the concept and essence of a single information space of state bodies authorized for operational-search activities. Models of police activity of foreign States are analyzed, for example-models on the basis of operational data and information (ODDI) used by the OSCE participating countries.

Keywords: information, information system, information infrastructure, a single information space of state bodies authorized to carry out operational-search activities, police activities based on operational data and information, OSCE participating States.

На протяжении последних нескольких десятилетий активно формулируются выводы о влиянии технического и технологического прогресса на политическую картину мира и изменении в ней роли государства. Появление и широкое применение глобальных информационных сетей и телекоммуникаций привело к трансформации некоторых признаков государств.

К таким факторам следует отнести:

- «стирание» геополитических и географических границ в процессе международного информационного обмена;

- интернациональность, трудноуправляе-мость и трудноконтролируемость информационных потоков, а также некоторых средств и способов обмена информацией;

- широкий спектр возможностей прямого контакта (по государственным и негосударственным каналам) между социальными и по-

литическими группами, обусловленного доступностью интернета, технических средств, программного обеспечения и простого их использования;

- необходимость гармонизации и унификации национальных законодательств в информационной сфере.

Сегодня очевидны серьезные сложности, с которыми сталкиваются традиционные модели правоохранительной деятельности Российской Федерации и других стран, основанные в большинстве своем на реагировании на уже произошедшие факты. Причинами изменения и мобильности преступной деятельности выступают такие факторы, как повышение мобильности и миграции населения, стремительное развитие информационно-телекоммуникационных технологий, свободное трансграничное перемещение товаров и услуг, а также растущее неравенство в доходах.

Такого рода причины порождают противоправное поведение не только у лиц, ранее уже совершавших преступления, но и среди законопослушного населения. Организованная преступность, агрессивный экстремизм и радикализация, ведущие к терроризму, а также террористические акты последних лет обуславливают необходимость активного информационного обмена, интеграции и централизованного анализа соответствующих данных и информации (оперативных материалов) всех уровней с учетом требований национального законодательства и межнациональных стандартов в области соблюдения прав человека [1, с. 139-140].

Информация и оперативные данные являются ключевыми факторами при создании конкурентных преимуществ в частном бизнесе и деловом сообществе в целом. В этом отношении правоохранительные органы ничем не отличаются от коммерческих организаций, поскольку стратегические преимущества, основанные на информации, знаниях и оперативных данных, повышают эффективность правоохранительных органов в предотвращении инцидентов и повышении безопасности, а также пресечении деятельности преступных групп и сетей. Но обладать информацией, знаниями и оперативными данными недостаточно [2, с. 7-13].

В эру повсеместной информатизации и формирования информационного общества единое информационное пространство (далее ЕИП) является важнейшим государство-образующим признаком, а также обязательным условием и характеристикой развитого информационного общества [3, с. 24-26].

Особая роль в создании ЕИП отводится формированию телекоммуникационной сети, объединяющей множественные сети, системы и комплексы средств связи и обеспечивающей пользователям доступ к территориально распределенным информационным ресурсам, отправку и получение данных посредством передачи данных и электронной почты.

В основе ЕИП органов государственной власти лежат информационно-телекоммуникационные системы, обеспечивающие информационно-аналитическую поддержку в соответствии с возложенными на них задачами, в том числе в сфере обеспечения безопасности личности, общества, государства. Такие информационно-управляющие системы орга-

нов государственной власти выступают платформой для формирования государственных информационных ресурсов [4, с. 15-23].

Одним из наиболее точных определений ЕИП, по мнению автора, представляется определение В. Н. Лопатина, который под ЕИП понимает совокупность информационных ресурсов и инфраструктуры, позволяющую по общим правилам и на основе единых принципов обеспечивать безопасное информационное взаимодействие государства, организаций и граждан при их равнодоступности к открытым информационным ресурсам, а также максимально полное удовлетворение их информационных потребностей на всей территории государства при сохранении баланса интересов на вхождение в мировое информационное пространство и обеспечение национального информационного суверенитета [5].

На основе определения В. М. Лопатина и применительно к информационно-аналитическому взаимодействию государственных органов, уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности, предполагается отвечающим требованиям следующее определение: ЕИП государственных органов, уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности - это совокупность информационных ресурсов и инфраструктуры, позволяющая по общим правилам и на основе единых принципов обеспечивать безопасное информационное взаимодействие государственных органов, уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности, а также максимально полно удовлетворить их информационные потребности как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации, при сохранении национального информационного суверенитета и возможности информационного взаимодействия в вопросах обеспечения безопасности с международным информационным пространством.

Для управления оперативными данными и их максимального использования необходима соответствующая структура или модель, равно как и для сбора, обработки и использования данных и информации в строгом соответствии с национальными законами и международными стандартами в области прав человека. Достижение таких целей требует решения ряда организационно-технических вопросов, связанных с координированием

формирования и ведения министерствами и ведомствами, уполномоченными на осуществление оперативно-розыскной деятельности, информационных систем с последующей их интеграцией. В первую очередь, речь идет об органах, располагающих развитой территориальной инфраструктурой, где необходимы сбор и обработка информации со всей территории России с последующей структуризацией [6, с. 148-151].

Интересным, с точки зрения опыта, представляется рассмотреть модели коллег из других государств. Зарубежные исследователи обычно выделяют пять основных моделей правоохранительной деятельности: традиционная полицейская деятельность; полицейская деятельность, основанная на взаимодействии с населением; проблемно-ориентированная полицейская деятельность; компьютерная система криминалистического анализа и статистики; полицейская деятельность на основе оперативных данных и информации.

Традиционная полицейская деятельность является самой распространенной. Под ней понимают реагирование на инциденты, при котором сотрудники полиции принимают меры по фактам уже совершенных преступлений или по заявлениям граждан. Ответы на звонки, принятие заявлений (обращений), несение патрульной службы для наглядного присутствия полиции и выявление совершенных или совершаемых преступлений - вот суть традиционной полицейской деятельности.

Полицейская деятельность, основанная на взаимодействии с населением, направлена на укрепление доверия и расширение коммуникации между полицией и общественностью. Она включает в себя создание местных форумов с участием представителей различных общественных групп и учреждений, на которых затрагиваются и обсуждаются проблемы безопасности, в том числе местные инциденты и события.

В проблемно-ориентированной полицейской деятельности основным направлением работы полиции является выявление и анализ «проблемы», а не преступления, происшествия, вызова или инцидента. В этой модели акцент делается на проблеме, лежащей в основе преступности или проблем в части безопасности. Задача полиции - активно разрабатывать стратегии предотвращения, чтобы решить сами проблемы, а не просто реагировать на их опасные последствия.

Компьютерная система криминалистического анализа и статистики (англ. «Сотр-Sta1») представляет собой систему управления, первоначально смоделированную на основе теории «разбитых окон», в которой борьба с мелкими преступлениями считается способом снижения криминогенности в целом. Используя анализ статистических данных о совершенных преступлениях, руководители местных правоохранительных органов должны осуществлять соответствующие мероприятия на местном уровне [7, с. 14-15].

Каждая из этих моделей преследует разные стратегические цели, имеет свои сильные и слабые стороны, и при одновременном использовании они могут дополнять друг друга. Однако, с точки зрения эффективности информационно-аналитического взаимодействия оперативно-розыскной деятельности, наиболее интересной является полицейская деятельность на основе оперативных данных и информации.

Государствами-участниками Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (далее - ОБСЕ) практикуется форма работы правоохранительных органов «полицейская деятельность на основе оперативных данных и информации» (далее - ПДОДИ). Концептуально она была разработана Министерством внутренних дел Великобритании еще в 1993 году с целью противодействия организованной преступности, а после 11 сентября 2001 года ее приняли на вооружение правоохранительные органы США, как методологическую основу борьбы с терроризмом [7, с. 18-20].

ПДОДИ выстраивает структуру управления оперативной информацией о преступной деятельности и запланированной оперативной работой, в которой оперативные данные являются основой для определения приоритетов, стратегических и оперативных целей в области предупреждения и пресечения преступлений и других угроз безопасности. Она также включает в себя принятие соответствующих решений в рамках осуществления оперативно-розыскной деятельности, рационального привлечения имеющихся людских ресурсов и распределения материальных и технических средств.

Модель полицейской деятельности на основе оперативных данных и информации разработана в качестве ответа на возрастающие угрозы в сфере борьбы с преступностью. В ПДОДИ основное внимание уделяется сис-

тематическому сбору и оценке данных и информации посредством четко прописанного аналитического процесса, в результате чего данные становятся стратегическими и рабочими аналитическими продуктами, которые служат основой для совершенствования процесса принятия обоснованных решений, подкрепленных фактическими данными [1, с. 139; 8, с. 64-69].

ПДОДИ дополняет традиционную модель правоохранительной деятельности на основе реагирования. ПДОДИ является иерархической управленческой моделью принятия решений, хотя обмен данными и информацией в рамках модели работает и «снизу-вверх», и «сверху-вниз». А полицейская деятельность, основанная на взаимодействии с населением, наоборот, представляет собой типичный подход по принципу «снизу-вверх», направленный на укрепление доверия между полицией и общественностью.

Правоохранительная деятельность по модели ПДОДИ переориентирована с традиционного реагирования по случившимся событиям на их упреждение. Превентивный и ориентированный на будущее подход западных правоохранительных структур ПДОДИ, по мнению его разработчиков, направлен на предотвращение, сокращение, срыв и ликвидацию преступности. В основе этой модели деятельности лежит выработка руководством полицейских аппаратов оптимальных управленческих решений и незамедлительное реагирование на осложнения оперативной обстановки. Для этого в режиме реального времени организован систематический сбор и анализ информации и данных, связанных с предотвращением, сокращением и ликвидацией преступности, за которыми следует разработка своевременных управленческих решений.

В руководстве ОБСЕ по линии полицейской деятельности на основе оперативных данных и информации (OSCE Guidebook on Intelligence-Led policing)* (далее - руководство) подчеркиваются важность модели ПДОДИ и необходимость ранжирования приоритетов на основе оперативных данных, с дальнейшей постановкой задач и выделением доступных средств. За счет включения в руководство описания четких и определенных механизмов

деятельности на основе оперативных данных и информации, процедур принятия решений и организационных структур на местном, региональном и национальном уровнях, в документе не просто представлена концептуальная модель ПДОДИ, но также предлагаются прагматические инструменты для ее реализации. Они включают в повседневную практику полицейской деятельности упреждающее стратегическое планирование и оперативные действия, а также инструменты для борьбы с профессиональной и организованной преступностью. Кроме того, в этом руководстве приводится разъяснение, как ПДОДИ может в значительной степени дополнить взаимодействие полиции с населением, выступая эффективным инструментом борьбы с организованной преступностью, противодействия терроризму, агрессивному экстремизму и радикализации, ведущих к терроризму. Анализ оперативных данных имеет большее значение в ПДОДИ, в отличие от других современных моделей полицейской деятельности. Это требует усовершенствованных, а иногда и новых аналитических знаний и навыков в правоохранительных органах. Метод ПДОДИ опирается на знание руководителями правоохранительных органов специфики работы со специалистами-аналитиками и использования аналитических материалов в процессе принятия решений и планирования. Таким образом, при принятии и осуществлении модели ПДОДИ необходимо уделять особое внимание подготовке и обучению руководящих и управленческих кадров высшего и среднего звена в правоохранительных органах.

Модель ПДОДИ включает в себя четкие организационные и управленческие структуры, в том числе механизмы принятия решений и постановки задач на местном, региональном и национальном уровнях, а также определенные процессы сотрудничества и коммуникации между правоохранительными органами на местном уровне и в рамках международного сотрудничества, а также предлагает методику адресного сбора данных и информации в соответствии с определенной политикой, стратегией, целями и приоритетами.

Во главу всех направлений полицейской деятельности ставится анализ, в модели под-

* OSCE Guidebook on Intelligence-Led policing [Руководство ОБСЕ по полицейской деятельности на основе оперативных данных и информации]. Серия публикаций ДТНУ/ОСВПД, Т. 13, Вена, июль 2017 г.

черкнута важность тесного сотрудничества между аналитиками и лицами, принимающими решения в правоохранительных органах. Для объяснения ролей и взаимосвязи между ключевыми участниками концепции ПДОДИ используется модель «4-х i» (англ. «4-i model» -intent, interpret, influence, impact; русское значение - намерение, интерпретация, влияние и воздействие). Руководители определяют задачи, направляют, консультируют и руководят аналитиками [7, с. 19-20].

В сборе оперативных данных выделяются шесть этапов. Процесс начинается с принятия решения или постановки задачи, затем следует этап планирования, после чего аналитики участвуют в сборе информации и данных, подлежащих оценке в соответствии с официально признанной системой оценки. Следующим шагом является фактический этап обработки, который начинается с сопоставления и структурирования доступных данных и информации и внесения их в интегрированную базу данных. Затем данные и информация анализируются, что приводит к получению оперативных материалов на основе оперативных данных и информации для получателя (руководителя, сотрудника, ставящих задачи перед аналитиками или запрашивающих их анализ).

Литература

1. Саркисян Г. Г. Особенности информационно-аналитического обеспечения уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности государственных органов Российской Федерации и стран-участников ОБСЕ / Г. Г. Саркисян // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2019. № 1 (55). Калининград, 2019.

2. Денисов В. В., Яковец Е. Н. Организация информационно-аналитического обеспечения оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел / В. В. Денисов, Е. Н. Яковец // учебное пособие. М., 2017.

3. Саркисян Г. Г. Информационно-аналитическое обеспечение деятельности оперативных подразделений (на примере таможенных органов России) / Г. Г. Саркисян // Сборник материалов I Международной научно-практической молодежной конференции «Правовое регулирование общественных отношений на Земле и в космическом пространстве», 9-10 ноября 2018 г. Самара, 2018.

В отличие от модели ПДОДИ в российской системе правоохранительных органов каждый орган самостоятельно формирует свои базы данных в соответствии с возложенными на них законодательством функциями. Однако, несмотря на общие цели и задачи данной деятельности, каждый правоохранительных орган выстраивает свою систему информационно-аналитического обеспечения в зависимости от потребностей и штатной структуры, что несет определенные преимущества и недостатки [9, с. 165-169]. В качестве недостатка хотелось бы выделить закрытость информации, имеющейся в распоряжении одного отдельно взятого органа. Привлечение одними правоохранительными подразделениями информационных возможностей других ведомств требует дополнительных соглашений, времени и средств, что не вполне отвечает современным требованиям эффективности и роста общественного спроса на финансовую эффективность, т. е. «делать больше меньшей ценой». Создание и функционирование ЕИП государственных органов, уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности, могло бы существенно повысить их эффективность.

Bibliography

1. Sarkisyan G. G. Features of information and analytical support authorized to carry out intelligence activities of state bodies of the Russian Federation and OSCE countries / G. G. Sarkisyan // Bulletin of the Kaliningrad branch of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2019. № 1 (55). Kaliningrad, 2019.

2. Denisov V. V., Yakovets E. N. Organization of information and analytical support for the intelligence activity of the internal affairs bodies / V. V. Denisov, E. N. Yakovets // study guide. M., 2017.

3. Sarkisyan G. G. Information and analytical support for the activities of intelligence units (for example, the customs authorities of Russia) / G. G. Sarkisyan Sarkisyan // Collection of materials of the I International Scientific and Practical Youth Conference «Legal Regulation of Social Relations on Earth and in Outer Space», November 9-10, 2018. Samara, 2018.

4. Manoylo A. V., Petrenko A. I., Frolov D. B. State information policy in the conditions of information-psychological conflicts of high intensity and social danger: Course of lectures. M., 2003.

4. Манойло А. В., Петренко А. И., Фролов Д. Б. Государственная информационная политика в условиях информационно-психологических конфликтов высокой интенсивности и социальной опасности: курс лекций. М., 2003.

5. Лопатин В. Н. Теоретико-правовые проблемы защиты единого информационного пространства и их отражение в системах российского права и законодательства // URL: http:/ for-expert.ru/problemy_inform_prava/15.shtm.

6. Саркисян Г. Г. Аналитическая работа оперативных подразделений органов внутренних дел / Г. Г. Саркисян // Сборник материалов Международного конкурса на лучшую научную публикацию молодых ученых. 2018.

7. OSCE Guidebook on Intelligence-Led policing [Руководство ОБСЕ по полицейской деятельности на основе оперативных данных и информации]. Серия публикаций ДТНУ / ОСВПД. Т. 13, Вена, 2017 г.

8. Яковец Е. Н. Соотношение «полицейской работы на основе оперативных данных и информации», практикуемой странами-участницами ОБСЕ, и отечественного оперативно-розыскного анализа / Е. Н. Яковец // Оперативник (сыщик). 2018. № 3 (56).

9. Саркисян Г. Г. Информационное обеспечение деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел / Г. Г. Саркисян // Труды Академии управления МВД России. 2018. № 2 (46).

5. Lopatin V. N. Theoretical and legal problems of protecting a single information space and their reflection in the systems of Russian law and legislation. URL: http:/for-expert.ru/problemy_inform_ prava/15.shtml.

6. Sarkisyan G. G. Analytical work of the intelligence units of the internal affairs bodies / G. G. Sarkisyan // Collection of materials of the International Competition for the best scientific publication of young scientists. 2018.

7. OSCE Guidebook on Intelligence-Led policing [OSCE Operational Data and Information Police Guidelines]. DTNU / SPMU Series, Volume 13, Vienna, 2017.

8. Yakovets E. N. The ratio of «police work on the basis of operational data and information» practiced by OSCE participating States, and domestic operational-search analysis / E. N. Yakovets // Operative (detective). 2018. № 3 (56).

9. Sarkisyan G. G. Information support of the activities of the intelligence units of the internal affairs bodies / G. G. Sarkisyan // Proceedings of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2018. № 2 (46).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.