Научная статья на тему 'Современное состояние и проблемы функционирования государственных корпораций в условиях глобализации экономики'

Современное состояние и проблемы функционирования государственных корпораций в условиях глобализации экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
858
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КОРПОРАЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ХОЛДИНГИ / МИРОВОЙ ОПЫТ / СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ / ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМКИ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / STATE CORPORATIONS / STATE HOLDINGS / WORLD EXPERIENCE / CURRENT STATE / FUNCTIONING PROBLEMS / STATE OWNERSHIP / MARKET HOUSEKEEPERS / FORMATION IMPROVEMENT / STATE CONTROL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рогожин Сергей Александрович

Развитая экономика стран формируется и функционирует только с помощью государства. Государство располагает различными инструментами воздействия на экономику. Главной характеристикой государства, как хозяйствующего субъекта на рынке является его позиция как собственника. Вмешательство в развитие экономики страны в первую очередь осуществляется через государственные корпорации. Государство может выступать как полным, так и частичным собственником государственных корпораций. Для признания собственником государство должно располагать контролирующим пакетом акций. Государственные корпорации одинаково успешно функционируют как в странах с низким, так и с высоким уровнем государственного вмешательства в экономику. Проведен анализ зарубежного опыта формирования и состояния государственных корпораций, а также выявлены проблемы их функционирования. Даны рекомендации по совершенствованию формирования и функционированию государственных корпораций на основе мирового опыта. По своему экономическому содержанию государственные корпорации в Российской Федерации аналогичны с государственными холдингами стран с высоким уровнем государственного вмешательства в экономику страны. Но с правовой точки зрения ни одна государственная корпорация в России не имеет аналогов в мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Current state and problems of functioning of the state corporations in the conditions of economy globalization

The analysis of foreign experience of formation and condition of the state corporations is carried out, and also problems of their functioning are revealed. The developed economy of the countries is formed and functions only by means of the state. The state has various instruments of impact on economy. The main characteristic of the state as economic entity in the market its position as owner is. Intervention in development of national economy first of all is carried out through the state corporations. The state can act as both the full, and partial owner of the state corporations. For recognition by the owner the state has to have the controlling equity stake. The state corporations equally successfully function both in the countries with low, and with the high level of the state intervention in economy. Recommendations about improvement of formation and functioning of the state corporations on the basis of world experience are made. According to the economic contents the state corporations in the Russian Federation are similar with the state holdings of the countries with the high level of the state intervention in national economy. But the legal point of view any state corporation in Russia has no analogs in the world.

Текст научной работы на тему «Современное состояние и проблемы функционирования государственных корпораций в условиях глобализации экономики»

УДК 334.723.6

Рогожин Сергей Александрович

ФГБОУ ВПО «Государственный университет — учебно-научно-производственный комплекс»

Россия, Орел1

Аспирант кафедры «Экономика и менеджмент» E-Mail: sergey.rogozhin. 89@mail.ru

Современное состояние и проблемы функционирования государственных корпораций в условиях глобализации экономики

Аннотация. Развитая экономика стран формируется и функционирует только с помощью государства. Государство располагает различными инструментами воздействия на экономику. Главной характеристикой государства, как хозяйствующего субъекта на рынке является его позиция как собственника. Вмешательство в развитие экономики страны в первую очередь осуществляется через государственные корпорации. Государство может выступать как полным, так и частичным собственником государственных корпораций. Для признания собственником государство должно располагать контролирующим пакетом акций. Государственные корпорации одинаково успешно функционируют как в странах с низким, так и с высоким уровнем государственного вмешательства в экономику.

Проведен анализ зарубежного опыта формирования и состояния государственных корпораций, а также выявлены проблемы их функционирования. Даны рекомендации по совершенствованию формирования и функционированию государственных корпораций на основе мирового опыта. По своему экономическому содержанию государственные корпорации в Российской Федерации аналогичны с государственными холдингами стран с высоким уровнем государственного вмешательства в экономику страны. Но с правовой точки зрения ни одна государственная корпорация в России не имеет аналогов в мире.

Ключевые слова: государственные корпорации; государственные холдинги; мировой опыт; современное состояние; проблемы функционирования; государственная собственность; рыночная экономки; совершенствование формирования; государственный контроль.

Идентификационный номер статьи в журнале 122БУЫ414

1 302005, г. Орел, бульвар Молодежи, дом 11, квартира 25

Кризис 2008-2009 годов подтолкнул правительство к модернизации экономики Российской Федерации. Правительство признало развития инновационных прогрессивных технологий и уход от потребительского отношения к благам, произведенным в советское время. Но нельзя не сказать, что правительством Российской Федерации не делались попытки поставить хозяйство страны на инновационный путь развития. Крайней попыткой модернизации экономики страны стал проект по созданию государственных корпораций.

Развитая экономика стран формируется и функционирует только с помощью государства. Государство располагает различными инструментами воздействия на экономику. Среди таких инструментов можно выделить: пассивные (наблюдение и контроль) и активные (субсидирование и национализация). Государство применяет эти инструменты в разном личном сочетании на всех этапах развития экономики. Но необходимо отметить, что формы государственного воздействия на экономику видоизменяется в зависимости от условий экономического развития, традиций и положения в мировой экономики.

Государственные корпорации имеют сложную структуру, которая состоит их холдингов, осуществляющих управление и контроль компаниями, занимающимися непосредственно оперированием в той или иной области (производстве, торговле, услугах и т.д.). «IRI» (институт промышленной реконструкции) - крупнейший государственный холдинг Италии, который является одним из главных промышленных групп мира и объединяет более 150 предприятий в разных промышленных отраслях. Деятельность отраслевых холдингов «Finmekkanika» (машиностроение), «CME» (диверсифицированный концерн Юга Италии), Finmare (судоходство), CTET (телефонная связь), Finsider (черная металлургия) контролирует «IRI». В состав «IRI» входит ряд финансовых институтов, таких как банки, страховые компании и другие. Холдингами «ENI» и «Enel» представлены интересы государства в нефтегазовом секторе и электроэнергетике соответственно.

Формирование государственной корпорации как организационно-правовой формы юридических лиц в Российской Федерации не является новостью. В развитых странных Европы и США данная форма имеет двухвековую историю развития. Франклин Делано Рузвельт, был основоположником формирования государственных корпораций в США: «Развитие экономики есть функция частной инициативы и частного капитала, но из этого правила бывают жизненно важные исключения - они-то и требуют создания предприятий, принадлежащих обществу и управляемых правительством, то есть государственных корпораций. Миссия государственной корпорации - оказание обществу отдельных услуг на таких условиях, на каких они не могут быть получены от частных предприятий». В Соединенном Королевстве главным периодом развития государственных предприятий является середина прошлого совета, в стране функционировала «Транспортная холдинговая компания и холдинг «Национальное управление предприятиями». Государственная корпорация электросетей Китая является главным примером действующей государственной корпорацией. Данное государственное предприятие является ведущим, главными видами деятельности которого является эксплуатация электросетей, инвестирование и строительство

[4].

В правовом мире под государственными корпорациями понимают широкий круг организаций и институтов. Главным отличием данного юридического лица, является осуществление коммерческой деятельности от имени государства. Однако, несмотря на то, что государственная корпорация может решать общественные проблемы, ее нужно отличать от других органов государственного управления и государственных предприятий, деятельность которых направлена только на достижение некоммерческих целей.

Государство может выступать как полным, так и частичным собственником государственных корпораций. Для признания собственником государство должно располагать контролирующим пакетом акций.

Государственные корпорации одинаково успешно функционируют как в странах с низким, так и с высоким уровнем государственного вмешательства в экономику. В Соединенных Штатах Америки существуют разные виды государственных корпораций, каждая из которых решает поставленные перед ней задачи. Группа финансовых институтов -это первый вид государственных корпораций, сформированным по инициативе Конгресса США (GSE). Важнейшей задачей этих корпораций явление повышение кредитных ресурсов в отдельных отраслях экономики и оптимизация их деятельности. Целевыми секторами экономики для таких корпораций являются образование, сельское и жилищное хозяйство. Дебютной субсидируемой корпорацией (Farm Credit System) в отрасли сельского хозяйства была образована в 1916 году. С целью создания хороших условий ипотечного кредитования было создана в 1932 году Federal Home Loan Bank, а в 1972 году была создана Sallie Mae, задачи, которой сводились к предоставлению кредитов на образование. До кризиса в 2008 году ипотечный сектор был крупнейшим, в котором были использованы GSE. Другой вид государственных корпораций находятся во владении Федерального Правительства Соединенных Штатов Америки, которые оказывают социальные услуги, но отличительным признаком от федеральных органов власти, корпорации являются юридическими лицами с высоким уровнем государственной независимостью. Данные корпорации получают государственную финансовую поддержку, но имеют собственные источники дохода. к масштабным корпорациям относят Federal Deposit Insurance Corporation, National Railroad Passenger Corporation, Corporation for Public Broadcasting. Аналогичные корпорации существуют во многих отраслях в американской экономической системе (финансовый сектор, транспорт, почта, телекоммуникации). Корпорации, приобретенные Федеральным Правительством следующий вид государственных корпораций. Как правило, государственные корпорации находятся под контролем государства в результате применения мер к должникам или недобросовестным налогоплательщикам. Предприятия находятся во временном управлении государства с целью продажи [8].

Финляндская государственная корпорация Liikelaitos также функционирует на основании отдельного закона. Корпорация не может быть признана банкротом, ответственность по обязательствам несет государства. Акции корпорации не могут быть проданы, займы подлежат обязательному одобрению Правительством. В Японии на 1990-е годы пришлась волна приватизации государственных корпораций. Nippon Telegraph and Telephone и Japan Post Group - оказывающие услуги в отрасли телекоммуникаций, Japan Raiways Group - главный оператор железнодорожного транспорта, государственные корпорации, которые слали одними из последних, которые были приватизированы.

Стоит отметить, что в развитых странах государственные корпорации выполняли широкий спектр общественно-значимых функций. В европейских странах государственные корпорации организовывали различные благотворительные проекты, осуществляли защиту прав человека, потребителей, оказывали помощь беженцам, поддерживали фонды по решению экологических проблем. А, например, в Голландии, поддерживали религиозные сообщества.

Характерной особенностью для развитых стран является использование правовых форм коммерческой организации даже тогда, когда акционер не требует от деятельности предприятия прибыль. Наглядным примером является американское предприятие «Amtrak».

«Amtrak» (National Railroad Passanger Corporation) - американская государственная корпорация железнодорожных пассажирских перевозок. Создана постановлением Конгресса в

1971 году. Обыкновенные акции принадлежат страховой компании и нескольким железным дорогам, а привилегированные акции федеральному правительству.

Государственный контроль осуществляется через состав Совета Директоров, его состав формируется рекомендацией президентом страны и утверждается Сенатом, а также в состав Совета Директоров входит министр транспорта Соединенных Штатов Америки. Корпорация получает государственную финансовую поддержку [10].

Пассажирские железнодорожные перевозки в США и до создания «Amtrak» были убыточными. Деятельность компании неприбыльна на протяжении всего времени ее функционирования. С конца 90-х годов она находилась в удручающем финансовом состоянии, имела большие долги. И даже резкое возрастание потока пассажиров не улучшило финансовое состояния организации. Долги компании еще больше стали возрастать, так как были вынуждены повысить расходы на безопасность и на переработку рабочих часов персонала.

Из числа различных юридических лиц государственного сектора в развитых странах британская Network Rail - по статусу близка к государственным корпорациям РФ, корпорация бесприбыльная и без акционеров. Но более тщательный анализ показывает, что различия большие.

Данная корпорация была сформирована в начале текущего десятилетия вследствие политического компромисса, причиной которого была вызвана фиаско при приватизации железнодорожной инфраструктуры. Фиаско обуславливалось тем, что реформа 1996 года основывалась на теоретически несостоятельную и экономически деструктивную концепцию принудительного дифференцирования «потенциально конкурентных» и «естественно-монопольных» видов деятельности. Дифференциация государственной монополии British Rail была осуществлена следующим образом: между 130 компаниями-операторами разделили подвижной состав, а акционерная компания Railtrack стала собственником рельсовых путей длинной около 34 000 км. Но Railtrack не получила полных прав собственника железной дороги. На компанию наложили различные запреты, такие как: обязанность предоставить «равный и недискриминационный доступ» всем компаниям (операторам) ко всем участкам пути; «государственное вмешательство во всех случаях, когда со стороны компании будет проявляться стремление получить большую прибыль от инвестиций или отказаться от проектов развития «без достаточно обоснованных причин»; монопольные права на услуги по предоставлению рельсов перевозчикам и т. д. Все это сопровождалось государственной финансовой поддержкой, которая снижала стоимость услуг Railtrack. Снижение стоимость пользования железной дорогой привело к ее напряженному использованию перевозчиками на 31% в конце 1990-х. Государство принуждало Railtrack осуществлять конкретные инвестиционные проекты, которые для компании были не привлекательные; запрещалось использовать свои собственные дороги. С целью изменения стимулов компании то есть соблюдение различных критериев, а не получения максимальной прибыли, вводилась новая система государственных премий и штрафов [1].

В итоге Railtrack хоть и имела государственную финансовую поддержку, стала убыточной. Компания не имела средств на содержание железной дороги, не могла выйти из этой ситуации даже за счет сокращения части путевых сетей путем их закрытия и продажи. В результате государства прекратило субсидировать компанию, но при этом сохранила все требования к железной дороге. В конце концов после банкротства компании активы были не отданы кредиторам, а достались National Rail.

Таким образом, аналогичная форма российским государственным корпорациям в Великобритании была использована как сомнительная, призванная смягчить последствия приватизации. Тут видно сходство с нашей практикой: «приватизация без приватизации».

Главные различия между британской и российской практикой следует отнести формы к степени государственного и общественного контроля. Согласно уставу корпорация Network Rail отчитывается собранию членов корпорации, каждый из которых избирается на эту должность сроком на три года. Общее число членов корпорации составляет 100. Члены корпорации - это копании партнеры, которые имеют лицензии на осуществление железнодорожных перевозок. А также это другие лица, заинтересованные в функционировании Network Rail, такие как, бизнес-ассоциации, местные муниципалитеты, профсоюзы, экологические организации и другие [3].

Государственные контроль осуществляется через Управление регулирования железных дорог Министерства транспорта. К способу контроля относят бюджетирование, ориентированное на результат. Также Управление железных дорог осуществляет мониторинг показателей деятельности Network Rail. Неудовлетворительные показатели влекут за собой общественную критику и наказания со стороны общего собрания членов корпорации и административные наказания со стороны Управления железных дорог.

Британский прототип государственных корпораций Российской Федерации находится под более жестким государственным контролем, контролем общественности и партнеров. Говорить об успешности и не успешности данной формы преждевременно, так как слишком мало времени прошло с момента создания Network Rail.

В страннах с большим вмешательством в экономику, государственные корпорации формируются с целью модернизации экономической системы в условия низкого уровня косвенного регулирования, отсутствия антимонопольной политики. Так, в Италии, были сформированы группы из трех мощных государственных холдингов. Это дало мощный импульс развития малого бизнеса, так как холдинги размещали среди его представителей большую часть заказов. После Великой отечественной войны правительства стран Западной Европы пытались обеспечить контроль в наиболее важных отраслях экономики. В список крупнейших монополистов вошли предприятия нефтяной промышленности, здравоохранения, железнодорожного транспорта, энергетики, финансового сектора и т.д. Большинство крупных предприятий были национализированы или преобразованы в государственные корпорации, такие как Национальный угольный совет, Центральный совет по выработке электричества, Британская газовая корпорация. Но от трудностями в построении управленческой системы от государственных корпораций пришлось отказаться. начался процесс приватизации государственных корпораций, однако до сегодняшнего дня некоторые находятся в государственной собственности [2].

В развивающихся странах характерным признаком государственной корпорации тесть промышленная компания со стопроцентным государственным участием.

Codelco (Corporation National del Cobre de Chine) - государственная корпорация по добычи меди в Чили. В 1976 году, правительством была создана государственная корпорация Codelco, объединившая горнодобывающую, торговую и промышленную отрасли. Государственная корпорация крупнейшая производитель меди в мире.

Государство полностью владеет акциями корпорации. В состав совет директоров, возглавляемый министром горной промышленности страны, входит 7 членов, назначаемых президентом страны. Также в число Совета директоров входит министр финансов, независимые наблюдатели и представители от рабочих. Корпорация приносит прибыль, которая ежегодно увеличивается, так в 2004 году прибыль составила 3,3 млрд. долл., а уже в

2008 году 9 млрд. долл. В странах с переходной экономикой, большой вес имею государственные предприятия с низким уровнем корпоративного управления. НК «Нефтегаз Украины» является ярким примером такого предприятия. Это государственная компания по добыче нефти и природного, а также их переработки и транспортировки, которая добывает 97% нефти и природного газа в стране. Является крупнейшим налогоплательщиком в стране, обеспечивая десятую часть поступлений в бюджет государства. Но в то же время очень низкая эффективность работы корпорации.

Использования государственных корпораций, как стимулирования роста экономики страны наглядным примером является Сингапур. В середине прошлого столетия большинство население страны находилось за чертой бедности, экономика была одной из криминализированной в Азии. Однако сегодня ВВП Сингапура сравним с ВВП множества стран Европы. Экономическая система находится под прямым воздействием от деятельности государственных корпораций, на которых производится 60% ВВП. Управление государственными корпорациями осуществляется через Temasek Holdings - это отдельный орган, который осуществляет контроль и управление во множестве отраслей экономики страны. Однако, несмотря на то, что в стране высокий уровень государственного вмешательства в экономику - это страна с одним из самых высоких индексов экономической свободы. Также, несмотря на высокий уровень государственного участия в экономике и далеко недемократическую политику уровень жизни в Сингапуре признан одним из самых высоких в мире. Была проведена реформа государственной службы, что дала мощный импульс развития страны. Государственная служба стала престижной и высокооплачиваемой. Повышение оплаты труда сопровождалось жесткой борьбой с коррупцией. Сингапур наряду с Новой Зеландией, Данией и Финляндией является наименее коррумпированной страной. В настоящий время 75% населения страны живут в домах, построенных государством, а большую часть ВВП производят государственные корпорации [9].

Государственные компании поддерживают такие отрасли промышленности, как судостроение (Keppel), транспорт (Orient Lines) и инфраструктура (Singapore Telecom). Для привлечения иностарнных инвестиций были образованы предприятия совместные с транснациональными корпорациями. В результате в настоящее время Сингапур занимает 3 место (после Китая и США) по объему иностранных инвестиций, не учитывая оффшорные страны. В Китае соотношение прямых иностранных инвестиций к ВВП составляет 40%, в США - 15% , а в Сингапуре этот же показатель находится на отметке 140%.

Как уже говорилось выше, государственные корпорации в мире в основном используются для модернизации экономической системы и внедрения новых технологий. В каждом государстве модернизация идет своим путем, но в большинстве просматривается аналогия. Такими аналогиями являются - приоритетное развитие ведущих отраслей, посредством реализации масштабных проектов в не конкурентоспособной среде. Так, в 60 -70-х годах в Японии объем продукции автомобилестроения - поддерживавшейся государством - вырос почти в 8 раз при росте ВВП в 2,5 раза. в Южной Корее в с 70-х по 90-е года спуск на воду судов рост составил 11,2 раза при росте ВВП в 3 раза. в Китае с 1997 по 2008 год выпуск автомобилей увеличился в 9 раз при росте ВВП 2,2 раза. В России же модернизация движется частным сектором в отраслях, в которых государство имеет наименьшие возможности вмешаться, а отрасли, контролируемые государственными корпорациями, находятся в застое [6].

Россия стремиться превзойти инвестиционную привлекательность таких развивающихся стран как: Китай, Индия, Бразилия. Использование государственных корпораций для модернизации экономической системы и стимулирования конкурентоспособных отраслей в этих странах невозможно достичь поставленных перед

корпорациями целей без привлечения частных инвестиций. С 1949 года организации в Китае создавались и управлялись только государством. В Китае сегодня функционирует более 150 государственных корпораций, которые используются в большинстве отраслей экономики. Крупнейшей государственной корпорацией Китая является Китайская национальная нефтяная корпорация, которая управляется местными и центральными властями совместно с частными инвесторами.

В Индии корпорация получает статус государственной лишь в том случае, если государство покупает контролирующий пакет акций. Индийские государственные корпорации плотно сотрудничают с частным сектором. Так в 2005 году две крупнейшие корпорации -частная стальная Mittal и государственная нефтегазовая ONGC - объединили усилия для реализации проектов по покупки углеводородных активов по всему миру.

Страны OPEC знамениты своим консерватизмом в подходе к управлению стратегическими отраслями. На предприятиях нефтегазового сектора Саудовской Аравии доля государства в акционерном капиталя составляла около 70%, но в конце 2007 года началась приватизация в отдельных отраслях. В результате государственное участие в компании воздушного транспорта Saudi Arabian Airlines и промышленного холдинга SABIC было снижена.

В настоящее время также необходимо соотнести опыт формирования российских государственных корпораций и так называемых государственных инвестиционных корпораций. До последнего времени функционировало несколько национальных инвестиционных фондов таких как сингапурский Temasek Holdings, инвестиционное управление Кувейта Kuwait Investment Authority, и их влияние на финансовую систему мира было незначительным. Но в последнее время формируются национальные инвестиционные фонды Саудовской Аварии и России. В Китае создается инвестиционная корпорация, так же правительство Японии и Южной Кореи рассматривают возможность создания похожих корпораций [5].

Рост деятельности национальных инвестиционных фондов вызвал необходимость в регулировании их деятельности. Как пишет Дж. Гартен, «Вашингтон уже обратился в Международный валютный фонд и Всемирный банк с просьбой составить для суверенных фондов методические рекомендации. В Берлине готовят новый закон, образцом для которого служит американская процедура фильтрации входящих прямых иностранных инвестиций. В Брюсселе думают о написании общеевропейских правил взаимодействия SWF». Основным требованием здесь выступает прозрачность. От SWF планируется требовать как минимум два раза в год публиковать подтвержденные международными аудиторами отчеты о своих портфелях.

По своему экономическому содержанию государственные корпорации в Российской Федерации аналогичны с государственными холдингами стран с высоким уровнем государственного вмешательства в экономику страны. Но правовой точки зрения ни одна государственная корпорация в России не имеет аналогов в мире. Ни в одной рыночной экономике государственным корпорациям не предоставлялись такие существенные возможности и преимущества, какие предоставлены российским.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аоки М., Ким Х.К. Корпоративное управление в переходных экономиках: инсайдерский контроль и роль банков. СПБ Лениздат, 1997.

2. Иптипаховян П. Методологические проблемы стратегического планирования развития интегрированных корпоративных структур // Российский экономический журнал. -2012. -№ 9. -с. 67-70.

3. Леонтьева Е.Л. Японские корпорации и корпоративные труппы: эволюция институтов. -М.: ИМЭМО , 2009. - 78 с.

4. May В. Драма 2008 года: от экономического чуда к экономическому кризису // Вопросы экономики. - 2009. - № 2. -с. 17.

5. Проскурнина О. В разгар кризиса мы сформировали четыре фонда // Ведомости - 2009. - № 2277, 19 января.

6. Резепов М.Ю. Ресурсный потенциал: понятие, механизм регулирования. — Саратов: Изд-во «научная книга», 2013. - 40 с.

7. Реформирование предприятий: концепция, модель программа, М.: КОНСЭКО, -2011.

8. ХейфецБ. А. Офшоризация глобальной экономики: вызовы для национальных хозяйств. -М.: Ин-т экономики, 2008. - 73 с.

9. Ясин Е.Г., Юдаева К.В. Стратегия - 2050 справиться ли Россия с вызовами глобализации? : к IX Международной научной конференции "Модернизация экономики и глобализация", 1-3 апреля 2008 г. -М: ГУ ВШЭ , 2008 - 51с.

10. Хейфец Б.А., Либман A.M. Корпоративная интеграция: Алыернатива для постсоветского пространства. -М.: URSS , 2008. - 160 с.

Рецензент: Лукьянчикова Татьяна Львовна, доктор экономических наук, профессор кафедры «Мировая экономика и статистика», Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет — учебно-научно-производственный комплекс».

Sergey Rogozhin

State University-Education-Science-Production Complex

Russia, Orel

E-Mail: sergey.rogozhin.89@mail.ru

Current state and problems of functioning of the state corporations in the conditions of economy globalization

Abstract. The analysis of foreign experience of formation and condition of the state corporations is carried out, and also problems of their functioning are revealed. The developed economy of the countries is formed and functions only by means of the state. The state has various instruments of impact on economy. The main characteristic of the state as economic entity in the market its position as owner is. Intervention in development of national economy first of all is carried out through the state corporations. The state can act as both the full, and partial owner of the state corporations. For recognition by the owner the state has to have the controlling equity stake. The state corporations equally successfully function both in the countries with low, and with the high level of the state intervention in economy. Recommendations about improvement of formation and functioning of the state corporations on the basis of world experience are made. According to the economic contents the state corporations in the Russian Federation are similar with the state holdings of the countries with the high level of the state intervention in national economy. But the legal point of view any state corporation in Russia has no analogs in the world.

Keywords: state corporations; state holdings; world experience; current state; functioning problems; state ownership; market housekeepers; formation improvement; state control.

Identification number of article 122EVN414

REFERENCES

1. Aoki M., Kim H.K. Korporativnoe upravlenie v perehodnyh jekonomikah: insajderskij kontrol' i rol' bankov. SPB Lenizdat, 1997.

2. Iptipahovjan P. Metodologicheskie problemy strategicheskogo planirovanija razvitija integrirovannyh korporativnyh struktur // Rossijskij jekonomicheskij zhurnal. -2012. -№ 9. -s. 67-70.

3. Leont'eva E.L. Japonskie korporacii i korporativnye truppy: jevoljucija institutov. -M.: IMJeMO , 2009. - 78 s.

4. May V. Drama 2008 goda: ot jekonomicheskogo chuda k jekonomicheskomu krizisu // Voprosy jekonomiki. - 2009. - № 2. -s. 17.

5. Proskurnina O. V razgar krizisa my sformirovali chetyre fonda // Vedomosti - 2009. -№ 2277, 19 janvarja.

6. Rezepov M.Ju. Resursnyj potencial: ponjatie, mehanizm regulirovanija. — Saratov: Izd-vo «nauchnaja kniga», 2013. - 40 s.

7. Reformirovanie predprijatij: koncepcija, model' programma, M.: KONSJeKO, -2011.

8. HejfecB. A. Ofshorizacija global'noj jekonomiki: vyzovy dlja nacional'nyh hozjajstv. -M.: In-t jekonomiki, 2008. - 73 s.

9. Jasin E.G., Judaeva K.V. Strategija - 2050 spravit'sja li Rossija s vyzovami globalizacii? : k IX Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii "Modernizacija jekonomiki i globalizacija", 1-3 aprelja 2008 g. -M: GU VShJe , 2008 - 51s.

10. Hejfec B.A., Libman A.M. Korporativnaja integracija: Alyernativa dlja postsovetskogo prostranstva. -M.: URSS , 2008. - 160 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.