ГЛОБАЛИЗАЦИЯ: ПОЛЕМИКА ЦИВИЛИЗАЦИЙ
УДК 327 DOI 10.53115/19975996_2023_04_076_081
ББК 66.4(0)
А.А. Алимов, А.А. Фокина
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ БРИКС В УСЛОВИЯХ ПРОИСХОДЯЩИХ ИЗМЕНЕНИЙ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ КАРТЫ МИРА
Рассмотрены происходящие в мире геополитические изменения на фоне мировых политических процессов, связанных с изменениями в архитектуре международных отношений. Международные отношения отличаются авторами от мировой политики и мирополитических изменений за счет развития многоакторности современных мирополитических связей, в том числе появления новых межправительственных и неправительственных институтов, в системе которых особое место занимает БРИКС. Подробно рассматриваются основные принципы формирования, современного состояние и расширения БРИКС, как актора мировой политики, обладающего большим социально-экономическим и политическим потенциалам. Авторами отмечается процесс формирования «полюса БРИКС», который отличается приверженностью принципам равноправия, взаимовыгодной интеграции, защиты суверенитета и национальных интересов. Также авторами рассмотрены положительные и отрицательные стороны присоединения новых членов в 2024 году с упором на экономику, уровень обеспечения кибербезопасности, а также на то, какие дипломатические отношения имеют будущие страны-участники друг с другом.
Ключевые слова:
акторы международных отношений, БРИКС, геополитические изменения, международные отношения, расширение, формирование «полюса БРИКС».
Алимов А.А., Фокина А.А. Современное состояние и потенциал развития БРИКС // Общество. Среда. Развитие. - 2023, № 4. - С.76—81. -DOI 10.53115/19975996_2023_04_076_081
© Алимов Андрей Алексеевич - кандидат исторических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет; действительный член, Русское
географическое общество, Санкт-Петербург; e-mail: [email protected] © Фокина Алена Алексеевна - магистр, аналитик-исследователь, «Центр инновационной дипломатии БРИКС и ШОС», Санкт-Петербург; e-mail: [email protected]
Современная глобальная геополитическая ситуация и происходящие в ней изменения
В рамках геополитики и политологии можно считать общепринятыми тот факт, что региональная или глобальная геополитическая ситуация зависит от основных мирополитических процессов, а также от политики и поведения ведущих стран и организаций, как основных акторов международных отношений и мировой политики. Этот фактор развития современных политических и экономических взаимоотношений между странами и регионами мира неоднократно подчеркивался в работах российских и зарубежных политологов. Однако следует учитывать, что первая
четверть XXI века связана с ломкой всей современной международной архитектуры, что определяется стремлением многих стран, бывших ранее под гнетом колониализма, политической и экономической зависимости, изменить однополярный мир, сделать его более справедливым, отвечающим интересам всех стран современного мира. Несомненным лидером в деле сохранения старого уклада в настоящее время являются США и ныне полностью подчиненная им «Объединенная Европа» (ОЕ).
По нашему мнению, можно, во-первых, выделить основной процесс, занявший главное место в современных международных отношениях и мировой политике - стремление большинства стран планеты добиться
изменении сложившемся мировои системе: перейти от однополярного мира к многополярному. А во-вторых, обратить внимание на то, что на этом фоне имеют место две конкретных ситуации, обострившие современные международные отношения - Специальная Военная Операция (СВО) России на Украине, превратившаяся, по мнению целого ряда военных специалистов, в затяжную позиционную воину, и краине опасные события на Ближнем Востоке, т.е. известное противостояние Израиля и радикальной организации ХАМАС.
При этом определились два лагеря: поддержки Израиля (в основном США и Европа) и поддержки ХАМАС (подавляющее большинство исламских государств). Но надо признать, что звучат редкие голоса европейских стран, резко осуждающих Израильскую наземную операцию, бомбардировки и артобстрелы городов Газы, за счет чего растет количество погибших и раненых мирных жителей. В самих США начался процесс борьбы против «инакомыслящих» - тех людей, которые, особенно в университетах, по крайней мере не осуждают ХАМАС. Спонсоры прекращают поддержку тех высших учебных заведений, в которых происходят такие события [4].
Расстановка же «ЗА» и «ПРОТИВ» по вопросу СВО на Украине осталась без изменений - главным противником России остаются США и (ОЕ), а какой-либо сплоченной группы других государств, не осуждающих Россию или поддерживающих её, до настоящего времени не существует.
В докладе Д.А. Данилова [2, с. 43] подчеркивается: «Важно иметь в виду специфику коллективной политики НАТО/ЕС: их органы планирования и управления при разработке доктринально-концеп-туальных документов и планов связаны принятыми политическими платформами и документами, за которыми стоят несовпадающие и часто сталкивающиеся интересы и мотивации стран-участниц, в том числе по поддержке Украины в войне с Россией. И в этой связи, возможности разрабатывать альтернативные долгосрочные планы действий в НАТО и, тем более, в ЕС относительно ограничены отсутствием ясных политических директив стратегического планирования в зависимости от различных сценариев развития украинского кризиса. Поэтому ожидать от наших «оппонентов» по (ОЕ) чего-нибудь внятного пока не приходится».
Можно считать, в последние две недели, начиная с нападения ХАМАС на Израиль
в той или иной степени оба события - СВО и кризис на Ближнем Востоке связаны между собой. Известна расстановка сил и приоритетов: президент Египта Абдель Фаттаха ас-Сиси пригласил руководителей желающих принятия в специальной встрече по вопросам Израильского конфликта с ХАМАСОМ, На встречу приехали лидеры практически всех арабских стран, политические лидеры Италии, глава МИД Японии, глава Евросовета, от России присутствовал специальный представитель Президента В. Путина, а от США ... только посол Америки в Египте. Эта демонстрация не осталась без внимания не только присутствовавших на встрече, но и многих лидеров стран Африки, Азии и Латинской Америки.
Выступая на передаче «Большая Игра» [1], ведущий российский политолог и историк С. Караганов отметил, что по его убеждению, современные основные тенденции общемирового развития, несомненно, повлияют на историю человечества и дальнейшие мирополитические процессы. Но он также сказал, что, к сожалению, останется опасность новых политических взрывов в различных регионах планеты: по его мнению, это Индия и Пакистан, арабский мир, возможно, Африканский континент. А главное, что в наши дни необходимо сделать - это отодвинуть черту опасности мирового ядерного конфликта.
Влияние геополитических изменений на развитие БРИКС
Изначально группа БРИКС создавалась как ответ на существующие глобальные изменения и вызовы. События, начавшиеся в 2022 году, также оказали влияние на развитие группы.
Военное, идеологическое, политическое, экономическое и информационное противостояния, эскалация которых произошла в 2022 г., усложнили не только существующую систему международных отношений, но и обострили внутренние проблемы государств, вопросы международной безопасности, предупреждения конфликтов, а также противодействия международному терроризму. Противостояние России и Запада отодвинуло на второй план многие международные проблемы, требующие консолидации позиций и совместных решений. Именно поэтому особую важность приобретают интеграционные объединения, взаимодействие которых не строится на идеологическом противостоянии, а на взаимных интересах, равноправии, уважении суверенитета.
Именно таким объединением и является группа БРИКС.
Несмотря на стремление западных стран изолировать Россию как в экономическом, так и в политическом плане, группа БРИКС стала именно тем интеграционным объединением, которое дало «обратный эффект» и позволило как Российской Федерации, так и остальным участникам БРИКС расширить свое влияние во многих регионах мира.
После 2022 г. многие акторы оказались перед выбором дальнейшего развития, их участия и роли на международной арене. Лидеры ряда государств осознали важность диверсификации своих политических и экономических связей, а также и то, какие негативные последствия может принести зависимость от сотрудничества с западными странами. Развивающиеся страны оказались в ситуации поиска новых форм взаимодействия и интеграции, и ведущую роль в данном процессе стало играть объединение БРИКС.
Данные факторы привели к тому, что 30 стран из различных регионов мира изъявили желание присоединиться к БРИКС. Таким образом, можно заключить, что геополитический кризис привел к развитию БРИКС и повысил привлекательность крупы в глазах других стран.
Формирование «полюса БРИКС» как ответ на происходящие изменения
Происходящие геополитические изменения привели к созданию новых центров силы, как в политическом, так и в экономическом плане. Необходимо отметить, что для эффективного взаимодействия и устойчивого развития необходима открытая внешнеполитическая стратегия, активное и равноправное сотрудничество. Функционирование БРИКС строится на основных принципах, которые заключаются в равноправии, защите суверенитета, невмешательстве во внутренние дела, в стремлении к инклюзивному экономическому росту в целях искоренения бедности, безработицы, содействия социальной интеграции, стимулирования инновационного экономического развития на основе передовых технологий и развития навыков, стремления к дальнейшему взаимодействию и сотрудничеству со странами, не входящими в БРИКС, а также с международными организациями и форумами. Именно эти принципы и цели стали наиболее привлекательными для многих развивающихся стран после 2022 г. и действий западных стран, принятых в обход ООН.
Для многих государств БРИКС является примером продвижения реформ и отстаивания интересов развивающихся стран и поэтому они стремятся активизировать взаимодействие с группой, особенно в торгово-экономической сфере.
Говоря о формировании «полюса БРИКС» необходимо отметить, что наращивание влияния со стороны пятерки в различных регионах мира для западных стран, в частности, для США представляется как угроза собственному влиянию. Наиболее ярко это отражается в Африке. Государства африканского континента демонстрируют все большую политическую независимость, приверженность многополярному миру и стремление диверсифицировать свои связи.
Еще одним ярким примером формирования «полюса БРИКС» является процесс дедолларизации. Страны-участницы активно заявляют о необходимости уменьшения зависимости от доллара США, что наиболее важно для России и Китая, и переходу к единой валюте БРИКС, либо к использованию системы электронных платежей, которая бы позволила использовать национальные валюты. Учитывая сложность создания общей валюты БРИКС, с 2018 г. ведется работа над созданием платформы BRICS Pay, которая представляет собой онлайн-коше-лек для оплаты в национальных валютах. Необходимо отметить, что перспектива использования национальных валют привлекает не только страны БРИКС, но также и их партнеров.
Таким образом, происходящие изменения международной системы, а также действия Запада ведут к формированию «полюса БРИКС», к которому стремятся примкнуть все больше и больше государств, проявить свою политическую волю и самостоятельность без давления со стороны третьих стран, высказать собственные позиции по вопросам, стоящим на повестке дня, добиться устойчивого развития стран с формирующимся рынком.
БРИКС после саммита 2023 года: проблемы и перспективы
Расширение постоянного состава участников БРИКС было во многом спровоцировано не только происходящими геополитическими изменениями и желанием многих стран диверсифицировать свои отношения, но и эффективностью и статусом мероприятий БРИКС, проводимых в расширенном формате с партнерами из различных регионов мира.
Работа БРИКС в расширенных форматах - «БРИКС+ / аутрич» на протяжении нескольких лет проводилась с целью перевода сотрудничества в трансрегиональный формат и политической поддержки партнеров во всех регионах мира.
Говоря о расширении ядра БРИКС до Саммита в Йоханнесбурге, отмечалось, что при правильном выборе страны-кандидата, расширение основного состава БРИКС может способствовать усилению БРИКС позиций во многих регионах мира, установлению стабильности, посредством сотрудничества, укрепило бы политическое, экономическое, научно-техническое и культурное взаимодействие, а также дало новые возможности для роста.
Несмотря на существующие положительные стороны расширения постоянного состава участников БРИКС существуют также риски, связанные, прежде всего с возможными конфликтами интересов, разрывом в экономическом развитии стран, использовании ресурсов группы в своих национальных интересах, с риском усложнения процесса принятия решений и нарастания финансовой нагрузки на НБР.
Тем не менее, на Саммите БРИКС 2023 года в Йоханнесбурге было объявлено о том, что шесть стран - Аргентина, Египет, Иран, Эфиопия, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты - станут полноправными членами с 1 января 2024 года.
Исходя из этого, авторами был проведен анализ данных стран, уровень их взаимодействия с БРИКС, а также того, какой вклад новые участники могут внести в развитие объединения. Упор был сделан на такие области, как экономика, цифрови-зация, кибербезопасность.
1. Экономика:
- Аргентина. В последние годы в стране наблюдается сильнейший экономический кризис с непрекращающимся ростом инфляции, которая в феврале 2023 г. составила 102% [3]. Учитывая тот факт, что основным направлением взаимодействия в рамках БРИКС остается экономика, принимать в постоянный состав участника с нестабильной экономической системой является нецелесообразным.
- Египет. Экономика страны, которая в полной мере не восстановилась после кризиса пандемии COVID-19, сталкивается с серьезными вызовами в связи с глобальным экономическим спадом, ростом цен на сырьевые товары и конфликтом на Украине. Появились серьезные риски социального недовольства. С 2022 года показатель ВВП на душу населения падает, с 2021 года
растет уровень инфляции (в 2022 году уровень инфляции составил 8,5%, а в 2023 году уже 21,63%) [5].
- Иран. Страна находится долгие годы под санкциями, однако, это привело к перестройке экономики (в том числе продаже нефти в обход санкций), и к развитию собственных технологий. Тем не менее, с 2017 г. в стране наблюдается рост инфляции, что приводит к нестабильной социально-экономической обстановке в Иране в последние годы [7].
- Эфиопия. Главная отрасль экономики - сельское хозяйство. В последние годы в экономику страны вырос уровень иностранных инвестиций, главным образом, из-за облегчения таможенного режима. Уровень ВВП на душу населения с 2021 года растет, а уровень инфляции стремительно снижается.
- Саудовская Аравия имеет сильную и устойчивую экономику. ВВП Королевства с 2020 г. непрерывно растет, а уровень инфляции снижается.
- ОАЭ. Экономика страны находится в сильной зависимости экономики от цен на нефть. ОАЭ занимает пятое место среди стран ОПЕК по объему запасов сырой нефти с долей 11,7%. С 2020 года ВВП ОАЭ растет, уровень инфляции снижается [8]. Правительство ОАЭ при этом всячески поощряет привлечение прямых иностранных инвестиций, поскольку этот аспект является одной из важнейших опор стратегии долгосрочного развития государства. Однако многие аналитики указывают на то, что экономика ОАЭ продолжит испытывать на себе негативное влияние от событий на нефтяном рынке.
Что кается обеспечения кибербезо-пасности, то страны имеют совершенно разный уровень борьбы с киберугрозами (рис. 1). По данным Global Cybersecurity Index, Аргентина занимает 91 место в мире (индекс 50,12), Иран - 54 место (индекс 81,07), Саудовская Аравия - 2 место (индекс 99,54), Эфиопия - 115 место (индекс 27,74), Египет - 4 место в мире (индекс 95,48), ОАЭ - 5 (индекс 98.06) [6].
К главным рискам можно отнести следующее:
- Отношения Ирана и Саудовской Аравией. Долгие годы взаимоотношения между этими странами оставались напряженными, а в 2016 г. и вовсе были разорваны. Напряжение между двумя ведущими государствами в регионе негативно сказывалось на всем Ближнем Востоке. В 2023 г. страны сделали важный шаг в развитии сотрудничества и заявили о восстановлении
Рис. 1. Позиции стран БРИКС и будущих государств-участников в мире по уровню обеспечения кибербезопасности
со сч о
о
дипломатических отношений. Тем не менее, эти отношения должны пройти проверку на прочность, прежде чем включать обе страны в состав постоянных членов БРИКС, чтобы не снизить эффективность группы.
- Отношения Саудовской Аравии и ОАЭ. В отношениях этих двух ближневосточных государств, которое долгое время считались союзниками, в 2021 году наметился раскол из-за экономических и политических причин. Экономические причины заключались, главным образом, в нежелании ОПЕК увеличивать добычу нефти. В основе разногласий между Абу-Даби и Эр-Риядом лежит тот факт, что две страны не смогли договориться на переговорах в рамках ОПЕК. К политическим причинам относится примирение Эр-Рияда с Катаром, в то время как ОАЭ по-прежнему сохраняет дистанцию в отношениях с этой страной.
- Отношения Египта и Эфиопии. Строительство «Великой Дамбы Эфиопского возрождения» породило конфликт между Египтом и Эфиопией. Египет опасается, что в результате работы эфиопской ГЭС на Ниле может возникнуть нехватка воды, которая приведет к многочисленным экономическим и экологическим проблемам. Даже если в будущем эфиопская плотина не сильно сократит водную квоту Египта, в любом случае, заполнение огромного водохранилища непременно повлияет на безопасность в Египте, чье водоснабжение, фактически полностью зависит от реки Нил. Еще одним аргументом Каира против дамбы служит утверждение, что эфиопский проект противоречит международному водному законодательству.
Таким образом, можно видеть, что четыре ближневосточные страны + страна Африканского рога, которые станут полноправными участниками БРИКС в 2024 году имеют неустойчивые двусторонние отношения, которые влияют на положение дел на Ближнем Востоке и могут повлиять на эффективность деятельности БРИКС. Стремление преодолеть противоречия и сближение стран является важным шагом, однако в условиях быстроменяющегося мира эти отношения должны пройти проверку на прочность.
Тем не менее, важным является вступление в БРИКС стран Ближнего Востока. Несмотря на нестабильность региона, он имеет геостратегическое и геоэкономическое значение. В большей мере сближение БРИКС с ближневосточными странами формируется на основе стремления стать противовесом действующему миропорядку и в попытках создать многополярный мир. Данные процессы происходят по причине того, что именно арабские страны играют важную роль в формировании «зоны внеа-мериканского взаимодействия».
Заключение
Трансформация геополитической карты мира, наметившаяся еще с момента окончания Холодной войны и перешедшая в активную фазу в 2022 г. во многом определилась СВО России на Украине. Происходящие в мире события ведут к формированию новых центров силы и полюсов международных отношений. Одним из таких полюсов, по мнению автора, является формирование «полюса БРИКС». Изначально группа БРИКС была создана как ответ на возникающие кризисы миро-
вой системы, на несогласие с однополяр-ным миром, функционированием существующих международных финансовых институтов. Именно эти факторы и объясняют то, что происходящие изменения в мире напрямую воздействуют на БРИКС и на дальнейшее развитие группы. Однако «пятерка» едина в подходах борьбы с возникающими вызовами и выступает единым фронтом по многим международным вопросам, которые стоят на повестке дня. Для развивающихся государств взаимодействие с БРИКС - это желание занять свое место на международной арене, повысить политический и экономический имидж, участвовать в различных финансо-
вых институтах, диверсифицировать торгово-экономические связи и не зависеть от сотрудничества с одним государством. Развитие трансрегионального партнерства может привести к пространству или полюсу БРИКС, деятельность которого будет строиться на заявленных в декларациях группы принципах, национальных интересах, без влияния США. Важным является то, что формирование полюса БРИКС не является образованием военно-политического блока, четкой структуры и институционализации. Партнерство БРИКС строится на принципах взаимоуважения, равноправия, консолидации позиций, дружбы и доверия.
Список литературы:
[1] Большая игра. Часть 3. Выпуск от 07.09.2023. - Интернет-ресурс. Режим доступа: https://www.1tv.ru/ shows/big-game/vypuski/bolshaya-igra-chast-3-vypusk-ot-07-09-2023 (07.09.2023)
[2] Данилов Д.А. Вильнюсский саммит НАТО в контексте украинского конфликта // Аналитические записки института Европы РАН. - 2023, вып. III. - С. 41-48.
[3] Инфляция в Аргентине за полгода превысила 50%. - Интернет-ресурс. Режим доступа: https://tass.ru/ ekonomika/18272217 (29.09.2023)
[4] Российская газета. - 2023, 27 октября, № 9189. - Интернет-ресурс. Режим доступа: https://www.rg.ru/ gazeta/rg/svezh (27.10.2023)
[5] Egypt: Inflation rate // Statista. - Интернет-ресурс. Режим доступа: https://www.statista.cOm/statistics/3 77354/ inflation-rate-in-egypt/ (20.09.2023)
[6] Global Cybersecurity Index // International Télécommunication Union. - Интернет-ресурс. Режим доступа: https://www.itu.int/epublications/publication/D-STR-GCI.01-2021-HTM-E (10.09.2023)
[7] Iran's Economy and Society // Statista. - Интернет-ресурс. Режим доступа: https://www.statista.com/ study/48445/iran/?locale=en (08.04.2023)
[8] UAE Inflation rate // Statista. - Интернет-ресурс. Режим доступа: https://www.statista.com/statistics/297779/ uae-inflation-rate/ (20.09.2023)