УДК 341.1/8+629.78
А.А. Бахаев
кандидат юридических наук
Политико-правовое г. Челябинск, Россия
обоснование реализации геокосмической программы иБрасе в рамках международного объединения БРИКС
гг
Рассмотрены наиболее актуальные сферы международного сотрудничества, наличие и эффективность межгосударственных организаций и объединений. Исследован их потенциал и соответствие уставным целям геокосмической программы иБрасе. Проведён анализ имеющихся политико-правовых инструментов для осуществления данной программы в рамках международного объединения БРИКС. Сделаны выводы и предложены механизмы реализации проекта, соответствующие политической линии БРИКС и внутриорганизационным юридическим процедурам.
Ключевые слова:
БРИКС, геокосмическая программа иБрасе, международное право, международные организации и объединения.
UDC 341.1/8+629.78
A.Bakhaev
Ph.D. in Law
Political and Legal Justification for the Implementation of the uSpace Geocosmic Program Within the Framework of the BRICS International Association
pp
The article considers the most relevant spheres of international cooperation,
the presence and effectiveness of inter-state organizations and associations.
Their potential and compliance with the statutory goals of the uSpace geocosmic program
have been reviewed. There is an analysis of available political and legal instruments
for the realization of this program within the framework of the BRICS international association.
The article contains the relevant conclusions and offers mechanisms of the project implementation
which corresponds to the policy of the BRICS nations and the internal organizational legal procedures.
Keywords:
BRICS, international law, international organizations and associations, uSpace geocosmic program.
Введение: классификация международных организаций
Международные организации и объединения в том виде, в котором мы их знаем сегодня, появились относительно недавно - в прошлом столетии. Можно констатировать, что они стали полноправными субъектами международного права, а также полноценными политическими игроками на мировой арене, где ранее монополистами выступали государства.
В настоящее время наиболее крупными действующими международными организациями, объединениями и группами стран являются: Организация Объединённых Наций, Всемирная торговая организация, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, Организация Договора о коллективной безопасности, Совет Европы, Шанхайская организация сотрудничества, «Большая семёрка», «Большая двадцатка», БРИКС.
Для реализации целей настоящего исследования необходимо привести классификацию международных организаций. Её основания могут быть различными. Распространена систематизация по масштабу деятельности, цели деятельности, характеру передачи государствами компетенции (рисунок!) [1].
Рисунок 1 - Классификация международных организаций
Следует подчеркнуть, что международные параоргани-зации - образования, обладающие чертами организации, но не являющиеся таковыми с формально-юридической точки зрения (например, «Большая семёрка», БРИКС), часто играя значительную роль в международных отношениях, не могут быть включены в классификацию международных институтов, так как не получили официального статуса: не имеют устава, штаб-квартиры и не институционализированы. Такие объединения могут быть как правительственными, так и неправительственными. Принципиально пара-организации отличаются тем, что юридически не наделяются
и не обладают правосубъектностью. Они могут функционировать хотя и с определённым составом членов, но без полноценных учредительных актов, установленной организационной структуры, постоянного местопребывания, а также без права принятия юридически квалифицированных, обязывающих государства решений. В связи с гибкостью используемых моделей сотрудничества, неформальностью принимаемых решений параорганизации в современном мире широко распространены, причём практическое значение их решений, хотя и не обязывающих, может быть весьма велико [2].
На сегодняшний день большинство из вышеперечисленных международных организаций и объединений либо чрезвычайно политизировались, либо контролируются небольшой группой стран, что исключает принцип равноправия, взаимовыгодности и достижения общего блага. И то и другое не соответствует ни целям создания и деятельности таких организаций, ни целям реализации геокосмической программы иЭрасе, предложенной инженером А.Э. Юницким [3].
БРИКС как площадка для реализации геокосмической программы иБрасе
В современных геополитических реалиях наиболее отвечающей принципу равноправия сторон, представляющей значительное количество населения планеты и соответствующей положениям, включённым инженером А.Э. Юницким в основу геокосмической программы иБрасе, является группа стран БРИКС.
Данный союз - неформальное межгосударственное объединение динамично развивающихся крупных стран; рассматривается в качестве площадки для укрепления всестороннего взаимодействия между теми государствами мира, чьи экономики имеют высокий потенциал для роста. В настоящее время в объединение входят Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка. Аббревиатура БРИКС (ВИСЗ) сформирована из первых букв названий государств-членов (на английском языке).
Важный момент: БРИКС нельзя назвать международной организацией, поскольку у него нет устава, хартии или какого-либо другого основополагающего документа, определяющего деятельность. Именно поэтому применительно к БРИКС правильнее использовать слово «объединение». Причём отсутствие статуса организации никак не мешает процветанию и развитию данной структуры, и время, прошедшее с момента её создания, это наглядно показало [4].
Цель группы БРИКС - коллективное увеличение темпов экономического роста стран-участниц (рисунок 2) и укрепление их позиций в мире за счёт активного сотрудничества друг с другом. Это платформа для их взаимовыгодного партнёрства, обеспечения финансовой и социальной стабильности [5].
20 ООО 18 000 16 000 14 000 12 000 10 000 8000 6000 4000 2000 0
■ Китай ■ Индия Россия Бразилия ■ ЮАР
Рисунок 2 - Объём ВВП стран БРИКС, 2022 г.
На наш взгляд, а также с учётом приведённой ниже подтверждающей информации именно на площадке БРИКС будет наиболее органично и эффективно заявить об инициативе реализации геокосмической программы иБрасе. Динамика подачи заявок и приглашений на вступление в объединение [6] позволяет говорить о том, что в ближайшие годы и десятилетия именно страны, входящие в БРИКС, будут формировать новую архитектуру мировой экономики (рисунок 3) и определять принципы совместного достижения повышения качества жизни населения и уровня технологического развития.
■ Китай ■ Индия Россия Бразилия ■ ЮАР
Рисунок 3 - Доля стран БРИКС в мировом ВВП, 2022 г. [5]
На саммите БРИКС, прошедшем 22-24 августа 2023 г. в г. Йоханнесбурге (ЮАР), озвучено решение лидеров государств пригласить в объединение новых участников: Аргентину, Египет, Иран, ОАЭ, Саудовскую Аравию и Эфиопию (рисунки 4,5). Кроме того, объявлено, что официально заявки на членство подали 23 государства, всего желающих - более 40. По оценке агентства Bloomberg [7], в таком составе к 2040 г. БРИКС будет представлять половину мирового производства, что в два раза больше, чем у «Большой семёрки».
1200
800 600 400 200 0
I
I > н
I I I I I
I I I I I
I Саудовская Аравия ■ Аргентина ■ ОАЭ Египет ■ Иран Эфиопия
Рисунок 4 - Объём ВВП стран, которые вступят в БРИКС в 2024 г., 2022 г. [5]
I Саудовская Аравия ■ Аргентина ■ ОАЭ Египет ■ Иран Эфиопия
Рисунок 5 - Доля в мировом ВВП стран, которые вступят в БРИКС в 2024 г., 2022 г. [5]
Сегодня население планеты составляет более 8 млрд человек, тогда как совокупная численность жителей стран БРИКС - 3,2 млрд (около 41,5 %). Кроме того, первое и второе места по данному показателю занимают Индия и Китай, Бразилия - седьмое, Россия - девятое, ЮАР - 24-е.
Общая численность жителей стран БРИКС более чем в четыре раза превышает население государств «Большой семёрки»: 3,2 млрд против 777 млн. Общая площадь превосходит более чем в два раза [8].
Совокупная территория членов БРИКС занимает 39 746 220 кмг (примерно 26,7 % мировой суши).
Китай является первой экономикой мира по уровню ВВП, Индия - третьей, Россия - пятой, Бразилия - восьмой, ЮАР - 32-й.
География БРИКС
Официально заявлено, что в настоящее время идёт работа по расширению группы БРИКС. Министр иностранных дел ЮАР Наледи Пандор 14 августа 2023 г. озвучила список государств, выразивших желание присоединиться к организации. Среди них Беларусь, Казахстан, Венесуэла, Боливия, Индонезия, Вьетнам, Таиланд, Марокко, Бахрейн, Кувейт, Саудовская Аравия, ОАЭ, Гондурас, Куба. В 2022 г. заявки на членство подали Алжир, Аргентина, Иран, Бангладеш, Египет и Эфиопия. На XV саммит БРИКС помимо основных участников были приглашены 67 стран, включая 53 африканские [9].
Реализация геокосмической программы иБрасе предполагает строительство огромного количества инфраструктурных объектов вдоль экваториального пояса Земли на территории более чем 10 государств [3]. Помимо того, что указанный проект имеет общепланетарное значение, он также станет небывалым драйвером развития экономик этих стран. При возведении эстакады общепланетарного транспортного средства (ОТС) и сопутствующей инфраструктуры будут созданы сотни тысяч рабочих мест, требуемые ресурсы и материалы приведут к резкому росту в добывающих и обрабатывающих отраслях промышленности, а последующая эксплуатация инфраструктуры, её обслуживание и выстраивание логистических цепочек навсегда закрепит за государствами экваториального пояса геополитическое значение и обеспечение финансовыми и политическими ресурсами.
Рассмотрим подробнее три основные территориальные группы стран, на земле которых планируется возведение инфраструктуры геокосмической программы иБрасе.
1. Южноамериканская группа.
Более 60 % протяжённости эстакады ОТС в Южной Америке придётся на территорию Бразилии, которая уже является членом БРИКС. Кроме того, Бразилия - крупнейшее
государство континента как в географическом, так и в экономическом смысле. Расширение и наращивание влияния БРИКС в Южной Америке уже идёт и будет продолжено, о чём свидетельствует официальное приглашение Аргентины в состав объединения с 2024 г. При этом у России и Беларуси традиционно тёплые и тесные связи со странами данного региона, что, безусловно, необходимо учитывать, поскольку представители именно Союзного государства выступят инициаторами проекта на первоначальной стадии его обсуждения и внесения в политическую повестку.
2. Африканская группа.
Африканский континент на сегодняшний день стал, без преувеличения, ареной политической борьбы за влияние между «коллективным Западом» и дипломатией России и азиатских стран, в первую очередь Китая и Индии. Растущий экономический вес России, Индии и Китая позволяет активно участвовать в инвестиционных и инфраструктурных проектах в Африке. Кроме того, история освоения и колонизации данного континента предопределяет выбор большинства африканских государств в качестве партнёров для развития экономики, военного сотрудничества и всеобъемлющего взаимодействия со странами Азии и Российской Федерацией.
ЮАР - одна из наиболее развитых стран Африки и уже является членом БРИКС. Темой последнего саммита, прошедшего в г. Йоханнесбурге, стала «БРИКС и Африка: партнёрство для совместного процветания, устойчивого развития и инклюзивной многосторонности». Подчёркивание африканского вектора не случайно: Африка - это огромная территория, высокая численность жителей и серьёзные темпы экономического роста. К 2050 г. её население составит 25 % от мирового, в целом на континент придётся до 50 % мирового прироста, что обеспечит Африке в пять раз больше рабочей силы, чем к тому моменту будет у Европы, и больше, чем у Китая и Индии, вместе взятых [10]. Нет сомнений, что влияние БРИКС на африканский континент возрастёт, а количество его стран в составе объединения увеличится. Так, приглашение стать членами БРИКС с 2024 г. уже получили Египет и Эфиопия.
3. Океаническая группа.
Значительную часть инфраструктурных объектов эстакады ОТС планируется возвести на территории так называемой Океании, островных государств. Основным игроком в этом регионе, несомненно, является Индонезия. Её экономика - крупнейшая в Юго-Восточной Азии и одна из ключевых развивающихся в мире. Индонезия относится к странам с растущей численностью населения -
более 270 млн человек. Это рынок с огромным потенциалом. Экономика государства прошла большой путь: сейчас она занимает 16-е место в мире, но по прогнозам достигнет четвёртого места к 2045 г. [11]. В стране снизилось преобладание сельского хозяйства, идёт развитие промышленного производства, ВВП по паритету покупательной способности составляет 4,39 трлн USD (2023 г.]. Как ожидалось, приглашение на членство в БРИКС Индонезия должна была получить в 2023 г., что косвенно подтверждалось участием её президента в саммите, однако этого не произошло. Уже после мероприятия было официально заявлено, что главы МИД стран БРИКС обратились к Индонезии с предложением присоединиться к альянсу [12]. Будущее членство Индонезии в нём позволит привлечь представителей государства к обсуждению реализации геокосмической программы uSpace на существующих площадках БРИКС.
Взаимодействие стран БРИКС в космической сфере
Последние достижения участников БРИКС в космической сфере позволяют сделать вывод об огромном потенциале и интересе к совместной работе над реализацией геокосмической программы иЭрасе.
Актуальные вопросы международного сотрудничества в области освоения космического пространства, мировые тенденции развития космической деятельности уже являются темой обсуждения и взаимодействия между главами космических ведомств стран БРИКС. Примером такого активного партнёрства может служить соглашение о сотрудничестве в области обмена спутниковыми данными дистанционного зондирования Земли.
Необходимо отметить, что 23 августа 2023 г. лидеры стран БРИКС приняли итоговую декларацию XV саммита объединения, получившую название «Йоханнесбург-2». Нашла в ней своё отражение и тема совместного освоения космоса. В частности, в п. 69 заявлено: «Мы поздравляем наши космические агентства с успешной реализацией Соглашения о создании спутниковой группировки дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) стран БРИКС посредством обмена образцами данных спутниковой группировки БРИКС, проведения первого Форума по применению спутниковой группировки ДЗЗ БРИКС в ноябре 2022 г., созыва второго заседания Совместного комитета БРИКС по космическому сотрудничеству в июле 2023 г. и продолжения успешной реализации пилотных проектов спутниковой группировки БРИКС. Мы призываем космические агентства
стран БРИКС и далее повышать уровень сотрудничества в области обмена спутниковыми данными дистанционного зондирования и их применения, чтобы обеспечить информационную поддержку экономического и социального развития стран БРИКС» [13].
Понимая важность и перспективность партнёрства в рассматриваемой сфере, участники объединения уже создали Совместный комитет БРИКС по космическому сотрудничеству. Заседания комитета проводятся на ежегодной основе в преддверии встречи глав стран БРИКС. В рамках его деятельности и предлагается продвижение реализации геокосмической программы иБрасе.
Финансирование
геокосмической программы иБрасе в рамках БРИКС
Масштабность геокосмической программы иБрасе и её транснациональность обуславливают соответствующий объём финансирования. В рамках работы БРИКС создан Новый банк развития, цель деятельности которого - финансирование инфраструктурных проектов и проектов устойчивого развития в государствах БРИКС и развивающихся странах [14].
Приоритетная задача для Нового банка развития -поддержка государственных и межгосударственных проектов, предоставление займов, гарантий, участие в капитале. Геокосмическая программа иБрасе станет самым крупным в истории инфраструктурным проектом, реализованным большинством представителей мирового сообщества. На сегодняшний день имеются все необходимые для этого слагаемые: теоретическое обоснование, технология, международная политическая площадка для осуществления, инструменты формального закрепления, институты финансовой инфраструктуры.
В проводимых ранее исследованиях [15] уже делался вывод о возможности и важности международного сотрудничества при реализации геокосмической программы иБрасе и заключения соответствующего международного договора [16]. При этом рассматривался вариант работы именно с международными организациями, тогда как БРИКС в российском юридическом и международно-правовом аспектах таковым не является. Тем не менее подходы к осуществлению геокосмической программы иБрасе в рамках объединения БРИКС кардинально не отличаются от общепринятых в мировой практике процессуальных регламентов.
Заключение
Реализация геокосмической программы иБрасе возможна лишь при межгосударственном консенсусе, равноправном сотрудничестве, общем целеполагании, совместном финансировании. В настоящее время при сложившейся геополитической ситуации единственным объединением, которое отвечает всем вышеперечисленным критериям и при этом не управляется и не действует в интересах узкой группы избранных стран, является БРИКС.
На сегодняшний день в рамках работы БРИКС либо уже имеются механизмы и институты для выдвижения, продвижения и согласования со всеми сторонами идеи осуществления геокосмической программы иБрасе, либо действуют площадки для их создания и активного вовлечения в процесс.
Практическая инициация обсуждения реализации геокосмической программы иБрасе видится в следующей форме. Предлагается по итогам конференции «Безракетная индустриализация ближнего космоса: проблемы, идеи, проекты» подготовить резолюцию и обращение от имени участников форума в Совместный комитет БРИКС по космическому сотрудничеству, в котором призвать представителей стран БРИКС внимательно изучить инициативу инженера А.Э. Юницкого и выразить готовность к её всестороннему рассмотрению. Российской Федерации в обращении может быть предложено стать международной площадкой для выработки практических путей осуществления данной инициативы. По итогам проведённой в рамках комитета работы следует сформировать единую позицию членов БРИКС о необходимости реализации геокосмической программы иБрасе и подготовить вопрос для обсуждения с главами государств на очередном саммите БРИКС.
Список основных источников
1. Международные отношения и мировая политика: учеб. для бакалавриата и магистратуры / П. А. Цыганков [и др.]. -М.: Юрайт, 2019. - 290 с.
2. Словарь международного права/отв. ред. С.А. Егоров. -3-е изд., перераб. и доп. - М.: Статут, 2014. - 495 с.
3. Юницкий, А.Э. Струнные транспортные системы: на Земле и в Космосе: науч. издание/А.Э. Юницкий. - Силакрогс: ПНБ принт, 2019. - 576 с.
4. БРИКС. Главное, что нужно знать об объединении [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rg.ru/2023/
08/22/v-iuar-startoval-sammit-briks-glavnoe-chto-nuzhno-znat-ob-obedinenH.html. - Дата доступа: 08.09.2023.
5. Что такое БРИКС и какую роль он играет в мировой экономике [Электронный ресурс] - Режим доступа: https:// trends.rbc.ru/trends/social/64e74e4d9a79478d9c170ea4. -Дата доступа: 01.09.2023.
6. В БРИКС официально пригласили шесть новых стран [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://ria. ru/20230824/briks-1891914877.html. - Дата доступа: 06.09.2023.
I. BRICS Latest: Bloc Invites New Members, Plans Two-Tier System [Electronic resource] - Mode of access: https.// www.bloomberg.com/news/articles/2023-08-24/brics-summit-2023-south-africa-bloc-invites-saudi-iran-four-others-as-members. - Date of access: 08.09.2023.
8. Альянс развивающихся: БРИКС прирастает новыми членами и перспективами торговли в прежних валютах [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www. kommersant.ru/doc/6198735. - Дата доступа: 08.09.2023.
9. Reimagining Economic Growth in Africa: Turning Diversity into Opportunity [Electronic resource] - Mode of access: h ttps://www.mckinsey.com/mgi/our-research/ reimagining-economic-growth-in-africa-turning-diversity-into-opportunity. - Date of access: 04.09.2023.
10. Индонезия: новый «азиатский тигр» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.skolkovo.ru/expert-opinions/indoneziya-novyj-aziatskij-tigr. - Дата доступа: 08.09.2023.
II. Африканская повестка БРИКС: интересы азиатских игроков [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www. imemo. ru/publica tions/policy-briefs/text/afrikanskaya-povestka-briks-interesi-aziatskih-igrokov. - Дата доступа: 08.09.2023.
12. Индонезия получила предложение вступить в БРИКС [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://regnum. ru/news/3830005. - Дата доступа: 08.09.2023.
13. XV саммит БРИКС. Йоханнесбургская декларация-П [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://static. kremlin.ru/media/events/files/ru/ls471x8ogLBhjRQx05u fVB2uzMFo1kWs.pdf. - Дата доступа: 08.09.2023.
14. Соглашение о Новом банке развития от 15 июля 2014 года [ратифицировано Федеральным законом от 08.03.2015 № 29-ФЗ, вступило в силу для Российской Федерации 3 июля 2015 года] [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/ 0001201507070019. - Дата доступа: 08.09.2023.
15. Казакевич, А. П. Правовые аспекты международного сотрудничества в области освоения космоса / А. П. Казакевич // Безракетная индустриализация ближнего космоса: проблемы, идеи, проекты: материалы III между на р. науч.-техн. конф., Марьина Горка, 12 сент. 2020 г. / ООО «Астроинженерные технологии», ЗАО «Струнные технологии»; под общ. ред. А.Э. Юницкого. - Минск СтройМедиаПроект, 2021. - С. 102-115.
16. Казакевич, А.П. Особенности заключения международного договора о реализации геокосмической программы иЗрасе /А.П. Казакевич //Безракетная индустриализация ближнего космоса: проблемы, идеи, проекты: материалы Vмеждунар. науч.-техн. конф., Марьина Горка, 23-24 сент. 2022 г./ООО «Астроинженерные технологии», ЗАО «Струнные технологии»; под общ. ред. А.Э. Юницкого. -Минск СтройМедиаПроект, 2023. - С. 262-269.