Научная статья на тему 'Условия договора между странами – участницами программы uSpace'

Условия договора между странами – участницами программы uSpace Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
32
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
международный договор / международное право / международное сотрудничество / uSpace / общепланетарное транспортное средство (ОТС)

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Казакевич А. П.

Приведена общая характеристика условий международных договоров; выдвинуты предположения о возможном субъектном составе договора между странами, участвующими в реализации программы uSpace, показаны их роль, права, обязанности и ответственность в процессе осуществления масштабного международного проекта – безракетного освоения космоса с помощью общепланетарного транспортного средства (ОТС) А.Э. Юницкого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Условия договора между странами – участницами программы uSpace»

УДК 341.1/8

Условия договора

между странами - участницами

программы иЭраое

99

Приведена общая характеристика условий международных договоров; выдвинуты предположения о возможном субъектном составе договора между странами, участвующими в реализации программы иБраое, показаны их роль, права, обязанности и ответственность в процессе осуществления масштабного международного проекта - безракетного освоения космоса с помощью общепланетарного транспортного средства (ОТС) А.Э. Юницкого.

Казакевич А.П.

ЗАО «Струнные технологии» г. Минск, Беларусь

Ключевые слова:

международный договор, международное право, международное сотрудничество, иврасе, общепланетарное транспортное средство (ОТС).

Введение

Общечеловеческий масштаб программы иБрасе, представляющей безракетное освоение космоса с помощью общепланетарного транспортного средства (ОТС) в качестве единственно возможного способа сохранения биосферы путём выноса индустрии за пределы планеты Земля [1], предполагает взаимодействие большого количества самостоятельных субъектов. Для достижения положительного результата важно, чтобы права, обязанности и ответственность участников были чётко определены и юридически закреплены. Наиболее подходящим способом в данном случае видится заключение международных договоров.

Анализ, выполненный автором ранее [2], приводит к выводу: на сегодняшний день не существует международных документов, которые позволили бы участникам эффективно взаимодействовать в рамках реализации программы иЭрасе. Это обусловлено тем, что подобные документы регулируют или слишком общие вопросы, связанные с деятельностью в космосе в целом (например, Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну

и другие небесные тела), или, наоборот, затрагивают только проблемы конкретной прикладной области либо проекта (например, Принципы использования государствами искусственных спутников Земли для международного непосредственного телевизионного вещания).

Заключение нового международного договора, регламентирующего процесс реализации программы иБрасе, будет способствовать эффективному взаимодействию стран-участниц путём разграничения их ролей, определения и юридического закрепления прав, обязанностей и ответственности.

Наиболее близким по сути к международному договору, касающемуся вопросов реализации программы иБрасе, является Соглашение между Правительством Канады, Правительствами государств - членов Европейского космического агентства, Правительством Японии, Правительством Российской Федерации и Правительством Соединённых Штатов Америки относительно сотрудничества по Международной космической станции гражданского назначения (далее - Соглашение по МКС), заключённое в 1998 г., а также документы, разработанные в рамках действия данного соглашения. На сегодняшний момент Международная

космическая станция (МКС) - уникальный в техническом и правовом смысле объект. Вместе с тем это беспрецедентный международный проект по стоимости создания, количеству заинтересованных сторон и масштабам космической деятельности. МКС состоит из элементов, сконструированных и запущенных участниками, но считается единым объектом. Управление станцией осуществляется соответствующими центрами стран-участниц [3].

Для прорабатываемого договора о реализации программы uSpace наличие подобного документа полезно приобретённым опытом взаимодействия, а также тем, что успешное функционирование МКС доказывает состоятельность такой формы сотрудничества, как международный договор, для проектирования, строительства и эксплуатации единого международного объекта, состоящего из элементов, принадлежащих различным субъектам. Однако следует учитывать специфику ОТС - сверхмасштабного (превышающего размеры планеты), сверхсложного (включающего десятки космических, геокосмических и наземных систем) и сверхдорогого (около 2,5 трлн USD) комплекса, проходящего по территории 11 стран и морской зоне ещё нескольких государств.

В статье определено понятие международного договора, выделены его существенные для программы uSpace признаки, дана общая характеристика рассматриваемой формы взаимодействия нескольких самостоятельных субъектов международного права, выдвинуты предположения о возможном субъектном составе, а также о форме, структуре и содержании международного соглашения, необходимого для реализации программы uSpace. Кроме того, важно отметить, что в настоящей работе проанализирован универсальный международный договор без учёта специфики конкретной сферы сотрудничества. Подобный подход обусловлен следующим: областей, в которых может происходить взаимодействие участников, достаточно много, и каждая имеет свои особенности. В связи с этим автор сфокусировал внимание на общих нормах, независимо от конкретного предмета.

Понятие международного договора

Прежде чем углубиться в изучение такого явления, как международный договор, необходимо выяснить, что понимается под данным словосочетанием. Существует множество определений этого понятия, автор рассмотрел некоторые из них.

1. Венская конвенция о праве международных договоров, принятая в 1969 г., понимает под международным

договором соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном, двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования [4].

2. По мнению многих исследователей, международный договор представляет собой явно выраженный правовой акт, заключаемый между двумя и более субъектами права, который определяет взаимоотношения между участниками при помощи указания их прав и обязанностей в различных сферах [5].

3. Белорусское законодательство исходит из того, что международным договором Республики Беларусь является международный договор (межгосударственный, межправительственный или международный договор межведомственного характера), заключенный в письменной форме Республикой Беларусь с иностранным государством (иностранными государствами), международной организацией (международными организациями), иным субъектом (иными субъектами), обладающим (обладающими) правом заключать международные договоры, который регулируется международным правом независимо от того, содержится он в одном или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования и способа заключения (договор, соглашение, конвенция, решение, пакт, протокол, обмен нотами или письмами и другие наименования и способы заключения международного договора) [6].

Соответственно, каждое из определений делает акцент на важных для конкретных целей признаках такого явления, как международный договор, поэтому будет полезно обозначить существенные для договора о реализации программы иврасе характеристики. Среди них автор выделяет нижеуказанные аспекты:

• является документом (одним или несколькими взаимосвязанными);

• заключен между субъектами международного права (государствами, международными организациями и др.);

• выражен в письменной форме;

• регламентирует взаимоотношения между участниками.

Для целей настоящей статьи наиболее подходящим

видится следующее определение: международный договор о реализации программы иврасе - соглашение, заключенное между государствами и/или иными субъектами международного права в письменной форме, регулирующее их взаимоотношения в процессе реализации программы иврасе.

Субъектный состав международного договора о реализации программы uSpace

По мнению автора, на начальном этапе реализации программы иБраое целесообразнее избрать такую форму сотрудничества, как международный договор, заключив его по меньшей мере между странами, на чьих территориях пройдёт взлётно-посадочная эстакада ОТС. С учётом экваториального расположения это будут государства, список которых приведён в таблице 1. Дополнительно в указанной таблице содержатся сведения о показателях, характеризующих уровень экономического и политического развития предполагаемых участников договора.

Кроме того, при строительстве ОТС необходимо принимать во внимание тот факт, что его взлётно-посадочная эстакада будет проходить по исключительной экономической зоне США (200-мильная зона вокруг о. Бейкер в Тихом океане) [9].

Учитывая нестабильность или неразвитость политических систем, а также низкий уровень экономического и технического развития некоторых перечисленных стран (таблица 1), следует отметить, что для достижения положительного результата потребуется расширение круга участников и включение в него высокоразвитых государств и/или международных организаций, способных обеспечить финансирование проекта общепланетарного масштаба и выступить гарантом исполнения заключённого

Таблица 1 - Вероятные страны - участницы договора о реализации программы иЗраое и отдельные характеристики их развития

Наименование Официальный язык Валовой внутренний продукт (по паритету покупательной способности) на душу населения [7], USD Индекс слабости государств* [8]

Соединённые Штаты Америки Английский 63 415,985 38,3

Демократическая Республика Сан-Томе и Принсипи Португальский 3829,284 70,3

Габонская Республика Французский 15 970,052 69,1

Республика Конго Французский 4187,539 92,1

Демократическая Республика Конго Французский 1106,371 109,4

Республика Уганда Английский 2573,998 92,8

Республика Кения Английский 4925,519 90,3

Федеративная Республика Сомали Арабский 924,532 110,9

Мальдивская Республика Мальдивский 19 608,983 66,2

Республика Индонезия Индонезийский 12 221,919 67,8

Республика Кирибати Английский 2199,787 -

Республика Эквадор Испанский 11 008,713 69,4

Республика Колумбия Испанский 14 323,895 76,6

Федеративная Республика Бразилия Португальский 14 916,285 73

* Индекс слабости государств мира (Fragile States Index) - комплексный показатель, характеризующий способность (и неспособность) властей того или иного государства контролировать целостность своей территории, политическую, экономическую, социальную и демографическую ситуацию в стране, а также устойчивость её государственных институтов [8]. Чем больше значение показателя, тем хуже способность страны контролировать свои внутренние дела. Для сравнения: индекс слабости Финляндии - 14,6 (минимальный показатель), Германии - 23,2, Беларуси - 65,8, России - 72,6, Йемена - 112,4 (максимальный показатель).

договора (например, участник или участники Соглашения по МКС). В то же время необходимо сказать, что вышеописанные негативные моменты могут принести пользу программе иврасе: они позволят заинтересовать субъектов преимуществом в виде стремительного скачка в их экономическом и техническом развитии, который произойдет благодаря строительству ОТС.

Форма и структура международного договора

Все приведенные в настоящей статье определения исходят из того, что международный договор - документ, составленный в письменной форме. Однако в теории международный договор может заключаться и в устной форме, но на практике это крайне редкое явление. В любом случае реализация проекта цивилизационного масштаба невозможна на основании устных договоренностей, поэтому остановимся на том, что обязательным условием существования международного договора о реализации программы иврасе будет являться его воплощение в письменной форме.

Ни в международных, ни в национальных правовых нормах не имеется четких правил, регламентирующих структуру международного договора (т. е. его составные части); с учетом наработанной практики чаще всего выделяются следующие элементы:

• преамбула;

• основная часть;

• заключительные положения;

• приложения (при наличии) [10].

Преамбула, несмотря на то что не содержит каких-либо правил или норм, - значимая часть документа, поскольку в ней указываются участники соглашения, цели, для достижения которых заключается международный договор, а также прописываются базовые принципы международного права, на которые опирается создаваемый акт.

В преамбуле международного договора о реализации программы иврасе помимо перечисленного выше следует сконцентрировать внимание на том, какие глобальные вызовы и проблемы стоят перед человечеством и как они будут решены в рамках рассматриваемого проекта.

Поскольку строительство ОТС - это технически сложный и инновационный проект [1], автор видит важным дополнение текста международного договора о реализации программы иврасе структурным блоком, содержащим термины и их объяснения. Наличие такого раздела приведет к единообразному толкованию текста, отсутствию

потребности искать определение того или иного понятия в других документах и доказывать его значение, исключит разночтения и возможные терминологические конфликты участников, что в конечном счете приведет к упрощению взаимодействия.

В основной части договора указываются его предмет (на что направлен документ), права и обязанности участников, описываются действия сторон, необходимые для достижения поставленных целей, инструменты и условия для исполнения обязательств, а также ответственность за их неисполнение и допустимые меры правового принуждения.

Учитывая инновационность и масштабность программы иврасе, следует оговориться, что на начальном этапе ее реализации невозможно четко регламентировать действия сторон, предпринимаемые для достижения поставленных целей, а также установить инструменты и условия для исполнения обязательств.

По данной причине предлагается включить в основную часть отсылочные нормы, указывающие на то, что детализированные положения будут описаны в приложениях к договору. При этом важно предусмотреть порядок придания таким приложениям юридической силы: инициирование подписания приложения, срок его рассмотрения участниками, порядок голосования, кворум, достаточное количество голосов и повторная процедура при необходимости.

Особого внимания в тексте международного договора о реализации программы иврасе заслуживает раздел о разрешении споров, поскольку большое количество разных субъектов и сложность взаимоотношений, очевидно, будут порождать значительное количество взаимных претензий участников. Видится должным четко регламентировать механизмы разрешения конфликтных ситуаций, порядок действий, применимые процедуры и компетентные органы, что позволит упростить разрешение разногласий.

Заключительные положения международного договора состоят из норм, которые определяют процедуры, требующиеся для его вступления в силу, в том числе необходимость ратификации, правила внесения в текст изменений и дополнений, срок действия, порядок досрочного прекращения, условия и действия для продления, возможность присоединения к договору иных субъектов, язык, место подписания, список приложений.

Помимо указанных правил в рассматриваемый структурный блок международного договора о реализации программы иврасе целесообразно ввести параграф, устанавливающий порядок и способы оперативной коммуникации, которые включают электронные каналы связи (для упрощения взаимодействия между участниками).

Язык международного договора

Наибольшую сложность в создании заключительной части вызывает вопрос выбора языка, на котором будет написан текст договора.

На одном языке международный договор чаще всего составляется при условии, что это официальный (один из официальных) язык всех участников. Два языка, как правило, используют в двусторонних договорах. В многостороннем соглашении, когда участвует большое количество субъектов, использовать все официальные языки сторон нецелесообразно. В таком случае участники выбирают для текста договора несколько наиболее распространённых языков [10]. При этом статья 33 Венской конвенции о праве международных договоров утверждает: если аутентичность текста договора была установлена на двух или нескольких языках, его текст на каждом языке имеет одинаковую силу, если договором не предусматривается или участники не условились, что в случае расхождения между этими текстами преимущественную силу будет иметь какой-либо один определённый текст [4].

Названные выше 14 вероятных участников договора о реализации программы иБраое общаются по меньшей мере на семи языках (таблица 1).

Согласно информации, размещённой на официальном сайте ООН, в настоящее время шесть языков (английский, арабский, испанский, китайский, русский и французский) имеют статус официальных в данной организации [11].

Автор считает, что для договора о реализации программы иБраое в качестве аутентичных следует выбрать английский, французский и испанский языки, поскольку они наиболее распространены среди участников и в то же время являются официальными языками ООН, а также португальский, как официальный язык самого крупного субъекта (Бразилия).

Все вышеуказанные положения и особенности разрабатываемого договора о реализации программы иБраое схематично приведены в таблице 2.

Выводы

и дальнейшие направления исследования

Представленное в настоящей статье исследование общих положений о международном договоре как форме взаимодействия нескольких самостоятельных субъектов международного права позволяет выдвинуть следующие

Таблица 2 - Структура и особенности международного договора о реализации программы иЗраое

Разделы (элементы) договора Содержание (особенности)

Преамбула Участники соглашения; цели, для достижения которых заключается международный договор; базовые принципы международного права, на которые опирается создаваемый акт. Дополнительно: глобальные вызовы и проблемы, стоящие перед человечеством, и их решение в рамках программы иЗраое

Термины и определения Единообразное толкование понятий и терминов, встречающихся в тексте создаваемого договора

Основная часть Предмет договора; права и обязанности участников; действия сторон, необходимые для достижения поставленных целей; инструменты и условия для исполнения обязательств; ответственность за их неисполнение; допустимые меры правового принуждения. Дополнительно: отсылочные нормы, указывающие на то, что детализированные положения будут даны в приложениях к договору; порядок придания таким приложениям юридической силы: инициирование подписания приложения, срок его рассмотрения участниками, порядок голосования, кворум, достаточное количество голосов и повторная процедура при необходимости

Разрешение споров Строгая регламентация механизмов разрешения конфликтных ситуаций; порядок действий; применимые процедуры и компетентные органы для упрощения разрешения разногласий между участниками

Заключительные положения Процедуры, требующиеся для вступления договора в силу; необходимость ратификации; правила внесения в текст изменений и дополнений; срок действия; порядок досрочного прекращения; условия и действия для продления; возможность присоединения к договору иных субъектов; язык; место подписания; список приложений. Дополнительно: порядок и способы оперативной коммуникации, включающие электронные каналы связи (для упрощения взаимодействия между участниками)

Язык договора Аутентичный текст договора изложить на четырёх языках: английском, французском, испанском и португальском

Приложения Положения, детализирующие основную часть договора в процессе реализации программы иЗраое

предположения о возможном составе участников, форме, структуре и содержании международного соглашения, необходимого для реализации программы иврасе:

• международный договор о реализации программы иврасе - соглашение, заключенное между государствами и/или иными субъектами международного права в письменной форме, регулирующее их взаимоотношения в процессе реализации данной программы;

• наиболее вероятные участники договора (по крайней мере, на начальном этапе): Соединенные Штаты Америки, Демократическая Республика Сан-Томе и Принсипи, Габонская Республика, Республика Конго, Демократическая Республика Конго, Республика Уганда, Республика Кения, Федеративная Республика Сомали, Мальдивская Республика, Республика Индонезия, Республика Кирибати, Республика Эквадор, Республика Колумбия, Федеративная Республика Бразилия;

• автором предложена общепринятая структура международного договора, включающая такие разделы, как преамбула, термины и определения, основная часть, разрешение споров, заключительные положения, приложения, и одновременно учитывающая ряд важных особенностей и дополнительных блоков.

Исходя из логики создания документа, будущее исследование планируется посвятить вопросам, затрагивающим процесс заключения международного договора о реализации программы иврасе, его вступление в силу и иные формальные процедуры, необходимые для придания соглашению юридической силы, т. е. обязательного характера.

Литература

I. Юницкий, A3. Струнные транспортные системы: на Земле и в Космосе: науч. издание / A2. Юницкий. - Силакрогс: ПНБ принт, Z019. - 57ß с.: ил.

Z. Казакевич, Aß. Правовые аспектыi международного сотрудничества в области освоения космоса /AП. Казакевич // Безракетная индустриализация ближнего космоса: проблемы, идеи, проекты: материалыi III междунар. науч.-техн. конф, Марьина Горка, 1Z сент. Z0Z0 г /Aстроинженерныlе технологии, Струнные технологии; под общ. ред. A2. Юниц-кого. - Минск: СтройМедиаПроект, Z0Z1. - С. 10Z-115.

3. Киченина, В.С. Правовое положение Международной космической станции /В.С. Киченина //Международное публичное и частное право. - Z01S. - № 4. - С. 17-19.

4. Венская конвенция о праве международных договоров [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/law_ treaties.shtml. - Дата доступа: 15.0Z.Z0Z1.

5. Васильева, Л.A. Международное публичное право / Л.A. Васильева, Û.A. Бакиновская. - Минск: ТетраСистемс, Z010. - 57ß с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. О международных договорах Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, Z3 июля ZOOS г., № 4Z1S. - Режим доступа: https://pravo.by/document/ ?guid=3S71&p0=h10S004Z1. - Дата доступа: 15.0Z.Z0Z1.

7. World Economic Outlook Database [Electronic resource]. -Mode of access: https://clck.ru/UEAkC. - Date of access: 03.05.Z0Z1.

8. Рейтинг стран мира по уровню слабости [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://gtmarket.ru/ratings/ fragile-states-index. - Дата доступа: 03.05.Z0Z1.

О. Энциклопедия стран мира / H.A Симония [и др.]; под ред. H.A. Симония. - М.: Экономика, Z004. - 1319 с.

10. Международное право/Б.М. Aшавский [и др.]; под ред. A.A. Ковалёва, С.В. Черниченко. - М.: Омега-Л, ZOOS. - 831 с.

II. Официальные языки ÛÛH [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.un.org/ru/our-work/official-languages. - Дата доступа: Z7.0Z.Z0Z1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.