Научная статья на тему 'Действие правовых норм при строительстве и эксплуатации общепланетарного транспортного средства и его инфраструктуры'

Действие правовых норм при строительстве и эксплуатации общепланетарного транспортного средства и его инфраструктуры Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
взлётно-посадочная эстакада ОТС (uWay) / геокосмическая программа uSpace / космическое индустриальное ожерелье «Орбита» (КИО «Орбита») / международное право / норма права / общепланетарное транспортное средство (ОТС) / General Planetary Vehicle (GPV) / GPV takeoff and landing overpass (uWay) / Industrial Space Necklace “Orbit” (ISN “Orbit”) / international law / rule of law / uSpace geocosmic program

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — А П. Казакевич

Рассмотрены вопросы действия правовых норм в космическом пространстве, в том числе в процессе строительства и эксплуатации общепланетарного транспортного средства (ОТС), взлётно-посадочной эстакады ОТС (uWay) и космического индустриального ожерелья «Орбита» (КИО «Орбита»). Проанализировано текущее состояние правового регулирования объектов в космосе, выявлены общие закономерности действия норм права. Сделан прогноз изменений, которые могут понадобиться в данной сфере с учётом перспектив индустриального освоения околоземного пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — А П. Казакевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Application of Legal Norms During the Construction and Operation of the General Planetary Vehicle and Its Infrastructure

The issues of the legal norms’ application in outer space are considered, including those issues during the process of construction and operation of the General Planetary Vehicle (GPV), the GPV takeoff and landing overpass (uWay) and the Industrial Space Necklace “Orbit” (ISN “Orbit”). The current state of legal object regulation in space is analyzed, and general patterns of the legal norms’ operation are identified. The forecast of changes that may be needed in this area is made, considering the prospects for the industrial development of near-Earth space.

Текст научной работы на тему «Действие правовых норм при строительстве и эксплуатации общепланетарного транспортного средства и его инфраструктуры»

УДК 341.1/8+629.78 А.П. Казакевич

Действие ЗАО «Струнные технологии», г. Минск, Беларусь

правовых норм

при строительстве

и эксплуатации общепланетарного

транспортного средства и его инфраструктуры

гг

Рассмотрены вопросы действия правовых норм в космическом пространстве, в том числе в процессе строительства и эксплуатации общепланетарного транспортного средства (ОТС), взлётно-посадочной эстакады ОТС (иШау) и космического индустриального ожерелья «Орбита» (КИО «Орбита»). Проанализировано текущее состояние правового регулирования объектов в космосе, выявлены общие закономерности действия норм права. Сделан прогноз изменений, которые могут понадобиться в данной сфере с учётом перспектив индустриального освоения околоземного пространства.

Ключевые слова: взлётно-посадочная эстакада ОТС (иШау), геокосмическая программа иБрасе, космическое индустриальное ожерелье «Орбита» (КИО «Орбита»), международное право, норма права, общепланетарное транспортное средство (ОТС).

UDC 341.1/8+629.78

Application of Legal Norms During the Construction and Operation of the General Planetary Vehicle and Its Infrastructure

A. Kazakevich

Unitsky String Technologies Inc., Minsk, Belarus

PP

The issues of the legal norms' application in outer space are considered, including those issues during the process of construction and operation of the General Planetary Vehicle (GPV), the GPV takeoff and landing overpass (uWay) and the Industrial Space Necklace "Orbit" (ISN "Orbit"). The current state of legal object regulation in space is analyzed, and general patterns of the legal norms' operation are identified. The forecast of changes that may be needed in this area is made, considering the prospects for the industrial development of near-Earth space.

Keywords:

General Planetary Vehicle (GPV), GPV takeoff and landing overpass (uWayl

Industrial Space Necklace "Orbit" (ISN "Orbit"), international law, rule of law, uSpace geocosmic program.

Введение

Общепланетарное транспортное средство (ОТС) является глобальным проектом, при воплощении которого будет задействовано большое количество участников [1]. В предыдущих работах автора рассматривались вопросы сотрудничества стран как субъектов международного права в процессе реализации геокосмической программы иБрасе [2]. Однако государство как политический институт -это фиктивный (искусственный) субъект права, который не имеет и не может иметь сознания и воли, а взаимодействуют между собой всегда физические лица, считающиеся его уполномоченными представителями. Именно люди, а не искусственные субъекты (фикции) вступают во взаимоотношения, в том числе в процессе деятельности на объектах космической инфраструктуры, создаваемой в рамках осуществления программы иЭрасе.

Ещё с периода первобытного строя человек подчинял своё поведение некоторым правилам: обычаям, нормам морали, религиозным догмам и др. В современном обществе наиболее актуальным регулятором являются нормы права - установленные государством общие правила поведения, регулирующие общественные отношения [3]. Приведённое определение указывает в том числе на такой признак правовой нормы, как её применение государством. Это значит, что и действовать она будет только на его территории, которую в свою очередь можно охарактеризовать как пространство, включающее в себя сушу, внутренние и территориальные воды, воздушное пространство над ними, недра в пределах границ государства и так называемую условную территорию (посольства в других странах, морские, речные, воздушные и космические корабли (станции) под флагом государства, кабели, трубопроводы и другие объекты, принадлежащие государству и находящиеся в открытом море или космосе), на которое полностью и безраздельно распространяется государственная власть [4].

В рамках реализации программы иБрасе предполагается проектирование, строительство и эксплуатация следующих объектов [1]:

• взлётно-посадочная эстакада ОТС (и\Л/ау) - взлётно-посадочный, энергетический и коммуникационный комплекс эстакадного типа для геокосмических перевозок, размещённый вдоль экватора и совмещённый с экопо-селением нового поколения - экваториальным линейным городом (ЭЛГ);

• ОТС - геокосмический летательный аппарат многоразового использования для безракетного индустриального

освоения ближнего космоса, выполненный в виде опоясывающего Землю в экваториальной плоскости тора; обеспечивает индустриальные грузо- и пассажиропотоки (миллионы тонн грузов и миллионы пассажиров в год) с Земли на околоземные экваториальные орбиты и обратно; основан на единственно возможной (с позиций физики) экологически чистой и с минимальными энергозатратами геокосмической транспортной технологии, использующей только внутренние силы системы и электрическую энергию;

• космическое индустриальное ожерелье «Орбита» (КИО «Орбита») - обслуживающий земное человечество многоорбитальный транспортно-инфраструктурный и индустриально-жилой комплекс, охватывающий планету в плоскости экватора, являющийся функциональным аналогом ЭЛГ, размещённым в космосе, а также плацдармом для защиты от космических угроз (в том числе метеоритных) и платформой для экспансии земной цивилизации в дальний космос.

Как видно из описания вышеуказанных объектов, все они представляют собой целостные сооружения общепланетарного масштаба, находящиеся на территории многих государств и/или в пространстве, на которое не распространяется юрисдикция ни одной страны. Это обстоятельство порождает множество вопросов в области правового регулирования взаимоотношений субъектов на таких объектах, и именно этим обусловлена актуальность темы настоящего исследования.

Действие правовых норм на иШау

Как было определено выше, иШау опоясывает Землю в экваториальной плоскости и, соответственно, пересекает территории нескольких государств и нейтральные воды. Применение к рассматриваемому объекту существующих подходов, касающихся действия правовых норм, приведёт к следующему.

1. Части эстакады, размещённые на территории какого-либо из государств, будут находиться под его юрисдикцией. С одной стороны, это выглядит обоснованно и достаточно просто, но, с другой стороны, порождает ряд вопросов.

Так, иШу является целостным сооружением с неразрывно связанными элементами, служащим общей цели. Данный широкомасштабный объект требует надлежащего технического обслуживания и незамедлительного ремонта в случае поломки. При подчинении разным нормам и правилам подобные действия будут регламентироваться и финансироваться по-разному, что может привести

к непредсказуемым последствиям для комплекса в целом. К тому же лицам, осуществляющим обслуживание и ремонт, в такой ситуации, вполне вероятно, придётся часто пересекать государственные границы, проходя соответствующие пограничные и таможенные процедуры.

В процессе эксплуатации uWay будут проводиться посадка (высадка) пассажиров, погрузка (выгрузка) грузов, что предполагает наличие большого количества людей, техники, товаров и оборудования на сравнительно небольшой территории и их постоянное взаимодействие. Отсутствие единых регулирующих норм в разных частях комплекса неизбежно приведёт к спорным вопросам, а также к увеличению временных и финансовых затрат. Например, необходимо постоянно контролировать, есть ли у пассажира разрешение на въезд в страну, возможно ли нахождение перевозимого груза в точке прибытия.

Применение разных правил к частям единого объекта видится нерациональным по вышеизложенным причинам.

2. Части эстакады, расположенные на нейтральных территориях, могут:

• принадлежать тем государствам, которые финансировали либо принимали иное участие в их создании, и являться частью территории таких государств;

• иметь статус и правовой режим нейтральной территории.

В первом случае мы столкнёмся с проблемами и вопросами, аналогичными описанным выше. Во втором случае будет сложно определить, кто должен нести расходы и ответственность за техническое обслуживание, поддержание надлежащего состояния и ремонт объекта, а также за безопасность пассажиров и сохранность грузов в момент их нахождения на нейтральной территории. Как видно, оба варианта не лишены существенных недостатков.

Действие правовых норм на борту ОТС

ОТС - это геокосмический летательный аппарат, для которого действующее правовое регулирование определяет следующее.

Согласно ст. 17 Конвенции о международной гражданской авиации воздушные суда имеют национальность того государства, в котором они зарегистрированы [5].

В соответствии со ст. VIII Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (далее - Договор по космосу), государство-участник, в регистр которого занесён объект, запущенный в космическое пространство, сохраняет юрисдикцию

и контроль над таким объектом и над любым экипажем этого объекта во время их нахождения в космическом пространстве, в том числе на небесном теле [6].

Ст. 5 Соглашения между Правительством Канады, Правительствами государств - членов Европейского космического агентства, Правительством Японии, Правительством Российской Федерации и Правительством Соединённых Штатов Америки относительно сотрудничества по международной космической станции гражданского назначения (далее - Договор по МКС) определяет, что каждый партнёр регистрирует в качестве космических объектов предоставляемые им орбитальные элементы и сохраняет юрисдикцию и контроль над элементами, которые он регистрирует, и над лицами из состава персонала на космической станции, находящимися внутри или снаружи её, которые являются его гражданами [7].

Независимо от того, что ОТС на своём пути будет пересекать и воздушное, и космическое пространство, принцип остаётся неизменным: объект (его часть) находится под юрисдикцией государства, в котором он зарегистрирован.

Таким образом, предполагается, что ОТС будет состоять из частей, зарегистрированных в разных странах. Данное разделение можно реализовать, руководствуясь определёнными критериями:

• финансирование или иное участие в проектировании и строительстве объекта;

• место нахождения части ОТС на Земле;

• иное разделение в зависимости от выбранного основания.

Существенные недостатки такого подхода к регулированию вытекают из того, что ОТС является неделимым объектом с неразрывно связанными элементами, служащим единой цели. Формальное деление его на части, относящиеся к разным государствам, на которых действуют отличающиеся нормы и правила, может привести ко множеству проблем и спорных вопросов в процессе эксплуатации ОТС. Среди них следующие.

1. Если посадка (высадка) пассажиров и погрузка (выгрузка) грузов будут подчиняться разным правилам в рамках одного транспортного средства, неизбежна неэффективная логистика. Вполне возможно неравномерное распределение полезной нагрузки в частях ОТС, имеющего длину более 40 ООО км и общую массу около 40 млн тонн, а это недопустимо из-за неприемлемой развесовки летательного аппарата, так как может привести к катастрофе. Подобная ситуация вероятна в том случае, если на одной из территорий будут действовать менее строгие правила,

ДЕЙСТВИЕ ПРАВОВЫХ НОРМ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ОБЩЕПЛАНЕТАРНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА И ЕГО ИНФРАСТРУКТУРЫ

Казакевич А.П.

касающиеся требований к пребывающим в стране лицам и/или перемещаемым товарам. В такой части начнёт образовываться очередь из ожидающих посадки и/или погрузки, в то время как в другой части останутся свободные места. Подобное положение дел, очевидно, не соответствует необходимой рациональности в использовании геокосмического транспорта, для которого равномерность распределения полезной нагрузки по длине является одним из ключевых требований.

2. Если техническое обслуживание, эксплуатацию и ремонт ОТС будут осуществлять разные субъекты по своим правилам, это послужит причиной неудовлетворительного состояния геокосмического летательного аппарата, необоснованных задержек запусков, ускоренного выхода из строя его элементов и оборудования, а также других негативных последствий и даже катастрофы. Всё вышеописанное может быть вызвано недостатком финансирования, различием приоритетов у субъектов, политическими разногласиями, иными факторами.

Действие правовых норм на территории КИО «Орбита»

КИО «Орбита» - многоорбитальный транспортно-инфраструктурный и индустриально-жилой комплекс, охватывающий планету в плоскости экватора и размещённый в космосе на круговых орбитах.

Согласно действующим в настоящее время и упомянутым ранее правовым нормам каждый объект (или его элемент) в космическом пространстве принадлежит государству, которое внесло его в соответствующий регистр (ст. VIII Договора по космосу, ст. 5 Договора по МКС) [6,7]. Таким образом, указанный орбитальный комплекс аналогично другим элементам инфраструктуры будет формально разделён на части, подчиняющиеся различным правилам.

КИО «Орбита» в отличие от uWay и ОТС предполагает длительное проживание на нём людей, а также постоянное размещение жилых, производственных, административных и иных объектов. С одной стороны, подобная особенность позволяет рассмотреть предложенный правовой режим с позиции сходности с существующим порядком на планете Земля: большое количество стран с собственным законодательством, в которых проживают граждане, расположены объекты недвижимости, перемещаются товары. С другой стороны, жизнедеятельность населения КИО «Орбита» будет кардинально отличаться.

Наличие многих частей единого комплекса, являющихся фактически территорией разных стран, по общему правилу предполагает государственные границы между ними, а также оборудованные пункты пропуска, что, в свою очередь, влечёт необходимость прохождения соответствующих пограничных и таможенных процедур при их пересечении. Такое серьёзное ограничение негативно отразится на эффективности логистики, затратах, удовлетворённости населения и сильно затруднит непростую, но важную задачу по переносу земной индустрии в ближний космос.

Кроме этого, подобное разделение вызовет вопросы, связанные с техническим обслуживанием, эксплуатацией и возможным ремонтом, аналогичные описанным выше для других элементов общепланетарной инфраструктуры, только большего масштаба, учитывая внеземное расположение и беспрецедентные размеры геокосмического комплекса.

В обобщённом виде проблемы, которые могут быть вызваны применением существующих подходов в правовом регулировании космических объектов к широкомасштабным элементам программы иБрасе, представлены на рисунке 1.

Способ преодоления описанных проблем правового характера

Проведённый в настоящей статье анализ позволяет сделать очевидный вывод, что текущие подходы к правовому регулированию общественных отношений, возникающих в процессе запуска и эксплуатации объектов в космическом пространстве, хотя и могут быть применимы при использовании и\Л/ау, ОТС и КИО «Орбита», однако имеют больше недостатков, чем преимуществ.

Обоснованным выходом из такой ситуации видится установление единых правил ко всем элементам инфраструктуры в рамках любого взаимодействия. В то же время, для того чтобы регулирование было возможным, эти правила должны стать нормами права. В научной литературе выделяют их следующие признаки: универсальность (абстрактность, обобщённость, общеобязательность), властный характер (исходит от субъекта, наделённого властью, или санкционирована им), системность (является элементом общей системы права), обеспеченность принудительной силой, содержание в источниках права (акты, обычаи, доктрина) [8].

В рассматриваемом контексте проблемный вопрос -определение субъекта, полномочия которого позволят издать общеобязательный акт и обеспечить его исполнение в процессе эксплуатации и\Л/ау, ОТС и КИО «Орбита».

г Целостные, неделимые объекты с неразрывно связанными элементами, служащие одной цели

л V и\А/ау л Г отс V. КИО «Орбита» л

1 1

Отдельные части принадлежат разным государствам (на территории которых расположены, за чей счёт или чьими силами созданы, по иному признаку)

Отдельные части имеют статус и правовой режим нейтральной территории

У \

Существующие подходы к правовому регулированию

г ' ' 1

Различные подходы к регулированию и финансированию технического обслуживания и ремонта

Постоянное пересечение государственных границ и необходимость оборудования соответствующих пунктов пропуска

Спорные вопросы отправления и прибытия пассажиров и грузов

Неопределённость в распределении расходов и ответственности

Неэффективная логистика

и неравномерное распределение нагрузки в разных частях

Рисунок 1 - Проблемы применения существующего правового регулирования при реализации геокосмической программы иЗрасе

Возможным ВЫХОДОМ ВИДИТСЯ, что в такой роли выступит международная организация (существующая или вновь созданная для специальных целей), однако использование указанного способа изначально предполагает излишний бюрократизм, медлительность в принятии решений, неспособность договориться между участниками из-за политических разногласий и иные недостатки, присущие многонациональным образованиям.

В качестве альтернативы предлагается создание гибридного самостоятельного субъекта международного права, обладающего одновременно признаками международной организации, государства и корпорации. Он должен сочетать в себе автономность, т. е. быть независимым в своих действиях и решениях от других участников международных отношений, и представительность, т. е. состоять (или учитывать интересы) из участников,

которые сыграли значимую роль в реализации программы иБрасе, а также тех, во благо кого она осуществляется. Вместе с тем необходимо признание мирового сообщества, поскольку в противном случае сложно будет выстроить конструктивное взаимодействие.

Создание такого субъекта возможно на основании высшего учредительного акта общей воли участников при дальнейшем неукоснительном соблюдении суверенитета нового образования. Рассматриваемое формирование обязательно должно иметь структурированную внутреннюю систему постоянно функционирующих органов, реализующих всю полноту власти на подконтрольной территории и обладающих монополией на легальное принуждение. Важным элементом деятельности будет ведение учёта доходов и расходов, а также принятие решения о распределении излишков.

ДЕЙСТВИЕ ПРАВОВЫХ НОРМ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ОБЩЕПЛАНЕТАРНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА И ЕГО ИНФРАСТРУКТУРЫ

Казакевич А.П.

Схематично признаки подобного гибридного самостоятельного субъекта международного права изображены на рисунке 2.

□ Автономность, представительность, учредительный акт, структурированная система органов, полнота власти, монополия на легальное принуждение, учёт доходов и расходов, распределение излишков

Рисунок 2 - Необходимые признаки вновь создаваемого субъекта международного права

Заключение

Настоящее исследование, касающееся возможности применения существующего правового регулирования к общественным отношениям, которые возникают в процессе эксплуатации общепланетарных неделимых объектов (и\Л/ау, ОТС и КИО «Орбита»), служащих общей цели, выявило серьёзные недостатки и, вероятно, неразрешимые противоречия этого подхода.

Наиболее оправданным и обоснованным вектором развития в данном направлении видится установление ко всем элементам общепланетарной инфраструктуры в рамках любого взаимодействия единых правовых норм. При этом предполагается создание гибридного самостоятельного субъекта международного права, который:

• как государство, будет автономным и независимым, обладающим всей полнотой власти на подконтрольной территории и монополией на легальное принуждение;;

• как международная организация - представительным и признанным международным сообществом;

• как корпорация, будет организован на основании учредительного акта, иметь структурированную внутреннюю систему постоянно действующих органов, вести учёт доходов

и расходов, а также принимать решение о распределении излишков.

Вместе с тем подконтрольной территорией описываемого нового субъекта станут элементы инфраструктуры ОТС, на которых в силу своих властных полномочий он будет создавать правовые нормы и обеспечивать их исполнение.

Список основных источников

1. Юницкий, А.Э. Струнные транспортные системы: на Земле и в Космосе: науч. издание/А.Э. Юницкий. - Силакрогс: ПНБ принт, 2019. - 576 с.

2. Казакевич, А. П. Правовые аспекты международного сотрудничества в области освоения космоса /А.П. Казакевич // Безракетная индустриализация ближнего космоса: проблемы, идеи, проекты: материалы III между-нар. науч.-техн. конф., Марьина Горка, 12 сент. 2020 г. / ООО «Астроинженерные технологии», ЗАО «Струнные технологии»; под общ. ред. А.З. Юницкого. - Минск: СтройМедиаПроект, 2021. - С. 102-115.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Тихомирова, Л.В. Юридическая энциклопедия /Л.В. Тихомирова, М.Ю. Тихомиров. - Изд. 6-е, доп. и перераб. -М.: Изд-во Тихомирова ММ, 2013. - 1088 с.

4. Белякович, Е.В. О понятии территории государства / Е.В. Белякович У У Сибирский юридический вестник. -2006. - №2. - С. 3-10.

5. Конвенция о международной гражданской авиации [Электронный ресурс]: [заключена в г. Чикаго 07.12.1944]УУ Hex У ООО «ЮрСпектр». - Минск, 2023.

6. Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела [Электронный ресурс]: принят резолюцией 2222 [XXI] Тенер Ассамблеи от 19 дек. 1966 г. УУ Ilex У ООО «ЮрСпектр».-Минск, 2023.

1. Соглашение между Правительством Канады, Правительствами государств - членов Европейского космического агентства, Правительством Японии, Правительством Российской Федерации и Правительством Соединённых Штатов Америки относительно сотрудничества по международной космической станции гражданского назначения [Электронный ресурс]: ратифицир. Федер. законом РФ № 164-ФЗ от29 дек. 2000 г. - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/documenty901778188. -Дата доступа: 05.06.2023. 8. Алексеев, С.С. Общая теория права: в2т./С.С. Алексеев. -М.: Юрид. лит., 1982. -Т. 2,- 360 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.