Научная статья на тему 'Взлётно-посадочный комплекс общепланетарного транспортного средства на океанических участках'

Взлётно-посадочный комплекс общепланетарного транспортного средства на океанических участках Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
взлётно-посадочная полоса (ВПП) / взлётно-посадочный комплекс (ВПК) / общепланетарное транспортное средство (ОТС) / эстакада ОТС / General Planetary Vehicle (GPV) / GPV overpass / runway / takeoff and landing complex (TLC)

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — А.Э. Юницкий

Проведено исследование сложнейшего взлётно-посадочного и транспортно-инфраструктурного комплекса гигантского геокосмического летательного аппарата – общепланетарного транспортного средства (ОТС). Особое внимание уделено ровности взлётно-посадочной полосы комплекса, что обусловлено космическими скоростями (около 12 км/с) движения ленточных маховиков, а также максимальному снижению стоимости не имеющего аналогов линейного сооружения длиной 40 076 км, 31 171 км из которых пройдёт по океанам со средней глубиной 4 км. Соблюдение требований по обеспечению безопасности функционирования экваториальной эстакады ОТС позволит реализовать геокосмическую программу uSpace на качественно новом технологическом уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

General Planetary Vehicle Takeoff and Landing Complex in the Ocean

The article conducts research of the highly technical takeoff and landing, transport and infrastructure complex for the giant geocosmic aircraft, namely the General Planetary Vehicle (GPV). Special attention is paid to the evenness of the complex runway, because of the cosmic velocities (about 12 km/s) of the belt flywheels movement, as well as to the maximum reduction of the cost of the unmatched linear structure of 40,076 km, 31,171 km of which will pass through the ocean with an average depth of 4 km. Compliance with the operational safety requirements of the GPV equatorial overpass will make it possible to implement the uSpace geocosmic program at a qualitatively new technological level.

Текст научной работы на тему «Взлётно-посадочный комплекс общепланетарного транспортного средства на океанических участках»

УДК 624.21/.8

Взлётно-посадочный комплекс

общепланетарного транспортного средства на океанических участках

А.Э. Юницкий

доктор философии транспорта

ООО «Астроинженерные

технологии»,

г. Минск, Беларусь

ЗАО «Струнные технологии», г. Минск, Беларусь

ГГ

Проведено исследование сложнейшего взлётно-посадочного и транспортно-инфраструктурного комплекса гигантского геокосмического летательного аппарата - общепланетарного транспортного средства (ОТС). Особое внимание уделено ровности взлётно-посадочной полосы комплекса, что обусловлено космическими скоростями (около 12 км/с) движения ленточных маховиков, а также максимальному снижению стоимости не имеющего аналогов линейного сооружения длиной 40 076 км, 31171 км из которых пройдёт по океанам со средней глубиной 4 км. Соблюдение требований по обеспечению безопасности функционирования экваториальной эстакады ОТС позволит реализовать геокосмическую программу иБрасе на качественно новом технологическом уровне.

Ключевые слова:

взлётно-посадочная полоса (ВПП), взлётно-посадочный комплекс (ВПК), общепланетарное транспортное средство (ОТС), эстакада ОТС.

UDC 624.21/.8

General Planetary Vehicle Takeoff and Landing Complex in the Ocean

A. Unitsky

Ph.D. in Information Technologies (Transport)

Astroengineering Technologies LLC, Minsk, Belarus

Unitsky String Technologies Inc., Minsk, Belarus

rr

The article conducts research of the highly technical takeoff and landing,

transport and infrastructure complex for the giant geocosmic aircraft,

namely the General Planetary Vehicle (GPV). Special attention is paid to the evenness

of the complex runway, because of the cosmic velocities (about 12 km/s) of the belt flywheels

movement, as well as to the maximum reduction of the cost of the unmatched linear structure

of 40,076 km, 31,171 km of which will pass through the ocean with an average depth of 4 km.

Compliance with the operational safety requirements of the GPV equatorial overpass

will make it possible to implement the uSpace geocosmic program at a qualitatively

new technological level.

Keywords:

General Planetary Vehicle (GPV), GPV overpass, runway, takeoff and landing complex (TLC).

Введение

Взлётно-посадочный комплекс (ВПК) общепланетарного транспортного средства (ОТС), проходящий по экватору планеты, должен отвечать целому ряду сложных технических требований, без соблюдения которых невозможно обеспечить безопасность функционирования гигантского геокосмического летательного аппарата - ОТС, имеющего протяжённость 40 076 км и массу порядка 40 млн тонн [1,2]. Особенно высоки эти требования на океанических участках, протяжённость которых составит 31171 км, или 77,8 % от общей длины экватора, равной 40 076 км. Например, при глубине океана более 100 м опоры должны быть плавучими, так как их установка на дне существенно увеличит стоимость ВПК.

Серьёзное внимание следует сосредоточить на ровности взлётно-посадочной полосы (ВПП) комплекса. Это обусловлено космическими скоростями движения ленточных маховиков, размещённых в вакуумных каналах (во время взлёта и посадки ОТС - около 12 км/с, что несколько превышает вторую космическую скорость для Земли, равную 11,2 км/с).

Общие требования

к взлётно-посадочному комплексу ОТС

ОТС проектируется для геокосмических условий, присущих экваториальной плоскости планеты: ускорение свободного падения - 9,87 м/с2; средний стартовый радиус ОТС (вертикальный радиус ВПП, равный экваториальному радиусу Земли) - 6378,1 км; среднегодовая температура воды и воздуха - 28 °С.

Изменения радиуса траектории движения лент маховиков ОТС приводят к обратно пропорциональному изменению центробежных ускорений и нагрузок на магнитную (и/или электромагнитную) подушку линейных электродвигателей. Поэтому при проектировании плавучей несущей эстакады ВПК приняты допустимые изменения радиусов её кривизны в вертикальной и горизонтальной плоскостях в пределах ±10 % от радиуса Земли, или ±638 км. Тогда, например, при погонной массе ОТС 1000 кг/м уменьшение радиуса траектории движения маховиков до 5740 км приведёт к увеличению центробежной силы примерно на 100 кгс/м, или 100 тс/км. Увеличение радиуса траектории движения маховиков обусловит, соответственно, аналогичное уменьшение центробежной силы на этих участках ОТС.

Эстакада ОТС, пролегающая по океану, не должна препятствовать судоходству, в том числе движению больших

кораблей, самый высокий из которых имеет высоту надводной части 72,5 м, самый широкий - ширину 74 м, а самый тяжёлый - осадку 24,6 м [3]. Таким образом, для обеспечения безопасного прохода любых судов плавучая эстакада ОТС должна удовлетворять следующим требованиям (с учётом ухудшения условий прохождения судов вследствие воздействия ветра и волн):

• просвет между смежными опорами - не менее 150 м;

• габарит (просвет между поверхностью воды и низом пролётного строения) - не менее 80 м;

• подводные элементы эстакады в промежутке между опорами должны размещаться на глубине не менее 30 м.

Суда движутся по определённым маршрутам, поэтому указанные требования необходимо соблюдать лишь в рамках морских логистических коридоров. Всего на планете девять главных морских торговых путей - основных артерий мировой торговли, часть из которых пересекает экватор. На остальных морских участках эстакады ОТС должен быть гарантирован проход рыболовных судов и парусников, поэтому подмостовые габариты могут иметь здесь более скромные размеры: ширина - не менее 100 м, высота -не менее 30 м, глубина размещения подводных линейных элементов - не менее 20 м.

Кроме взлёта и посадки ОТС экваториальный ВПК должен обеспечить транспортные, энергетические и информационные коммуникации вдоль экваториального линейного города (ЭЛГ), основная часть которого пройдёт по океану [4]. Транспортные коммуникации вдоль ЭЛГ обеспечат транспортно-инфраструктурные комплексы Струнного транспорта Юницкого (ЮСТ): высокоскоростная двухпутная трасса со скоростью движения до 600 км/ч и региональная (городская) - со скоростью движения до 200 км/ч.

Это позволит выполнить планируемый объём геокосмических грузо- и пассажиропотоков по маршруту «Земля -Орбита - Земля»: сотни миллионов тонн грузов и сотни миллионов пассажиров в год [5]. Грузы и пассажиры для отправки в космос будут доставлены из различных мест на планете по международной транспортно-инфраструктурной сети uNet к определённым грузопассажирским модулям, распределённым вдоль корпуса ОТС с шагом порядка 100 м. При этом необходимо выстроить оптимальную геокосмическую логистику не только в прямом направлении «Земля -Орбита», но и в обратном: «Орбита - Земля», когда готовая продукция, произведённая в космосе, будет доставлена на Землю для нужд всего человечества - к тому времени 10 млрд человек, проживающих на всех континентах планеты.

Плавучая эстакада ОТС

Плавучая несущая эстакада ОТС имеет длину пролётов ¿пр (между центрами опор] 100-200 м при высоте /?ф струнной (предварительно напряжённой] фермы 3, равной 10 м (рисунки 1-3]. Подмостовой габарит /?, на основной части эстакады равен 30 м, что обеспечит проход большинства кораблей.

Для всех типов судов (включая самые высокие, самые широкие и с самой большой осадкой] в морских судоходных коридорах шириной /.„200-300 км высота надводной части опор 4 увеличена до 90 м, глубина размещения горизонтальной тяги 4.7 - до 30 м, ширина пролётов 7пр увеличена вдвое - до 200-400 м.

Рисунок 1 - Поперечный разрез верхнего строения взлётно-посадочной эстакады ОТС: 1 - корпус ОТС: 1.1 - верхний ленточный маховик, 1.2 - нижний маховик, 1.3 - грузопассажирская капсула, 1.4 - колёса шасси; 2 - ВПП; 3 - несущая струнная ферма: 3.1 - верхний пояс, 3.2 - нижний пояс; 4 - плавучая опора; 5 - городской ЮСТ (скорость до 200 км/ч]: 5.1 - городской юнимобиль, 5.2 - грузовой юнимобиль, 5.3 - тротуар; 6 - высокоскоростной ЮСТ (скорость до 600 км/ч): 6.1 - пассажирский высокоскоростной юнимобиль, 6.2 - грузовой юнимобиль, 6.3 - тротуар, 6.4 - несущая перемычка

Рисунок 2 - Схема взлётно-посадочной эстакады 0TC на океаническом участке (вариант 1): а - поперечный разрез; б - вид сбоку; 1 - корпус 0TC; 2 - ВПП; 3 - несущая струнная ферма; 4 - опоры: 4.1 - аварийный (надводный) поплавок, 4.2 - несущий (подводный) поплавок, 4.3 - противовес (груз), 4.4 - якорь (груз), 4.5,4.6,4.7 - стабилизирующие тяги (канаты); 5 - городской ЮСТ (скорость до 200 км/ч); 6 - высокоскоростной ЮСТ (скорость до 600 км/ч); 7 - морская вода: 7.1 - поверхность моря/океана, 7.2 - волна; 8 - морское дно; 9 - корабль

В пределах морских судоходных коридоров несущая ферма 3 выполнена по синусоидальной кривой с вертикальными кривыми - вогнутыми и выпуклыми, радиусы которых /?вогн и /?ВЬ|П отличаются от радиуса Земли /?3ем не более чем на 10 % (рисунок 4). Поэтому динамика посадки и взлёта ОТС на этих участках морской эстакады будет более комфортной, чем на суше при пересечении гор, где высота (амплитуда) вертикальных синусоидальных кривых ВПК значительно выше, а их радиусы кривизны могут сильнее отличаться от экваториального радиуса планеты.

Плавучая эстакада (рисунок 3) заякорена на дне с помощью системы тяг 4.5 и 4.6, имеющей жёсткую пространственную конфигурацию, что гарантирует требуемую стабильность ВПП во время функционирования ОТС. Для стабильности вертикального положения опоры снабжены противовесами 4.3, которые выполнены обтекаемыми

(тарельчатой формы), чтобы минимизировать дестабилизирующие усилия, создаваемые глубинными течениями. Необходимую плавучесть эстакаде обеспечивают поплавки 4.2, расположенные на глубине порядка 5 м (ниже минимального уровня морской волны 7.2]. Они имеют избыточную плавучесть и удерживаются на нужной глубине предварительно напряжёнными (растянутыми) тягами 4.5 и 4.6, прикреплёнными к якорям 4.4. Поплавки выполнены обтекаемыми (тарельчатой формы), чтобы минимизировать дестабилизирующие усилия, создаваемые поверхностными океаническими течениями.

Эстакада ОТС (рисунок 3) снабжена аварийными поплавками 4.1 (размещены над поверхностью воды 7.1), на которые она опустится в случае потери плавучести, обеспечиваемой штатными поплавками 4.2. Аварийные поплавки выполнены как жилые модули и небольшие цеха для обслуживающего персонала.

Рисунок 3 - Схема взлётно-посадочной эстакады ОТС на океаническом участке (вариант 2): а - поперечный разрез; б - вид сбоку

Рисунок 4- Схема построения судоходного коридора шириной /.С|Г: по центру коридора - для больших судов; по краям - для судов меньших размеров

Характеристики ОТС

ОТС имеет корпус 1 и линейные маховики 1.1 и 1.2 (рисунки 1, 3), находящиеся в вакуумных каналах и оборудованные системами магнитного подвешивания и линейных электродвигателей. Подвесные пассажирские и грузовые модули 1.3 выполнены парными, расположены с интервалом 100-500 м, их масса составляет 10-100 тонн (общая масса всех модулей, размещённых по всей длине ОТС, -до 10 млн тонн).

Для совершения взлёта и посадки ОТС с определённой горизонтальной скоростью модули 1.3 снабжены колёсными шасси 1.4, что при необходимости обеспечит возможность посадки на полосу 2 со скоростью до 250 км/ч (примерно с такой же скоростью садятся тяжёлые самолёты). Для того чтобы маневрировать по высоте и поперёк ВПК, ОТС оборудовано горизонтальными и вертикальными крыльями (на рисунках не показаны). При необходимости это позволит осуществлять как посадку в самолётном режиме, когда вес летательного аппарата держат только

крылья, так и штатную посадку даже при аварийной энергодинамической ситуации, т. е. при полной потере скорости ленточными маховиками 1.1 и 1.2, хотя это исключено даже теоретически (быстро, в пределах времени одного полёта, невозможно сбросить скорость маховиков массой более 10 млн тонн с 12 км/с до нуля).

Наличие вертикально расположенных крыльев позволит ОТС осуществлять при посадке на Землю манёвр - горизонтальное перемещение в сторону от экватора на расстояние до 1000 км. Такое перемещение может быть плоскопараллельным либо с искривлением по синусоидальной кривой. Это сделает возможным расположение ВПК не строго по экватору, а, например, параллельно ему на расстоянии до 1000 км. Кроме того, если, например, экваториальные течения отнесут часть ВПК в сторону от проектной линии даже на несколько километров, это не отразится на штатном функционировании ОТС. Геокосмический летательный аппарат, маневрируя горизонтальными и вертикальными крыльями, сможет сесть и на синусоидально искривлённую в плане ВПП 2 (рисунки 1-3), если его радиусы кривизны

будут отличаться от радиуса Земли, как отмечено выше, не более чем на 10 %.

Крылья могут быть установлены как на корпусе ОТС, так и на грузопассажирских модулях 1.3; могут иметь дополнительный функционал: выполняться как солнечные батареи и в случае необходимости использоваться во время посадки для дополнительного (аэродинамического) гашения окружной (вокруг планеты) скорости корпуса ОТС. При этом не потребуются мощные крылья большой площади. Для создания горизонтального усилия, например, в 1 тонну на 1 км протяжённости ОТС, или 10 кгс/м (это позволит отклонить ОТС от экватора на 64 км), общая площадь крыльев должна быть порядка 10 мг/км, или 100 смг/м.

Верхнее строение эстакады ОТС

Несущая ферма 3 эстакады (рисунок 1) выполнена струнной - она предварительно напряжена в продольном направлении. Все линейные элементы фермы - верхний 3.1 и нижний 3.2 пояса - натянуты в продольном направлении таким образом, чтобы во всём штатном диапазоне нагружений (весовые и ветровые нагрузки, температурные усилия и др.) они не испытывали сжимающих усилий и были всегда растянутыми. Ферма выполнена неразрезной - по всей своей длине она не имеет температурных швов и стыков.

Для того чтобы обеспечить геокосмическую логистику, а также доставку пассажиров и грузов к любому пассажирскому или грузовому модулю 1.3 ОТС при его нахождении на ВПП, эстакада имеет два навесных бирельсовых грузопассажирских комплекса ЮСТ (рисунок 1). Комплексы ЮСТ городского типа (скорость движения до 200 км/ч) размещены на верхнем ярусе несущей фермы 3 эстакады (рельсо-струнная путевая структура 5); комплексы ЮСТ междугороднего типа (скорость движения до 600 км/ч) -на нижнем ярусе (рельсо-струнная путевая структура 6).

Путевые структуры ЮСТ спроектированы под подвижную нагрузку весом до 50 тонн, что позволит к месту нахождения на ОТС перевозить геокосмические модули 1.3 с заранее размещёнными в них пассажирами и грузами. Пассажирские станции (остановочные пункты) и грузовые терминалы (грузовые площадки) городского ЮСТ расположены в среднем через каждый километр, высокоскоростного ЮСТ - через 50-100 км.

Для обслуживания комплексов ЮСТ вдоль всей эстакады выполнены пешеходные дорожки 5.3 и 6.3, по которым может также перемещаться и малогабаритная техника, например по отдельному узкоколейному рельсовому пути.

Силы, действующие на плавучую эстакаду ОТС

Средняя глубина Тихого, Индийского и Атлантического океанов по экватору - около 4 км, максимальная глубина -чуть более 6 км [6]. Плавучая эстакада ОТС на океанических участках (рисунки 1-4) будет подвержена воздействию вертикальных и горизонтальных статических и динамических сил, действие которых подробнее рассмотрим ниже.

Вертикальные силы

Для надводной части эстакады:

1] собственный вес надводной части эстакады, включая ВПП 2, городскую 5 и высокоскоростную 6 путевые структуры ЮСТ, аварийные (запасные) понтоны 4.1, надводную часть опор 4: всего около 4000 тс/км (4тс/м);

2) вес ОТС:

• при пусконаладочных работах (при неподвижных ленточных маховиках): 1000 тс/км (1 тс/м);

• во время погрузочно-разгрузочных работ перед подъёмом ОТС на орбиту и после спуска на Землю: -250 тс/км (вес полезной нагрузки; знак «минус» означает, что избыточная центробежная сила ленточных маховиков ОТС будет направлена вверх при снятой полезной нагрузке);

• вес подвижного состава ЮСТ (городского 5.1 и 5.2 и высокоскоростного 6.1 и 6.2): порядка 500 тс/км (0,5 тс/м).

Для подводной части эстакады (с учётом выталкивающих сил):

1) собственный вес подводной части эстакады, включая вес подводной части опор 4, несущих понтонов 4.2, тяг 4.7, оттяжек 4.5 и 4.6 и др.: всего около 3000 тс/км (3 тс/м);

2) вес грузов (противовесов] 4.3 внизу плавучих опор 4: порядка 3000 тс/км (3 тс/м);

3) усилия в тягах 4.5 и 4.6 якорей 4.4, установленных на дне океанов (средняя длина тяг 4000 м, равная средней глубине океана): 2000 тс/км (2 тс/м);

4) выталкивающая сила, действующая на все подводные элементы эстакады и направленная вверх, в первую очередь на несущие понтоны 4.2 (в среднем 1,025 тс/м5): 12 500 тс/км (12,5 тс/м).

Горизонтальные силы

Поперечные силы:

1) в надводной части эстакады - поперечный экваториальный ветер;

2) в подводной части эстакады - поперечные экваториальные течения.

Продольные силы:

1) в надводной части эстакады:

• внутренние силы - силы предварительного натяжения продольных элементов надводной части эстакады (поясов 3.1 и 3.2) несущих струнных ферм 3, струнных рельсов транс-портно-инфраструктурных комплексов ЮСТ 5 и 6 и силы торможения (разгона) подвижного состава ЮСТ: порядка 5000 тс;

• внешние силы - продольный экваториальный ветер;

2) в подводной части эстакады:

• внутренние силы - силы предварительного натяжения продольных элементов подводной части эстакады (предварительно напряжённых тяг 4.7, связывающих низ плавучих опор друг с другом для стабилизации их линейного положения): около 1000 тс;

• внешние силы - подводное течение вдоль эстакады.

Наибольшую опасность для эстакады представляют

внешние поперечные силы, которые будут стремиться сместить её в сторону от линии экватора, искривить данное сооружение в горизонтальном плане и опрокинуть.

На экваторе обычно царит штиль. Это особый регион, где ветер бывает очень редко. Пассаты движутся от экватора, но на нём самом ветра практически не наблюдается.

В экваториальной зоне обнаружен мощный перенос вод из западных частей океанов в восточные. Такое явление, как и поверхностное экваториальное противотечение, считается компенсационным и имеет место в подповерхностном слое точно под экватором (течения Кромвелла в Тихом океане, Ломоносова в Атлантическом, а также подповерхностные и частично поверхностные струи слева и справа от этих течений). Например, течение Кромвелла имеет толщину порядка 200 м и ширину 300 км, движется со скоростью до 1,5 м/с, проходит на глубине 100-400 м, поднимаясь до уровня 50 м. Максимальные скорости поверхностных течений на экваторе приблизительно 0,25 м/с.

Таким образом, циркуляция вод в верхних слоях в низких широтах включает:

• пассатные (экваториальные) течения;

• систему поверхностных и подповерхностных экваториальных противотечений;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• мощные стоковые тёплые течения у западных окраин океана и компенсационные холодные течения из более высоких широт у восточных окраин (с тёплыми противотечениями);

• погружение вод близ тропиков и в некоторых районах

экваториальной полосы, особенно у западных окраин океана;

• подъём вод в двух зонах дивергенций у экватора, в обширных областях у восточных окраин океанов и местами на западе.

Для уменьшения внешних поперечных сил несущие поплавки 4.2 и грузы 4.3 выполнены обтекаемыми, тарельчатой формы, имеют коэффициент сопротивления (аэро-или гидродинамическое) С} = 0,05 (для сравнения: у цилиндра, т. е. у трубы, стержня или каната, С}, ~ 1, или в 20 раз больше).

Удельные ветровые силы (в пересчёте на 1 мг миделя, т. е. поперечного сечения конструктивного элемента), действующие на надводные элементы конструкции ВПК при скорости ветра 30 м/с (108 км/ч), будут равны:

1) для высокоаэродинамичных элементов с С,( = 0,05: 2,9 кн;/м;

2) для неаэродинамичных элементов с Сх = 1 (форма цилиндра): 58 кгс/мг.

Силы, действующие на подводные элементы конструкции взлётно-посадочной эстакады:

1) для высокообтекаемых элементов с С} = 0,05:

• 0,16 кгс/мг для скорости течения 0,25 м/с;

• 5,7 кгс/мг для скорости течения 1,5 м/с;

2) для элементов с Сх = 1 (форма цилиндра):

• 3,2 кгс/мг для скорости течения 0,25 м/с;

• 110 кгс/мг для скорости течения 1,5 м/с.

Расчёт стоимости

взлётно-посадочного комплекса ОТС

Для расчёта стоимости ВПК взяты следующие исходные стоимостные характеристики (в средневзвешенных мировых ценах на начало 2023 г.):

• стальной прокат (высокопрочная стальная проволока, арматурные канаты, лента, полоса, швеллер, двутавр и др.): 2500 Ю/т;

• строительные конструкции из стального проката (плавучие опоры, несущие конструкции и др.): 6000 О/т;

• сложные конструктивные элементы, узлы, агрегаты: 12 000 О/т;

• монтаж конструкций: 2500 О/т.

В таблицах 1-3 представлены расход и усреднённая стоимость материалов, а также стоимость строительства для указанных выше параметров океанической части ВПК ОТС, включая инфраструктуру - транспортную, жилую и производственную.

Таблица 1 - Усреднённый расход материалов и ориентировочная стоимость плавучей взлётно-посадочной эстакады ОТС на океанических участках

(средняя длина пролётов -180 м, средняя высота надводной части - 50 м, средняя глубина океана - 4000 м)

Элемент эстакады Количество на 1 км протяжённости плавучей эстакады Стоимость одной смонтированной единицы измерения*, USD Общая стоимость 1 км эстакады, USD

Несущая струнная ферма 1100 тонн 4000 4 400 000

Плавучие опоры, всего В том числе: • несущие колонны • основные (подводные) несущие понтоны • аварийные (надводные) понтоны • опорные противовесы 500 тонн 12 000 м3 12 000 м3 2000 тонн 3000 200 200 300 6 900 000 1 500 000 2 400 000 2 400 000 600 000

Система якорения, всего В том числе: • грузы (донные) • вертикальные тяги (средняя длина тяг - 4000 м) • горизонтальные тяги (струны, связывающие низ плавучих опор друг с другом) 2000 тонн 800 тонн 200 тонн 300 2500 2500 3 100 000 600 000 2 000 000 500 000

ВПП ОТС 15 000 мг 300 4 500 000

Прочее - - 2 100 000

Всего 21 000 000

Таблица 2 - Ориентировочная стоимостьтранспортно-инфраструктурной сети uNet, совмещённой на океанических участках с плавучей взлётно-посадочной эстакадой ОТС

Элемент сети uNet Количество на 1 км протяжённости плавучей эстакады Стоимость одной смонтированной единицы измерения*, USD Общая стоимость 1 км эстакады, USD

Путевая структура двухпутного скоростного (до 200 км/ч) грузопассажирского комплекса ЮСТ 1 км 2 500 000 2 500 000

Путевая структура двухпутного высокоскоростного (до 600 км/ч) грузопассажирского комплекса ЮСТ 1 км 3 000 000 3 000 000

Логистические узлы и их элементы (пассажирские остановки, станции, грузовые терминалы, пешеходные дорожки, тротуары и др.) 1 км 2 000 000 2 000 000

Системы автоматического управления, энергообеспечения и связи - - 2 500 000

Подвижной состав (пассажирские, грузовые, грузопассажирские скоростные и высокоскоростные юнимобили) - - 3 000 000

Прочее - - 1 500 000

Всего 14 500 000

* Исходя из среднемировых цен на аналогичные инфраструктурные решения на начало 2023 г.

Таблица 3 - Ориентировочная стоимость жилой и производственной инфраструктуры,

совмещённой на океанических участках с транспортно-инфраструктурной сетью uNet и плавучей взлётно-посадочной эстакадой ОТС

Элемент инфраструктуры Количество на 1 км протяжённости плавучей эстакады Стоимость одной смонтированной единицы измерения*, USD Общая стоимость 1 км эстакады, USD

Инфраструктура, совмещённая с транспортно-инфраструктурной сетью иЫег (станциями, терминалами, диспетчерскими и другими зданиями и сооружениями) 2000 мг 1500 3 000 000

Инфраструктура, совмещённая с плавучей эстакадой (надводными и подводными понтонами и другими сооружениями) 1000 мг 1500 1 500 000

Прочее 500 мг 1000 500 000

Всего 5 000 000

* Исходя из среднемировых цен на аналогичные инфраструктурные решения на начало 2023 г.

Удельная стоимость плавучей взлётно-посадочной эстакады ОТС на океанических участках (таблица 1) составляет 21 млн Ю/км.

Удельная стоимость транспортно-инфраструктурной сети иЫе^ совмещённой на океанических участках с плавучей взлётно-посадочной эстакадой ОТС (таблица 2), составляет 14,5 млн О/км.

Удельная стоимость жилой и производственной инфраструктуры, совмещённой на океанических участках с транспортно-инфраструктурной сетью иМ и плавучей взлётно-посадочной эстакадой ОТС (таблица 3), составляет 5 млн Ю/км.

Общая удельная стоимость океанических участков ВПК ОТС - 40,5 млн О/км.

Заключение

На международных научно-технических конференциях «Безракетная индустриализация ближнего космоса: проблемы, идеи, проекты», прошедших в 1988 г., а также в 2019-2022 гг., рассматривались различные конструкции и технологии строительства взлётно-посадочной эстакады ОТС [2,4,7,8]. Однако эти предложения не отличались комплексностью подходов, были материалоёмкими и имели высокую стоимость. Представленные в настоящей работе конструктивные и технологические решения позволят снизить стоимость ВПК ОТС, совмещённого с рельсо-струнными дорогами ЮСТ и элементами инфраструктуры ЭЛГ, по меньшей мере на 2 трлн USD. Этот сложнейший комплекс эстакадного

типа после оптимизации оказался, например, в два раза дешевле значительно более простого проекта - сухопутного Дубайского монорельса [9], стоимость которого составила 73 млн USD/км в ценах 2008 г. (в ценах 2023 г. - свыше 100 млн USD/км].

Предложенные решения могут быть использованы не только для океанических участков эстакады ОТС, но и на суше, а также при создании транспортно-инфра-структурных коридоров эстакадного типа в линейных городах uCity, в том числе в ЭЛГ.

Список основных источников

1. Юницкий, А.Э. Струнные транспортные системы: на Земле и в Космосе: науч. издание/А.Э. Юницкий. - Силакрогс: ПНБ принт, 2019. - 576 с.

2. Безракетная индустриализация ближнего космоса: проблемы, идеи, проекты: материалы V между нар. науч.-техн. конф., Марьина Горка, 23-24 сент. 2022г./ООО «Астро-инженерные технологии», ЗАО «Струнные технологии», под общ. ред. А.З. Юницкого. - Минск: СтройМедиаПроект, 2023.-320 с.

3. Самые большие корабли в мире [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://clck.ru/37D73F. - Дата доступа: 12.04.2023.

4. Безракетная индустриализация ближнего космоса: проблемы, идеи, проекты: материалы IV междунар. науч.-техн. конф., Марьина Горка, 18 сент. 2021 г. /

ООО «Астроинженерные технологии», ЗАО «Струнные технологии», под общ. ред. А.Э. Юницкого. - Минск: СтройМедиаПроект, 2022. - 388 с.

5. Юницкий, А.Э. Цивилизационная ёмкость космического дома по имени Планета Земля / Анатолий Юницкий. -Минск, 2021. - 148 с.

6. Профиль дна Мирового океана по экватору [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru-ecology.info/ РЮб/203644800440022/. - Дата доступа: 15.03.2023.

1. Безракетная индустриализация космоса: проблемы, идеи, проекты: материалы IIмеждунар. науч.-техн. конф.,

Марьина Гща, 21 июня 2019г./ ООО «А строинженерные технологии», под общ. ред. А.Э. Юницкого. - Минск: Парадокс, 2019. -240 с.

8. Безракетная индустриализация ближнего космоса: проблемы, идеи, проекты: материалы III междунар. науч.-техн. конф., Марьина Горка, 12 сент. 2020 г. / ООО «Астроинженерные технологии», ЗАО «Струнные технологии», под общ. ред. А.Э. Юницкого. - Минск: СтройМедиаПроект, 2021. - 516 с.

9. Дубайский монорельс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://clck.ru/37D7Ar. - Дата доступа: 2105.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.