Расширение БРИКС: особенности и преимущества для России
УДК:339.923; ББК:65.5-65; Jel:F5 DOI: 10.24412/2072-8042-2024-11-27-41
Федор Владимирович ТРЕГУБЕНКО,
Председатель Правления ООО «Ю Би Эс Банк» (115054, Москва, Павелецкая площадь, дом 2, строение 2), аспирант, e-mail: fedor. [email protected]
Аннотация
Для России, испытывающей давление санкционного режима и попытки Запада изолировать ее на международной арене, БРИКС, базирующийся на принципах плюралистической демократии и равноправия, имеет большое значение. Будучи участником блока стран Глобального Юга, Россия имеет возможность вести активный политический диалог, а также работать над реализацией своих стратегических целей, направленных на обеспечение национальной и энергетической безопасности. Кроме того, в рамках БРИКС Россия не только получает поддержку единомышленников, заинтересованных в сотрудничестве вне политики, но и оказывает всестороннее участие в совместных проектах, разработках и реализации целей, направленных на устойчивое развитие и процветание БРИКС.
Совместно с увеличением числа участников БРИКС растет и его значимость в мировой экономической системе, что ведет к реформированию глобальной валютной системы и формированию основ многополярного мира. В центре этих амбициозных планов лежит идея о необходимости снижения зависимости от Запада и критическая важность расширения сотрудничества и партнерства с другими странами в секторе энергетических и минеральных ресурсов.
В статье рассматриваются ключевые аспекты создания и становления международного объединения БРИКС, а также изменения, произошедшие с блоком после вступления в него новых участников в 2024 году. Основное внимание в статье уделено интересам и перспективам России в сотрудничестве со странами объединения. Для оценки возросшей роли БРИКС в мировой экономической системе был проведен сравнительный анализ ключевых экономических показателей блока и неформального международного клуба G7. Чтобы оценить взаимодополняемость новых участников БРИКС, были рассмотрены их экономические и сырьевые особенности, предполагаемые выгоды от вступления, а также потенциально эффективные сферы сотрудничества внутри альянса. Таким образом, в статье раскрывается предполагаемая роль каждого нового участника и его вклада в стимулирование и развитие энергетических рынков БРИКС.
Ключевые слова: топливно-энергетический комплекс, санкции, БРИКС, G7, дедолларизация, энергетическая независимость, энергетическая безопасность.
11 - 2024 Российский внешнеэкономический вестник
BRICS Expansion: Features and Advantages for Russia
Fedor Vladimirovich TREGUBENKO,
OOO UBS Bank (115054, Moscow, Paveletskaya ploshchad', dom 2, stroenie 2), Chairman of the Executive Board, Postgraduate student, e-mail: [email protected]
Abstract
For Russia, which is under pressure from the sanctions and Western attempts to isolate it in international arena, BRICS based on the principles of pluralistic democracy and equality is of great importance. As a member of the informal Global South alliance, Russia has the opportunity to conduct an active political dialogue, as well as pursue the implementation of its strategic goals aimed at ensuring national and energy security. In addition, within the framework of BRICS, Russia not only receives the support of the allies interested in cooperation beyond politics, but also fully participates in joint projects, developments and the implementation of goals aimed at sustainable growth and prosperity of BRICS.
As new members join the organization, its importance in the global economy is also increasing, which entails a gradual transformation of the global monetary system and the foundation for a multipolar world. At the heart of these ambitious plans is the need to reduce dependence on the West and the critical importance of expanding cooperation and partnerships with other countries in the energy and mineral resources sector.
This article examines the key aspects of the creation and development of the BRICS international association and the changes that have occurred within the bloc since its enlargement in 2024; Russia's interests and prospects for cooperation with the countries of the association are considered. To assess the increased role of BRICS in the global economy, a comparative analysis of the key economic indicators of the bloc and the G7 forum is carried out. To judge the complementarity of the new BRICS members, their economic and commodity features, expected benefits of joining and potentially effective areas of cooperation within the organization are studied. Thus, the article reveals the expected role of each new member and its contribution to promoting and facilitating the development of the BRICS energy markets.
Keywords: fuel and energy complex, sanctions, BRICS, G7, dedollarisation, energy independence, energy security.
^ 28
Российский внешнеэкономический вестник
11 - 2024
В современном взаимосвязанном мире потребность в многостороннем сотрудничестве для решения глобальных проблем становится все более очевидной и первостепенной. Объединяясь в альянсы, открывая новые направления сотрудничества и рынки, изобретая инновационные решения и укрепляя глобальное управление, страны могут эффективно противостоять сложным проблемам, с которыми сталкивается мировая экономика. Именно посредством многостороннего сотрудничества становится возможным достижение значимого прогресса на пути к безопасному и устойчивому будущему.
Недавнее расширение БРИКС - ни что иное, как очередной шаг к созданию более сбалансированного мирового порядка путем предоставления большего внимание к перспективам Глобального Юга и придания им более важного значения для глобальной дискуссии. В связи с этим важно рассматривать обновленный БРИКС не просто как союз стран и площадку для сотрудничества, а в гораздо более широком контексте многосторонних отношений и их влияния на мировую экономику.
ПРИЧИНЫ СОЗДАНИЯ И СТАНОВЛЕНИЕ БРИКС
Создание БРИК (BRIC) по инициативе России в 2006 году в его первоначальном составе (Бразилия, Россия, Индия, Китай) стало естественным шагом по объединению восходящих в своих регионах держав, влияние которых на мировую экономику стремительным образом усиливалось. Объединившись в альянс, его участники получили целый ряд неоспоримых преимуществ коллективного экономического роста и политического влияния, необходимых для отстаивания более инклюзивной и справедливой глобальной системы управления для своих формирующихся рынков. Однако основные цели основания БРИК заключаются в формировании мощного геополитического противовеса странам G7 и однополярному мироустройству, а также создании потенциальной основы для снижения зависимости от западных финансовых систем.
Первое расширение, в рамках которого к блоку присоединилась Южно-Африканская Республика (ЮАР), добавив названию букву «S», а альянсу - присутствие на африканском континенте, произошло в 2011 году. С тех пор БРИКС стал союзом стран лидеров на своем континенте или в субрегионе в рамках регионального интеграционного соглашения: Россия - в ЕАЭС, Индия - в Ассоциации регионального сотрудничества стран Южной Азии (СААРК), Китай - в Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), Бразилия - в МЕРКОСУР, Южная Африка - в Сообществе развития Юга Африки (САДК)1.
В 2014 году страны БРИКС создали Новый банк развития для поддержки проектов инфраструктуры и устойчивого развития на развивающихся рынках и в развивающихся странах. 1 января 2024 года Россия приняла председательство в БРИКС, а состав расширился во второй раз - спустя 13 лет с момента официаль-
11 - 2024
Российский внешнеэкономический вестник
29 Q
ного включения ЮАР. До расширения БРИКС баланс сил внутри образования выглядел следующим образом: Китай специализируется на экспорте промышленной продукции, Индия лидирует в химической промышленности и сфере услуг (страна - мировой лидер 1Т-индустрии, особенно в таких отраслях, как офшорное программирование и разработка цифровых продуктов), а Южная Африка, Бразилия, и особенно Россия являются крупными экспортерами сырья и редкоземельных металлов.
Новыми участниками БРИКС+ стали пять стран: Египет, Иран, ОАЭ, Саудовская Аравия и Эфиопия. Основным критерием при выборе кандидатов был географический фактор, согласно которому включение новых участников должно сохранить региональный баланс внутри альянса. Рассмотрев заявки всех 23 стран, заявивших о своей готовности ко вступлению, лидерами БРИКС были одобрены шесть, одна из которых - Аргентина. Однако одобренная заявка Аргентины на вступление позднее была отозвана, и страна отказалась от вступления в БРИКС. Отказ Аргентины соответствовал новой цели внешней политики, принятой новым президентом Хавьером Милеем - снижению финансовой и экономической зависимости от Китая, возросшей при предыдущем президенте Фернандесе, а также отказу от сотрудничества с Россией по причине идеологических разногласий в политических взглядах нового аргентинского лидера.
Как подчеркивают лидеры стран Глобального Юга, это не последнее расширение блока, так как все больше стран заявляют о своем желании присоединиться к работе БРИКС и стать полноправным членом объединения или получить статус государства-партнера2.
Таким образом, можно сделать вывод, что при текущем количестве заявок на участие в БРИКС, его последующее расширение - лишь вопрос времени. Расширение альянса не только повышает его роль в международной экономической системе, но и придает больший политический вес участникам, которые также получают целый ряд преимуществ, связанных с доступом к новым рынкам и технологиям.
ОСОБЕННОСТИ БРИКС И РОЛЬ БЛОКА В МИРОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ
Анализируя совокупные показатели блока БРИКС, нельзя не отметить восходящую мощь альянса и его уникальность в мировой экономической системе, что особенно заметно при сопоставлении с другими международными образованиями. Оценивая БРИКС наравне с главным противовесом блока - группой 07, то самыми явными отличиями является отсутствие как формальной, так и неформальной иерархии в БРИКС, в то время как страны семерки фактически находятся в зависимости от гегемонии Штатов. Второе ключевое отличие - размеры и «однородность» экономик. БРИКС - лишенная обязывающих структур международная площадка для развивающихся экономик, заинтересованных в сотрудничестве вне политики и базирующаяся на принципах плюралистической демократии.
^ 30
Российский внешнеэкономический вестник
11 - 2024
В тех вопросах, где между участниками альянса наблюдается расхождение во взглядах по причине значительных отличий в размерах и отраслевых специализациях экономик или в виду особенностей двусторонних отношений (характерный пример - напряженные отношения между Китаем и Индией на фоне территориального конфликта), участники все равно находятся в тесном сотрудничестве и открытом диалоге друг с другом. В этом аспекте нельзя не отметить, что 07, благодаря большей экономической однородности, меньшему количеству участников и многолетней истории сотрудничества, демонстрируют большую согласованность и скоординированность усилий в выработке и реализации стратегических подхо-
БРИКС выступает за альтернативные структуры развития, которые отдают приоритет сотрудничеству Юг-Юг и экономической диверсификации, тем действуя вразрез преобладающей парадигме свободного рынка, возглавляемой США. Создание собственных финансовых организаций БРИКС, таких как Новый банк развития или активно разрабатываемая Платежная платформа БРИКС, представляет собой альтернативу международным финансовым учреждениям и институтам (МВФ, Всемирный банк и т.п.), управление которыми во-многом осуществляется Западом.
Если рассматривать показатели БРИКС в сопоставлении 07, то в соответствии с приведенными статистическими данными Всемирного банка (см. рисунок 1), на 10 стран-участников БРИКС приходится 33,9% площади территории, на 07 -16,1%. Численность населения у «семерки» составляет менее 10% (наибольшие показатели у США и Японии - 4,17% и 1,55% соответственно), в то время как доля БРИКС превышает 45% общемирового населения, из которых только на Индию и Китай приходится 17,33% и 17,12% соответственно. Что касается макроэкономических индикаторов, по данным за 2023 год ВВП БРИКС составил 33,5%, у 07 - 30%3, показатели ВВП по ППС на 2024 год у стран БРИКС на 7,1% выше, чем у сопоставимой стороны (33,6% против 27,9% соответственно). Общий объем промышленного производства в 2023 году у стран БРИКС был на уровне 40% от общемирового, у стран семерки - около 33%.
Несмотря на экономический вес БРИКС как до, так и после расширения, есть направления, в которых 07 пока показывают более высокие результаты: общий объем экспорта и уровень золотых запасов. Общий объем экспорта БРИКС в 2022 году был равен 24,9% от общемирового экспорта, в то время как доля 07 была на 3% выше. Доли запасов золота двух объединений отличаются гораздо значительней - 49,1% против 17% не в пользу стран Глобального Юга, где основные запасы приходятся на Китай, Индию и Россию, в то время как показатели добычи этого драгоценного металла выше у БРИКС - 28% против 12,3% «семерки»4. Что касается добычи других металлов, то здесь БРИКС также лидирует: добыча алюминия в 2023 году составила 74,7% от общемирового показателя (на страны 07 пришлось 5%), палладия - 77,6% против сопоставимой стороны с показателем 7,6%.
11 - 2024
Российский внешнеэкономический вестник
31 ^
Рис.1 Доли стран БРИКС и G7 в % от общемировых показателей 2022-2024 гг.
Fig.1 The shares of the ERICS and G7 countries in % of global indicators 2022-2024
Источник: составлено автором на основе данных The World Bank Group, OWID, The World Gold Council - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://data.worldbank.org/ indicator/SP.POP.TOTL?skipRedirection=true&view=map (дата обращения: 24.07.2024).
Резюмируя, стоит отметить, что почти все показатели охватывают период до расширения БРИКС, в связи с чем можно лишь прогнозировать еще больший рост показателей стран Глобального Юга за следующий отчетный период. В то время как БРИКС и G7 участвуют в двусторонних отношениях и многосторонних инициативах, каждый блок был создан для разных целей и продолжает действовать на разных экономических и политических принципах. Их различные подходы к удовлетворению потребностей государств-членов и, как следствие, то, как они взаимодействуют с международной сферой, создают структурный дисбаланс в многостороннем сотрудничестве.
РАСШИРЕНИЕ БЛОКА: ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ БРИКС И НОВЫХ УЧАСТНИКОВ
Далее будут рассмотрены новые участники союза, а также их минерально-сырьевой и энергетический профиль, что позволит сделать вывод о предполагаемом вкладе в БРИКС.
^ 32
Российский внешнеэкономический вестник
11 - 2024
□ Саудовская Аравия
Саудовская Аравия - страна с самой крупной экономикой среди новых участников БРИКС и главный нефтеэкспортер мира в 2023 году. ВВП страны превышает 1 трлн долларов, а запасы нефти составляют почти 18% от общемировых, что делает ее важной фигурой на международном нефтяном рынке.5 В отличие от менее крупных экономик, присоединившихся к БРИКС в целях стабилизации своего экономического положения, для Саудовской Аравии основные мотивы - углубление взаимодействия с быстроразвивающимися экономиками, широкий доступ к научно-техническим проектам и технологиям, расширение экспорта, а таже попытка диверсифицировать свои альянсы для ухода от партнерства с Западом.
Вопреки устоявшимся тесным связям с США, которые занимаются постепенным уходом с Ближнего Востока, Саудовская Аравия выступает за наращивание международных расчетов в национальных валютах, что абсолютно соответствует интересам большинства стран-членов БРИКС. Более того, с 9 июня 2024 года перестал действовать Нефтедолларовый пакт между Саудовской Аравией и США, который продлевался каждые 5 лет и обязывал продавать нефть только в американских долларах. Примечательно, что отказ саудитов от продления договора последовал в тот же день, когда был озвучен новый пакет санкций против России и ее банковского сектора.
Что касается отношений между этими странами, то в течение последних нескольких лет Саудовская Аравия стремится к улучшению и углублению двусторонних отношений с Россией: на эти две страны приходится порядка 25% от общемировой нефтедобычи. Общие взгляды на ряд вопросов и тесное сотрудничество в рамках блока дают России отличного союзника и партнера.
Кроме того, Саудовская Аравия особенно заинтересована в развитии сотрудничества с Китаем и Индией, как с крупнейшими потребителями углеводородов из стран Персидского залива, а также странами, непрерывное технологическое развитие которых ведет к постоянно растущему спросу на сырьевые энергоресурсы.
Для БРИКС Саудовская Аравия является отличным партнером в сфере энергетики, крупной платежеспособной экономикой, заинтересованной в финансировании научно-технических проектов, которая к тому же ставит перед собой амбициозные цели в области «зеленых технологий» вопреки сильной зависимости от традиционных энергетических рынков. Так, саудовская компания АСМА построит крупнейшую в регионе солнечную электростанцию к 2025 г. с установленной мощностью 2060 мегаватт, что позволит компенсировать более 3 млн тонн выбросов. Уже к 2030 году страна намерена довести объемы электроэнергии, получаемые из альтернативных источников до 50%. Помимо удовлетворения собственных энергетических потребностей, у Саудовской Аравии есть все возможности и ресурсы для экспорта потенциала возобновляемой энергии в другие страны. В настоящее вре-
11 - 2024
Российский внешнеэкономический вестник
33 ^
мя страна участвует в проектах «чистых технологий» с 10 странами, включая два других государства Персидского залива и партнера по БРИКС — Египет и Объединенные Арабские Эмираты.
□ Объединенные Арабские Эмираты
Объединенные Арабские Эмираты - третья энергетическая держава Персидского залива, присоединившаяся к БРИКС. На ее долю приходится восьмое место в десятке крупнейших производителей нефти, седьмое место по объемам запасов природного газа, а также пятое место по запасам алюминия в общемировом рей-тинге.6
Помимо традиционного энергетического сектора, ОАЭ планируют существенно увеличить получение энергии из возобновляемых источников, что соответствует общей тенденции к декарбонизации, поддерживаемой в рамках БРИКС. Ранее, согласно принятой в 2017 году Энергетической стратегии до 2050 года7, к 2050 году правительство страны планировало использовать 44% возобновляемой энергии, 38% газа, 12% чистого угля и 6% ядерных источников энергии для производства половины своей электроэнергии. Однако в мае 2024 года Стратегия была пересмотрена и дополнена, теперь главная ее цель - достижение нулевых выбросов к 2050 году, промежуточная - достичь финансовой экономии в размере 100 млрд дирхамов ОАЭ и мобилизовать инвестиции в размере от 150 до 200 млрд дирхамов ОАЭ к 2030 году для обеспечения удовлетворения спроса на энергию и поддержания экономического роста страны8. Тем самым Стратегия поддерживает продвижение экономики замкнутого цикла.
Для БРИКС ОАЭ обладают значительным энергетическим потенциалом, который является фактором, определяющим планы по наращиванию сотрудничества с партнерами по блоку и, в особенности, с основными потребителями энергоресурсов - Китаем и Индией. В 2022 году двусторонняя торговля между Китаем и ОАЭ выросла на 28 %. Торговля между ОАЭ и Индией с апреля 2022 года по март 2023 года выросла на 16%. Также в июле 2023 года в рамках двусторонних отношений между ОАЭ и Индией было принято решение о расчетах в рупиях вместо долларов, что позволило Индии существенно сократить транзакционные издержки, связанные с конвертацией долларов. Примечательно, что еще до вступления в БРИКС ОАЭ уже придерживались идей отказа от доллара и формирования многостороннего мироустройства.
Отношения России с Объединенными Арабскими Эмиратами в последние годы активно развиваются в различных сферах. ОАЭ - один из крупнейших торговых и инвестиционных партнеров России на Ближнем Востоке. За последнее десятилетие при сотрудничестве ОАЭ и РФПИ было реализовано свыше 60 проектов в области энергетики, добычи и переработки полезных ископаемых, нефтехимии и т.д. В 2022 году ОАЭ заняли первое место по объемам товарооборота с Россией среди
^ 34
Российский внешнеэкономический вестник
11 - 2024
стран Ближнего Востока, а золото и драгоценные камни составили почти 40% российского экспорта в ОАЭ. В 2023 году товарооборот между двумя странами почти достиг 1 трлн рублей, а объем инвестиций в российскую нефтяную отрасль вырос на 103% по итогам того же года. 9
□ Иран
Вступление Ирана в БРИКС является значимым событием не только для страны, живущей под жестким санкционным режимом и финансово-экономической изоляцией с 1979 года, но и для самого блока стран Глобального Юга. Интерес Ирана к БРИКС выходит за рамки содействия его экономическому росту: вместе с Китаем и Россией Иран стремится запустить новую перспективу мышления, рассматривая БРИКС не только как платформу для диалога, но и как альтернативу западным организациям, таким как 07. Для Ирана членство в БРИКС, несомненно, представляет собой целый ряд перспектив:
• Возможность преодоления изоляции и получение «большего веса» на мировой арене;
• Доступ к объединенным ресурсам и технологиям;
• Расширение торговых связей с участвующими странами БРИКС;
• Восстановление и укрепление отношений с Саудовской Аравией и Объединенными Арабскими Эмиратами;
• Укрепление стратегического партнерства с Россией и Китаем;
• Консолидация усилий по дедолларизации и снижению глобальной роли Запада.
Для БРИКС, основные преимущества от вступления Ирана можно разделить на четыре группы: ресурсные, энергетические, геополитические и стратегические.
Главное преимущество для стран Глобального Юга, пожалуй, связано с богатой энергетической и минерально-сырьевой базой Ирана. Страна занимает четвертое место в мире по объемам запасов нефти (порядка 9,5% в общемировом итоге), а также входит в тройку крупнейших обладателей запасов природного газа (12% от мировых запасов). Также у Ирана есть значительный потенциал в использовании возобновляемых источников энергии, что связано с разнообразным региональным ландшафтом и природными особенностями, которые позволят преобразовывать солнечную, геотермальную и ветровую энергию.
Кроме богатых месторождений углеводородов, страна обладает обширными запасами редких и ценных минералов, среди которых особенно крупными являются залежи золота, железной руды, меди и цинка. Суммарно 68 видов различных иранских минералов оцениваются в 43 млрд тонн, что в стоимостном выражении составляет порядка 700 млрд долларов.10 Таким образом, вступление Ирана в блок будет способствовать удовлетворению растущих энергетических и сырьевых потребностей членов БРИКС за счет богатой минерально-сырьевой базы страны. В свою очередь, Иран демонстрирует готовность к добыче и поставкам значитель-
11 - 2024
Российский внешнеэкономический вестник
35 ^
ных объемов минеральных ресурсов, тем самым придавая еще больший геополитический вес энергетическому сектору и торговле внутри БРИКС. Таким образом можно ожидать притока инвестиций в Иран в обмен на медь, цинк и литий.
Среди геополитических преимуществ присоединения к БРИКС особенно выделяется положение страны. Иран - своего рода мост, объединяющий страны Центральной Азии и Кавказа, Южной Азии, Персидского залива и арабских стран. В последние годы правительство Ирана явно сместило акцент с изоляции на формирование альянсов в попытке уравновесить силы западного мира. Здесь нельзя не отметить и стратегический потенциал, открывающийся для консолидации усилий по дедолларизации и снижению глобальной роли Запада, особенно в стратегическом партнерстве с Россией и Китаем.
Стратегические отношения этих трех стран, которые в западных источниках все чаще называют «осью зла», демонстрируют углубление и всестороннее сотрудничество, в том числе и в оборонной отрасли. В марте 2024 года были проведены совместные военно-морские учения «Морской пояс безопасности 2024» в Оманском заливе - важнейшей водной артерии, расположенной вблизи устья Персидского залива. О том, что Иран - особый партнер Китая в Западной Азии, специальный посланник Китая на Ближнем Востоке сообщил во время апрельской встречи в Москве с заместителем МИД Ирана по политическим вопросам. В свою очередь, на встрече секретарей Совбезов ШОС в Астане в начале того же месяца Иран официально подтвердил свою приверженность укреплению отношений с Россией и Китаем. Последние также оказали поддержку Ирану в контексте осложнившегося конфликта с Израилем.
Несомненно, подобные заявления и углубление сотрудничества, совместные учения трех стран лишь повышают напряженность в отношении к ним Запада. Кроме того, Вашингтон опасается, что, наращивая сотрудничество внутри БРИКС, Иран станет менее чувствителен к санкциям и изоляции, потому как вес БРИКС на международной арене становится все более значимым по множеству параметров. Также опасения вызывает и стремление Тегерана укрепить стратегическое партнерство с Москвой и Пекином, в том числе и за счет расчетов между странами не в долларах США, а в национальных валютах, что ведет к процессу развития дедолларизации.
□ Египет
Для Египта, страны с инфляцией более 30%11, внешний долг которой неумолимо приближается к 166 млрд долларов США, включение в БРИКС открывает новые возможности для стимулирования своего экономического роста. В основном, оздоровление экономики должно произойти за счет привлечения прямых иностранных инвестиций в свои проекты, а также расчетов в национальной валюте в рамках поддержки инициативы по дедолларизации, связанной со значительным
^ 36
Российский внешнеэкономический вестник
11 - 2024
падением (на 50%) египетского фунта по отношению к доллару. Здесь Египту открывается возможность сэкономить порядка 25 млрд долларов, благодаря использованию собственной валюты при импорте товаров из стран БРИКС.
Для БРИКС, в особенности для его энергетической отрасли, вступление Египта также является весьма выгодным по ряду причин, большинство из которых связано с ресурсной базой и энергетическим сектором страны:
1. Египет является крупным производителем нефти на Африканском континенте, не входящим в ОПЕК. Кроме того, страна обладает значительными доказанными запасами природного газа (63 трлн куб. футов) и нефти (4,4 млрд баррелей), являясь вторым по величине производителем газа на континенте. По причине недостаточно развитой промышленности и инвестиций в отрасль потенциал переработки реализован значительно хуже добычи.
2. Помимо углеводородов, Египет располагает богатейшими запасами редкоземельного минерала танталита, объемы которого (48 млн тонн) являются четвертыми в мире, а также запасами угля (18 млн тонн) и золота (79,5 млн тонн).
3. Среди других арабских стран Египет занимает лидирующую позицию в использовании электроэнергии, вырабатываемой из возобновляемых источников. Подобный опыт может быть полезным для ускорения декарбонизации остальных стран группы.
4. Увеличение объемов взаимной торговли внутри БРИКС и повышение геополитического веса блока. В 2022 году торговля между БРИКС и Египтом составила 31 млрд долларов. Лидерами по объемам торговли с Египтом внутри БРИКС являются Россия, Индия и Китай, что вполне ожидаемо.
Таким образом, благодаря богатой минерально-сырьевой базе, достаточному опыту в чистой энергетике, а также потребности Египта в максимизации использования национальной валюты во взаимных расчетах, участие в БРИКС, вероятно, спровоцирует рост прямых иностранных инвестиций в добывающую отрасль Египта, что оздоровит текущее состояние египетской экономики, а также окажет благотворное влияние на БРИКС в целом за счет увеличения его минерально-сырьевой базы. Однако особый интерес египетские месторождения представляют и для инвесторов из Китая и Индии, что также отвечает целям Египта увеличить приток инвестиций в отрасль и довести их объем до 8 млрд долларов к 2025 году.12
Для России, которая добивалась включения Египта в противовес китайской инициативе по принятию Эфиопии, это может стать стратегически важным направлением, освоение которого позволит реализовать поставленные цели по обеспечению стратегически важными ресурсами. Отдельного внимания требует упоминание о строительстве российским Росатомом АЭС «Эль-Дабаа» в Египте, межправительственное соглашение о строительстве которой было подписано еще в 2015 году. Для Египта АЭС «Эль-Дааба» станет первой атомной электростанцией. Участие российской стороны в высокотехнологичном проекте не ограничива-
11 - 2024
Российский внешнеэкономический вестник
37 ^
ется только строительством: в контракт входит полный цикл запуска, обеспечения и поддержания работоспособности АЭС, а также строительство хранилища для хранения отработавшего ядерного топлива.13
□ Эфиопия
Экономика Эфиопии, обладая достаточно скромными показателями и средним ежегодным приростом на уровне 10% в течение последних 15 лет, перетерпела значительную трансформацию энергетического сектора за последние несколько десятилетий. Это позволило стране занять лидером в выработке энергии из возобновляемых источников: есть достаточный потенциал для выработки более 60 000 мегаватт (МВт) электроэнергии из гидроэлектростанций (90%), ветровых (8%), солнечных и геотермальных источников (2%).
Эфиопия располагает значительными запасами минеральных ресурсов, 190 из которых относятся к группе металлов (цинк, железо, медь и т.д.) и 75 - к неметаллическим ресурсам (лигнит, мрамор и т.д.). Также страна располагает значительными запасами золота, добыча которого является важной отраслью, поддерживающей жизнеспособность национальной экономики.14
Для Эфиопии членство в БРИКС означает возможность расширения торговых отношений с новыми партнерами, а также привлечение иностранных инвестиций в добывающую отрасль экономики. Что касается текущих отношений с партнерами по БРИКС, то наибольший товарооборот Эфиопия имеет с Китаем, который особенно активно поддерживал идею вступления африканской страны в блок, укрепляя свое присутствие в Эфиопии через Форум сотрудничества Китай-Африка (ФОКАК) и инициативу «Один пояс, один путь».15 Как и в случае с Египтом, опыт Эфиопии может быть полезен для совместных проектов БРИКС по декарбонизации и получению «чистых» видов энергии, а также для увеличения доли БРИКС в объемах использования энергии из возобновляемых источников в общемировом потреблении.
Резюмируя вышеизложенное, расширение группы стран БРИКС за счет включения ОАЭ, Ирана и Саудовской Аравии, может привести к увеличению инвестиций в переработку нефти, а также помочь согласовать экономические цели стран-членов, которые в настоящее время контролируют почти половину мировых поставок сырой нефти, с их ключевыми потребителями в Азии. Кроме того, богатая минерально-сырьевая база африканских стран и их геополитическая роль
делают БРИКС еще более устойчивым и значимым для мировой экономики.
* * *
С учетом изложенного хотелось бы отметить, что с расширением состава БРИКС растет и его значимость в мировой экономической системе, меняются устоявшиеся финансово-экономические системы, формируется основа многопо-
^ 38
Российский внешнеэкономический вестник
11 - 2024
лярного мира. Несмотря на разнородность участвующих экономик, разные национальные интересы и ресурсы, участие в БРИКС предоставляет всем экономикам равные права, повышая их значимость на международной арене. Разумеется, большая часть вклада в мировой экономический рост среди стран БРИКС приходится на страны с наиболее развитыми экономиками, однако нельзя недооценивать и экономическую значимость меньших партнеров, участие которых делает альянс более сбалансированным и помогает его устойчивому развитию и процветанию. Рост международной значимости группы БРИКС уже заметен, особенно в контексте их консолидированного обеспечения минеральными ресурсами.
Присутствие Объединенных Арабских Эмиратов и Саудовской Аравии в БРИКС имеет важное значение, поскольку эти страны представляют собой сильные, устойчивые экономики, цели которых - не сохранить, а преумножить. В отличие от меньших партнеров по альянсу, их главный интерес - укрепление сотрудничества с динамично растущими экономиками Китая и Индии, углубление отношений с Россией, а также получение новых рынков для инвестиций.
Приглашение Ирана в БРИКС является особенно значимым. Имея поддержку блока, особенно со стороны России и Китая, членство Ирана в БРИКС поможет стране не только диверсифицировать свою внешнюю политику за счет имеющихся запасов минерально-сырьевых ресурсов, но и противодействовать тем самым санкциям США.
Вступление в БРИКС новых представителей африканских стран, разумеется, повлечет за собой геополитические последствия. Для Египта и Эфиопии вступление в БРИКС дает не только новые возможности по привлечению инвестиций, расширению торговых отношений и т.д., но и более значимый вес на международной арене. Богатейшие запасы и месторождения минеральных ресурсов этих двух стран, несомненно, имеют все шансы привлечь потоки от других участников БРИКС, заинтересованных в добыче стратегических минералов.
Расширенный БРИКС включает в себя крупнейших экспортеров топливно-энергетических и минеральных ресурсов, а также крупнейших импортеров (Китай и Индия), отказавшихся присоединиться к жесткому санкционному режиму Запада, введенному в отношении России. Участники блока имеют общую заинтересованность в создании механизмов торговли сырьевыми товарами вне досягаемости финансового сектора G7, что является не только амбициозной, но и труднореализуемой задачей: доллар - свободно-конвертируемая и ликвидная валюта, использование которой в международных расчетах происходило в течение десятилетий, что сформировало устоявшуюся финансовую модель. Тем не менее, все новые участники БРИКС, кто-то в большей, а кто-то в меньшей степени, готовы поддержать инициативы по дедолларизации и вести торговлю в национальных валютах. Для этого Россия, совместно с центральными банками стран БРИКС, работает над созданием расчетно-платежной инфраструктуры BRICS Bridge16. Планируется,
11 - 2024
Российский внешнеэкономический вестник
39 Q
что взаиморасчеты можно будет проводить не только в национальных валютах, но и в цифровых. Ожидается, что этой теме будет отведено отдельное место на грядущем саммите БРИКС, запланированном на 22-24 октября в Казани.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1 Семенова М. С. Расширение БРИКС в российских и зарубежных экспертных оценках //Управление и политика. - 2024. - Т. 3. - №. 2. - С. 15.
2 Какие страны стремятся в БРИКС и почему // Российская газета - URL: https:// rg.ru/2024/06/17/kakie-strany-stremiatsia-v-briks-i-pochemu.html (дата обращения 22.07.2024)
3 Лавров: ВВП стран - основательниц БРИКС давно обошел показатели западной G7 // ТАСС - URL: https://tass.ru/ekonomika/20957505 (дата обращения 22.07.2024)
4 Gold Reserves by Country // The World Gold Council - URL: https://www.gold.org/gold-hub/data/gold-reserves-by-country (дата обращения 22.07.2024)
5 Saudi Arabia energy report (December 2023) // EnerData - URL: https://www.enerdata.net/ estore/country-profiles/saudi-arabia.html (дата обращения: 05.08.2024)
6 United Arab Emirates energy report (December 2023) // EnerData - URL: https://www.ener-data.net/estore/country-profiles/united-arab-emirates.html (дата обращения: 04.08.2024)
7 UAE Energy Strategy 2050 - Энергетическая стратегия ОАЭ до 2050 года.
8 UAE Energy Strategy 2050 // The United Arab Emirates Government portal - [Электронный ресурс] - URL: https://u.ae/en/about-the-uae/strategies-initiatives-and-awards/strate-gies-plans-and-visions/environment-and-energy/uae-energy-strategy-2050 дата обращения: 04.08.2024)
9 Президент ОАЭ заявил, что отношения с Россией носят исторический характер // ТАСС - [Электронный ресурс] - URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/19468287 (дата обращения: 04.08.2024)
10 Iran energy report (October 2023) // EnerData - [Электронный ресурс] - URL:https:// www.enerdata.net/estore/country-profiles/iran.html (дата обращения: 05.08.2024)
11 Egypt energy report (April 2024) // EnerData - [Электронный ресурс] - URL: https:// www.enerdata.net/estore/country-profiles/egypt.html (дата обращения: 05.08.2024)
12 Добыча на севере Африки // Центральное диспетчерское управление топливно-энергетического комплекса (ЦДУ ТЭК) - [Электронный ресурс] - URL: https://www.cdu.ru/ tek_russia/issue/2022/11/1083/ (дата обращения: 05.08.2024)
13 АЭС «Эль-Дабаа» (Египет) // Росатом - [Электронный ресурс] - URL: https://ase-ec. ru/about/projects/aes-el-dabaa/ (дата обращения: 05.08.2024)
14 Ethiopia energy report (February 2024) // EnerData - [Электронный ресурс] - URL: https://www.enerdata.net/estore/country-profiles/ethiopia.html (дата обращения: 05.08.2024)
15 Xi Jinping Meets with Prime Minister of Ethiopia Abiy Ahmed Ali // Ministry of Foreign Affairs the People's Republic of China - [Электронный ресурс] - URL https://www.fmprc.gov. cn/eng/xw/zyxw/202405/t20240530_11332342.html (дата обращения: 05.08.2024)
^ 40
Российский внешнеэкономический вестник
11 - 2024
1б Головной мост: БРИКС готовит платформу для расчетов в цифровых нацвалютах // Известия - [Электронный ресурс] - URL: https://iz.ru/1718147/mariia-kolobova/golovnoi-most-briks-gotovit-platformu-dlia-raschetov-v-tcifrovykh-natcvaliutakh (дата обращения: 05.08.2024)
БИБЛИОГРАФИЯ:
Захаров А. Н., Асомидин Р. М. Новые возможности развития внешней торговли стран-членов БРИКС и других развивающихся стран для повышения уровня жизни населения //Российский внешнеэкономический вестник. - 2023. - №. 11. - С. 45-54. @@ Zaharov A. N., Asomidin R. M. Novye vozmozhnosti razvitiya vneshnej torgovli stran-chlenov BRIKS i drugih razvivayushchihsya stran dlya povysheniya urovnya zhizni naseleniya //Rossijskij vneshneekonomicheskij vestnik. - 2023. - №. 11. - S. 45-54.
Захаров А.Н. Внешняя торговля Китая со странами Африки // Российский внешнеэкономический вестник, 2018, №4, сс. 68-75 @@ Zaxarov A.N. Vneshnyaya torgovlya Kitaya so stranami Afriki // Rossijskij vneshnee'konomicheskij vestnik, 2018, №4, ss. 68-75
Захаров А. Н. Топливно-энергетический комплекс Китая и ведущих стран мира в условиях развития глобального энергетического кризиса: Учебно-методическое пособие. - М.: ВАВТ, 2023. - 315с. @@ Zaharov A.N. Toplivno-energeticheskij kompleks Kitaya i vedushchih stran mira v usloviyah razvitiya global'nogo energeticheskogo krizisa: Uchebno-metodicheskoe posobie. - M.: VAVT, 2023. - 315s.
Захаров А.Н., Долгов С. И., Аникина Е. М., Гребенников И. В. Топливно-энергетический комплекс Китая и глобальная энергетическая проблема. Под редакцией Захарова А.Н. - М.: ИНФРА-М. 2024. - 420 с. @@ Zaharov A.N., Dolgov S. I., Anikina E. M., Grebennikov I.V. Toplivno-energeticheskij kompleks Kitaya i global'naya energeticheskaya problema. Pod redakciej Zaharova A.N. - M.: INFRA-M, 2024. - 420 s.: ISBN 978-5-16-019308-3.
Семенова М. С. Расширение БРИКС в российских и зарубежных экспертных оценках //Управление и политика. - 2024. - Т. 3. - №. 2. - С. 8-26. @@ Semenova M. S. Rasshirenie BRIKS v rossijskih i zarubezhnyh ekspertnyh ocenkah //Upravlenie i politika. - 2024. - T. 3. -№. 2. - S. 8-26.
Эволюция международной валютно-финансовой системы в XXI веке: ожидания и реальность: монография / под редакцией Е. А. Звоновой, Л. А. Бадалова. - М.: Прометей, 2023, Т. 2 - 220 с. // Лань: электронно-библиотечная система. ISBN 978-5-00172-391-2. @@ Evolyuciya mezhdunarodnoj valyutno-finansovoj sistemy v XXI veke: ozhidaniya i real'nost': monografiya / pod redakciej E. A. Zvonovoj, L. A. Badalova. - M.: Prometej, 2023, Tom 2. - 220 s. Lan': elektronno-bibliotechnaya Sistema. ISBN 978-5-00172-391-2.
Li Y. Trends, reasons and prospects of de-dollarization. - Research Paper, 2023. - №. 181.
11 - 2024
Российский внешнеэкономический вестник
41 Q