Научная статья на тему 'Современное состояние и перспективы развития рынка банковских карт Новосибирской области'

Современное состояние и перспективы развития рынка банковских карт Новосибирской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
158
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
рынок / банковские карты / market / bank cards

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Солдатов Артур Сергеевич, Собянина Ольга Николаевна

В статье дана характеристика современного состояния российского рынка банковских карт; проведен сравнительный анализ предложений на рынке банковских карт от ведущих кредитных организаций, осуществляющих свою деятельность на территории НСО; изучено отношение жителей Новосибирской области к банковским картам, определены основные тенденции и перспективы развития рынка банковских карт в Новосибирской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT STATUS AND PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF THE BANK CARDS MARKET IN THE NOVOSIBIRSK REGION

Current state of the Russian bank card market; a comparative analysis of offers in the bank card market from leading credit organizations, operating in the territory of the NSO; obtained results of residents’ attitude to bank cards in the Novosibirsk region, the main trends and prospects for the development of the bank card market in the Novosibirsk region are described in the article.

Текст научной работы на тему «Современное состояние и перспективы развития рынка банковских карт Новосибирской области»

УДК 336.7(571)

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА БАНКОВСКИХ КАРТ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Солдатов Артур Сергеевич.

Россия, г. Новосибирск, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский национальный исследовательский государственный университет», студент, ssk13@mail.ru.

Собянина Ольга Николаевна.

Россия, г. Новосибирск, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский национальный исследовательский государственный университет», старший преподаватель кафедры финансы и кредит, sob@post.nsu.ru.

Аннотация. В статье дана характеристика современного состояния российского рынка банковских карт; проведен сравнительный анализ предложений на рынке банковских карт от ведущих кредитных организаций, осуществляющих свою деятельность на территории НСО; изучено отношение жителей Новосибирской области к банковским картам, определены основные тенденции и перспективы развития рынка банковских карт в Новосибирской области.

Ключевые слова: рынок, банковские карты.

CURRENT STATUS AND PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF

THE BANK CARDS MARKET IN THE NOVOSIBIRSK REGION

Soldatov Arthur Sergeevich.

Russia, Novosibirsk, Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "Novosibirsk National Research State University", Student, ssk13@mail.ru.

Sobyanina Olga Nikolaevna.

Russia, Novosibirsk, Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "Novosibirsk National Research State University", Senior Lecturer, Finance and Credit Department, sob@post.nsu.ru.

Abstract. Current state of the Russian bank card market; a comparative analysis of offers in the bank card market from leading credit organizations, operating in the territory of the NSO; obtained results of residents' attitude to bank cards in the

Novosibirsk region, the main trends and prospects for the development of the bank card market in the Novosibirsk region are described in the article. Keywords: market, bank cards.

Необходимость изучения и исследования современного состояния и перспектив развития российского рынка банковских карт обусловлена тем, что внедрение банковских карт является важнейшей тенденцией развития технологии безналичных расчетов в банковской деятельности.

Карты как финансовый инструмент постоянно совершенствуются, растет сфера их применения, расширяется комплекс оказываемых услуг с их использованием.

Целью исследовательской работы является изучение современного состояния и перспектив развития российского рынка банковских карт на примере Новосибирской области. Задачи:

- дать характеристику современного состояния российского рынка банковских карт;

- рассмотреть общее состояние рынка банковских карт Новосибирской области;

- провести сравнительный анализ предложений на рынке банковских карт от ведущих кредитных организаций, осуществляющих свою деятельность на территории НСО;

- изучить отношение жителей Новосибирской области к банковским картам,

- определить их востребованность, определить цели использования и уровень информированности о различных современных сервисах;

- определить основные тенденции и перспективы развития рынка банковских карт в Новосибирской области.

Динамика последних 12 лет показывает значительный рост рынка банковских карт. При этом следует отметить рост количества выданных на территории НСО банковских карт за 2019 год в 2,3 раза к уровню 2008 года. Количество банковских карт, выданных физическим лицам на территории НСО в перерасчете на 1 жителя в 2019 г. составляет 2,16.

Статистика показывает, что жители Новосибирской области, все чаще используют банковские карты, в качестве платежного инструмента, так количество операций по оплате товаров и услуг с использованием банковских карт увеличилось с 2010 года на 504,3 млн. ед., а показатель оплаты товаров и услуг вырос на 361,2 млрд. руб. и составил в 2019 году 386,2 млрд. руб. по всем банковским картам.

Рассмотрев и проанализировав официальную информацию, размещенную российскими банками, открытую рейтинговую информацию и отзывы держателей банковских карт, была сделана попытка составить собственный рейтинг дебетовых банковских карт по следующим выбранным критериям: проценты на остаток, кэшбэк, скидки и бонусные программы, стоимость

выпуска и годовое обслуживание карты, возможность бесконтактной оплаты, технические возможности, такие как Apple Pay, Samsung Pay, Garmin Pay, Google Pay, Кошелёк Pay, Mir Pay, операции в мессенджерах, доступность использования карты в Новосибирской области.

В результате проведенного исследования, можно сделать вывод об огромном количестве разнообразных предложений для россиян, в том числе для жителей Новосибирской области на рынке банковских карт. Банковские структуры постоянно ищут новые пути собственного развития, а также взаимодействия со своими клиентами. Сегодня на рынок выходят технологии, способные серьезно изменить модель этого взаимодействия, преобладает тренд на диджитализацию и выстраивание отношений между банком и клиентом в цифровой среде. В поисках новых моделей мотивации финансово-кредитные организации развивают свои программы лояльности, используя разнообразные инструменты.

В результате анкетирования жителей Новосибирской области, было выявлено:

1. Большинство респондентов (90%) являются пользователями различных финансовых услуг, причем самым популярным финансовым продуктом сегодня являются пластиковые карты для получения пенсии, зарплаты или стипендии (75%), 34% респондентов являются владельцами дебетовых карт, полученных при открытии счета в банке, 16% - держатели кредитных карт.

2. Банковская карта чаще всего используется для оплаты товаров и услуг (53%) и для оплаты товаров и услуг через Интернет (76%), для снятия денег в банкоматах (28%), меньше всего банковские карты используются для хранения сбережений (6%) и погашения кредита (5%).

3. Большинство участников опроса при выборе карты учитывают стоимость обслуживания (92%) и наличие бонусных программ и кэшбэка (78%). Карту с функцией кэшбэк чаще выбирают респонденты в возрасте от 25 до 44 лет (23%). Значимыми для респондентов также являются оплата без сдачи (21%) и контроль расходов (10%).

4. Самый популярный банковский сервис, которым пользуются жители Новосибирской области - переводы по номеру телефона в приложении банка (59%), далее идет оплата услуг через приложение банка (51%), используют функции оплаты по QR-коду или штрих-коду 21% респондентов. Знают о том, что такое кэшбэк 72%, из них пользуются 21%; знают, но не хотят пользоваться ей 35% респондентов. Просматривают финансовые советы и новости в Stories -12%, оставляли заявки на сайте банка или через мобильное приложение 9%, с чат-ботами банков общались 3%, с автоматизированным голосовым помощником - 11%. Более половины опрошенных вообще не знают о таких сервисах.

5. Большинство жителей Новосибирской области считают рынок банковских карт области развитым (78%), однако свою информированность о рынке банковских карт и банковских сервисах указывают недостаточной (67 и 71 % соответственно).

6. По мнению респондентов, стимулировать население к более широкому использованию банковских карт нужно с помощью: повышения кэшбэка и процентов на остаток (92%), обеспечения безопасности и надежности использования банковских карт (77%), повышения финансовой грамотности населения Новосибирской области (21%), снижения тарифов на обслуживание (19%), программы привилегий (17%) и возможность выбора опций (6%).

Результаты проведенного исследования показали, что банки уже сегодня используют перспективные способы привлечения клиентов, которые в дальнейшем будут только развиваться:

1. Новые продукты на основе цифровых технологий.

2. Персонализированные кэшбэк-сервисы с возможностью выбора категорий покупок, использование предиктивной аналитики для создания индивидуальных предложений.

3. Выгоды от цифровой трансформации, причем крупные игроки, имея нужные ресурсы и компетенции, могут проводить полномасштабную цифровую трансформацию, а небольшим банкам надо найти свою нишу, т.к. масштабные финансовые вложения в цифровые реформы для них рискованны.

4. Инновации в бизнес-моделях: создание экосистемы, развитие партнерских отношений с другими компаниями, создание принципиально новых направлений бизнеса.

5. Развитие отношений с ЦБ, банками, финтехом и ИТ -компаниями. Банкам следует внимательно отслеживать деятельность финтех-компаний и стартапов на рынке, выявлять наиболее перспективные, затем покупать их или создавать стратегические партнерства.

На основании выполненных в работе исследований были получены следующие выводы:

- на рынке банковских карт существует множество предложений, в том числе для жителей Новосибирской области, в поисках новых моделей мотивации финансово-кредитные организации развивают свои программы лояльности, используя разнообразные инструменты;

- в ближайшие несколько лет банковская карта продолжит оставаться универсальным средством расчетов за счет уже имеющейся и продолжающей свой рост инфраструктуре, предназначенной для обслуживания ее держателей;

- преимущество получают те кредитные организации, которые способны разрабатывать и внедрять новые технологии, модернизировать продуктовый ряд, разрабатывать альтернативные каналы обслуживания клиентов, то есть осуществлять инновационный процесс.

Дальнейшими перспективными направлениями изучения темы могут стать: современное состояние и перспективы развития российского рынка кредитных банковских карт и карт рассрочки, анализ предложений на данном сегменте рынка, изучение их востребованности, современных тенденции и перспектив развития; анализ и перспективы развития платежной системы «Мир». Также интересным может стать изучение темы мошенничества с

использованием банковских карт и методами их противодействия, перспектив развития интернет-банкинга, мобильного банкинга и др.

Библиографический список.

1. Всероссийский центр изучения общественного мнения [Электронный ресурс]. - URL: https://wtiom.ru/mdex.php?id=236&uid=9581 (дата обращения 12.04.2020).

2. Информационный портал банки.ру [Электронный ресурс]. - URL: https://www.banki.ru (дата обращения 22.04.2020).

3. Информационный портал выбери.ру [Электронный ресурс]. - URL: https://www.vbr.ru (дата обращения 2.05.2020).

4. Официальная статистика: Новосибирскстат. [Электронный ресурс]. -URL: https://novosibstat.gks.ru (дата обращения 12.04.2020).

5. Федеральная служба государственной статистики. Официальная статистика [Электронный ресурс]. - URL: http://www.gks.ru (дата обращения 12.04.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.