Научная статья на тему 'Рынок детских банковских карт Новосибирской области'

Рынок детских банковских карт Новосибирской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
193
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
детские банковские карты / система безналичных расчётов / children's bank cards / cashless payments system

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Солдатов Артур Сергеевич, Собянина Ольга Николаевна

Мониторинг предложений на рынке детских банковских карт Новосибирской области показал, что практически все кредитные организации, предлагают к выпуску детские банковские карты, часть из них предлагают карты для детей до 14 лет. При этом уровень развития рынка детских банковских карт в целом можно оценить как низкий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MARKET OF CHILDREN’S BANK CARDS OF THE NOVOSIBIRSK REGION

Monitoring of the offers on children's bank cards in the Novosibirsk Region showed that almost all credit organizations offer children’s bank cards, some of them offer cards for 14 year old children. At the same time, the development level of the children's bank card market as a whole can be assessed as low one.

Текст научной работы на тему «Рынок детских банковских карт Новосибирской области»

УДК 336.7(571)

РЫНОК ДЕТСКИХ БАНКОВСКИХ КАРТ НОВОСИБИРСКОЙ

ОБЛАСТИ

Солдатов Артур Сергеевич.

Россия, г. Новосибирск, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский национальный исследовательский государственный университет», студент, ssk13@mail.ru

Собянина Ольга Николаевна.

Россия, г. Новосибирск, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский национальный исследовательский государственный университет», старший преподаватель кафедры финансы и кредит, sob@post.nsu.ru

Аннотация. Мониторинг предложений на рынке детских банковских карт Новосибирской области показал, что практически все кредитные организации, предлагают к выпуску детские банковские карты, часть из них предлагают карты для детей до 14 лет. При этом уровень развития рынка детских банковских карт в целом можно оценить как низкий.

Ключевые слова: детские банковские карты, система безналичных расчётов

MARKET OF CHILDREN'S BANK CARDS OF THE NOVOSIBIRSK REGION

Soldatov Arthur Sergeevich.

Russia, Novosibirsk, Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "Novosibirsk National Research State University", Student, ssk13@mail.ru

Sobyanina Olga Nikolaevna.

Russia, Novosibirsk, Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "Novosibirsk National Research State University", Senior Lecturer, Finance and Credit Department, sob@post.nsu.ru

Abstract. Monitoring of the offers on children's bank cards in the Novosibirsk Region showed that almost all credit organizations offer children's bank cards, some of them offer cards for 14 year old children. At the same time, the development level of the children's bank card market as a whole can be assessed as low one.

Keywords: children's bank cards, cashless payments system.

В России эффективно развивается система безналичных расчетов -платежей без использования наличных денежных средств, через счета открытые в коммерческих банках.

Использование безналичных расчетов имеет важное экономическое значение для ускорения оборачиваемости средств, сокращения объема наличных денежных средств и затрат на их обращение. Одной из форм осуществления населением безналичных расчетов являются банковские пластиковые карты. Но, несмотря на то, что рынок банковских карт в России активно развивается, ведущие кредитные организаций страны, лишь в последние годы, стали предлагать клиентам новый банковский продукт -банковские карты для детей.

Цель исследования: изучение существующих предложений на рынке детских банковских карт от ведущих кредитных организаций и востребованности данного банковского продукта жителями Новосибирской области.

Задачи исследования:

- изучить правовую основу существования рынка детских банковских карт в РФ;

- провести сравнительный анализ предложений на рынке детских банковских карт от ведущих кредитных организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Новосибирской области;

- изучить степень информированности о данном банковском продукте и его востребованности для жителей Новосибирской области;

- определить необходимость приобретения детской банковской карты и эффективность ее использования.

Гипотеза исследования: детская банковская карта не просто модный атрибут, но и эффективное средство для расходования средств, способ повышения финансовой грамотности ребенка.

В ходе работы был проанализирован новый продукт на рынке банковских услуг по выпуску детских банковских карт крупных кредитных организаций.

По результатам мониторинга можно сделать следующие выводы: 1. Все кредитные организации, участвующие в мониторинге, предлагают к выпуску дополнительные банковские карты для несовершеннолетних лиц при соблюдении условия по достижению возраста несовершеннолетними в диапазоне от 6 до 14 лет. Дополнительные карты предлагаются к выпуску только к основным дебетовым банковским картам из линейки банка (в ряде банков не по всем картам из линейки), предложения к выпуску дополнительных карт к основным кредитным картам отсутствуют. Выпуск дебетовых банковских карт для несовершеннолетних лиц в возрасте до 14 лет на территории Новосибирской области предлагают 9 кредитных организаций: Сбербанк, Тинькофф, Почта Банк, Райффайзенбанк,

Восточный Банк, Альфа-Банк, банк Левобережный, Всероссийский Банк Развития Регионов, Нейва.

Сравнительный анализ предлагаемых банками условий использования и обслуживания детских банковских карт до 14 лет показал, что по всем банкам большинство параметров и набор услуг схожи. В каждом из банковских предложений есть свои преимущества и недостатки. Банки стараются привлечь детей, разрабатывают новые условия и бонусные программы. Сбербанк, Почта Банк, Тинькофф Банк и Райффайзенбанк разработали и запустили специальные банковские приложения для юных клиентов. В кредитных организациях отмечают, что такие предложения пользуются стабильным спросом у молодых людей.

Эксперты полагают, что эти банковские продукты в ближайшие годы появятся ещё в ряде банков.

2. Выпуск дебетовых банковских карт, как самостоятельный банковский продукт для несовершеннолетних лиц в возрасте от 14 до 18 лет на территории Новосибирской области предлагают 10 кредитных организаций: Сбербанк, Левобережный банк, Тинькофф, МТС банк, Русский Стандарт, Райффайзенбанк, Альфа-Банк, Кредит Урал банк, Уральский банк реконструкции и развития; Сургутнефтегазбанк.

Сравнительный анализ предлагаемых банками условий использования и обслуживания детских банковских карт от 14 до 18 лет показал, что для подростков появляется гораздо больше возможностей, банки предлагают различные бонусные программы, кэшбэк на покупки и др.

Официальной информации о количестве детских банковских карт, выданных банками на территории Российской Федерации и Новосибирской области нет. В данной ситуации единственным способом оценки состояния рынка детских банковских карт являются результаты социологических опросов.

В феврале 2018 года Всероссийским центром изучения общественного мнения был проведен опрос среди подростков на тему «Что знают школьники о деньгах?», который затронул, в том числе и вопрос использования банковских карт: почти треть в группе 15-17-летних (32%) имеют банковскую карту, четверть (24%) - электронный кошелек и 22% - мобильное приложение, позволяющее совершать платежи; банковская карта (34%) лидирует среди категорий платежных средств, которыми школьники хотели бы начать пользоваться [1].

Однако в данном опросе приведены результаты в целом по стране и учитывая, что подобная информация отдельно по Новосибирской области отсутствует, возникла необходимость проведения собственного опроса.

Результаты опроса, показали:

1. 100% взрослых имеют собственную банковскую карту, при этом лишь 30% знают о существование детской банковской карты.

2. Приобрести детскую банковскую карту для своего ребенка готовы 94% родителей при условии достижения ребенком возраста 15 лет. Уже приобрели карту - 18%.

3. Из числа родителей, желающих приобрести для своего ребенка детскую банковскую карту, считают основной причиной возможность повышения

финансовой грамотности - 31%, 33% рассматривают приобретения карты как альтернативу карманным деньгам, которая позволит уберечь ребенка от рисков, связанных с ношением и хранением наличных денежных средств, 21% для контроля за расходами ребенка.

4. Лишь 24% опрошенных детей знают о существовании детской банковской карты и связывают ее использование только с возможностью оплаты своих расходов. Количество детей, имеющих карту, составляет 12,7% от общего числа опрошенных.

На основании полученных результатов опросов, можно сделать вывод о низком уровне развития рынка детских банковских карт в целом. Однако, в разрезе возрастных категорий видно, что в старшей возрастной группе банковской картой пользуется треть подростков, что соответствует среднему уровню и в разы выше показателей младшей группы.

В целях изучения перспектив развития рынка банковских карт, были проанализированы материалы Федеральной службы государственной статистики, о количестве взрослого и детского населения Новосибирской области. Численность взрослого населения составила 2798170 чел., детское население - 629017, из которых в возрасте 6-18 лет - 446603 чел. [2].

В ближайшие годы на территории Новосибирской области будет наблюдаться значительный рост количества детей в возрасте старше 10 лет. С учетом полученных в ходе работы выводов о том, что детская банковская карта в большей степени востребована среди детей среднего и старшего возраста, данный факт позволяет в среднесрочной перспективе спрогнозировать рост рынка детских банковских карт в Новосибирской области.

В результате проведенного исследования сделаны следующие выводы:

1. Регулирование рынка детских банковских карт в Российской Федерации закреплено нормативными правовыми актами.

2. Мониторинг предложений на рынке детских банковских карт Новосибирской области показал, что все кредитные организации, по которым проводился мониторинг, предлагают к выпуску детские банковские карты, часть из них предлагают карты для детей до 14 лет. При этом уровень развитие рынка детских банковских карт в целом можно оценить как низкий.

Основным сдерживающим фактором роста спроса на рынке детских банковских карт является недостаточная степень информирования населения города о данном банковском продукте.

В целях дальнейшего развития рынка детских банковских карт необходимо:

- повысить информированность населения о данном банковском продукте, как со стороны банков, так и государства;

- в рамках школы и УДОД уделять особое внимание финансовой грамотности, в том числе вопросу возможностей детских банковских карт;

- органам исполнительной власти внедрять системы безналичных расчетов в образовательной среде.

3. Совокупность полученных результатов исследования позволяют спрогнозировать в среднесрочной перспективе рост рынка детских банковских карт Новосибирской области.

4. Изученные примеры опыта использования детской банковской карты свидетельствует о высокой степени эффективности ее использования, как инструмента безналичных расчетов, с широким перечнем финансовых возможностей.

Таким образом, была подтверждена выдвинутая гипотеза, а полученные результаты в ходе исследования позволили определить наиболее привлекательные для населения предложения на рынке детских банковских карт Новосибирской области от ведущих кредитных организаций.

Библиографический список.

1. Всероссийский центр изучения общественного мнения [Электронный ресурс]. - URL: https://wtiom.ru/mdex.php?id=236&uid=9581 (дата обращения 23.03.2020).

2. Официальная статистика: Новосибирскстат. [Электронный ресурс]. -URL: https://novosibstat.gks.ru (дата обращения 22.04.2020).

3. Федеральная служба государственной статистики. Официальная статистика [Электронный ресурс]. - URL: http://www.gks.ru (дата обращения 22.04.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.