Научная статья на тему 'Российский карточный бизнес в условиях цифровой экономики: тенденции и перспективы развития'

Российский карточный бизнес в условиях цифровой экономики: тенденции и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5667
399
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономический журнал
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Платежная система / платежные карты / цифровые технологии / искусственный интеллект. / Payment system / payment cards / digital technologies / artificial intelligence

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Морозова Юлия Вячеславовна, Травкина Елена Владимировна

В настоящее время проводится большое количество исследований в области развития сегмента банковских карт, касающихся того периода, когда применялись традиционные банковские карты, в которых дается оценка качеству жизни населения. Но современное развитие карточного бизнеса происходит в изменивших условиях, когда экономика из традиционной переходит в цифровую, а коммерческие банки превращаются в экосистему. В этих условиях должны коренным образом должны меняться подходы к технологии реализации цифрового карточного бизнеса и его организации. В целях решения данной проблемы рассматриваются теоретические основы функционирования рынка банковских карт, проводиться анализ основных направлений развития карточного рынка по объему выпущенных банковских карт коммерческими банками, по структуре операций с использованием банковских карт, раскрывается организационная структура платежной системы банковских карт и исследуется ее инфраструктура. Были выделены основные тенденции в функционировании сегмента банковских карт, а также проведен анализ инфраструктуры приема платежных карт на предмет обеспеченности технологическими устройствами. Анализ текущей ситуации на рынке банковских карт позволил сделать вывод о том, что происходит активная цифровизация данного рынка обусловленная выбранными приоритетами развития в связи с особенностью экономической ситуации и значимостью данной сферы. По результатам проведенного исследования дается характеристика отдельных направлений развития рынка банковских карт и предлагается система мер по его развитию, в том числе проведение своевременного мониторинга банковского рынка на предмет новых требований со стороны цифровых клиентов, совершенствование работы по в области киберустойчивости банка, обновление технологической базы, развитие национальной системы банковских карт и другое.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian Card Business under the Conditions of the Digital Economy: Trends and Development Prospects

Nowadays, there is a large amount of studies on payment cards issues regarding to the period when traditional plastic cards were used. But the modern progress of the card business flows in the changed conditions, when the economy transforms from the traditional to digital one and modern credit organizations are created as ecosystems. Due to these circumstances the approaches to start up the card business should be changed drastically. The necessity to modernize the Russian card business has predetermined the necessity to estimate its current state. For this purpose the current card market progress has been analyzed on issues of the card products’ variety, card emission and operations starting from 2008. Moreover, the payment cards accepting infrastructure has been analyzed either on issues of necessary technological devices’ availability. Positive trends and deterrents were revealed. The readiness of the National Payment Card System and the National “Mir” Card to function in the new environment was estimated. On the basis of the need to develop a digital economy, emphasis was placed on reviewing of such Russian card business deterrents as the implementation of digital technologies and artificial intelligence technologies into the card sphere. The article focuses on the experience of Sberbank of Russia as a headliner of the digital and AI technologies implementation as well as the experience of other Russian banks making attempts to test and implement these technologies. A description of the future technologies in payment cards system is given in this article. The possible ways of AI and IT using in the card area along with possible directions for the promotion of card products are indicated.

Текст научной работы на тему «Российский карточный бизнес в условиях цифровой экономики: тенденции и перспективы развития»

Ю.В. Морозова, Е.В. Травкина

РОССИЙСКИЙ карточный бизнес в условиях цифровой ЭКОНОМИКИ: тенденции и перспективы развития

Yu.V. Morozova, E.V. Travkina

Russian Card Business under the Conditions of the Digital Economy: Trends and Development Prospects

Банковская индустрия в условиях возрастающей конкуренции заинтересована в инновационных технологиях разного плана1. Особенно актуальными становятся новые финансовые технологии - FinTech, означающие симбиоз финансов и технологий с использованием мобильных приложений и алгоритмов. Это связано с цифровизацией экономики. Для работы в условиях цифровой экономики требуется трансформация российских банков, их переход на цифровые каналы обслуживания, на работу в системе онлайн и мобильных приложений. Необходимы модернизация современной российской банковской системы, ее ориентация на более широкое использование цифровых технологий.

Важной финансовой технологией в современных условиях становится роботизация. В программе Банка России «Основные направления развития финансовых технологий на период 2018-2020 гг.» к одной из наиболее перспективных финансовых технологий относится искусственный интеллект (ИИ)2. Некоторые крупные российские банки уже взяли курс на роботизацию, без чего банкам не выдержать конкуренцию с FinTech-компаниями, широко использующими возможности Интернета и цифровых технологий. Глобальная консалтинговая компания McK-insey&Co предполагает, что к 2025 г. банки могут потерять 60% прибыли из-за новых FinTech-компаний3, если не смогут обеспечить более дешевое и удобное обслуживание клиентов.

Следует учесть, что FinTech-компании сейчас активно развивают новые технологии для использования на финансовом рынке, создавая серьезную конкуренцию банкам. В частности, Ассоциация ФинТех (АФТ) в марте 2018 г. открыла новое направление - технологии больших данных и искусственного интеллекта. В программе цифровой экономики России оно обозначено как одно из ключевых направлений. Банки в создавшейся ситуации должны поддержать взятый курс на роботизацию.

Новые финансовые технологии следует внедрять во все сферы банковской деятельности. В значительной степени они должны касаться

национальной платежной системы и ее активно развивающегося сегмента банковских карт, так как с их помощью осуществляется движение денежных потоков в экономике. В связи с этим в настоящее время должна активизироваться работа по использованию цифровых технологий и искусственного интеллекта в платежных системах и в карточном бизнесе банков.

Актуальность цифровизации в сфере банковских карт как важном сегменте платежной системы подтверждается выбранными приоритетами в связи с особенностью ситуации и значимостью самой сферы:

- в современных кризисных условиях приоритетным направлением деятельности Банка России является обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы;

- платежная система Банка России в соответствии с «Концепцией развития платежной системой Банка России на период до 2020 года» рассматривается в качестве одного из ключевых механизмов реализации денежно-кредитной и бюджетной политики в Российской Федерации;

- развитие национальной платежной системы в современных условиях важно, так как способствует повышению эффективности проводимых расчетов в экономике и снижению сопутствующих им рисков;

- развитие национальной платежной системы банковских карт в условиях обострения геополитических факторов становится жизненно необходимым фактором, позволяющим снизить зависимость страны от мировой платежной системы и выжить при санкционном давлении извне.

Вопросы функционирования национальной платежной системы и деятельности российских банков в области карточного бизнеса освящались в работах таких авторов, как Г.Н. Белоглазова, Л.В. Быстров, А.С. Воронин, А.Ю. Гамольский, Н.Н. Геронин, С.Г. Гребенюк, В.Ю. Иванов, В.М. Ионов, М.Я. Кирьянов, В.И. Колесников, О.Ю. Куришев, О.И. Лаврушин, А.В. Ларионова, В.А. Лопатин и др. Изучение данной литературы показало, что ряд аспектов банковской деятельности, связанной с использованием банковских карт, остался без внимания. А быстро развивающаяся практика в области карточных продуктов, меняющаяся экономическая обстановка, цифровизация банковских услуг и усиление киберрисков ставят новые проблемы, требующие своего решения. Выяснить эти проблемы можно в результате исследования современного состояния российского карточного бизнеса.

Современные тенденции в развитии российского карточного бизнеса

Карточный бизнес в России набирает обороты, несмотря на некоторые колебания в зависимости от экономической конъюнктуры. Это обусловлено достоинствами, присущими платежным картам. Платежные карты обеспечивают выгоды для государства и других участников расчетов и платежей:

- для государства - уменьшение крупных затрат на инкассацию денежных средств, эмиссию, регенерацию банкнот и монет: упрощение учета движения денег и взимания налогов; снижение, благодаря безналичным расчетам, уровня криминогенной обстановки вокруг предприятий и лиц, работающих с наличностью, и т. д.;

- для потребителя - удобство в использовании, льготы при приобретении товаров и получении услуг в предприятиях торговли и сервиса, уменьшение затрат на проведение финансовых операций, получение дохода от хранения денег на карточных счетах, удаленное управление счетом и т. д.;

- для предприятия торговли и услуг - расширение продаж и привлечение новых покупателей, снижение затрат на инкассацию выручки, повышение безопасности работы, престиж и ряд других преимуществ;

- для банков - расширение ассортимента банковских услуг, привлечение новых клиентов, снижение стоимости операций за счет безбумажной технологии, увеличение дохода, повышение конкурентного потенциала банка.

Сфера применения банковских карт многогранна. Они могут использоваться как средство расчетов и платежа. Кредитные карты рассматриваются как разновидность потребительского кредита.

В современных условиях в России наблюдается рост карточного бизнеса, о чем свидетельствуют данные о количестве выпущенных карт и объеме операций с их использованием.

Хотя российский рынок остро реагирует на мировые тенденции в экономике и экономическую ситуацию в стране, рост эмиссии платежных карт продолжается (таблица 1).

На 1 июля 2018 г. число эмитированных карт составило 268 556 тыс. ед. (267 036 тыс. ед. на 01.04.18 г.) по сравнению с 103 041 тыс. ед. на 01.01.2008 г. В расчете на каждого россиянина (включая младенцев) в 2017 г. приходилось 1,8 карты. Но уровень проникновения карт по регионам неравномерен. В Москве на одного жителя приходится более четырех банковских карт, в Санкт-Петербурге - 2,5, в северокавказских республиках - одна карта на двух жителей4.

Таблица 1

Структура эмитированных российскими кредитными организациями платежных карт за 2008-2017 гг.

Дата Всего банковских карт, тыс. ед. в том числе:

расчетные карты кредитные карты

тыс. ед. уд. вес, % тыс. ед. уд. вес, %

01.01.18 271 711 239 556 88,17 32 155 11,83

01.01.17 254 737 224 592 88,17 30 144 11,83

01.01.16 243 907 214 443 87,92 29 464 12,08

01.01.15 227 666 195 904 86,05 31 761 13,95

01.01.14 217 463 188 275 86,58 29 189 13,42

01.01.13 191 496 169 013 88,26 22 483 11,74

01.01.12 162 898 147 872 90,78 15 026 9,22

01.01.11 137 834 127 787 92,71 10 047 7,29

01.01.10 123 991 115 390 93,06 8 601 6,94

01.01.09 118 630 109 335 92,16 9 296 7,84

01.01.08 103 041 94 097 91,32 8 944 8,68

По-прежнему в структуре эмиссии платежных карт первое место занимают расчетные карты (на 01.04.2018 г. - 87,83%, 01.07.18 г. - 87,66%), хотя их доля и снижается (на 01.01.08 г. - 91,32%). Высокая доля расчетных карт отчасти связана с продвижением их кредитными организациями по зарплатным проектам. Работодатель навязывает зарплатные карты из-за удобства взаимодействия с наемными работниками. Некоторые карты остаются недействующими (неактивными). Неактивной считается карта, по которой в течение трех месяцев нет движения. Но карты выдаются на несколько лет. За это время работник может сменить работу, и карта остается невостребованной.

Доля кредитных карт в общем объеме платежных карт невелика: на 01.07.18 г. - 12,34% (на 01.04.18 г. - 12,17%). В 2008-2014 гг. имела место тенденция ее роста, но с 2015 г. удельный вес кредитных карт в объеме платежных карт сократился. До 2015 г. кредитные карты были более популярны, чем потребительский кредит, из-за предоставляемых льгот. По некоторым картам предусматриваются различные бонусы и скидки. Потребители могут выбрать карты, бонусы которых более привлекательны. Сроки действия кредитных карт продолжительнее сроков потребительского

кредитования. В дополнение к этому, нивелированы процентные ставки по кредитным картам и потребительским кредитам. Поэтому кредитные карты более привлекательны.

Но после 2014 г. рынок кредитных карт стал сжиматься в связи с финансовой нестабильностью в стране, с уходом некоторых банков с рынка, с повышением ключевой процентной ставки. Когда ключевая ставка повышается, растут процентные ставки банков, а спрос на кредиты и кредитные карты снижается. При снижении ключевой ставки, наоборот, спрос на кредитные услуги и кредитные карты растет.

Операции с банковскими картами включают операции по снятию наличных, оплате товаров, а также прочие операции (включая переводы). Доля прочих операций незначительна, хотя все более востребованной со стороны пользователей становится услуга кредитных организаций по безналичному переводу денежных средств с одного счета на другой с использованием платежных карт. В 2017 г. россияне почти в два раза чаще проводили такие операции.

Согласно данным таблицы 2, в структуре операций с платежными картами преобладают операции по снятию наличных. В первом полугодии 2018 г. на их долю падало 60,1% в то время, как на оплату товаров приходилось 39,9%. При этом отмечается тенденция роста последних.

Таблица 2

Структура операций с использованием платежных карт в России за 2008-2017 гг.

Годы Всего, млрд руб. в том числе:

операции по снятию наличных денежных средств, млрд. руб. операции по оплате товаров и услуг

сумма, млрд руб. доля, % сумма, млрд руб. доля, %

2017 20 368,6 27 281,6 65,2 14 563,1 34,8

2016 15 750,6 26 891,7 70,7 11 154,7 29,3

2015 12 009,0 25 136,7 75,7 8 085,5 24,3

2014 9 420,7 23 892,0 78,9 6 386,1 21,1

2013 7 324,9 21 362,7 82,4 4 560,1 17,6

2012 5 601,5 18 017,8 84,7 3 266,0 15,3

2011 4 041,3 14 041,4 87,4 2 017,0 12,6

2010 3 065,2 10 953,1 90,6 1 141,0 9,4

2009 2 436,6 8 720,1 92,1 751,3 7,9

2008 2 073,9 8 118,4 92,6 649,4 7,4

Практика свидетельствует о том, что россияне все больше переходят от расчетов наличными к оплате банковскими картами. По данным НАФИ, 80% россиян пользуются банковскими картами. О востребованности платежных карт как безналичного платежного инструмента свидетельствуют высокие темпы роста безналичных операций с их использованием. Так, в 2009 г. из 100 платежей физических и юридических лиц лишь 21 платеж совершался с использованием платежных карт, а в 2017 г. - соответственно 82 платежа.

По данным «AnalyticResearchGroup»5, проводившей исследование рынка эквайринга в России, в 2017 г. объем безналичных платежей по картам вырос на 52,2%. Отмечалось также, что за период с 2010 по 2017 г. динамика безналичной оплаты по картам отличалась скачкообразностью.

Меняется сейчас и форма расчетов картой. Все больше россияне прибегают к онлайн-платежам, к расчетам картой в Интернете. В 2018 г. Mediascope6 провело исследование рынка онлайн-платежей. В опросе участвовали россияне 18-55 лет шесть федеральных округов и городов Дальневосточного региона. 88,9% респондентов, пользующихся Интернетом, рассчитывались в Интернете платежными картами.

Карточный бизнес может успешно развиваться только при наличии соответствующей платежной системы и инфраструктуры приема платежных карт. Наряду с использованием возможностей двух международных платежных систем, в России появилась сейчас возможность использовать Национальную платежную систему, работающую с картой «Мир».

Современному развитию российского карточного бизнеса способствовало совершенствование законодательной базы, регулирующей рынок платежных карт. Основным нормативно-правовым документом в карточной сфере до 2012 г. являлось Положение ЦБР от 24.12.2004 г. № 266-П «Об эмиссии платежных карт и об операциях с их использованием». В 2011 г. принят Федеральный закон «О национальной платежной системе», а в 2014 г. принято решение о создании национальной системы платежных карт (НСПК) и выпуске платежной карты «Мир». Это решение было продиктовано тем, что из-за отсутствия собственной национальной системы платежных карт российская банковская система пострадала при введении с конца 2014 г. санкций. Выпуск и организация приема карты «Мир» являются важными средствами в обеспечении финансового суверенитета страны и стимулом для развития карточного бизнеса.

Карта «Мир» становится технологически более совершенной. На ней сейчас использованы все востребованные современные платежные технологии: бесконтактной оплаты, мобильных платежей, безопасной электронной коммерции, а также различные нефинансовые сервисы (например, кампусные карты с функцией доступа в вуз и к его инфраструктуре) и т. д. С конца 2017 г. россияне производят оплату картами «Мир» со смартфонов с помощью Apple Pay, Samsung Pay и Android Pay.

Сейчас технологическая начинка этой карты включает в себя транспортное приложение (ими можно расплатиться в автобусах, троллейбусах, метро, оплатить парковку), топливное приложение (можно накопить баллы, расплачиваясь за бензин), геолокацию (определяется местоположение совершения операции), программу лояльности (гражданам начисляется до 50% от суммы операций на карту) и другие опции.

Следует отметить активное развитие карты национальной платежной системы «Мир» в 2018 г. Расширяется сфера ее использования. Карта «Мир» постепенно замещает используемые в России карты международных платежных систем Visa и MasterCard. Помимо внутреннего использования, карты «Мир» продвигаются в страны СНГ. Так, банк ВТБ начинает обслуживать карты «Мир» в Казахстане.

В сентябре 2018 г. на долю карты «Мир» приходилось 17% российского рынка платежных карт. В ноябре 2017 г. их эмиссия превысила 43 млн. АО «НСПК» планировало довести в 2018 г. количество платежных карт «Мир» до 54 млн штук, а их долю в объеме платежных карт - до 20%. Согласно прогнозу НСПК, к концу 2020 г. обладателями этих карт станут 65-70 млн россиян.

Развиваясь и совершенствуясь, Национальная система платежных карт с картой «Мир» будет подготовлена к работе в новых условиях, в условиях цифровой экономики.

Анализ динамики развития устройств, предназначенных для осуществления операций с использованием платежных карт, за 2008-2012 гг. показал, что в структуре этих средств наметились тенденции поступательного развития инфраструктуры приема платежных карт при изменении ее структуры: сокращение числа банкоматов и информационно-платежных терминалов при выраженной тенденции роста POS-терминальной сети. В то же время можно отметить неравномерность размещения этих устройств по регионам страны. Большая оснащенность такими устройствами наблюдается в центральных регионах страны.

Позитивной тенденцией в развитии российского карточного бизнеса является расширение ассортимента платежных карт. Популярными в России становятся кобрендинговые карты, в том числе мультибрендинговые (совместные карты банка одновременно с несколькими организациями). Появился онлайн-кобрендинг для покупок товаров в Интернете.

Перспективными для использования россиянами являются социальные карты региона (города), кампусные карты (для студентов и преподавателей вузов), карты с кэшбэком, с рассрочкой платежа и др.

Таким образом, можно отметить следующие тенденции в развитии российского карточного бизнеса:

- рост эмиссии платежных карт, преобладание в их структуре расчетных карт при положительной тенденции увеличения доли выпущенных кредитных карт;

- преобладание операций, связанных со снятием наличных, при наметившейся положительной тенденции в развитии эквайринга;

- расширение ассортимента карточных продуктов (кобрендинговых карт, карт с кэшбэком и рассрочкой платежа, с бесконтактными технологиями, виртуальных, единых социальных и т. д.);

- последовательное развитие Национальной системы платежных карт и инфраструктуры приема платежных карт.

Положительный импульс для развития карточного бизнеса обеспечивает и проводимое совершенствование законодательной базы по национальной платежной системе и национальной платежной системе банковских карт.

При этом следует отметить, что, несмотря на некоторые положительные тенденции на российском рынке банковских карт, уровень развития карточного бизнеса в России отстает от зарубежного. Об этом свидетельствует рейтинг Outstandings, проведенный в 2017 г., который назвал стран-лидеров по эмиссии платежных карт. Согласно ему, из Топ-150 эмитентов карт по всему миру лидерами стали: США - 40,2% и Китай - 34,4% (далее идут Великобритания - 4,1%, Канада - 3,7%, Южная Корея - 3,5%, Япония - 3,2%, Бразилия - 2,7%)7.

Возможности, предоставляемые платежными картами, используются сейчас в России не полностью. Одной из причин такой ситуации является низкая финансовая грамотность россиян и несформированная культура использования банковских услуг. Старшее поколение страшится новаций. Некоторые россияне плохо информированы о новых технологиях в платежных картах, о новых видах карт. Отпугивает население от использования платежных карт неуверенность в безопасности карт и транзакций по ним, хотя банки и пытаются применять новые технологии, повышающие уровень их безопасности8.

Сдерживает рост российского карточного бизнеса недостаточное развитие розничной платежной инфраструктуры. В частности, не хватает в России пунктов идентификации клиентов касанием, что сдерживает внедрение биометрических технологий. Платежная инфраструктура отличается неравномерным региональным распределением (более 59% электронных терминалов и банкоматов приходится на 10 из 79 регионов страны, при этом 35% из них - на Москву и Московскую область).

Не полностью используются банками в карточной сфере возможности цифровых технологий, особенно технологий искусственного интеллекта. Поэтому не обеспечивается необходимый клиентам персональный подход при карточном обслуживании.

Изо всех негативных факторов, приведенных выше, остановимся на рассмотрении особенно важных в условиях цифровой экономики - на цифровых технологиях и технологиях искусственного интеллекта.

Влияние цифровизации и искусственного интеллекта на российский карточный бизнес

Переход от традиционной экономики к цифровой - общемировой тренд, включающий цифровую трансформацию финансовой сферы, системное и поступательное внедрение новых финансовых технологий в режиме онлайн и с использованием мобильных приложений. Гибкость, ин-новационность и скорость внедрения технологий в банковскую индустрию являются сегодня одними из главных факторов конкурентоспособности банков. В связи с этим многие российские банки стремятся осуществить эффективную технологическую трансформацию.

В современных условиях развитие банковского бизнеса неразрывно связано с автоматизацией, внедрением новейших технических средств и передовых банковских технологий для продвижения на рынок новых услуг, в том числе электронных банковских продуктов. Революционное воздействие на данный рынок, особенно на региональный рынок банковских услуг, оказывает развитие информационных технологий и предоставление банковских продуктов через Интернет. В сфере электронных банковских услуг преобладает принцип удаленного доступа, когда клиентами используются телефон или компьютер для осуществления операций. Сейчас предлагаются следующие электронные каналы доставки банковских услуг: Интернет; телефон; сети мобильной связи; интерактивное телевидение; устройства банковского самообслуживания.

Проникновению электронных банковских продуктов в массовое распространение способствует такой фактор, как ограничение объема платежей с использованием электронных «кошельков» без идентификации клиентов. Для обеспечения роста активных пользователей провайдеры дополняют системы электронных банковских продуктов множеством функций, не связанных напрямую с осуществлением платежей. Ключевая установка в данном случае - предоставить пользователю полный набор средств управления личными финансами. В числе дополнительных функций выступают персональный бюджет, визуализация расходов, автоматические платежи по заданному графику. Но дополнительный функционал не ограничивается финансами. Провайдеры электронных банковских продуктов предлагают интеграцию систем с популярными внешними сервисами (социальными сетями и видеохостингами), а также обеспечивают возможность персона-лизации интерфейса пользователя.

Потенциалом для развития электронных услуг являются приложения для мобильных платформ. Передовики электронных продуктов совершенствуют функционал облегченных версий систем в то время, как другие еще находятся в процессе выбора между собственными разработками и предложениями аутсорсинговых компаний. Аутсорсеры, по мнению «Эксперт РА», могут предложить оптимальные решения, внедрение которых будет

способствовать дальнейшему проникновению дистанционных банковских сервисов, интернет-порталов в сегмент кредитования населения, в том числе с помощью кредитных карт.

Весьма целесообразной в современных условиях представляется работа банков в рамках партнерства, особенно при создании экосистем.

В настоящее время изменились потребности банковских клиентов. Для них привлекательной становится форма предоставляемых банковских услуг. Клиенты заинтересованы в том, чтобы сервисы и продукты решали конкретные жизненные задачи. Современный банковский бизнес пытается трансформироваться в соответствии с этим запросом клиентов. Ныне компании, банки и другие финансовые институты стремятся удовлетворять как можно большее число потребностей из разных сфер жизни своих клиентов9. Наблюдается стирание границ между сегментами финансового рынка вследствие перемещения фокуса с продуктов в сторону клиентских потребностей. Данные тенденции реализуются в условиях формирования «цифрового» поколения клиентов, использующих современные технологии в повседневной жизни.

В создавшейся ситуации некоторые банки пытаются уйти от классической модели банка - провайдера финансовых услуг и переходят к модели банка как глобальной экосистемы, задача которой состоит в подборе и внедрении лучших клиентских сервисов для удовлетворения ежедневных потребностей широкого круга клиентов. В таком случае целесообразно ре-ализовывать принцип партнерства, предполагающий объединение на базе единой платформы партнеров банка, оказывающих услуги финансового и нефинансового характера. Это позволяет предлагать клиенту комплексные продукты и решения, повышать уровень сервиса.

Положительным примером в плане партнерства может служить ПАО «Сбербанк России», который 3 декабря 2017 г. совместно с Яндексом подписали обязывающее соглашение о создании совместного предприятия на базе Яндекс.Маркета. По его условиям, Сбербанк России приобретает вновь выпущенные акции Яндекс.Маркета на сумму 30 млрд руб. (около $500 млрд). Яндекс и Сбербанк будут владеть равными долями в компании. 10% акций пойдет на формирование опционного фонда для поощрения сотрудников.

Основной задачей Яндекс.Маркета станет создание сервиса розничной интернет-торговли для пользователей. В России, Грузии, странах СНГ и в странах Прибалтики Яндекс и Сбербанк России будут заниматься интернет-торговлей только в рамках Яндекс.Маркета. Участие Сбербанка в сфере электронной торговли важно как для развития цифровой экосистемы Сбербанка, так и для экономики страны в целом. Это партнерство откроет новые возможности для российских компаний, игроков рынка электронной коммерции, малого и среднего бизнеса, а также создаст условия для роста всех направлений кредитования, в том числе и кредитования населения.

Несомненно, в будущем существенное конкурентное преимущество получат те банки, которые сумеют создать систему интернет-банкинга, максимально отвечающую потребностям клиентов, с применением инновационных цифровых технологий и искусственного интеллекта. Данные вопросы изучаются многими экономистами10.

Драйвером в области цифровых технологий и искусственного интеллекта в настоящее время является Сбербанк России, хотя и другие крупные российские банки ведут работу в этом направлении (ВТБ, Росбанк, Рос-сельхозбанк, Альфа-банк и др.). Но многие российские банки этим еще не занимаются в полной мере.

Сбербанк еще в 2016 г. поставил задачу: к концу 2018 г. трансформироваться в финансовую экосистему, представляющую собой интеграцию различных услуг на одном устройстве и под одним брендом. Будущее Сбербанка - это платформенная организация с развитой экосистемой вокруг. Исходя из поставленной задачи, Сбербанк осваивает новые инновационные технологии11.

В 2017 г. банк заложил основу инфраструктуры хранения и обработки данных на базе облачных технологий, создал Data Science сообщество и Академию технологий и данных. Трансформация реализуется, опираясь не только на построение платформы развития бизнеса, единой фронтальной системы и ключевых программ, но и на цифровые и квантовые технологии, робототехнику и нейротехнологии. Наряду с реализацией технологической стратегии все большую важность приобретает задача трансформации культуры, внедрение Agile и DevOps как необходимых составляющих успешной организации в новой технологической парадигме банка.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сбербанк осваивает технологию формирования единой фронтальной системы (ЕФС), цель которой создать единый стандарт обслуживания во всех каналах взаимодействия с клиентом: в офисах, в мобильном приложении, браузере и телефоне. ЕФС основана на принципе кросс-канальности и предполагает идентификацию клиента банка во всех каналах. Данная программа призвана повысить эффективность работы сотрудников банка и увеличить комфорт для клиентов.

В Сбербанке России внедряется технология по созданию платформы поддержки развития бизнеса, которая является универсальным инструментом для создания бизнес-приложений. В разработке платформы применяются современные технологии In Memory Data Grid. Это технологии распределенных автовычислений в памяти приложений, которые работают с большими объемами данных в реальном времени. Данная технология реализует концепцию создания на базе банка Marketplace - онлайн-пло-щадки, объединяющей значительные объемы разной информации, необходимой для клиентов Сбербанка России.

Сбербанк осваивает блокчейн-технологии. Следует отметить первую в истории России платежную блокчейн-транзакцию, организованную

Sberbank CIB. Проект объединил экспертов практически всего банка -юристов, специалистов по информационной безопасности, сотрудников бэк-офисных и ИТ-подразделений, центра технологических инноваций и клиентских менеджеров. Партнерами банка и участниками пилотной транзакции выступили «МегаФон», «МегаЛабс», Альфа-банк, компания IBM, которые могли отслеживать статус транзакции в режиме онлайн, имея доступ ко всей истории операции на блокчейне.

Сбербанк создал биометрическую платформу для банковских технологий. В конце 2017 г. им заключена сделка по приобретению пакета акций в компании VisionLabs, являющейся одним из лидеров рынка распознавания лиц в мире. Компания входит в мировой топ-3 по уровню точности идентификации (99,17%). Сотрудничество с VisionLabs позволит создать уникальный биометрический идентификатор для доступа к любой услуге или сервису клиентам Сбербанка России и обеспечит высочайший уровень информационной безопасности экосистемы. Данный идентификатор будет распознавать клиента не только по лицу, пальцу, но и по голосу, сетчатке глаза и другим биометрическим факторам.

Находят развитие в Сбербанке и мобильные технологии. В деятельности банка используется виртуальный мобильный оператор «Поговорим», который предлагает гибкий подход к формированию тарифа, онлайн-кон-троль за расходами на мобильную связь, интернет с широкой сетью покрытия в России. Одним из направлений развития оператора является создание также удобного мессенджера и выход на новый рынок услуг для Internet of Things (IoT) и Machine to Machine (M2M). Мобильный оператор ставит перед собой задачу расширить к 2020 г. клиентскую базу до 3 млн пользователей.

Развиваются в Сбербанке технологий по обеспечению кибербезопас-ности. В ближайшее время такие технологии изменят парадигму жизни: кибербезопасность будет играть ключевую роль в развитии экономики. Но при этом нужно учесть, что 80% успеха при обеспечении кибербезо-пасности зависит не от технологий, а от того, насколько правильно выстроены процессы. Эксперты службы безопасности Сбербанка России в режиме 24/7 проводят сбор и анализ наиболее значимой информации по фактам мошенничества, совершаемым в отношении банка и его клиентов. Планируется разработка и внедрение единого сервиса аутентификации и собственного сервиса цифровой подписи, а также создание единого Cybersecurity Fusion Centre, в котором будут внедрены технологии искусственного интеллекта, машинного обучения и больших данных для обеспечения централизованного управления кибербезопасностью в банке. Служба кибербезопасности продолжит развивать международные отношения, предложит новые форматы программы Академии кибер-безопасности, а также будет выводить на рынок новые услуги в сфере кибербезопасности.

Сейчас в Сбербанке реализуются технологии искусственного интеллекта, которые основаны на средствах математической статистики и методах машинного обучения. От этого Сбербанк ежегодно получает прибыль в размере 2-3-х млн долл. в год. В 2017 г. Сбербанк получил 50 млн долл., только применив в риск-менеджменте методологию психологического прототипирования Big Five профессора из Стенфорда Михала Косински12.

Технологии ИИ весьма эффективны. Они позволяют автоматизировать однотипные банковские процессы и улучшить обслуживание клиентов при помощи чат-ботов. Технологии ИИ позволяют работать в режиме реального времени, убыстряя операции и создавая удобства клиентам. Кроме того, они обеспечивают индивидуальный подход в обслуживании клиентов, что затруднено при предоставлении стандартных банковских продуктов по традиционным технологиям. ИИ способен защитить персональные сведения и данные, которые являются коммерческой собственностью банков. В конечном итоге применение технологий ИИ в российской банковской сфере позволит сделать банковскую систему более устойчивой и эффективной, снизить риски на финансовом рынке. Однако следует отметить, что сейчас банки используют только 5-10% потенциала искусственного интеллекта13.

В перспективе будет происходить экспансия ИИ в банках. В Сбербанке считают, что к 2023 г. 80% всех решений будут приниматься с помощью искусственного интеллекта. В Альфа-банке прогнозируют, что банковская отрасль будет переходить на безлюдные технологии и к 2021 г. клиенты в 50% случаев будут общаться с ботами14.

О высоком эффекте от использования технологий искусственного интеллекта свидетельствуют следующие данные. В настоящее время вклад искусственного интеллекта в мировой ВВП составляет 1 трлн долл. В перспективе, при экспансии ИИ, этот вклад, по прогнозам консалтинговых компаний, существенно увеличится: в ближайшие 12 лет он вырастет в 16 раз15.

Цифровые технологии и искусственный интеллект, их экспансия в банковской сфере окажут определенное воздействие на развитие российского карточного бизнеса.

Инновационные цифровые технологии в состоянии решить проблему безопасности платежей по банковским картам. Определенную роль в этом может сыграть технология блокчейн. Блокчейн представляет собой технологию публичного хранения информации без изменения «задним числом», то есть она исключает возможность подделки. Никто из заинтересованных сторон не может изменить содержание файла. В то же время можно делать новые записи, в дополнение к существующим, выстраивая хронологическую цепь. Эта технология значительно уменьшает стоимость передачи активов между финансовыми институтами, ускоряет операции и повышает их безопасность. Ее можно использовать для верификации клиентов, поль-

зующихся платежными картами, которая будет осуществлена единожды, а результаты ее будут использоваться постоянно. РосЕвроБанк уже разработал прототип системы удаленной идентификации пользователей на блокчейн.

Роботы можно использовать для развития карточного бизнеса, реализуя различные проекты. Так, роботизированные комплексы могут давать консультации по банковским картам. Специалисты из консалтинговой компании Cargemini отмечают, что роботы обходятся на 50-90% дешевле, чем использование живых работников. Кроме того, для них характерна быстрота ответа. Как показывает опыт, боты в чате мессенджера Telegram круглосуточно все дни недели обслуживают клиентов, моментально отвечают на вопросы пользователей чата16.

Искусственный интеллект можно использовать для выявления случаев мошенничества по банковским картам, для осуществления видеоконтроля. С помощью технологий роботизации можно осуществлять кредитный скоринг для оценки кредитоспособности пользователей кредитных карт. Кредитный скоринг с помощью искусственного интеллекта более эффективен, так как ИИ объективен и не подвержен эмоциям.

ИИ может сыграть положительную роль в работе с просроченной задолженностью по потребительским кредитам и кредитным картам. Так, в июле 2018 г. банк ВТБ тестировал робота-коллектора, который призван бороться с просроченной задолженностью физических лиц на ранних стадиях. ИИ в роли коллектора оказался эффективнее, чем сотрудники банка, и требует меньше затрат на свое содержание17.

Бинбанк одним из первых внедрил технологию машинного обучения ИИ в работе с просроченной задолженностью розничных заемщиков. Эффект проявился в том, что в 70% случаев удалось избежать звонков клиентам на ранних стадиях просрочки без потери эффективности. В проекте был использован новый подход - построение uplift-моделей, основывающихся на прогнозе реакции клиента на определенное действие в рамках воздействия18.

Цифровые технологии приводят к изменению самих платежных карт. К картам с новыми технологиями, которым принадлежит будущее, можно отнести следующие их виды19.

Новшеством можно считать платежные карты с изменяющимся кодом безопасности. Суть новации состоит в том, что не меняется пинкод. В новые карты вмонтирован мини-экранчик, где ежечасно меняется код безопасности (DCVC). Трехзначный код безопасности используется для подтверждения платежей при онлайн-покупках. Первым внедрил эту технологию польский Getin Bank совместно с MasterCard; потом ее тестировали некоторые французские банки.

MasterCard разработал дебетовую карту, которая показывает баланс счета после совершения покупки. Это тоже является новацией применительно к платежным картам.

Тестированы новые карты с биометрической защитой, оснащенные сканером отпечатков пальцев. Эта карта под названием Swipe MasterCard прошла тестирование в Норвегии, Польше, апробирована в Британии.

Новинкой можно считать карту сразу для нескольких счетов, разработанную MasterCard. Она позволяет объединять все свои аккаунты на одной карте.

Определенной новизной обладают карты со скрытым номером счета. В ней отображаются всего 4 или 8 символов вместо 16-значного номера карты. Такой картой трудно воспользоваться третьим лицам, так как получить доступ к основным знакам можно только при введении пароля на встроенной клавиатуре.

Интерес представляет новый тип бесконтактной мини-карты, встроенной в браслет, кольцо, автомобильный ключ, одежду, женскую сумочку и т. д. Кольцо и браслет с интегрированными чипами экспериментально апробированы в России. В 2018 г. представлен пилотный проект Национальной системы платежных карт и Россельхозбанка по использованию людьми с инвалидностью браслетов и брелков с возможным проведением с их помощью бесконтактных платежей с карты «Мир»20.

Следует отметить, что переход на использование некоторых бесконтактных технологий может привести к исчезновению пластиковых карт вообще. Автор книги «Цифровой банк» Крис Киннер предсказал, что в ближайшем будущем пластиковые карты вообще исчезнут. Их заменят смартфоны и встроенные чипы.

Если для распознавания пользователя использовать голос, то сама технология при распознании голоса владельца по телефону выполнит транзакции. Идентификация с помощью карты в этом случае не нужна. Это удобно при осуществлении покупок, когда у клиента несколько карт. Ведь ему не придется запоминать пароли. Кроме того, мошенники не смогут подделать голос. Следовательно, при использовании такой технологии растет безопасность транзакции.

Сейчас в России используются бесконтактные карты с технологией NFC, являющиеся альтернативами мини-картам. Но они мало распространены, так как в России терминалов, поддерживающих эту технологию, мало даже в крупных городах, а тем более в сельских населенных пунктах.

Развивая цифровые технологии, не следует забывать о том, что они, как показывает практика, не расширяют сферу банковских услуг. Цифровые технологии позволяют заменить работу в режиме оффлайн на работу в режиме онлайн21. Но цифровые технологии, создавая удобства, ускоряя операции, не способствуют увеличению объема банковских услуг, в том числе карточных. Поэтому одновременно с цифровыми технологиями следует применять новые инструменты для расширения сферы банковских услуг. Для решения задачи увеличения объема карточных услуг можно рекомендовать такой способ их продвижения - при предоставлении каких-либо

иных услуг со стороны банка предлагать клиентам открыть банковскую карту определенного типа. Примером может стать польский банк тВапк, который использовал BigData для отслеживания покупок клиентов с целью сделать им специальное предложение22. Это может быть и предложение в части банковских карт.

Для расширения сферы карточных продуктов можно применить такой инструмент, как геолокация, когда банки используют своих виртуальных мобильных операторов для выяснения местоположения своих клиентов, чтобы там непосредственно сделать спецпредложение, в том числе по банковским картам.

В рамках тематического маркетплейса банки могут открывать свой интернет-магазин непродовольственных товаров, в котором можно делать покупки по картам.

В перспективе необходимо больше реализовывать проектов в части цифровых технологий и искусственного интеллекта, чтобы при сочетании с политикой продвижения товаров расширить сферу банковского бизнеса, в том числе карточного23.

Подводя итог исследования, следует отметить, что развитие российского карточного бизнеса идет в соответствии с концепцией банка будущего -цифрового банка, призванного работать в условиях цифровой экономики. Учитывая особенность ситуации в России, выражающейся в санкционном давлении извне, цифровые технологии и технологии искусственного интеллекта позволят вывести российский карточный бизнес на высокий уровень. В конечном итоге это позволит сформировать эффективно функционирующую банковскую систему, способную противостоять рискам.

Примечания Endnotes

1 Былинкина В.С., Морозова Ю.В. Об инновационных технологиях банковского менеджмента // Роль инноваций в трансформации современной науки. Ч. 1. Уфа, 2016. С. 30-34.

2 Информация Банка России «Основные направления развития финансовых технологий на период 2018-2020 гг.» [Электронный ресурс]. URL: http://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/71773130/ #ixzz5ZSW3DKK0

3 FinTech-индустрия [Электронный ресурс]. URL: https://coinspot.io/world/fintech

4 Использование банковских карт в России. Насколько далеко мы ушли в безналичные финансы [Электронный ресурс]. URL: http://markswebb.ru/press/blog/21663.html

5 Темп роста безналичных платежей в России продолжает увеличиваться [Электронный ресурс]. URL: https://marketing.rbc.ru/articles/10332/

6 Рынок онлайн-платежей в России: бесконтактную оплату через смартфоны использует уже треть населения [Электронный ресурс]. URL: https://www.sostav.

ru/publication/mediascope-vyyasnila-kak-i-chto-oplachivayut-onlajn-v-2018-go-du-33828.html

7 Глобальный рынок платежных карт в цифрах [Электронный ресурс]. URL: https://nilsonreport.com/publication_newsletter_ archive_issue.php?issue=1143#

8 Венгеровский Е.Л. Инновации интернет-банкинга как фактор конкурентоспособности кредитных организаций на современном рынке банковских услуг // Банковское право. 2018. № 1. С. 47-52.

9 Куницына Н.Н., Дюдикова Е.И. Роль электронных денег в становлении и развитии национальной платежной системы России. Ставрополь, 2017. C. 24.

10 Яблонская А.Е., Шохова Н.А. Развитие банковских инноваций в кредитных организациях на современном этапе их функционирования // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2017. № 2 (63). С. 271-278.

11 Формирование экосистемы. Годовой отчет Сбербанка России 2017 [Электронный ресурс]. URL: https://2017.report-sberbank.ru/ru/performance-overview/best- customer-experience/business-ecosystem

12 Искусственный интеллект в банках: перспективы и преимущества [Электронный ресурс]. URL: https://finexecutive.com/ru/news/iskusstvennyy_ intellekt_v_bankah_ perspektivy_i_preimushestv

13 Перспективы применения искусственного интеллекта в банках [Электронный ресурс]. URL: https://investoriq.ru/banki/iskusstvennyj-intellekt.html

14 Искусственный интеллект в банках: перспективы и преимущества [Электронный ресурс]. URL: https://finexecutive.com/ru/news/iskusstvennyy_ intellekt_v_bankah_ perspektivy_i_preimushestv

15 Искусственный интеллект заменит работников банков [Электронный ресурс]. URL: https://news.ru/den-gi/gref-bankovskoe-delo-sberbank-iskusstvennyj-intel-lekt-sokrasheniya- bezopasnost/.

16 Искусственный интеллект в банках [Электронный ресурс]. URL: http://nbj.ru/ publs/upgrade-modernizatsija-i-razvitie/2018/06/13/iskusstvennyi-intellekt-v-bankax/ index.html

17 Искусственный интеллект заменит работников банков [Электронный ресурс]. URL: https://news.ru/den-gi/gref-bankovskoe-delo-sberbank-iskusstvennyj-intellekt-sokrasheniya-bezopasnost/

18 Искусственный интеллект в банках [Электронный ресурс]. URL: http://nbj.ru/ publs/upgrade-modernizatsija-i-razvitie/2018/06/13/iskusstvennyi-intellekt-v-bankax/ index.html

19 Технологии будущего в платежных картах [Электронный ресурс]. URL: http:// www.trust.ua/news/111886-tehnologii-buduschego-v-platezhnyh-kartah.html

20 ЦБ и НАФИ оценили ситуацию с доступностью услуг банков для клиентов с инвалидностью [Электронный ресурс]. URL: http://www.banki.ru/news/ lenta/?id=10415237

21 Юденков Ю.Н., Тысячникова Н.А., Сандалов И.В., Ермаков С.Л. Интернет-технологии в банковском бизнесе: перспективы и риски: Учебно-практическое пособие. Москва, 2016. С. 41.

22 Новые технологии в платежной системе [Электронный ресурс]. URL: https:// qwizz.ru/ новые-технологии-платежной-системе/

23 Межов М.А. Инновации в банковской сфере. Инновации в российских банках [Электронный журнал] // Синергия Наук. 2018. № 22. С. 459-471. URL: http:// synergy-journal.ru/archive/article2119

Авторы, аннотация, ключевые слова

Морозова Юлия Вячеславовна - канд. экон. наук, доцент Саратовского социально-экономического института (филиал) Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова (Саратов) morozova-12@yandex.ru

Травкина Елена Владимировна - доктор экон. наук, профессор Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (Москва) evtravkina@fa.ru

В настоящее время проводится большое количество исследований в области развития сегмента банковских карт, касающихся того периода, когда применялись традиционные банковские карты, в которых дается оценка качеству жизни населения. Но современное развитие карточного бизнеса происходит в изменивших условиях, когда экономика из традиционной переходит в цифровую, а коммерческие банки превращаются в экосистему. В этих условиях должны коренным образом должны меняться подходы к технологии реализации цифрового карточного бизнеса и его организации. В целях решения данной проблемы рассматриваются теоретические основы функционирования рынка банковских карт, проводиться анализ основных направлений развития карточного рынка по объему выпущенных банковских карт коммерческими банками, по структуре операций с использованием банковских карт, раскрывается организационная структура платежной системы банковских карт и исследуется ее инфраструктура. Были выделены основные тенденции в функционировании сегмента банковских карт, а также проведен анализ инфраструктуры приема платежных карт на предмет обеспеченности технологическими устройствами. Анализ текущей ситуации на рынке банковских карт позволил сделать вывод о том, что происходит активная цифровизация данного рынка обусловленная выбранными приоритетами развития в связи с особенностью экономической ситуации и значимостью данной сферы. По результатам проведенного исследования дается характеристика отдельных направлений развития рынка банковских карт и предлагается система мер по его развитию, в том числе проведение своевременного мониторинга банковского рынка на предмет новых требований со стороны цифровых клиентов, совершенствование работы по в области киберустойчивости банка, обновле-

ние технологической базы, развитие национальной системы банковских карт

и другое.

Платежная система, платежные карты, цифровые технологии, искусственный интеллект.

References Articles from Scientific Journals

1. Vengerovskiy E.L. Innovatsii internet-bankinga kak faktor konkurentosposobnosti kreditnykh organizatsiy na sovremennom rynke bankovskikh uslug. Bankovskoye pravo, 2018, no. 1, pp.47-52.

2. Yablonskaya A.E., Shokhova N.A. Razvitiye bankovskikh innovatsiy v kreditnykh or-ganizatsiyakh na sovremennom etape ikh funktsionirovaniya. Vestnik Belgorodskogo universiteta kooperatsii, ekonomiki iprava, 2017, no. 2 (63), pp. 271-278.

Articles from Proceedings and Collections of Research Papers

3. Bylinkina V.S., Morozova Yu.V. Ob innovatsionnykh tekhnologiyakh bankovskogo menedzhmenta. Rol innovatsiy v transformatsii sovremennoy nauki. Ufa, 2016, vol. 1, pp. 30-34.

Monographs

4. Kunitsyna N.N., Dyudikova E.I. Rol elektronnykh deneg v stanovlenii i razvitii nat-sionalnoy platezhnoy sistemy Rossii. Stavropol, 2017, 192 p.

5. Yudenkov Yu.N., Tysyachnikova N.A., Sandalov I.V., Ermakov S.L. Internet-tekh-nologii v bankovskom biznese: perspektivy i riski: Uchebno-prakticheskoe posobie. Moscow, 2016, 318 p.

Authors, Abstract, Key words

Yulia V. Morozova - Candidate of Economics, Associate Professor, Saratov SocioEconomic Institute (branch), Plekhanov Russian University of Economics (Saratov, Russia) morozova-12@yandex.ru

Elena V. Travkina - Doctor of Economics, Professor, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia) evtravkina@fa.ru

Nowadays, there is a large amount of studies on payment cards issues regarding to the period when traditional plastic cards were used. But the modern progress of the card business flows in the changed conditions, when the economy transforms from the traditional to digital one and modern credit organizations are created as ecosystems. Due to these circumstances the approaches to start up the card business should be changed drastically. The necessity to modernize the Russian card business has predetermined the necessity to estimate its current state. For this purpose the current card market progress has been analyzed on issues of the card products' variety, card emission and operations starting from 2008. Moreover, the payment cards accepting infrastructure has been analyzed either on issues of necessary technological devices' availability. Positive trends and deterrents were revealed. The readiness of the National Payment Card System and the National "Mir" Card to function in the new environment was estimated. On the basis of the need to develop a digital economy, emphasis was placed on reviewing of such Russian card business deterrents as the implementation of digital technologies and artificial intelligence technologies into the card sphere. The article focuses on the experience of Sberbank of Russia as a headliner of the digital and AI technologies implementation as well as the experience of other Russian banks making attempts to test and implement these technologies. A description of the future technologies in payment cards system is given in this article. The possible ways of AI and IT using in the card area along with possible directions for the promotion of card products are indicated.

Payment system, payment cards, digital technologies, artificial intelligence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.