Научная статья на тему 'Современное состояние и перспективы развития мясного скотоводства и овцеводства в Ростовской области'

Современное состояние и перспективы развития мясного скотоводства и овцеводства в Ростовской области Текст научной статьи по специальности «Животноводство и молочное дело»

CC BY
177
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКОТОВОДСТВО / ОВЦЕВОДСТВО / ПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКЦИИ / ПОГОЛОВЬЕ СКОТА / ПОГОЛОВЬЕ ОВЕЦ / ПРОДУКЦИЯ СКОТОВОДСТВА / ПРОДУКЦИЯ ОВЦЕВОДСТВА / ГОСПРОГРАММА / ПОДПРОГРАММА / ОТРАСЛЬ / ПОДОТРАСЛИ / СЕЛЬХОЗТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛИ / ГОСПОДДЕРЖКА / СУБСИДИИ / ОБЛАСТНОЙ БЮДЖЕТ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ

Аннотация научной статьи по животноводству и молочному делу, автор научной работы — Жигайлов В.Ф., Гартованная О.В., Колоденская В.В., Данильченко М.А.

Одним из условий успешного развития и повышения эффективности агропромышленного комплекса РФ на современном этапе является решение проблемы, связанной с увеличением мясных ресурсов, обеспечением населения мясными продуктами по научно обоснованным нормам питания. Поэтому повышение мясной продуктивности крупного рогатого скота и овец, при улучшении качества производимой продукции, является важнейшей государственной задачей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по животноводству и молочному делу , автор научной работы — Жигайлов В.Ф., Гартованная О.В., Колоденская В.В., Данильченко М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современное состояние и перспективы развития мясного скотоводства и овцеводства в Ростовской области»

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЯСНОГО СКОТОВОДСТВА И ОВЦЕВОДСТВА В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

© Жигайлов В.Ф.*, Гартованная О.В.*,

Колоденская В.В.*, Данильченко М.А.*

Донской государственный аграрный университет, п. Персиановский

Одним из условий успешного развития и повышения эффективности агропромышленного комплекса РФ на современном этапе является решение проблемы, связанной с увеличением мясных ресурсов, обеспечением населения мясными продуктами по научно обоснованным нормам питания. Поэтому повышение мясной продуктивности крупного рогатого скота и овец, при улучшении качества производимой продукции, является важнейшей государственной задачей.

Ключевые слова: скотоводство, овцеводство, производство продукции, поголовье скота, поголовье овец, продукция скотоводства, продукция овцеводства, Госпрограмма, подпрограмма, отрасль, подотрасли, сельхозтоваропроизводители, господдержка, субсидии, областной бюджет, федеральный бюджет.

Приоритетной задачей агропромышленного комплекса РФ на современном этапе является решение проблемы, связанной с увеличением мясных ресурсов, обеспечением населения мясными продуктами по научно обоснованным нормам питания. Поэтому повышение мясной продуктивности крупного рогатого скота при улучшении качества производимой продукции является важнейшей государственной задачей.

Производство говядины в Российской Федерации, в основном, базируется на использование сверхремонтного молодняка и выбракованного взрослого скота молочных и комбинированных пород и только 5 % мяса получают от скота специализированных мясных пород и их помесей.

В настоящее время на одного человека в стране получают около 13,5 кг этого вида мяса, или 37,8 % от потребности.

Развитие специализированного мясного скотоводства наряду с организацией промышленного скрещивания части коров и сверхремонтных телок молочного скота, а также внедрения интенсивного откорма скота, создадут благоприятные условия для увеличения производства высококачественной говядины и снижения продовольственной зависимости нашей страны от импорта мяса и мясопродуктов.

* Доцент кафедры Управления и предпринимательства, кандидат сельскохозяйственных наук.

* Доцент кафедры Управления и предпринимательства, кандидат ветеринарных наук. " Старший преподаватель кафедры Управления и предпринимательства.

По данным Росстата в сельхозпредприятиях на 1 января 2011 года поголовье мясного скота насчитывалось 466,8 тыс. голов, в том числе 181,4 тыс. коров, что соответственно на 21,1 и 28,3 % больше по сравнению с 2004 годом.

Существенно увеличилось поголовье мясного скота в Республике Калмыкия в Оренбургской, Челябинской, Ростовской, Саратовской областях, Ставропольском и Краснодарском крае. Создаются новые мясные стада в Республиках Татарстан и Башкортостан, Тверской и Ленинградских областях. Скота калмыцкой породы 44,4 %.

Еще больше обнадеживает перспектива развития мясного скотоводства в нашей стране. Согласно отраслевой целевой программе «Развитие мясного скотоводства России на 2009-2012 гг.» - численность мясного скота к 2012 году возрастает до 800 тыс. голов, в том числе 335 тыс. коров, на что из федерального бюджета запланировано выделить 19,2 млрд. рублей.

Однако для успешного развития отрасли мясного скотоводства необходимо решить еще одну проблему - создание устойчивой кормовой базы. Считается, что успешное развитие животноводства на 50-60 % зависит от состояния кормовой базы и полноценности кормления. Надо отметить, что в мясном скотоводстве обеспеченность кормами на протяжении последних десятилетий никогда не превышала 80-85 % от потребности, а в отдельные годы опускалась еще ниже.

К этому следует добавить ограниченный ассортимент кормов и низкое их качество. В результате высокая яловость коров и низкая продуктивность молодняка.

В связи с этим одним из условий успешного развития и повышения эффективности мясного скотоводства является разработка и осуществление системы организационно-хозяйственных мер по интенсификации кормопроизводства, а так же поверхностное и коренное улучшение природных кормовых угодий, что позволило бы значительно повысить их продуктивность и сократить площадь, необходимую для обеспечения потребности в корме 1 головы, примерно в 3-4 раза [6].

Технология мясного скотоводства включает четыре основных элемента: использование специализированных мясных пород и их помесей; воспроизводство и выращивание телят на подсосе; доращивание молодняка после отъема от матерей и получение достаточного количества ремонтных телок; организацию интенсивного откорма.

Эти четыре интегрированных элемента и составляют единый производственный процесс, обеспечивающий использование генетического потенциала мясной продуктивности животных и экономическую эффективность отрасли.

В последние годы требования к продуктивным качествам животных изменились. Во всем мире отдается предпочтение крупным с высокой интенсивностью роста животным, в мясе которых к 15-18-месячному возрасту содержится не более 10-12 % жира [2; 3].

Мясное скотоводство в Ростовской области преимущественно развито на востоке области. Племенная база представлена - 19 племенными хозяйствами, в том числе 6 племенными заводами, которые специализируются на разведении калмыцкой и герефордской пород скота. Ведущим заводом по разведению калмыцкой породы скота в России, является ОАО ПКЗ «Зимов-никовский». Ведущим хозяйством по разведению герефордской породы скота является старейший в области племенной завод «Меркуловский» Шолоховского района [10].

Неплохих результатов добиваются некоторые хозяйства Калмыкии и Ростовской области при вводном скрещивании быков-производителей ли-музинской породы с коровами калмыцкой породы зимовниковского типа. Нами были проведены исследования в колхозах «Кормовое» и «Первомайский» Ремонтненского района Ростовской области, где получены хорошие результаты: среднесуточные приросты у бычков до 15 месяцев составили 1050-1100 г, у телок, соответственно, 910-950 г., они имеют хорошие мясные качества. При минимальных затратах на кормление и содержание (животные круглый год находятся на пастбище) за 18-мес. период выращивания бычков затрачено на 1 кг прироста живой массы (с учетом кормления коров и быков) 15,95 корм. ед. Себестоимость 1 ц прироста самая низкая была у бычков заводской линии и составила 3458,21 руб.

Уровень рентабельности реализации бычков на мясо в 15-месячном возрасте составляет 21,05 %, а в 18 - на 4 % выше, соответственно, на плем-продажу - 84 % и на 5 %, тогда как в прошлые годы был около 15-16 % при реализации на мясо и на племя - 43-47 %.

В мясном скотоводстве около 70 % всех затрат при выращивании молодняка до живой массы 450-500 кг приходится на первые 7-8 месяцев их жизни, то есть на подсосный период, и только около 30 % - на выращивание и откорм после отъема. К тому же эффективность после отъемного выращивания и качество говядины также формируются в подсосный период. Значит, необходим научный подход для решения этой проблемы. В современных условиях мясное скотоводство должно развиваться на основе специализации, концентрации и прогрессивной технологии, обеспечивающей производство высококачественной говядины при минимальных затратах и высокой производительности труда [3; 6].

Особая роль в будущем будет отводиться ресурсо- и энергосберегающим технологиям в мясном скотоводстве, так как основными глобальными проблемами будущего является поиск эффективных технологий производства, способных обеспечить продуктами питания население. Рост производства продукции мясного скотоводства можно обеспечить только на основе рационального использования производственного потенциала. Его эффективность обусловлена воздействием следующих основных факторов: генетического потенциала животных и наиболее полного его использования;

развитие кормовой базы; основанной на сочетании полевого и лугопаст-бищного хозяйства, материально-технических ресурсов; капитала [1].

Хорошо отработанная технологическая «цепь» позволит сократить затраты на производство говядины на 25-30 %. Заслуживают особого внимания туровые отелы, которые имеют ряд преимуществ перед круглогодовым получением приплода. Полученный приплод в марте, апреле хорошо адаптируется к окружающей среде и в период отъема от коровы имеет живую массу 150-170 кг, в зимний период не теряет энергию роста и на следующий год к осеннему периоду имеет массу до 420-450 кг. Туровые отелы позволяют формировать молодняк в однородные группы по живой массе и ранжиру, что в дальнейшем способствует более эффективному использованию племенных и породных качеств животных, это также способствует налаживанию четкого учета и более правильной оценки животных в период бонитировки.

На ресурсосберегающую технологию также положительный эффект оказывает структура стада, при 40-50 % содержании коров и нетелей, получают более высокую прибыль и уровень рентабельности 55-60 % [2; 3].

Таким образом, нормализация положения дел в мясном скотоводстве и ускоренное развитие этой отрасли в ближайшие годы являются одним из перспективных стратегических направлений по увеличению отечественного производства высококачественной говядины и отвечает поставленным задачам в свете требований по реализации отраслевой целевой программе «Развитие мясного скотоводства России на 2009-2012 гг.».

Говоря о тенденции развития овцеводства, следует отметить, что современный кризис отрасли - это последствия только смены формации строя в стране, значит, погрешить против истины. Подлинные причины этого кризиса хорошо известны. Но речь не о них, а о том, какие тенденции есть и могут еще возникнуть в развитии овцеводства нашей страны на фоне современной мировой практики этой отрасли.

Овцеводство в Ростовской области в основном также сосредоточено на востоке области. В настоящее время в области разводят 7 пород овец: советский меринос, сальская, цигайская, романовская, каракульская, эдильбаев-ская. Лучшее поголовье самой многочисленной разводимой в области породы овец советский меринос представлено в племенных заводах «Первомайский», «Киевский» и «Подгорное» Ремонтненского района [10].

Первое, самое тревожное обстоятельство, вызывающее боль и разочарование, - резкое снижение поголовья и падение производства продукции овцеводства.

Второе - увеличение почти втрое поголовья в частных владениях (около 9 млн. гол.) и фермерских хозяйствах (более 1 млн. гол.). Для сравнения: на аграрных предприятиях разных форм собственности - 4,4 млн. гол.

Третье обстоятельство, относящееся к тенденции развития мирового и отечественного овцеводства и козоводства, - это полипродуктивная особен-

ность отрасли. Имеется в виду такой широкий ассортимент продукции, как шерсть, пух, баранина, овчина, кожевенное сырье, меха (каракуль с каракульчой, цигейка), молоко, сычуги. И все это можно производить рентабельно в рамках рыночной экономики при четкой специализации стад овец для разведения в экстенсивных или интенсивных условиях.

Однако не следует забывать, что в мелких хозяйствах мериносовых овец содержать нецелесообразно. Производство мериносовой и полутонкой шерсти, как показывает опыт нашего и мирового овцеводства, эффективно только в хозяйствах, где имеется не менее трех-четырех маточных отар, то есть поголовье взрослых животных - 5-6 тыс. В то же время полу- и грубошерстных (в том числе и романовских) овец мясного направления эффективно разводить как крупными, так и мелкими отарами.

Отрасль овцеводства в целом, и племенная, в частности, за последние 20 лет подверглась значительному сокращению. Причин тому много, но основная - это необоснованное завышение «затрат на содержание». Зачастую руководство хозяйств ввиду различных экономических и производственных причин стараются побыстрее избавиться от данной отрасли, ссылаясь на невостребованность и низкие цены на шерсть и баранину. Нами были проведены наблюдения и сделаны расчеты по сложившимся затратам на содержание овец различных групп и возрастов. Из этого следует, что эти высокие затраты складываются на содержании маточного поголовья, и то они могут иметь положительный экономический результат, если в структуре стада 80 % овцематки, а также получение ягнят к отбивке не менее 100 %. Приведенные данные по фактическим затратам свидетельствуют, что реализация на мясо в четыре месяца баранчиков тонкорунных пород, имеет уровень рентабельности 90,4 % при живой массе 20 кг, а реализация живой массы по сложившимся рыночным ценам составляет 217 %. В шесть месяцев, соответственно, - 66,6 и 177,8 %; в восемь месяцев - 67,8 и 163 %; в двенадцать месяцев - 31 и 105 %; в восемнадцать месяцев реализация принесет убыток, но с учетом продажи шерсти (5кг с одной головы) по 90 рублей за килограмм уровень рентабельности составит 6 %; в двадцать четыре месяца наблюдается наибольший убыток при реализации на мясо - каждая голова 1057 рублей, в то время как продажа в живой массе составляла 3,3 %.

При наличии в структуре стада 2000 голов овцематок затраты на их содержание составляют 3796 000 рублей. Получают шерсти 100 ц на общую сумму 900 тыс. рублей. Прибыль от реализации 1000 голов баранчиков в возрасте 4 месяца составляет 822 тыс.рублей и реализация 500 голов ярок -390 тыс. рублей. При данном расчете убыток в отрасли овцеводства составил 1 684 000 руб.

При такой же структуре стада в шесть месяцев убыток составляет 1 219000 руб.; в восемь месяцев - убыток 718000 руб.; а в двенадцать месяцев - 656000 руб. при таких условиях без дотаций на маточное поголовье и

ярок на воспроизводство вести отрасль овцеводства безубыточно невозможно. При экстенсивном содержании овец, а именно по этому пути повсеместно ведется овцеводство, убытки будут расти.

Племзаводы при содержании 10000 овцематок при выше приведенных затратах и ценах реализации будут также нерентабельны. Реализация молодняка в двенадцать месяцев принесет общий убыток по стаду 3280000 рублей. Недопустимым считаем то, что расчеты затрат ведутся на среднегодовую голову, тогда как молодняк находится в стаде в весенне-осенний период от четырех до восьми месяцев. Так в колхозе-племзаводе «Первомайский», Ре-монтненского района, Ростовской области затраты на среднегодовую голову в день составляют 5,5 руб., но в целом по хозяйству и в овцеводстве получена прибыль при уровне рентабельности 2,5 %. Проведя анализ затрат на содержание овцепоголовья, оказалось, что самые высокие - при заготовке грубых и сочных кормов, а также на энергоносители, хотя восемь месяцев в году животные находятся на пастбище. Мы считаем, что проводимые расчеты затрат на среднегодовую голову, в корне ошибочны. Их надо производить по фактическому периоду содержания животных. Такая система расчетов умышленно завышает затраты: у молодняка до четырех месяцев - 30-35 %, а в годовалом возрасте - 20-25 %.

Упрощенный расчет экономической эффективности в отрасли овцеводства неприемлем. Считаем, что овцеводство надо переводить на энерго- и ресурсосберегающие технологии, и это позволит снизить затраты до 30 %.

Исходя из расчетов фактической деятельности отрасли овцеводства в отдельных племенных заводах, нужно отметить, что без государственной поддержки эта отрасль обречена на полное уничтожение.

Для того чтобы отрасли мясного скотоводства и овцеводства начали динамично развиваться, рекомендуется:

1. Перевести отрасль животноводства в племзаводах, племрепродукто-рах и товарных хозяйствах, передав кормопроизводящие площади в ведение зоотехнической службы, а также технику и сельхозинвентарь.

2. Дотации для племенных хозяйств использовать только на развитие отрасли животноводства и стимулирование оплаты зооветспециа-листов и животноводов, на организацию единой компьютерной базы учета в племенных заводах и репродукторах. Дотационные средства использовать на развитие кормопроизводства, залужение.

3. Племрепродукторы фермерских, крестьянских хозяйств и ассоциаций должны быть прикреплены к единой компьютерной базе по племенному учету и иметь постоянных, хорошо обученных специалистов по племенной работе.

4. Систематизировать формирование затратного механизма в мясном скотоводстве (это 8 мес. - туровый отёл) и овцеводстве с/с 6500 руб./ц прироста [5; 7].

Для решения всех сложившихся проблем в этих отраслях, и не только в них, с 2010 года в области реализуется Областная долгосрочная целевая программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ростовской области на 2010-2014 годы. Программа включает 16 подпрограмм по развитию животноводства, растениеводства, малых форм хозяйствования на селе, пищевой и перерабатывающей промышленности, а также социальному развитию села.

Мероприятия программы включают как софинансируемые из федерального бюджета, так и осуществляемые только за счет средств областного бюджета, учитывая региональные особенности сельского хозяйства.

Для развития животноводства дополнительно предусмотрены субсидии на возмещение части затрат за произведенное и сданное на перерабатывающие предприятия области молоко, на приобретение племенного молодняка крупного рогатого скота.

Кроме того, для повышения эффективности сельскохозяйственного производства предусмотрена поддержка внедрения инновационных проектов.

Таблица 1

Объемы финансирования АПК Ростовской области

Ед. изм. Госпрограмма

2007 год 2008 год 2009 год 2010 год 2011 год 2012 год

Объемы финансирования АПК по годам млн. руб. 1186,1 2537,7 4458,9 5012,2 6135,9 6188,7

в т.ч. из федерального бюджета млн.руб. 792,7 1973,6 3767,4 3643,6 4596,0 4262,6

из областного бюджета млн.руб. 393,4 564,1 691,5 1368,6 1539,9 1926,1

На реализацию мероприятий Государственной и Областной долгосрочной целевой программ развития сельского хозяйства за 2008-2012 годы было направлено 24,3 млрд. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 18,2 млрд. рублей, областного - 6,1 млрд. рублей. Объем господдержки рос от года к году. В 2012 году объем поддержки увеличился в 2,4 раза по сравнению с 2008 годом.

Таблица 2

Финансирование Госпрограммы в разбивке по отраслям АПК

Наименование показателей Ед. изм. 2008 год 2009 год 2010 год 2011 год 2012 год

на животноводство млн.руб. 116,1 147,1 192,3 929,8 425,4

на растениеводство млн.руб. 477,1 1555,6 893,5 935,1 1090,7

на развитие малых форм хозяйствования млн.руб. 40,4 0,8 6,4 37,7 279,4

на возмещение процентной ставки по кредитам млн.руб. 1502,3 2406,7 2929,2 3268,2 3081,8

на социальное развитие села млн.руб. 401,7 292,7 743,1 725,9 966,4

В целом за весь период реализации программ господдержка распределена в разрезе подотраслей следующим образом, в т.ч.: растениеводство -

4,9 млрд. рублей; животноводство - 1,8 млрд. рублей; развитие малых форм хозяйствования - 0,4 млрд. рублей; возмещение части процентной ставки по кредитам - 13,2 млрд. рублей; социальное развитие села - 3,1 млрд. рублей.

Получателями господдержки в 2012 году стали более 10 тыс. сельхозтоваропроизводителей области. В разрезе категорий хозяйств доля получателей поддержки составляет: 52 % сельхозорганизаций области, 15 % от всех КФХ, 1,2 % от всех ЛПХ, 32 % перерабатывающих предприятий, 8 % сельскохозяйственных кооперативов [9].

Для сравнения, субсидии в странах ЕС достигли 45-50 % стоимости произведенной фермерами товарной продукции, в Японии и Финляндии - 70, в России - лишь 3,5 %. В США на развитие сельского хозяйства в расчете на единицу продукции вкладывается средств на 30 % больше, чем в другие отрасли [8].

В 2012 года принята «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 года». При разработке Программы были просчитаны возможные риски вступления России в ВТО. Это:

- снижение инвестиционной привлекательности и рентабельности предприятий;

- невыполнение показателей доктрины продовольственной без -опасности;

- банкротство малых и средних предприятий из-за низкой конкурентоспособности;

- сокращение рабочих мест, снижение доходов и уровня жизни на селе.

Мероприятия Госпрограммы учитывают влияние рисков и адоптированы к условиям членства России в ВТО. Объем финансирования составляет 1,5 трлн. рублей за 8 лет. Расходы по годам увеличиваются с 158 млрд. рублей в 2013 году до 217 млрд. рублей в 2020.

Программа делится на 5 подпрограмм и 4 федеральные целевые программы.

Подпрограммы: «Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства»; «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства»; «Развитие мясного скотоводства»; «Поддержка малых форм хозяйствования»; «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие». Каждая подпрограмма сформирована на принципах регулирования «от производства сельскохозяйственной продукции до реализации ее в переработанном виде», чего не было в прежней программе.

Новые правила таможенно-тарифного регулирования начнут действовать с сентября этого года. Таким образом, «плюс» от присоединения к ВТО -возможность выйти на новые рынки. «Минус» - открытие доступа на внутренний рынок увеличивает конкуренцию с западными производителями.

Появляется угроза вытеснения российского производителя, особенно производителей и переработчиков свинины.

В целях адаптации агропромышленного комплекса на федеральном уровне утвержден План действий Правительства РФ и Минсельхоза России, направленных на адаптацию отдельных отраслей экономики к условиям членства Российской Федерации в ВТО.

Разрабатывается российский национальный стандарт и система оценки качества мяса КРС.

Для преодоления возможных негативных последствий предусматривается:

- пролонгация действия ряда налоговых льгот для сельхозпроизводителей, в том числе льготы по налогу на прибыль до 2020 года, льготы по освобождению сельхозтоваропроизводителей от уплаты НДС при ввозе племенного скота, эмбрионов, семени до 2020 года;

- принятие федерального закона «О ветеринарии», направленного на совершенствование правового регулирования отношений в области ветеринарии, а также на гармонизацию отечественного законодательства с требованиями международных организаций;

- усиление таможенного администрирования ввоза сельхозпродукции (особенно говядины) со стороны Федеральной таможенной службы;

- внесение изменений в Закон «О сельском хозяйстве» с целью определения критериев неблагоприятных регионов для ведения сельского хозяйства. Поддержка таких регионов будет относиться к «зеленой корзине», а значит - выплаты сельхозпроизводителям не будут подлежать ограничениям;

- стимулирование спроса на сельскохозяйственное сырье и продовольствие за счет продовольственной помощи низкодоходным слоям населения, поддержки питания отдельных социальных групп (например, школьное питание), реформирование системы закупок продовольствия для государственных нужд (например, закупка отечественного продовольствия министерством обороны, закупки в госрезерв и т.д.).

На региональном уровне будут приведены в соответствие Областные долгосрочные целевые программы развития сельского хозяйства на 20152020 годы.

Для повышения конкурентоспособности отечественного сельхозпроизводителя в условиях ВТО предусмотрены различные формы поддержки. Задача хозяйствующих субъектов использовать в полном объеме и с максимальной эффективностью государственную поддержку.

Кроме того необходимо:

- повышать конкурентоспособность продукции за счет внедрения новых технологий, диверсификации производства (развитие одновре-

менно животноводства и растениеводства), повышать безотходность производства;

- соблюдать технические регламенты и стандарты, нормы содержания животных. Нарушение правил ведет к потере продукции, влияет на финансовую устойчивость и репутацию производителя, что немаловажно в современных условиях экономики;

- совершенствовать учетную политику организаций, особенно в холдинговых структурах, чтобы не приводить к банкротству хозяйствующих субъектов;

- производить экологическую продукцию;

- предприятиям пищевой и перерабатывающей промышленности повышать качество и использовать привлекательную упаковку для увеличения спроса на производимую продукцию.

В результате реализации госпрограммы ожидается:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции (на 15 % за годы реализации программы), площади мелиорируемых земель (ввод в эксплуатацию 21 тыс. га мелиорируемых земель);

- ускорение обновления технической базы агропромышленного производства;

- увеличение притока инвестиций в агропромышленный и рыбохо-зяйственный комплексы (индекс инвестиций - 4 % ежегодно);

- повышение инновационной составляющей агропромышленного производства;

- увеличение доходов сельских жителей посредством роста заработной платы (26 628 рублей в 2020 году);

- обеспечение финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей за счет повышения рентабельности производства (15,4 % в 2020 году) [10].

Список литературы:

1. Волкова И.А. Технологическая эффективность использования агроре-сурсного потенциала / И.А. Волкова // Аграрная наука. - 2012. - № 7. - С. 6-8.

2. Гартованная О.В. Мясная продуктивность бычков зимовниковского типа калмыцкой породы: автореф. дисс. ... к. с.-х. н. / О. В. Гартованная. -Персиановский, 2008. - С. 23.

3. Гартованная О.В. Мясная продуктивность бычков зимовниковского типа калмыцкой породы: дисс. ... к. с.-х. н. / О. В. Гартованная. - Персиановский, 2008. - 185 с.

4. Гартованная О.В., Жигайлов В.Ф. Экономически и экологически безопасные, эффективные технологии производства в мясном скотоводстве Ростовской области / О.В. Гартованная, В.Ф. Жигайлов // Сб. науч. тр. Проблемы и тенденции инновационного развития аграпромышленного комплек-

са и аграрного образования: материалы международной научно-практической конференции. - Персиановский. - 2012. - С. 22-24.

5. Жигайлов В.Ф., Гартованная О.В., Данильченко М.А. Пути повышения эффективности производства животноводческой продукции в СПК племза-воде «Мир» / О.В. Гартованная, В.Ф. Жигайлов, М.А. Данильченко // Сб. науч. тр. Современные технологии сельскохозяйственного производства и приоритетные направления развития аграрной науки: материалы международной научно-практической конференции. - Персиановский, 2014. - С. 35-38.

6. Жигайлов В.Ф., Гартованная О.В., Мишустина Т.Н. Современное состояние племенного и товарного животноводства Ростовской области / О.В. Гартованная, В.Ф. Жигайлов, Т.Н. Мишустина // Сб.науч.тр. Инновационные пути развития аграрной науки: проблемы и перспективы: материалы международной научно-практической конференции. - Персиановский. - 2013. - С. 35-37.

7. Зеленков П.И., Гартованная О.В., Жигайлов В.Ф. Калмыцкая порода скота: формирование, состояние и перспектива её использования / П.И. Зеленков, О.В. Гартованная, В.Ф. Жигайлов // Труды Кубанского государственного аграрного университета. - 2007. - № 8. - С. 152-157.

8. Опыт государственного регулирования и поддержки сельского хозяйства за рубежом [Электронный ресурс] // Сайт Интернет-центра поддержки малого бизнеса и кооперативов «Сельскохозяйственная кооперация». - Режим доступа: http://selcoop.ru/cooperation/mternational/opyt-gosudarstven-nogo-regulirovaniya-i-podderzhki (дата обращения: 24.11.2014).

9. Реализация Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы [Электронный ресурс] //Сайт Министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области. - Режим доступа: ht:tp://www.don-agro.ru/mdex.php?id=242 (дата обращения: 03.12.2014).

10. Государственная программа Ростовской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственнойпродукции, сырья и продовольствия» утверждена постановлением Правительства Ростовской области от 25.09.2013 № 592 [Электронный ресурс] // Сайт Министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области. - Режим доступа: www.don-agro.ru/index.php?id=304 (дата обращения: 19.11.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.