Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КРУПНЕЙШИХ КОМПАНИЙ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ'

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КРУПНЕЙШИХ КОМПАНИЙ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
258
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИТЕЙЛ / ТОРГОВЫЕ СЕТИ / ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВЛЯ / ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ / КРУПНЕЙШИЕ КОМПАНИИ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ / RETAIL / RETAIL CHAINS / E-COMMERCE / FINANCIAL ANALYSIS / MAJOR RETAIL COMPANIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петрова Наталья Павловна, Овечкина Анна Игоревна

В статье рассмотрены актуальные проблемы и современное состояние крупнейших компаний розничной торговли, проанализированы и обобщены показатели, отражающие финансово-экономические результаты деятельности организаций розничной торговли, представлена информация о состоянии российского ритейла и динамике его развития. Проведено исследование результатов деятельности крупнейших российских торговых розничных сетей по продаже продуктов питания и особенностям их функционирования. Актуальность исследования розничной торговли определяется восстановлением потребительского спроса, увеличением доли сетей на рынке и тем, что отрасль активно внедряет цифровые технологии. При этом ритейлеры работают в условиях низкого платежеспособного спроса, девальвации национальной валюты, продуктового эмбарго и перспективы повышения НДС. В конце статьи даны предложения и рекомендации по направлениям развития компаний розничной торговли в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Current state and prospects of development of the largest retail companies

The article deals with the current problems and the current state of the largest retailers; the authors analyzed and summarized indicators that reflect the financial and economic results of retail organizations, provided information about the state of the Russian retail and the dynamics of its development. The study of the results of the largest Russian retail chains for the sale of food and features of their functioning was conducted. The relevance of the study of retail trade is determined by the recovery of consumer demand, an increase in the share of networks in the market and the fact that the industry is actively introducing digital technologies. At the same time, retailers operate in conditions of low effective demand, devaluation of the national currency, food embargo and prospects of VAT increase. At the end of the article offers and recommendations on modern directions of development of retail companies in modern conditions are given.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КРУПНЕЙШИХ КОМПАНИЙ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ»

РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Том 19 • Номер 12 • декабрь 2018

ISSN 1994-6937 Russian Journal of Entrepreneurship

^^^^ издательство

Креативная экономика

современное состояние и перспективы развития крупнейших компаний розничной торговли

Петрова Н.П.1, Овечкина А.И.1

1 Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Санкт-Петербург, Россия

АННОТАЦИЯ:_

В статье рассмотрены актуальные проблемы и современное состояние крупнейших компаний розничной торговли, проанализированы и обобщены показатели, отражающие финансово-экономические результаты деятельности организаций розничной торговли, представлена информация о состоянии российского ритейла и динамике его развития. Проведено исследование результатов деятельности крупнейших российских торговых розничных сетей по продаже продуктов питания и особенностям их функционирования. Актуальность исследования розничной торговли определяется восстановлением потребительского спроса, увеличением доли сетей на рынке и тем, что отрасль активно внедряет цифровые технологии. При этом ритейлеры работают в условиях низкого платежеспособного спроса, девальвации национальной валюты, продуктового эмбарго и перспективы повышения НДС. В конце статьи даны предложения и рекомендации по направлениям развития компаний розничной торговли в современных условиях.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ритейл, торговые сети, электронная торговля, финансовый анализ, крупнейшие компании розничной торговли.

current state and prospects of development of the largest retail companies

Petrova N.P.1, Ovechkina A.I.1

1 The St. Petersburg State University of Economics, Russia

введение

В 2015-2016 гг. показатели развития российской экономики демонстрировали сдержанную динамику, вместе с тем, уже в 2017 году наблюдалось повышение экономической активности. Был зафиксирован рост валового продукта (ВВП) на уровне 1,5% после спада в 20152016 годах (97,5% и 99,9% соответственно). Анализ элементов использования ВВП показал прирост валового накопления на 7,4%, а расходов на конечное потребление на 2,6%. В 2017 г. оптовая и розничная торговля составили в ВВП РФ 14,3% (в 2016 г. - 15,9%). В январе-июне 2018 г. рост ВВП России составил 1,9% в годовом выражении, наблюдалась положительная динамика валового потребления, прирост которого составил 2%. Восстановлению потребительского спроса способствовали

рост зарплаты, индексация пенсий и социальных выплат. В 2017 году оборот розничной торговли в России вырос на 1,3% до 29,813 трлн руб., а в январе-октябре 2018 г. достиг 92,7 млрд руб., что в сопоставимых ценах составляет 100,5% к январю-октябрю 2017 года [10] (Рв^оуа, РШвпоу, 2018). По оценке Минэкономразвития, в 2018 г. в базовом сценарии ожидается прирост розничной торговли на 2,9% [7].

Актуальность исследования розничной торговли определяется восстановлением потребительского спроса, увеличением доли сетей на рынке и активным внедрением цифровых технологий внутри отрасли. В 2017 году рынок интернет-торговли в РФ увеличился на 13% и достиг 1,04 трлн руб. (Ассоциация компаний интернет-торговли). Онлайн-торговля занимает около 3% объема всей торговли в России, что составляет 35 млрд руб. [11] (Яогккоу, 0).

Целью исследования является анализ тенденций развития розничной торговли за период 2013-2018 гг. на основе результатов финансовой деятельности 20 крупнейших российских розничных компаний по продаже продовольственных продуктов. Методы исследования, используемые при написании статьи: статистический, ситуационного анализа, экспертно-прогнозный. Объект исследования: крупнейшие розничные компании РФ. Предмет исследования: направления развития современной розничной торговли в сфере реализации продовольственных товаров.

Научная новизна исследования состоит в том, что авторами определены и раскрыты проблемы и современное состояние крупнейших компаний розничной тор-

ABSTRACT:_

The article deals with the current problems and the current state of the largest retailers; the authors analyzed and summarized indicators that reflect the financial and economic results of retail organizations, provided information about the state of the Russian retail and the dynamics of its development. The study of the results of the largest Russian retail chains for the sale of food and features of their functioning was conducted. The relevance of the study of retail trade is determined by the recovery of consumer demand, an increase in the share of networks in the market and the fact that the industry is actively introducing digital technologies. At the same time, retailers operate in conditions of low effective demand, devaluation of the national currency, food embargo and prospects of VAT increase. At the end of the article offers and recommendations on modern directions of development of retail companies in modern conditions are given.

KEYWORDS: retail, retail chains, e-Commerce, financial analysis, major retail companies

JEL Classification: L81, L86, M21 Received: 07.12.2018 / Published: 28.12.2018

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Petrova N.P. (natashanpk0yandex.ru)

CITATION:_

Petrova N.P, Ovechkina A.I. (2018) Sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya krupneyshikh kompaniy roznichnoy torgovli [Current state and prospects of development of the largest retail companies]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. 19. (12). - 4093-4110. doi: 10.18334/rp.19.12.39691

говли, проведен анализ основных результатов финансово-хозяйственной деятельности крупнейших компаний розничной торговли.

Анализ современного состояния развития розничной торговли

Розничная торговля является конечным этапом распространения товаров. Согласно ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 28 декабря 2009 г. № 381, розничная торговля - вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности [1].

Объектом розничной торговли является покупатель, субъектом - продавец. Согласно ст. 492 ГК РФ и ст. 346.27 НК РФ, основным критерием, позволяющим отличить розничную торговлю от оптовой торговли, является конечная цель использования приобретаемого покупателем товара. К розничной торговле относится предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами как за наличный, так и за безналичный расчет по договорам розничной купли-продажи, независимо то того, какой категории покупателей (физическим или юридическим лицам) реализуются эти товары. Определяющим признаком договора розничной купли-продажи является то, для каких целей налогоплательщик реализует товары физическим лицам: для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Анализ хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность в отрасли розничной торговли, позволил сделать следующие выводы: до 2016 года происходил процесс интенсивного роста сетевой торговли. При этом количество организаций, осуществляющих розничную торговлю, за 10 лет увеличилось на 14 тыс. ед. (2005 г. к 2015 г.). Но к 2017 году этот показатель снизился до 327 тыс. ед., что на 39 тыс. ед. меньше по сравнению с 2005 годом. Число индивидуальных предпринимателей имело тенденцию к снижению: их количество уменьшилось на 30 тыс. ед. (2005 г. к 2015 г.), а к 2017 году на 154 тыс. ед. (табл. 1), количество розничных рынков также имело отрицательную динамику: в 2017 г. показатель уменьшился в 5,3 раза по сравнению с 2005 г.

ОБ АВТОРАХ:_

Петрова Наталья Павловна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры корпоративных финансов и оценки бизнеса (natashanpk0yandex.ru)

Овечкина Анна Игоревна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры корпоративных финансов и оценки бизнеса, кандидат экономических наук (anna-igorevna0mai1.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Петрова Н.П., Овечкина А.И. Современное состояние и перспективы развития крупнейших компаний розничной торговли // Российское предпринимательство. - 2018. - Том 19. - № 12. - С. 4093-4110. doi: 10.18334/гр.19.12.39691

Таблица 1

Направления развития организаций розничной торговли, тыс. ед.

Субъекты розничной торговли 2005 2010 2013 2014 2015 2016 2017

Организации, осуществляющие розничную торговлю и ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования21 366,1 373,4 375,5 376,7 380,5 352,3 327,2

Индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную торговлю и ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования тыс.человек21 1448,3 1769,0 1442,2 1437,1 1418,7 1384,7 1294,3

Розничные рынки31 5831 3427 1589 1447 1308 1158 1091

Число торговых мест на рынках, тыс.мест31 1214 961 423,8 394,4 352,4 311,0 282,2

1) Данные за 2014 г. приводятся с учетом сведений по Крымскому федеральному округу. 2) По данным государственной регистрации. 3) По данным сплошного обследования розничных рынков.

Источник: Федеральная служба государственной статистики.

Структуру объектов розничной торговли в РФ составляют: гипермаркеты - 3% от общего количества, минимаркеты - 35%, павильоны - 14%, палатки и киоски - 11,6% и пр. По площади торгового зала на первое место вышли гипермаркеты: их доля составляет около 30% от общего количества торговых площадей, минимаркеты занимают 17%, павильоны - 3% (табл. 2).

Последние 15 лет крупные розничные сети стабильно увеличивают свою долю на российском рынке, постепенно вытесняя малый бизнес и открытые рынки, особенно в крупных городах европейской части страны. В развитых странах на продажи торговых сетей приходится до 75% розничного товарооборота, а в России около 30% (табл. 3). Распространенность разнообразных ритейл-форматов (супермаркеты, онлайн-мага-зины и т. д.) позволяет сказать, что 68% российского рынка соответствует современным мировым стандартам розничной индустрии. Устаревшие форматы точек продаж - киоски, уличные рынки, постепенно исчезают и на сегодняшний день существуют в основном в небольших городах и сельской местности. Несмотря на присутствие на рынке международных крупных сетей, лидерство в продуктовом ритейле прочно удерживают российские сети. В краткосрочной перспективе развитие рынка будет происходит за счет сделок слияний и поглощений и прекращением деятельности неэффективных компаний.

Развитие розничной торговли имеет положительную динамику, его среднегодовой рост за 10 лет равен почти 9,5%. В 2017 г. в структуре оборота розничной торговли удельный вес продовольственных товаров составил 48,4%, а непродовольственных -51,6% (в 2016 г. - 48,6% и 51,4% соответственно) (табл. 4).

Таблица 2

Структура объектов розничной торговли в РФ (31.12. 2017 г.)

Магазины -всего Гипермаркеты и супер- Минимаркеты

маркеты

Количест- площадь количество площадь количество площадь тор-

во единиц торгового зала, кв. м единиц торгового зала, кв. м единиц гового зала, кв. м

РФ 779229 118898790,7 22473 34522465,6 272717 20730833,8

Центральный феде- 182060 36977408,4 7160 12961843,7 52832 5045530,7

ральный округ

г. Москва 27345 11410736,0 1945 5662906,7 4698 750144,0

Северо-Западный 58432 7413202,1 1496 2183042,2 18092 1374724,9

федеральный округ

Южный федеральный 114026 11 159306,3 2091 2658062,0 42871 2669226,8

округ

Северо-Кавказский 56165 4209700,7 672 736027,3 19603 917406,8

федеральный округ

Приволжский феде- 161977 25780265,9 5364 7557353,6 62546 4258104,2

ральный округ

Уральский федераль- 62323 10717581,1 1971 3243773,4 20212 16201 19,2

ный округ

Сибирский федераль- 102499 16478848,6 3248 4634669,1 40563 2855068,4

ный округ

Дальневосточный 41747 6162477,6 471 547694,3 15998 1990652,8

федеральный округ

Источник: Федеральная служба государственной статистики.

Таблица 3

Доля ритейла в торговом обороте, в процентах

2013 2014 2015 2016 2017

Российская Федерация 21,9 22,9 25,0 27,4 29,9

Центральный федеральный округ 23,2 23,8 26,3 27,3 31,7

г. Москва 20,4 20,4 21,8 22,5 29,3

Северо-Западный федеральный округ 36,9 39,1 41,8 47,0 47,3

г. Санкт-Петербург 49,3 52,1 52,8 58,8 58,2

Южный федеральный округ 20,9 22,1 23,8 25,5 26,1

Северо-Кавказский федеральный округ 6,2 5,8 5,8 6,4 6,7

Приволжский федеральный округ 20,5 22,3 23,5 26,3 28,6

Уральский федеральный округ 19,2 21,3 24,8 28,5 31,2

Сибирский федеральный округ 22,4 23,2 25,7 29,5 31,2

Дальневосточный федеральный округ 9,8 10,8 11,9 13,0 13,9

Таблица 4

Оборот розничной торговли по РФ, млрд руб.

Год Всего Продовол. товарами Непродовол. товарами Оборот розничной торговли торгующих организаций

% ден. ед. % ден. ед.

2007 10868976,4 45,00 4891343,5 55,00 5977632,9 9218579,4

2008 13944183,1 46,58 6495646,2 53,42 7448536,9 12113250,1

2009 14599153,1 48,61 7097079,1 51,39 7502074 12655449,2

2010 16512047 48,46 8002168,2 51,54 8509878,8 14457153,8

2011 19104336,5 47,66 9104324,3 52,34 10000012,2 16898443,1

2012 21394526,2 46,56 9961361,5 53,44 1 1433164,7 19126304,5

2013 23685913,5 47,04 11 143008,9 52,96 12542904,6 21453829,3

2014 26356237,3 46,97 12380805,5 53,03 13975431,8 24057249

2015 27526793,2 48,72 13412264 51,28 14114529,2 25358189,2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2016 28305594,6 48,56 13746346,5 51,44 14559248,1 26298361

2017 29813334,4 48,42 14435782,9 51,58 15377551,5 27877885,5

Источник: Федеральная служба государственной статистики.

За 2007-2009 годы доля продовольственных товаров в розничных продажах в России выросла с 45,0% до 48,6%. В 2013-2014 годах показатель стабилизировался на уровне 47,0%, но в 2015 году вырос до 48,7% (максимум с конца 1980-х годов) за счет более быстрых темпов падения продаж непродовольственных товаров. В целом такая структура оборота торговли с преобладанием в ней продовольственных товаров характерна для развивающихся стран.

В структуре розничных продаж продовольственными товарами в 2017 г. преобладает потребление мясных продуктов - 7,5%, кондитерских изделий - 3.5%, хлеба и макарон - 2,9%, табачных изделий - 2,6%, рыбы и морепродуктов - 2,1% и свежих фруктов - 1,9%. Среди непродовольственных товаров лидируют бензин - 6,3%, одежда (ткани) - 5,9%, автомобили - 53,5%, фармацевтические, медицинские и ортопедические товары - 4,2%.

В 2017 году на фоне выхода страны из затяжной рецессии начался рост объемов розничной торговли. Реальные розничные продажи продовольственных товаров увеличились на 0,5%, а непродовольственных на 1,9%. В 2018 году данная тенденция сохранилась; в январе- апреле 2018 г. рост оборота розничной торговли непродовольственными товарами в реальном выражении составил 2,4%, а продовольственными 2%.

В структуре оборота розничной торговли за 5 лет среди субъектов РФ на первом месте Центральный федеральный округ. Его доля в розничном обороте в 2016

Таблица 5

Развитие розничной торговли в субъектах Российской Федерации, млн руб.

2012 2013 2014 2015 2016

Российская Федерация 21394526,2 23685913,5 26356237,3 27526793,2 28305594,6

Центральный федераль- 7287582,4 8036406,9 9016550,9 9278379,5 9531829,8

ный округ, в т. ч.

г. Москва 3639715,1 4016986,9 4436898,4 4310106,7 4282410,1

Северо-Западный фе- 1967542,2 2147205,0 2383450,3 2600929,3 2742436,9

деральный округ, в т. ч.

г. Санкт-Петербург 844759,4 920720,7 1017623,0 1 144607,3 1234323,5

Южный федеральный 1919622,3 2134592,0 2405182,0 2597810,2 2994483,5

округ

Северо-Кавказский 1091748,5 1209370,1 1340343,9 1503389,3 1538028,0

федеральный округ

Приволжский феде- 3913676,0 4377960,8 4851273,5 4879977,8 4977617,1

ральный округ

Уральский федеральный 2065036,3 2302653,1 2435413,2 2484078,3 2475431,2

округ

Сибирский федераль- 2330901,3 2555023,8 2696933,4 2740453,7 2797007,8

ный округ

Дальневосточный феде- 818417,2 922701,8 1043238,6 1 188602,2 1248760,3

ральный округ

Крымский федеральный - - 183851,5 253172,9 -

округ

Источник: Федеральная служба государственной статистики.

году составила 33,7%, из них почти 45% приходится на Москву, на втором месте -17,6% Приволжский федеральный округ, далее Южный федеральный округ - 10,6%, Сибирский федеральный округ - 9,9% и Северо-Западный федеральный округ - 9,7% (табл. 5).

Среди лидеров по темпу прироста розничных продаж выделяется г. Севастополь (+23,4% динамика связана с низкой базой предыдущих лет), Омская (+6,9%), Московская (+6,6%), Ярославская (+5,6%) и Тверская (+4,9%) области.

В 2017 году на развитие розничной торговли значительное влияние оказывали такие факторы, как социально-экономическое развитие региона и доходы населения. Также существует прямая зависимость между численностью населения и количеством магазинов розничной торговли. По данным Росстата, заработная плата в 2017 г. составила 65,1% денежных доходов населения в России и 75% таких доходов ушло на покупку товаров и оплату услуг. В 2017 году население России продолжало адаптироваться к последствиям инфляционного шока 2015 года. Рост розничных продаж товаров в 2017 году (1,2%) оказался слабее увеличения реальных заработных плат населения (3,5%), так как в условиях экономического кризиса и в посткризисный

период домашние хозяйства сокращают потребление тем больше, чем больше падают их доходы.

В таблице 6 представлены показатели, характеризующие развитие розничной торговли и потребительского спроса.

Основные тенденции развития крупнейших российских компаний розничной торговли по продаже продовольственных товаров

В рейтинге Эксперт-400 крупнейших корпораций РФ сектор розничной торговли является лидирующим по количеству представленных компаний - 56 юридических лиц или 14% от общего количества крупнейших компаний РФ. В общем объеме крупнейших компаний розничной торговли представлено 20 компаний, занимающихся розничными продажами продовольственных товаров. Большинство из них имеют штаб-квартиру в Москве 47,37% (9 компаний) и Московской области 10,53% (2 компании). По форме ведения продаж - это торговые сети, как правило, со смешанной структурой капитала - как российского, так и иностранного. Чаще всего бизнес зарегистрирован в оффшорных зонах, таких как Кипр и Люксембург. Среди компаний ритейла отсутствуют компании с преобладанием государственного капитала. Исключение составляет компания «Магнит», так как в феврале 2018 г. ее основатель Сергей Галицкий продал практически полностью свой пакет (29%) группе ВТБ, в которой государству принадлежит 60,9% акций. В рейтинг вошли компании годовой объем выручки, которых в 2017 г. составил не менее 30,3 млрд руб. (520 млн долл.) (табл. 7).

Старейшими по году создания в рейтинге являются ООО «Лента» (г. Санкт-Петербург) и ООО «Мария Ра» (г. Барнаул), зарегистрированные в 1993 году, а самой молодой сетью в рейтинге стал продуктовый ритейлер-дискаунтер «Верный», осуществляющий свою деятельность с осени 2012 года в г. Москве и г. Санкт-Петербурге. Средний возраст крупнейших компаний ритейла, представленных в рейтинге, составляет 16 лет. По количеству магазинов лидируют: «Магнит», который насчитывает более 16 000 точек по всей стране, X5 Retail Group более 12 000, «Дикси» более 3 000 точек по всей стране, ООО «Мария Ра» более 900 магазинов в Западной Сибири, торговая сеть «Монетка» более 800 магазинов в Уральском регионе, ТД «Интерторг» крупнейший продуктовый ритейлер Северо-Западного региона владеет универсамами «Народная 7Я» (более 400), супермаркетами «идеЯ» и Spar, ООО «Лента» насчитывает около 350 гипер- и супермаркетов по всей стране.

У большинства компаний ритейла по итогам 2017 году наблюдается рост выручки (табл. 8). Лидерами по показателю выручки являются супермаркеты по продаже фермерских продуктов «ВкусВилл», магазины «Бристоль», X5 Retail Group (ООО), ООО «Лента», сети «Ярче!» и «Самбери». При этом высоких темпов прироста чистой прибыли удалось достичь только трем компаниям: X5 Retail Group, «Лента» и «Самбери». Остальные 17 компаний имеют отрицательную динамику по чистой прибыли и даже убыток. По итогам 2017 г. «Магнит» уступил лидерство, которое он удер-

Таблица 6

Динамика номинальной заработной платы и реальных денежных доходов по регионам, лидирующим по объемам розничного товарооборота,%

Субъект Оборот розничной торговли в млрд руб. Номинальная заработная плата (в месяц), руб. Среднедушевые денежные доходы населения (в месяц), руб.

Янв.-сен. 2018 2017 2016 Янв.-сен. 2018 2017 2016 Янв.-сен. 2018 2017 2016

Россия 22727,3 29813 28306 42325 39144 36709 31032 31488 30747

г. Москва 3414,3 4521,9 4282,4 81317 77300 71379 58085 61289 59203

СЗФО 2239,7 2895,8 2742,4 48295 44696 41076 32447 33482 33212

г. Санкт-Петербург 1012,9 1326,3 1234,3 58625 54353 48703 39885 41280 41165

Источник: Федеральная служба государственной статистики.

Таблица 7

Крупнейшие компании ритейла в РФ по итогам 2017 г.

Название компании Бенефициары Год создания Штаб-квартира

X5 Retail Group (ООО) Кипр, Люксембург, РФ 2006 Москва

ПАО «Магнит» РФ 1994 Краснодар

ООО «Лента» Кипр, Виргинские острова 1993 СПБ

ООО «Ашан» Франция 2001 Московская обл.

ПАО ГК «Дикси» Кипр 2003 Москва

ООО «Метро кэш энд керри» Германия, Нидерланды 2000 Москва

ООО ГК «О'Кей» Люксембург, Кипр 2001 Москва

ООО «Гиперглобус» (сеть гипермаркетов «Глобус») Германия 2004 Московская обл.

ООО «Мария Ра» РФ 1993 Барнаул

Торговая сеть «Монетка» ООО ЭЛЕМЕНТ-ТРЕЙД Кипр 2003 Екатеринбург

ООО ТД «Интерторг» Монако 2004 Ленинградская обл.

Сеть магазинов «Бристоль» ООО «Аль-бион-2002» Кипр 2002 Нижний Новгород

Сеть супермаркетов «Атак» (ООО) Франция 2004 Москва

«Азбука вкуса» ООО «Городской супермаркет» Кипр 2002 Москва

ООО «Холидей» Кипр 2004 Новосибирская обл.

Окончание табл. 8

Название компании Бенефициары Год создания Штаб-квартира

«Верный» ООО «Союз Святого Иоанна Воина» РФ 2012 Москва

ООО «ВкусВилл» РФ, Кипр 2012 Москва

АО Корпорация ГРИНН РФ 1995 Курская обл.

«Ярче!» ООО «КАМЕЛОТ-А» РФ 2007 Томская обл.

«Самбери» ООО «Невада-Восток» РФ 2005 Хабаровский край

Источник: составлено авторами по данным компаний.

Таблица 8

Динамика выручки и чистой прибыли компаний ритейла за 2017 г.

Название компании Выручка, млрд. руб. Темп прироста, % Чистая прибыль (убыток), млрд. руб. Темп роста, %

2016 2017 2016 2017

X5 Retail Group 1034,00 1295,00 25 22 31 140,91

Розничная сеть «Магнит» 1075,00 1143,00 6 54 36 66,67

«Лента» 306,00 365,00 19 11 13 118,18

«Ашан» 333,00 294,00 -12 11 3,777 34,34

ГК «Дикси» 311,00 283,00 -9 -2,786 -6,014 x

«Метро кэш энд керри» 269,00 232,00 -14 5, 842 4,542 78,00

ГК «О'Кей» 175,00 177,00 1 -0,138 3,167 x

«Гиперглобус» (сеть гипермарке-тов «Глобус») 83,00 88,00 6 5, 372 3,903 72,60

Сеть магазинов «Мария Ра» 76,00 79,00 4 2,631 2,411 91,64

Торговая сеть «Монетка» ООО ЭЛЕМЕНТ-ТРЕЙД 76,00 79,00 4 0,845 0,332 39,29

ТД «Интерторг» 78,00 75,00 -4 1, 703 1,036 61,00

Сеть магазинов «Бристоль» ООО «Альбион-2002» 42,00 68,00 62 -0,335 0,009 x

Сеть супермаркетов «Атак» 71,00 62,00 -13 1,049 -2,869 x

«Азбука вкуса» ООО «Городской супермаркет» 52,00 54,00 4 1, 502 1,052 70,00

Компания «Холидей» 56,50 47,90 -15 2586 -1642 x

«Верный» ООО «Союз Святого Иоанна Воина» 34,00 37,00 9 -1,278 0,012 x

Сеть супермаркетов фермерских продуктов «ВкусВилл» 18,00 32,00 СО 0,433 0,232 4,16

АО Корпорация ГРИНН 35,00 32,00 -9 -0,432 0,071 x

Сеть супермаркетов «Ярче!» ООО КАМЕЛОТ-А 29,00 32,00 10 0,221 0,083 37,56

«Самбери» ООО «Невада-Восток» 29,00 31,00 7 0,366 0,618 168,85

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

живал с 2014 г. X5 Retail Group, что связано с изменением структуры собственников и корпоративной стратегией развития. Хороший прирост выручки и чистой прибыли показала ГК «Лента», увеличив при этом количество магазинов по итогам 2017 г. В планах компании было открытие в 2018 г. еще 40 супермаркетов и 18 гипермарке-тов. ГК «Дикси» продемонстрировала снижение выручки на 9,3% по итогам 2016 г., ГК «ОКЕЙ» - прирост выручки на 1,1%.

В таблице 9 представлена динамика показателей рентабельности торговых компаний, которые показывают насколько эффективно компании управляют своими экономическими и финансовыми ресурсами.

Анализируя состояние крупнейших компаний отрасли розничной торговли по группе показателей рентабельности, можно сделать следующий вывод: у большинства компаний наблюдается высокая степень прибыльности их основной деятельности, а значения

Таблица9

Анализ показателей рентабельности крупнейших компаний розничной торговли

Название компании Рентабельность собственных средств,% Рентабельность продаж,% Рентабельность активов,%

Среднее значение по отрасли со 1,39 2,24

X5 Retail Group (ООО) 18 29,93 0,35

ПАО «Магнит» 34 16,72 25,07

ООО «Лента» 46 4,24 3,07

ООО «Ашан» 7,29 3,55 2,85

ПАО ГК «Дикси» -0,26 19,72 0

ООО «Метро кэш энд керри» 7,5 0,36 3,8

ООО ГК «О'Кей» -75 -1,37 1,88

ООО «Гиперглобус» 19,81 9,04 6,8

ООО «Мария Ра» 20,57 78,41 19,32

Торговая сеть «Монетка» 4,8 1,04 1,39

ООО ТД «Интерторг» 25,34 0,4 4,77

Сеть магазинов «Бристоль» ООО «Альбион-2002» 2,69 0,44 0,09

Сеть супермаркетов «Атак» (ООО) -25,29 0,2 -7,85

«Азбука вкуса» 22,89 3,21 4,22

ООО «Холидей» -40,58 1,24 -5,6

ООО «ВкусВилл» 0,37 3,74 0,23

АО Корпорация ГРИНН 0,64 2,62 0,18

«Ярче!» ООО «КАМЕЛОТ-А» 19,39 -0,07 1,04

коэффициентов рентабельности рассматриваемых компаний соответствуют отраслевым нормативам. Наиболее эффективно своими ресурсами распоряжается менеджмент таких компаний, как X5 Retail Group, «Магнит», «Лента», сеть гипермаркетов «Глобус», ТД «Интерторг», сеть «Ярче!». Исключением по данной группе коэффициентов стали ГК «О'Кей», сеть супермаркетов «Атак», ООО «Холидей». Снижение показателей рентабельности у ГК «О'Кей» было связано с продажей бизнеса супермаркетов (декабрь 2017 года-апрель 2018 года), отрицательным влиянием тенденций в макроэкономике, а также растущим конкурентным давлением и проведением менее эффективных промо-кампаний. «Атак» - это магазины, входящие в структуру супермаркетов французской группы АШАН и, соответственно, снижение выручки и чистой прибыли связано с политикой головной компании, которая с декабря 2015 начала проводить изменение структуры «АШАН Ритейл Россия» (ООО «АШАН», ООО «Атак» и другие дочерние компании в России) путем разделения всех магазинов на четыре формата: классические гипермаркеты АШАН, суперсторы АШАН Сити, супермаркеты «Атак» и АШАН Супермаркет, а также магазины формата «у дома» («Мой АШАН» и Lillapois). Финансовые проблемы «Холидей» - торговой сети Сибири продолжаются с 2015 года. За последние три года компания является ответчиком в более чем 841 деле на общую сумму 3,2 миллиарда рублей, а 25 июля 2018 года началась процедура банкротства компании. Для расчета с кредиторами еще в 2017 году компания была вынуждена продать 151 магазин, 22 из которых купила «Лента», а большинство магазинов перешли под бренд «Магнит».

В таблице 10 представлена динамика основных финансовых показателей, характеризующих деятельность торговых компаний.

Анализ показателей ликвидности позволяет оценить способность предприятия покрыть финансовые обязательства. Коэффициенты ликвидности показывают величины текущих задолженностей и его оборотных средств, которые должны обеспечить погашение этих задолженностей. Коэффициент общей ликвидности отражает возможности компании рассчитываться по краткосрочным обязательствам, используя только ресурсы оборотных активов. Чем показатель больше, тем лучше платежеспособность организации. У большинства рассмотренных компаний значения коэффициентов ликвидности меньше нормативных значений, поэтому в будущем у компаний могут возникнуть проблемы с погашением текущих задолженностей. Наличие обязательств в структуре капитала подтверждает также коэффициент финансового рычага, коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами и высокие значения долгосрочных и краткосрочных кредитов и займов. Не зависят от кредиторов и не испытывают проблемы с финансовой устойчивостью только X5 Retail Group, «Дикси», ООО «Метро кэш энд керри», ООО «Мария Ра».

Показатели оборачиваемости характеризуют уровень эффективности использования ресурсов (материальных, трудовых и финансовых). Результативность работы компании относительно величины авансированных ресурсов можно оценить на основе показателей оборачиваемости дебиторской задолженности, кредиторской задолженности, запасов и показателя общей оборачиваемости активов компании (табл. 11).

Таблица 10

Анализ финансовых показателей крупнейших компаний розничной торговли

название компании Соотношение заемных и собственных средств, 0«(ж)<1 соотношение обязательств и активов (x), от 0,2 до 0,5 Долгосрочные и краткосрочные кредиты и займы Коэффициент общей ликвидности (x), от 1,0 до 2,0 Вероятность дефолта

Среднее значение по отрасли 2,97 0,75 - 1,06 -

X5 Retail Group (ООО) 0,47 0,32 1 719 206 0,27 1,5% низкая

ПАО «Магнит» 0,79 0,44 66 347 823 0,3 1,5% низкая

ООО «Лента» 3,46 0,78 174 790 679 0,66 1,5% низкая

ООО «Ашан» 1,56 0,61 80 738 547 0,88 1,5% низкая

ПАО ГК «Дикси» 0 0 28 833 86,55 3,33% низкая

ООО «Метро кэш энд керри» 0,97 0,49 59 018 696 1,01 1,5% низкая

ООО ГК «О'Кей» 4,64 0,81 57 273 824 0,95 1,5% низкая

ООО «Гиперглобус» 1,91 0,66 37 685 437 0,75 0,71% минимальная

ООО «Мария Ра» 0,06 0,06 1 325 812 5,59 дефолт

Торговая сеть «Монетка» 2,45 0,71 16 984 246 1,07 1,5% низкая

ООО ТД «Интерторг» 4,31 0,81 17 626 287 1,33 0,71% минимальная

Сеть магазинов «Бристоль» ООО «Альбион - 2002» 30,19 0,97 11 381 212 0,92 1,5% низкая

Сеть супермаркетов «Атак» (ООО) 2,22 0,69 25 180 762 0,57 3,33

«Азбука вкуса» ООО «Городской супермаркет» 4,42 0,82 20 337 304 1,9 0,71% минимальная

ООО «Холидей» 6,25 0,86 25 276 263 0,73 дефолт

ООО «ВкусВилл» 0,62 0,38 3 045 318 1,36 1,5% низкая

АО Корпорация ГРИНН 2,58 0,72 7 571 479 0,87 1,5% низкая

«Ярче!» ООО «КАМЕЛОТ-А» 17,67 0,95 1 719 206 0,99 1,5% низкая

«Самбери» ООО «Невада-Восток» 0,47 0,32 1,5% низкая

Таблица 11

Анализ показателей оборачиваемости крупнейших компаний розничной торговли (кол-во обор. за год)

название компании Обор-ть дебиторской задолженности обор-ть кредиторской задолженности обор-ть активов обор-ть запасов

Среднее значение по отрасли 2,37 0,15 2,23 10,08

X5 Retail Group (ООО) 0,81 1,43 0,07 215,69

ПАО «Магнит» 28,79 69,75 - 7 801,79

ООО «Лента» 0,05 0,14 1,76 11,58

ООО «Ашан» 0,045 0,17 2,18 11,65

ПАО ГК «Дикси» 11,77 0,19 - -

ООО «Метро кэш энд керри» 0,09 0,5 2,13 4,14

ООО ГК «О'Кей» 0,02 0,18 2,4 11,84

ООО «Гиперглобус» (сеть гипермаркетов «Глобус») 0,04 0,15 1,6 14,79

ООО «Мария Ра» 0,75 0,1 0,35 916,61

Торговая сеть «Монетка» ООО ЭЛЕМЕНТ-ТРЕЙД 0,06 0,13 3,29 10,52

ООО ТД «Интерторг» 0,02 0,17 3,71 7,93

Сеть магазинов «Бристоль» ООО «Аль-бион-2002» 0,02 0,1 5,81 10,05

Сеть супермаркетов «Атак» (ООО) 0,045 0,17 1,68 9,92

«Азбука вкуса» ООО «Городской супермаркет» 0,05 0,14 2,41 7,09

ООО «Холидей» 0,04 0,19 1,58 7,78

ООО «ВкусВилл» 0,03 0,07 4,43 37,51

АО Корпорация ГРИНН 0,04 0,01 0,77 13,04

«Ярче!» ООО «КАМЕЛОТ-А» 0,04 0,09 5,58 13,92

Источник: составлено авторами по данным компаний.

Анализ коэффициентов деловой активности позволил сделать следующие вывод: отрасль можно оценить, как финансово устойчивую, так как более 80% показателей находятся в пределах среднеотраслевых значений. Подобная ситуация свидетельствует о том, что большинство компаний отрасли демонстрируют высокую интенсивность использования (скорость оборота) оборотных активов и обязательств.

Компании, ориентированные на массового потребителя экономсегмента с относительно меньшей наценкой, имеют более высокие показатели оборачиваемости, в отличие от компаний, ориентированных на состоятельного покупателя, реализующих уникальные продукты с большей наценкой.

Заключение

Анализ развития отрасли розничной торговли и деятельности крупнейших игроков рынка позволил сделать следующие выводы. На финансовые показатели развития ритейла оказывают значительное влияние уровень социально-экономического развития страны и уровень доходов населения. Крупные торговые сети занимают значительную долю на российском рынке торговли за счет агрессивных маркетинговых акций и привлекательных скидок. Зарубежные продуктовые ритейлеры при этом ощутимо отстают от российских сетей. В 2018-2019 гг. продолжался процесс консолидации, который позволяет крупнейшим торговым сетям экономить на масштабе. В 2019 году сдерживающим фактором роста сетей может стать повышение ставки НДС с 18% до 20% с 1 января 2019 г. Однако рост реальных располагаемых доходов населения может компенсировать эти ограничения. Перспективным направлением в розничной торговле может стать продажа экологических чистых фермерских продуктов питания, поскольку современные покупатели поддерживают тренд здорового питания.

С августа 2014 года было введено продовольственное эмбарго на некоторые виды продовольствия из стран ЕС, США, Австралии, Канады и Норвегии. Под запрет попали поставки говядины, свинины, мяса птицы, рыбы, морепродуктов, сыров, молока, фруктов, овощей, а также некоторых других категорий продуктов [12]. Под воздействием ограничений структура продаж российского ритейла полностью перестроилась, и доля товаров отечественного производства имела положительную динамику (табл. 12).

Крупные ритейлеры запустили собственное производство продовольственных товаров. На данный момент производство есть у «Магнита», «МЕТРО», «Ашана», «Дикси» и других сетей. Собственное производство будет одной из точек роста в среднесрочной перспективе. В настоящее время в ритейле также распространено собственное производство на территории магазинов - выпечка, салаты, полуфабрикаты собственного приготовления. Новым трендом в развитии торговли стали магазины при АЗС. Особенностью магазинов при АЗС является небольшая торговая площадь, а также зачастую наличие кафе на территории магазина.

Вступление в силу Федерального закона № 290-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» также оказало влияние на развитие розничной

Таблица 12

Товарные ресурсы розничной торговли,%

Вид 1992 2000 2005 2010 2014 2015 2016 2017

Товарные ресурсы розничной торговли, всего в т. ч. за счет: 100 100 100 100 100 100 100 100

отечественного производства 77 60 55 56 58 62 62 65

поступлений по импорту 23 40 45 44 42 38 38 35

торговли. С 1 июля 2018 года для всех владельцев кассовых аппаратов стала обязательной передача данных в режиме онлайн (исключение сделано до 01. 07. 2019 г. для отдельных представителей малого бизнеса). По приблизительным оценкам затраты на реализацию требований закона обойдутся рынку в сумму около 55 млрд руб. [3] (Arkhangelskaya, Yuzbekova, Suvorova, 0).

В условиях развития цифровизации крупные сети повышают долю электронных продаж (интернет-магазины). Тем не менее, по данным Ассоциации компаний интернет-торговли, в первом полугодии 2017 г. доля продуктов питания составила не более 20 млрд рублей или 1% оборота российского рынка интернет-торговли. Однако продажи в данной категории имеют устойчивый рост, что говорит о возможных перспективах развития сегмента в ближайшем будущем. В целом объем интернет-торговли в РФ по итогам 2017 г. увеличился на 13%, что составило 1,04 трлн руб. Около половины российского рынка продуктовой интернет-торговли приходится на Москву и Московскую область. Лидерами российской интернет-розницы являются «Азбука Вкуса», «О'кей», «Перекресток», «Глобус» и «Ашан».

Крупные розничные сети продолжают процесс автоматизации. Основные инвестиции направлены на внедрение касс самообслуживания покупателей (self-checkout), развитие складского хранения, на поставку и транспортировку грузов, программы лояльности и изучение потребительского поведения. Значительные инвестиции в логистику, сделанные продовольственными ритейлерами в 2011-2016 гг., позволили им активизировать развитие сетей внутри уже освоенных регионов и в более отдаленных округах (Урал, Сибирь). Лидерами развития логистического направления являются «Магнит» и X5 Retail Group. Так X5 Retail Group в течение 2017 г. открыла 7 распределительных центров (РЦ) общей складской площадью 166,7 тыс. кв. метров. В настоящее время у X5 Retail Group 35 РЦ, у «Магнита» - 36 РЦ.

Дальнейшее развитие инноваций в российском ритейле будет происходить по следующим ключевым направлениям:

• замена рутинного труда роботами (чат-боты, роботизированные склады, магазины самообслуживания);

• усложнение уже существующих процессов, например, анализ информационного фона региона, изменения законодательства, активность в социальных сетях для повышения точности прогноза продаж;

• формирование покупательского опыта нового поколения - прогнозирование в режиме реального времени и быстрое реагирование на спрос потребителей.

Таким образом, 2017 год обозначил следующие тенденции развития крупнейших компаний розничной торговли: снижение выручки и чистой прибыли; снижение операционных и финансовых показателей; смену лидеров; перераспределение региональных рынков; активное внедрение новых технологий. При этом ритейлеры работали в условиях низкого платежеспособного спроса, девальвации национальной валюты, продуктового эмбарго, необходимости внедрения онлайн-касс и перспективы повышения НДС.

ИСТОЧНИКИ:

1. ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской

Федерации» от 28 декабря 2009 г. № 381. Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_95629.

2. Алексина С.Б. Сценарии развития стратегии дистрибьюции на рынке FMCG в усло-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

виях усиления давления федеральных торговых сетей // Российское предпринимательство, 2018. - № 3. - doi: 10.18334/rp.19.3.38835.

3. Архангельская Е., Юзбекова И., Суворова Н. Несвободная касса: кто заработает на

замене аппаратов по всей стране. Рбк. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc. ru/technology_and_media/07/07/2016/577cfdc29a79474cd460d07b.

4. Бойкова А.В. Формирование ассортимента розничной торговли в условиях цифро-

вой экономики // Российское предпринимательство, 2018. - № 11- doi: 10.18334/ rp.19.11.9573.

5. Бюллетень «Социально-экономическое положение федеральных округов». Gks.

ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1140086420641.

6. Николаева М.А., Камолова Д.С. Сравнительная характеристика электронной и тра-

диционной розничной торговли // Торгово-экономический журнал, 2017. - № 2. - doi: 10.18334/tezh.4.2.38316.

7. Минэкономразвития понизило прогноз роста розничной торговли в России. Interfax.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.interfax.ru/business/620566.

8. Овечкина А.И., Петрова Н.П. Проблемы развития корпоративного сектора РФ /

Финансовые аспекты устойчивого развития России. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2017.

9. Панасенко С.В., Стукалова И.Б., Мазунина Т.А. Направления развития современ-

ной розничной торговли // Российское предпринимательство, 2018. - № 3. - doi: 10.18334/rp.19.3.38818.

10. Петрова Н.П., Пименов П.В. Анализ деятельности российских компаний на рынке электроники и бытовой техники // Россия и Санкт-Петербург: экономика и образование в XXI веке: Материалы XXXIX научной конференции профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов по итогам научно-исследовательской деятельности университета за 2016 год. Март-апрель 2017 года. Учетно-экономическое отделение. Финансово-экономическое отделение. СПб., 2018.

11. Рожков Р. Онлайн-торговля ждет ускорения. Коммерсант. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3593460.

12. Рост сельхозпроизводства благодаря импортозамещению достиг 11%. Eg-online.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.eg-online.ru/news/351874.

13. Синявская А. FMCG-ритейл в 2018-2020 годах: умеренный рост и консолидация. Meat-expert.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://meat-expert.ru/articles/15-fmcg-riteyl-v-2018-2020-godakh-umerennyy-rost-i-konsolidatsiya.

14. Скруг В.С. Инновационные технологии в торговле // Российское предпринимательство, 2018. - № 8. - doi: 10.18334/rp.19.8.39262.

15. Чернухина Г.Н., Красильникова Е.А. Влияние современных тенденций развития розничной торговли на изменение конъюнктуры потребительского рынка // Современная конкуренция, 2017. - № 2(62).

REFERENCES:

Aleksina S.B. (2018). Stsenarii razvitiya strategii distribyutsii na rynke FMCG v usloviyakh usileniya davleniya federalnyh torgovyh setey [Scenarios for the development of distribution strategy in the FMCG market under increasing pressure from federal trade networks]. Russian Journal of Entrepreneurship. (3). (in Russian). doi: 10.18334/rp.19.3.38835. Boykova A.V. (2018). Formirovanie assortimenta roznichnoy torgovli v usloviyakh tsifrovoy ekonomiki [Formation of the range of retail trade in the digital economy]. Russian Journal of Entrepreneurship. 19 (11). (in Russian). doi: 10.18334/ rp.19.11.9573.

Chernukhina G.N., Krasilnikova E.A. (2017). Vliyanie sovremennyh tendentsiy razvitiya roznichnoy torgovli na izmenenie konyunktury potrebitelskogo rynka [Influence of current trends of development of retail on change of the conjuncture of the consumer market]. Modern competition. 11 (2(62)). (in Russian). Nikolaeva M.A., Kamolova D.S. (2017). Sravnitelnaya kharakteristika elektronnoy i traditsionnoy roznichnoy torgovli[Comparative characteristics of electronic and traditional retail trade]. Russian Journal of Retail Management. 4(2). (in Russian). doi: 10.18334/tezh.4.2.38316. Ovechkina A.I., Petrova N.P. (2017). Problemy razvitiya korporativnogo sektora RF [Problems of development of the Russian corporate sector] Saint Petersburg: Sankt-Peterburgskiy gosudarstvennyy ekonomicheskiy universitet. (in Russian). Panasenko S.V., Stukalova I.B., Mazunina T.A. (2018). Napravleniya razvitiya sovremennoy roznichnoy torgovli[Directions of modern retail trade]. Russian Journal of Entrepreneurship. 19 (3). (in Russian). doi:10.18334/rp.19.3.38818. Petrova N.P., Pimenov P.V. (2018). Analiz deyatelnosti rossiyskikh kompaniy na rynke elektroniki i bytovoy tekhniki[Analysis of russian companies on the market of electronics and home appliances] Russia and St. Petersburg: Economics and education in the XXI century. (in Russian). Skrug V.S. (2018). Innovatsionnye tekhnologii v torgovle [Innovative technologies in the manufacturing]. Russian Journal of Entrepreneurship. 19 (8). (in Russian). doi: 10.18334/rp.19.8.39262.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.