Научная статья на тему 'Направления развития современной розничной торговли'

Направления развития современной розничной торговли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2342
297
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / RETAIL TRADE / ПУТИ РАЗВИТИЯ / DEVELOPMENT WAYS / ТРЕНДЫ / TRENDS / ОМНИКАНАЛЬНОСТЬ / OMNICHANNEL / АВТОМАТИЗАЦИЯ / AUTOMATION / ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ARTIFICIAL INTELLIGENCE / БЛОКЧЕЙН И БИТКОИН / BLOCKCHAIN AND BITCOIN

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Панасенко Светлана Викторовна, Стукалова Ирина Борисовна, Мазунина Татьяна Александровна

Рассмотрен анализ современного состояния сферы розничной торговли, а также изменений во внешней среде, которые в значительной степени предопределяют пути развития этого сегмента экономики страны в ближайшей и долгосрочной перспективе. Идентифицированы угрозы (интенсивное расширение конкурентов, рост их активности, сохранение экономических санкций) и возможности внешнего окружения торговых организаций (расширение ассортимента, замедление кризисных тенденций). Среди основных направлений развития розничной торговли выявлены такие, как: усиление ориентации на клиентов, персонификация торговли, омниканальность продаж, доступность покупок через различные платформы, автоматизация всех процессов, использование облачных технологий для обработки больших массивов данных, расширение использования искусственного интеллекта, внедрение новых финансовых онлайн технологий и криптовалют (блокчейн и биткоин).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Directions of modern retail trade

We consider the analysis of the current status of retail trade, as well as changes in the external environment, which largely predetermine the development of this economic segment in the near and long term. We identify such threats as intense expansion of competitors, growth of their activity, continued economic sanctions; we also identify such opportunities of external environment of trade organizations as expansion of the range and slowdown of crisis tendencies. Among the main directions of retail trade we reveal the strengthening of customer orientation, trade personalization, omnichannel sales, availability of purchases through various platforms, automation of all processes, the use of cloud technologies for processing large datasets, expanding the use of artificial intelligence, introduction of new financial online technologies and cryptocurrencies (blockchain and bitcoin).

Текст научной работы на тему «Направления развития современной розничной торговли»

РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Том 19 • Номер 3 • март 2018 ISSN 1994-6937 Russian Journal of Entrepreneurship

^^^^ издательство

Креативная экономика

направления развития современной розничной торговли

Панасенко С.В.1, Стукалова И.Б.1, Мазунина Т.А. 2

1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Россия

2 Пермский институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, Пермь, Россия

АННОТАЦИЯ:_

Рассмотрен анализ современного состояния сферы розничной торговли, а также изменений во внешней среде, которые в значительной степени предопределяют пути развития этого сегмента экономики страны в ближайшей и долгосрочной перспективе. Идентифицированы угрозы (интенсивное расширение конкурентов, рост их активности, сохранение экономических санкций) и возможности внешнего окружения торговых организаций (расширение ассортимента, замедление кризисных тенденций). Среди основных направлений развития розничной торговли выявлены такие, как: усиление ориентации на клиентов, персонификация торговли, омниканальность продаж, доступность покупок через различные платформы, автоматизация всех процессов, использование облачных технологий для обработки больших массивов данных, расширение использования искусственного интеллекта, внедрение новых финансовых онлайн технологий и криптовалют (блокчейн и биткоин).

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: розничная торговля, пути развития, тренды, омниканальность, автоматизация, искусственный интеллект, блокчейн и биткоин.

Directions of modern retail trade

Panasenko S.K. 1, Stukalova I.B.1, Mazunina T.A. 2

1 Plekhanov Russian University of Economics, Russia

2 Perm Institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics, Russia

введение

Актуальность исследований, связанных с определением перспективных направлений развития в сфере розничной торговли, обусловлена значимостью покупок продовольственных и непродовольственных товаров для населения страны, так как розничная торговля предполагает покупки для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. В отличие от оптовой торговли розничная реализует товары не для дальнейшей перепродажи, а для конечного потребления частными лицами. В связи с этим изменение объемов розничной торговли в ту или иную сторону прямым образом свидетельствует об изменениях жизненного уровня россиян и относится к стратегическим вопросам экономической безопасности РФ.

Целью исследования является анализ современного состояния сферы розничной торговли, изменений во внешней среде и определение направлений развития этой сферы торговли на ближайшую и долгосрочную перспективу. Методы исследования: статистический, системный, комплексный, ситуационного анализа, экспертно-про-гнозный. Объект исследования: розничная торговля. Предмет исследования: направления развития современной розничной торговли.

Анализ современного состояния сферы розничной торговли

Розничная торговля является одним из важнейших экономических сегментов рынка в любой стране, в том числе и в России. Анализ статистических данных показывает, что в 2017 году произошел постепенный переход от отрицательных темпов роста к положительным (рис. 1).

Как показывают данные Госкомстата, на 93,5 % оборот розничной торговли в 2017 г. формировался торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность вне рынка, а доля розничных рынков и ярмарок составила 6,5 % (в 2016 г. - 92,9 % и 7,1 % соответственно). Динамика оборота розничной торговли по организационным структурным элементам приведена в таблице 1.

Структура пищевых изделий и непродовольственных продуктов в 2016 и 2017 годах представлена на рисунках 2 и 3.

Как показывают статистические данные, количественное соотношение между пищевыми изделиями (включая напитки и табачные изделия) и непродовольствен-

ABSTRACT:_

We consider the analysis of the current status of retail trade, as well as changes in the external environment, which largely predetermine the development of this economic segment in the near and long term. We identify such threats as intense expansion of competitors, growth of their activity, continued economic sanctions; we also identify such opportunities of external environment of trade organizations as expansion of the range and slowdown of crisis tendencies. Among the main directions of retail trade we reveal the strengthening of customer orientation, trade personalization, omnichannel sales, availability of purchases through various platforms, automation of all processes, the use of cloud technologies for processing large datasets, expanding the use of artificial intelligence, introduction of new financial online technologies and cryptocurrencies (blockchain and bitcoin).

KEYWORDS: retail trade, development ways, trends, omnichannel, automation, artificial intelligence, blockchain and bitcoin.

JEL Classification: L81, L86, L89 Received: 21.02.2018 / Published: 31.03.2018

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Panasenko S.V. (Panasenko.SV0rea.ru)

CITATION:_

Panasenko S.V., Stukalova I.B., Mazunina T.A. (2018) Napravleniya razvitiya sovremennoy roznichnoy torgovli [Directions of modern retail trade]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. 19. (3). - 599-608. doi: 10.18334/rp.19.3.38818

Рисунок 1. Темпы роста оборотов розничной торговли в 2016-2017 гг., % Источник: составлено авторами на основе [1].

Таблица 1

оборот розничной торговли торгующих организаций и продажа товаров на розничных рынках и ярмарках в 2016-2017 гг.

показатели 2017 год, млрд руб. 2017 год, в % к 2016 г. 2016 г. в % к 2015 г.

Всего 29804,0 101,2 95,4

В том числе: - оборот торгующих организаций 27868,6 101,9 96,3

- продажа товаров на розничных рынках и ярмарках 1935,4 92,7 91,1

Источник: составлено авторами на основе [1].

ными продуктами, между показателями оборота по структурным элементам розничной торговли изменилось за последние два года (2016-2017 гг.) незначительно. В большей степени, на наш взгляд, наблюдаются качественные изменения в технологиях работы, в отношении к покупателям, которые были вызваны изменениями во внеш-

ОБ АВТОРАХ:_

Панасенко Светлана Викторовна, профессор, заведующий кафедрой торговой политики, доктор экономических наук, доцент (Panasenko.SV0rea.ru)

Стукалова Ирина Борисовна, начальник учебно-методического управления; профессор кафедры торговой политики, доктор экономических наук (Stuka1ova.ib0rea.ru)

Мазунина Татьяна Александровна, заведующий кафедрой товароведения и экспертизы товаров, к.ф.н., доцент (tat_10@mai1.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:

Панасенко С.В., Стукалова И.Б., Мазунина Т.А. Направления развития современной розничной торговли // Российское предпринимательство. - 2018. - Том 19. - № 3. - С. 599-608. Сог 10.18334/ф.19.3.38818

ней среде и которые в значительной степени предопределяют пути развития современной розничной торговли в ближайшей и долгосрочной перспективе.

Изменения во внешней среде организаций розничной торговли

Следует отметить, что на оборот розничной торговли в денежном выражении в 2016-2017 гг. в значительной степени влияли такие факторы, как: индекс потреби-

■ Пищевые изделия ■ Непродовольственные товары

Рисунок 2. Продажи пищевых изделий (включая напитки и табачные изделия) в 2016 году, % Источник: составлено авторами на основе [1].

■ Пищевые изделия ■ Непродовольственные товары

Рисунок 3. Продажи пищевых изделий (включая напитки и табачные изделия) в 2017 году, % Источник: составлено авторами на основе [1].

тельских цен (который в 2017 году составил 103,7 % против 105,4 % в 2016 г.), низкий уровень реальной заработной платы и реальных доходов населения (табл. 2), а также объемов потребительского кредитования на фоне продолжения девальвации рубля и сохранении инфляционных процессов.

Изменились и законодательные рамки, в которых функционирует отрасль розничной торговли. Госдума приняла резонансные поправки в закон о торговле, которые ограничили размер максимальных выплат поставщиков розничным сетям. В связи с этим торговые сети 1 января 2017 года перешли на договоры с поставщиками, соответствующие новому закону о торговле, который ограничивает максимальный размер премий ритейлерам от поставщиков до 5 % от суммы контракта. По данным Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), по состоянию на 20 декабря 2016 года ритейлеры перезаключили 95 % договоров [2].

В целом, среди угроз внешней среды организаций розничной торговли, на наш взгляд, можно отметить:

• низкую покупательскую способность потребителей;

• нестабильность курса валют;

• сохранение экономических санкций;

• интенсивное географическое расширение конкурентов;

• сдвиг потребителей в сторону онлайн-продаж при недостаточном развитии данной опции и т.д.

В то же время среди возможностей внешней среды организаций розничной торговли можно указать следующие:

• замедление кризисных тенденций в экономике, некоторая стабилизация социально-экономической ситуации;

• вывод на рынок новых товаров как отечественного, так и зарубежного производства;

Таблица2

Основные показатели, характеризующие уровень жизни населения

в 2016-2017 гг.

Показатели 2017 г., руб. 2017 г., в % к 2016 г. 2016 г., в % к 2015 г.

Денежные доходы (в среднем на душу населения), руб. 31475 102,4 100,9

Реальные располагаемые денежные доходы - 98,3 94,2

Среднемесячная заработная плата работников организаций: - номинальная 39085 107,2 107,9

- реальная - 103,4 100,8

Источник: составлено авторами на основе [1].

• закрытие мелких региональных DIY-сетей и приобретение их доли на рынке;

• расширение ассортимента предлагаемых товаров и т.д.

К примеру, среди основных угроз отмечены бурное развитие конкурентов, повышение их активности, возможные слияния и структурные метаморфозы, появление объединенных игроков на рынке (например, продажа в 2018 г. 29,1 % акций «Магнита» банку ВТБ, высказываемые предположения о возможном слиянии активов сети «Лента» и «Магнит» и т.д.).

Интенсивное расширение конкурирующих компаний подтверждается заявленными планами и прогнозами на 2018 год. Один из крупнейших продуктовых ритейле-ров «Дикси» в 2018 году собирается возобновить расширение сети. По планам компании откроется 133 магазина. Всего ГК «Дикси» на 30 сентября 2017 года управляла 2704 магазинами, включая 2 534 магазина «У дома» «Дикси», 130 магазинов «Виктория» и 40 компактных гипермаркетов «Мегамарт» и «Минимарт» (при этом магазины ГК «Дикси» работают в 752 городах и населенных пунктах на территории России). Также в 2018 году ритейлер собирается расширять партнерство с Ozon, установив в магазинах в регионах около 400 постаматов Ozon.Box.

X5 Retail Group собирается в 2018 году также открыть более 2,5 тысячи магазинов. При этом темпы расширения сети сохранятся на уровне 2017 года. «ВкусВилл» в 2018 году планирует прирастать на 15-20 магазинов в месяц, в том числе и в регионах. «Эльдорадо», в свою очередь, планирует в 2018 году продолжить экспансию на Дальнем Востоке. В 2017 году был открыт новый магазин в Петропавловске-Камчатском, с его учетом число торговых объектов в регионе выросло до 15, общая площадь составляет около 26 000 кв. метров. В 2018 году планируется открытие новых розничных магазинов [3].

По поводу возможностей, например, в части расширения ассортимента, в качестве примера можно привести DIY-ритейлер OBI, входящий в число крупнейших в России, который планирует масштабное обновление сети в 2018 году. В первую очередь изменения связаны с глобальным обновлением ассортимента, которое повлечет за собой кардинальную смену презентации товаров, расположения многих отделов и категорий и оптимизацию ценового предложения. Завершение проекта намечено на 2020 год. В планах компании на 2018 год стоит как полный, так и частичный ремоделинг гипермаркетов в Москве, Санкт-Петербурге и Волгограде. Ремоделинг будет финансироваться за счет собственных средств компании ОБИ Россия [3].

Конкурентная ситуация в сфере розничной торговли действительно активно меняется. Например, в 2016 году в рейтинге топ-20 по выручке ритейлеров России в пятерку сильнейших вошли: «Магнит», «X5 Retail Group», Ашан, «Лента», «Метро» (рис. 4).

В 2017 и в 2018 гг. ситуация и соотношение сил между конкурентами значительно изменились, особенно с продажей в 2018 г. большого пакета акций «Магнита». Кроме того, в 2017 году рынок покинул «Седьмой континент», «Лента» заключила договор о покупке 22 супермаркетов «Холидей». Свои сети продают не только региональные

233

360

306

1069,2

1025,6

■ "Магнит" ■ «X5 Retail Group» ■ "Ашан" ■ "Лента" ■ "Метро"

Рисунок 4. Пятерка сильнейших по выручке ритейлеров России из топ-20 в 2016 году Ииточтик: сосвавлеео авторами на пснове [4].

ритейлеры - X5 Retail Group сообщила о намерении продать «Перекресток Экспресс». Параллельно с этим X5 заключен договор о покупке супермаркетов «О'Кей».

На наш взгляд, в 2018 году сделок будет еще больше, и конкурентная консолидация станет более выраженной. Поглощения продолжат те же игроки в сфере розничной продажи - X5 Retail Group, «Лента» и «Магнит» и др.

Но самым сильным на развитие розничной торговли, по нашему мнению, является воздействие информационных и цифровых технологий [5-8] (Alekhina et al., 2016; Panasenko, 2017; Panasenk, Mazunina, 2017; Panasenko, Slepenkova, Zherdochka, 2017). В этом отношении происходят самые значительные, буквально тектонические изменения. Сильно меняется информационный менталитет, отношение к потребляемым продуктам на фоне экономики мобильных приложений, Интернета вещей.

Основные тренды развития розничной торговли

Во-первых, одним из важнейших трендовых направлений развития компаний розничной торговли будет являться усиление их ориентации на клиентов, многоканальный сбор сведений о них и, соответственно, персонализация клиентов, их поисковых запросов, ожиданий и предпочтений. Это предполагает активный трекинг пользователей как в онлайновых, так и офлайновых точках продаж, агрегацию актуальных бонусных активностей.

Соответственно, увеличится число персональных предложений, скидочных компаний, промо-акций, промо-кодов, купонов, распродажных дней, будут совершенст-

воваться программы лояльности, стимулироваться создание контентов в социальных сетях (например, в виде промо-видео, любительских отзывов, обмена эмоциями от использования различных продуктов, интерактивного вовлечения в жизнь брендов и т.д.).

Все большее значение приобретут видео-обзоры, краш-тесты, анбоксинг товара в каналах Ютуба, точный таргетинг по увлечениям и интересам целевой аудитории. Как вариант, возможна максимальная персонализация по биометрическим данным (так, «Азбука вкуса» уже внедрила в некоторых своих магазинах возможность платить за покупки отпечатком пальца).

Во-вторых, будет усиливаться направление омниканальности («бесшовности») продаж. Это означает, что клиентам все в большей степени будут одновременно доступны покупки и их многочисленные опции через разные платформы (например, через мобильные приложения или с официального сайта, в офлайн магазине, в социальной сети). По таким принципам работы уже действуют компании «Ламода», «Планета обуви» (в которых можно на одной платформе выбрать интересующий товар, на другой платформе сравнить с аналогами, на третьей - физически примерить, посмотреть, на четвертой - изучить отзывы реальных пользователей и т.д.). Действительно, удобство и комфорт процесса покупок выходит на первый план. Омниканальные решения позволяют работать в режиме 24/7 и предоставляют круглосуточную клиентскую поддержку.

В-третьих, все процессы будут максимально автоматизированы. Это означает стремительное проникновение технологий бескассового обслуживания в магазинах (например, опыт компании «Ашан»), использование интерактивных терминалов в зале (как это делает компания Макдональдс), а также увеличение числа магазинов на полном самообслуживании. Кроме того, розничные ретейлеры все в большей степени будут использовать облачные технологии для сбора и анализа больших массивов данных, их автоматической обработки. Причем, как показывают данные, российский рынок облачных решений растет в два раза быстрее, чем мировой. По прогнозам, ближайшие пять лет он будет продолжать расти более чем на 30 % в год.

В-четвертых, все более мощным направлением является использование искусственного интеллекта и новых видов реальности (интерактивных примерочных одежды, примерочных мебели для реального домашнего интерьера, удаленной примерки обуви в виде трехмерных моделей, «умных» тележек в супермаркетах со встроенными сканерами товаров, сканирования QR-кода смартфоном и получение необходимой информации о технических и эксплуатационных характеристиках моделей товаров, срока годности продуктов, действия гарантии). Искусственный интеллект будет применяться и в чат ботах (искусственных помощниках на сайте, в магазинах при уточнении заказов, наличию конкретных товаров, особенностей доставки и т.д.), роботизации, создании поколения умных вещей (холодильников, телевизоров, саморемонтирующихся двигателях машин и т.д.). В различных операциях розничной торговли (в пои-

ске товара, упаковке, маркировке, трекинге и т.д.) будут использоваться дроны и другие беспилотные машины и приспособления.

Другими словами, искусственный интеллект становится мейнстримом на ближайшую и долгосрочную перспективу, позволяя заменять рутинные процессы, повышать производительность и уменьшать количество субъективных ошибок. Ритейлеры будут применять искусственный интеллект и георекомендательные сервисы, чтобы увеличить выручку всей сети. Они будут прогнозировать возможный товарооборот вплоть до конкретной точки продаж и находить локацию с максимальной концентрацией целевой аудитории.

В-пятых, в расчетные операции в розничной торговле все в большей степени будут проникать новые финансовые технологии (например, блокчейн), новые виды валют (криптовалюты), то есть появятся новые способы оплаты товаров и услуг. По прогнозам, около 20 % розничной торговли во всем мире будут использовать технологию блокчейн и биткоин к 2020 году. Это создает новые возможности с сильным потенциалом развития.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заключение

Таким образом, следует заключить, что современное состояние сферы розничной торговли постепенно переходит к положительным темпам роста оборота продаж (при сохранении относительно невысокого уровня жизни и покупательской способности населения страны). Во внешней среде можно отметить ряд как угроз (повышение активности конкурентов, их географического расширения и т.д.), так и возможностей (расширение ассортимента товаров, некоторая стабилизация социально-экономической обстановки и т.д.). Наиболее значительное влияние на развитие отрасли розничной торговли происходит со стороны информационных технологий, становления цифровой экономики, Интернета вещей, развития мобильных приложений.

Как следствие, среди основных направлений развития розничной торговли авторами были выделены: усиление ориентации на клиентов, персонификация торговли, омниканальность продаж, автоматизация всех процессов, расширение использования искусственного интеллекта, внедрение новых финансовых технологий и криптовалют (блокчейн и биткоин).

Развитие этих направлений позволит оптимизировать процессы розничной торговли, повысить их эффективность внутри компании, диверсифицировать источники доходов и монетизировать большие массивы данных о клиентах на основе облачных технологий.

ИСТОЧНИКИ:

1. Информация о социально-экономическом положении России, 2017 год.

Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики.

[Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/( дата обращения: 18.02.2018 ).

2. Официальный сайт Ассоциации компаний розничной торговли. [Электронный ре-

сурс]. URL: http://www.acort.ru ( дата обращения: 18.02.2018 ).

3. Планы ритейлеров на 2018 год. Retail. [Электронный ресурс]. URL: https://www.retail.

ru/articles/147514/.

4. Топ-20 крупнейших по выручке ритейлеров России за 2016 год. Shopolog. [Электронный ресурс]. URL: https://www.shopolog.ru/news/top-20-krupneyshih-po-vyruchke-riteylerov-rossii-2016-goda/.

5. Алехина Е.С., Баклакова В.В., Панасенко С.В. и др. Экономические исследования:

анализ состояния и перспективы развития (экономика регионов. / Том Книга 41. Монография. - Воронеж-Москва: Воронежский государственный педагогический университет, 2016. - 185 с.

6. Панасенко С.В. Маркетинговые инструменты повышения конкурентоспособности

организаций в сфере розничной торговли // Развитие новых производств и отраслей инновационной мезоэкономики: Материалы международной научно-практической конференции. - Хабаровск, 2017. - с. 109-115.

7. Панасенко С.В. Мазунина Т.А. Тенденции развития современной торговли // Современная торговля: теория, практика, инновации: Материалы конференции. 2017.

8. Панасенко С.В., Слепенкова Е.В., Жердочка Т.В. Анализ торговых центров Москвы

и Московской области. / Коллективная монография. К 160-летию со дня рождения Г.В. Плеханова. - Москва - Тамбов: Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, 2017. - 463 с.

REFERENCES:

Alekhina E.S., Baklakova V.V., Panasenko S.V. i dr. (2016). Ekonomicheskie issledovaniya: analiz sostoyaniya i perspektivy razvitiya (ekonomika regionov [Economic research: analysis of the status and development prospects (regional economy)] Voronezh-Moskva: Voronezhskiy gosudarstvennyy pedagogicheskiy universitet. (in Russian).

Panasenko S.V. (2017). Marketingovye instrumenty povysheniya konkurentosposobnosti organizatsiy v sfere roznichnoy torgovli [Marketing tools to improve the competitiveness of organizations in retail trade]Development of new industries and branches of innovative mesoeconomics. 109-115. (in Russian).

Panasenko S.V. Mazunina T.A. (2017). Tendentsii razvitiya sovremennoy torgovli [Trends in modern trade development] Modern Trade: theory, practice and innovations. (in Russian).

Panasenko S.V., Slepenkova E.V., Zherdochka T.V. (2017). Analiz torgovyh tsentrov Moskvy i Moskovskoy oblasti [Analysis of shopping centers in Moscow and the Moscow region] Moskva-Tambov: zdatelstvo Tambovskiy gosudarstvennyy universitet imeni G.R. Derzhavina. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.