Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ХМАО - ЮГРЕ'

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ХМАО - ЮГРЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
27
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / БЮДЖЕТ / ОБЪЕМ ФИНАНСИРОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мягкова Анастасия Геннадьевна

В статье рассмотрено современное состояние и механизм финансового обеспечения высшего образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, проведены результаты анализа динамики объемов финансирования вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT STATE AND PROSPECTS OF DEVELOPMENTOF FINANCIAL PROVISION OF HIGHER EDUCATION IN KHMAO - UGRA

The article examines the current state and the mechanism of financial provision of the higher education in the Khanty-Mansi Autonomous Okrug - Ugra, and also analyzes the dynamics of the financing amount of universities.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ХМАО - ЮГРЕ»

УДК 378.3(571.122)

Мягкова А. Г.

Myagkova A. G.

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ХМАО - ЮГРЕ

CURRENT STATE AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF FINANCIAL PROVISION OF HIGHER EDUCATION IN KhMAO - UGRA

В статье рассмотрено современное состояние и механизм финансового обеспечения высшего образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, проведены результаты анализа динамики объемов финансирования вузов.

The article examines the current state and the mechanism of financial provision of the higher education in the Khanty-Mansi Autonomous Okrug - Ugra, and also analyzes the dynamics of the financing amount of universities.

Ключевые слова: финансовое обеспечение, бюджет, объем финансирования.

Keywords: financial provision, budget, amount of financing.

В современной экономике деятельность в сфере высшего профессионального образования осуществляется посредством функционирования рынка образовательных и иных услуг, оказываемых вузами. Как и для любого рынка, здесь обязательны и присутствуют три компонента: покупатель, продавец и специфический товар.

Величина финансового обеспечения из бюджета, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, определяется для государственных вузов государственными заданиями. Государственное (муниципальное) задание формируется для бюджетных и автономных учреждений, а также казенных учреждений, определенных в соответствии с решением органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств. Для негосударственных вузов объем финансирования определяется учредителем вуза. Деятельность негосударственного вуза может осуществляться на условиях частичного или полного самофинансирования [1].

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра (ХМАО - Югра) осуществляет финансовое обеспечение трех вузов: бюджетных учреждений высшего образования ХМАО - Югры «Сургутский государственный педагогический университет» (СурГПУ), «Сургутский государственный университет» (СурГУ) и «Ханты-Мансийская государственная медицинская академия» (ХМГМА). Финансовое обеспечение таких вузов как Федеральные государственные бюджетные образовательные учреждения высшего образования «Югорский государственный университет» (ЮГУ) и «Нижневартовский государственный университет» (НВГУ) осуществляется за счет средств федерального бюджета Российской Федерации.

Финансовое обеспечение высшего образования в автономном округе осуществляет Департамент финансов, который является исполнительным органом государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа, осуществляющим функции по реализации единой государственной политики автономного округа и нормативному правовому регулированию в бюджетной сфере и сфере налогов и сборов. Департамент является финансовым органом автономного округа со всеми полномочиями, установленными Бюджетным и Налоговым кодексами Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные и налоговые правоотношения. Департамент

Мягкова А. Г.

Современное состояние и перспективы развития финансового обеспечения высшего образования в ХМАО - Югре

финансов осуществляет полномочия по следующим основным направлениям (областям): нормативное правовое регулирование; составление проекта бюджета автономного округа; организация исполнения бюджета автономного округа; организация межбюджетных отношений; управление государственным долгом автономного округа; применение бюджетных и иных мер принуждения; проведение единой бюджетной политики; проведение единой налоговой политики [6].

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 29.07.2017) организация предоставления высшего образования, включая обеспечение государственных гарантий реализации права на получение на конкурсной основе бесплатного высшего образования - это полномочия федеральных органов государственной власти. А в полномочия региональных органов входит организация и обеспечение бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, а также среднего профессионального образования [5]. Таким образом, получается, что вузы должны финансироваться из федерального бюджета. Почему же округ занимается финансовым обеспечением трех вузов? Согласно данным рейтинга университетов России на 2017 г. получается следующая картина:

- СурГУ - 1-е место в области и 152-е в РФ;

- СурГПУ - 2-е место в области и 341-е в РФ;

- ХМГМА - 5-е место в области и 495-е в РФ;

- ЮГУ - 3-е место в области и 362-е в РФ;

- НВГУ - 4-е место в области и 427-е в РФ [7].

Как правило, при составлении рейтинга учитываются такие показатели, как:

- качество образования (уровень преподавания, международная интеграция, ресурсное обеспечение, востребованность среди абитуриентов);

- уровень востребованности работодателями выпускников (качество карьеры выпускников, сотрудничество с работодателями);

- уровень научно-исследовательской активности (инновационная активность, научные достижения, инновационная инфраструктура) [3, с. 10].

Финансовое обеспечение входит в такой показатель, как ресурсное обеспечение. Но от финансирования зависят и другие показатели. Например, уровень преподавания зависит от квалификации преподавателей, а высококлассным специалистам требуется соответствующий уровень заработной платы. Или, например, уровень инновационной инфраструктуры зависит от качества и наличия лабораторий, научных центров и т. д., но для обеспечения университета всем необходимым нужны средства. Поэтому объем финансового обеспечения оказывает значительное влияние на деятельность университета и его место в рейтинге.

Согласно рейтингу два из трех региональных вузов опережают федеральные вузы округа. Например, СурГУ является очень развитым: обладает большим количеством библиотечных и электронно-библиотечных ресурсов, техническим обеспечением и современным оборудованием, лабораториями. Университет осуществляет также международное сотрудничество в области фундаментальных научных исследований, финансовую поддержку инициативных научно-исследовательских проектов, реализуемых совместно с учеными из Китая, Франции, Венгрии, Монголии, Вьетнама и др. - и все это с участием округа. Если бы университет финансировался из федерального бюджета, возможно, объем финансирования был бы меньше, и создать такую инфраструктуру и такой уровень образования и развития было бы невозможно.

В настоящее время на финансовое обеспечение высшего образования приходится 1,28 % всех расходов бюджета округа. Согласно данным, взятым из документов об исполнении и планировании бюджета Ханты-Мансийского автономного округа, расходы бюджета на обеспечение высшего образования составили: в 2015 г. - 2 258 528,6 тыс. руб., в 2016 -2 433 966,5 тыс. руб., в 2017 г. (ожидаемое исполнение) - 2 537 943,3 тыс. руб. [2]. Объем

финансирования в 2016 г. увеличился на 175 437,9 тыс. руб., а темп его прироста составил 7,8 %. В 2017 г. также соблюдается положительная динамика, и расходы бюджета на высшее образование выросли на 103 976,8 тыс. руб., темп прироста составил 4,3 %.

По данным Департамента образования и молодежной политики ХМАО - Югры контрольные цифры приема граждан для обучения за счет средств бюджета автономного округа составили: в 2015-2016 учеб. году - 1 855 мест; в 2016-2017 учеб. году - 2 467 мест (увеличилось на 33 %); в 2017-2018 учеб. году - 2 594 места (темп прироста составил 5 %) [4]. Как видно, с увеличением объема финансирования увеличивается и количество бюджетных мест в вузах.

В ближайшие годы изменений в механизме финансового обеспечения высшего образования не предвидится. Согласно проекту бюджета автономного округа на 2018 г. и плановый период 2019-2020 гг., подготовленному Департаментом финансов ХМАО - Югры, ожидаются следующие изменения в объемах расходов на обеспечение высшего образования в округе: на 2018 г. предусмотрен объем финансирования в размере 2 787 028,0 тыс. руб., т. е. ожидается увеличение расходов бюджета округа на высшее образование на 249 084,7 тыс. руб. или на 9,8 % по сравнению с 2017 г.%; на 2018-2019 учеб. год предусмотрено 2 907 мест, финансируемых за счет бюджета округа, что на 12 % больше, чем в 2017-2018 учеб. году (рис. 1).

2 900 ооо;оо

0

£ 2 800 000;00

1 2 700 000,00

= 2 600 000,00

g 2 500 000,00 а.

| 2 400 000,00

| 2 300 000,00 -е-

1 2 200 000,00 ш '

Р

g 2 100 000,00

2014

Рис. 1. Динамика объемов финансирования высшего образования в ХМАО - Югре

В 2019 и 2020 гг. плановый объем финансирования высшего образования составит 2 766 107,1 тыс. руб., т. е. произойдет сокращение расходов бюджета округа на высшее образование на 20 920,9 тыс. руб., или на 0,75 %. Можно предположить, что в связи с уменьшением объемов финансового обеспечения высшего образования в 2019 и 2020 гг. произойдет уменьшение бюджетных мест в вузах округа. Но поскольку это только проектные цифры, более точный прогноз относительно объемов финансирования высшего образования можно будет сделать в 2018 г.

Таким образом, можно сделать вывод, что за последние три года наблюдается положительная динамика как в объемах финансового обеспечения высшего образования, так и в количестве бюджетных мест, предоставляемых в вузах. В ближайший год положительная динамика сохранится, а вот уже на 2019-2020 гг. предусмотрено сокращение расходов бюджета округа на высшее образование почти на 1 %. При сохранении тенденции сокращения объемов финансового обеспечения учреждениям высшего образования необходимо увеличивать внебюджетные доходы за счет реализации программ дополнительного профессионального образования, проведения совместных научных исследований с зарубежными партнерами, привлечения иностранных студентов, т. е. частично замещать бюджетное финансирование поступлениями от приносящей доход деятельности.

Мягкова А. Г.

Современное состояние и перспективы развития финансового обеспечения высшего образования в ХМАО - Югре

Литература

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 30.09.2017) [Электронный ресурс]. Справ.-прав. система «КонсультантПлюс».

2. Документы об исполнении и планировании бюджета Ханты-Мансийского автономного округа : офиц. сайт Департамента финансов Ханты-Мансийского автономного округа -Югры. URL: https://depfin.admhmao.ru (дата обращения: 10.10.2017).

3. Как составляется рейтинг: процедура и методология // Эксперт РА. М., 2015. 10 с.

4. Контрольные цифры приема граждан для обучения за счет средств бюджета ХМАО -Югры : офиц. сайт Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. URL: http://www.doinhmao.ru (дата обращения: 10.10.2017.

5. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 29.07.2017). Справ.-прав. система «КонсультантПлюс».

6. Полномочия департамента финансов : офиц. сайт Департамента финансов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. URL: https://depfin.admhmao.ru (дата обращения: 10.10.2017).

7. Рейтинг вузов России. URL: http://vuzoteka.ru (дата обращения: 11.10.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.