Журба Е.Е.
старший преподаватель, Сургутский государственный университет
ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ МЕТОД УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМ БЮДЖЕТОМ (НА ПРИМЕРЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ)
Ключевые слова: государственные программы, региональный бюджет, программно-целевой метод, расходы бюджета.
Keywords: state programs, regional budget, program-target method, budget expenditures.
Усиление роли бюджетов субъектов Российской Федерации в общей финансовой системе является объективной тенденцией, но развитие и формирование данного процесса сопряжено с некоторыми политическими и экономическими проблемами1. К числу главных проблем относится выработка адекватных критериев для разграничения полномочий региональных бюджетов, закрепление за ними определенных финансовых ресурсов2. Основным критерием, положенным в основу разграничения между разными уровнями бюджетов, служит принцип согласованности всех интересов как на федеральном, так на региональном и местном уровнях.
Многие из проблем разрешаются не только благодаря финансовому обеспечению бюджетов субъектов Российской Федерации, но и благодаря эффективности правового регулирования, способности региональных законодательных органов принимать справедливые законы и добиваться их исполнения3.
Формирование бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется на основе прогноза социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на соответствующий период (далее - долгосрочный прогноз СЭР). Порядок разработки и утверждения, а также требования к составу и содержанию долгосрочного бюджетного прогноза устанавливаются исполнительным органом субъекта РФ.
В современных условиях региональный бюджет должен выполнять важнейшую функцию площадки взаимодействия интересов населения, бизнеса и органов власти, стимулируя формирование ответственности у субъектов бюджетного процесса.
Формирование расходов региональных бюджетов осуществляется на основе программ: государственных программ Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, муниципальных программ, а также ведомственных целевых программ, которые являются способом организации планируемых бюджетных расходов отдельных органов власти соответствующего публично-правового образования.
В современных условиях увеличивается роль государственных программ, которые помогают увязать расходы и ожидаемый результат. Государственные программы являются основным элементом эффективного распределения бюджетных затрат.
С 2012 г. в Российской Федерации введены государственные программы в практику государственных и региональных органов власти. Программы позволяют увидеть роль ведомств и их задачи в развитии регионов, а повышение эффективности бюджетных расходов является одной из центральных задач, которые стоят перед органами государственной власти и регионов. В практике работы органов государственного контроля эффективность расходов бюджета характеризуется как отношение между затратами государственных денежных средств и их результатами. Это включает в себя такие понятие как экономичность, продуктивность и результативность государственных программ.
Данное новшество в системе и методологии бюджетного планирования направлено на повышение эффективности бюджетных расходов с помощью взаимоувязки планируемых финансовых ресурсов и конкретных результатов, которые в программе представлены на трех уровнях: для программы в целом - это ожидаемый результат ее реализации, для оценки решения задач программы - целевые показатели, а для мониторинга выполнения программных мероприятий - непосредственный результат реализации соответствующего мероприятия.
Использование программных документов при формировании расходной части бюджета началось еще в конце 1990-х - начале 2000-х гг., в рамках долгосрочных целевых программ федерального и регионального уровней, а также муниципальных целевых программ. Основной задачей данного вида программ была аккумуляция крупных расходов, чаще всего инвестиционного характера, и установление конкретных, понятных для граждан, результатов их использования.
В связи с этим для долгосрочных целевых программ было характерно не отраслевое, а проектное деление. Переход же на формирование бюджета на основе государственных и ведомственных целевых программ ставил основной
1 Габараева А.Р., Ширинкина Е.В. Направление: инвестиционное и инновационное развитие регионов // Труды международного симпозиума Надежность и качество. 2010. - Т. 2. - С. 333-334.
2 Ширинкина Е.В. Оценка регионального инвестиционного риска // Академический вестник. 2010. - № 1 (11). - С. 19-23.
3 Ширинкина Е.В. Оценка инвестиционной привлекательности региона // Инновации на основе информационных и коммуникационных технологий. 2010. - № 1. - С. 602-605.
целью полномасштабное внедрение программно-целевого метода планирования и управления в бюджетный процесс. Данная цель потребовала преобразований на каждом из этапов бюджетирования (при составлении, утверждении и исполнении бюджета). При этом изменения были внесены и в бюджетную классификацию, и в систему обоснования предложений по бюджетным ассигнованиям, которые формируются главными распорядителями бюджетных средств в рамках бюджетных заявок и сводных бюджетных заявок, а также в методологию государственного и муниципального финансового контроля.
Динамика расходов бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры представлена на рис. 1.
Рисунок 1.
Динамика расходов бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в разрезе сфер деятельности, млн. руб.1
Доля расходов в социальную сферу в 2018 году составляла 67,0% (138 055,4 млн. руб.), тогда как в 2016 году -
61,3% (135 996,7 млн. руб.). Очевидно, что бюджет Ханты-Мансийского автономного округа - Югры является соци-
2
ально-ориентированным , вместе с тем, данное направление усиливается, происходит увеличение удельного веса расходов в социальную сферу на 5,8%, что благоприятно характеризует структуру расходов бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Удельный вес расходов на социальную сферу в общих расходах консолидированного бюджета увеличивается на протяжении 2015-2018 гг. с 61,1% в 2015 г. до 65,6% в 2018 г.
1 Составлено автором на основе данных: Ежемесячная информация об исполнении бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. - http://depfin.admhmao.ru/otkrytyy-byudzhet/
2 Ширинкина Е.В. Финансовое обеспечение местных бюджетов ХМАО -Югры и их роль в развитии территорий // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2018. - № 1 (107). - С. 24.
Рисунок 2.
Исполнение расходов Ханты-Мансийского автономного округа-Югры за 2017-2018 гг.1
Из рисунка 2 видно, что расходы за анализируемый год выросли на 36 131, 8 тыс. руб. Рост расходов на государственные программы развития отраслей экономики, жилищного строительства и коммунального хозяйства - на 20 342,0 тыс. руб.
Финансирование в 2018 году программ развития образования, здравоохранения, социальной поддержки жителей автономного округа, культуры, физкультуры и спорта, занимающих 35,4% в расходах бюджета, составило 151 384,5 млн. рублей, что на 17,1 млрд. рублей больше чем в 2017 году. Наибольший удельный вес в структуре расходов на реализацию государственных программ Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и непрограммных направлений деятельности занимают расходы на реализацию государственной программы «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югры» - 28,6% или 61 805,8 млн. руб. Такие данные свидетельствуют о социальной направленности бюджета автономного округа. (151 384,5 тыс. руб. приходится на государственные программы социально-культурной сферы).
Программные расходы, включающие мероприятия 25 реализуемых государственных программ, исполнены в 2018 г. в сумме 230,5 млрд. рублей, что составляет 99% от общего объема расходов.
Структура расходов на социальную сферу представлена на рис. 3.
Приоритетными направлениями расходования средств бюджета в сфере образования в 2018 году являлись:
- поддержание на высоком уровне стандартов образовательных услуг;
- обеспечение местами детей дошкольного возраста;
- создание новых мест в общеобразовательных организациях;
- обеспечение доступности дополнительного образования детей в Югре.
Но втором месте - расходы на реализацию государственной программы «Развитие здравоохранения в Ханты-Мансийском автономном округе - Югры» - 23,7% или 48 367,5 млн. руб. 37,3 % или 75 956,7 млн. руб. занимают расходы на другие 22 государственные программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
При осуществлении региональной бюджетной политики одной из основных и актуальных задач является повышение эффективности планирования бюджетных доходов и расходов. Неотъемлемой частью современной региональной бюджетной политики является оценка ее эффективности. Посредством регионального бюджета органы власти и управления не просто должны реализовать свои функции и задачи, но и стремиться к максимально эффективному расходованию ресурсов, обеспечивающих, в первую очередь, финансирование общественных благ.
1 Ежемесячная информация об исполнении бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. - http://depfin.admh тао. ru/otkrytyy-byudzhet/
Рисунок 3.
Структура расходов на социальную сферу1
1 Составлено автором на основе данных: Ежемесячная информация об исполнении бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. - // http://depfin.admhmao.ru/otkrytyy-byudzhet/