Оценка расходов бюджета Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Assessment of expenses of the budget of Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug-Ugra
Мищенко Алина Владимировна
Студентка 4 курса, института цифровой экономики, ФГБОУ ВО «Югорский государственный университет»,
РФ, г. Ханты-Мансийск е-mail: [email protected]
Mishchenko Alina Vladimirovna
4th year student, institute of Digital Economics, Ugra State University, Russia, Khanty-Mansiysk e-mail: a_mishchenko9 [email protected]
Ладыженская Татьяна Петровна
Доцент института цифровой экономики, ФГБОУ ВО «Югорский государственный университет»,
РФ, г. Ханты-Мансийск е-mail: [email protected]
Ladyzhenskaya Tatyana Petrovna
Associate Professor at the Institute of Digital Economics,
Ugra State University, Russia, Khanty-Mansiysk е-mail: [email protected]
Аннотация.
Статья посвящена оценке расходной части бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (ХМАО-Югра). Проведенное исследование позволило дать характеристику расходов бюджета ХМАО-Югры, определить их структуру и выявить динамику, а также наиболее весомую статью расходов и наметившиеся тренды, предопределяющие возможные дальнейшие изменения. Проведен анализ социально-значимых расходов, по результатам которого выявлена их динамика, что послужило основой для осуществления попыток спрогнозировать дальнейшее развитие ситуации в регионе.
Annotation.
This article is devoted to estimating the expenditure side of the budget of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug-Ugra (KMAO-UGRA). The study made it possible to characterize the expenditures of the KMAO-UGRA budget, determine their structure and identify the dynamics, as well as the most significant item of expenditures and emerging trends that predetermine possible further changes. The analysis of socially significant expenses was carried out, the results of which revealed their dynamics, which served as the basis attempts to predict the further development of the situation in the region.
Ключевые слова: бюджет ХМАО-Югры; расходы ХМАО-Югры; оценка расходной части; структура расходов ХМАО-Югры.
Key words: budget of the KHMAO-UGRA; expenses of the KHMAO-UGRA; cost estimate; cost structure of the KHMAO-UGRA.
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра (далее - ХМАО-Югра) традиционно считается одним из субъектов Российской Федерации, стабильно демонстрирующим высокую степень самодостаточности бюджета. Как известно, формирование бюджетов субъектов Российской Федерации во многом предопределено социально-экономическими аспектами того или иного региона. Согласно предварительным итогам социально-экономического развития за 2018 год, ключевыми показателями реализации социально-экономической политики
в ХМАО-Югре заявлено обеспечение макроэкономической стабильности основных секторов экономики региона и его социальной сферы, создание условий для привлечения потока инвестиций и стимулирования конкуренции, реализации национальной предпринимательской инициативы, сбалансированности бюджета, исполнения перед населением социальных обязательств [4, с. 3].
Ежегодное формирование и утверждение Закона о бюджете ХМАО-Югры осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, исполнение которых должно происходить в очередном финансовом году и плановом периоде за счет средств бюджета автономного округа.
За рассматриваемый период бюджет утвержден следующими законами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры:
от 16 ноября 2015 года № 118-оз «О бюджете Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2016
год»;
от 17 ноября 2016 года № 99-оз «О бюджете Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов»;
от 23 ноября 2017 года № 75-оз «О бюджете Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов».
При формировании расходов бюджета ХМАО-Югры также учтены следующие особенности:
- проиндексирован на 4,9% установленный законодательством автономного округа размер прожиточного минимума пенсионера и размер прожиточного минимума детей;
- индексация стипендиального фонда перенесена с 01.09.2016 года на 01.02. 2017 года, в связи с изменениями в федеральном законодательстве;
- изменение размера выплат детям, оставшимся на попечения родителей и детям-сиротам, обучающимся в государственных образовательных организациях автономного округа, в том числе, в связи с изменением размера прожиточного минимума;
- изменение базы для начисления налога на имущество организаций, в связи вводом новых объектов в эксплуатацию и с уточнением материально-технической базы;
- изменение базы для начисления страховых взносов, индексируемой в соответствии с ежегодными решениями Правительства Российской Федерации;
- уменьшение бюджетных ассигнований на сумму остатков, сложившихся по состоянию на 01.01.2016 года на счетах государственных бюджетных и автономных учреждений за счет представленных субсидий на выполнение государственных заданий и субсидий на иные цели, а также средств обязательного медицинского страхования;
- уменьшение бюджетных ассигнований (не менее 10%) на информационное обеспечение деятельности органов государственной власти автономного округа в связи с федеральными требованиями и мониторингом субъектов Российской Федерации.
В таблице 1 отражены основные характеристики расходов бюджета ХМАО-Югры за прошедшие три
года.
Таблица 1. Ключевые характеристики расходной части бюджета ХМАО-Югры за 2016 - 2018 гг. [3, с. 5]. (в
млн., руб.)
Показатель Объем утвержден ных ассигнова ний на 2016 год Исполн ено за 2016 год Объем утвержден ных ассигнова ний на 2017 год Исполн ено за 2017 год Объем утвержден ных ассигнова ний на 2018 год Исполн ено за 2018 год % исполнени я к утвержден ным бюджетны м ассигнован иям на 2018 год Темп роста исполне ния 2018 г. к 2016 г., в %
1. Социально-значимые расходы
Оплата труда с начисления ми на выплаты по оплате труда (ст.211,213, 241) 30 491 31 532 31 759 33 196 40 710 44 713 109,8 141,8
В том числе: органов государстве нной власти (КВР 121,122,129) 4 979 5 043 5 060 5 167 5 413 5 538 102,1 102,5
Социальное обеспечение (ст.260) 31 516 31 301 30 480 30 450 37 933 37 558 99,01 119,98
Безвозмездн ые перечислен ия бюджетам муниципаль ных образований (ст.250) 56 177 57 413 58 995 59 957 61 653 62 829 101,9 109,4
Безвозмездн ые перечислен ия окружному фонду обязательно 14 484 14 484 14 541 14 541 7 236 7 236 100,0 49,95
го медицинско го страхования (ст.250)
В том числе: дотации 10 275 10 275 10 531 10 531 8 468 8 468 100 82,2
Субвенции 45 718 45 654 48 284 48 189 52 987 52 848 99,7 115,8
Иные межбюджет ные трансферты 184 1 484 180 1 237 197 1 513 771,4 101,9
Всего социально-значимых расходов 138317 140 317 140 886 142 883 152 030 156 589 103,3 108,6
2. Первоочередные расходы
Первоочере дные расходы 2 820 2 676 2 876 2 755 3 143 2 798 89,02 104,6
3. Остальные расходы
Остальные расходы 68 025 63 197 55 834 50 999 82 359 73 382 89,1 116,1
В том числе: увеличение стоимости основных средств (ст.310) 4 832 6 176 3 214 2 401 8 729 5 471 62,7 88,6
Безвозмездн ые перечислен ия бюджетам (ст.250- субсидии) 24 385 24 302 17 422 16 873 29 880 28 812 96,42 118,6
ВСЕГО расходов 209 161 206 190 199 596 196 637 237 532 232 769 97,99 112,9
В соответствии со сведениями, опубликованными на официальном Интернет-портале Департамента финансов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (Депфин Югры), по итогам 2018 года общий объем расходной части бюджета составил 232 769 млн., руб., что на 12,89% выше значения 2016 года и на 18,4% в сравнении с предыдущим периодом. Расходная часть бюджета ХМАО-Югры в 2018 году была исполнена на 97,99% от объема утвержденных ассигнований в 237 532 млн., руб.
Темп прироста наиболее весомой части расходов - социально-значимых - составил к 2016 году 8,57%, к 2017 году - 8,6%, а их объем увеличился до 156 589 млн., руб. с 140 317 млн., руб. и 142 883 млн., руб., соответственно. Несмотря на сей факт, их доля сократилась до 60,10% за 2018 год с 70,25% за предшествующий период и с 68,05% за 2016 год. Сам план расходов на реализацию социально-значимых программ в ХМАО-Югре за 2018 год был исполнен на 103,3% от объема утвержденных ассигнований за данный период времени.
На рисунке 1 представлена динамика объемов расходов бюджета ХМАО-Югры в разрезе динамики социально-значимой ее части.
2016 год 2017 год 2018 год
■ Всего расходов, в млн. руб. Социально-значимые расходы, в млн. руб.
Рисунок 1. Динамика объемов расходов бюджета ХМАО-Югры в разрезе динамики социально-значимой его части за 2016 - 2018 года
Тем самым, можно констатировать, что расходы бюджета ХМАО-Югры в 2018 году по сравнению с предшествующим периодом выросли практически вдовое быстрее (18,4%), по сравнению с его наиболее весомой частью, призванной финансировать социально-значимые программы (8,6%).
В структуре расходов ХМАО-Югры за 2018 год наиболее высокую динамику в процентном соотношении показали прочие расходы (43,9% к 2017 г.), несмотря на то, что доля их исполнения от объема утвержденных на данный период ассигнований составила всего 89,1%, а сумма - 73 382 млн., руб. К таким расходам относят безвозмездные перечисления бюджетам (субсидии), чьи объемы за прошедший год и вовсе продемонстрировали рост в 70,8% по сравнению с предыдущим периодом.
В соответствии с Бюджетным Кодексом Российской Федерации (БК РФ) [2, с. 53], к субсидиям из бюджета субъектов относят средства, направляемые на безвозмездной основе и оказании, тем самым, поддержки нуждающимся слоям населения и представителям малого бизнеса. Соответственно, данные расходы также можно рассматривать в качестве своеобразной меры по реализации социальных программ.
В 2016 году в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре завершена работа по переходу бюджета автономного округа на программно-целевой метод планирования и исполнения бюджета, обеспечивающего прямую взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и фактическими или планируемыми результатами их использования.
Бюджет составляется и утверждается на очередной финансовый год и плановый период. Данный основной финансовый документ отражает общий объем доходов бюджета автономного округа, общий объем расходов бюджета автономного округа, дефицит (профицит) бюджета автономного округа.
В докладе Депфина Югры об исполнении бюджета на 2016 год доходы региона увеличены к первоначальному плану на 14 186,5 млн., руб., а расходы уменьшены на 7 005,20 млн., руб. Тем самым, за указанный год объем доходов составил 197 898,90 млн., руб. вместо запланированных 190 573,1 млн., руб., расходов - 206 190,20 млн., руб. против 209 161 млн., руб., дефицита - 8 291,30 млн., руб. вместо ожидаемых 18 587,90 млн., руб.
Таким образом, в 2016 году увеличение по сравнению с планом доходной части на 3,84% и сокращение расходов бюджета ХМАО-Югры на 1,44% поспособствовало уменьшению его дефицита в 2,3 раза.
Увеличение доходов происходило за счет прироста поступлений в казну налога на имущество организаций и НДФЛ, объемы которых составили 57 013,50 млн., руб. и 48 881,50 млн., руб., соответственно. Прирост поступлений налога на имущество организаций связано с отменой льготы на федеральном уровне в отношении линейных объектов и увеличением числа объектов, в отношении которых налог исчисляется от кадастровой стоимости, а также с расширением налогооблагаемой базы за счет введения в действие новых производственных мощностей. Прирост поступлений по НДФЛ происходил за счет роста численности занятого населения и среднемесячной номинальной начисленной заработной платы. Безвозмездные поступления от федерального бюджета за 2016 год по сравнению с предыдущим периодом сократились на 40% - до 8 236,40 млн., руб. с 13 732,10 млн., руб. При этом увеличились на 1,1% суммы дотации, субсидии, субвенции и иные межбюджетные трансферты, которая составила 3 307,80 млн., руб. против 3 267,20 млн., руб. [4, с. 1-2].
В 2017 году бюджет ХМАО-Югры исполнен по доходам в размере 179 400 млн., руб. или 103,01% к утвержденному плану, по расходам - 196 637 млн. руб. или 98,6%, а дефицит составил 17 200 млн., руб.
В 2017 году почти на 9% снизился удельный вес налога на прибыль организаций, что связано со снижением прибыли крупнейших плательщиков, уменьшением объема добычи нефти на 1,6%, снижением среднегодового показателя курса доллара к рублю. Относительно уровня 2016 года доля налога на имущество организаций увеличилась на 5,2%, а доля НДФЛ - на 3,2%, что, как и годом ранее, обусловлено увеличением численности занятого населения, снижением уровня зарегистрированной безработицы, ростом среднемесячной номинальной начисленной заработной платы [3, с. 7-10].
С учетом сложившейся экономической обстановки, по сравнению с планом на 2017 год доходная часть бюджета ХМАО-Югры на 2018 и 2019 годы была запланирована в меньшем объеме, однако к 2020 году прогнозируется
ее прирост. При расчете прогнозируемого объема доходов бюджета учитывались изменения федерального законодательства и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, среди которых, в частности:
- увеличение норматива зачисления с 20% до 50% акцизов на крепкий алкоголь в бюджеты регионов;
- увеличение размера специфических ставок акцизов на автомобильный бензин 5 класса и дизельное топливо с одновременным уменьшением норматива их зачисления в региональные бюджеты;
- уточнение определения средних дистиллятов, с одновременным снижением норматива их зачисления в бюджеты регионов со 100% до 50%;
- индексация ставок платы за использование лесов в 2,17 раза в 2018 году, в 2,38 раза в 2019 году, 2,62 раза в 2020 году.
На рисунке 2 представлена доходная и расходная часть бюджета ХМАО-Югры за 2018 год.
2018 год
269448,5
270000 260000 250000 240000 230000 220000 210000
254907,8
232769
237532 млн.,руб
№
Исполнено Утверждено Исполнено Утверждено доходов доходов расходов расходов
Рисунок 2. Доходная и расходная часть бюджета ХМАО-Югры за 2018 год
В 2018 году доходная часть бюджета ХМАО-Югры превысила расходную на 15,76%, что свидетельствует о достаточно эффективной бюджетной политики правительства региона и о способности покрывать свои расходы преимущественно за счет собственных источников средств.
По оценкам Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА), доля обязательных расходов в бюджете ХМАО-Югры выросла до 82,8% в 2017-2018 гг. с 73% в предыдущих 2014 - 2016 гг., что обусловлено, с одной стороны, необходимостью в оказании финансовой поддержки социальной сферы, а с другой -сокращением объема бюджета развития. В свою очередь, сокращение за предыдущие два года объема бюджета развития связано с падением уровня регулярных доходов относительно уровня 2014 - 2016 гг. и уменьшением объема накопленных финансовых резервов регионального бюджета [1, с. 3].
Подводя итоги, стоит отметить постепенное снижение расходов бюджета региона, что в дальнейшем способно оказать положительное влияние на его исполнение в целом за счет сокращения уровня дефицита. Однако несколько настораживает намечающийся тренд по сокращению доли расходов, направляемых на реализацию социально-значимых программ, что является свидетельством сворачивания или сокращения некоторых из них. При этом нельзя не отметить такой положительный аспект бюджетной политики ХМАО-Югры, как стабильное поступление доходов, в которых преобладают налоговые поступления, а среди них прирост демонстрируют налог на имущество организации и НДФЛ, что, в свою очередь, говорит о достаточно высоком уровне социально-экономического развития региона.
Основными приоритетами бюджетной политики автономного округа
в области расходов в 2016 - 2018 гг. являются: выполнение решений майских Указов Президента Российской Федерации, а также принятых социальных обязательств, с учетом адресного подхода к оказанию социальной поддержки, предоставление населению доступных и качественных государственных услуг.
Вместе с тем, несмотря на достаточно успешную бюджетную политику, проводимую Ханты-Мансийским автономным округом, вопросы эффективного использования финансовых ресурсов, в том числе за счет анализа бюджетных расходов и повышения их эффективности, остаются актуальными.
В условиях ограниченности бюджетных ресурсов актуальность разработки и реализации мер по повышению эффективности использования бюджетных средств только возрастает.
В качестве дополнительных мер, направленных на повышение эффективности использования финансовых ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, могут быть предложены следующие:
- внедрение комплексного механизма общественного аудита (обзора) бюджетных расходов для выявления неэффективно используемых бюджетных средств и перенаправление их на решение приоритетных задач и программ (создание органа общественного аудита; разработка проекта закона об общественно -государственном контроле за расходованием государственных финансовых и материальных ресурсов; формирование и поддержание информационной среды; контроль со стороны граждан посредством обеспечения «обратной связи» общества с властью);
- повышение инвестиционной активности (улучшение инвестиционного климата; развитие инфраструктуры);
- повышения качества администрирования доходов (внедрение современных технологий цифровизации / автоматизации при налоговом администрировании);
- обеспечение роста производительности труда и поддержка занятости (заимствование передовых технологий, повышение управленческих компетенций и квалификации сотрудников).
Таким образом, для дальнейшего сохранения позиции ХМАО-Югры и его развития, на наш взгляд, данные мероприятия лишь положительным образом скажутся практически на всех отраслях экономики данного региона.
Список используемой литературы:
1. АКРА подтвердило кредитный рейтинг ХМАО-Югры на уровне AAA(RU), прогноз «Стабильный», и облигаций Округа - на уровне AAA(RU) / АКРА [Электронный ресурс]. URL: https://www.acra-ratings.ru/press-releases/656 (дата обращения 05.04.2019)
2. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 27.12.2018) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/ (дата обращения 06.04.2019)
3. Депутаты окружного парламента заслушали отчёт об исполнении бюджета ХМАО- Югры за 2017 год / Интернет-издание «БезФормата» [Электронный ресурс]. - URL: http:// hantimansiysk.bezformata.com/listnews/byudzheta-hanti-mansij skogo-avtonomnogo/67390239/ (дата обращения 06.04.2019)
4. Доклад Департамента экономического развития ХМАО-Югры об исполнении бюджета на 2016 год -[Электронный ресурс URL: https://depfin.admhmao.ru/upload/medialibrary/3f7/doklad-ispolnenie-2016-god.pdf. (дата обращения 08.04.2019)