Научная статья на тему 'Современное состояние и особенности предупреждения мошенничества, совершенного с использованием информационно-коммуникационных технологий'

Современное состояние и особенности предупреждения мошенничества, совершенного с использованием информационно-коммуникационных технологий Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
70
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
информационно-коммуникационные технологии / мошенничество / состояние / особенности / information and communication technologies / fraud / condition / features

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Вадим Александрович Аксенов

Цель данного научного исследования заключается в определении состояния мошенничества, совершенного с использованием информационно-коммуникационных технологий и особенности его предупреждения. В результате проведенной работы обобщены статистические данные МВД России и Центрального Банка России. Отдельно отражена организационная структура работы мошеннических кол-центров. Рассмотрен ряд специально-криминологических мер, направленных на устранение причин и условий совершения преступлений данной категории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Вадим Александрович Аксенов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The current condition and features of the prevention of fraud committed using information and communication technologies

The purpose of this scientific study is to determine the state of fraud committed using information and communication technologies and the features of its prevention. As a result of the work carried out, the statistical data of the Ministry of Internal Affairs of Russia and the Central Bank of the Russian Federation. Separately reflected the organizational structure of the fraudulent call centers. A number of special criminological measures aimed at eliminating the causes and conditions for committing crimes of this category are considered.

Текст научной работы на тему «Современное состояние и особенности предупреждения мошенничества, совершенного с использованием информационно-коммуникационных технологий»

_SOCIAL AND HUMAN SCIENCES_

LAW SCIENCES

Научная статья УДК 343.97

https://doi.org/10.24412/2687-0185-2023-3-9-13 EDN: https://elibrary.ru/UCHXLN NIION: 2007-0083-3/23-291 MOSURED: 77/27-005-2023-03-491

Современное состояние и особенности предупреждения мошенничества,

совершенного с использованием информационно-коммуникационных технологий

Вадим Александрович Аксенов

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, guronxx@mail.ru

Аннотация. Цель данного научного исследования заключается в определении состояния мошенничества, совершенного с использованием информационно-коммуникационных технологий и особенности его предупреждения. В результате проведенной работы обобщены статистические данные МВД России и Центрального Банка России. Отдельно отражена организационная структура работы мошеннических кол-центров. Рассмотрен ряд специально-криминологических мер, направленных на устранение причин и условий совершения преступлений данной категории.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, мошенничество, состояние, особенности

Для цитирования: Аксенов В. А. Современное состояние и особенности предупреждения мошенничества, совершенного с использованием информационно-коммуникационных технологий // Криминологический журнал. 2023. № 3. С. 9-13. https://doi.org/10.24412/2687-0185-2023-3-9-13.

Original article

The current condition and features of the prevention of fraud committed using information and communication technologies

Vadim A. Aksenov

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia,

guronxx@mail.ru

Abstract. The purpose of this scientific study is to determine the state of fraud committed using information and communication technologies and the features of its prevention. As a result of the work carried out, the statistical data of the Ministry of Internal Affairs of Russia and the Central Bank of the Russian Federation. Separately reflected the organizational structure of the fraudulent call centers. A number of special criminological measures aimed at eliminating the causes and conditions for committing crimes of this category are considered.

Keywords: information and communication technologies, fraud, condition, features

For citation : Aksenov V. A. The current condition and features of the prevention of fraud committed using information and communication technologies. Criminological Journal. 2023;(3):9-13.(In Russ.). https://doi.org/10.24412/2687-0185-2023-3-9-13.

Практически каждый гражданин России в своей жизни сталкивался с поступлением звонков из мошеннических кол-центров с целью хищения денежных средств с банковского счета. Согласно информации специалистов по кибербезопасности ПАО «Сбербанк» большинство подобных кол-центров располагаются на территории стран СНГ, в том числе Украина (90 % кол-центров) остальные находятся на территории Рос© Аксенов В. А., 2023

сии [2]. Причины подобного территориального размещения могут заключаться в следующем: высокий уровень коррупции, лоббирование противоправной деятельности в отношении граждан России со стороны органов государственной власти, криминализация различных аспектов жизни общества, знание и использование русского языка в качестве основного средства общения практически всеми жителями страны.

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ПРАВО

JäggL

им

Отметим, что современные организованные преступные группы в качестве способа и средств противоправной деятельности используют цифровые технологии, которые в корне меняют ее структуру: скрывается взаимодействие между ее членами, используются средства анонимности в сети интернет, выход преступной деятельности за пределы государства (трансграничность) [5, с. 26].

Что такое кол-центр? В широком смысле данное понятие можно трактовать как «справочная служба» [8]. В узком смысле, кол-центр представляет собой централизованный отдел, который обрабатывает входящие и исходящие звонки от текущих и потенциальных клиентов [3]. Рассмотрим образец организационной структуры на базе мошеннического кол-центра, установленного сотрудниками Федеральной службы войск национальной гвардии РФ в городе Бердянск Запорожской области. Низшим звеном в работе мошеннического кол-центра выступают так называемые «звонари» и «клоузеры». Звонари представлены наименее подготовленными сотрудниками, совершающих телефонные звонки в соответствии с заранее заданным алгоритмом с целью поиска жертвы, подверженной психологическому воздействию. После обнаружения такого клиента передают на вторую линию - «клоузерам». Данное понятие поступило из сферы продаж и представляет таких сотрудников как наиболее опытных, с высоко развитыми умениями в сфере продаж и «закрытия» клиента. Под «закрытием» в данном случае понимается стадия мошенничества, где до жертвы доводятся сведения о необходимости перечисления ее денежных средств на подконтрольные банковские счета. Следующими элементами организованной структуры мошеннического кол-центра выступают: «техническая поддержка» (в основной своей части представлены инженерами, осуществляющих настройку 1Р-телефонии на рабочем месте кол-центра, рассылку в общих чатах учетных записей каждого пользователя услуг 1Р-телефонии, оказание консультационных услуг по настройке типового рабочего места и устранению проблем со связью в случае наличия неполадок); «закупщики» (сотрудники, осуществляющие покупку украденных баз данных в даркнете, которые через общий чат мессен-джера передавались каждому «звонарю». Обычно производилась покупка баз данных интернет-магазинов, финансово-кредитных организаций, операторов сотовой связи и т. п.); «пробивщики» (группа сотрудников, осуществляющих дополнительный сбор информации о клиенте с помощью специализированных ботов в мессенджере Телеграм. Основная функция указанных ботов заключается в формировании собственных баз данных на основе выявленных утечек информации с различных интернет-ресурсов: паспортные данные, номера телефонов, электронные почты, аккаунты в со-

циальных сетях, сведения о подключении к системе онлайн-банкинга, используемые мессенджеры, размещаемые объявления на маркетплейсе «Авито», используемые пароли. Отдельно у «пробивщика» имеется возможность заказа анонимного звонка с целью проверки актуальности использования абонентского номера потенциальной жертвы и активации функции SMS-Bomber в качестве методики социальной инженерии). Следовательно, при наличии небольшого количества информации о возможной жертве (например, абонентский номер или ФИО) с помощью вышеуказанных методик мошенники получают необходимую информацию и в дальнейшем совершают успешные адресные телефонные атаки на определенного человека, создавая иллюзию общения с представителем правоохранительных органов или финансово-кредитных организаций [7].

Основной массив работы мошеннических кол-центров в отношении жителей РФ приходится на совершение деяний, предусмотренных ст. 159 УК РФ. По мнению автора, признаки объективной стороны ст. 159.3 и 159.6 УК РФ в методиках обмана мошенников, объединенных работой в составе кол-центров, практически не используются.

Важнейшей особенностью современного состояния мошенничеств, совершаемых с использованием информационно-коммуникационных технологий является тенденция к росту. В качестве обоснования данной точки зрения рассмотрим следующие статистические данные. Возникновение работы мошеннических кол-центров связано с периодом 2017 г., в котором по данным МВД России зарегистрировано 51 513 фактов мошенничества (ст. 159 УК РФ). Далее начинается их рост: 2018 г. - 90 664 (темп прироста 76 %), 2019 г. - 119 903 (темп прироста 32,2 %), 2020 г. -210 493 (темп прироста 75,5 %), 2021 г. - 238 560 (темп прироста 13,3 %). В 2022 г. произошло снижение количества совершенных мошенничеств - 249 984 (темп прироста 4,8 %) (Рис. 1) [12].

В целях определения факторов снижения темпа прироста количества зарегистрированных преступлений данной категории в 2022 г. дополнительно обратимся к статистике Банка России. Так, за первый квартал 2022 г. количество операций без согласия клиентов возросло по отношению к аналогичному периоду прошлого года (237 737) и составило 258 097. Во втором и третьем квартале 2022 г. произошло снижение количества таких операций до 211 263 (АППГ 236 971) и до 229 757 (АППГ 256 198) соответственно (Рис. 2) [10].

Дополнительно проведем сравнительный анализ статистических данных до и после начала СВО на примере обращения клиентов Сбербанка с жалобой на мошенничество. Если до 24 февраля 2022 г. количество жалоб составляло в среднем эквиваленте 11 000 в сутки,

SOCIAL AND HUMAN SCIENCES

LAW SCIENCES

то с 20 марта 2022 г. 2000 в сутки, т. е. снижение в 5,5 раз (Рис. 3). По мнению специалистов по кибербезопас-ности Сбербанка, причины снижения обращений по факту мошенничеств со стороны клиентов следующие:

1) атаки на энергетическую инфраструктуру основных населенных пунктов, сопровождающиеся отключением электроэнергии, а следовательно и сети интернет;

2) ликвидация мошеннических кол-центров на террито-

риях, вошедших в состав РФ; 3) проведение мероприятий федеральными органами исполнительной власти совместно с операторами связи по пресечению фактов подмены абонентских номеров при осуществлении звонков [2]. Последующий плавный рост обращений клиентов в связи с мошенничеством был связан с миграцией персонала кол-центров в другие страны, где они продолжили занятие противоправной деятельностью.

300000 250000 200000 150000 100000 50000 0

СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ МВД РОССИИ О КОЛИЧЕСТВЕ ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ МОШЕННИЧЕСТВ С 2017 ПО 2022 ГОД

210493 238560 249984

90664 119903/

51513

Рис. 1. Статистические данные МВД России о количестве зарегистрированных мошенничеств с 2017 по 2022 г.

1 КВАРТАЛ 2022 Г. 2 КВАРТАЛ 2022 Г. 3 КВАРТАЛ 2022 Г.

Рис. 2. Статистика Банка России об операциях без согласия клиентов в 2022 г.

I до 24.02.2022 ■ с 20 марта 2022 г.

Рис. 3. Статистические данные на примере обращения клиентов Сбербанка с жалобой на мошенничество за одни сутки

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ПРАВО

JäggL

им

Начиная с 2018 г. преступники в качестве средства совершения мошенничеств стали использовать возможности подмены абонентского номера, в том числе реальных финансово-кредитных организаций. С этого периода времени нашей стране фактически была объявлена негласная «кибервойна», где средством выступало мошенничество, а целями: обнищание населения РФ, «раскачивание» внутреннеполитической обстановки в стране и вывод денежных средств за пределы России [4; 13].

Как предупредить данный вид преступности? Вопрос с отсылкой к теоретикам криминологической науки, среди которых можно выделить Г. А. Аванесова, утверждающего, что база предупреждения преступности складывается из анализа ее явлений и прогноза, выявления детерминант, изучения личности преступника и механизма ее преступного поведения [6, с. 328].

На наш взгляд, с точки зрения практики, систему мер предупреждения мошенничеств, совершаемых организованными преступными группами (по принципу кол-центра), можно разделить на законодательные и технические. Среди законодательных мер можно выделить: упрощение алгоритма лишения лицензии, а именно предоставление полномочий органам прокуратуры на внесудебный порядок данной процедуры в случае выявления систематических нарушений законодательства оператором связи (отдельно следует отметить, что помимо операторов сотовой связи сюда предлагается включить и провайдеров 1Р-телефонии); запретить операторам связи перевод вызова из VOIP-сети в телефонные сети, или установить процедуру соединения данных сетей (это необходимо в целях установления контроля операторами связи за фактами подмены абонентского номера при осуществлении вызова); одновременно с предыдущей мерой ужесточить меры ответственности оператора связи в случае пропуска такого вызова (ст. 13.2.1 КоАП РФ), так как зачастую оператор связи получает больше прибыли от подобных звонков, чем фактическая сумма штрафа; внесение изменений в ФЗ «О связи» с закреплением обязанности операторов связи, по запросам правоохранительных органов без санкции суда, предоставлять сведения о факте производства звонка его абонентом, либо об операторе, от которого им поступил звонок (с целью ускорения срока установления источника поступления звонка по цепочке передачи трафика операторами связи в случае подмены абонентского номера).

Значительным прогрессом и одной из главных технических мер предупреждения преступлений данной категории мы считаем запуск в декабре 2022 г. Главным радиочастотным центром единой платформы верификации телефонных вызовов «Антифрод» [11]. Суть работы системы заключается в ускорении верификации абонентских номеров и улучшения порядка получения сведений об их подлинности. На данный момент к системе подключены три крупных оператора связи [9]. Не менее важной мерой предупреждения

мошенничества выступает система «Антифрод» другого субъекта профилактики - финансово-кредитных организаций. Их система осуществляет проверку финансовых операций, при этом каждая транзакция обозначается меткой, которая отмечает ее надежность. В данной системе выполняются три функции: анализ, поиск и предотвращение мошенничества [1, с. 17].

Таким образом, учитывая тенденцию роста преступлений данной категории, необходима практическая реализация обозначенных мер профилактического воздействия, в первую очередь технического характера. Не менее важна консолидация всех субъектов, заинтересованных в противодействии мошенничеству на национальном уровне.

Список источников

1. Аксенов В. А. Роль и значение программного комплекса «Антифрод» как меры специально-криминологического характера в предупреждении мошенничества, совершенного с использованием информационно-телекоммуникационных технологий // Вестник Московского университета МВД России. 2021. № 6. С. 16-20.

2. Анализ мошеннических звонков с территории Украины. Участники и цифры // URL://https:// promo.sber.ru/kibrary/#/investigation/analysis.

3. Techtarget. Кол-центр // URL://https://www. techtarget.com/searchcustomerexperience/ definition/Call-Center.

4. Зампред Правления ПАО «Сбербанк» Станислав Кузнецов: против России ведется необъявленная кибервойна // URL://https://ria. ru/20220418/kuznetsov-1784035779.html.

5. Ищук Я. Г., Пинкевич Т. В., Смольянинов Е. С. Цифровая криминология: учебное пособие. М. : Академия управления МВД России, 2021.

6. Криминология: учебник / под ред. Г. А. Ава-несова. 5 изд., перераб. и доп. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2011.

7. Мошеннический кол-центр «Бердянск» // URL: // https://promo.sber.rU/kibrary/#/investigation/ berdyansk.

8. Орфографический академический ресурс «АКАДЕМОС» // Институт русского языка им. В.В. Виноградова Российской академии наук // URL://https://orfo.ruslang.ru/search/ word#.

9. Официальный сайт Правительства РФ // URL://http://government.ru/docs/all/144161/

10. Официальный сайт Банка России: обзор отчетности об инцидентах информационной безопасности при переводе денежных средств за 2022 год // URL://http://www.cbr.ru/analytics/ib/ review_3 q_2022/

SOCIAL AND HUMAN SCIENCES

LAW SCIENCES

11. Роскомнадзор запустил платформу для борьбы с телефонным мошенничеством // URL:// https://digital.gov.ru/ru/events/42390/?utm_ referrer=https%3a%2f%2fwww.yandex.ru%2f.

12. Статистические сведения Центра статистической информации Федерального казенного учреждения «Главный информационно-аналитический центр МВД России» // Ф4 - ЕГС (494), книга 31, раздел 11 «Сведения о преступлениях, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий или в сфере компьютерной информации, выявленных и предварительно расследованных субъектами регистрации». Сборник по России январь-декабрь 2017-2022 г.

13. Фесенко В. Кибермошенники могут быть участниками гибридной войны против России // URL://https://fonar.tv/news/2021/12/01/ zamnachalnika-belgorodskogo-umvd-kibermoshenniki-mogut-byt-uchastnikami-gibridnoy-voyny-protiv-rossii.

References

1. Aksenov V. A. The role and importance of the program complex «Antifrod» as a measure of special criminological nature in the prevention of fraud committed with the use of information and telecommunication technologies // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2021. № 6. С. 16-20.

2. Analysis of fraudulent calls from Ukraine. Participants and figures // URL://https://promo. sber.ru/kibrary/#/investigation/analysis.

3. Techtarget. Call-center // URL://https://www. techtarget.com/searchcustomerexperience/ definition/Call-Center.

4. Stanislav Kuznetsov, Deputy Chairman of the Management Board of Sberbank PJSC: an undeclared cyber war is being waged against Russia // URL://https://ria.ru/20220418/ kuznetsov-1784035779.html.

5. Ischuk Ya. G., Pinkevich T. V., Smolyaninov E. C. Digital Criminology: textbook. M. : Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2021.

6. Criminology: textbook / edited by G. A. Avanesov. 5 ed., revision and additions. M. : UNITI-DANA, 2011.

7. Fraudulent call-center «Berdyansk» // URL:// https://promo.sber.rU/kibrary/#/investigation/ berdyansk.

8. The orthographic academic resource «ACADEMOS» // V. V. Vinogradov Institute of Russian Language, Russian Academy of Sciences // URL://https://orfo.ruslang.ru/search/ word#.

9. Official website of the Government of the Russian Federation // URL://http://government.ru/docs/ all/144161/

10. Official website of the Bank of Russia: review of reporting on information security incidents in money transfer for 2022 // URL://http://www.cbr. ru/analytics/ib/review_3 q_2022/

11. Roskomnadzor launched a platform to combat telephone fraud // URL://https:// digital.gov.ru/ru/events/4 2390/?utm_ referrer=https%3a%2f%2fwww.yandex.ru%2f.

12. Statistical information of the Statistical Information Center of the Federal State Institution «Main Information and Analytical Center of the Ministry of Internal Affairs of Russia» // F4 - EGS (494), book 31, section 11 «Information on crimes committed with the use of information and telecommunication technologies or in the field of computer information, detected and preliminarily investigated by the subjects of registration». Collection for Russia January-December 2017-2022.

13. Fesenko V. Cyber fraudsters may be participants of hybrid warfare against Russia // URL:// https://fonar.tv/news/2021/12/01/zamnachalnika-belgorodskogo-umvd-kibermoshenniki-mogut-byt-uchastnikami-gibridnoy-voyny-protiv-rossii.

Информация об авторе

В. А. Аксенов - адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.

Information about the author V. A. Aksenov - Adjunct of the Faculty of Training of Scientific, Pedagogical and Scientific Personnel of the Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot'.

Статья поступила в редакцию 12.07.2023; одобрена после рецензирования 07.08.2023; принята к публикации 15.08.2023.

The article was submitted 12.07.2023; approved after reviewing 07.08.2023; accepted for publication 15.08.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.