Научная статья на тему 'Современное состояние и направления развития исполнительного производства в Казахстане'

Современное состояние и направления развития исполнительного производства в Казахстане Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1133
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЕАЛИЗАЦИЯ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ / СУДЕБНЫЕ АКТЫ / ИСПОЛНЕНИЕ СУДЕБНЫХ АКТОВ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СУДЕБНЫЕ ИСПОЛНИТЕЛИ / ИНСТИТУТ ЧАСТНЫХ СУДЕБНЫХ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ / ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО В КАЗАХСТАНЕ / ПРИНУДИТЕЛЬНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ СУДЕБНЫХ АКТОВ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Аблаева Эльвира Бекболатовна

В настоящей работе автор рассматривает современное состояние исполнительного производства в Казахстане и его основные направления развития. Автор детально изучает вопросы реформирования судебной системы Казахстана, произошедшие в его жизни с момента распада СССР и по настоящее время. В работе отмечено, что обязательное и своевременное исполнение исполнительных документов, выдаваемых на основании судебных актов, несомненно, зависит не только от платежеспособности и законопослушания должников, но и в том числе от профессионализма и компетентности судебных исполнителей. В работе отмечаются как положительные, так и отрицательные стороны исполнительного производства. Автор апеллирует статистическими данными о практике исполнительного производства в разрезе с 1 полугодия 2011 по 1 полугодие 2015 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT STATUS AND DEVELOPMENT OF THE ENFORCEMENT PROCEEDINGS IN KAZAKHSTAN

In this paper the author considers the current state of Executive production in Kazakhstan and its main directions of development. The author examines the issues of reforming the judicial system of Kazakhstan which happened in his life since the collapse of the Soviet Union to the present time. The paper notes that mandatory and timely execution of Executive documents issued on the basis of judicial acts, of course, depends not only on the solvency and lawfulness of the debtors, but including the professionalism and competence of bailiffs. The paper notes both positive and negative aspects of the enforcement process. The writer makes use of statistical data about the practice of enforcement proceedings in the context of the 1st half 2011 to 1st half of 2015.

Текст научной работы на тему «Современное состояние и направления развития исполнительного производства в Казахстане»

17. ЗАРУБЕЖНЫЕ НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ

17.1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА В КАЗАХСТАНЕ

Аблаева Эльвира Бекболатовна, кандидат юридических наук, докторант

Место работы: Российская Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС)

Ablaeva_1981@mail.ru

Аннотация: В настоящей работе автор рассматривает современное состояние исполнительного производства в Казахстане и его основные направления развития. Автор детально изучает вопросы реформирования судебной системы Казахстана, произошедшие в его жизни с момента распада СССР и по настоящее время. В работе отмечено, что обязательное и своевременное исполнение исполнительных документов, выдаваемых на основании судебных актов, несомненно, зависит не только от платежеспособности и законопослушания должников, но и в том числе от профессионализма и компетентности судебных исполнителей. В работе отмечаются как положительные, так и отрицательные стороны исполнительного производства. Автор апеллирует статистическими данными о практике исполнительного производства в разрезе с 1 полугодия 2011 по 1 полугодие 2015 гг.

Ключевые слова: реализация судебной власти; судебные акты; исполнение судебных актов; государственные судебные исполнители; институт частных судебных исполнителей; исполнительное производство в Казахстане; принудительное исполнение судебных актов в Республике Казахстан.

CURRENT STATUS AND DEVELOPMENT OF THE ENFORCEMENT

PROCEEDINGS IN KAZAKHSTAN

Ablayeva Elvira B., candidate of legal sciences, Doctoral student

Place of employment: The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (The Presidential Academy, RANEPA)

Ablaeva_1981@mail.ru

Abstract: In this paper the author considers the current state of Executive production in Kazakhstan and its main directions of development. The author examines the issues of reforming the judicial system of Kazakhstan which happened in his life since the collapse of the Soviet Union to the present time. The paper notes that mandatory and timely execution of Executive documents issued on the basis of judicial acts, of course, depends not only on the solvency and lawfulness of the debtors, but including the professionalism and competence of bailiffs. The paper notes both positive and negative aspects of the enforcement process. The writer makes use of statistical data about the practice of enforcement proceedings in the context of the 1st half 2011 to 1st half of 2015.

Keywords: implementation of the judiciary; judicial acts; enforcement of judgments; state court officers; the Institute of private bailiffs, enforcement proceedings in Kazakhstan; compulsory execution of judicial acts in the Republic of Kazakhstan.

В соответствии с конституционным положением, указанным п. 3 ст. 76 Конституции РК, решения, приговоры и иные постановления судов имеют обязательную силу на всей территории РК. Пунктом 3 ст. 1 Конституционного закона РК от 25 декабря 2000 г. № 132 «О судебной системе и статусе судей РК» закреплено, что неисполнение судебных актов и требований судьи влечет установленную законом ответственность [1]. Существующий порядок исполнения судебных актов направлен на добровольное исполнение судебных актов должником до возбуждения исполнительного производства в порядке и в сроках, указанных законодательством РК об исполнительном производстве. После вступления судебных актов в законную силу они становятся обязательными и могут быть предъявлены к принудительному исполнению. Верховный суд РК п. 7 нормативного постановления от 14 мая 1998 г. № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о судебной власти в Республике Казахстан» разъясняет, что в случаях уклонения граждан, должностных лиц государственных органов и организаций от добровольного исполнения, вступившего в законную силу судебного акта, эти лица несут административную ответственность [2], предусмотренную ст. 669 Кодекса РК об административных правона-

рушениях. В случае неисполнения вступившего в законную силу судебного акта, а равно воспрепятствования его исполнению, граждане, представители власти и служащие подлежат привлечению к уголовной ответственности по ст. 430 УК РК.

Обязательное и своевременное исполнение исполнительных документов, выдаваемых на основании судебных решений, определений, предписаний и постановлений по гражданским и административным делам, приговоров и постановлений по уголовным делам в части имущественных взысканий, а также постановлений иных органов, несомненно, зависит не только от платежеспособности и законопослушания должников, но и в том числе от профессионализма и компетентности судебных исполнителей.

С момента распада СССР и вступления в силу Постановления Верховного Совета КазССР от 25 октября 1990 г. «О государственном суверенитете Республики Казахстан», было принято множество нормативных правовых актов, обусловленных необходимостью строительства демократического общества и правового государства.

Несомненно, в реализации идеи демократического общества и правового государства особую роль в ре-

шении проблем в сфере укрепления в стране законности и стабильности правопорядка, а также вопросов, связанных с обеспечением конституционных прав и свобод каждого человека и гражданина, играют и нормы гражданского судопроизводства. По той причине, что «гражданский процесс призван стать эффективным инструментом защиты чести и достоинства граждан, разрешения трудовых конфликтов и иных споров, возмещения морального и материального ущерба, обеспечения прав и законных интересов всех субъектов гражданско-правовых отношений» [3].

В этой связи, в государственной программе правовой реформы в РК впервые было отмечено, что для исполнения судебных решений должна быть использована необходимая сила государственного принуждения.

Безусловно, в этой части, реформированию подверглась и судебная система. Как отмечено в постановлении Президента РК «О государственной программе правовой реформы в РК», - «в целях повышения эффективности судебной системы и обеспечения подлинной независимости правосудия, профессионализма и специализации судей необходимо усилить вспомогательные службы по отправлению правосудия и исполнению судебных постановлений» [3]. В этой части, функции по организационному обеспечению судов и организации исполнения судебных решений были возложены на исполнительный орган - Министерство юстиции РК. Принудительное исполнение судебных решений, охрана судов, судебных работников и участников процесса вошли в полномочия, созданного при МЮ РК - института судебных приставов, которые призваны обеспечивать нормальную деятельность судов РК.

Функции по контролю за сроками рассмотрения судебных дел, состоянием исполнения приговоров и решений судов, организации исполнительного производства по гражданским делам и уголовным делам в части возмещения материального ущерба, подбору и расстановке кадров судей, организации работы судебных приставов и судебных исполнителей, материально-техническому обеспечению и финансированию судебной системы, реализации других мер по обеспечению деятельности судов принадлежали - Департаменту организации работы судебной системы и юридического обслуживания населения.

В результате оптимизации структуры Министерства юстиции РК, перечисленные функции перешли в созданный Департамент организации деятельности судов, судебных приставов и обеспечения исполнительного производства.

С вступлением с 1 января 1998 г. в силу нового УПК РК, в целях реализации его положений, осуществление уголовного преследования по делам о преступлениях против правосудия, а также по делам, связанным с нарушениями порядка исполнения судебных решений было возложено на впервые образованный при Министерстве юстиции РК - Департамент расследований.

Вслед за этим, 30 июня 1998 г. впервые был принят закон РК «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей», который определил правовые, организационные и экономические основы исполнительного производства, а также правовой статус судебных исполнителей.

Существующая практика исполнения судебных актов, да и в целом система правосудия требовала совершенствования и создания новой системы судебного администрирования. Преобразования в организационно-

правовой структуре и изменения функционально-целевых характеристик Министерства юстиции РК имели свое продолжение. Постановлением Правительства РК от 5 июля 1999 г. № 931 касательно вопросов Министерства юстиции РК, функции в сфере исполнительного производства были переданы вновь образованному при Министерстве юстиции РК - Комитету по исполнению судебных постановлений [4].

В целях усиления независимости судебной системы, ускорения темпов судебно-правовой реформы в Казахстане были приняты меры по обеспечению функционирования новой системы судебного администрирования. Следуя тенденциям судебно-правовых реформ и последовательных преобразований, в целях реализации Указа Президента РК от 22 января 2001 г. № 536 «О мерах по совершенствованию правоохранительной деятельности в Республике Казахстан», Комитет по исполнению судебных постановлений Министерства юстиции РК был реорганизован с передачей функций и полномочий по исполнению исполнительных документов, а также штатной численности и имущества Комитету по судебному администрированию при Верховном Суде РК и его администраторам в областях и городах Астане, Алматы [5].

Комитет по судебному администрированию при Верховном Суде РК являлся уполномоченным государственным органом, осуществляющим организационное, материально-техническое и иное обеспечение деятельности областных, районных и приравненных к ним судов, а также обеспечивающим своевременное исполнение исполнительных документов, организационное и методическое руководство деятельностью судебных приставов, ведение судебной статистики в местных судах и организацию работ по учету, хранению, оценке и дальнейшему использованию имущества, обращенного (поступившего) в республиканскую собственность по отдельным основаниям [6].

На тот момент, достаточно своевременно на IV съезде судей РК, прошедшей 6 июня 2005 г. в Астане впервые прозвучала идея Главы казахстанского государства Н. Назарбаева о внедрении в казахстанскую правоприменительную практику института частных судебных исполнителей. «Значительное влияние на эффективность отправления правосудия оказывают вопросы, связанные с исполнением судебных актов», - отметил Н. Назарбаев. Основные причины их неисполнения заключаются не только в отсутствии денег и иного имущества у должников, но и в недостаточно высоком уровне организации соответствующей работы. Принятие закона Рк «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей», других нормативных правовых актов, регулирующие данную сферу позволит поднять уровень работы по исполнению судебных постановлений. Другой, более кардинальной мерой в этом направлении, подчеркнул Глава государства, является внедрение института частных судебных исполнителей на примере опыта Франции, Германии, ряда других стран [7].

Главным итогом воплощения идеи Президента РК, озвученной 6 июня 2005 г. в Астане на IV съезде судей РК стало принятие от 2 апреля 2010 г. № 261-IV нового закона РК «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» [8], который вступлением в законную силу, впервые ввел в практику исполнительного производства Казахстана наряду с государственным и институт частного судебного исполнения. Таким образом, с 2011 г. в Казахстане действует уникальная система исполнения судебных актов - государственная и частная.

Законодательная инициатива Главы государства Н. Назарбаева явилась весьма важным событием для национальной правовой системы РК, которая предоставила системе принудительного исполнения судебных актов новые возможности для его развития и совершенствования. В последующем это событие проложило путь для вступления РК в Международный союз судебных исполнителей по оказанию взаимодействия в решении вопросов судебного исполнения и укреплению в данной сфере международного сотрудничества, а также обмена опыта между судебными исполнителями других стран.

Наряду с этим, во исполнение мер по повышению эффективности правоохранительной деятельности и судебной системы в РК упразднен Комитет по судебному администрированию при Верховном Суде РК с передачей функций и полномочий по исполнению исполнительных документов, организации работ по учету, хранению, оценке и дальнейшему использованию имущества, обращенного в республиканскую собственность по отдельным основаниям Министерства юстиции РК, в котором образован Комитет по исполнению судебных актов с территориальными подразделениями.

В последующем, на базе упраздненного Комитета в структуре Министерства юстиции РК был образован Департамент по исполнению судебных актов, а его функции перешли самому министерству. В части исполнительного производства, в настоящее время Министерства юстиции РК осуществляет контроль за законностью совершаемых исполнительных действий частными судебными исполнителями.

Таким образом, в настоящее время, с 2010 года в Казахстане исполнительное производство осуществляется государственными судебными исполнителями и частными судебными исполнителями, которые выполняют возложенные на них законом функции по принятию мер, направленных на принудительное исполнение исполнительных документов, и имеют равные права и обязанности за некоторыми изъятиями, предусмотренным законодательством РК об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей.

Существующая ныне в РК уникальная практика исполнения судебных актов предоставляет взыскателю, который является одной из сторон исполнительного производства альтернативные возможности. Взыскатель может обратиться за исполнением, вынесенного судом акта к государственным либо к частным судебным исполнителям.

Отслеживая основные этапы становления и развития института исполнения судебных актов в РК, хотелось бы остановиться на отличительных особенностях закона РК «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей», с помощью которых можно выявить современное состояние института судебного исполнения.

Так, с принятием и вступлением силу нового Закона РК «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей», произошло четкое разграничение исполнительного производства от судопроизводства по гражданским и административным делам, которое должно регулироваться специальным законом, а не нормами гражданского процессуального или административного процессуального законодательств. Гражданское судопроизводство, как правило, - это установленный гражданским процессуальным законодательством РК процессуальный порядок рассмотрения дел по спорам, возникающим из гражданских и вытекающим из них других правоотношений. Исполнительное производство - это меры, направленные на принудительное исполнение

исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу судебных актов по гражданским и вытекающим из них других дел. Тем не менее, правоотношения, возникающие в исполнительном производстве, регулируются и нормами нового ГПК РК 2015 года, в котором сохранены вопросы, затрагивающие деятельность исполнительного производства, в частности порядок обращения решения суда к исполнению.

Закон наделяет как государственных, так и частных судебных исполнителей выполнением, возложенных на них законом функций по принятию мер, направленных на принудительное исполнение исполнительных документов, а также равными правами и обязанностями, безусловно, с некоторыми ограничениями.

Итак, частные судебные исполнители принимают к исполнению все исполнительные документы, за исключением исполнительных документов, относящихся к деятельности государственных судебных исполнителей:

1. О взыскании с государства;

2. О взыскании с юридического лица, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству и аффилии-рованным с ним юридическим лицам;

3. О взыскании с субъектов естественных монополий или субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке товаров и услуг;

4. О взыскании в пользу государства, по которым размер взыскания превышает тысячи месячных расчетных показателей;

5. О конфискации имущества либо о передаче имущества государству;

6. О выселении, вселении, сносах, изъятиях земельных участков и других категорий дел, производимых в интересах государства [8].

Законом предъявлены требования и в отношении частных судебных исполнителей. Итак, лицо, желающее заниматься частной практикой по исполнению исполнительных документов, должно отвечать следующим требованиям:

1. Правовая принадлежность лица к государству

РК. Частным судебным исполнителем является гражданин РК, который на день вступления в силу Закона РК от 20 декабря 1991 г. «О гражданстве Республики Казахстан» постоянно проживает в РК, родился на территории РК и не состоит в гражданстве иностранного государства, приобрел гражданство РК в соответствии с данным законом [9].

2. Наличие специальных теоретических знаний. Частный судебный исполнитель должен обладать высшим юридическим образованием по специальностям «юриспруденция», «правоведение» или «правоохранительная деятельность».

Требование в виде наличия гражданства РК и высшего юридического образования, в том числе распространяется и на государственных судебных исполнителей.

3. Возрастной ценз в виде достижения частным судебным исполнителем двадцатипятилетнего возраста. Данное требование не применяется к государственным судебным исполнителям, в отношении которых соответствующими законами РК установлен иной порядок приема на государственную службу и вступления их в государственную должность.

4. Приобретение практических навыков работы. Лица, претендующие на занятие деятельностью частного судебного исполнителя, проходят на платной основе стажировку от трех месяцев до одного года у частных судебных исполнителей, имеющих стаж работы судебно-

го исполнителя не менее трех лет.

5. Прохождение процедуры определения деловых качеств и квалификации претендента с целью выявления его соответствия занимаемой должности. Лица, претендующие на занятие деятельностью частного судебного исполнителя и прошедшие стажировку у частных судебных исполнителей, проходят тестирование и устное собеседование в комиссии по аттестации лиц, претендующих на занятие деятельностью частного судебного исполнителя, создаваемой при территориальном органе юстиции областей, городов республиканского значения и столицы.

6. Наличие разрешения на право занятие деятельностью частного судебного исполнителя. Частные судебные исполнители для осуществления своей деятельности должны иметь разрешение на право занятия деятельностью по принятию мер принудительного исполнения исполнительных документов, выданной уполномоченным органом после прохождения ими стажировки и аттестации. Лицензия частного судебного исполнителя является генеральной, выдаваемой без ограничения срока, и действует на всей территории РК. Как правило, деятельность государственных судебных исполнителей является государственной, которые назначаются на должность и освобождаются от должности руководителем территориального органа в порядке, установленном законом РК «О государственной службе РК».

7. Вступление в Республиканскую палату. В соответствии с п. 26 Устава Республиканской палаты частных судебных исполнителей РК, утвержденного Республиканским Учредительным съездом частных судебных исполнителей РК от 08 апреля 2016 года [10], частный судебный исполнитель, получивший лицензию, изъявивший желание вступить в членство Республиканской палаты, обязан обратиться с заявлением о приёме в региональную палату и уплатить вступительный взнос.

С начала осуществления своей деятельности частный судебный исполнитель должен осуществлять свою деятельность в строгом соответствии со следующими требованиями.

8. Добровольное страхование гражданско-правовой ответственности частных судебных исполнителей. Особым условием осуществления деятельности частного судебного исполнителя, в соответствии с пунктом 1 статьи 146 Закона РК «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей», является наличие договора страхования гражданско-правовой ответственности частного судебного исполнителя, условия которого определяются соглашением сторон.

9. Соблюдение налоговых обязательств. В соответствии с п. 2 ст. 358 Налогового кодекса РК, частные судебные исполнители, исчисляют социальный налог в 2-кратном размере месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на дату уплаты, за себя и однократном размере месячного расчетного показателя за каждого работника [11].

10. Профессиональное обучение, в том числе дистанционное, по вопросам исполнительного производства в течение шести месяцев с начала осуществления своей деятельности в соответствии с программами, утверждаемыми Республиканской палатой частных судебных исполнителей, в последующем - один раз в три года. В этой связи, Республиканская палата частных су-

дебных исполнителей Республики Казахстан посредством средств массовой информации в соответствии со ст. 163-1 п.6 Закона РК «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» официально объявляет конкурс на определение учебных центров и организаций образования по профессиональному обучению частных судебных исполнителей.

11. Принятие ограничений, связанных с осуществлением деятельности по исполнению исполнительных документов в виде запрета на занятие иными видами оплачиваемой деятельности, за исключением научной, преподавательской или творческой деятельности, которое может явиться одним из оснований прекращения действий лицензии частного судебного исполнителя и исключения из Республиканской палаты частных судебных исполнителей.

12. Санкционирование исполнительных действий. В соответствии с положениями статьи 6 Закона РК «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» следующие исполнительные действия подлежат санкционированию судом:

- наложение ареста на имущество должника, включая деньги и ценные бумаги, находящиеся у него либо у иных физических или юридических лиц с учетом некоторых исключений;

- изъятие недвижимого имущества должника, находящегося у него либо у иных физических или юридических лиц;

- изъятие правоустанавливающих документов.

Также в соответствии с положениями статей 33, 55 указанного закона санкционированию судом в порядке, установленном статьей 252 ГПК РК, подлежат:

- постановление судебного исполнителя о приостановлении временного ограничения на выезд физического лица, руководителя (исполняющего обязанности) юридического лица, являющегося должником, из РК.

- обращение взыскания на имущество должника, судебным исполнителем.

Вместе с тем, немаловажно отметить, что с внедрением в РК института частного судебного исполнения произошло уменьшение ежемесячной средней нагрузки государственных судебных исполнителей, и, напротив, увеличение объема работ у частных судебных исполнителей. Об этом свидетельствует статистические данные по исполнению судебных актов взятые нами из официальных источников в разрезе с 1 полугодия 2011 по 1 полугодие 2015 гг. Апеллируя статистическими данными исполнительного производства, хотелось бы отметить, что частный характер деятельности лиц, осуществляющих частное исполнение судебных актов, затрудняет доступ к их деятельности и вызывает сложности при ознакомлении с частной практикой исполнительного производства. На это Верховный суд РК не раз указывал в своих аналитических справках, в частности касательно состояния исполнения судебных актов по гражданским делам.

Так, если в 1 полугодии 2011 года одним судебным исполнителем ежемесячно исполнялось в полном объеме в среднем по 31 исполнительному документу, то в аналогичном периоде 2012 года по 37 исполнительных документов. За 6 месяцев 2012 года на исполнении находилось 850 040 исполнительных документов на сумму 1 трлн. 553 млрд. тенге (без учета алиментов около 150 000 документов). По сравнению с аналогичным периодом 2011 года количество документов возросло на 24,4% (или на 166 854 документов). Соответственно, увеличилась ежемесячная нагрузка на одного судебного исполнителя с 76 до 98 исполнительных производств.

В первом полугодии 2013 года на исполнении у государственных судебных исполнителей находилось 790 тыс. исполнительных документов (без учета алиментов

168,5 тыс.) на сумму 1 трлн. 500 млрд. тенге. Как видно, в сравнении с аналогичным периодом 2012 года снижение количества исполнительных документов составило 60 тыс. документов, что составляет 7%, с учетом алиментов 4,2%. Соответственно наблюдается снижение ежемесячной нагрузки на одного судебного исполнителя с 98 до 94 исполнительных производств.

По итогам 1 полугодия 2013 года в производстве частных судебных исполнителей находилось 30 тыс. (2012 г. - 14,3 тыс.) исполнительных документов на сумму 212 млрд. тенге (2012 г. - 92,4 млрд. тенге), из них исполнено в полном объеме 15 тыс. (2012 г. - 4,4 тыс.) документов на сумму 31 млрд. тенге (15,2 млрд. тенге). Таким образом, ежемесячная нагрузка на одного частного судебного исполнителя увеличилась с 62 до 126 исполнительных производств, т.е. более чем в 2 раза.

В результате принятых уполномоченным органом по исполнению судебных актов мер законодательного, организационного и технического характера, количество исполнительных документов, находящихся в производстве частных судебных исполнителей в 1 полугодие 2014 года в сравнении с аналогичным периодом 2013 года увеличилось также более чем в 2 раза.

Так по итогам 1 полугодия 2014 года на исполнении находилось 134,4 тыс. документов (в 2013 году -44,8 тыс.) на сумму более 620,1 млрд. тенге (в 2013 году 344 млрд.). Всего окончено 27,7 тыс. документов (в 2013 году - 13,8 тыс.) на сумму 182 млрд. тенге (в 2013 году - 75 млрд.), в том числе исполнено в полном объеме 18,2 тыс. документов (в 2013 году - 7,9 тыс.) на сумму 13,6 млрд. тенге (в 2013 году - 11 млрд. тенге).

Таким образом, данные показатели обеспечили исполнение 11,2% документов, находящихся в органах исполнительного производства (у государственных судебных исполнителей - 1194 тыс. документов). Если учесть тот факт, что в 2014 году по итогам 6 мес. 2014 года МЮ РК в Рк осуществляло свою деятельность 450 частных судебных исполнителей, то можно полагать, что ежемесячная нагрузка на одного частного судебного исполнителя в рассматриваемом периоде не изменилась и составляет примерно также 62 исполнительного производства.

По предварительным отчетным данным в 1 полугодии 2015 года на исполнение частных судебных исполнителей находилось 367,3 тыс. документов на сумму более 960,4 млрд. тенге. Всего окончено около 60,5 тыс. документов или 16% на сумму 121,2 млрд. тенге, в том числе исполнено в полном объеме 44,4 тыс. документов или 73% на сумму более 13,8 млрд. тенге. 367,3 тыс. документов, по сравнению с аналогичным периодом 2014 года (134,3 тыс.) количество поступивших документов увеличилось на 233 тыс. документа. Нагрузка на одного частного судебного исполнителя составила примерно 84 документа в месяц [12].

В контексте двадцать седьмого шага второй институциональной реформы, продиктованной Главой государства Н.А. Назарбаевым в президентской программе «План нации - 100 конкретных шагов» о поэтапном сокращении государственной службы судебных исполнителей [13], ожидается еще большее увеличение количества частных судебных исполнителей, и соответственно, объема их нагрузки.

Законодательством РК об исполнительном производстве установлен и обеспечен со стороны государства ведомственный, судебный и прокурорский контроль над деятельностью лиц, занимающихся частной практикой исполнения решений и постановлений судов РК.

Ведомственный контроль над деятельностью частных судебных исполнителей осуществляет Министерство юстиции РК, его территориальные органы, Республиканская палата и региональные палаты частных судебных исполнителей. Так, частные судебные исполнители по вопросам своей деятельности предоставляют в территориальный орган юстиции отчет о совершении исполнительных действий по принятию мер о взыскании алиментов и заработной платы - два раза в год (ведомственный контроль).

Частные судебные исполнители по вопросам своей деятельности предоставляют информацию о работе частных судебных исполнителей по исполнению судебных актов и размерах взысканий по исполнительным документам, поступившим на исполнение частным судебным исполнителям, региональной палате частных судебных исполнителей и (или) его территориальному органу -ежеквартально.

Также частные судебные исполнители по вопросам своей деятельности предоставляют информацию уполномоченному органу по правовой статистике и специальным учетам отчет о работе по исполнению судебных актов - ежеквартально (прокурорский контроль).

В соответствии с пунктом 7 ст. 241 ГПК РК, судебный исполнитель в случае исполнения исполнительного документа обязан в течение десяти рабочих дней уведомить об этом суд, вынесший решение, либо по истечении срока исполнения, установленного статьей 39 закона РК «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей», обязан предоставить информацию о причинах неисполнения (судебный контроль).

Проведенный анализ современного состояния и развития исполнительного производства в Казахстане позволяет отметить, что обязательное и своевременное исполнение исполнительных документов, выдаваемых на основании судебных актов, говорит о достижении целей и задач правосудия. Поэтому казахстанское исполнительное производство как форма реализации судебной власти, и, конечный результат реализации нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан, оказывает влияние на проявление гражданами глубокого уважения к закону и высокого доверия к судебной ветви власти.

Более того, данные факторы играют важнейшую роль при обеспечении верховенства закона и повышении конкурентоспособности национальной системы правосудия. С одной стороны, с передачей функций и полномочий по исполнительным документам из ведения Верховного суда РК в ведение МЮ РК произошло четкое разграничение функций и полномочий между судебной и исполнительной ветвями власти, что в полной мере соответствует концептуальным положениям теории разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, закрепленной в основном законе страны.

Вовлечение частной деятельности судебного исполнителя в сферу судебной ветви власти показывает историческую взаимообусловленность деятельности суда по осуществлению правосудия связанной с ее окончательной стадией - реализацией и исполнением судебного акта. Между тем, несмотря на произошедшие судебно-правовые реформы, при которых лица, осуществляющие функции и полномочия по обеспечению исполнения судебных актов были выведены из системы органов судебной власти, суд в пределах своих полномочий продолжает осуществлять судебный контроль над совершением исполнительных действий, как частными, так и государ-

ственными судебными исполнителями. Существование в Казахстане деятельности частных судебных исполнителей в рамках органов исполнительной ветви власти в системе Министерства юстиции характеризует ее самостоятельность, а наличие судебного контроля над деятельностью частных судебных исполнителей подтверждает опосредованную связь их с органами судебной ветви власти.

В этой связи, нынешняя позиция Верховного суда РК о необходимости разгрузки судей путем пересмотра вопроса о целесообразности санкционирования судом действий частных судебных исполнителей, не совсем ясна [14].

С другой стороны, принадлежность функций по осуществлению организационного, материально-технического и иного обеспечения деятельности судов РК Аппарату Верховного суда РК исключает возможность оказания исполнительной ветви власти какого-либо воздействия на судебную ветвь власти, при этом, обеспечивая ее самостоятельность и независимость.

В свою очередь, действующая в Казахстане смешанная модель организации исполнительного производства, окажет положительное воздействие на развитие и совершенствование деятельности частного судебного исполнения, основанной исключительно на личной и полной имущественной ответственности частных судебных исполнителей. Самофинансируемый характер деятельности частных судебных исполнителей вызывает у частных судебных исполнителей заинтересованность в своевременном и надлежащем исполнении судебных актов.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 74,82%.

Список литературы:

1. «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» [Электронный ресурс]: Конституционный закон РК от 25 декабря 2000 года № 132 (с изм. и доп., внесенными Конституционными законами РК от 11.12.06 г. № 199-111, от 17.11.08 г. № 80-IV, от 29.12.10 г. № 370-

IV, от 16.02.12 г. № 559-IV, от 04.07.14 г. № 232-V, от 07.11.14 г. № 245-

V, от 31.07.15 г. № 340-V, от 31.07.15 г. № 341-V, от 04.12.15 г. № 437-V). Доступ из ИПС «Эдтет». URL: http://adilet.zan.kz/rus /docs/Z000000132_

2. «О некоторых вопросах применения законодательства о судебной власти в Республике Казахстан» [Электронный ресурс]: Нормативное постановление Верховного суда РК от 14 мая 1998 года № 1 (с изм. и доп., внесенными нормативными постановлениями Верховного суда РК от 22.12.2008, от 30.12.2011, от 24.12.2014). Доступ из ИПС «Эдтет». URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/P98000001S_

3. «О государственной программе правовой реформы в Республике Казахстан» [Электронный ресурс]: Постановление Президента РК Н.А. Назарбаева 12 февраля 1994 года №1569. (утративший силу Указом Президента РК от 9 января 2006 года № 1696 (U061696). Доступ из Информационно-правовой системы нормативных правовых актов «Эдтет». URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/K940001569_#z0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. «Вопросы Комитета по исполнению судебных постановлений Министерства юстиции Республики Казахстан» [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РК от 5 июля 1999 г. № 931 (с изм. и доп., внесенными постановлением Правительства РК от 12.11.1999 г., утративший силу постановлением Правительства РК от 14 апреля 2001 г. № 494 ~P010494). Доступ из ИПС «Эдлет». URL: http://adilet. zan.kz/rus/docs/P990000931_ (дата обращения: 30.08.2016).

5 «Некоторые вопросы упразднения Комитета по исполнению судебных постановлений Министерства юстиции Республики Казахстан» [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РК от 14 апреля 2001 года № 494 (с изм. и доп., внесенными Постановлением Правительства РК от 28.10.2004 г.). Доступ из ИПС «Эдтет». URL: http://adilet.zan.kz/rus/ docs/P010000494_

6. «О мерах по усилению независимости судебной системы Республики Казахстан» [Электронный ресурс]: Указ Президента РК от 1 сентября 2000 года № 440 (утративший силу Указом Президента РК от 22 сентября 2010 года № 1066). Доступ из ИПС «Эдлет». URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/U000000440_

7. «IV съезд судей Республики Казахстан» [Электронный ресурс]: Выступление Президента РК Н. Назарбаева 6 июня 2005 в Астане на IV съезде судей Республики Казахстан. Доступ из официального сайта Президента РК. URL: http://www.akorda.kz/ru/events/page_v-astane-sostoyalsya-iv-sezd-sudei-respubliki-kazakhstan-v-rabote-foruma-sobravs_1348723769 (дата обращения: 30.08.2016).

8. «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» [Электронный ресурс]: Закон Республики Казахстан от 2 апреля 2010 года № 261-IV (с изм. и доп., внесенными Законом РК от 26.07.16 г. № 12-VI). Доступ из Информационно-правовой системы нормативных правовых актов «Эдтет». URL: http://adilet.zan.kz /rus/docs/Z100000261_

9. Закон РК от 20 декабря 1991 года. «О гражданстве Республики Казахстан» // [Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан]. URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs /Z910004800_ (дата обращения: 30.08.2016).

10. Устав Республиканской палаты частных судебных исполнителей РК, утвержденный Республиканским Съездом частных судебных исполнителей РК от 08 апреля 2016 года // [Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан]. URL: http://rpchsi.kz/ (дата обращения: 30.08.2016).

11. Кодекс Республики Казахстан от 10 декабря 2008 года № 99-IV «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)» // [Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан]. URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/ K080000099_#z3830 (дата обращения: 30.08.2016).

12. Информация о проделанной работе [Электронный ресурс]: Доступ из Официального Интернет-ресурса Министерства юстиции РК. URL: http://www.adilet.gov.kz/ru/cat/reviews/information _about_ work_done (дата обращения: 30.08.2016).

13. План нации «100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ» [Электронный ресурс]: Программа Президента РК от 20 мая 2015 года. Доступ из Информационно-правовой системы нормативных правовых актов «Эдтет». URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/K1500000100

14. Аналитическая справка о состоянии исполнения судебных актов по гражданским делам [Электронный ресурс]: Анализы по основным направлениям судебной деятельности Верховного суда РК за 2014 год. Доступ из сайта Верховного суда РК. URL: http://sud.gov.kz /rus/content/za-2014-god

РЕЦЕНЗИЯ

на научную статью Аблаевой Эльвиры Бекболатовны по теме: «Современное состояние и развитие исполнительного производства в Казахстане» Научная статья моего докторанта Аблаевой Э.Б., обучающейся в докторантуре РАНХиГС при Президенте РФ по специальности «12.00.11 - Судебная деятельность; прокурорская деятельность; правозащитная и правоохранительная деятельность», посвящена теме «Современное состояние и развитие исполнительного производства в Казахстане».

В своей работе автор рассматривает историко-правовой аспект возникновения и развития исполнительного производства в РК, основные этапы реформирования судебной системы в части совершенствования механизма исполнения судебных актов. В статье особое внимание уделено правовой природе института частного исполнения и правовому статусу частных судебных исполнителей.

Апеллируя статистические данными по исполнению судебных актов в разрезе с 1 полугодия 2011 по 1 полугодие 2015 гг., автором выявлена тенденция, направленная на уменьшение ежемесячной средней нагрузки государственных судебных исполнителей, и, напротив, на увеличение объема работ у частных судебных исполнителей.

Автор в своей работе также указывает на проблемы, связанные с исполнением судебных актов лицами, занимающимися частной практикой исполнения суда, которые зачастую затягивают сам проирсс приведения судебных актов в исполнение.

Научная новизна, актуальность и уникальность работы не вызывает сомнений, и представляет большой интерес для широкого круга исследователей.

Научный консультант,

доктор юридических наук, профессор,

заслуженный юрист РФ,

директор ИГСУ РАНХиГС при президенте РФ.

Барциц И.Н.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.