Научная статья на тему 'Современное состояние государств Каспийского региона'

Современное состояние государств Каспийского региона Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
240
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАСПИЙСКИЙ РЕГИОН / МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СВЯЗИ / ВНЕШНЕТОРГОВЫЙ ОБОРОТ / ЭКСПОРТ / ИМПОРТ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Сакульева Татьяна Николаевна

Каспийский регион играет чрезвычайно важное значение в обеспечении региональных и межрегиональных транспортных связей в направлениях Запад Восток и Север Юг. Для всех прикаспийских государств регион важен с точки зрения не только ресурсных богатств, но и, прежде всего, создания зоны устойчивого социально-экономического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT STATUS OF THE CASPIAN REGION

The Caspian region plays an extremely important role in ensuring regional and interregional transport links in the areas of the West East and North -Yug. For all the littoral states of the region is important in terms of not only resource wealth, but also, above all, creating a zone of sustainable socio-economic development.

Текст научной работы на тему «Современное состояние государств Каспийского региона»

УДК 339.92:656(262.81-83)

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ГОСУДАРСТВ КАСПИЙСКОГО РЕГИОНА

Аннотация. Каспийский регион играет чрезвычайно важное значение в обеспечении региональных и межрегиональных транспортных связей в направлениях Запад - Восток и Север - Юг. Для всех прикаспийских государств регион важен с точки зрения не только ресурсных богатств, но и, прежде всего, создания зоны устойчивого социально-экономического развития.

Ключевые слова: Каспийский регион, межрегиональные транспортные связи, внешнеторговый оборот, экспорт, импорт.

CURRENT STATUS OF THE CASPIAN REGION

Annotation. The Caspian region plays an extremely important role in ensuring regional and interregional transport links in the areas of the West - East and North -Yug. For all the littoral states of the region is important in terms of not only resource wealth, but also, above all, creating a zone of sustainable socio-economic development.

Keywords: Caspian region, inter-regional transport links, foreign trade, export, import.

Регион Каспийского моря (или Прикаспийский регион) включает в себя Азербайджанскую Республику, Исламскую Республику Иран, Республику Казахстан, Российскую Федерацию и Туркменистан. В соответствии с действующей классификацией, в России к Каспийскому региону относятся три субъекта Федерации - Астраханская область, Республика Дагестан и Республика Калмыкия. В Республике Казахстан прикаспийскими являются два региона: Атырауская область и Мангистау-ская область. Азербаджанская Республика, Исламская Республика Иран и Туркменистан рассматриваются как прикаспийские территории.

В силу своего географического положения особые интересы в Каспийском регионе имеют также Армения, Турция и Узбекистан, транспортные связи которых в значительной степени обеспечиваются через Каспийский регион. Среди других заинтересованных государств следует назвать Индию, стремящуюся повысить эффективность транспортно-экономических связей с Европейским континентом. Каспийский регион является зоной важных геополитических интересов для Европейского Союза (ЕС), Китайской Народной Республики и Соединенных Штатов Америки, в первую очередь, вследствие наличия богатых запасов энергоресурсов и выгодного положения между Европейским и Азиатским континентами.

По данным Всемирного банка совокупный валовый внутренний продукт (ВВП) государств Каспийского региона составил в 2014 г. 2,6 трлн долл. США и возрос за последние 5 лет более, чем на 20 %. Наиболее интенсивными темпами ВВП растет в Туркменистане. Опережающий рост ВВП за последние 5 лет имел место также в Азербайджанской Республике и Республике Казахстан. В то же время валовый национальный доход (ВНД), рассчитанный по паритету покупательной способности с использованием Атлас-метода Всемирного банка, был значительно выше номинального ВВП и составил в целом по странам Каспийского региона примерно 5,3 трл долл. США, увеличившись по сравнению с 2010 г. чуть более, чем на на 20 % [2]. Наиболее интенсивным рост данного показателя был также в Туркменистане. В Исламской Республике Иран показатели ВВП и ВНД по паритету покупательной способности снижались вследствие действия международных санкций, наложенных на эту страну. Страны Каспийского региона обладают экономическим потенциалом, составляющим 3,2 % от мирового объема ВВП в текущих ценах и 4,9 % от мирового ВНД объема по паритету покупательной способности. В самой «прикаспийской пятерке» наибольшим экономическим потенциалом обладают Российская Федерация и Исламская Республика Иран, на которые приходится соответст-

Т.Н. Сакульева

Tatyana Sakulyeva

© Сакульева Т.Н., 2016

венно 71,3 % и 22,3 % от совокупного ВВП стран Каспийского региона и 68,5 % и 29,1 % от совокупного ВНД по паритету покупательной способности.

В странах Каспийского региона в 2014 г. проживало в общей сложности 254 млн чел., из которых около 57 % приходилось на Российскую Федерацию, порядка 31 % - на Исламскую Республику Иран [2]. В соответствии с методологией Всемирного банка величина ВНД на душу населения по паритету покупательной сопособности в целом по странам Каспийского региона составляла 20753 долл. США на человека в 2014 г., увеличившись за последние 5 лет на 17,7 %. Наибольший прирост благосостояния был отмечен в Туркменистане, однако по данному показателю Туркменистан по-прежнему отстает от других стран Каспийского региона, в первую очередь от Российской Федерации, где уровень благосостояния был наивысшим среди стран Каспийского региона и составил в 2014 г. 24710 долл. США [2].

Во всех государствах Каспийского региона в последние годы происходило сокращение удельного веса промышленности и сельского хозяйства в ВВП. Однако в 2014 г. в Азербайджане и Туркменистане сохранялась высокая доля промышленности в валовом внутреннем продукте. При этом удельный вес сферы услуг был наиболее высоким в Республике Казахстан и Российской Федерации. Важнейшее место в экономике Азербайджанской Республики занимают нефте- и газодобывающая, нефтеперерабатывающая, химическая (минеральные удобрения, синтетический каучук, автомобильные шины и др.), машиностроительная, горнорудная промышленность (добыча железной руды и алунита) и цветная металлургия, разнообразные отрасли пищевой (консервная, чайная, табачная, винодельческая) и легкой (хлопкоочистительная, хлопчатобумажная, шелковая, шерстяная, ковроткацкая) отрасли промышленности. До недавнего времени рост ВВП Азербайджана в основном обеспечивался за счет увеличения добычи и экспорта углеводородного сырья (в 2005 г. начал функционировать новый нефтепровод Баку - Тбилиси - Джейхан, а в 2006 г. началась добыча газа на месторождении Шах-Дениз), а также периода высоких цен на нефть в 2005-2013 гг.

Исламская Республика Иран по величине ВВП является крупнейшей экономикой в исламском мире, уступая лишь Турции. Основу промышленности Ирана составляют нефтедобывающие, нефтеперерабатывающие и нефтехимические предприятия. Ведется масштабная добыча газа, угля, медных, железных, марганцевых и свинцово-цинковых руд. Активно развивается машиностроение и металлообработка, а также пищевая и текстильная отрасли промышленности. Широко развито кустарное производство ковров, метизов и других изделий. Диверсификация иранской экономики осуществлялась за счет опережающего развития точного машиностроения, атомной промышленности, автомобильного машиностроения, ракетно-космической промышленности, а также производства медицинского оборудования, фармацевтических изделий и сферы информационных технологий. В соответствии с данными из различных источников, в последние годы Исламская Республика Иран находится в самом глубоком экономическом кризисе со времен ее создания. Самую существенную роль в этом сыграли экономические санкции, наложенные на Иран мировым сообществом.

Республика Казахстан является крупнейшей экономикой в Центральной Азии и обладает вторым по величине экономическим потенциалом на постсоветском пространстве. Основным источником экономического роста в Казахстане является добыча нефти, металлов и минералов. Мангистау-ская область является одним из крупнейших промышленных регионов Казахстана, в котором добывается 25 % всей нефти. В Мангистауской области находятся «морские ворота» Республики Казахстан - морской торговый порт Актау, а также нефтепровод Актау - Жетыбай - Узень. На территории области располагаются богатые залежи полезных ископаемых. Кроме нефти имеются большие месторождания газа (всего 59 нефтегазовых месторождений, в том числе на шельфе). На полуострове Мангышлак установлены залежи руды с высоким содержанием стронция. В горной части Мангистау расположены месторождения фосфоритов и железных руд. На территории области известно также

месторождение марганца, разведанные запасы которого составляют порядка 2,7 млн т, а также месторождения меди, минеральных солей (мирабилит, тенардит), поваренной соли, мела (7 месторождений) и др. В другой области Казахстана, относимой к Каспийскому региону - Атырауской, также расположены крупные нефтегазовые месторождения, такие как Боркилдакты, Даулеталы, Жана-Макат, Тенгиз, Восточно-Тегенское. Основу экономики области составляют нефте- и газо- добывающие и перерабатывающие предприятия, включая «Тенгизшевройл», являющийся одним из крупнейших региональных добытчиков сырой нефти, производителей сжиженного углеводородного газа, серы и осушенного газа, Атырауский нефтеперерабатывающий завод и др.

Туркменистан является одним из крупнейших в мире государств по запасам природного газа, а месторождение Южный Иолотань по объему запасов относится по оценкам британской консалтинговой компании Gaffney, Cline & Associates ко второму по величине в мире. Недра Туркменистана богаты также залежами нефти серы, свинца, мирабилита, йода и брома. Имеются большие запасы строительных и отделочных материалов - известняка, мергеля, доломитов, гранита, гипса, огнеупорных глин, кварцевого песка, гравия и др. С природными ресурсами Каспия тесно связаны такие отрасли экономики страны, как нефтедобывающая и рыбная промышленность. Ключевыми отраслями промышленности являются очистка и переработка нефти и природного газа; производство стекла, тканей и одежды, а также пищевая промышленность.

Совокупный внешнеторговый оборот государств Каспийского региона составил в 2014 г. в соответствии со статистикой Всемирной торговой организации (ВТО) 1,15 трлн долл. США. Максимальных значений объемы торговли стран региона достигли в 2011 г. и составили 1,24 трлн долл. США. Вместе с тем в последние 3 года совокупный товарооборот снижается, вследствие санкций наложенных на Иран, а впоследствии - на Российскую Федерацию и снижения стоимости углеводородов на международных товарных рынках. На Российскую Федерацию в 2014 г. приходилось более 70 % экспорта государств Каспийского региона и более 73 % от совокупного импорта региона [3]. Вторым и третьим по значимости торговыми игроками в регионе являются Исламская Республика Иран и республика Казахстан. Внешнеторговый оборот Азербайджанской Республики составил в 2014 г. 37,6 млрд долл. США и возрос по сравнению с 2010 г. на 12,9 %. В последние три года объемы внешней торговли Азербайджанской Республики по данным ВТО снижаются. Азербайджан поставляет в другие страны нефть и нефтепродукты, продукцию химической и топливной промышленности. Объемы поставок цветной и черной металлургии, машиностроения и металлообработки (передвижные буровые установки, подъемные агрегаты, передвижные вышки, фонтанную арматуру, глубинные насосы, электродвигатели, геофизические приборы), легкой промышленности и др. товаров значительно ниже по сравнению с основными статьями Азербайджанского экспорта. Из других стран в Азербайджан ввозится в основном готовая продукция: станки, различные машины и оборудование, автомобили, одежда, продовольственные товары. Основными торговыми партнерами Азербайджанской Республики в экспорте товаров являлись пять государств - Италия (22,0 %), Индонезия (9,2 %), Германия (8,8 %), Израиль (8,1 %), Франция (7,0 %). Совокупно на эти пять стран в 2014 г. приходилось порядка 55 % от общего объема экспорта товаров Азербайджанской Республики в стоимостном выражении. Удельный вес государств Каспийского региона в экспорте Азербайджанской Республики составил 3,4 % [4]. Импорт товаров в Азербайджанскую Республику в 2014 г. осуществлялся преимущественно из Российской Федерации (14,3 %), Турции (14,0 %), Великобритании (10,6 %), Германии (7,7 %), Китая (7,6 %). Совокупно на 5 крупнейших торговых партнеров Азербайджанской Республики в части импорта товаров приходилось 54,2 %. Государства Каспийского региона занимали 18,4 % в структуре импорта Азербайджанской Республики.

Внешнеторговый оборот Исламской Республики Иран составил в 2014 г. 157 млрд долл. США и сократился по сравнению с 2010 г. на 5,8 %. Наиболее значительное снижение объемы внешней

торговли Исламской Республики Иран произошло в 2011 г. Исламская Республика Иран поставляет в другие страны нефть и нефтепродукты, на долю которых приходится свыше 80 % от объемов экспорта в стоимостном выражении, продукцию химической и топливной промышленности, фрукты и орехи, а также стройматериалы. Импорт товаров в Иран включает машины и оборудование, потребительские товары и продовольствие. Основными торговыми партнерами Исламской Республики Иран в экспорте товаров являлись 5 государств - Китай (29,0 %), Индия (11,9 %), Турция (10,4 %), Япония (6,5 %), Республика Корея (4,8 %). Совокупно на эти 5 стран в 2014 г. приходилось 62,6 % от общего объема экспорта товаров Исламской Республики Иран в стоимостном выражении. Удельный вес государств Каспийского региона в экспорте Исламской Республики Иран составил 1,5 %. Импорт товаров в Исламскую Республику Иран в 2014 г. осуществлялся преимущественно из Объединенных Арабских Эмиратов (30,6 %), Китая (25,5 %), Алжира (8,3 %), Индии (4,6 %), Республики Корея (4,4 %). Совокупно на 5 крупнейших торговых партнеров Исламской Республики Иран в части импорта товаров приходилось 73,4 %. Государства Каспийского региона занимали 13,1 % в структуре импорта Исламской Республики Иран [3].

Внешнеторговый оборот Республики Казахстан составил в 2014 г. 119,4 млрд долл. США и возрос по сравнению с 2010 г. на 31,1 %. В отличие от большинства других государств каспийского региона объемы торговли Республики Казахстан росли до 2013 г. и снизились лишь в 2014 г. вследствие девальвации национальной валюты (тенге) и сокращения объемов торговли с Российской Федерацией [3]. Республика Казахстан поставляет в другие страны нефть и газ, уголь, нефтепродукты, продукцию химической промышленности и металлы. Импорт Казахстана включает различные машины и оборудование, транспортные средства, товары народного потребления, продовольственные товары. Основными торговыми партнерами Республики Казахстан в экспорте товаров являлись 5 государств - Италия (20,5 %), Китай (12,5 %), Нидерланды (11,2 %), Россия (6,6 %), Франция (6,0 %). Совокупно на эти 5 стран в 2014 г. приходилось 54,8 % от общего объема экспорта товаров Республики Казахстан в стоимостном выражении. Удельный вес государств Каспийского региона в экспорте Республики Казахстан составил 8,5 %. Импорт товаров в Республику Казахстан в 2014 г. осуществлялся примущественно из Российской Федерации (33,3 %), Китая (17,9 %), Германии (5,6 %), США (4,8 %), Франции (2,6 %). Совокупно на 5 крупнейших торговых партнеров Республики Казахстан в части импорта товаров приходилось 64,2 %. Государства Каспийского региона занимали 33,9 % в структуре импорта Республики Казахстан [4].

По данным ЮНКТАД, внешнеторговый оборот Российской Федерации составил в 2014 г. 805,8 млрд долл. США и возрос по сравнению с 2010 г. на 24,1 %. В последние три года объемы российской внешней торговли снижались, однако наиболее сильный спад начался во второй половине 2014 г. [4]. Топливно-энергетические товары, также как и в других странах Каспийского региона, составляют основу российского экспорта. Значительны также объемы экспорта металлов и продукции химической промышленности. Основу импорта в Россию составляют машины и оборудования, транспортные средства, продукция химической промышленности и продовольствие. Основными торговыми партнерами Российской Федерации в экспорте товаров являлись 5 государств - Нидерланды (13,7 %), Китай (7,5 %), Германия (7,5 %), Италия (7,2 %), Турция (5,0 %). Совокупно на эти 5 стран в 2014 г. приходилось порядка 45 % от общего объема экспорта товаров Российской Федерации в стоимостном выражении. Удельный вес государств Каспийского региона в экспорте Российской Федерации составил 3,6 % [3]. Импорт товаров в Российскую Федерацию в 2014 г. осуществлялся примущественно из Китая (17,8 %), Германии (11,5 %), США (6,6 %), Италии (4,5 %), Республики Беларусь (4,1 %). Совокупно на 5 крупнейших торговых партнеров Российской Федерации в части импорта товаров приходилось 44,5 %. Государства Каспийского региона занимали 2,9 % в структуре импорта Российской Федерации [1].

Внешнеторговый оборот Туркменистана составил в 2014 г. по оценке ВТО 27,8 млрд долл. США и возрос по сравнению с 2010 г. в 2,3 раза. Туркменистан является единственной страной Каспийского региона, где объемы экспорта и импорта товаров на протяжении всех последних 5 лет устойчиво росли. Экспорт товаров при этом рос более высокими темпами, что привело к увеличению положительного сальдо внешней торговли в 9 раз за период 2010-2014 гг. Ключевую роль в экспорте Туркменистана играют газ, нефть и нефтепродукты, товары хлопковой группы, ковры и ковровые изделия. Страна импортирует промышленную продукцию, машины и оборудование, продовольствие, химические препараты, лекарства, ряд строительных материалов, в частности, белый мрамор. Основными торговыми партнерами Туркменистана в экспорте товаров являлись 5 государств - Иран (32,9 %), Российская Федерация (25,4 %), Китай (10,1 %), Грузия (6,7 %), Турция (4,7 %). Совокупно на эти 5 стран в 2014 г. приходилось около 90 % от общего объема экспорта товаров Туркменистана в стоимостном выражении. Удельный вес государств Каспийского региона в экспорте Туркменистана составил 58,6 % и был значительно выше аналогичного показателя в Азербайджане, Иране, Казахстане и России. Импорт товаров в Туркменистан в 2014 г. осуществлялся преимущественно из Турции (25,1 %), Российской Федерации (9,3 %), Китая (10,7 %), Объединенных Арабских Эмиратов (9,0 %), Ирана (8,5 %). Совокупно на 5 крупнейших торговых партнеров Туркменистана в части импорта товаров приходилось 62,6 %. Государства Каспийского региона занимали 19,7 % в структуре импорта Туркменистана [3]. Таким образом, Туркменистан в 2014 г. был наиболее интегрирован в региональную торговлю в Каспийском регионе из всех рассматриваемых пяти государств.

Каспийский регион, включающий %Азербайджанскую Республику, Исламскую Республику Иран, Республику Казахстан, Российскую Федерацию и Туркменистан и образующий пространство общей площадью 22 млн км2 играет чрезвычайно важное значение в обеспечении региональных и межрегиональных транспортных связей в направлениях Запад-Восток и Север-Юг. В регионе создана разветвленная сеть морских, сухопутных и смешанных маршрутов, однако их потенциал для развития евроазиатских транспортных связей используется не в полной мере. Находясь на стыке таких субрегионов, как Средний и Ближний Восток, Центральная Азия, Кавказ и Юг России, пространство вокруг Каспия стало узлом политических, экономических и культурных интересов многих государств, международных транспортных организаций, политических и деловых кругов.

В то же время для всех прикаспийских государств регион важен с точки зрения не только ресурсных богатств, но и, прежде всего, создания зоны устойчивого социально-экономического развития. Формирование современной транспортной инфраструктуры, развитие перевозок пассажиров и грузов, а также эффективной логистики [2], призваны содействовать экономическому росту и повышению качества жизни во всех прикаспийских государствах.

Библиографический список

1. Российский статистический ежегодник [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.gks.ru/ bgd/regl/b14_13/Main.htm (дата обращения : 01.02.2016).

2. Рынок транспортно-логистических услуг в 2013-2014 годах и прогноз до 2017 г. : аналитический обзор. -8-е издание. - М. : РБК, 2014.

3. Торговая статистика ВТО [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.wto.org/ english/res_e/statis_e/statis_e.htm (дата обращения : 01.02.2016).

4. Транспорт в цифрах [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://mintrans.ru/activity/ detail.php?SECTION_ID=2478 (дата обращения : 08.02.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.