7 (100) - 2011
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИИ В КАСПИЙСКОМ РЕГИОНЕ
В. В. КОТИЛКО,
доктор экономических наук, профессор, академик РАЕН, главный научный сотрудник Совета по изучению производительных сил Минэкономразвития России и РАН E-mail: kotilko@yandex. ru
В статье рассматриваются различные факторы, влияющие на баланс интересов России в Каспийском регионе. Анализируются двусторонние противоречия, возникающие между государствами Содружества Независимых Государств. Определяются основные направления усиления экономической позиции России в экономическом взаимодействии с государствами Каспийского региона.
Ключевые слова: экономические интересы России, приоритетные направления, экономическое сотрудничество, товарооборот, двусторонние и многосторонние договора, договорно-правовая база, безопасность сотрудничества.
Прикаспийские государства объединяет Каспийское море, которое известно своими богатейшими ресурсами, в том числе углеводородными и биологическими. Каспийское море является важным источником развития многостороннего сотрудничества пяти стран, имеющих к нему выход — Азербайджанской Республики, Исламской Республики Иран, Республики Казахстан, Российской Федерации и Туркменистана [6].
Особое внимание на межправительственных конференциях по проблеме Каспия уделяют, как правило, актуальным вопросам в основных областях многостороннего сотрудничества. Это энергетика, транспорт, сохранение биологических ресурсов, экологическая безопасность региона, а также проработка механизмов финансирования совместных проектов экономического сотрудничества. Особое место в тематике конференций занимает вопрос перспектив создания Организации каспийского экономического сотрудничества (ОКЭС).
Российское государство традиционно связывают с каспийскими странами тесные партнерские
отношения, основанные на высоком уровне политического, экономического и социально-культурного сотрудничества. Эти отношения не стоят на месте, а развиваются в позитивном для всех наших стран направлении [2].
Так, с Азербайджаном, который является важным партнером Российской Федерации в Закавказском регионе, подписана Совместная декларация о дружбе и стратегическом партнерстве. Россия и Казахстан уже на протяжении длительного времени являются стратегическими партнерами. Главной целью двустороннего сотрудничества является кардинальное повышение конкурентоспособности экономик двух стран, которое выражается не только в высоких темпах экономического роста, но и в достойном уровне и качестве жизни населения. Расширяется партнерство России и Туркменистана в энергетической сфере и в других областях. В частности, в последнее время большое внимание уделяется вопросам сотрудничества в сфере образования и профессиональной подготовки кадров.
В ходе работы Межправительственной экономической конференции прикаспийских государств 2008 г., в которой принимали участие официальные делегации правительств России, Ирана, Азербайджана, Казахстана и Туркменистана, представители крупных международных компаний, были обсуждены создание и развитие совместных инвестиционных направлений по реализации производственных и инфраструктурных проектов Каспийского региона. Также была проанализирована проводимая правительствами прикаспийских государств политика по развитию транспортных комплексов, направленная на удовлетворение растущего спроса экономики и населения в качественных транспортных услугах, обеспечение растущих торговых
связей между странами с созданием выгодных, надежных и доступных транзитных маршрутов, развитие и эффективное использование транзитного потенциала.
Принято решение создать многосторонние рабочие группы по различным направлениям, в частности, освоению месторождений углеводородов, а также строительству и эксплуатации систем транспортировки сырья, созданию механизмов взаимного оповещения о техногенных авариях и применяемых мерах по их ликвидации. В области сохранения и использования биоресурсов стороны условились провести работу в целях преобразования действующей Межведомственной комиссии по водным биоресурсам Каспийского моря в Межправительственную комиссию и подготовки Межправительственного соглашения о сохранении и рациональном использовании водных биоресурсов Каспийского моря.
В области экологической безопасности стороны отметили важность сохранения экосистемы Каспийского моря как необходимого условия долговременного устойчивого развития региона в целом. Была подтверждена необходимость полного выполнения положений Рамочной конвенции по защите морской среды Каспийского моря и дополнительных протоколов к ней [7, 8].
На «круглом столе», посвященном сотрудничеству в области финансов, стороны пришли к выводу о необходимости мобилизации финансовых ресурсов пяти стран, не исключая в дальнейшем возможности формирования специального международного финансового института.
Важным моментом в ходе конференции явилось обсуждение на экспертном уровне идеи создания региональной организации под рабочим названием «Организация Каспийского экономического сотрудничества».
Россия заинтересована развивать крупные инфраструктурные и кооперационные проекты, инициированные регионами: например, транспортный коридор «Север-Юг», который пройдет через страны Каспийского региона. Заслуживает внимания совместная организация сельскохозяйственных производств на границе с Казахстаном. Все проекты в этом направлении получат всемерную поддержку. Минэкономразвития России поддерживает новые инициативные предложения от регионов о запуске перспективных проектов с государствами-участниками СНГ. Минэкономразвития России уделяет особое внимание организации совместных мероприятий с администрациями приграничных областей.
26 -
В одном из таких регионов — Астраханской области, которая находится на пересечении важнейших торговых путей и транспортных коридоров, 20—21 октября 2009 г. прошло совещание с участием торговых представителей в странах Каспийского региона — Азербайджане, Казахстане, Туркменистане и Иране, представителей МИД России, Мин-комсвязи России и российских компаний.
Россия является ведущим экспортером в Азербайджан товаров машинно-технической группы, строительных материалов, древесины, проката черных металлов, химической продукции, на долю которых приходится более 90 % российского экспорта, можно прогнозировать дальнейший рост объемов поставок этой номенклатуры российской продукции.
Вопросы увеличения объемов и диверсификации взаимной торговли, равно как и развития нормативной правовой базы двустороннего взаимодействия, традиционно находятся в центре внимания обеих стран. Дальнейшее совершенствование договорно-правовой базы российско-азербайджанских отношений играет очень важную роль в развитии взаимного сотрудничества. Россия заинтересована в максимальном ускорении заключения межправительственного соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений, отсутствие которого негативно сказывается на уровне российско-азербайджанского инвестиционного сотрудничества [3].
Экономические интересы России испытывают влияние системы факторов, оказывающих как положительное, так и негативное влияние на экономическое сотрудничество прикаспийских государств.
Факторы, влияющие на экономические интересы и формирование объемов товарооборота России со странами Каспийского региона, можно подразделить на: 1) общие и 2) специфические (отраслевые, территориальные, приграничные, экологические и геополитические). Кроме того, факторы могут находить количественное выражение через макроэкономические, внешнеэкономические, натуральные и стоимостные показатели, прямо или косвенно влияющие на величину товарооборота субъектов прикаспийских государств [10, 12].
В нормативно-правовых и законодательных документах, регламентирующих внешнеэкономическое и межрегиональное сотрудничество, а также отражающих взаимные экономические интересы, выделяют следующие факторы:
• природно-ресурсные;
• социально-экономические;
• военно-политические;
• режим государственной границы;
• исторически сложившиеся связи, традиции и
обычаи;
• уровень развития межрегиональной экономической кооперации.
Специфические факторы межрегионального (приграничного) сотрудничества подразделяются на:
а) факторы, связанные с реформированием экономики и уровнем институциональных преобразований в той или иной стране;
б) факторы, носящие макроэкономический, отраслевой, региональный и производственно-кооперационный характер;
в) факторы геополитического и географического характера.
Вторая группа факторов оказывает не опосредованное, а прямое влияние на рост товарооборота между субъектами России и стран Каспийского региона. Они позволяют выявить территориальные особенности взаимодействия России с прикаспийскими государствами, проранжировать их влияние по мере убывания их значений, сгруппировать экономические интересы России, выявить барьеры, препятствующие взаимовыгодному сотрудничеству России и стран Каспийского региона.
Факторы, влияющие на интенсификацию торгово-экономических отношений России, отражены в проектировках сценарных условий и основных макроэкономических параметров Минэкономразвития России на 2008—2010 гг., которые учитывают итоги социально-экономического развития РФ за предшествующие годы и оценку ситуации на мировых рынках.
Правительство РФ рассматривает энергетическое сотрудничество со странами СНГ в качестве приоритетного.
Такое внимание этому аспекту внешнеэкономической политики связано с тем, что новые рыночные принципы в вопросах поставки энергоносителей в страны СНГ привели к целой цепочке кризисов (не погашенных до сих пор), затихших только после временно заключенных компромиссных решений.
По данным экспертов ООН, несмотря на периодически возникающие угрозы и кризисные ситуации, связанные с энергетическим и транзитным сотрудничеством России со странами СНГ, она по-прежнему является «локомотивом» роста на пространстве Содружества [1, 9].
Россия столкнулась с нарастающей конкуренцией из азиатских стран. Азиатский импорт дешевле и порой качественнее. Выход из появившихся
негативных тенденций — в усилении интеграции, хотя анализ внешнеторговой статистики фиксирует рост ориентации стран ближнего зарубежья на страны дальнего зарубежья. Серьезным конкурентом России в странах Центральной Азии становится Китай [5].
Факторы, влияющие на баланс интересов России в сотрудничестве с каждой из стран Каспийского региона. При обосновании баланса интересов России со странами СНГ исходим из того, что под балансом интересов, прежде всего, понимается такое взаимовыгодное сотрудничество, которое оказывает положительное влияние на экономическую безопасность Содружества в целом, укрепляет интеграционные процессы на постсоветском пространстве и в конечном итоге способствует оптимизации торгово-экономических отношений.
Кроме факторов, влияющих на баланс интересов России, наряду с геополитическими, оборонными и интеграционными, следует уделять внимание повышению уровня конкурентоспособности, специализации экспортных потенциалов, оценке сравнительных преимуществ, внутрирегиональной и экспортной торговле, уровню товарной концентрации, влиянию рисков и кризисов на пространство СНГ, межгосударственной кооперации. Все эти факторы в совокупности влияют на соблюдение баланса интересов, на эффективность и оптимизацию структуры товарооборота как в долгосрочной, так и в среднесрочной перспективе.
Создание единого экономического, энергетического, транспортного и таможенного пространства всегда являлось приоритетным для большинства стран Содружества. Россия в ходе определения баланса интересов рассматривает эти цели (совместно с Беларусью и Казахстаном) в качестве приоритетных на ближайшую и отдаленную перспективу [4].
В рамках этих усилий действует нынешнее руководство России при подписании договоренностей о строительстве Прикаспийского газопровода, формировании общего энергетического рынка стран СНГ, активном участии в сфере атомной энергетики, при создании (в Казахстане) совместных предприятий в ядерной сфере.
Баланс интересов характеризует анализ экспортного потенциала стран Каспийского региона, который оценивается индексами сравнительных преимуществ, «индексами специализации экспорта», а также изменениями конкурентных преимуществ.
В частности, Россия имеет сравнительные преимущества во внешнеторговой специализации по
- 27
топливу, продукции химической промышленности, промышленным товарам, а также по жирам и маслам растительного и животного происхождения.
На баланс интересов между Россией и Казахстаном влияют изменения сравнительных преимуществ Казахстана, которые возросли по сырью и полуфабрикатам и снизились по сельскохозяйственной и пищевой продукции. В то же время показатель роста конкурентоспособности возрос в связи с поставками в Россию железной руды.
Интересы России не могут не учитывать новые складывающиеся тенденции. Так, например, внешняя торговля внутри ЕврАзЭС практически мало меняется, в то время как происходят резкие изменения их внешнеторговых отношений со странами дальнего зарубежья. Расширение сотрудничества Туркмении и Азербайджана со странами дальнего зарубежья также затрагивают интересы России [11].
Отсюда следует, что баланс интересов в ходе внешнеторговой деятельности России и стран СНГ должен быть комплексным; учитывать объемы, структуру, тенденции как с позиций двустороннего, так и многостороннего сотрудничества; сравнивать конкурентные и экспортные преимущества разных стран; анализировать экспортную диверсификацию, а также различать тенденции внутри стран СНГ и в странах дальнего зарубежья.
Баланс интересов России нельзя оценить без учета складывающихся рисков и кризисов на пространстве Каспийского региона, а также без учета национальной и экономической безопасности всех стран Содружества вместе и каждой страны в отдельности.
Баланс интересов России в торговле со странами Содружества зависит от структуры товарооборота, темпов его роста, от изменения структуры товарных групп и отдельных товарных позиций, в том числе от экспорта и импорта. Однако он нарушается в ходе возникающих конфликтов и негативно влияет на приграничную торговлю, на межрегиональные внешнеэкономические связи, на поддержание кооперационных связей между предприятиями, на реализацию крупных межгосударственных проектов, а также на взаимный обмен инвестициями и развитие сферы услуг.
Баланс интересов России с позиций экономического сотрудничества зависит не только от экспорта товаров, но и от обмена технологиями, от скоординированного участия в работе различных международных организаций, а также в работе международных транспортных коридоров.
Баланс интересов может соблюдаться, что по-
28 -
ложительно повлияет на эффективность взаимовыгодного сотрудничества, а может нарушаться, что бесспорно нанесет ущерб процессу интеграции в рамках сотрудничества России со странами СНГ.
При этом негативное влияние может быть оказано не только на внешнеторговую деятельность, но и на величины макроэкономических показателей, т. е. на ту их часть, которая зависит от взаимовыгодного сотрудничества.
Развитие кризисных ситуаций на пространстве прикаспийских государств наносит огромный ущерб сложившемуся балансу интересов между государствами, так как снижает степень устойчивости взаимовыгодных связей в рамках Содружества, невольно толкает участвующие в конфликтах государства искать выход в усилении контактов со странами дальнего зарубежья. При этом такие контакты часто ведутся в ущерб национальной безопасности.
Понятие «баланс интересов» различается для среднесрочного и долгосрочного периода взаимоотношений России со странами Каспийского региона.
Изменение торгово-экономической составляющей баланса интересов в среднесрочной перспективе может привести к выбору неоптимальных решений в сфере межгосударственных отношений, но оно не сможет изменить сложившихся тенденций, носящих долговременный характер.
Длительные конфликты, кризисы и риски на пространстве СНГ не только делают эти взаимоотношения не оптимальными, но и ущербными, так как такого рода конфликты носят многоступенчатый, мультипликативный характер, имеют склонность накапливаться, нанося непоправимый ущерб.
Баланс интересов России не может быть нарушен от недружественных действий той или иной страны Каспийского региона, но он может быть нарушен в перспективе, если своевременно не предвидеть экономических последствий от кризисных ситуаций.
Для предупреждения таких накапливающихся негативных тенденций следует вести мониторинг кризисных ситуаций на пространстве СНГ, в том числе в рамках прикаспийских государств, особенно в части тех из них, которые могут нанести ущерб национальной и экономической безопасности России.
Для предупреждения нарушения баланса интересов России и Каспийских государств необходимо уточнить стратегию сотрудничества РФ и стран Каспийского региона, включающую цели, задачи, общие принципы, приоритетные направления, прогноз развития негативных событий, сцена-
Природно-ресурсные
ОБЩИЕ Социально-экономические
Военно-политические
-> Режим государственной границы
Исторически сложившиеся связи, традиции и обычаи
Уровень развития межрегиональной
экономической кооперации
Факторы, связанные с реформированием экономики и уровнем институциональных преобразований в странах СНГ
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ
Факторы, носящие макроэкономический, отраслевой, региональный и производственно-кооперационный характер
ФАКТОРЫ
-> Факторы геополитического и географического характера
Геополитические, оборонные и интеграционные
Повышающие уровень конкурентоспособности
ФАКТОРЫ, Специализация экспортных потенциалов
*
ВЛИЯЮЩИЕ Оценка сравнительных преимуществ
НА БАЛАНС ИНТЕРЕСОВ *
Внутрирегиональная и экспортная торговля
РОССИИ Уровень товарной концентрации
И СТРАН СНГ
Влияние рисков и кризисов на пространстве СНГ
Межгосударственная интеграция
г
Рис. 1. Факторы, влияющие на интересы России и стран Каспийского региона
рии развития кризисных ситуаций, нарушающих баланс интересов, а также стратегию развития отношений России с различными региональными сообществами СНГ.
Итак, следует различать баланс интересов в ходе анализа структуры товарооборота, с позиций увязки товарооборота со странами ближнего и дальнего зарубежья, с позиций стоимости экспорта готовой продукции в страны СНГ и дальнего зарубежья, а также с позиций экономической безопасности и устранения возможных угроз и рисков на пространстве СНГ. Отсюда следует, что оценку баланса интересов следует начинать со структуры товарооборота, а заканчивать оценкой эффективности внешнеэкономической деятельности и оптимизации товарной структуры.
Баланс интересов и приоритетов России различается применительно к странам СНГ. Он имеет как общие тенденции, так и специфические пострано-вые особенности, которые следует отслеживать с позиций определения влияния как положительных, так и отрицательных факторов на интенсификацию торгово-экономических отношений России со странами СНГ.
Схематично баланс интересов России и факторы, влияющие на этот процесс, представлены на рис. 1, 2, 3.
Интегральная (балльная) оценка двусторонних факторов, оказывающих влияние на соблюдение баланса интересов и приоритетов России в процессе сотрудничества со странами СНГ, учитывала данные преимущественно за 2008 г. и 2009 г.
В ходе анализа двусторонних факторов использовались текущая информация, характеризующая двусторонние переговоры, содержание соглашений, заявления лидеров государств в ходе переговоров, изменения во внутреннем законодательстве, касающиеся внешнеэкономической деятельности, а также совместные проекты в различных отраслях и инвестиционные условия для производственно-кооперационной и инновационной деятельности.
Текущая информация о ходе двустороннего торгово-экономического сотрудничества была сгруппирована в десять блоков, в каждом из которых были выбраны факторы, в наибольшей степени влияющие на эффективность интеграционных процессов и учитывающие соблюдение приоритетов России (см. таблицу).
1-й блок факторов охватывает различные альтернативные проекты и направления инвестиций, в которых участвуют страны СНГ, сотрудничая с государствами дальнего зарубежья. Если эти проекты затрагивают интересы России или идут
Рис. 2. Интегральная оценка приоритетных факторов, влияющих на интенсификацию торгово-экономического сотрудничества России и стран СНГ
Рис. 3. Факторы, оказывающие влияние на соблюдение баланса интересов России в двустороннем формате
в обход российских интересов, то они оцениваются в баллах со знаком «—» («минус»). Если они учитывают интересы России и она привлекается к решению межгосударственных проблем, то этот фактор оценивается со знаком «+» («плюс»).
Аналогично оцениваются факторы привлечения компаний из дальнего зарубежья в страны СНГ, где Россия имеет свои торгово-экономические интересы.
Украина, Казахстан, Грузия и ряд республик Центральной Азии привлекают иностранных партнеров в сферы, представляющие стратегический интерес. Они также оценивались в баллах с позиций соблюдения баланса России.
2-й блок факторов учитывает то обстоятельство, что ряд государств СНГ уже вступили в ВТО, остальные ведут переговоры о вступлении. Одни государства заключают договора и соглашения с Россией о координации совместных усилий, другие делают заявления о необходимости контактов, а третьи государства ведут свою собственную политическую игру в ущерб интересов отдельных стран СНГ (например, Украина). Кроме того, в этой группе факторов нашли отражение действия отдельных государств, связанные с введением экспортных пошлин, которые встречают возражения у различных компаний и стран, входящих в ВТО.
Факторы, оказывающие отрицательное влияние, оценивались баллом со знаком «—».
3-й блок факторов охватывает двусторонние договора, соглашения и проекты, касающиеся вопросов обновления документов, сокращения количества программ, взаимодействия в сфере инфраструктуры, продажи предприятий России или передачи их в управление (на определенный срок, как это происходит в Армении), кооперации предприятий (на базе договоров о стратегическом партнерстве и конкретных двусторонних договоров).
В этом блоке оценка факторов проводилась с учетом их влияния на эффективность интеграционных процессов, в частности балл «+1» ставился при положительном влиянии.
4-й блок факторов учитывал тенденции, проявившиеся за 2008—2009 гг. и повлиявшие на структуру товарооборота, экспорта и импорта со странами СНГ и Россией, в частности. Кроме того, учитывалось положительное или отрицательное сальдо, а также те факторы, которые ухудшают торгово-экономическое сотрудничество при их улучшении со странами, не входящими в СНГ.
5-й блок факторов учитывает существующие условия для российских инвестиций, которые предоставляют различные государства СНГ. Здесь также рассматриваются конкретные инвестици-
Факторы, оказывающие влияние на соблюдение баланса интересов России в двустороннем формате (2008—2009 гг.)
Страна Альтернативные проекты и инвестиции, затрагивающие интересы России Взаимоотношения по поводу вступления в ВТО Программы, соглашения и новые проекты, влияющие на интенсификацию интеграционных процессов Изменения в структуре товарооборота отдельных стран СНГ Взаимные инвестиции, кооперация, проекты Транспорт и транзит Снятие барьеров в доступе к рынкам услуг Проблемы безопасности, военно-технического сотрудничества Балльная оценка
Азербайджан —1; — 1 + 1 —1; — 1 +1 —1; +0,5 +1 + 1 —0,5
Армения —1; — 0,5 + 1; +1; +1 +1 + 1; +1 + 1 +1; +1 +0,5 +8,0
Беларусь + 1 +1; +1; + 1;+1 +0,5 + 1; +1 + 1; +1 + 1 +1;+1; + 1; +1 +14,5
Грузия —1; — 1; +0,5 + 1 —1;—1; —1;—1 —5,5
Казахстан —1 + 1; +1 + 1; +1 + 1; +1 + 1 —1; +1; +1 +6,0
Киргизия + 1 +1 + 1 +0,5 + 1; +0,5; — 0,5 +3,5
Молдавия + 1 +1 +0,5 —1; +0,5 + 1,0
Таджикистан + 1 + 1 + 1 +0,5 +2,5
Туркменистан + 1 + 1 + 1; +0,5 +0,5 +0,5; +1 +4,5
Узбекистан +1; +1; +1;+1 +1 + 1; +1 + 1 +1; +1 + 1; +1 + 11
Украина —1; +1 + 1; +1 +0,5 + 1 —1; +1 +1; — 0,5 +1; — 1; — 1; — 1 + 1
Принятые обозначения: «+1» — положительное влияние факторов; «—1» — отрицательное влияние факторов; 0,5 — неустойчивое влияние факторов.
онные проекты, которые появились или нашли дальнейшее развитие за период 2008—2009 гг.
Кроме того, рассматривались принятые соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций, о темпах роста и объемах взаимных инвестиций, о крупных потенциально возможных инвестиционных проектах с участием российского капитала. Особо оценивались инвестиции в объекты стратегического назначения. Все эти факторы оценивались в баллах со знаком «+1».
6-й блок факторов учитывает предложения о совместном строительстве и конкретные реализуемые проекты, касающиеся совместного сотрудничества в транспортной сфере (в железнодорожном, трубопроводном, автомобильном транспорте, в сфере транспортной инфраструктуры), а также предложения транспортного обслуживания в приграничной сфере. Оценивались также предложения по проектам, ущемляющим интересы России или реализуемым в обход нашей страны.
7-й блок факторов оценивает условия доступа России и других государств на рынок услуг стран СНГ, а также реализацию конкретных проектов в этой сфере. Наличие конкретных условий оценивалось баллом «+1».
8-й блок включает систему факторов: безопасности, сотрудничества в военно-технической и космической сферах, а также контактов по линии внедрения достижений научно-технического прогресса и в сфере инноваций. Здесь также рассматривались существующие условия, относящиеся к реализации процедуры выполнения соглашений о взаимной охране прав на результаты интеллектуальной деятельности, наращивания партнерства в сфере высоких технологий.
Отрицательными баллами оценивались действия отдельных государств по сотрудничеству с государствами-членами НАТО в военно-технической сфере или в областях, затрагивающих интересы России.
9-й блок факторов относится к вопросам миграции, проблемам нелегальной миграции. Балльная оценка показала, что их влияние не имеет ярко выраженного характера. Наряду с положительными моментами, связанными с трудовой миграцией, возникает много проблем (включая инфекционные) с нелегальной миграцией, которые в последнее время превышают положительное влияние. В результате сложившиеся в 2008—2009 гг. процессы не могут получить однозначной количественной оценки.
10-й блок факторов характеризует двусторонние противоречия, возникающие между государствами Содружества. Данные оценки используются
32 -
для корректировки предыдущих групп факторов в соответствии со сферой их действия.
В заключение следует выделить основные направления усиления экономической позиции России в экономическом взаимодействии с государствами Каспийского региона:
• обоснование приоритетных направлений экономической политики России в отношении прикаспийских государств;
• мониторинг результативности интеграционных процессов с участием РФ и подготовка предложений по их оптимизации в Каспийском регионе;
• анализ интересов России в Каспийском регионе, оценка существующих барьеров в торгово-экономическом сотрудничестве, формирование и реализация экономических программ сотрудничества;
• подготовка предложений по заключению международных договоров в области развития экономического сотрудничества РФ в рамках прикаспийских государств, мониторинг выполнения соответствующих решений;
• подготовка позиции РФ к заседаниям и конференциям по проблемам прикаспийских государств;
• подготовка межгосударственных целевых программ в рамках прикаспийских государств;
• подготовка предложений по совершенствованию структуры и деятельности исполнительных органов, ответственных за торгово-экономическое сотрудничество России и стран Каспийского региона;
• формирование стратегии и основных направлений государственной политики в сфере торгово-экономических отношений с государствами Каспийского региона;
• совершенствование двустороннего экономического сотрудничества РФ с государствами Каспийского региона;
• координация участия представителей федеральных органов исполнительной власти и субъектов РФ, а также представителей деловых кругов в межправительственных комиссиях по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству с государствами Каспийского региона;
• координация деятельности торговых представительств РФ и стран Каспийского региона;
• анализ и мониторинг развития двустороннего и многостороннего экономического сотрудничества РФ с прикаспийскими государствами, подготовка прогнозов развития экономичес-
кого сотрудничества РФ со странами Каспийского региона;
• подготовка и координация выполнения среднесрочных и долгосрочных двусторонних соглашений и программ экономического сотрудничества со странами Каспийского региона;
• оценка экономической ситуации в государствах Каспийского региона, мониторинг состояния экономики, хода реформ, государственно-частного партнерства в экономической сфере. Обеспечение развития регионального экономического сотрудничества, в том числе приграничного сотрудничества;
• реализация мер, направленных на обеспечение экономической безопасности РФ в рамках Договора о коллективной безопасности от 15.05.1992 между государствами-участниками СНГ;
• формирование нормативной правовой базы двустороннего экономического сотрудничества России со странами Каспийского региона;
• увязка и координация прогнозов, программ и планов действий Правительства РФ по социально-экономическому развитию страны с прогнозами развития прикаспийских государств;
• развитие финансово-кредитных отношений и инвестиционного сотрудничества с государствами Каспийского региона.
Повысить эффективность инвестиционного сотрудничества России и прикаспийских государств возможно за счет:
сближения правовых и законодательных норм и организационно-экономических условий инвестиционной деятельности в экономике СНГ; определения приоритетных направлений развития инвестиционной деятельности; создания комплекса стимулирующих льгот и преференций для привлечения частных инвесторов из стран СНГ;
формирования межгосударственного рынка страхования инвестиционных проектов; создания конкурентной среды и проведения взвешенной антимонопольной политики, что будет направлено на повышение привлекательности рынков стран Каспийского региона для отечественных и иностранных инвесторов. Развитие многостороннего экономического сотрудничества и реализация совместных проектов и программ возможны в рамках следующих альтернатив:
1) экономическое сотрудничество через органы, создаваемые в рамках СНГ;
2) экономическое сотрудничество через превращение двусторонних договоренностей в много-
сторонние в ходе компромиссных переговоров;
3) экономическое сотрудничество прикаспийских государств через международные структуры вне рамок СНГ;
4) обобщение опыта сотрудничества прибалтийских, черноморских, арабских (в рамках Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива — ССАГПЗ) и каспийских государств.
Таким образом, Каспийский регион — это не только территория многостороннего сотрудничества, но и зона совместной многосторонней ответственности прикаспийских государств.
Список литературы
1. Европа и Россия: проблемы южного направления. Средиземноморье — Черноморье — Каспий. М.: Интердиалект, 1999.
2. Жизнин С. З. Геополитические и экономические аспекты каспийских нефти и газа. М.: МИД России, 2010.
3. Жильцов С. С. Россия утрачивает доминирующий контроль над экспортом ресурсов Каспийского региона, 2010. URL: http://www. ng. ru/energy/2010-01-12/14_kaspiy. html.
4. Жильцов С. С., Зонн И. С., Ушков А. М. Геополитика Каспийского региона. М.: Международные отношения, 2003.
5. Жильцов С. С., Зонн И. С. США в погоне за Каспием. М.: Международные отношения, 2009.
6. Зонн И. С., Жильцов С. С. Новый Каспий. География, экономика, политика. М.: Изд-во «Восток-Запад», 2008.
7. Каспийская экологическая программа. Правовые и организационные меры охраны и использования природных объектов экосистемы Каспийского моря в прикаспийских государствах. 2001. URL: http://www. caspianenvironment. org/lrei/ report_r5.htm.
8. Куртов А. Российские интересы в добыче осетровых в бассейне Каспийского моря // Новая Евразия. Россия и страны ближнего зарубежья. Аналитический альманах. 2008. № 19.
9. Ланда К. Каспийский регион: модель сотрудничества или раздора? // Власть. 2008. № 3.
10. Межрегиональное и приграничное сотрудничество государств-участников СНГ: проблемы и перспективы (информационно-аналитический доклад). М., 2006. URL: http://www. cis. minsk. by/ main. aspx?uid=13228.
11. Шутов А. Постсоветское пространство. М.: ДА МИД РФ, 1999. С. 39.
12. Эжиев И. Б. Геополитика Каспийского региона. М.: Андалус, 2007.
- 33