УДК 338.2(470.621) ББК 65.9(2 Ады) Д-68
Доргушаова Асият Каплановна, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита финансово-экономического факультета Майкопского государственного технологического университета.
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЭКОНОМИКИ РА В УСЛОВИЯХ МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА И ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АНТИКРИЗИСНЫХ МЕР
(рецензирована)
В статье дан краткий анализ состояния экономики Республики Адыгея в условиях мирового финансового кризиса и предпринята попытка определения стратегических ориентиров социальноэкономического развития и способов обеспечения устойчивого повышения благосостояния граждан, динамичного развития экономики, укрепления позиций Республики в экономике страны.
Ключевые слова финансовый кризис, антикризисные меры, диверсификация экономики, конкурентоспособность, производственный потенциал, модернизация производства, кредитный ресурс, инвестиции, основной капитал, инвестиционный проект, конкурентная среда, государственное регулирование экономики, агропромышленный комплекс, малое предпринимательство, льготное кредитование, субсидирование.
Dorgushaova Asiyat Kaplanovna, Cand. Of Economics, senior lecturer of the chair offinance and credit of the faculty finance and economy, Maikop State Technological University.
CURRENT STATE OF THE ECONOMY OF THE REPUBLIC OF ADYGHEA IN THE CONDITIONS OF THE WORLD FINANCIAL CRISIS AND PRIORITIES OF ANTI -CRISIS MEASURES
This article presents a brief analysis of the state of the economy of the Republic of Adyghea in the world financial crisis. An attempt to determine the strategic orientation of socio-economic development and sustainable ways of improving the welfare of the citizens, the dynamic development of the economy, strengthening the position of the economy has been undertaken.
Keywords: financial crisis, crisis measures, economic diversification, competitiveness, production capacity, modernization of production, credit resources, investment, fixed capital investment project, the competitive environment, state regulation of economy, agriculture, small enterprises, preferential loans, subsidies.
В условиях, когда Российские предприятия и компании набрали в зарубежных банках кредитов на сумму, равную 20% национального ВВП, мировой финансовый кризис, перешедший в настоящий момент в экономический, не мог не повлиять на экономику Российской Федерации в целом, и Республики Адыгея в частности. В России не существует практически ни одного конкурентоспособного территориального кластера как динамичной и внутренне конкурентной сети близко локализованных предприятий, производящих одну и ту же или смежную продукцию и совместно обеспечивающих хорошие рыночные позиции для региона, отрасли и самих предприятий. Примерно четверть всех субъектов Российской Федерации имеет монопрофильную экономику, и основным донором их бюджетов выступают не производственные сети, а крупные вертикально-интегрированные корпорации. Даже регионы, имеющие многоотраслевую структуру хозяйства, на деле зависят от ограниченного количества предприятий. Так, наибольший удельный вес в общем объеме поступлений в бюджет Республики Адыгея занимают 3 предприятия: Филиал Краснодарское УДТГ ООО «Газпром трансгаз-Кубань» (Тахтамукайский р-н), ЗАО «Картонтара» (г. Майкоп), Майкопский редукторный завод «Зарем» (г. Майкоп). В силу особенностей структуры экономики Республики Адыгея, её реального сектора, представленного незначительным удельным весом системообразующих предприятий, в наибольшей степени подверженных рискам, связанным с мировым финансовым кризисом, у Республики Адыгея есть задел, который позволит избежать экономической стагнации.
Для того, чтобы достичь этого приоритетным направлением антикризисных мер должна стать диверсификация экономики Республики Адыгея, т.е. необходимо обеспечить её разнообразное, разностороннее развитие.
В свою очередь, предприятия отраслей экономики чтобы стать по-настоящему конкурентоспособными должны обеспечить одновременное развитие многих, не связанных друг с другом видов производства, расширение ассортимента и улучшение качества производимых изделий. По итогам за
2008 год в Республике Адыгея, согласно статистическим данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Адыгея, прибыль, полученная крупными и средними предприятиями республики, составила 1 253,8 млн. рублей, что на 44,2% выше значения данного показателя за предшествующий 2007 год. Причем, прибыль, полученная предприятиями за октябрь-декабрь
2009 года (период финансового обвала) составила 15,4% от прибыли за весь год, что в 1,36 раза больше показателя в сравнении с аналогичным периодом 2007 года. Только сохранение достигнутого уровня развития производственного потенциала предприятий, обеспечение дальнейшей модернизации производства позволят обеспечить их эффективную работу, а значит гарантировать устойчивость бюджетной и финансовой систем, что, в свою очередь, позволит избежать многих факторов риска в социальной сфере, связанных с последствиями экономического кризиса. Такой оптимистический прогноз основан на том, что профицит консолидированного бюджета Республики Адыгея составил 747,9 млн. рублей и в течение всего 2008 года бюджет республики своевременно и в полном объеме выполнял свои обязательства по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы и всем социальным обязательствам.
Проведение модернизации производства предполагает наличие свободных финансовых ресурсов у предприятия или наличие доступных кредитных ресурсов, по возможности дешевых. Анализ работы банковского сектора в Республике Адыгея подтверждает, что, несмотря на финансовый кризис, банковские учреждения, продолжали развиваться, ориентируясь на внедрение современных технологий, расширение перечня предоставляемых банковских услуг клиентам, а также повышение уровня их доступности. В результате, в 2009 году увеличился размер кредитных вложений в экономику Республики Адыгея в 1,5 раза, финансовый результат, полученный банковскими учреждениями возрос в 2,1 раза. Такой результат деятельности кредитных организаций Республики Адыгея в период кризиса позволяет и в краткосрочной перспективе гарантировать своевременное и полное обеспечение экономики республики наличными денежными средствами с учетом результатов проводимого банками мониторинга предприятий. Но для предприятий реального сектора экономики республики возрастают ответственность и риски по использованию полученных кредитных ресурсов - они должны быть использованы для модернизации производства, повышение эффективности производственной деятельности, а не на финансовые спекуляции. Нельзя допускать ситуации, когда массированный приток привлекаемых кредитов и повышение капитализации компаний сокращали бы внимание к реальным показателям производственной деятельности предприятий, таким как рост производительности труда, снижение энергоемкости производства, сокращение непроизводительных, неэффективных расходов.
Наряду с привлечением кредитных ресурсов не следует умалять роль инвестиций в диверсификацию экономики Республики Адыгея. По данным Министерства экономического развития и торговли Республики Адыгея общий объем инвестиций в основной капитал республики за 2008 год составил 11191,7 млн. рублей, или 85,5% от уровня 2007 года.
В период развития финансового и экономического кризиса реализуемые инвестиционные проекты в Республике Адыгея не были приостановлены. Основным источником финансирования инвестиций в основной капитал являются привлеченные средства, которые составили в 2008 году по крупным и средним предприятиям более 54%. За счет собственных средств формируется около 18% инвестиций в основной капитал. Среди привлеченных средств доля бюджетных средств за 2008 год составила более 28% (из общей суммы бюджетных средств 65,6% - средства из федерального бюджета и 34,4% - из республиканского бюджета). В 2008 году финансирование объектов в рамках реализации федеральных целевых программ, Программы социально-экономического развития Республики Адыгея на 2004-2009 годы и республиканской инвестиционной программы за счет госкапвложений составило более 2,8 млрд. рублей (в т.ч. федеральный- 2,14 млрд.руб., республиканский - 0,66 млрд. руб.). Использование программно-целевого метода при выборе программ для реализации позволяет включать в перечень программ для утверждения только те программы, которые отвечают стратегическим направлениям социально-экономического развития Республики Адыгея и имеют реальное ресурсное обеспечение.
Чтобы стимулировать деловую активность по привлечению новых инвестиций в экономику Республики, подтолкнуть наши предприятия к инновациям и росту эффективности необходимо наличие свободной и эффективной конкурентной среды. Конкурентная среда — это совокупность факторов, определяющих возможность получения прибыли для предприятий. В этой связи фундаментальной основой государственного регулирования экономики в условиях кризиса должно стать снижение давления государ-
ства на хозяйствующие субъекты, формирование эффективной конкурентной среды на товарных рынках, принятие специальных мер поддержки отдельных отраслей экономики, например, сельского хозяйства. В 2008 году на поддержку агропромышленного комплекса Республики Адыгея федеральным бюджетом было предусмотрено 342,8 млн. рублей. Из предусмотренных средств в 2008 году освоено 329,1 млн. рублей. Остаток субсидий в сумме 13,7 млн. рублей будет освоен в 2009 году.
В бюджете Республики Адыгея на 2008 год на поддержку агропромышленного комплекса было предусмотрено 94,9 млн. рублей, из которых профинансировано 94,3 млн. рублей, что составляет 1,3% от его расходной части. В Законе Республики Адыгея «О республиканском бюджете Республики Адыгея на 2009 год» на поддержку сельского хозяйства предусмотрено 164,8 млн. рублей.
Конкурентная среда на товарных рынках Республики Адыгея должна быть такой, чтобы обеспечивала формирование оптимальной специализации экономики Республики Адыгея, создающей устойчивые конкурентные преимущества на внутреннем и межрегиональном рынках. Решить эту задачу можно проведением рациональных структурных преобразований в экономике республики, обеспечивающих минимизацию угроз конкуренции, минимизацию последствий финансового и экономического кризиса и формирование основы для будущего развития экономики региона. Создание эффективной среды в регионе обеспечит повышение эффективности функционирования местных рынков, их насыщение качественными и доступными массовому потребителю товарами и услугами, подъем предпринимательской активности и жизненного уровня населения, сокращение административных и экономических барьеров, которые препятствуют и усложняют начало и ведение предпринимательской деятельности.
Одной из важнейших задач, особенно в период финансового кризиса, является сохранение условий развития малого и среднего бизнеса. Малый бизнес, как реальный сектор экономики, сегодня в значительной степени определяет темпы экономического роста республики, структуру и качество валового регионального продукта, занятость населения, пополнение бюджета и решение социальных проблем. В малом бизнесе республики задействовано более 40 тысяч человек, или 26% занятого в экономике населения. Этот сектор формирует более 70% оборота торговли и общественного питания, 40% оборота строительства, 25% выпуска продукции промышленности. В бюджеты всех уровней от малого бизнеса в 2008 году поступило 24% всех налоговых поступлений. В Адыгея зарегистрировано 2595 малых и микропредприятий. Дальнейшее развитие малого и среднего бизнеса в силу того, что способно быстро структуризироваться и адаптироваться к меняющимся условиям, может стать эффективным инструментом в решении проблем, связанных с последствиями экономического кризиса, в том числе и сокращение уровня безработицы. Для развития малого бизнеса государство должно задействовать такие экономические инструменты, как налоговая поддержка, льготное кредитование, субсидирование процентных ставок и госгарантии.
Литература:
1.Васильев А. Инвестиции и кризис / А. Васильев // Бюджет.- 2009. - №3 (март).
2.Иванов А.В. Инфляция и мировой финансовый кризис: экономико-правовые причины и последствия / Иванов А.В. // Гражданин и право.- 2009.- №4.
3.Иноземцев В. Модернизация: экономика предложения / В. Иноземцев, Н. Кричевский // Рос. газ.- 2008.- 10 ноября.
4.Иноземцев В. Призыв к порядку: о модернизации России и возможном экономическом прорыве / Иноземцев В. // Рос. газ.- 2008.- 1 окт.
5.Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года: утв. распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. URL.: http: // base.-consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?reg=doc.
6.Крылов Д. Жадный пострадает сильнее / Д. Крылов // New Time . - 2009.-13 апр.
7.Мохначев С.А. Государственныерегуляторы в региональной системе предпринимательства / Мохначев С.А., Мохначева Е.С. // Право и экономика.- 2009.- №8 .