ЭКОНОМИКА АПК ECONOMY OF AGRARIAN-INDUSTRIAL COMPLEX
УДК 338.43:636(470.621)
ББК 65.325.2(2Рос.Ады)
Б 18
Р.А. Байбекова
Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории Адыгейского государственного университета, г. Майкоп. Тел.: (918) 423 07 04, e-mail:
baibekova raamail.ru.
Перспективы развития молочно-продуктового комплекса Республики Адыгея
(Рецензирована)
Аннотация. В статье рассматриваются некоторые аспекты современного состояния молочно-продуктового комплекса Республики Адыгея. В сложившейся ситуации преодоление кризисного положения требует модернизации предприятий АПК и повышения рентабельности молочного скотоводства за счет мер государственной поддержки.
Ключевые слова: конкурентные преимущества, ценовой диспаритет,
вертикальноинтегрированные корпоративные структуры, государственное регулирование.
R.A. Baybekova
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Economic Theory Department, Adyghe State University, Maikop. Ph.: (918) 423 07 04, e-mail: [email protected].
Prospects of development of a dairy and grocery complex in Adyghea Republic
Abstract. The paper deals with some aspects of a current state of a dairy and grocery complex in the Republic of Adyghea. At present, in order to overcome the crisis situation it is necessary to modernize the agrarian and industrial enterprises, as well as to increase profitability of dairy cattle breeding at the expense of the state support.
Keywords: competitive advantages, price disparity, vertikalnointegrirovanny corporate structures, state regulation.
Молочно-продуктовый комплекс является одним из наиболее перспективных в структуре АПК Республики Адыгея, что обусловлено наличием конкурентных преимуществ, в первую очередь, - значительных площадей сельскохозяйственных угодий, трудовых ресурсов, а также льгот по налогам на имущество и землю. Также к сильным сторонам молочно-продуктового комплекса РА следует отнести не только обеспеченность сельскохозяйственными товаропроизводителями, но и создание новых молочных комплексов.
Однако, несмотря на наличие целого спектра преимуществ молочное животноводство Республики Адыгея находится в состоянии затяжного кризиса, проявляющегося в высоких темпах сокращения поголовья коров и соответственно падении валового объема производства молока, неудовлетворительном состоянии материально-технической базы, крайней нехватки квалифицированных рабочих и управленческих кадров.
Одной из причин низкой эффективности функционирования молочного скотоводства
Республики Адыгея является сложившийся ценовой диспаритет на энергоресурсы, комбикорма, технику и продукцию животноводства, отсутствие прямых, стабильных, взаимовыгодных отношений между участниками технологической цепи «производство молока - переработка - реализация».
В таблице 1 представлены процент затрат и выручки, «достающихся» сельхозтоваропроизводителю Республики Адыгея (сельскохозяйственные предприятия, крестьянским (фермерским) хозяйствам, личным подсобным хозяйствам, организациям сферы переработки и организациям сферы торговли в результате товарообменных отношений друг с другом.
Таблица 1
Доля затрат и результатов участников технологической цепи «производство - переработка - реализация» в молочно-продуктовой подкомплексе
Республики Адыгея, %
Участник технологической цепи Показатель Сельхозтоваро- производитель Переработчик Торговая организация
Затраты (без учета сырья, материалов) 77,3 17,9 6,8
Доходы (валовая прибыль) 23,3 30,1 47,6
Таким образом, сложившееся монопольное положение молокоперерабатывающих предприятий и заготовительных организаций (субъектов трансакционного сектора) обусловливает резкое снижение доли сельхозтоваропроизводителей в структуре оптовой цены в сравнении с другими участниками производственно-стоимостной цепи (например, торговые организации - 47,6%) при абсолютной доминанте их
(сельхозтоваропроизводителей) затрат (77,3%), что приводит к хронической убыточности животноводства для многих сельхозтоваропроизводителей Республики Адыгея. Из-за диспаритета цен продолжается процесс сокращения поголовья крупного рогатого скота, в том числе коров, в сельхозпредприятиях и личных подсобных хозяйствах населения (табл.2).
Таблица 2
Поголовье скота в хозяйствах всех категорий (на конец года; тысяч голов)[1]
1991 1995 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Крупный рогатый скот 145,2 99,9 39,2 40,7 47,2 49,0 47,9 49,2 49,7
в том числе коровы 56,7 49,6 21,4 21,0 27,6 28,0 26,5 26,2 27,4
Свиньи 77,4 36,6 20,4 25,7 27,1 20,7 21,0 55,4 53,8
Овцы и козы 79,0 29,1 23,0 34,1 35,6 42,0 42,8 40,9 39,0
По состоянию на 1 января 2011 года во всех категориях хозяйств численность крупного рогатого скота составляла 49,7 тысяч голов, в том числе коров 27,4 тысяч голов. Таким образом, за период реформирования АПК численность поголовья скота в хозяйствах всех категорий сократилась в 3 раза с 1991 года по 2011 год, при этом численность коров сократилась в 2 раза.
Традиционно выделяются следующие группы хозяйств: сельскохозяйственные
организации, хозяйства населения и крестьянские (фермерские) хозяйства.
В категорию «сельскохозяйственные организации» включают производственные кооперативы, закрытые и открытые акционерные общества, государственные предприятия, общества с ограниченной ответственностью, подсобные хозяйства несельскохозяйственных организаций и учреждений.
К хозяйствам населения относятся личные подсобные и другие индивидуальные хозяйства граждан в сельских и городских поселениях, а также хозяйства граждан, имеющих земельные участки в садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях.
Крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих предпринимательскую производственную и иную
хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии (табл.3).
Таблица 3
Поголовье скота по категориям хозяйств на конец года (тысяч голов)[1]
2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Хозяйства всех категорий 39,2 40,7 47,2 49,0 47,9 49,2 49,7
в том числе:
сельскохозяйственные организации 8,2 6,1 5,4 6,3 6,1 7,1 5,5
хозяйства населения 28,6 31,3 37,7 38,9 38,4 38,9 40,8
крестьянские (фермерские) хозяйства 2,4 3,3 4,1 3,8 3,3 3,1 3,5
В частности, поголовье крупного рогатого скота только в сельскохозяйственных организациях на 1 января 1991 года составляло 129,1 тысячи голов, в том числе коров 40,4 тысячи голов. В 2011 году данный показатель снизился до 5,5 и 3,8 тысяч голов соответственно. Поголовье скота в хозяйствах населения увеличилось (в 2005 году - 28,6 тысяч голов против 40,8 тысяч голов крупного рогатого скота в 2011году). В крестьянских (фермерских) хозяйствах на 1 января 2011 года поголовье скота составило 3,5 тысяч голов. Характерной является разница в динамике показателей численности поголовья скота по категориям хозяйств за анализируемый период, представленная в таблице 4.
Таблица 4
Структура поголовья скота по категориям хозяйств (на конец года; в процентах от хозяйств всех категорий) [1]
1991 1995 2000* 2001* 2002* 2003* 2004* 2005* 2006* 2007* 2008 2009 2010 2011
Сельскохозяйственные организации
Крупный рогатый скот 80,1 68,5 54,4 50,9 45,2 35,3 27,9 20,9 15,0 11,4 12,9 12,8 14,5 11,0
в т.ч. коровы 69,6 56,4 43,2 42,0 36,3 27,0 23,1 16,4 12,9 8,0 8,2 9,6 9,8 7,1
Свиньи 77,6 65,9 49,9 52,4 53,1 32,5 20,0 27,0 28,4 17,3 12,4 25,3 75,9 73,4
Овцы и козы 76,5 59,5 25,6 19,9 15,3 4,2 6,0 9,0 10,5 8,2 9,2 7,3 5,6 6,2
Хозяйства населения
Крупный рогатый скот 19,4 30,1 43,4 46,7 51,9 59,7 66,4 73,0 76,9 79,9 79,4 80,2 79,1 81,9
в т.ч. коровы 29,7 41,9 54,5 55,6 60,7 68,1 71,3 77,1 80,5 84,4 85,7 85,3 84,9 86,5
Свиньи 22,2 31,4 45,4 44,0 43,0 56,7 67,9 65,2 56,4 61,6 69,3 63,1 21,1 23,6
Овцы и козы 22,0 37,1 66,4 70,8 73,9 78,8 80,0 77,1 69,7 67,4 67,5 73,1 77,5 77,2
Крестьянские (фермерские) хозяйства
Крупный рогатый скот 0,6 1,4 2,2 2,4 2,9 5,0 5,7 6,1 8,1 8,7 7,7 6,9 6,4 7,0
в т.ч. коровы 0,7 1,7 2,3 2,4 3,0 4,9 5,6 6,5 6,7 7,6 6,1 5,1 5,2 6,4
Свиньи 0,1 2,7 4,7 3,6 3,9 10,8 12,1 7,8 15,2 21,1 18,3 11,6 3,0 3,0
Овцы и козы 1,5 3,4 8,1 9,3 10,8 17,0 14,0 13,9 19,8 24,4 23,3 19,6 16,9 16,6
Сельхозорганизации снизили долю в общей численности скота из всех групп хозяйств в 8 раз (с 80% в 1991году до 11% в 2011 году). При этом фактический объем численности скота у них сократился приблизительно в 26 раз с 1991 года по 2011 год. За этот же период в молочно-продуктовом комплексе РА наблюдается рост поголовья крупного рогатого скота в хозяйствах населения, его доля составляет 81,9%. Доля крестьянских хозяйств составляет 7% в общем объеме поголовья скота во всех хозяйствах РА.
В данной ситуации многие сельскохозяйственные предприятия животноводческого подкомплекса Адыгеи, помимо разведения крупного рогатого скота, занимаются выращиванием зерновых культур, а также заготовкой кормовых культур, снижая уровень убыточности предприятий.
На протяжении длительного периода (с 1991 года) численность поголовья сельскохозяйственных животных в АПК Адыгеи снижалась, и только в последние годы активного реформирования (начиная с 2006 года) наметился незначительный рост.
Предпринятые в 2006-2007 годах меры в рамках реализации национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» по ускоренному развитию животноводства и Республиканской целевой программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» на 2008-2012 годы позволили приостановить спад численности поголовья молочного скота, наметилась тенденция его оживления, у руководителей появилась заинтересованность в развитии молочного скотоводства. Активизируется процесс создания крупных молочных хозяйств за счет инвесторов [2].
Несмотря на положительную динамику в увеличении поголовья крупного скота с 2006 года, этого объема недостаточно для загрузки перерабатывающих предприятий Республики Адыгея. В 2011 году в хозяйствах всех категорий произведено молока 110 тысяч тонн, что составляет к уровню прошлого года 102,2% (табл.5).
Таблица 5
Уровень использования среднегодовой производственной мощности организаций по выпуску отдельных видов промышленной продукции
(в процентах) [1]
1991 1995 2000 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Производство основных видов пищевых продуктов
Сыры сычужные 100,0 10,5 53,0 80,9 78,1 77,8 45,6 53,6 - -
Сыры и продукты сырные - - - - - - - 61,1 59,1
Цельномолочная продукция (в пересчете на молоко) 99,5 7,2 3,0 10,2 12,5 26,3 29,7 32,2 36,3 34,8
В целом совокупные производственные мощности перерабатывающих предприятий значительно превосходят имеющиеся сырьевые ресурсы хозяйств общественного сектора Республики Адыгея. Недоиспользование производственных мощностей молокоперерабатывающих предприятий республики обусловливает высокие производственные издержки в сочетании с низким уровнем конкуренции в отрасли региона.
В качестве одного из наиболее перспективных направлений преодоления
неэквивалентности межотраслевого товарообмена, деградации ресурсного потенциала молокоперерабатывающих предприятий необходимо создание
вертикальноинтегрированных корпоративных структур мощного антикризисного фактора. Вертикальноинтегрированные структуры во многом обеспечивают стабильность производственно-хозяйственных связей, консолидацию производственно-
технологических, финансовых ресурсов, значительное сокращение стоимости трансакций. Концепция производства на базе вертикально и горизонтально интегрированных маркетинговых структур должна стать одним из приоритетных направлений развития молочно-продуктового комплекса Республики Адыгея.
Использование корпоративных форм организации трансакций способствует углублению производственной интеграции и специализации, оптимизации товарнофинансовых потоков, ускорению оборачиваемости средств и преодолению внутренних кризисов сбыта (по технологической цепочке), что достигается за счет использования трансфертных цен, векселей, товарных кредитов и других инструментов, наращиванию прибыли за счет увеличения объемов выпуска при сдерживании роста цен на конечную продукцию объединения, оптимизации инвестиционной программы путем последовательной концентрации ресурсов на приоритетных проектах.
Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока является проблемой государственного значения, решение которой обеспечит в перспективе удовлетворение спроса на молоко и молочные продукты за счёт собственного производства.
Помимо вышеперечисленных проблем, внутри молочно-продуктового комплекса существует и ряд других факторов, снижающих конкурентные позиции отрасли. Это недостаточная развитость племенной базы, малая численность племенного скота, низкий удельный вес ферм с современными технологиями и оборудованием, отсутствие экономической мотивации реализации возможностей ускоренного развития молочного скотоводства, недостаточный уровень кормов по объему и качеству, что приводит к несбалансированности рационов кормления животных по питательности.
Таким образом, для повышения рентабельности молочного скотоводства необходима государственная поддержка.
Одним из наиболее важных направлений успешного развития молочного животноводства является реализация ведомственной целевой программы «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Республики Адыгея на 2012-2014 годы», утвержденной приказом Министерства сельского хозяйства Республики Адыгея от 20 апреля 2012 г. №49 «Об утверждении ведомственной целевой программы «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Республики Адыгея на 2012-2014 годы». В рамках данной программы в Республике Адыгея планируется создать 10 ферм, предусматривающих увеличение поголовья коров на 450 голов и прирост производства молока в объеме 400 тонн.
Целью основного мероприятия Программы по направлению «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства» является создание условий для комплексного развития и повышения эффективности животноводства и отраслей по переработке продукции животноводства.
Общий объем финансирования основного мероприятия Программы по направлению «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства» в 2013-2020 годы за счет средств республиканского бюджета Республики Адыгея составит 271750 тысяч рублей [2].
Молочное скотоводство является наиболее сложной подотраслью животноводства. С точки зрения привлечения инвестиций, эта подотрасль является инерционной, поэтому требует долгосрочных кредитных ресурсов.
Одними из наиболее эффективных мер, направленных на повышение производства молока, а также инвестиционной привлекательности молочно-продуктового комплекса, выравнивание сезонности производства молока, увеличение и стабилизацию поголовья коров, стимулирование повышение товарности молока во всех формах хозяйствования,
являются субсидии за счет средств федерального бюджета (при условии долевого финансирования за счет средств республиканского бюджета Республики Адыгея) для сельскохозяйственных товаропроизводителей на 1 литр товарного молока, с учетом реализации молока не ниже первого сорта. Это позволит компенсировать 20-25% от стоимости затрат на производствомолока и будет стимулировать развитие всех групп хозяйств, не только сельскохозяйственных предприятий, но и крестьянско-фермерских и личных подсобных хозяйств, повышать эффективность, увеличивать продуктивность, инвестировать в модернизацию производства и увеличивать поголовье крупного рогатого скота.
Поскольку в настоящее время молочно-продуктовый комплекс Республики Адыгея характеризуется отсутствием крупных перерабатывающих предприятий, способных инвестировать значительные финансовые ресурсы в развитие сельскохозяйственных предприятий, непосредственно интегрируясь с ними, а у организаций сферы торговли, строительства есть гораздо более прибыльные сферы «приложения» капитала, то в целях развития интеграции в данной сфере необходимо привлечение внерегиональных инвесторов. Вследствие этого одним из перспективных направлений формирования и развития АПК Республики Адыгея является создание благоприятного климата для инвесторов. При этом целью системы управления региональными инвестиционными процессами являются стимулирование инвестиционной деятельности в регионе, повышение инвестиционной привлекательности региона.
Примечания:
1. Республика Адыгея в цифрах: стат. сб. 1991-2011 гг. / Федеральная служба государственной статистики; территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Адыгея. Майкоп: Качество, 2012. 328 с.
2. Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия: Государственная программа Республики Адыгея на 2013-2020 годы. Майкоп, 2013.
References:
1. The Republic of Adyghea in figures: the statistical collection of 1991-2011 / Federal State Statistics Service; Territorial body of Federal State Statistics Service in the Republic of Adyghea; Maikop: Quality, 2012. 328 pp.
2. Development of agriculture and regulation of the markets of agricultural production, raw materials and the food: State program of the Republic of Adyghea for 2013-2020. Maikop, 2013.