РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
REGIONAL ECONOMY
УДК 332.1(470.621) ББК 65.049(2Рос.Ады) Г 54
С.Ш. Гишева
Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории Адыгейского государственного университета, г. Майкоп. Тел.: (928) 469 10 19, e-mail: [email protected]
Р.А. Байбекова
Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории Адыгейского государственного университета, г. Майкоп. Тел.: (918) 423 07 04, e-mail: [email protected]
Экономическое развитие Республики Адыгея: приоритеты и ориентиры
(Рецензирована)
Аннотация. В работе показано, что региональная экономическая политика, ориентированная на стимулирование инвестиционной и инновационной активности приоритетных отраслей экономики республики через использование кластерного подхода и оказание государственной поддержки потенциальным инвесторам, обеспечит реализацию конкурентного потенциала Республики Адыгея, ее поступательное экономическое развитие, повышение темпов экономического роста и решение социально-экономических проблем. Ключевые слова: экономический рост, экономическое развитие, экономическая политика, экстенсивные и интенсивные факторы экономического роста, приоритетные направления экономического развития, инновации, агропромышленный комплекс, пищевая промышленность, молочно-продуктовый комплекс, кластерный подход, агропромышленный кластер, инвестиционное предложение, инвестиционный проект, региональная инвестиционная политика, конкурс инвестиционных проектов, критерии «безвозвратности», сертификация инвестиционных проектов, государственное стимулирование инвестиционной деятельности, приоритетный инвестиционный проект.
S.Sh. Gisheva
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Economic Theory Department, Adyghe State University, Maykop. Ph.: (928) 469 10 19, e-mail: [email protected]
R.A. Baibekova
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Economic Theory Department, Adyghe State University, Maykop. Ph.: (918) 423 07 04, e-mail: [email protected]
Economic development of the Adyghe Republic: priorities and guidelines
Abstract. The author highlights that regional economic policy focused on encouraging of investment and innovation priority sectors of the economy due to the use of the cluster approach and the provision of state support to potential investors can ensure the implementation of the
competitive potential of the Adyghe Republic. He examines its progressive economic development, economic growth increasing and social and economic problems solving.
Keywords: economic growth, economic development, economic policy, extensive and intensive factors of economic growth, priority areas of economic development, innovation, agriculture, food processing, dairy and grocery complex, the cluster approach, the agro-industrial cluster, an investment proposal, the investment project, the regional investment policy, competition of investment projects, the «irrevocable» criteria, certification of investment projects, state stimulation of investment activity, main investment proj ect.
Выявление и активизация действующих факторов экономического роста для обеспечения положительной динамики экономического развития в условиях преодоления депрессионного состояния экономики - одна из актуальных задач экономической политики федерального и регионального уровней в рамках антициклического регулирования для достижения высокого уровня и качества жизни населения.
Экономический рост как увеличение объемов производства продукции в национальной экономике за определенный период времени (как правило, за год) для экономики региона означает увеличение ежегодных темпов прироста объемов валового регионального продукта. Общеизвестными факторами, обеспечивающими экономический рост, являются: количество и качество трудовых ресурсов, эффективность основного капитала, количество и качество природных ресурсов, эффективность управления и эффективность технологий. Экстенсивные факторы роста реализуются за счет количественного увеличения используемых факторов производства (ресурсов) и не связаны с инновациями, с новыми производственными технологиями и технологиями управления, с ростом качества человеческого капитала. Интенсивные же факторы экономического роста определяются совершенствованием и повышением качества систем управления, технологий, использованием инноваций, модернизацией производств и повышением качества человеческого капитала.
Качественные положительные изменения интенсивных факторов развития экономики служат фундаментом для ее реального роста. Экономическое развитие - это качественные изменения, являющиеся побудительным мотивом, предпосылкой экономического роста, имеющего вполне определенные количественные показатели.
По мнению известного австро-американского экономиста Й.А. Шумпетера, впервые выявившего еще в 1911 г. различие между экономическим ростом и экономическим развитием, главная детерминанта экономического роста - это инновации, а также предпринимательский ресурс, создающий спрос на инновации и их избыточное предложение. Именно инновации позволяют предпринимателям создавать новые, неизвестные ранее, комбинации факторов производства, определяют экономическое развитие и способствуют экономическому росту [1].
Приоритетные направления экономического развития Республики Адыгея в целях преодоления дотационного характера республиканского бюджета лежат в сфере перерабатывающей промышленности ее агропромышленного комплекса, что объективно обусловлено природно-климатическими условиями и соответствующей отраслевой структурой региона. Несомненно, региональное развитие должно осуществляться преимущественно за счет тех производств, которые обеспечены собственными агроклиматическими ресурсами, а именно - за счет различных подотраслей пищевой промышленности.
С точки зрения вхождения Адыгеи в рынок, ориентация на сельскохозяйственную отрасль и перерабатывающую ее сырье пищевую промышленность достаточно благоприятна. Мировая практика маркетинга показывает, что высококачественная сельскохозяйственная продукция и продукты ее переработки во все времена имели хороший рынок сбыта. Правда, здесь следует учитывать конкуренцию, рисковый характер сельского хозяйства вследствие его зависимости от природных условий и множество других факторов. Но при достижении хорошего качества
продуктов и невысоком уровне издержек, действенной политики государственной поддержки развития сельского хозяйства в условиях рынка развитие приоритетных направлений экономики республики является беспроигрышным вариантом. Сдерживающим моментом ориентации республики на сельскохозяйственное и перерабатывающее производство является дефицит квалифицированного производственного персонала и контингента специалистов, развитой производственной инфраструктуры. Для создания этих атрибутов развитого агротехнополиса в республике потребуются многие годы и большие финансовые средства. Следовательно, необходим качественно иной подход к определению направлений стратегии экономического развития: создание уникальных производств, использующих специфические ресурсы региона и обеспечивающих достаточно быструю и высокую отдачу, интенсификация сельскохозяйственного производства с доведением его до стандартов мирового уровня, ориентация на повышение технологического уровня и качества производимой продукции, создание для этого небольших предприятий с высокими технологиями, что связано также с необходимостью привлечения минимума кадрового потенциала очень высокого уровня квалификации.
В то же время остаются нерешенными главные проблемы пищевой промышленности. Это недостаток оборотных средств, необеспеченность предприятий качественным сырьем и его высокая стоимость, постоянное повышение цен на энергоносители и транспортные услуги, неурегулированность вопросов платежей и взаимозадолженности между поставщиками сырья, переработчиками и торговыми организациями. Все это приводит к высоким затратам на единицу выработанной продукции, снижает конкурентоспособность производимых товаров.
Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 3 октября 2013 г. №224 «О прогнозе социально-экономического развития Республики Адыгея на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» определены основные приоритеты экономического развития Республики Адыгея в ближайшие годы [2].
Промышленность - одна из основных отраслей экономики Республики Адыгея, определяющая социально-экономическую ситуацию в регионе, является одним из главных источников налоговых поступлений и ключевым фактором роста занятости населения. Сельское хозяйство - одно из приоритетных направлений развития экономики республики. Рост эффективности отраслей агропромышленного комплекса является первостепенной задачей, так как результативность хозяйственной деятельности во многом определяет темпы расширенного воспроизводства, уровень удовлетворения потребностей общества в продуктах питания и сельскохозяйственном сырье.
Основными источниками роста промышленности в указанном выше постановлении обозначены обрабатывающие отрасли, в первую очередь - производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака, целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность, производство резиновых и пластмассовых изделий [2]. В пищевой и перерабатывающей промышленности республики последние годы стабильно продолжает развиваться молочная отрасль. Ежегодно наблюдается увеличение объемов производства цельномолочной продукции, масла животного и сыров крупными, средними и малыми предприятиями отрасли.
Основными ориентирами развития пищевой промышленности Республики Адыгея в целях повышения эффективности ее функционирования должны стать:
- развитие инновационной, инвестиционной активности предприятий пищевой промышленности за счет внедрения новых технологий, наращивания производства обогащенных, диетических и функциональных пищевых продуктов;
- продолжение работы по модернизации производства, обеспечивающей повышение производительности труда, улучшение качества производимой продукции и дизайна;
- снижение издержек производства и наращивание объемов выпуска и реализации продукции, обеспечивающие рентабельное производство;
- увеличение удельного веса брендовой продукции в общем объеме производства.
С учетом вступления России в ВТО значительно возрастает роль конкурентоспособности продукции, и только крупные объединения, включающие единую сырьевую базу, перерабатывающие предприятия и интегрированную сбытовую сеть, смогут аккумулировать всю прибыль в рыночной цепочке, обеспечить возможность своевременного проведения модернизации и внедрения инноваций, что особенно актуально в условиях заданных Президентом Российской Федерации стратегических ориентиров экономического развития
[3].
Использование в экономической политике в качестве механизма регионального управления стимулирования экономического развития кластерного подхода позволит обеспечить повышение эффективности функционирования каждого из отдельных предприятий и усилить их конкурентные преимущества за счет концентрации и высокой степени кооперации. Стратегией социально-экономического развития республики до 2025 г., принятой Законом Республики Адыгея от 23 ноября 2009 г. №300, предусматривается создание следующих кластеров, реализующих конкурентный потенциал данного региона [4]:
- агропромышленный кластер;
- строительный кластер;
- санаторно-туристский кластер.
Создание агропромышленного кластера направлено на обеспечение мультипликативного эффекта для динамичного развития всей экономики региона. Эффективное функционирование такого кластера должно послужить импульсом развития смежных отраслей и подотраслей экономики.
Создание агропромышленного кластера на территории Республики Адыгея обусловлено доминирующей долей агропромышленного комплекса в экономике республики (доля отрасли в ВРП - 16,5%) и наличием на территории республики основных производственных предпосылок, а также необходимостью интеграции отрасли в межрегиональные экономические связи и привлечения инвестиционных ресурсов для модернизации и технического перевооружения предприятий агропромышленного комплекса [4]. Сформированная модель кластера должна обладать определенным набором конкурентных преимуществ: достаточным уровнем спроса на продукцию, факторными условиями, уровнем конкуренции, наличием родственных и поддерживающих отраслей, а также действиями государства, направленными на стимулирование развития кластера [5, 6]. В данном направлении решение общих проблем сбалансированности сырья и перерабатывающих мощностей, например, по молоку для молочной отрасли, будет способствовать повышению эффективности отрасли и кластера в целом. Министерство экономического развития и торговли Республики Адыгея на своем официальном сайте [7] предлагает к рассмотрению потенциальных инвесторов ряд инвестиционных проектов, реализация которых позволит внедрить кластерный подход, например, в Кошехабльском районе республики через создание молочно-продуктового комплекса [8].
Так, предлагается реконструкция завода по переработке молока на базе бывшего молзавода «Кошехабльский». Проект предполагает инвестиционные вложения в реконструкцию и модернизацию существующих производственных мощностей на базе бывшего предприятия по переработке молока мощностью 45-50 т молока в сутки. Предлагаемая структура сделки -привлечение средств инвестора в порядке софинансирования. Инвестиционная привлекательность данного проекта состоит в том, что Кошехабльский район обеспечивает в совокупности по всем категориям хозяйств суточное производство молока в количестве 4550 т, что может существенным образом решить вопрос об исходном сырье, являющемся экологически чистым продуктом (при этом возможен завоз молока из соседних районов). Далее, предлагается строительство хладокомбината по производству мороженого, сухого льда, замороженных ягод, овощей и фруктов в современной упаковке. Проектом предлагается выпуск мороженого в ассортименте на основе сырья, производимого в Кошехабльском районе и за его пределами. Проект также предусматривает производство сухого льда и
быстрозамороженных ягод, фруктов и овощей в современной упаковке с использованием сырья, производимого в Республике Адыгея и соседних регионах ЮФО. Предлагаемая структура сделки - прямые инвестиции. Инвестиционная привлекательность данного проекта обусловлена (помимо наличия исходного экологически чистого сырья (молока) в Кошехабльском районе для производства мороженого, которое будет в ассортименте поставляться в оптово-розничную сеть региона) благоприятными климатическими условиями для выращивания овощей, фруктов и ягод и использованием метода глубокой заморозки для расфасовки продукции в современную упаковку для дальнейших поставок в оптово-розничную сеть.
Следующий предлагаемый составляющий элемент кластера - строительство мясоперерабатывающего комплекса в а. Кошехабль (по переработке мяса крупного рогатого скота (КРС), свиней, птицы). Производственный цикл - от забоя скота до изготовления колбас в ассортименте (вареных, полукопченых и копченых). Предлагаемая структура сделки
- привлечение средств инвесторов. Инвестиционная привлекательность заключается в наличии самого большого в Республике Адыгея поголовья КРС. Таким образом решается проблема исходного сырья.
Необходимый составляющий элемент молочно-продуктового комплекса - строительство цеха по производству кормосмесей в а. Кошехабль. Основными группами потребителей будут являться фермерские хозяйства, мелкие и крупные сельхозтоваропроизводители, а также жители Кошехабльского района. Предлагаемая структура сделки - прямые инвестиции. Данное предложение инвестиционно привлекательно, т.к. в Кошехабльском районе самое большое в Адыгее поголовье крупного рогатого скота (20,5% от общего числа КРС в республике). А также Кошехабльский район традиционно славится высокими результатами в сфере производства сельхозкультур.
Для тепло- и электроснабжения вышеуказанных предприятий планируется строительство теплоэлектростанции (ТЭС), стоимость тепло- и электроэнергии будет ниже существующих тарифов со значительным упрощением процедуры подключения будущего потребителя. Функции государства в сфере стимулирования инновационной и инвестиционной активности хозяйствующих субъектов должны кардинально измениться. Государство должно играть роль партнера коммерческого инвестора.
Основная цель региональной экономической политики должна состоять в том, чтобы адаптировать современную модель инвестирования к конкретным условиям депрессионного состояния экономики региона и реализовать ее по следующим направлениям [9, 10]:
- определение приоритетных направлений развития региона;
- оказание государственной поддержки потенциальным инвесторам;
- предоставление инвестирующим предприятиям режима наибольшего благоприятствования;
- формирование и совершенствование законодательной базы регулирования инвестиционной деятельности в регионе.
Современная задача регионального уровня - рациональное использование бюджетных средств, доведение их до конкретных субъектов - производителей товаров, что позволит создать эффективный производственный потенциал, позволяющий перейти от дотационного состояния экономики Адыгеи к хозяйственной самодостаточности. Методами региональной структурно-инвестиционной политики могут быть следующие:
- непосредственное (прямое) воздействие органов управления на хозяйственную деятельность через прямое, безвозвратное вложение бюджетных средств в соответствии с выбранными приоритетами развития Республики Адыгея;
- опосредованное централизованное воздействие на целевую направленность структурных сдвигов через конкурсное размещение бюджетных средств (возвратное, платное, срочное, льготное кредитование или предоставление гарантий под заемные средства);
- косвенное воздействие через создание благоприятного инвестиционного климата (стимулирование инвестиционной активности) в регионе.
Организация региональной поддержки реализации высокоэффективных проектов за счет
средств республиканского бюджета должна осуществляться или на безвозвратной основе (если проект участвует в решении региональной программы), или на возвратной основе (если проект участвует в конкурсе размещения инвестиционных ресурсов республиканского бюджета).
Предлагаем следующие критерии, исходя из которых, государственные инвестиции могут предоставляться на безвозвратной основе промышленным предприятиям (критерии «безвозвратности»):
1) развитие производств, признанных приоритетными в ходе диагностико-мониторингового исследования республики.
2) поддержка социально-значимых объектов, имеющих некоммерческий характер и не располагающих альтернативными источниками финансирования.
3) обеспечение производства продукции для региональных и государственных нужд, включая:
а) развитие экспортного потенциала и конкурентоспособных производств (продукция завоевала определенные позиции на мировом рынке или является потенциально конкурентоспособной).
б) развитие производств с импортозамещением.
в) выпуск энергосберегающей техники и освоение новых технологий.
г) улучшение экологических характеристик.
д) выпуск новых видов машин и оборудования, развитие сетей связи, информационных и современных транспортных систем.
4) продукция, удовлетворяющая платежеспособный спрос.
По мере экономического роста этот перечень следует сокращать. Можно выделить следующие возможные недостатки прямого государственного инвестирования: бессистемное распределение госбюджетных средств; недостаточный контроль за целевым использованием предоставленных средств и эффективностью их вложения; низкую дисциплину выполнения государством своих обязательств по инвестициям, финансируемых по остаточному принципу.
Государственная поддержка частных инвесторов, которые рискуют собственным капиталом и не могут допустить его неэффективного использования, наиболее оправданна, чем ориентация на увеличение государственных капитальных прямых вложений, фактически создающих потенциальные предприятия-банкроты, не приспособленные к рынку и требующие бюджетных дотаций.
Другой важной проблемой эффективного использования бюджетных средств является определение объектов поддержки (отрасли, перспективные проекты, программы, фермерские хозяйства, конкретные предприятия, ассоциации и т.д.). Для этого необходимо составление перечня объектов поддержки, обоснование наиболее адекватной формы поддержки для данного объекта; определение величины поддержки в соответствии с таким критерием, как значимость каждого объекта для стратегии развития Республики Адыгея. Таким образом, основополагающими ориентирами региональной инвестиционной политики должны стать следующие:
- переключение с безвозвратного бюджетного финансирования на возвратное, на кредитование на возвратной и платной основе (льготные инвестиционные кредиты);
- распределение бюджетных средств не между отраслями и территориальными единицами, а между конкретными объектами, формирование которых происходит в соответствии с целевой программой или на конкурсной основе;
- расширение практики совместного (долевого) государственно-коммерческого финансирования инвестиций, в том числе с привлечением капиталов частных инвесторов (включая иностранных);
- создание благоприятного инвестиционного климата в регионе через налоговое стимулирование инвестиционной активности.
По степени воздействия на процессы оздоровления экономики Республики Адыгея
различные типы производства можно разделить на три группы:
1. Производство инновационного характера: продукция имеет экспортное значение как для самой республики, так и России в целом.
2. Бюджетоформирующие отрасли: совершенствование структуры выпускаемых напитков в части повышения доли слабо-градусных (мягких) напитков на базе использования углекислотных концентратов из местного растительного сырья и расширения ассортимента готовой продукции, пользующейся спросом на продовольственном рынке Республики Адыгея и других регионов.
3. Отрасли, обслуживающие нужды местного населения и формирующие региональную продовольственную корзину: пищевая промышленность, в частности - молочно-продуктовый комплекс.
В соответствии со ст. 4 Закона Республики Адыгея от 9 февраля 1998 г. №64 «Об инвестиционной деятельности в Республике Адыгея» определение инвесторов для реализации конкретного инвестиционного проекта в отношении объектов инвестиционной деятельности, представляющих особую значимость для социально-экономического развития республики и входящих в нее административно-территориальных образований, производится путем проведения конкурса инвестиционных проектов [11].
Средства республиканского бюджета, размещаемые на конкурсной основе, выделяются для финансирования наиболее эффективных инвестиционных проектов с последующим возвратом полученных средств.
К участию в конкурсе допускаются проекты, по которым из необходимых для их реализации ресурсов не менее семидесяти процентов составляют собственные и заемные средства самих частных инвесторов. При этом не менее двадцати процентов должны составлять собственные средства частного инвестора (акционерный капитал, прибыль, амортизация). Размер государственной поддержки устанавливается в зависимости от категории проекта и не может превышать шестидесяти процентов заемных средств, необходимых для его осуществления.
Условия участия проектов в конкурсе могут быть следующими: окупаемость вложений до двух лет, обеспеченность выпускаемой продукции платежеспособным спросом, участие частного инвестора собственными средствами - не менее 20%, причем государственное участие в финансировании - до 20% инвестиций по проектам, прошедшим конкурсный отбор.
Сертификация инвестиционных проектов должна дать возможность увеличить долю государственной поддержки, например, при производстве продукции (услуг):
- не имеющей аналогов в мире - до 50%;
- обрабатывающей промышленности на экспорт - до 40%;
- в случае импортозамещения (при более низкой цене) - до 30%.
Рекомендуем предлагать претендентам следующие формы государственной поддержки инвестиционных проектов (на выбор):
- льготное кредитование (под ставку в размере У учетной ставки Центробанка РФ), причем доля государственной поддержки устанавливается в размере 20-50% капитальных вложений;
- государственные гарантии под заемные средства за счет средств республиканского бюджета (в размере до 40% ссужаемых инвестору средств). Банк несет адекватную ответственность за выбор клиента и проверку экономической эффективности проекта. Чем выше уровень защиты гарантий, тем меньший объем гарантий предоставляется.
Такие гарантии частично страхуют коммерческие банки от невозврата ссуд, выданных ими на инвестиционные проекты.
Необходимое условие предоставления гарантий - страхование и перестрахование риска проекта и имущества заемщика;
- связанное кредитование: государство не переводит заемщику бюджетные деньги, а оплачивает товары и услуги, требуемые для реализации проекта на условиях тендера среди поставщиков.
Система управления региональным бюджетным инвестиционным потоком включает в себя ряд подсистем: планирование, организацию, распределение ресурсов, учет и контроль. Конечный продукт такой системы управления - инвестиционные проекты, финансируемые на возвратной или безвозвратной основе. Таким образом, в процессе управления инвестиционно-финансовыми ресурсами формируется инвестиционный пакет региона. Согласно ст. 13 Закона [11] предлагаются следующие формы государственного стимулирования инвестиционной деятельности:
1) предоставление государственных гарантий;
2) налоговые льготы.
Субъектам инвестиционной деятельности, осуществляющим инвестиционную деятельность в отношении отраслей и объектов, определенных важнейшими для инвестирования, на период полной окупаемости вложенных средств, предусмотренных инвестиционным проектом, но не более трех лет, могут предоставляться налоговые льготы в соответствии с законодательством о налогах и сборах Российской Федерации и Республики Адыгея;
3) помощь по созданию инфраструктуры бизнеса, получению в аренду и приобретению в собственность земельных участков и объектов нежилого фонда, находящихся в государственной и муниципальной собственности;
4) предоставление субсидий за счет средств республиканского бюджета Республики Адыгея для инвесторов, реализующих инвестиционные проекты с привлечением кредитов банков, на оплату процентной ставки, предусмотренной условиями кредитного договора [12];
5) размещение на конкурсной основе средств республиканского бюджета Республики Адыгея, которое осуществляется на возвратной и срочной основах с уплатой процентов за пользование ими в размерах, определяемых законом Республики Адыгея о республиканском бюджете Республики Адыгея на соответствующий год, либо на условиях закрепления в государственной собственности Республики Адыгея соответствующей части акций создаваемого акционерного общества, которые реализуются через определенный срок на рынке ценных бумаг с направлением выручки от реализации в доход республиканского бюджета Республики Адыгея.
Согласно Постановлению от 4 июня 2007 г. №89 «О порядке предоставления инвестиционному проекту статуса приоритетного» основной целью предоставления инвестиционному проекту статуса приоритетного является предоставление государственной поддержки организациям, реализующим инвестиционные проекты по развитию отраслей хозяйственного комплекса Республики Адыгея [13].
Благоприятные перспективы эффективной реализации кластерного подхода могут быть обеспечены:
- выявлением видов продукции предприятий кластера, имеющих наилучшие рыночные перспективы; тенденций развития рынков продукции, в том числе спроса (прогноз продаж);
- созданием высокопроизводительных рабочих мест, с наличием производственных мощностей и соответствующей инфраструктуры;
- определением основных направлений расширения объемов производства продукции предприятий кластера (увеличение объемов производства крупных (якорных) компаний; привлечение прямых инвестиций сторонних компаний; развитие малого и среднего бизнеса);
- использованием различных концепций инноваций, модернизацией технической базы предприятий пищевой промышленности с использованием инновационных технологий: создание нового товара или нового качества товара; создание нового метода производства или новой формы коммерческого обращения товара; открытие нового рынка; открытие нового источника факторов производства; создание новой организации отрасли (например, достижение монопольного положения или ликвидация монопольной позиции);
- обозначением стратегических приоритетов развития кластера: вертикальная и горизонтальная интеграция, диверсификация продукции.
Итак, в числе приоритетных задач, стоящих перед агропромышленным комплексом республики, остаются повышение конкурентоспособности предприятий, которое позволит
расширить рынки сбыта агропромышленной продукции внутри региона и за его пределами, и наращивание экспортного потенциала. Все это обеспечит поступательное экономическое развитие Республики Адыгея, повысит темпы экономического роста и тем самым увеличит вклад промышленности в решение социально-экономических проблем региона за счет обеспечения роста занятости населения, его доходов и налоговых поступлений в бюджет для осуществления социальных программ и оказания поддержки потенциальным инвесторам.
Примечания:
1. Шумпетер Й.А. Теория экономического развития. М.: Директ-Медиа, 2007. 400 с.
2. О прогнозе социально-экономического развития Республики Адыгея на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов: постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 03.10.13 г. №224 // ИПП Гарант. М., 2014. Загл. с экрана.
3. О долгосрочной государственной экономической политике: Указ Президента Российской Федерации от 07.05.12 г. №596 // СПС КонсультантПлюс. М., 2014. Загл. с экрана.
4. О стратегии социально-экономического развития Республики Адыгея до 2025 года: закон Республики Адыгея от 23.11.2009 г. №300: [ред. от 06.06.2012] // СПС КонсультантПлюс. М., 2014. Загл. с экрана.
5. Гурнович Т.Г., Агаркова Л.В., Амандурдыев Х.Д. Кластерный подход к развитию региональной сферы АПК // Международные научные исследования. 2013. №3 (16). С. 44-49.
6. Гурнович Т.Г., Агаркова Л.В., Амандурдыев Х.Д. Функционирование регионального агропромышленного комплекса в условиях формирования кластерных структур // Вестник АПК Ставрополья. 2013. №3 (11). С. 103-110.
7. Официальный сайт Министерства экономического развития и торговли Республики Адыгея. URL: http://minecora.ru.
8. Байбекова Р.А. Перспективы развития молочно-продуктового комплекса Республики Адыгея // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Экономика. 2013. №3 (127). С. 187-194.
9. Гишева С.Ш. Основные направления региональной инвестиционной политики. Вестник государственного университета. Сер. Экономика. 2013. №3 (127). С. 91-97.
10. Гурнович Т.Г., Агаркова Л.В., Безлепко А.С. Обеспечение устойчивости воспроизводственного процесса в сельском хозяйстве региона. Ставрополь, 2013. 176 с.
11. Об инвестиционной деятельности в Республике Адыгея: закон Республики Адыгея от 09.02.98 г. №64. URL: http://docs.cntd.ru/document/804932429.
12. О Порядке возмещения (субсидирования) из республиканского бюджета Республики Адыгея части затрат на уплату процентов по кредитным договорам с российскими кредитными организациями (включая лизинговые платежи по лизинговым договорам с российскими лизинговыми компаниями), заключенным юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными на территории Республики Адыгея: постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 12.05.08 г. №80: [ред. от 20.07.2011] // СПС КонсультантПлюс. М., 2014. Загл. с экрана.
13. О порядке предоставления инвестиционному проекту статуса приоритетного: Постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 04.06.07 г. №89. URL: http://docs.cntd.ru/document/819006209.
References:
1. Schumpeter J.A. Theory of Economic Development. M.: Direct-Media, 2007. 400 pp.
2. On the forecast of socio-economic development of the Republic of Adyghea in 2014 and the planning period of 2015 and 2016: Resolution of Cabinet of Ministers of the Republic of Adyghea on 03.10.13. №224 // LIP Garant, 2014. Title from the screen.
3. On the long-term national economic policy: Presidential Decree of 07.05.12. №596 // HLS ConsultantPlus. M., 2014. Title from the screen.
4. On the Strategy of socio-economic development of the Republic of Adyghea till 2025:
The Law of the Republic of Adyghea on 23.11.2009 №300 [in an edition 06.06.2012] // HLS ConsultantPlus. M., 2014. Title from the screen.
5. Gurnovich T.G., Agarkova L.V., Amandurdyev Kh.D. The cluster approach to the development of regional agro-industrial complex // International scientific research. 2013. №3(16). Pp. 44-49.
6. Gurnovich T.G., Agarkova L.V., Amandurdyev Kh.D. Functioning of the regional agro-industrial complex in the conditions of formation of cluster structures // Vestnik APK Stavropol. 2013. №3(11). Pp. 103-110.
7. Official website of the Ministry of Economic Development and Trade of the Republic of Adyghea. URL: http://minecora.ru.
8. Baybekova R.A. Perspectives of the milk product complex developmen of the Republic of Adygea. The Bulletin of the Adyghe State University. Economics. 2013. №3 (127). Pp. 187-194.
9. Gisheva S.Sh. Main directions of the regional investment policy. State University. Economics. 2013. №3(127). Pp. 91-97.
10. Gurnovich T.G., Agarkova L.V., Bezlepko A.S. Ensuring the sustainability of reproduction process in agriculture of the region. Stavropol, 2013. 176 pp.
11. On investment activity in the Republic of Adyghea: Law of the Republic of Adyghea of 09.02.1998 №64. URL: http://docs.cntd.ru/document/804932429.
12. On the Procedure for compensation (subsidy) from the state budget of the Republic of Adyghea part of the cost of interest on credit agreements with Russian credit institutions (including lease payments under leasing contracts with Russian leasing companies) entered into by legal entities and individual entrepreneurs registered on the territory of the Republic of Adyghea: Resolution of the Cabinet of Ministers of the Republic of Adyghea on 12.05.2008. №80 [in an edition of 20.07.2011] // HLS ConsultantPlus. M., 2014. Title from the screen.
13. On the procedure for granting priority status to investment project: Resolution of the Cabinet of Ministers of the Republic of Adyghea on 04.06.2007 №89. URL: http://docs.cntd.ru/document/819006209.