Научная статья на тему 'Современное состояние экономических реформ в Монголии'

Современное состояние экономических реформ в Монголии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
625
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / INTERNATIONAL ECONOMICS / ECONOMIC REFORMS / STATE REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чуданжий Шарав

Проведен анализ хода экономических реформ в Монголии в конце ХХ-начале XXI вв. Определена роль государства в формировании правовой среды и оказании государственной поддержки социально незащищенным группам населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern condition of economic reforms in Mongolia

The course of economic reforms in Mongolia in late XX early XXI cc. is analyzed. The role of state in establishing a legal framework and rendering state support to socially unprotected groups is evaluated.

Текст научной работы на тему «Современное состояние экономических реформ в Монголии»

Улучшение возврата банковских кредитов за последние годы связано с такими факторами, как макроэкономическая стабилизация и повышение квалификации управленческого персонала. Увеличилось число лиц и хозяйствующих субъектов, обладающих собственностью, способной служить залогом для получения кредитов.

До 2004 г. лишь четыре коммерческих банка находились в частной собственности и был один банк с совместным капиталом (в уставный капитал Голомт-банка входили государственная собственность и небольшая часть частного португальского капитала).

Обращая особое внимание на привлечение в банковскую отрасль частного капитала, правительство Монголии приняло решение о приватизации оставшихся коммерческих банков с государственным участием. Сельскохозяйственный банк был приватизирован японской компанией «H.S.Securities», а 76%-я доля государства в Банке торговли и развития была выкуплена консорциумом швейцарских и американских компаний, что является еще одним признаком повышения финансовой устойчивости банков, которые всего несколько лет назад стояли на грани банкротства.

Оздоровление банковской системы является необходимым условием разви-

тия экономики страны и роста частного сектора. Размер банковских вкладов в национальной валюте (в тугриках) постоянно увеличивается, и в 2003 г. он впервые превысил размер вкладов в иностранной валюте.

На наш взгляд, в настоящее время в Монголии функционирует пока еще слабая и недостаточно мобильная банковская система. Как считают специалисты Всемирного банка и Азиатского банка развития, первоочередной задачей банковской системы Монголии является реструктуризация безнадежных долгов. Кроме того, важно усиление конкуренции на основе создания новых частных банков. По мнению экспертов, западные банки охотно купят часть их акций. Среди серьезных проблем банковского сектора Монголии специалисты называют относительную либеральность по сравнению с международными стандартами положений, регулирующих деятельность коммерческих банков. Это еще раз свидетельствует о необходимости повышения квалификации управленческого персонала наряду с применением передовых международных технологий продвижения банковских продуктов и поддержания ликвидности банковской системы Монголии.

ЧУДАНЖИЙ ШАРАВ

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ

В МОНГОЛИИ

До 1990 г. экономика Монголии находилась в полной зависимости от политики стран-членов СЭВ, в первую очередь Советского Союза. В результате приватизации, начавшейся в мае 1991 г., такие отрасли, как сельское хозяйство (животноводство), торговля и снабжение, легкая и пищевая промышленность, туризм, автотранспорт, строительство, промышленность строительных материалов, перешли в частную собственность. В сельском хозяйстве работают 40% всех работников. Они производят 30% ВВП, выпускают 25% всей экспортной продукции. В этой отрасли действуют несколько международных организаций, которые осуществляют реализацию долгосрочных

программ повышения уровня конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции (мясо, шерсть, пуховые изделия и т.д.).

Экономическая политика правительства Монголии направлена на обеспечение стабильного роста экономики путем дальнейшей макроэкономической стабилизации и реструктуризации экономики на основе расширения частного сектора, ориентированного на экспорт. При этом внимание уделяется прежде всего повышению уровня переработки горнорудного и сельскохозяйственного сырья, развитию производства экспортной продукции и туризма. Ставится задача ускорения экономического развития и достижения 6%-го роста ВВП к 2004 г.

© Чуданжий Шарав, 2007

Внутренний рынок Монголии очень ограничен, недостаточно развита инфраструктура. Неблагоприятным является и географическое положение страны — она окружена двумя державами, не имеет непосредственного выхода к морю, экономический кризис и другие трудности переходного периода представляются неблагоприятными обстоятельствами для иностранных инвесторов. Но есть и привлекательные для них стороны: это наличие относительно больших месторождений сравнительно недорогих полезных ископаемых, дешевая рабочая сила, отсутствие конкуренции со стороны внутренних монгольских производителей, обусловленное прежде всего нехваткой денежных средств и, как следствие, недостаточно активным использованием современных технологий.

Поскольку своевременно не были четко сформулированы политические задачи, план перехода страны к рыночной экономике на начальном этапе не был разработан, а концепция, способы, механизмы и конкретные действия по трансформации государственной монополии постоянно менялись, то это привело к тому, что так называемый переходный период затянулся более чем на 10 лет и продолжается до сих пор. Осуществление мероприятий, направленных на приведение социально-экономических отношений к общепринятому в рыночной экономике виду, имело как положительные, так и отрицательные последствия. Положительные последствия подавались как итог реформ, тогда как не менее, а, пожалуй, даже более значимые отрицательные, прежде всего социальные, трактовались как неизбежные в переходный период.

Исторический опыт Монголии в последние 15 лет показывает, что общественный строй страны, ее политическое устройство, экономика и социальная сфера претерпели фундаментальные изменения. В Монголии проведены либерализация цен, приватизация государственной собственности, создана двухуровневая (государственная и частная) банковская система, укреплена национальная валюта, диверсифицирована внешняя торговля, заложены основы эффективного управления национальной экономикой. В результате, по оценкам западных экспертов, здесь имеются условия для развития рыночных отношений.

Важнейшей составляющей рыночных преобразований является институциональная реформа, связанная с формированием благоприятной правовой среды и оптимальной структуры государственного устройства и направленная на уменьшение вмешательства государства в экономику и повышение качества управления.

В создании современной правовой базы в Монголии особую роль сыграла новая конституция, заложившая в стране основы демократии, рыночной экономики и закрепившая многообразие форм собственности. Формирование новой правовой среды шло наряду с отменой и обновлением устаревших нормативно-правовых актов.

После принятия этой конституции (вступила в действие с февраля 1992 г.) были разработаны и утверждены основополагающие законы, регулирующие социально-экономические отношения, в том числе о налогах, бюджете, таможне, банках, приватизации, земле, социальном страховании и др. В настоящее время нормативно-правовая система в основном сформирована. На очереди работа над совершенствованием законодательства с учетом анализа накопленного опыта проведения реформ.

Следует особо подчеркнуть, что роль государства в ходе рыночной трансформации заметно изменилась. Произошло серьезное сокращение числа министерств (более чем на 40% по сравнению с 1990 г.) и аппарата государственных чиновников различного ранга в центре и на местах (более чем на 34%). В принятом законе о правительстве дано правовое определение роли государства в рыночных условиях. Центральное звено исполнительной власти — правительство Монголии — работает над реализацией программ социально-экономического развития страны, созданием и совершенствованием адаптированной к рыночным условиям, компактной и дееспособной государственной структуры в рамках бюджетных средств, утвержденных парламентом.

Сформировавшийся в Монголии частный сектор, являющийся одним из основных элементов рыночной экономики, приобретает все большее значение в социально-экономическом развитии страны. Монголия смогла в кратчайшие сроки перейти от плановой

экономики, основанной на государственной собственности, к рыночной экономике, базирующейся на частной собственности. Если в 1990 г. доля частного сектора в ВВП составляла лишь 5%, то в 2006 г. этот показатель превысил 85%. Рост ВВП в этот период обеспечивался главным образом за счет частного сектора, особенно в сельском хозяйстве, горнодобывающей отрасли, сфере слуг и обрабатывающей промышленности.

Продолжение структурной перестройки требует наращивания темпов экономического роста и повышения общей эффективности экономики. В этой связи необходимо повысить эффективность работы приватизированных предприятий. В последние четыре года значительное внимание уделялось приватизации предприятий стратегическими и частными инвесторами, способными внедрить в производство передовую технику и современные технологии, вывести продукцию этих предприятий на новые экспортные рынки.

В период реформ создана правовая среда, в рамках которой проводится приватизация в социальной сфере. При этом широко используются такие методы приватизации, как тендеры и конкурсы. Были приватизированы в основном учебные заведения, кинотеатры, лечебные учреждения, аптеки. Особое внимание обращается на необходимость заключения новыми хозяевами контрактов с персоналом, обеспечивающих наемным работникам стабильный заработок и другие социальные гарантии. За прошедший с 2000 г. период доходы госбюджета от приватизации объектов социальной сферы достигли 40 млн дол. США.

Повышение социальной активности населения является одним из главных достижений переходного периода, ярким признаком ощутимых положительных перемен в сознании людей и в психологии общества в целом. Важно, что граждане на основе развития предпринимательской инициативы и частной собственности активизируют экономическую деятельность, находят новые источники доходов.

Сохранение макроэкономической стабильности и создание условий для повышения темпов экономического роста относятся к числу важнейших задач нынешнего этапа реформи-

рования. Макроэкономическая стабилизация предполагает в первую очередь стабилизацию цен и валютного курса. Результаты исследований, проведенных международными организациями, показали, что Монголия входит в число стран, осуществивших либерализацию экономики. В настоящее время цены на товары и услуги устанавливаются исключительно под воздействием рыночной конъюнктуры без каких-либо директивных влияний. Таким образом, Монголия полностью перешла к свободному ценообразованию.

Другим показателем устойчивости социально-экономической ситуации является поддержание курса национальной валюты. Важно подчеркнуть, что курс тугрика по отношению к американскому доллару в 2000-2006 гг. колебался незначительно, в среднем на 2,2% в год. Стабилизация цен на товары и услуги, а также курса национальной валюты — тугрика — указывает на достижение Монголией относительной макроэкономической стабильности. Основные показатели развития Монголии за данный период представлены в табл. 1.

Одним из главных выводов, который был сделан в результате изучения опыта реформирования экономики Монголии в переходный период, является вывод о том, что макроэкономическая стабилизация в столь короткие сроки невозможна без участия в этом процессе государства. Прежде всего такое участие необходимо в формировании правовой среды и оказании государственной поддержки социально незащищенным группам населения.

Вследствие отсутствия надлежащего контроля за бюджетным и налоговым процессами в период начала реформ (2000 г.) бюджетный дефицит достиг крайне высоких значений — 18,3%, или 7,7% ВВП (табл. 2).

Правительство было вынуждено финансировать расходы на государственные нужды, в том числе на выплату зарплат, пенсий и социальных пособий, за счет средств внутренних и внешних займов и кредитов, что еще более усугубило бюджетно-финансовый кризис.

С 1996 г. Монголия является полноправным членом ВТО. Это определяет дальнейшую либерализацию внешнеэкономической деятельности в соответствии с нормативными требованиями данной организации.

Таблица 1

Динамика основных макроэкономических показателей развития Монголии

Показатель Год

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006

Численность населения, тыс. чел. 2 390,5 2 425,0 2 459,0 2 489,4 2 519,0 2 562,8 2 594,1

ВВП, млн дол. США 946,6 1 016,3 1 117,5 1 274,5 1 463,0 2 067,4 2 723,1

Рост, % 1,1 1,0 4,0 5,6 8,1 6,2 1,2

Промышленность 2,7 16,5 4,7 0,4 6,7 -4,2 9,1

Сельское хозяйство -14,9 -18,5 -10,7 5,8 15,5 8,5 15,8

ВВП на душу населения, тыс. тугриков 426,2 460,1 504,6 586,9 688,5 985,0 1222,9

ВВП на душу населения, дол. США 396,0 419,1 454,5 511,9 580,8 806,7 1049,7

Динамика индекса потребительских цен по итогам года 8,1 8,0 1,6 4,7 8,0 9,5 6,0

Текущие доходы, млн дол. США 34,0 38,5 37,9 37,3 36,8 832,6 1 346,8

Текущие расходы, млн дол. США 30,8 32,9 33,5 29,8 30,7 600,3 978,5

Баланс внешней торговли, млн дол. США -14,1 -170,0 -228,9 -199,6 -212,4 -119,4 39,6

Экспорт, млн дол. США 535,8 523,2 523,9 627,3 738,6 1 064,9 1 528,8

Рост, % 17,3 -2,3 0,1 19,7 17,7 21,2 43,6

Импорт по данным платежного баланса, млн дол. США 675,9 693,1 752,8 826,9 951,0 1 184,3 1 489,2

Рост, % 19,1 2,5 8,6 9,8 15,0 12,5 25,7

ВВП в текущих ценах, млрд тугриков 1 018,9 1 115,6 1 240,8 1 461,2 1 734,3 2 524,4 3 172,4

Курс тугрика на конец года (по отношению к доллару США) 1 097 1 102 1 125 1 168 1 215 1 221 1 165

Источник: Основные направления социально-экономического развития Монголии. Улан-Батор, 2007.

Таблица 2

Динамика показателей бюджета Монголии*

Показатель Год

1996 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006

Доходы, млрд тугриков 160,4 351,0 439,3 477,1 535,8 713,1 837,9 1 353,2

Расходы, млрд тугриков 176,6 429,7 489,8 548,6 616,5 752,5 764,6 1228,7

Дефицит, % -9,2 -18,3 -10,3 -13,0 -13,1 -5,2 9,6 10,1

Доля дефицита в ВВП, % -7,5 -7,7 -4,5 -5,9 -5,5 -2,3 5,4 8,5

* Использованы данные Министерства экономики и финансов Монголии.

В связи с проведением мероприятий по диверсификации внешнеэкономической деятельности в Монголии произошла глобальная переориентация экспорта и импорта товаров с рынков России и бывших социалистических государств на западные. В настоящее время в объеме экспорта Монголии первое место занимает Китай (42%), на втором находятся

США (31%), на третьем — Россия (8,6%), далее следуют Южная Корея, Япония и т.д. В общем объеме импорта первое место занимает Россия (34%), второе — Китай (24%), третье — Япония (8%). При этом более половины российско-монгольского товарооборота приходится на Иркутскую область.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.