Научная статья на тему 'Итоги макроэкономической политики Монголии в условиях системной трансформации'

Итоги макроэкономической политики Монголии в условиях системной трансформации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
125
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Итоги макроэкономической политики Монголии в условиях системной трансформации»

С. НАМСРАЙЖАВ, Институт экономики РАН

ИТОГИ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ МОНГОЛИИ В УСЛОВИЯХ СИСТЕМНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ

Со второй половины 90-х гг. сформировались основные условия, позволившие вывести Монголию из затяжного экономического кризиса, возникшего в связи с трудностями перехода от командной к рыночной экономике. Отметим, что решающее значение среди прочих факторов имела взвешенная кредитно-финансовая политика Центробанка Монголии, а также либерализация внешнеэкономической деятельности.

В первые годы реформы во внешнеторговой политике доминировала антиэкспортная ориентация. Исходя из этого, процесс либерализации торговли подразумевал не просто пересмотр инструментов торговой политики, а фактически создание их заново. Монголия придерживалась широкомасштабной либерализации импорта. Это позволило быстро наполнить внутренний рынок зарубежной продукцией, необходимой для удовлетворения внутреннего спроса, и тем самым в значительной мере снять проблему товарного дефицита, снижая инфляционное давление на уровень потребительских цен. Внутренний рынок стал свободным для широкого доступа иностранных товаров и услуг. Были отменены почти все импортные тарифы. Дальнейшим шагом явилось то, что Монголия отказалась от сдерживания валютного курса, вступив в члены ВТО, полностью отменила валютный контроль, ликвидировала обязательную продажу большей части валютной выручки Центробанку. Целью валютного регулирования являлось ограничение нелегальной утечки валюты из страны и контроль за её перемещением.

В число мер регулирования внешнеэкономической деятельности в новых, рыночных условиях вошло обновление договорно-правовых норм. К их числу относятся постановление Правительства «Об экспортно-импортной лицензии, квотировании и количественном ограничении» (май 1994 г.), постановление Председателя Государственного комитета национального развития, Министра торговли и промышленности «О правилах прохождения экспортно-импортной продукции через государственные границы» (ноябрь 1994 г.), Таможенный Кодекс (18 мая 1996 г.). Эти документы регулируют вопросы таможенного тарифа как главного нормативного документа, содержащего систематизированный перечень товаров с указанием соответствующих этим товарам ставок таможенных пошлин.

Монголия, придерживаясь страновых и региональных приоритетов во внешней торговле, установила в ряде случаев особые льготные режимы. Так, например, в торговле с ЕС все товары не облагаются импортными пошлинами. Либерализация коснулась и инвестиционной деятельности. Были введены единые правила инвестиционной деятельности для иностранных и монгольских предпринимателей, что ускорило приток иностранных инвестиций и вызвало сильную конкуренцию на получение лицензий. Например, Китай вырвался вперед, предлагая Монголии крупные кредиты без каких-либо ограничений. Только в 2006 г. КНР предложила связанный кредит в сумме 400 млн. долл. (поставкой оборудования и обслуживанием персонала), что было на порядок выше кредитных предложений со стороны МВФ и Всемирного Банка (60-70 млн. долл. в 2006 г.).

На таких же льготных условиях предлагает кредиты Республика Корея, ставшая вторым после Китая финансовым спонсором Монголии. Либерализация внешнеэкономической деятельности ускорила приток иностранной валюты.

Крупным финансовым ресурсом Центробанка стали валютные поступления (от 200 до 250 млн. долл. США в год) от 100 тыс. монголов, работающих за рубежом. Их основная часть работает в Южной Корее, ЕС, Японии, США. Валютные поступления от совместного предпринимательства в силу недостаточного еще развития этой формы хозяйственной деятельности в целом уступают иностранным кредитам. В 2006 г. инвестиционные активы СП оценивались в 500 млн. долл. США. Либерализация коснулась непосредственно физических лиц после разрешения свободной продажи золота и выдачи лицензий на золотодобычу как населению, так и монгольским и совместным фирмам. В результате в 2005 г. продажа золота на Лондонской бирже увеличилась до 24 тыс. т., что позволило сконцентрировать в Центробанке 400 млн. долл. золотовалютных резервов. По неофициальной статистике, у частных структур золотовалютные запасы значительно выше, т.к. они имеют их и в долларах, и в тугриках. Сохраняется стабильный валютный курс тугрика по отношению к доллару и другим иностранным валютам. Курс Центробанка по монгольской валюте на 21 апреля 2006 г. был следующим: US dollar (USD) - 1190 тугриков, Euro (EUR)-1470,2, Japanese yen (JPY) - 10.12, British pound (GBP) -2128.9, Russian rubl (RUB) - 43.4, China renmini (CNY) - 148.5. Курс драгметалла на эту же дату составлял: Gold (XAU) -758178,8; Silver (XAG) - 14987.3. Несмотря на наличие в стране ряда иностранных валют, сохраняется тенденция на 100%-ю привязанность тугрика к доллару США. Сняты все ограничения на ввоз и вывоз

иностранной валюты, тугрик стал свободно конвертируемым по текущим платежам, что также способствует его укреплению.

Большие изменения происходят в банковской деятельности. Банки становятся активными участниками инвестиционной деятельности, в том числе участвуя в приватизации.

Монголия постепенно изживает пороки и последствия ваучерной приватизации 70-80-х гг. и хаотичной раздачи сначала ваучеров на собственность, а после приватизации земли раздачи лицензий на земельные участки. Это вызвало коррупцию, конкуренцию за перспективные участки между отечественными владельцами и западными покупателями.

Программа приватизации предусматривала, что более 90% всех предприятий в стране будет находиться в частном секторе, за исключением инфраструктурных отраслей. Для этого формируется необходимая законодательная и финансовая база.

Правительство определило основные объекты приватизации в 20052008 гг. В список включены двадцать предприятий, в том числе «Монгол Телеком» (55% участия государства), совместное монгольско-российское добывающее предприятие «Монголцветмет» (51% участия государства) и национальная авиакомпания МИАТ. Другими предприятиями, предназначенными к продаже уже в 2005 г., были на 100% государственная добывающая компания «Монгол Эрденет», Mongol Camel Wool Processing Company, Central Asian Uranium, Capital Bank и государственный цирк.

В планы приватизации крупных предприятий и банков на современном этапе входит привлечение надежных иностранных банков к участию в финансовой деятельности монгольских коммерческих банков, в капитализации их активов. Поэтому заметно улучшилась коммерческая деятельность двух приватизированных крупных коммерческих банков: Банка торговли и развития после покупки его активов Швейцарским банком и Сельхозбанка после покупки его Японским банком. 75% активов приватизированных банков уже находятся в собственности иностранных банков.

Монголия успешно преодолела банковский кризис 1997-1998 гг., когда были объявлены банкротами и разорились большинство из 16 коммерческих банков, а доля плохих (невозвращенных) кредитов составляла 45-50% кредитных сумм. Сейчас эта доля снижена до 5,5-6% в результате изменения механизма расчетов не через суд, а под банковский залог, без обращения в судебные инстанции для погашения кредитной задолженности. Рейтинг инвестиционной привлекательности Монголии отчасти объясняется тем, что она с самого начала трансформационного периода, взяв курс на широкую демократизацию, была принята во влиятельные международ-

ные организации, является членом Организации Объединенных Наций, Всемирной торговой организации, Международного валютного фонда, Всемирного банка и Азиатского банка развития. Все указанные меры привели к тому, что с конца 90-х гг. ХХ в. постепенно преодолевалась стагнация, темп роста ВВП неуклонно повышался: 3,5% в 1998 г., 3,9% в 2002 г., 5,5% в 2003 г., 10,6% в 2004 г.1 В 2005 г. прирост ВВП составил 7%, но его уровень на душу населения не превысил 430 долл. США, что соответствует уровню самых бедных развивающихся стран.

Таблица 1

Основные макроэкономические показатели Монголии в 2003-2007 гг.

2003 2004 2005 і 2006 2 2007 2

ВВП 5,5 10,6 7,0 6,3 7,5

Инфляция 4,7 11, 0 - -

Дефицит государственного бюджета (в % к ВВП) - 4,2 - 1,2 - 2,5-3,5 -3-3,5 -3-3,5

Рост товарного экспорта 17,5 36,0 - -

Рост товарного импорта 16,0 22,4 - -

Курс тугрика к доллару США 1146,5 1185,3 1200 - -

1 Оценка; 2 Прогноз.

Источник. Национальное статистическое бюро, Азиатский банк развития; The Economist Intelligence Unit, скорректированные с данными Центробанка Монголии.

Реальные показатели роста ВВП и планируемые до 2007 г. свидетельствуют о сохранении тенденции к устойчивому росту и его корреляции с темпом роста инфляции. Например, в 2001 г. рост ВВП составлял 1%, а рост инфляции 8,3%, в 2002 г. соответственно 3,9 и 1,6%, в 2003 г. - 5,5 и 4,7%. В 2004 г. высокий темп роста ВВП (10,6%) сопровождался более чем двукратным ростом инфляции - до 11% по сравнению с 2003 г. Это оказало негативное влияние на внутренний спрос как один из главных факторов устойчивого развития Монголии и было вызвано ростом цен на бензин и на продовольствие на внутреннем рынке.

Центробанк регулировал денежное обращение, увеличив оборот денег М2 в 2004 г. почти в два раза по сравнению с 1999 г. Этот факт наряду с увеличением процентных ставок позволил удержать контроль над ростом инфляции в 2005 г.

Таблица 2

1 Данные Центробанка Монголии. В конце 90-х гг. - начале ХХ1 в. происходило сниже-

ние роста ВВП на -3,2% в 1999 г., -1,1% в 2000 г. и -1,0% в 2001 г. Это отчасти объясняется также влиянием природного фактора и неустойчивой конъюнктурой мировых цен на основные товары монгольского экспорта.

Показатели результатов денежно-кредитной политики Центробанка в 1999-2004 гг., %

1999 2000 2001 2002 2003 2004

Loan/GDP 8,4 6,6 12,9 18,7 32,5 33,6

Deposit/GDP 11,4 12,6 15,7 22,8 36,0 38,9

M2/GDP 23,8 25,4 29,7 37,9 51,6 46,8

NPL/Loans 37,2 23,5 8,0 7,2 8,3 3,6

Источник: Уточненные данные Центробанка Монголии по состоянию на 1ое полугодие 2006 г.

Данные табл. 2 показывают существенное оздоровление финансового сектора Монголии. Доля кредитов в ВВП возросла с 8,4% до 33,6%, банковских депозитов с 11,4 до 38,9%. Оборот денег М2 к ВВП возрос с 23,8% в 1999 г. до 46,8% в 2004 г.

Происходило снижение уровня дефицита государственного бюджета к ВВП, хотя оно было неравномерным в начале XXI в.: - 4% в 2001 г., - 5,6% в 2002 г., - 5,6% в 2003 г., - 1,3% в 2004 г. В 2005 г., по данным Центробанка Монголии, впервые был достигнут профицит госбюджета (+1% ВВП), что свидетельствует о положительной экономической динамике в целом.

Несмотря на финансовое оздоровление, к отрицательным моментам относится неразвитый рынок капитала. Страховой бизнес, лизинговые операции не играют заметной роли в экономике, доступ частного бизнеса к капиталу остается весьма ограниченным. Фондовая биржа недостаточно развита. Развитие фондового рынка (в классическом его понимании) в Монголии так и не получило должного уровня, не проводилась конкретная политика по развитию фондовой биржи, плохо обеспечивалась правовая основа ее деятельности, не готовились специализированные кадры 1. В результате фондовый рынок в стране переживает упадок. Например, в 1997 г. на бирже ежедневно совершались сделки на 48 млн. тугриков, а в 2004 г. эта цифра снизилась до 2 млн. тугриков. Проблема не только в том, что ранее выпущенные акции «уже поделены», но и в том, что создаваемые предприятия из-за «невыгодных» за-

1 С момента выпуска первых акций в Монголии 52% населения страны, то есть 1,2 млн. граждан, стали акционерами. Все эти годы главной площадкой для операций с ценными бумагами была Монгольская фондовая биржа (МФБ), через которую и начиналось распределение акций тогда еще государственных организаций. Делалось это по так называемой ваучерной схеме.

С 1995 г. после открытия вторичного фондового рынка граждане получили возможность бесплатно полученные акции продавать или, напротив, скупать и становиться полноправными хозяевами предприятий. С 1995 по 2000 гг. на бирже было продано и куплено акций на сумму 34,2 млрд. тугриков (около 35 млн. долл. по курсу тех лет). В результате появились крупные собственники, а мелкие ушли со сцены. Сейчас 73,5% акций приватизированных компаний принадлежат 1,3% граждан.

конов стремятся становиться не акционерными обществами, а обществами с ограниченной ответственностью.

По мере падения активности на рынке ценных бумаг стало уменьшаться число брокеров и дилеров, от 42 брокерских компаний, действовавших в 1999 г., осталось 25. За последние 2-3 года они смогли заработать лишь на операциях с правительственными бондами.

На макроэкономическую стабильность оказывает влияние политический фактор, поскольку правительственный кризис в начале 2006 г. внес неопределенность в процессе реализации ранее утвержденной МНРП экономической программы правительства на ближайшие годы.1 Однако эксперты полагают, что поддержка переходных процессов в рамках коалиции в целом сохранится.

Центральный банк намерен контролировать денежную массу с тем, чтобы удерживать инфляцию на уровне не более 5% и обеспечивать стабильность валютного курса тугрика. Смягчение инфляционного давления высоких цен на нефть в Монголии, как считают эксперты, может произойти в связи с заключением соглашения о поставках нефти из Казахстана, которое заменяет соглашение Монголии с российским Юкосом.

Сохранялась положительная динамика в развитии внешнеторговых отношений Монголии с зарубежными партнерами.

Таблица 3

Динамика экспорта-импорта Монголии, млн. долл. США

2001 2002 2003 2004

Экспорт (ФОБ) 459,9 523,9 627,3 853,3

Импорт (СИФ) 610,3 752,8 826,9 1011,6

Источник: Данные таможенной статистики.

В экспорте Монголии решающие позиции занимали 6 внешнеэкономических партнеров: Китай - 46,8%, Россия - 18,0%, США - 15,8%, Англия - 3,8%, Япония - 2,4%, Сингапур - 2,3%. На долю остальных стран приходилось 10% монгольского экспорта.

1 Утвержденная правительством экономическая программа МНРП, до 2010 г. предусматривала поддержание темпов роста ВВП на уровне не менее 6% в год, осуществление структурных реформ на основе поддержки развития частного сектора, доля которого в экономике возросла до 85% . Предполагалось увеличение иностранных инвестиций и экспорта, удержание инфляции в пределах 5%, дефицита бюджета на уровне -3-3,5% ВВП, а также поддержание валютных резервов в размере 17-недельного импорта. Намечалось облегчение доступа к кредитам для малых и средних предприятий, особенно в аграрном секторе, а также снижение процентных ставок.

В импорте лидировали пять стран: Россия - 33,5%, КНР - 16,9%, Япония - 7,3%, РК - 6,0%, Германия - 3,3%. На прочие страны в 2004 г. приходилось 33,0% монгольского импорта.1

Внешнеторговый дефицит в 2004 г. сократился до 10,4% ВВП в сравнении с 15,7% годом ранее, платежный баланс был сведен с положительным сальдо в 42,5 млн. долл. США, прежде всего в результате поступлений инвалюты в счет экономической помощи и переводов монгольских эмигрантов из-за границы. К показателям здоровой тенденции относятся снижение внешнеторгового дефицита и положительное сальдо платежного баланса.

Таким образом, краткий анализ состояния макроэкономики Монголии в начале XXI в. позволяет сделать вывод о том, что очевидный экономический рост сильно зависит от мировых цен на основные экспортируемые монгольские товары (прежде всего медь и золото) и от влияния погодных условий на скотоводство, вследствие чего он подвержен колебаниям. ВВП в расчете на душу населения остается ниже уровня допереходного периода конца 80-х гг., и поэтому возможность крутого подъема требует кратного увеличения прежде всего иностранной помощи. Сдерживающим фактором развития экономики страны остается низкий жизненный уровень населения, влияющий на потребительский спрос.

Итак, поддержание устойчивого развития экономики Монголии зависит в первую очередь от притока в страну иностранных инвестиций, роста экспорта при сохранении устойчивости курса национальной валюты.

Иностранные инвесторы за весь период развития демократической Монголии вложили в экономическую модернизацию крупные средства: по линии СП (по данным на 2003 г.) более 700 млн. долл., 42,7% из которых приходятся на Китай, 10,8% на РК, 7,3% на Японию, 5,4% на США. Хотя Россия не создавала какие-либо новые крупные производственные мощности, промышленно-транспортный потенциал со времен советского присутствия в Монголии все еще остается внушительным. Несколько крупных российско-монгольских СП обеспечивают 60% экспорта Монголии и 40% производства ВВП, включая горнодобывающий комбинат «Эрденет», СП «Монголросцветмет», АО «Улан-Баторскую железную дорогу». Монгольскую экономику развивают и модернизируют не только прямые зарубежные инвестиции, но и иностранная экономическая помощь, поступающая по линии ОДА (Официальной помощи развитию) в сумме 1,2 млрд. долл. США. Эта помощь равна среднегодовому уровню ВВП, из источников иностранной экономической помощи 60% кредитов и грантов приходится на долю Японии, занимающей решающие позиции в АзБР.

1 Данные Центробанка Монголии, Улан-Батор, май 2006.

Экономический рост в немалой степени опирается на аграрный сектор, производство в котором в 2004 г. возросло на 18,9%, и экспортную экспансию на внешние рынки продукции горнодобывающей промышленности, поддерживаемую высокими мировыми ценами.

Из нерешенных в годы трансформации остается проблема преодоления бедности, а на возможность сохранения устойчивого развития отрицательное влияние оказывает низкий жизненный уровень населения. По данным МВФ, почти 40% из 2,7 млн. населения все еще проживают за чертой бедности. Наиболее неблагоприятным остается западный регион, где уровень бедности достигает 50%, охватывая примерно 215 тыс. человек. Наметившаяся концентрация монгольского населения в столице, где проживает 1 млн. человек, не подкреплена политикой его социальной защищенности. В Улан-Баторе почти 55% жителей не могут купить минимум необходимого продовольствия и других товаров. Для этих слоев населения, к которым в первую очередь относятся пастухи, мигранты, пожилые люди и нетрудоспособные, практически отсутствует равный доступ к образованию и здравоохранению. Это, в свою очередь, приводит к дальнейшему росту безработицы. Система социального страхования не в состоянии обеспечить достойный уровень жизни. К числу факторов сохранения бедности вне городского проживания относятся суровые природные условия, географическая и культурная изолированность жителей от цивилизации, их ограниченный доступ к финансовым ресурсам, острая нехватка транспортных средств. Четвертая часть всего бедного населения не имеет доступа к таким необходимым условиям жизни, как водоснабжение, канализация и электричество.

Одним из главных факторов, ставших проблемой социальноэкономического развития и причиной межпартийных разногласий, является коррупция, ограничивающая равный доступ населения к результатам экономического роста.

В целом правильный курс государственной стратегии постсоциали-стического развития пока не получил адекватной практической реализации, что свидетельствует о наличии ошибок и недоработок, связанных с тактикой ускоренного перехода от старого общества к новому и игнорированием влияния годами формировавшегося особого монгольского менталитета как страны кочевников.

Тем не менее в мире Монголия пользуется репутацией страны наиболее быстро продвинувшейся по пути политической реформы на постсоветском пространстве. За короткий срок она перешла от централизованной плановой системы к ориентированной на рынок экономике. Были созданы новые механизмы парламентской демократии, сфор-

мированы законодательные и регулирующие правовые условия для развития частного сектора и приватизации.

Экономическое развитие сопровождается структурными изменениями, наиболее существенным из которых является возрастание объема промышленности и сферы услуг, тогда как доля сельского хозяйства в формировании ВВП в последние годы существенно сократилась.

Таблица 4

Отраслевая структура ВВП, %

2001 2002 2003 2004

Промышленность 20,3 20,2 22,3 25,6

Сельское хозяйство 24,9 20,7 20,1 21,3

Строительство 2 2,3 3,1 2,6

Транспорт, связь 13 14,7 13,9 12,7

Торговля 26,7 27,7 26,5 24,6

Услуги и прочие 13,4 14,3 14,2 13,2

Источник: Данные монгольской статистики и Центробанка Монголии за соответствующие годы.

Структурная перестройка, связанная с развитием промышленности, вызвала массовый отток населения из сельских районов в города, прежде всего в Улан-Батор, и служит источником структурной безработицы. Внутренние мигранты не могут найти работу в городе, не располагают соответствующей квалификацией и доступом к финансовым ресурсам для начала собственного малого бизнеса. Для развития современной промышленности требуются специалисты, располагающие соответствующими управленческими, профессиональными и техническими знаниями.

Исходя из стратегических ориентиров МНРП, экономика Монголии на ближайшую перспективу будет представлена в первую очередь агропромышленным сектором, горнодобывающими отраслями (добычей меди, золота, угля, небольшими месторождениями молибдена, залежами фосфатов, разведкой урановых руд). Последние представляют сегодня наибольший интерес для иностранных инвесторов, тем более, что на территории Монголии имеется более 6000 месторождений полезных ископаемых, колоссальные запасы коксующегося угля.

Фактором стабильного и устойчивого развития должно стать технологическое обновление традиционных отраслей экспортной ориентации, поскольку по запасам минерального сырья и в силу высоких мировых цен Монголия может, безусловно, остаться в числе мировых лидеров. По запасам угля, урана, плавикового шпата, меди Монголия занимает одно из первых мест в мире.

Достижение указанных стратегических целей возможно при условии дальнейшего наращивания инвестиционного капитала и создания благоприятного инвестиционного климата для иностранных инвесторов, проявляющих повышенный интерес к участию в эксплуатации природных ресурсов Монголии.

Сохранится сложившаяся эффективная структура экспорта, в которой важные позиции принадлежат минеральному сырью (меди, золоту, молибдену), шерсти, кашемиру и текстильным изделиям, на которые приходится более 80% стоимости экспорта. Может активно развиваться экспорт экологически чистой продукции животноводства (номадное животноводство, отличающееся от интенсивного высочайшим качеством продукции).

Важным направлением развития монгольской экономики и улучшения ее конкурентных позиций в мировой экономике и мировой торговле является расширение производства товаров с более высокой добавленной стоимостью, например, в текстильной и швейной промышленности.

Динамизация экспорта может быть связана с организацией 4-5 свободных экономических зон. Важнейшей стратегической задачей развития экономики является преодоление транспортной изоляции страны, создание новых транспортных транзитных коридоров с выходом к дорожным сетям Российской Федерации и Китая, морским портам, в рамках участия в Программе развития транспортной региональной интеграции, разработанной организацией Центрально-Азиатского Регионального Экономического Сотрудничества. Наиболее актуальными проектами для Монголии в этой области являются проекты транспортной инфраструктуры по дорожным картам Алтан Булаг - Улаанбаатар, Дархан-Эрденет. Положено начало строительству аналогичной магистрали от Улан-Батора до южной границы с Китаем.

Безусловно, стратегия развития Монголии должна иметь сильный и взвешенный социальный компонент, особенно в плане решения проблемы внутренней и внешней миграции. С учетом миграции сельского населения в города требует скорейшего решения задача развития жилищного строительства и городского хозяйства в целом, создания городских систем водоснабжения и канализации, обеспечения для подавляющей части населения доступа к чистой питьевой воде.

Частично Монголия решает эту проблему за счет реализации программ строительства водных каналов. Расчеты показали, что по окончании строительства всех водных каналов протяженностью 1,3 тыс. км в 2050 г. по ним на север можно будет доставлять до 48 млрд. кубометров пресной воды ежегодно. Одновременно появились альтернативные

предложения по поставкам «живительной влаги» на север. В пустыне Алашань найдены крупные запасы пресной воды, она находится довольно неглубоко - в отдельных местах лишь в 20 см от поверхности. Специалисты считают, что ежегодно из-под земли здесь можно выкачивать до 500 млн. кубометров воды, что в какой-то мере сгладит дефицит водных ресурсов.

Монголии в первых десятилетиях XXI в. предстоит сделать рывок в современный постиндустриальный мир. Несмотря на грандиозность этих задач, примеры успешных экономических прорывов в современном мире не уникальны. Это, прежде всего, Сингапур, Южная Корея, Малайзия, Китай, Индия, Кувейт, ОАЭ, Австралия и Новая Зеландия, Чили, Панама, Монако, Гибралтар. Причины успехов этих стран различны, различаются также стартовые условия развития, однако их опыт говорит о том, что экономический прогресс в сжатые сроки вполне реально достижим.

Монголия - самобытная страна, не похожая по своим естественноприродным, демографическим, экономическим и историческим условиям ни на одно государство мира. Обладая огромной территорией в 1.565 млн. кв. км., Монголия имеет численность населения 2,7 млн. человек, среди которых 1 млн. проживает в столице Улан-Баторе, а 1/3 населения - в разбросанных, необустроенных районах, лишенных современных средств транспорта и коммуникаций. Обладая огромными малоизученными ресурсами, страна остается бедной и отсталой. В связи с этим главной целью стратегии на перспективу в 15 лет (до 2020 г.) должна стать ликвидация бедности, модернизация экономики и создание новых источников доходов, которые позволят выйти на уровень стран с так называемым низким средним уровнем доходов (от 760 до 3030 долл. ВВП на душу населения). Реальная задача для Монголии заключается в увеличении производства ВВП к 2020 г. в номинальном выражении как минимум в 4 раза, до 4 млрд. долл. США, и в выходе на современный уровень экономического развития таких стран, как Алжир, Болгария, Иран, Македония, Румыния, Перу, Сербия и Черногория, в создании современной технологической базы и модернизированной отраслевой структуры для последующего динамичного развития в долгосрочной перспективе.

Достижение этой цели возможно на основе решения следующих задач:

1. Более эффективное использование природных ресурсов - полезных ископаемых, энергоресурсов, сельскохозяйственных угодий и ресурсов животноводства, рекреационного потенциала; организация перерабатывающих производств с более высокой добавленной стоимо-

стью, использование преимуществ географического транзитного положения территории между РФ и КНР за счет привлечения крупных инвестиций.

2. Обеспечение энергетической безопасности Монголии на долгосрочную перспективу и превращение её в экспортера за счет освоения и использования угольных месторождений, водных ресурсов, нетрадиционных видов энергии (ветровой, солнечной, биоэнергии, водородной), развитие наноэнергетики, увеличение добычи урановой руды, ее обогащение в одной из ядерных стран (России или Китае) и сооружение АЭС.

3. Проведение последовательной инновационной политики, направленной на внедрение и разработку инновационных технологий для специфических условий производства и различных отраслей монгольской экономики.

4. Расширение СЭЗ и технопарков - очагов развития отраслей новой экономики.

5. Кардинальная реформа существующей институциональной среды в целях всемерной либерализации хозяйственной деятельности, развитие наряду с крупным малого и среднего бизнеса, создание льготных условий для иностранных инвесторов, в том числе путем организации оффшорной финансовой зоны «Чингиз», совершенствование управления СЭЗ и технопарков с льготным налоговым и таможенным режимами. Создание правовой базы для того, чтобы Монголия могла стать одной из самых благоприятных экономических юрисдикций в мировой и региональной экономике.

6. Продолжение прогрессивных преобразований монгольского общества, проведение активной демографической, образовательной и иммиграционной политики, которая позволит поднять уровень и качество жизни и обеспечить экономику в необходимой мере квалифицированными кадрами мирового уровня.

7. Активное сотрудничество с ведущими странами мира (Китай, Россия, ЕС, РК, Япония, США) и международными организациями. Вступление в региональные азиатские объединения, набирающие политический и экономический вес: АСЕАН-16, ШОС.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.