Валерий РАТНИКОВ
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ БОРЬБЫ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С КОНТРАБАНДОЙ НАРКОТИКОВ
В статье оценивается современное состояние борьбы с контрабандой наркотиков силами органов безопасности и правоохранительных органов. Автором рассмотрена статистика органов государственной власти, отвечающих за борьбу с контрабандой наркотиков, а также предложены направления совершенствования в данной сфере.
The current state of fight of forces of security service and law enforcement agencies against drug contraband is estimated. The author consideres statistics of the public authorities which are responsible for fight against drug contraband; also directions of improvement in this sphere are offered.
Ключевые слова:
контрабанда, наркотики, таможенные органы, органы федеральной службы безопасности, национальная безопасность; contraband, drugs, customs authorities, bodies of federal security service, national security.
В Российской Федерации борьба с контрабандой наркотиков является одной из главных задач обеспечения национальной безопасности. Принято большое число нормативных право -вых актов, в т.ч. федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах»1, федеральная целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркоти -ками и их незаконному обороту»2 и др.
По данным Федеральной службы по контролю за оборотом нар -котиков в первом полугодии 2012 г. число наркоманов в России достигло 8,5 млн чел. при том, что в 2010 г. их число составляло меньше 5 млн. Из оборота изъято более 85 т наркотических веществ, а к уголовной ответственности по данному направлению привле -чено 88 тыс. чел.3 При этом число официально зарегистрирован -ных потребителей наркотиков по состоянию на 1 января 2012 г., согласно официальным данным, составило 655 005 чел., или 457,86 на 100 тыс. населения. Диагноз «наркомания» поставлен 445 723 лицам (311,57 на 100 тыс. населения)4.
Основой борьбы с незаконным приобретением, хранением, пере возкой, изготовлением, переработкой, контрабандой наркотиче ских средств, психотропных веществ или их аналогов стала деятель -ность органов безопасности и правоохранительных органов.
В Уголовном кодексе РФ5 данные преступные деяния предусмо -трены гл. 25 (преступления против здоровья населения и обще -ственной нравственности), ст. 228—234. В соответствии с Уголовно -
1 Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веще ствах» от 08.01.1998 № З- ФЗ // СЗ РФ, 1998, № 2, ст. 219.
2 Коваленко Б.В. Стенограмма открытых парламентских слушаний Комитета по безопасности «Незаконный оборот наркотиков — угроза национальной безопасности и целостности России». Москва, октябрь 2008 г.
3 Количество наркоманов в России превысило восемь миллионов // http:// www.utro.ru/news/2012/10/25/1079894.shtml (дата обращения 11.10.2012).
4 Информационно аналитическая справка о наркоситуации в Российской Федерации и результатах борьбы с незаконным оборотом наркотиков за январь-март 2012 года // Официальный сайт ФСКН России; http://fskn.gov.ru/pages/ main/prevent/3939/4052/index.shtml (дата обращения 17.01.2013).
5 УК РФ, федеральный закон РФ от 13.06.1996 № 63 - ФЗ // СЗ РФ, 17.06.1996, № 25, ст. 2954.
РАТНИКОВ Валерий Валерьевич — адъюнкт Военного университета Министерства обороны РФ
процессуальным кодексом РФ1 подслед -ственность по данным статьям принадле -жит:
1) ст. 229.1 — следователям органов феде -ральной службы безопасности;
2) ч. 2 ст. 228 — следователям органов внутренних дел РФ;
3) ч. 2 ст. 228, ст. 228.1, 229, 229.1, ч. 2 и 3 ст. 230, ч. 2 ст. 231, ч. 2 и 3 ст. 232, ч. 2 и
3 ст. 234 — следователями органов по кон -тролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Противодействие контрабанде наркоти -ческих средств и психотропных веществ, посредством оперативно -разыскной дея -тельности, осуществляют следующие органы.
1. Федеральная таможенная служба, которая является уполномоченным феде ральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с зако нодательством РФ специальные функции по борьбе с контрабандой, иными престу плениями и административными право нарушениями в области незаконного обо -рота наркотических средств2.
2. Органы федеральной службы безопас -ности, которые осуществляют оперативно -розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскры тию незаконного оборота оружия и нарко тических средств, а также их контрабанды. В структуре ФСБ России существуют 2 подразделения, которые занимаются борьбой с данными преступлениями:
а) пограничные органы, осуществляю щие контроль за действующими пунктами и маршрутами контрабанды и транзита наркотиков, пресечение этой преступной деятельности, задержание наркокурье -ров, перекрытие наркоопасных участков границ, контактирование с зарубежными коллегами, а также участие в мероприя -тиях, проводящихся в рамках контроли руемых поставок и других антинаркоти ческих акциях в приграничных районах, в т.ч. с целью сокращения незаконных посе -вов наркотикосодержащих растений3;
б) Служба экономической безопасно
1 УПК РФ от 18.12.2001 № 174- ФЗ, федеральный закон РФ от 18.12.2001 № 177- ФЗ // СЗ РФ, 24.12.2001, № 52 (ч. I), ст. 4921.
2 Кузьмин В.А., Китрова Е.В. Комментарий к Федеральному закону от 08.01.1998 № 3 - ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (постатейный). — 2 - е изд. // СПС КонсультантПлюс, 2009.
3 Там же.
сти ФСБ России, деятельность которой направлена в т.ч. на борьбу с контрабан -дой, организованной преступностью и незаконным оборотом наркотиков (Управление по борьбе с контрабандой, организованной преступностью и неза конным оборотом наркотиков)4.
3. Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом нар -котиков (далее — ФСКН). Существует указ президента РФ5, который регламентирует осуществление оперативно разыскной деятельности данного органа (п. 7, ст. 8).
За 1-е полугодие посредством оперативно разыскной деятельности выявлено и пресечено 60 036 преступле -ний, связанных с незаконным оборотом и контрабандой наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров или аналогов6. В 2012 г. правоохра -нительными органами РФ расследовано
4 104 наркопреступления, совершенные в организованных формах; 83,4% из них расследованы органами наркоконтроля (3 423) и 14,1% — органами внутренних дел (577)7.
Если говорить конкретно о контрабанде наркотических веществ, то в 2010 г. по результатам оперативно розыскной дея тельности было возбуждено 3 287 уголов ных дел. По фактам контрабанды, совер -шенной группой лиц, — 234 уголовных дела. Выявлено незаконно перемещенных товаров и транспортных средств на сумму 10,9 млрд руб., неуплаченных таможен -ных платежей — на сумму 487,4 млн руб., не возвращенных из за границы средств в иностранной валюте — на сумму 116,3 млрд руб.8 В 2011 г. возбуждено свыше 3,9 тыс. уголовных дел, что на 12,3% больше, чем за аналогичный период 2010 г. Стоимость
4 Петров М.И. Комментарий к федеральному закону «О Федеральной службе безопасности» (постатейный). — М. : Деловой двор, 2011, с. 12.
5 Указ Президента РФ от 28 июля 2004 № 976 «Вопросы Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков» // СЗ РФ, 2004, № 31, ст. 3234.
6 Основные показатели, характеризующие результаты деятельности ФСКН России в первом полугодии 2012 г. // Официальный сайт ФСКН России; http://fskn.gov.ru/pages/main/ ргеуеМ/3939/4052/і^ех^Мт1 (дата обращения
17.01.2013).
7 Там же.
8 Федеральная таможенная служба в 2010 году: цифры и факты // http://www.tks.ru/ news/nearby/2011/0l/12/0007 (дата обращения
17.01.2013).
товаров и транспортных средств, неза конно перемещенных через таможенную границу, составила 16,4 млрд руб. (за ана -логичный период предыдущего года — 8,4 млрд руб.), сумма неуплаченных таможен ных платежей — 611,4 млн руб. (за анало -гичный период предыдущего года — 450,5 млн руб.). Выявлено не возвращенных из - за границы средств в иностранной валюте на общую сумму 82,5 млрд руб. (за аналогич -ный период предыдущего года — 75,3 млрд руб.)1. В 2012 г. возбуждено 573 уголовных дела. Их доля от общего числа возбужден -ных уголовных дел составила 69%. Из неза -конного оборота изъято более 69 кг нарко -тических средств и психотропных веществ, более 99 кг сильнодействующих веществ2.
Стоит отметить, что все перечисленные органы государственной власти осущест -вляют взаимодействие, в т.ч. с правоохра -нительными органами и спецслужбами государств — членов Таможенного союза3.
Кроме того, существует ряд направле -ний, которые, по мнению автора, необхо -димо совершенствовать в первую очередь.
1. Правовое регулирование борьбы с контрабандой наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов.
В данную группу целесообразно отнести устранение пробелов законодательства, правовые основы взаимодействия орга нов безопасности и правоохранительных органов, приведение норм различных отраслей права в соответствие друг другу. Например, это может касаться разработки совместного ведомственного приказа, регламентирующего специфику право вого регулирования указанной деятель ности применительно к государственной границе и приграничной территории. В данном приказе должны найти отражение конкретные задачи и условия, в которых они решаются оперативным подразделе нием пограничных органов, таможенных
1 ФТС России в 2011 г.: цифры и факты // http://www.customs.гu/mdex.php?optюn=com_ content&view=aгticle&id=15458:%20%20%20 2011%20%20%20%20&саШ=40:2011-01- 24-15-02-45&Itemid=2094&Itemid=1990 (дата обращения 11.10.2012).
2 Итоги правоохранительной деятельности таможенных органов в I полугодии 2012 г. // http://www.customs.гu/index.php?option=com_ content&view=aгticle&id=16200:%20i%202012%20 &catid=40:2011-01-24-15-02-45&Itemid=2055 (дата обращения 17.01.2013).
3 Александров Р.А. Взаимосвязь наркобизнеса и национальной безопасности России // Российский следователь, 2006, № 2, с. 55—57.
органов, органов ФСКН России. Данный документ должен урегулировать, пре -жде всего, организационно правовые и организационно тактические аспекты борьбы с контрабандой наркотиков, при этом внесение положений, затрагивающих гарантированные нормативными право выми актами высшей юридической силы права и свободы человека, недопустимо.
2. Организационная деятельность.
Сюда можно отнести создание и даль -
нейшее проведение антинаркотической политики, деятельность различных орга нов государственной власти и специ -ально созданных комиссий, таких как Правительственная комиссия по проти водействию злоупотреблению наркоти ками и их незаконному обороту, а также организационную часть взаимодействия органов безопасности и правоохранитель ных органов по вопросам осуществления оперативно разыскной деятельности и т.п.
3. Материально -техническое обеспече -ние.
Необходимо увеличить штатную чис ленность правоохранительных органов и органов безопасности, занятых борьбой с незаконным оборотом наркотиков, а также их материально техническую осна щенность.
4. Информационное обеспечение.
Существует необходимость создания
интегрированного банка информации (единой базы) на национальном уровне обо всех лицах и организациях, в отно шении которых имеются сведения об их возможной причастности к наркобизнесу. Данная информационная система должна включать в себя необходимые данные не только Федеральной службы безопас ности, но и Министерства внутренних дел, Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиком, Министерства здравоохранения и социального развития, Министерства юстиции, Федеральной службы по финансовому мониторингу и других заинтересованных министерств и ведомств.
Таким образом, хотелось бы отметить важность знания причин и условий, спо собствующих контрабанде наркотических средств через государственную границу, направлений и конкретных маршрутов, обеспечивающих незаконный оборот нар котиков, а также взаимодействия соот ветствующих органов государственной власти.