Научная статья на тему 'Современное состояние аграрного рынка Республики Дагестан'

Современное состояние аграрного рынка Республики Дагестан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
152
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современное состояние аграрного рынка Республики Дагестан»

Современное состояние аграрного рынка Республики Дагестан

Юнусова П.С.

Продовольственный рынок состоит из двух тесно переплетающихся между собой рынков: рынка сельскохозяйственных продуктов, или аграрного рынка и рынка собственно продовольствия, получаемого в результате переработки сельскохозяйственного сырья.

Аграрный рынок в последние годы характеризуется постоянным снижением предложения сельскохозяйственных товаров, что связано с резким падением платежеспособного спроса населения из-за снижения реальных доходов. Это в свою очередь связано со значительным опережением роста потребительских цен над повышением номинальных денежных доходов, что привело к снижению покупательной способности доходов населения, и особенно заработной платы.

На величину реальных доходов населения серьезное влияние оказывает рост цен на продовольствие. На потребительском рынке Республики Дагестан за период с 1995 по 2005 гг. цены на продукты выросли в среднем почти в 6 раз (Табл. 1).

Таблица 1

Динамика средних потребительских цен на отдельные виды

Наименование продукта 1995 1998 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2005/ 1995

Хлеб и хлебопродукты 2,52 3,26 7,73 8,20 8,22 11,23 12,97 12,89 5,1 раз

Мясо и мясопродукты 8,85 23,17 40,51 63,0 65,39 64,82 77,72 104,48 11,8 раз

Молоко цельное, за литр 2,76 6,46 8,97 10,65 11,81 13,91 16,49 15,74 5,7 раз

Овощи 2,14 4,70 3,7 5,39 10,7 8,83 8,31 10,94 5,1 раз

Картофель 2,16 4,23 5,26 6,58 10,36 7,81 8,02 9,33 4,3 раз

Яйца, за десяток 5,83 14,83 16,68 20,05 20,37 22,36 28,89 24,70 4,2 раз

Сахар - песок 4,41 13,03 14,40 13,81 17,86 17,95 19,15 19,41 4,4 раз

Темпы роста потребительских цен на отдельные виды продовольственных товаров за анализируемый период в Республике Дагестан выше, чем темпы роста покупательной способности среднедушевых доходов населения (6:5).

Говоря о среднедушевых доходах населения, нужно помнить о дифференциации доходов населения и необходимости снижения де-цильного коэффициента до уровня развитых стран (8:1). В Республике Дагестан разрыв в доходах между децильными группами с наименьшими и наибольшими доходами составил в 2005 г. 12,2 раз (в РФ - 14,8 раз).

Дифференциация населения по уровню доходов за последние годы радикальных экономических реформ в Республике Дагестан заметно возросла. Если в 1995 г. на долю группы населения с наименьшими доходами в республике приходилось 8,7% всех доходов, а на 20% населения с наибольшими доходами - 36,9% , то в 2005 г. эти цифры выглядели соответственно, как 6,1 % и 44,3%.

Коэффициент Джини за это время повысился с 0,282 до 0,378, а коэффициент фондов увеличился с 6,3 до 12,2. Хотя степень дифференциации доходов населения Республики Дагестан ниже, чем в среднем по Российской Федерации, все же это достаточно высокий уровень, близкий к показателям слаборазвитых стран и намного выше, чем в странах Восточной и Западной Европы.

Рост дифференциации денежных доходов населения непосредственным образом отразился на уровне и качестве потребления продуктов питания в домашних хозяйствах различных социально-экономических групп. В низкодоходных домашних хозяйствах расходы на покупку продуктов питания составляли 73% всех расходов на покупку товаров, в высокодоходных - 31%.

На продовольственном рынке существенное место заняли импортные товары, которые длительное время были дешевле отечественных, благодаря обильному субсидированию экспорта зарубежных товаропроизводителей правительствами этих стран.

Для выявления состояния конъюнктуры на аграрном рынке необходимо провести анализ состояния производства сельскохозяйственных продуктов, спроса и потребления, международной торговли и цен на аграрные товары.

В девяностые годы вплоть до 2001 г. происходит непрерывный спад сельскохозяйственного производства, причем снижается производство как животноводческой, так и растениеводческой продукции. В наибольшей мере спад поразил мясное скотоводство: производство мяса снизилось с 125,8 тыс. тонн в живом весе в 1990 г. до 109,6 тыс. тонн в 2000 г. Производство молока с 358,3 тыс. тонн до 278,8 тыс. тонн соответственно.

В хозяйствах населения хотя и был рост производства продуктов в основном за счет выращивания населением продукции на ого-родно-дачных участках для самообеспечения, но он не мог предотвратить общего спада.

Тенденция падения производства прослеживается практически по всем сельскохозяйственным культурам, за исключением картофеля и овощей, т.е. тех культур, в производстве которых была доминирующая, а теперь стала еще выше роль хозяйств населения.

Состояние отдельных продуктовых рынков сложилась следующим образом.

Зерно, хлеб и хлебопродукты, крупы. В связи со снижением жизненного уровня населения спрос на хлеб и хлебопродукты в 1990 г. сначала возрос до 148 кг на душу населения, а затем стабилизировался на уровне 123 кг в 2005 г.

При этом надо иметь в виду, что до 1990 г. в душевом потреблении хлеба сидит и существенная доля скармливаемого скоту и птице в связи с очень низкими ценами на него. В начале 90-х потребление хлеба значительно возросло в связи с падением потребления мяса и молока в силу резкого снижения платежеспособного спроса населения. С ростом цен на хлеб и хлебобулочные изделия в последние годы их потребление стабилизировалось, причем, это уже чисто продовольственное потребление, т.к. цены и доходы теперь не позволяют скармливать хлеб скоту и птице.

Спрос на кормовое зерно предъявляют практически только сельхозпредприятия и комбикормовые заводы. Ресурсы кормового зерна в 90-е годы сократились более чем на треть. Это обусловлено и ростом цен, особенно на комбикорма, и отсутствием платежеспособного спроса (58 % хозяйств убыточны), и резким сокращением поголовья свиней - основных потребителей фуражного зерна. Так с 1990 г. по 2005 г. во всех категориях хозяйств поголовье свиней сократилось в 14 раз.

1 Статистический ежегодник «Дагестан - 2002 г. Часть II. - Махачкала, 2003 г.- С.358-359; Социально-экономическое положение Республики Дагестан за январь-декабрь 2006 г. Ком. Госстат. РД. - Махачкала. 2007. - С. 88-89.

Происходит сокращение и оборота семенного зерна. Общие объемы уменьшаются в связи с сокращением посевных площадей под зерновыми и кормовыми культурами. Так в 2005 г. посевные площади зерновых к 1990г. сократились на почти на 28 %, в том числе под кормовыми зерновыми культурами - на 39,3 %1.

Картофель. С 90-х годов постоянно растет потребление картофеля, который становится главным продовольственным продуктом. Если в 1990 г. на душу населения потреблялось 39 кг картофеля, то к 2005 г. оно достигло 85 кг. Росло и производство картофеля. Оно увеличилось с 79,6 тыс. тонн в 1990 г. до 349,9 тыс. тонн в 2005 г. Однако торговый оборот картофеля не возрос, т.к. производство его в общественном секторе резко сократилось и население в основном перешло на самообеспечение. За период 1990 по 2005 гг. посевные площади картофеля во всех категориях хозяйств возросли с 9.5 тыс. га до 23,6 тыс. га, т.е. в 2,5 раза2. Доля личных подсобных хозяйств в посевах и производстве картофеля составила 92,5 %.

Цены на картофель выросли с 90-х годов в 15-20 раз. В перспективе спрос на картофель будет оставаться стабильно высоким, т.к. это главный продукт для основной массы обнищавшего населения.

Овощи и бахчевые. Производство овощей возросло почти в 3,5 раза. Изменилась его социальная структура: уменьшилась доля общественного производства, а доля личных подсобных хозяйств, как и по картофелю, существенно возросла и составила 90 %. Теперь основная масса овощей производится в личном секторе и поступает в потребление через самообеспечение, минуя торговлю.

Импортной зависимости по овощам нет. Уровень потребления достаточно высок - 205 кг на душу населения в год. Уровень самообеспеченности в соответствии с пороговыми значениями составил 2,8 раза.

Скот, птица, мясо и мясопродукты. Производство и потребление мяса растет. В 2005 г. мяса (в живом весе) произведено на 27,4 тыс. тонн больше чем в 1990 г., а фактически потреблено на 6,1 тыс. тонн больше. При рекомендуемой норме потребления мяса 86 кг3 фактическое среднедушевое потребление снизилось с 39 кг в 1990 г. до 30 кг в 2005 г. Остается достаточно высокой импортная зависимость (12,7 тыс. тонн в убойном весе). Производство мяса птицы за анализируемый период снизилось с 10,5 до 6,8 тыс. тонн.

Рост себестоимости 1 ц привеса скота и птицы в 1990 по 2005 гг. опережал выручку за 1 ц реализованной продукции, что привело к убыточности выращивания всех видов скота и птицы в сельскохозяйственных предприятиях. Отсюда и сокращение поголовья, и падение мясной продуктивности в сельскохозяйственных предприятиях. В личных подсобных хозяйствах населения производилось 85,9 % мяса, а на долю сельскохозяйственных предприятий приходилось меньше 1 %, фермерскими хозяйствами производилось 0,06 % мяса4.

Именно из-за значительной убыточности мяса скота и птицы произошла переориентация экспорта с кормового зерна, имевшего большие размеры в 80-е годы, на массовый импорт мяса всех видов, особенно мяса птицы.

Молоко и молочные продукты. В 90-е годы резко упало потребление молока и молочных продуктов. При рациональной норме в 404 кг его среднедушевое потребление составило 273 кг в 1990 г., а в 2005 г. оно упало до 146 кг. При этом, в абсолютных объемах производство молока во всех категориях хозяйств за этот период выросло с 358,3 до 372 тыс. тонн5. Более 83 % молока производилось в личных подсобных хозяйствах республики.

Падение производства молока в сельскохозяйственных предприятиях происходило как из-за снижения поголовья коров, так и вследствие падения продуктивности. Если в 1990 г. в сельскохозяйственных предприятиях было сосредоточено 49,4 % крупного рогатого скота, то к 2005 г. -лишь 9,5 %.

Снизились закупки молока во всех категориях хозяйств (в 2005 г. было закуплено всего 65 %). Удельный вес молока и молочных продуктов, реализованных сельхозорганизациями, минуя заготорганизации, составил 73,3%.

Яйцо. Производство и потребление яиц с 90-х годов выросло. В 1990 г. в производилось 246,8 млн шт. в год, а потреблялось 271,9 млн шт. При рациональной норме 298 шт. на душу населения в год потреблялось фактически 145 шт. Несмотря на рост производства яиц до 305,4 млн шт. в год в 2005 г. потребление яиц снизилось до 125 шт. на душу населения.

Закупки яиц заготовительными организациями в 2005 г. составили 87,3 %.

Рыба и рыбопродукты. Улов рыбы и добыча морепродуктов в республике сократились с 38,2 тыс. тонн в 1990 г. до 8,8 тыс. тонн в 2005 г. Экспорт рыбы в 2005 г. составил 2378 тонн. Значительная часть рыбы, продаваемой за рубеж, потом завозится в Россию в переработанном виде по значительно более высоким ценам. Потребление населением рыбы и рыбопродуктов снизилось за это время в 2 раза.

В условиях рыночных отношений государством должно уделяться особое внимание поддержке предложения и спроса продукции продовольственного рынка для стабилизации и повышения доходов миллионов потребителей.

Система государственного регулирования предложения продукции продовольственного рынка должна быть направлена, прежде всего, на:

- обеспечение стабильных экономических и социальных условий для развития сельскохозяйственной сферы продовольственного

рынка;

- формирование федеральных и региональных продовольственных фондов;

- обеспечение населения качественными продовольственными продуктами по социально приемлемым ценам;

- защита федерального и регионального рынков от разрушения со стороны внешнего рынка;

- интеграция рыночного пространства;

- снижение негативного воздействия на окружающую среду.

Основными направлениями государственного вмешательства в продовольственный рынок для достижения этих целей являются:

- гарантии государства по беспрепятственному приобретению всей продукции продовольственного рынка, предъявленной сельскохозяйственными производителями к реализации;

- гарантии государства по оплате сдаваемой сельскохозяйственными товаропроизводителями продукции продовольственного рынка по гарантированным, заранее объявляемым ценам;

1 Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации, 2006: Стат. сб. / Росстат. - М., 2006. - С. 545, 547, 550, 553, 556.

2 Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации, 2006: Стат. сб. / Росстат. - М., 2006. - С. 545, 3547, 550, 553, 556.

3 Норма, рекомендуемая ИП АМН до 2010 г. (Маценович И. Л. Продовольственная безопасность и продовольственная политика. Санкт-Петербург, 2004. С. 129).

4 Буклет «Сельское хозяйство Дагестана». Республиканский ИКЦ при Минсельхозе РД. - Махачкала, 2007. - С. 36.

5 Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации, 2006: Стат. сб. / Росстат. - М., 2006. - С. 592, 594, 598.

- введение системы регулируемых цен на некоторые виды сырья;

- дотации на отдельные виды продукции продовольственного рынка;

- дотации при покупке отдельных видов материально-технических ресурсов, необходимых для нормального функционирования продовольственного хозяйства;

- льготное кредитование и льготное налогообложение;

- финансирование научных программ по проблемам селекции и семеноводству, совершенствованию технологий производства, переработки, хранения и рационального использования продовольственных продуктов.

Ввиду резкого усиления неравенства доходов основной массы населения спрос на продукты питания стал малоэластичен. Поэтому перерабатывающим предприятиям и торговле снижение цен невыгодно, а реальные механизмы конкуренции пока отсутствуют. Инфляционные ожидания производителей и потребителей создают благоприятную почву для роста цен.

В этих условиях необходимо перейти к государственному регулированию цен на основные виды ресурсов, топлива, энергии, а также к государственному регулированию цен на основные виды сельскохозяйственной продукции (в первую очередь на скот и птицу) и продовольственных товаров (мяса и отдельных видов мясопродуктов), к созданию конкурентной среды, то есть к политике демонополизации. Наряду с политикой демонополизации должна проводиться и особая политика поддержки спроса и предложения.

Могут быть предложены следующие варианты регулирования спроса в целом по продовольственному комплексу:

- установление предельной наценки к закупочной цене;

- установление предельного уровня рентабельности (прибыльности);

- установление предельного норматива отчислений в фонд потребления;

- налогообложение сверхприбыли и завышенных отчислений в фонд потребления;

- ограничение розничных цен;

- субсидии потребителям отдельных видов мяса и мясной продукции, а также других видов продовольствия;

- поощрение экспорта или импорта продовольствия и сырья в зависимости от конъюнктуры на продовольственном рынке.

Предлагаемый метод регулирования продовольственного рынка необходимо применять на федеральном и региональном уровнях.

Товарные интервенции позволяют поддерживать условия нормальной конкурентной среды и компенсировать недостаточную в конкретной ситуации гибкость рыночной инфраструктуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.