УДК 321.64
Демидов А.В.
кандидат политических наук старший научный сотрудник Российский научно-исследовательский институт экономики, политики и права в научно-технической сфере.
СОВРЕМЕННОЕ СОМАЛИ: ПОЛИТИКО-ЭТНИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Аннотация
Автор статьи, проработавший в Сомали не один год, рассматривает межплеменные и межклановые разногласия в этой стране, явившиеся основными предпосылками распада этого государства на несколько конфликтующих между собой государство-подобных образований.
Ключевые слова:
государство-подобные образования, племена, кланы, диктатор, кочевые скотоводы, «Великое Сомали», Фронт освобождения Западного Сомали, Фронт освобождения Сомали Або.
Demidov A. V.
PhD in Political Science Senior Research Fellow Russian Scientific and Research Institute for Economy, Politics and Law in Scientific and Technological Field
PRESENT-DAY SOMALIA: POLITICO-ETHNIC ANALYSIS Abstract
The author of the article, who has worked in Somalia for more than one year, examines intertribal and inter-clan differences in this country, which were the main prerequisites for the collapse of this state into several conflicting state-like entities.
Key words:
state-like entities, tribes, clans, dictator, nomadic pastoralists, "Great Somalia", Western Somalia Liberation Front, Somali Abo Liberation Front.
В целой Африке нету грозней сомали, Безотраднее нет их земли.
Лев Гумилев
Сомали, без всякого сомнения, является уникальной страной. Это - единственная страна в Африке, населенная за очень небольшим исключением одним народом (сомалийцы), говорящим на одном языке (сомалийский) и исповедующим одну религию (ислам суннитского толка).
Уникальности этой стране добавляет то, что в настоящее время Сомали является страной, в которой нет единого государства. Ее территория разделена на несколько государство-подобных образований, не получивших международного признания. Территория же, находящаяся под контролем правительства
«Федеративной Республики Сомали», признанного на мировом уровне, не выходит далеко за пределы столичного города Могадишо.
Линии раскола национальной территории примерно совпадают с исторически сложившимися линиями разграничения ареалов проживания племен и кланов, составляющих сомалийский народ (см. рисунки 1 и 2).
Сомалийское общество испокон века отличалось достаточно сложной социальной структурой, для которой характерны кровнородственные отношения, где основным является происхождение от единого предка. Согласно генеалогическому древу сомалийцев, ведущееся от одного из выходцев из древнего арабского племени кураш, формирует пять клановых союзов (племен) — дарод, дир, исаак, хавийя и раханвейн.
В племенах выделяются кланы:
- дарод (наиболее многочисленное племя) — кланы марехан, огаден, долбаханте, миджуртин;
- дир — кланы исса, гадабурси, биймал;
- исаак — хабр-авал, хабр-джало, гахар-джис,
- хавийе — хабр-гедир, абгал, муросад, ха-вадле,
- раханвейн — дигил, мирифле. [4]
Кланово-племенной фактор всегда играл весьма существенную роль в сомалийской политике. Сомалийцы этнически имеют кушитское происхождение, но поддерживают генеалогические традиции происхождения от различных патриархов, связанных с распространением ислама. Будучи одним народом, они подразделяются на различные племенные и клановые группировки, являющиеся важными единицами родства, играющими центральную роль в сомалийской культуре и политике. Клан представляет собой наивысший уровень родства. Они владеют земельными владениями и обычно возглавляются главой клана или султаном.
Пять основных сомалийских племен - это традиционно кочевые скотоводы дир, исаак, дарод, хавийе и оседлые земледельцы племени раханвейн. К второстепенным племенам относятся бенадири.
Страна долгое время не знала единства. В средние века на территории современного Сомали возникали незначительные султанаты, время от времени объявлявшие друг другу «джихад» (священную войну). В конце XIX века прибрежная часть страны была поделена между европейскими колониальными державами: Италией, Великобританией и Францией. Ряд племен из континентальной части Сомали признали власть эфиопского императора (см. Рисунок 1).
Объединение страны произошло в период Второй мировой войны - сначала под итальянской, затем - под британской военной оккупацией. В 1950 г. вся территория страны была передана в управление Италии на переходный период, как подопечная территория ООН. 1 июля 1960 года, была провозглашена независимость Сомалийской Республики.
После получения независимости с учетом того, что кочевые скотоводческие сомалийские племена никогда не были склонны к объединению под какой бы то ни было верховной властью, процесс формирования сомалийского централизованного государства проходил непросто. Привыкшие базировать все стороны своей жизни на вековых традициях, большинство сомалийцев, особенно в сельских районах, рассматривали государство лишь как инструмент принуждения. Серьезным негативным фактором в этом являлась незатухающая борьба за сельскохозяйственные и пастбищные земли, за политическое влияние.
Наряду с этим необходимо учитывать, что кочевой образ жизни и связанные с ним перемещения привели к тому, что ни один клан не имеет какой-то фиксированной территории проживания, сохраняя при этом устойчивую клановую идентичность.
Наиболее ярким этапом в истории единого сомалийского государства без сомнения является период с 21 октября 1969 года по январь 1991 года, когда во главе Сомали стоял военный диктатор
Мохаммед Сиад Барре. Время его правления можно охарактеризовать как достаточно противоречивое, хотя в самой стране этот период называют «золотым веком» Сомали. [Полонский]. И это вполне объяснимо - в годы правления этого диктатора сомалийское государство развивало экономику, поддерживало свое единство и сохраняло централизованное управление.
В 1974 г. Сомали заключило Договор о дружбе и сотрудничестве с СССР. Идеологией Сомалийской Демократической Республики, как стала называться страна, был провозглашен научный социализм.
Мохаммед Сиад Барре
На улицах Могадишо, наряду с портретами М. Сиада Барре, устанавливались портреты К. Маркса и В.И. Ленина. Страна, как об этом было объявлено, взяла курс на «социалистическую ориентацию». Сам М. Сиад Барре основал и возглавил Сомалийскую революционную социалистическую партию.
Советский Союз оказал Сомали значительную экономическую помощь. Для орошения полей были построены ирригационные сооружения, с помощью советских специалистов было заложено молочное скотоводство (ранее существовало лишь мясное скотоводство), сомалийцев обучали навыкам рыболовства, была построена рыбоконсервная фабрика. Достаточно упомянуть, что плотина, строительство которой началось при техническом содействии СССР, должна была способствовать орошению земель большой площади.
В вузах СССР обучалось большое число молодых сомалийцев.
Кроме советских в стране работали специалисты из ГДР, Болгарии, Кубы, Чехословакии.
Были национализированы земли, нефтяные и страховые компании, иностранные банки. В сомалийский язык впервые была введена письменность.
Началась компания по ликвидации неграмотности. Совместно с Всемирной организацией здравоохранения велась достаточно успешная борьба, направленная на ликвидацию оспы. Проводилась компания по переселению кочевого населения страны из районов, пострадавших от засухи. Кочевников обучали навыкам земледелия и рыболовства.
Рисунок 1 - Примерная схема расселения сомалийских племен и кланов а территории Сомали и прилежащих территориях Эфиопии и Кении Источник: CIA map showing the clans and tribes of Somalia and neighbouring areas in 1977. - http://www.lib.utexas.edu/maps/somalia.htm.
В основе внутренней политики правительства М. Сиада Барре лежало стремление балансировать между племенами и кланами, каждый из которых требовал себе выгодных постов в государственном руководстве и более влиятельных позиций в определении путей развития страны. Вместе с тем, наибольшим доверием главы государства пользовались его соплеменники из клана марехан племени дарод (см. рисунок 1).
Во внешней политике был взят курс на создание «Великого Сомали». Концепция «Великого Сомали», возникшая еще до прихода М. Сиада Барре к власти, основывается на убеждении сомалийских политиков и племенных вождей, что этнические сомалийцы, проживающие в Эфиопии, в Кении, в Джибути, считающиеся национальными меньшинствами в этих странах, подвергаются этнической и конфессиональной дискриминации. Соответственно, идея объединения всех сомалийцев в едином сомалийском государстве («пансомализм») до сих пор пользуется серьезной популярностью в сомалийским обществе.
После прихода к власти М. Сиада Барре с помощью национальных спецслужб, при участии
сомалийских офицеров на территории Огадена (земли под суверенитетом Эфиопии, населенные этнически близкими к сомалийцам кочевниками, принадлежавшими в основном к близкому лично М. Сиаду Барре клану огадени племени дарод) были созданы «Фронт освобождения Западного Сомали» и «Фронт освобождения Сомали Або».
Сомалийский диктатор исходил из того, что с помощью СССР, при участии советских военных советников в Сомали была создана самая мощная армия на африканском континенте. В Эфиопии же после прихода к власти анти-американского правительства, во главе с Менгисту Хайле Мариамом, царила нестабильность, шла борьба за влияние между группировками. Армия же состояла не столько из профессионально подготовленных военных, сколько из набранных по мобилизации крестьян.
В целях реализации идеи Великого Сомали в 1963 году была создана партизанская организация под названием Фронт освобождения Западного Сомали (ФОЗС). В оперативном смысле Фронт был подчинен командованию Северного военного округа сомалийской армии, имевшей штаб в Харгейсе.
В 1975 году была создана еще одна похожая организация - Фронт освобождения Сомали-Або. Эта организация находилась в оперативном подчинении штабу Южного военного округа сомалийской армии.
Оба фронта рассматривались сомалийским военным командованием как армейские вспомогательные подразделения. Они состояли из девяти дивизий.
Подготовку и перевооружение отряды ФОЗС и ФОСА проходили на территории Сомали. Старшими командирами отрядов обоих фронтов были кадровые сомалийские офицеры. Общая численность повстанческих отрядов первоначально составляла 34 тысяч бойцов и командиров, после начала широкомасштабной войны эта численность возросла до 63,2 тысяч [4]. Тяжелого вооружения партизанские части не имели.
Дивизии, входившие в состав фронтов, были сформированы по кланово-племенному признаку -ФОЗС состоял исключительно из представителей сомалийского клана огаден (племя дарод).
При создании же ФОСА сомалийское руководство поставило перед собой весьма далеко идущие цели. Задачей этого фронта было вовлечение в анти-эфиопскую борьбу в Огадене на стороне Сомали близкого к сомалийцам,
но, тем не менее, не сомалийского народа оромо. Как показал ход военных действий, эти расчеты стали одной из многих стратегических ошибок руководства Могадишо. Фронт освобождения Або не смог привлечь на свою сторону значительного числа выходцев из народности оромо.
Партизанская война в Огадене началась в начале 1976 года. Подразделения ФОЗС и ФОСА пересекли сомалийско-эфиопскую границу сразу в нескольких местах. Знакомство с местностью и поддержка местных жителей помогли им добиться первоначальных успехов. Эфиопские армейские и полицейские части в Огадене не отличались значительной численностью. Воюя по партизанскому принципу «бей и беги», атакуя небольшие эфиопские гарнизоны, повстанцы в течение одного года, по сути дела, ликвидировали систему государственного управления в сельской местности провинции Харэрге. Эфиопские части были заперты в городах, их линии снабжения подвергались постоянным атакам. Партизаны в результате нескольких диверсий вывели из строя железную дорогу Аддис-Абеба — порт Джибути, имевшую для Эфиопии стратегическое значение.
Для закрепления успеха иррегулярных частей ФОЗС и ФОСА сомалийское руководство в 1977 году решило задействовать регулярную армию.
М. Сиад Барре рассчитывал в войне за Огаден на поддержку США, которые после потери Эфиопии начали искать в регионе новых союзников. С учетом большого накопленного объема военного и экономического сотрудничества сомалийский диктатор полагал, что может получить помощь, включая военную, со стороны Советского Союза. В крайнем случае М. Сиад Барре рассчитывал на нейтральную позицию СССР.
Эти планы не сбылись. Поддержки от США получено не было. Москва же оказала весьма
существенную помощь Эфиопии. При помощи 18-тысячного кубинского и 2-тысячного южнойеменского контингентов эфиопские войска вынудили сомалийскую армию покинуть территорию Эфиопии. В боях была потеряна значительная часть военной техники (танки, самолеты). Это означало для Сомали военное поражение.
В ответ М. Сиад Барре объявил о разрыве советско-сомалийского Договора о дружбе и сотрудничестве, о высылке из страны советских специалистов, о сокращении состава Посольства СССР в Могадишо.
Более того, сомалийское правительство более настойчиво, чем ранее, обратилось за помощью к США и другим западным державам. Но несмотря на то, что по столице страны были развешаны плакаты с надписями на малоупотребимом среди рядовых сомалийцев английском языке «Мы верим в Запад», серьезной помощи от Запада и в этот раз получено не было.
Разрыв с Советским Союзом привел к серьезному экономическому кризису в Сомали, к значительному падению уровня жизни и занятости населения. Сооружение проектов, создававшихся при советском участии (к примеру, проект Фаноле), до завершения доведено не было. Рыбоконсервная фабрика была закрыта.
Поражение в войне, ухудшение экономического положения привели к нарастанию недовольства, в т.ч. среди сомалийских военных. На этом фоне группа сомалийских офицеров, под руководством полковника Мухаммада Шейха Усмана, принадлежавшим к племени миджуртин предприняла попытку государственного переворота. Эта попытка успеха не имела, и все участники заговора были казнены.
В 1988 - 1990 гг. на территории Эфиопии была создана организация офицеров под названием «Сомалийское национальное движение» (СНД), поставившее целью свержение М.Сиада Барре и изменение курса страны. При поддержке тогдашнего эфиопского правительства на территорию Сомали было организовано радиовещание оппозиционной радиостанции «Кульмис».
2 января 1982 года отряды, организованные СНД атаковали тюрьму в городе Бербера и освободили ее заключенных. Эта дата признана датой начала гражданской войны в Сомали, продолжающейся с перерывами до сих пор.
Заметно усилились межплеменные противоречия. Это особенно чувствовалось на Севере страны. Сказывалось то обстоятельство, что основной статьей сомалийского экспорта и, соответственное, основным источником внешних валютных поступлений в Сомали являлся экспорт, в основном в Саудовскую Аравию, живого крупного рогатого скота. Скот же выращивался, по большей части, на Севере страны в районе города Харгейса.
Более того, северные сомалийские племена и их вожди обвиняли М. Сиада Барре в нарушении вековых традиций сомалийского общества. Они сформулировали свою позицию следующим образом: «Мы предлагаем новую политическую систему, которая основана на традиционных сомалийских ценностях сотрудничества, а не принуждения. Систему, в которой вождь становится главным, в которой человек не может использовать политическую силу против другого иначе, как только в соответствии с народными традициями». [3].
В сложной внутриполитической ситуации М.Сиад Барре стал опираться теперь уже исключительно на выходцев из своего клана марехан племени дарод. Находившиеся в Могадишо представители племен миджуртин, иссак и хавийе, сформировавшие оппозицию режиму, подверглись репрессиям.
В декабре 1990 г. в Могадишо вспыхнули бои между отрядами племени дарод и оппозиционного племени хавийе. 19 января 1991 г. в столицу вошли формирования Объединённого сомалийского конгресса (ОСК). 26 января того же года М. Сиад Барре покинул Сомали. 2 января 1995 г. он скончался от сердечного приступа, находясь в эмиграции (в Нигерии).
Свержение М. Сиада Барре не привело к умиротворению страны. Сразу же после захвата власти в Сомали вспыхнули новые столкновения между сторонниками лидеров ОСК Али Махди
issn 2410-700x
международный научный журнал «символ науки»
# 5-2 / 2023
Мохаммеда и Мохаммеда Фараха Айдида.
FEDERAL REPUBLIC OF SOMALIA
Рисунок 2 - Примерная схема разграничения сомалийских государство-подобных образований
Источник: https://www.somalispot.com/threads/several-dead-after-dashes-in-laasqoray-hadaaftimo-yubbe-between-somaliland-puntland-states.77526/page-10.
В итоге дальнейшего развития событий страна утратила все атрибуты единой государственности и распалась на части, контролируемые враждебными друг другу племенными и криминальными группировками. До настоящего времени существуют такие государство-подобные образования как Сомалиленд (на Севере страны - государство признано только Египтом), Пунтленд, Джубаленд, Хиршабелле (никем не признаны) и территория международно-признанного правительства Сомали (район столицы - города Могадишо с близлежащими окрестностями). Часть территории Сомали находится под контролем мусульманской фундаменталистской организации «Харакат аш-Шабаб аль-Муджахидин» (в переводе с арабского означает «Молодежное движение моджахедов»), более известной как Аш-Шабаб, использующей в своей политике, террористические методы.
Что характерно, так это то, что территории упомянутых государство-подобных образований в общем примерно совпадают с ареалом расселения сомалийских племен и кланов. Рассмотрим их более детально.
Сомалиленд - (наиболее жизнеспособное образование) - расположено на землях, где проживают племена хабр-юнис и хабр-толджала.
Джубалэнд - доминируют родные для М.Сиада Барре племя дарод и входящий в него клан марехан.
Джубаленд является наиболее богатым в природном отношении регионом в стране, и потому война здесь всегда имела особенно жесткий характер. Не прекращавшаяся борьба за контроль над природными и сельскохозяйственными ресурсами, сохранив до сих пор свои изначальные цели и формы, со временем дополнилась борьбой в политической сфере, в борьбу политических организаций, созданных на кланово-племенной основе, в борьбу за командные позиции в государстве.
Пунтленд - доминируют племена варсангели, усман-мухаммад, исса-мухаммад, омар-мухаммад.
Пунтленд до недавнего времени являлся центром сомалийского пиратства. Этому способствовало прекращение существования централизованного сомалийского государства, раскол территории страны на зоны влияния племенных вождей и криминальных авторитетов, насыщенность страны оружием.
Сомалиленд и Пунтленд конфликтуют между собой из-за приграничных территорий.
Хиршабелле - доминирующим является племя абгал.
Как видится, идея успешного не только унитарного, но даже и федеративного государства в Сомали остается на данном этапе в значительной степени недостижимой. Созданные племенами и кланами государство-подобные объединения продолжают самоуправляться и отстаивать свою независимость. Структура клана веками вплетена в сомалийское общество, и она остается основным фактором идентичности в Сомали.
Соответственно, перспектив урегулирования внутреннего конфликта в Сомали пока не просматривается. Важнейшая причина тому - противоречия между племенами и кланами, каждый из которых стремится к доминированию в разных сферах.
В Сомали хорошо известно высказывание, точно объясняющее психологическую подоплеку непрекращающейся гражданской войны: «Я и Сомали против всего мира, я и мой клан против Сомали, я и моя семья против клана, я и мой брат против семьи, я против моего брата». [3]
Иными словами, гарантия защищенности сомалийцами до сих пор связывается не с законом и не с государством, а со своей принадлежностью к определенному клану, племени. Только когда этот клан или племя у власти или при власти, член клана/племени чувствует себя в безопасности и может рассчитывать на получение требуемых жизненных благ.
Международное сообщество предпринимало попытки добиться прекращения внутренних конфликтов в Сомали [7]. В страну под эгидой Африканского Союза вводились в миротворческих целях воинские контингенты из Эфиопии и Кении, но эти усилия позитивного результата не дали. Вводились в эту страну и американские подразделения, но и они были вынуждены уйти из страны, не добившись успеха.
Несомненно, кланово-племенное построение сомалийского общества имеет тенденцию к размыванию в силу объективно происходящих процессов: урбанизации, роста абсолютной и относительной численности городского населения, неизбежной смешанности выходцев из разных кланов/племен кланов в городских условиях. Однако, этот современный процесс пока не приобрел решающего значения, не привел к формированию сплоченной сомалийской нации. Все организации, создаваемые ныне в Сомали, военные, политические и даже религиозные формируются на кланово-племенной основе.
* * *
Что могла бы предпринять Россия, которой в нынешних геополитических условиях необходимо расширять свою международную опору.
Нужно учитывать, что в Сомали сохранились теплые воспоминания о периоде доброжелательных отношений между нашими странами, о той помощи, которую СССР оказывал этой стране. К автору этих
строк обращались сомалийцы, представляющие различные группировки с предложениями передать Москве их просьбу рассмотреть возможность возобновления экономического сотрудничества.
Как представляется, наиболее целесообразным было бы попытаться установить контакты с наиболее жизнеспособным из существующих ныне государство-подобных образований - с Сомалилендом. С тем чтобы не входить в противоречие с курсом ООН на признание только одного правительства, находящегося в Могадишо, возможно, имело бы смысл создать в городе Харгейса (столице Сомалиленда) секцию интересов России при имеющемся там посольстве Египта, дружественного Российской Федерации. Либо использовать опыт присутствия на Тайване присутствует торговой миссии города Москвы.
Имело бы смысл возобновить прием молодых сомалийцев, окончивших среднюю школу, на учебу в российские вузы.
В перспективе можно было бы поставить перед властями Сомалиленда вопрос о воссоздании пункта базирования ВМФ России в порту города Бербера. Это способствовало бы усилению российского военно-морского присутствия в акватории Индийского океана.
В экономическом плане можно было бы использовать имеющийся опыт работы в сомалийских условиях для оказания содействия развитию сельского хозяйства и рыболовства в этом регионе. Список использованной литературы:
1. Алейников С.В. Общая характеристика современного сомалийского этноса. // Институт Ближнего Востока. 15 апреля 2014. - http://www.iimes.ru/?p=20691.
2. Гумилев Л.Н. Поэзия. Сомалийский полуостров. - https://gumilev.org/viewtopic.php?t=995.
3. Клановая структура сомалийского общества и традиционные способы разрешения конфликтов. -https://military.wikireading.ru/37986.
4. Коновалов И.П. Распад государства и гражданская война в Сомали. Центр стратегической конъюнктуры. - М., Социально-политическая мысль. 2010.
5. Коновалов И.П. Сомали: бесконечность войны. - https://military.wikireading.ru/37989.
6. Полонский И. «Золотой век Сомали». Диктатура Сиада Барре. - https://topwar.ru/89330-zolotoy-vek-somali-diktatura-siada-barre.html.
7. Три миротворческие миссии в Сомали. - https://soldat.pro/2020/03/12/tri-mirotvorcheskie-missii-v-somali/.
8. Холодов А. Африканский рог (полуостров Сомали). - https://fb.ru/article/280095/afrikanskiy-rog-poluostrov-somali.
9. Этнические группы и кланы в Сомали. - https://ru.history-hub.com/etnicheskie-gruppy-i-klany-v-somali.
10. The Ogaden Situation. Interagency Intelligence Memorandum. - https://www.cia.gov/library/readingroom/ docs/CIA-RDP97S00289R000100190006-3.pdf.
© Демидов А.В., 2023