Научная статья на тему 'Современное школьное историческое образованиев странах СНГ (на примере изучения темы «Перестройка в СССР»)'

Современное школьное историческое образованиев странах СНГ (на примере изучения темы «Перестройка в СССР») Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
373
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНИКИ ИСТОРИИ / ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ / ИСТОРИЯ БЕЛАРУСИ / СНГ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ПЕРЕСТРОЙКА / ЧЕРНОБЫЛЬСКАЯ АЭС / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ / СУВЕРЕНИТЕТ / ЗАПАДНОРУСИЗМ / HISTORY BOOKS / WORLD HISTORY / HISTORY OF BELARUS / CIS / EDUCATIONAL STANDARDS / THE RESTRUCTURING / THE CHERNOBYL NUCLEAR POWER PLANT / A COUP D''ETAT / SOVEREIGNTY / ZAPADNORUSIZM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шех А.В.

В статье рассматриваются особенности исторического образования в странах Содружества Независимых Государств, в целом и конкретно в Республике Беларусь. В частности, рассказывается об особенностях и отличиях белорусского«Образовательного стандарта» от «Единого историко-культурного стандарта», разработанного в России. Кроме того, в статье на примере темы «Перестройка в СССР» показано восприятие и понимание общих сюжетов новейшей историиРоссии и Беларуси.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN SCHOOL HISTORY EDUCATION IN THE CIS COUNTRIES (ON THE EXAMPLE OF THE TOPIC: "PERESTROIKA IN THE USSR")

The article discusses the features of historical education in the Commonwealth of Independent States, in general, and specifically in the Republic of Belarus. In particular describes the features and differences of the Belarusian "educational standards" fromthe One historical cultural standard "developed in Russia. Also in the article on the example of the theme "Perestroika in the Soviet Union" shows the perception and understanding of the common themes of modern history of Russia and Belarus.

Текст научной работы на тему «Современное школьное историческое образованиев странах СНГ (на примере изучения темы «Перестройка в СССР»)»

Эйхфельд И. Г. За камнем плодородия // Хибинские клады. Воспоминания ветеранов освоения Севера. Л.: Лениздат., 1972. С. 13-41.

Эйхфельд И. Г. Фундамент // Хибины. Повести. Рассказы. Очерки. Л.: Изд. Советский писатель. Ленинградское отделение, 1979. С. 103-131.

Сведения об авторе

Дюжилов Сергей Александрович,

кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра гуманитарных проблем Баренц-региона Кольского научного центра РАН

Djuzhilov Sergej Aleksandrovich,

PhD (History), Senior Research Fellow of the Barents Centre of Humanities of the Kola Science Centre RAS

УДК 930(373.1)(47+57) А. В. Шех

СОВРЕМЕННОЕ ШКОЛЬНОЕ ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СТРАНАХ СНГ (НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ПЕРЕСТРОЙКА В СССР»)

Аннотация

В статье рассматриваются особенности исторического образования в странах Содружества Независимых Государств, в целом и конкретно - в Республике Беларусь. В частности, рассказывается об особенностях и отличиях белорусского «Образовательного стандарта» от «Единого историко-культурного стандарта», разработанного в России. Кроме того, в статье на примере темы «Перестройка в СССР» показано восприятие и понимание общих сюжетов новейшей истории России и Беларуси. Ключевые слова:

учебники истории, всемирная история, история Беларуси, СНГ, Образовательный стандарт, перестройка, Чернобыльская АЭС, государственный переворот, суверенитет, западнорусизм.

A. V. Sheh

MODERN SCHOOL HISTORY EDUCATION IN THE CIS COUNTRIES (ON THE EXAMPLE OF THE TOPIC: "PERESTROIKA IN THE USSR")

Abstract

The article discusses the features of historical education in the Commonwealth of Independent States, in general, and specifically in the Republic of Belarus. In particular describes the features and differences of the Belarusian "educational standards" from the One historical - cultural standard "developed in Russia. Also in the article on the example of the theme "Perestroika in the Soviet Union" shows the perception and understanding of the common themes of modern history of Russia and Belarus. Keywords:

history books, world history, history of Belarus, CIS, educational standards, the restructuring, the Chernobyl nuclear power plant, a coup d'etat, sovereignty, zapadnorusizm.

Анализ учебников истории для школы постсоветских стран показывает, что все они, за исключением Республики Беларусь, пошли по пути преподавания подрастающему поколению националистической трактовки суверенной истории, основанной на мифах о древности своего народа, о высокой культурной миссии предков и о внешнем «враге» в виде России. Большое внимание в них уделялось обоснованию древности национальной истории.

Интерпретации национальной истории стран Содружества Независимых Государств зачастую определены в новых национальных государствах законодательно. Концепция «советской оккупации» в Грузии, Латвии, Литве, Украине, Эстонии зафиксирована в актах о восстановлении независимости, имеющих конституционную силу, концепция «геноцида азербайджанцев» изложена в указе президента Азербайджана Гейдара Алиева «О геноциде Азербайджанцев» от 26 марта 1998 года [Освещение общей истории России..., 2009: 261]. По мнению авторов схем национальных историй, «тоталитарная империя» жестоко угнетала, эксплуатировала и использовала в своих корыстных целях несчастные нерусские народы СССР. Утверждается идея, что совершенно никакого положительного опыта народы СССР от совместного проживания с русским народом не получили. В аспекте взаимодействия с русскими речь идет исключительно о насилии, терроре, эксплуатации. Исключением из этого правила являются учебники истории Армении и Беларуси, стремящиеся к объективной оценке прошлого.

Для большинства стран СНГ характерно, что вся вина и ответственность за происшедшее в нашей общей истории в рамках единого государства возлагается на Санкт-Петербург и Москву. Российская империя и Советский Союз, Российская Федерация как правопреемница СССР в данном контексте объективно выступает в такой литературе как главный и едва ли не единственный виновник всех бед и несчастий народов стран СНГ.

Таким образом, становится очевидным, что тенденции в разработке учебной литературы по истории в странах, возникших на постсоветском пространстве, в корне отличаются от тех, которые преобладают в большинстве в России.

В апреле 2013 г. решением Президиума Российского исторического общества была создана рабочая группа по подготовке концепции нового учебно -методического комплекса по отечественной истории. Летом 2013 г. в российском обществе началось активное обсуждение вопросов, связанных с созданием нового единого учебника истории. В конце октября 2013 г. на сайте Российского исторического общества была опубликована «Концепция нового учебно-методического комплекса по Отечественной истории», являющаяся, по сути, проектом нового учебника истории [Концепция нового учебно -методического комплекса по Отечественной истории, ЭР].

27 августа 2014 г. министр образования и науки Российской Федерации Дмитрий Ливанов объявил, что под узким понятием «единый учебник» предполагается введение в действие единого историко-культурного стандарта, на основе которого и будут разработаны учебники истории. При этом все написанные ранее или в будущем учебники будут проходить общественную и профессиональную экспертизу [Минобрнауки опровергло отказ от концепции «единого учебника истории», ЭР].

Несколько лет назад по пути создания единого учебника отечественной истории пошла союзная с Россией Республика Беларусь. 29 мая 2009 г. Министерством образования Республики Беларусь был утвержден «Образовательный стандарт учебного предмета "Всемирная история. История Беларуси" (5-11 классы)». Одной из основных целей изучения школьного предмета «Всемирная история. История Беларуси» в этом документе была определена следующим образом: «овладение учащимися систематизированными знаниями о мировом историческом процессе и формирование представлений о месте в нем Беларуси».

В отличие от предложенного в 2014 г. в России проекта «Единого историко-культурного стандарта», белорусский «Образовательный стандарт» предполагает единый комплекс с тем условием, что история Беларуси встроена в контекст всемирной истории. Как отмечают некоторые эксперты, этот момент является одной из сильных сторон белорусского стандарта. Предложенный российский проект дает конфигурацию только по отечественной истории. Одновременно в части всемирной истории очевиден крен белорусского образовательного стандарта в сторону европейской истории. Это вряд ли можно считать новацией белорусских разработчиков, поскольку в данном случае они следуют образовательной традиции России последних десятилетий.

Другой положительной стороной образовательного стандарта Республики Беларусь является компоновка материала.

Согласно законодательству Беларуси изучение отечественной истории в школе начинается в 6-м классе и продолжается в 7-м, 8-м и 9-м классах с тем, чтобы хронологически охватить период с VI-VII вв. - начала славянской колонизации территории современной Беларуси - до конца XVIII в. -ликвидации Речи Посполитой [Морозова, Сосно, Панов, 2011]. Вместе с тем в 11 -м классе, завершающем обучение в школе, рассмотрение белорусской истории возвращается к началам, и вновь изучается период VI-XVIII вв., но на концептуально более высоком уровне.

Целый ряд проблем рассматривается в § 1: Роль и место истории Беларуси в процессах общественно-исторического развития; § 2: Беларусь в восточнославянском мире (V - первая половина XIII в.); § 3: Беларусь в Великом княжестве Литовском (вторая половина XIII - первая половина XVI в.); § 4: Белорусские земли в составе Речи Посполитой (вторая половина XVI-XVIII в.) [История Беларуси, 2009: 5-26].

Данное представление материала связано с тем, что, во-первых, уровень восприятия и понимания школьника выпускного 11 -го класса в значительной степени отличается от уровня усвоения учебного материала учеником среднего звена. Во-вторых, изучение именно начальных (хронологически) периодов отечественной истории имеет большое значение при формировании национальной идентичности личности. Кроме того, образовательный стандарт по истории в Беларуси определяет геополитический выбор, закладываемый в историческое сознание подрастающего поколения - молодых граждан современной Беларуси.

Вместе с тем утверждение о связи Беларуси с Европой в учебниках дополнено тезисом, что «геополитическое положение белорусских земель характеризовалось их расположением на границе двух подсистем европейской христианской цивилизации и культуры: западнохристианской (римско-

католической) и восточнохристианской (византийско-православной)» [История Беларуси, 2009: 5-26]. Таким образом, можно признать, что в республиканском школьном курсе истории и отраженной в нем теории многовекторного развития во многом отразилось современное центристское положение Беларуси между Европой и Россией.

Единый учебник истории и учебно-методический комплекс Республики Беларусь признают период политики перестройки 1985-1991 гг. самым противоречивым и неоднозначным в современной истории Беларуси. Официальная белорусская историография признает ключевым событием того периода времени в истории республики катастрофу на Чернобыльской АЭС. Вместе с тем, по мнению авторов учебника, с середины 1980-х гг. по инициативе нового руководства КПСС во главе с М. С. Горбачевым и Н. И. Рыжковым в СССР начался период радикальных экономических, политических и социальных преобразований, начало которым положили решения апрельского 1985 г. Пленума ЦК КПСС. Вначале новый курс связывался с идеей ускорения, которая предусматривала повышение темпов экономического развития путем интенсификации производства, структурной перестройки экономики, внедрения достижений научно-технического прогресса, стимулирования труда. Однако принимаемые меры не дали желаемых результатов. Поэтому в июне 1987 г. было объявлено о проведении радикальной экономической реформы. Начался перевод предприятий, объединений, целых отраслей народного хозяйства на полный хозяйственный расчет и самофинансирование. С июля 1988 г. республики стали переходить на региональный хозрасчет, что привело к децентрализации и разрушению единого экономического пространства СССР.

Решение новых задач в Беларуси было осложнено аварией на Чернобыльской АЭС весной 1986 г. Из всех загрязненных территорий (Украина, Россия) 70 % пришлось на Беларусь. В зоне радиоактивного заражения проживало 2 млн 100 тыс. чел. Из оборота было выведено более 20 % сельскохозяйственных угодий. Общие расходы, связанные с переселением людей, строительством домов, выплатой компенсации за оставленные жилища и хозяйственные постройки, потерянной техникой (вывозить ее с загрязненных территорий запрещалось) и т. д., составили 16 национальных годовых бюджетов Беларуси. И, тем не менее, с 1986 по 1990 гг. народное хозяйство Беларуси работало достаточно динамично. Промышленность республики увеличила выпуск продукции на 26 %, а производительность труда выросла на 30.1 %. Имелись определенные успехи и в сельском хозяйстве. Однако это не являлось свидетельством преодоления факторов экономического торможения. Механизм хозяйствования оставался затратным, экономические преобразования не затронули основ административной системы. Более того, во время перестройки были допущены ошибки, которые способствовали деструктивным процессам. Из-за отсутствия целостной и ясной программы реорганизация велась методом проб и ошибок. Имели место просчеты в инвестиционной и экспортно-импортной политике, в борьбе с нетрудовыми доходами. Был окончательно утрачен контроль над денежным обращением, появились групповые интересы, воровство в крупных масштабах и организованная преступность. Одновременно во многих регионах СССР обозначилась политическая нестабильность. Беларусь на этом фоне оставалась наиболее спокойной.

На рубеже 1980-1990-х гг. обострился экономический кризис. Падал национальный доход, сокращалось производство продукции, появилась безработица, ухудшилось социальное положение граждан. Выход из кризиса тогдашнему руководству виделся в переходе к рыночным отношениям. В октябре 1990 г. Верховный Совет республики одобрил разработанную Советом Министров БССР программу перехода к рыночной экономике. Она предусматривала создание рыночных институтов, приватизацию, демонополизацию, изменение системы государственного регулирования экономики.

Завершающий этап перестройки, по оценке профессора и автора учебников по новейшей истории Беларуси Я. К. Новика, произошел 8 декабря 1991 г., когда «в Беловежской пуще руководители России, Беларуси и Украины: Б. Ельцин, С. Шушкевич и Л. Кравчук, игнорируя волю своих народов, которая была высказана на Всесоюзном референдуме 17 марта 1991 г., денонсировали Договор 1922 г. о создании СССР и тем самым разрушили великую и могучую державу. Этот государственный переворот был совершен с согласия Президента СССР М. С. Горбачева. На руинах СССР возникло аморфное, нежизнеспособное Содружество Независимых Государств».

Однако учебники по истории в Беларуси лишь несколько строк посвящают событиям, предшествовавшим распаду СССР. О событиях 19-21 августа 1991 г. сообщают только два учебника для выпускных классов средних школ: «История Беларуси» и «Всемирная история». Авторы учебников, сообщая о попытке государственного переворота в августе 1991 г., фактически ограничились лишь одним абзацем. Стоит отметить, что информация о тех событиях подана в белорусских учебниках вполне нейтрально [Фомин, 2013].

«История Беларуси для 11 класса» авторства Е. Новика, И. Каналова и других соавторов сообщает: «События 19-21 августа 1991 года в Москве ускорили процесс распада СССР. 25-26 августа 1991 года внеочередная сессия Верховного Совета БССР придала Декларации о государственном суверенитете БССР силу закона, а также приняла постановление об обеспечении политической и экономической самостоятельности Белорусской ССР». Немного внимания тем событиям уделяется и в учебнике «Всемирная история. XIX-начало XXI века» авторства В. Кошелева: «В августе 1991 года сторонники жесткой политики попытались восстановить старый порядок. Они объявили о создании Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП). Однако их попытка переворота провалилась, что имело продолжительные драматические последствия. 21 декабря 1991 года руководители 12 союзных республик СССР приняли решение о роспуске СССР» [История Беларуси, 2009].

Вместе с тем на сегодняшний день преподаваемый в Беларуси школьный курс истории дает основания считать, что в республике проживает единая нация, а существовавшие ранее конфессиональные различия между католиками и православными в настоящее время внешне нивелированы современной массовой культурой.

Таким образом, несмотря на различные подходы, официальная белорусская историческая наука базируется на принципах западнорусизма и придерживается позиции, согласно которой Беларусь получила свое первоначальное развитие в лоне православной Киевской Руси. Противники этой концепции ставят целью не показать самобытное развитие Беларуси, а противопоставить его России.

Список литературы

История Беларуси. XIX - начало XXI в.: Учебное пособие для 11 класса общеобразовательных учреждений с русским языком обучения / Е. К. Новик, И. Л. Качалов, В. А. Теплова, Н. Е. Новик; Под ред. Е. К. Новика. Минск: Издательский центр БГУ, 2009. 239 с.

Концепция нового учебно-методического комплекса по Отечественной истории // Газета Коммерсант. URL:

http://www.kommersant.ru/docs/2013/standart.pdf.

Минобрнауки опровергло отказ от концепции «единого учебника истории» // Интерфакс. URL: http://www.interfax.ru/russia/393568.

Морозова С. В., Сосно В. А., Панов С. В. История Беларуси. Конец XVIII - начало XX в. Учебное пособие для 9 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения / Под ред. В. А. Сосно; пер. с белорус. яз. Т. Н. Шахмуть. Минск: Издательский центр БГУ, 2011. 199 с.

Освещение общей истории России и народов постсоветских стран в школьных учебниках истории новых независимых государств / Под ред. А. А. Данилова и А. В. Филиппова. Доклад. М., 2009. С. 261.

Фомин В. М. История Беларуси. Вторая половина 1940-х гг. - начало XXI в.: Учебное пособие для 11 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения. Минск: Национальный институт образования, 2013. 232 с.

Сведения об авторе

Шех Александр Владимирович,

аспирант кафедры истории и права ФГБОУ ВО Мурманский государственный гуманитарный университет

Sheh Alexandr Vladimirovich,

Graduate Student of History and Law VPO Murmansk State Humanities University

УДК 316.334.56+316.3:572 А. А. Сауткин

ЗАПОЛЯРНЫЙ ГОРОД СКВОЗЬ ПРИЗМУ СОЦИОЛОГИИ ВООБРАЖЕНИЯ* Аннотация

Анализируются возможности использования идей Жильбера Дюрана (т.н. «социология воображения») в социально-антропологических исследованиях городов. Автор рассматривает базовые понятия дюрановской школы, а именно: «имажинэр» и «антропологический траект», указывая на их тесную связь с учением Юнга об архетипах. Отмечается, что исследования заполярных городов могут быть построены на основе данной методологии, что позволит

* Прим. ред.: материал был представлен на научной региональной конференции «Антропология арктического города: теория, методология, полевые исследования»; публикуется в авторской редакции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.