УДК 340.114.5(470 + 571)
Ивлева Наталия Юрьевна
Ivleva Natalia Yurievna
аспирант кафедры теории государства и права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя
PhD student, Theory of State and Law Department,
Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia
СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ ПРАВОСОЗНАНИЕ КАК ОТРАЖЕНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЙ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА
MODERN RUSSIAN LEGAL CONSCIOUSNESS AS REFLECTION OF THE ACTUAL FORM OF STATE
Аннотация:
Summary:
В статье рассматриваются особенности современного российского правосознания относительно действительной формы государства. Приведены актуальные в научной литературе тенденции развития правосознания, выделены существующие проблемы.
The article deals with the features of the modern Russian legal consciousness in the context of the actual form of government. The author reviews the relevant trends of legal consciousness development in the academic literature. Existing problems are discussed.
Ключевые слова:
правосознание, государство, право, форма государства, политический режим, демократия, федерация, правовое государство, форма правления.
legal consciousness, state, law, form of state, political regime, democracy, federation, constitutional state, form of government.
Keywords:
Серьезные социальные и политико-правовые перемены, произошедшие в России на рубеже ХХ-ХХ1 вв., выявили необходимость поиска принципиально нового смыслового каркаса, в пределах которого могут быть осознаны природа и сущность современного государства и права, где правосознание становится задачей мировоззренческого плана. Неслучайно решение проблемы рефлексии правосознания, становления развитого правосознания в современном российском обществе отнесено президентом к числу базовых направлений государственного развития Российской Федерации [1], реализуемых посредством замены приоритетов от «государство - общество - личность» к «личность - общество - государство».
Следует отметить, что при любых трансформациях государства в первую очередь следует обращать внимание не на внешний каркас задаваемых законодателем форм, а на критическое изменение содержания, которое в свою очередь детерминирует изменение формы [2].
С приятием в 1993 г. Конституции РФ мы не получили новый тип правосознания, а вошли в переходный этап его развития, где стало очевидным несоответствие правовой идеологии и правовой психологии подавляющего числа граждан. Данная ситуация порождает скачкообразное развитие социально-экономической и политико-правовой составляющих развития государства при недостаточно быстром прогрессе правовой психологии, что приводит к дезадаптации переходного общества. Так, В.В. Сорокин обращает особое внимание на глубокую взаимосвязь структурной и культурной ориентаций, что порождает переходные симбиозы старых и новых идеологических компонентов. При этом следует подчеркнуть то, что некоторые стереотипы прошлого в сознании субъектов права являются системосохраняющими, позволяющими реализовывать консервативную функцию приспособления к меняющимся политико-правовым условиям [3].
Русский правовед И.А. Ильин отмечал, что возможность правового реформирования возникает только тогда, когда в обществе наличествуют следующие компоненты:
- потребность населения в реформе;
- выявление осознанной потребности в реформировании;
- концептуализированное знание необходимых преобразований, которое будет отражено в проекте реформы;
- потенциал осознанной потребности общества воплотиться в качестве побудительного мотива к осуществлению реформы у уполномоченных лиц (предложение, принятие и утверждение проекта) [4].
В связи с этим совершенно справедливо рассуждение В.Н. Синюкова, писавшего, что «русское правовое сознание не может сделаться подвластным праву как форме, пусть даже определяемой рационально выведенной естественной необходимостью» [5].
Конституция РФ, провозгласив Россию как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления [6], особым образом пытается переориентировать
нас от социалистической «демократии» на утверждение правовой демократии, которая в свою очередь позволит нам стимулировать реализацию разноуровневых правовых форм развития демократического процесса.
Основной ценностью, при реализации которой формируются правовое государство и правосознание граждан, является свободное общество. Свобода подразумевает, что одним из базовых элементов как правового государства, так и правосознания в целом считается право человека быть личностью. Индивид будет свободен лишь тогда, когда его правосознание станет результатом правомерного поведения, отличного от законопослушного.
В процессе создания правового государства важно, насколько у каждого человека развито отношение к праву, правовым явлениям, своим и чужим правомерным и противоправным действиям. Правосознание представляет собой элемент социального (правового) процесса, правового государства. Правосознание, а вместе с ним и правовое государство направлены на восстановление того или иного правового отношения, права в целом [7]. В основе правосознания, как и правового государства, лежат установки на равенство, свободу и справедливость.
В частности, великий русский правовед, философ П.И. Новгородцев в работе «Кризис современного правосознания» отмечает, что «высшей нормой, которая должна быть принята при обосновании правового государства, может быть только то начало, которое является нравственной основой общественности. Такой основой служит принцип личности, ...и все требования должны быть выведены из этой основной нормы общественных отношений» [8].
По мнению И.Н. Сенина, идея правового государства не стала национальным идеалом для российских граждан в силу того, что российская ментальность дистанцируется от ценностей западной правовой культуры, поскольку они не являются традиционными для россиян. Это прежде всего затрагивает вопросы естественных прав человека, правовой автономии индивида в рамках юридического общества, доминанты права над государством [9].
В юридической литературе при изучении категории «правовое сознание» мало внимания уделяется такому важному аспекту, как влияние на сущность и качественные характеристики правосознания политического режима, господствующего в том или ином государстве. В частности, Конституция РФ провозглашает Россию страной с демократическим политическим режимом, который свойствен правовому государству.
Демократический политический режим характеризуется следующими особенностями:
1) в его основу заложено индивидуальное правосознание;
2) права и свободы человека и гражданина являются не просто продекларированными, но и реально осуществимыми и охраняемыми законом;
3) центральными понятиями, составляющими правовую основу государства, провозглашаются гуманизм, равенство, свобода, собственность;
4) индивид сознательно усваивает и осмысливает законодательство, а также является активным участником правотворчества;
5) закон рассматривается как необходимость, устанавливающая рамки разумного поведения, а законодательство соответствует уровню развития общества;
6) имеется отлаженный механизм реализации законодательства на практике.
Следует отметить, что установленная и действующая на территории Российской Федерации федеративная форма государственного устройства является наиболее адекватной формой территориальной организации государства с максимально продуктивным типом управления, которая отвечает потребностям страны. В Конституции РФ, закрепляющей республиканскую форму правления в России, особое внимание уделено таким ее признакам, как выборность государственных органов на определенный (ограниченный) период; отказ от монополии на власть; создание государственных органов посредством согласования интересов государства и гражданского общества.
Рассматривая республиканское правосознание, выделим его базовые характеристики: идея равенства; восприятие государства как свободного равного конгломерата; культ независимости; первичность личных интересов; идея свободы, понимаемая как логичное следствие идеи гражданского общества, осуществляемая путем приложения усилий людей для обретения ее.
Таким образом, перед российским обществом стоит задача не просто сформировать адекватное действительной форме государства правосознание, а обратить внимание на повышение степени дифференцированности элементов правового сознания, а также развитие адекватного правосознания в ответ на внешне агрессивные политические перемены посредством замены де-виационных элементов на позитивные. В этом смысле очень большое методологическое и практическое значение имеет замечание Б.А. Кистяковского: «Нет единых и одних и тех же идей свободы личности, правового строя, конституционного государства, одинаковых для всех народов и времен... Все правовые идеи в сознании каждого отдельного народа получают своеобразную окраску и свой собственный оттенок» [10].
Ссылки:
1. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан // Российская газета. 2011. 14 июля.
2. Кулакова Ю.Ю. Трансформация современных государств: теория и практика // История государства и права. 2010. № 13. С. 17.
3. Кожевников В.В. Традиционное российское правосознание и современная политико-правовая реальность // Инновационное образование и экономика. 2009. № 4 (15). С. 64-65.
4. Ильин И.А. Мир перед пропастью. Ч. III // Ильин И.А. Собрание сочинений. М., 2001. Доп. том. С. 85.
5. Синюков В.Н. Российская правовая система. Введение в общую теорию. Саратов, 1994. С. 216.
6. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. : в ред. от 21 июля 2014 г. // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
7. Малахов В.П. Концепция философии права. М., 2010. С. 173.
8. Новгородцев П.И. Кризис современного правосознания. М., 1909. С. 255.
9. Сенин И.Н. Правовые стереотипы и установки в современном российском правосознании // Современные проблемы прикладных наук : сборник научных трудов по итогам финансируемых научных исследований за 2011 г. Омск, 2012. С. 127-137.
10. Кистяковский Б.А. В защиту права (интеллигенция и правосознание) // Вехи: сборник статей о русской интеллигенции : репринтное воспроизведение издания 1909 г. М., 1990. С. 130.
References:
Ilyin, IA 2001, 'The world before the precipice. Part III', Collected Works, Moscow, extra vol., p. 85, (in Russian). Kistyakovsky, BA 1990, 'The protection of the right (and the intelligentsia of justice)', Vekhi: sbornik statey o russkoy intelli-gentsii: reprintnoye vosproizvedeniye izdaniya 1909 g., Moscow, p. 130, (in Russian).
Kozhevnikov, VV 2009, 'Traditional Russian sense of justice and the modern political and legal reality', Innovatsionnoye obrazovaniye i ekonomika, no. 4 (15), pp. 64-65, (in Russian).
Kulakova, YY 2010, 'The transformation of modern states: Theory and Practice', Istoriya gosudarstva i prava, no. 13, p. 17, (in Russian).
Malakhov, VP 2010, The concept of the philosophy of law, Moscow, p. 173, (in Russian). Novgorodtsev, PI 1909, The crisis of modern legal consciousness, Moscow, p. 255, (in Russian).
'Principles of State Policy of the Russian Federation in the sphere of legal literacy and legal awareness of citizens' 2011, Rossiyskaya gazeta, July 14, (in Russian).
Senin, IN 2012, 'Legal stereotypes and attitudes in modern Russian sense of justice', Sovremennyye problemy prikladnykh nauk: sbornik nauchnykh trudovpo itogam finansiruyemykh nauchnykh issledovaniy za 2011 g, Omsk, pp. 127-137, (in Russian). Sinyukov, VN 1994, The Russian legal system. Introduction to the general theory, Saratov, p. 216, (in Russian).