Научная статья на тему 'Современное российское образование: инновационные приоритеты'

Современное российское образование: инновационные приоритеты Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
133
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТИКА / ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО / ИНТЕГРИРОВАННОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / ETHICS / EDUCATION / INNOVATIVE ARRANGEMENTS / CREATIVITY IN PEDAGOGICS / INTEGRITY OF TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сухоруких Алексей Викторович

В статье анализируются предпосылки появления качественно нового образовательного ресурса этически обусловленного педагогического творчества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTEMPORARY RUSSIAN EDUCATION: INNOVATIVE PRIORITIES

The paper examined preconditions involving emergence of a brand new teaching and learning resource, namely the ethically driven creativity in pedagogics.

Текст научной работы на тему «Современное российское образование: инновационные приоритеты»

ISSN 2219-6048 Историческая и социально-образовательная мысль. 2014. № 5 (27)

УДК 1.17. 37.014

СУХОРУКИХ Алексей Викторович,

кандидат философских наук, научный секретарь Воронежского филиала РФО, Воронеж, Россия e-mail: sukhorukikh.al@yandex.ru

СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ИННОВАЦИОННЫЕ ПРИОРИТЕТЫ

В статье анализируются предпосылки появления качественно нового образовательного ресурса - этически обусловленного педагогического творчества.

Ключевые слова: этика, образование, инновации, педагогическое творчество, интегрированность обучения.

SUHORUKIKH Alexey Victorovich,

Candidate for Doctorate in Philosophy, Research Secretary, Voronezh city Branch of the Russian Philosopher Society, Voronezh, Russia. e-mail: sukhorukikh.al@yandex.ru

CONTEMPORARY RUSSIAN EDUCATION: INNOVATIVE PRIORITIES

The paper examined preconditions involving emergence of a brand new teaching and learning resource, namely the ethically driven creativity in pedagogics.

Key words: ethics, education, innovative arrangements, creativity in pedagogics, integrity of training.

Государственная политика в сфере образования сегодня приобретает принципиальную важность, причем остро востребована концептуально-теоретическая оформленность качественно нового педагогического знания: этически детерминированного ресурса просвещения.

Приходится, наконец, признать, что перегруженная компетентностями, но не смыслами современная российская система образования фактически формирует «высококомпетентного и информированного», но в целом только лишь узкопрофильного специалиста и, по большому счету, потребителя, но отнюдь не человека, способного познавать мир и ставить перед собой фундаментальную гностическую и осознанную нравственную перспективу. Процесс морального становления личности, равно как и духовно-нравственной опыт в уникальном наследии православной традиции, все еще не имеет в российской школе глубокого теоретического обоснования. Характерная отраслевая специализация, «практичность» получаемых сведений, ориентация на сциентизм и эмпиризм привели к постепенному вытеснению из образовательной парадигмы гуманитарно-гуманистического подхода и, собственно, самого «человеческого фактора».

В контексте продолжающихся в системе образования инновационных инициатив, призванных, как предполагается, сформировать фундамент для общенационального возрождения, но, по существу, игнорирующих важнейший этический концепт в обучении, нелишне напомнить слова ведущего отечественного философа 90-х гг. ХХ в. А.С. Панарина, подчеркивавшего, что подлинно инновационная, спасительная для страны перспектива открывается лишь в том случае, если столь необходимая этически обусловленная реформация «будет носить не внешне принудительный, конъюнктурный характер, а обретет форму имманентного духовного решения» [1, с. 328].

Каковыми же видятся критерии этого важнейшего и, безусловно, «идущего снизу» решения? Думается, этическая парадигма духовного творчества должна стать сегодня необусловленным эталоном просвещения.

Следует принять за основу образовательного процесса принципиальную целостность познания, интегрированность обучения в теории и практике, вывести воспитателя и педагога на высочайший уровень нравственной культуры и, в частности, тем самым обеспечить реальное сближение позиций светской школы и православия. Однако, вне всякого сомнения, основой основ и главнейшим критерием подлинного педагогического творчества - и в светском, и в конфессиональном его выражении - была и остается любовь.

В основе отечественной педагогики должна лежать надэмпирическая, экзистенциальная по своей сути этика духовного познания, приближающая человека к трансцендентности и выделяющая его нравственный поступок в эволюционную категорию индивидуального опыта сопри-частия с высшим, непосредственного предстояния Богу. В этом случае смысл знания, смысл всех этических интенций обретает аналогию единого духодоминантного целого, становится тождеством сакрального просветления, уникального этико-духовного знания, бережно хранимого и передаваемого по поколениям.

Переориентированное на сущностные непреложные ценности, образование должно раскрывать внутренний потенциал человека, извлекать росток его духа и быть направлено в будущее, иметь «пространство непознанного» для своего динамичного качественного развития. В свою очередь, диалектика развития, а значит образование и появление подлинно нового, невозможны без личностного становления человека: проживания, бытия и осознания им многообразия и универсальности мира. Именно в этом смысле сущность многих цивилизационных и социокультурных проблем, стоящих сегодня перед человечеством, сфокусирована в самом человеке: в его мировоззренческих парадигмах, коммуникативно-культурных установках, ценностных запросах, гностических смыслах [2].

Образование, педагогика и методика преподавания

В этой связи определенной сверхзадачей для российского общества сегодня является приближение к этике высшего порядка, к вечным смыслам бытия, к вопросам общечеловеческого, непреходящего содержания, рождающимся в осмыслении внутренней сущности человека безотносительно каких-либо «внешних» факторов.

Необходимо заново переосмыслить сущностные философские вопросы педагогики, сопряженные с фундаментальными категориями бытия, нравственности и культуры. Очевидно, что любое качественное изменение происходит только изнутри, зарождаясь на уровне сущностных нравственных начал, глубокой личностной и общественной этики, постепенно трансформируя и все остальные составляющие как личностного, так и общенационального бытия. Во многом именно поэтому образовательные и воспитательные практики должны реализовать изначально стихийность творческого начала, индивидуальность инновационного замысла и только потом корректировать существующий методологический корпус, как правило, ограниченный своими внутренними возможностями. Современная подлинно инновационная образовательная система должна быть выстроена на самоопределяющихся, рождающихся в ходе постоянно совершенствующейся педагогической практики принципах как открытая для творчества самоорганизующаяся система, органично порождающая качественно новые возможности и всегда способная к личностно акцентированному и культурно акцентированному диалогу [3].

Образовательная система должна быть ориентирована на постижение и освоение многообразного, сложноорганизованного, «неравновесного» мира, нацелена на формирование разностороннего, интегративного мыслетворчества, на акцентирование основополагающих -интуитивно-нравственных - качеств человеческой личности и определяющего - этического -вектора человеческой цивилизации. Другими словами, речь идет о необходимости появления культуры формирования целостного, центрированного в духе сознания человеческой личности.

Современностью остро востребована «пассионарная» личность, человек-созидатель, и потому для сегодняшнего образования просто преступно упрощать и обессмысливать реальность, подменять подлинное бытие виртуальным «текстом» или культивировать «меновое» сознание обывателя. Лишь высокая духовность - суть буквально: бытие в Духе - и самостоятельно постигнутые человеком непреходящие нравственные принципы остаются на сегодняшний день единственным залогом появления состоявшейся, духовно зрелой личности в подлинно свободном обществе, сутью гармоничного образования и воспитания, основой «живой» и жизненной, открытой для творчества педагогики будущего.

Гуманитаризация образования как залог гуманизации общества в целом сегодня невозможно без ключевой фигуры педагогического процесса - педагога-наставника, учителя «с большой буквы», чья личность и духовная культура станет «центром притяжения» здоровых сил общества, условием полноценного социального диалога, становящегося продолжением диалога с учеником. Именно на учителе во многом лежит ответственность за построение развитого и просвещенного общества. Очевидно, что только этически акцентированная педагогика сможет реально преодолеть нарастающие негативные тенденции в духовной сфере, а значит по-настоящему помочь в осуществлении всех, таких необходимых сегодня, социальных преобразований. Взрастить новое поколение, осознающее смысл свободы и полноту жизни, понимающее всю сложность существования в современном мире и в обществе, поистине одержимом сверхпотреблением, значит кардинально изменить ценностные ориентиры и социальную структуру этого общества, вернуть ему подлинную духовность, свободу и процветание.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Панарин А.С. Правда железного занавеса. - М., 2006.

2. Стёпин В.С. Цивилизация и культура. - СПб., 2011.

3. Горшкова В.В. Диалог в образовании человека. - СПб., 2009.

REFERENCES

1. Panarin A.S. Pravda zheleznogo zanavesa. Moscow, 2006.

2. Stepin V.S. TSivilizatsiya i kultura. Saint-Petersburg, 2011.

3. Gorshkova V.V. Dialog v obrazovanii cheloveka. Saint-Petersburg, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.