ISSN 2219-6048 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №1, , 2015 Historical and social educational idea's Tom 7 #1, 2015
УДК 1.17. 37.014
СУХОРУКИХ Алексей Викторович, кандидат философских наук
ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЕ ВЕКТОРЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассмотрены цивилизационные критерии современной образовательной парадигмы в условиях глобальной информации, приводятся примеры деструктивных тенденций современных геополитических и информационных процессов и намечаются пути их преодоления, в частности нового целеполага-ния когнитивно-информационного ресурса.
Особо акцентирована роль ценностно-ориентированных образовательных стратегий, задающих высоту бытия личностного императива человека как существа, наделенного этикой созидательного и преображающего творчества. Их важной частью является экзистенциальный феномен творчества подлинного Учителя: человека духовно зрелого, способного к ментальному проектированию социальной реальности и трансляции фундаментального знания в масштабе эпохи.
Ключевые слова: цивилизация, образование, экзистенциальная этика, воспитание личности, педагогическое мастерство.
SUHORUKHIH Alexey Viktorovich, Candidate for Doctorate in Philosophy,
CIVILIZATION-REFERRED VECTORS OF THE CONTEMPORARY LEARNING
The paper considered the civilization-referred criteria of the contemporary learning paradigm in the framework of globally spread information, with the examples of destructive trends in the course of the contemporary geopolitics and information release, and outlined the ways to overcome these, in particular, by setting the new goals for cognitive-and-information resource.
The study emphasized the part taken by the learning strategies aligned with the scale of values, those preselecting the altitude for the being of a personal imperative of the human as a creature endowed with the moral for constructive and transforming creativity. An existential phenomenon of creative work effected by a true Teacher being an important part to it, a person spiritually mature and capable of drafting social actuality in his/her mind and propagating fundamental knowledge accumulated over the period past.
Keywords: civilization, learning, existential ethics, personal upbringing, teaching skill.
Образование как процесс формирования обновленной духовной и сциентической парадигмы, как обретение человеком и обществом фундаментальных ценностей и смыслов, как условие социальной стабильности и реальной конкурентоспособности страны в геополитическом контексте сегодня может рассматриваться, без преувеличения, в качестве одного из важнейших культурогенных и цивилизационных факторов эпохи, фактором, по сути, моделирующим принципиально новые социосистемы в условиях глобальной информации и, следовательно, способным качественно трансформировать общественное сознание, «подтянув» его к реалиям новых культурософских парадигм знания о человеке, обществе и мироздании в целом.
Именно образование, в настоящей своей полноте, дает столь важный, непреходяще значимый личностный императив человека как перманентно морального существа. В противном же случае, без обретения «образа» и «имени» в метапроекциях современности и будущего, биосубъект лишается этого, по сути, морального звания, становясь безликим и безымянным для культуры, для общества и для метаистории. Он не осознает себя, времени, в котором существует и форм мироздания, в которых бытийствует. В этой связи Г.Г. Шпет в свое время замечал, что именно человеческое сознание в полной мере отражает уровень культуры той или иной исторической эпохи: «Культура живет в личностях и ними, и она создана трудом и творчеством личностей, культура является плодом труда сознания человека и человечества» [1, с. 309].
Процессы глобализации происходят сегодня не только в экономике: ими охвачены все стороны жизни общества, культура и образование - прежде всего. Можно говорить о фактическом распаде привычной системы массового фундаментального образования с его этическими императивами. В массовом формате фактически больше не существует отношения к образованию как к таинству дарения и обретения человеком этикоцентричного опыта знания и познания, его нравственного начала, его «божественного подобия». Современная квази-коммуникативная культура с ее господством интернета и СМИ, «информационное общество», отчетливо приобретает системообразующие качества. Ценностная парадигма, иерархия социальных нормативов, которые выдержали многолетнюю проверку временем, становятся предельно «размытыми». И, как следствие, институциональная и смысловая «вертикаль» традиционной иерархии социального континуума в массовом сознании уступает место «сети» с ее предельной расфокусировкой коммуникативных векторов, образующих множество «центров влияния» с перспективой появления максимально упрощенной социальной «вертикали», характерной для «общества потребления», сводит ценность человеческой жизни в лучшем случае к «оптимальной производительности». Отнюдь не случайно современные философы все чаще называют существующий мир локальных постиндустриальных обществ «действительностью свалки», в которой «человек превратился в мусор» [2, с. 32].
- 117 -
Гуманитарные науки
Humanitarian Sciences
Еще полтора десятилетия назад академик Н.Н. Моисеев предупреждал о том, что «механизмы информационной взаимосвязи приобрели особую роль в судьбах общества. Возникла какая-то единая общепланетарная информационная система», которая «постепенно превращается в систему «монолога» небольшой группы людей, допущенных к использованию электронных информационных средств, со «всем остальным человечеством», то есть «группы, которая пытается формировать ... образ действий», который отвечает сугубо узконаправленным интересам. «Последнее крайне опасно для будущего, так как отсюда один шаг до превращения общества мыслящих людей в муравейник, населенный зомбиобразными существами, обеспечивающими необходимые жизненные стандарты небольшой группы людей» [3, с. 22].
«Символично», что и в своем классическом гуманистическом основании (эрудиция, поиск знания, гностическая и этическая «глубина», постижение истины) образование сегодня не рассматривается больше ни как самостоятельный саморазвивающийся феномен, ни как мощный социокультурный ресурс. Оно теряет свою фундаментальность, ранее основанную на формировании целостного, системного видения картины мира, понимание базовых, обобщающих научных и социальных теорий. Сами понятия «образование» и «культура» все меньше коррелируют по смыслу, удаляются друг от друга, что ярко демонстрирует именно молодежь, попадая в ловушку «информационной всеядности». Налицо радикальное изменение социального целеполагания всех образовательных стратегий, переформатирование привычных просветительских тенденций и жесткий избирательный ценз в получении реальных (конструктивнотворческих) знаний. Как системный фактор, как определенное равенство когнитивных возможностей традиционное образование демонтируется: общество сводится в своей массе на крайне низкий информационный уровень, хаотизирующий сознание обывателя, что расщепляет и психический профиль социума. Из образовательного процесса исчезают глубокие смыслы творчества, многоплановый научный и организаторский поиск. Исчезает как социальное явление и «творческая среда», в которую был шанс «окунуться» с ранних лет, что вдвойне драматично при отсутствии преемственности образовательных стратегий и социальной солидарности. В современном глобальном ракурсе настоящее просвещение - отнюдь не опосредованная ретрансляция определенного гносеологического ресурса и не передача информационного контента. Поэтому восстановление системы образования как аккумулятора педагогического мастерства должно начаться с воссоздания ее духовно-нравственной первоосновы (энергоинформационного кластера).
Тогда как «этос подлинности» без «двойных стандартов», по сути, экзистенциальная этика социума, видится для сегодняшней цивилизации спасительной нитью Ариадны, возвращающей к истинной системе цивилизационных ценностей - то есть к духовной основе человеческого существа в его целостности и этикоцентрике - а значит, и к новых параметрам образовательной парадигмы (с центральной фигурой Учителя: «приводящим тебя к тебе»), и к новым, солидаризирующим основам образовательной политики: равнодоступности фундаментального знания, творчеству, точнее, сотворчеству и ментальному проектированию социальной реальности. Настоящей, а не виртуальной реальности - реальности проекции человеческого духа.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Шпет Г.Г. Эстетические фрагменты. Произведения. - М.: Правда, 1989.
2. Захариаш А. Анторпотелеизм. - Варшава, 1996.
3. Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь разума. - Москва, 2000.
REFERENCES
1. Shpet G. Aesthetic fragments. [ Estetichescie fragmenti. Proizvedenia]. Moskva:Pravda,1989.
2. Zacharias A. Anthropotheism. [Antropoteleizm] Varzshava, 1996
3. MoiseevN.N. The fate of civilization. The path of the mind.[ Sudbа zivilizazii. Put razum^]. Moskva, 2000.
Информация об авторе
Сухоруких Алексей Викторович, кандидат философских наук, научный секретарь Воронежского филиала РФО,
Воронеж, Россия [email protected]
Information about the author
Suhorukhih Alexey Viktorovich, Candidate for Doctorate in Philosophy, Academic Secretary of the Voronezh Branch of Russian Philosopher Society, Voronezh city, Russian Federation [email protected]
Получена: 18.01.2015 Received: 18.01.2015
- 118 -