Научная статья на тему 'Основы духовного воспитания в педагогической концепции В. В. Зеньковского'

Основы духовного воспитания в педагогической концепции В. В. Зеньковского Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
998
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ВОСПИТАНИЕ / ХРИСТИАНСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ / CHRISTIAN ANTHROPOLOGY / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ / PEDAGOGICAL INNOVATIONS / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / DEVELOPMENT OF PERSONALITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сухоруких Алексей Викторович

В статье рассмотрены педагогические воззрения одного из крупнейших русских религиозных философов В.В. Зеньковского, акцентированы важнейшие ценностные приоритеты образовательной традиции российской школы и их значимость для подлинного прогресса. Обозначен когнитивный аспект проблематики соотношения веры и познания в педагогических интенциях В.В. Зеньковского, особо выделен этический вектор познавательной деятельности в рамках целеполагания православной антропологии и концептуальной иерархии христианской антропологической триады «тело душа дух». Ключевым принципом не утративших актуальности педагогических новаций В.В.Зеньковского назван принцип соответствия воспитательных задач этапам духовного становления человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE BASIS OF SPIRITUAL EDUCATION IN THE PEDAGOGICAL CONCEPT V.V. ZENKOVSKY

The article focuses on the pedagogical views of one of the greatest Russian religious philosophers V.V. Zenkovsky. It highlights the important value priorities of the educational traditions of the Russian school and their significance for the real progress. The article also highlights the cognitive aspect of the problem of the correlation of faith and knowledge in the pedagogical intentions of V. V. Zenkovsky, stresses the ethical vector of cognitive activity in the framework of the goal setting of Orthodox anthropology and the conceptual hierarchy of the Christian anthropological triad "body soul spirit." The principle of correspondence of educational problems to the stages of spiritual development of people is called as a key principle of the pedagogical innovations of V.V. Zenkovsky which have not lost their actuality.

Текст научной работы на тему «Основы духовного воспитания в педагогической концепции В. В. Зеньковского»

УДК 37.017.93

СУХОРУКИХ Алексей Викторович, кандидат философских наук

ОСНОВЫ ДУХОВНОГО ВОСПИТАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ В.В. ЗЕНЬКОВСКОГО

В статье рассмотрены педагогические воззрения одного из крупнейших русских религиозных философов В.В. Зеньковского, акцентированы важнейшие ценностные приоритеты образовательной традиции российской школы и их значимость для подлинного прогресса.

Обозначен когнитивный аспект проблематики соотношения веры и познания в педагогических интенциях В.В. Зеньковского, особо выделен этический вектор познавательной деятельности в рамках целеполагания православной антропологии и концептуальной иерархии христианской антропологической триады «тело -душа - дух». Ключевым принципом не утративших актуальности педагогических новаций В.В.Зеньковского назван принцип соответствия воспитательных задач этапам духовного становления человека.

Ключевые слова: образование; воспитание; христианская антропология; педагогические инновации; развитие личности.

DOI: 10.17748/2075-9908.2015.7.5/1.284-286

SUHORUKHIH Alexey Viktorovich, Candidate in Philosophy

BASICS OF SPIRITUAL EDUCATION IN THE PEDAGOGICAL CONCEPT OF V.V.

ZENKOVSKY

The article focuses on the pedagogical views of one of the greatest Russian religious philosophers V.V. Zenkov-sky. It highlights the important value priorities of the educational traditions of the Russian school and their significance for the real progress. The article also highlights the cognitive aspect of the problem of the correlation of faith and knowledge in the pedagogical intentions of V. V. Zenkovsky, stresses the ethical vector of cognitive activity in the framework of the goal setting of Orthodox anthropology and the conceptual hierarchy of the Christian anthropological triad "body - soul - spirit." The principle of correspondence of educational problems to the stages of spiritual development of people is called as a key principle of the pedagogical innovations of V.V. Zenkovsky which have not lost their actuality.

Keywords: education; Christian anthropology; pedagogical innovations; development of personality.

Современное образование находится в непростой ситуации парадигмальной, по существу, деструкции, оттого в первую очередь, что в контексте постмодернистской педагогики утверждает относительность этического начала, отрицая, по большому счету, саму возможность приобщения человека к неподвластным времени абсолютным нравственным императивам. Появившаяся лакуна в образовательном дискурсе может быть преодолена посредством включения в стратегическое планирование фундаментальных ценностных аспектов нравственного воспитания личности, в частности, тех, которые, являясь частью национального педагогического наследия, органично связаны с общечеловеческими гуманистическими культурными традициями.

В этой связи огромный интерес представляют философско-педагогические воззрения В.В.Зеньковского (1881-1962), выдающегося отечественного мыслителя, одного из самых ярких представителей Русского Зарубежья. С его именем, как известно, связано значительное религиозно-педагогическое течение, нашедшее воплощение не только в теории, но и в практике, показавшее пути решения многих проблем культуры и просвещения, которые как особо значимые стали осознаваться только в наше время. Когнитивный аспект проблематики соотношения веры и познания оказался в качестве фундаментального философского вопроса центральным в педагогических интенциях В.В. Зеньковского. Различая эмпирику и рациональный способ познания, подчеркивая важность их сущностного взаимопроникновения, мыслитель вместе с тем отмечал неодинаковость их гносеологических позиций в отношении феномена веры. Как для религиозного философа, для В.В. Зеньковского именно путь веры выступал наиболее целостным, синтезирующим способом познания мира, минуя который человек никогда не приблизится к подлинной, божественной своей сущности. Философ полагал, что наиболее целесообразной будет постанова вопроса не о противопоставлении веры и разума, но о различном масштабе познания рациональным инструментарием и внерациональной сферой духа, причем наиболее отчетливо это проявляется не столько в сфере естественных наук, сколько по отношению к самому человеку, носителю духовной природы и ее таинств [1, с. 22-26]. Вместе с тем собственно в педагогическом творчестве В.В. Зеньковского следует отметить явный приоритет этико-интуитивных средств познания над логико-дискурсивными.

Оценивая состояние современной ему педагогики, мыслитель подчеркивал ее значимость для подлинного прогресса именно в рамках целеполагания христианской антропологии, которая для В.В.Зеньковского представала целостным, иерархически выстроенным знанием, включавшим педагогику, то есть практику формирования человеческой духовности наряду с вероисповеданием, философствованием и сциентикой, в структуру общего антропологического знания и деятельности, направленной на достижение соборности как Царства Божия на земле.

ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №5 часть 1, 2015 Historical and social educational ideas Tom 7 #5 part 1, 2015_

Он, в частности, отмечал моменты, немало актуальные и сегодня: «Основная причина современного педагогического кризиса в том и заключается, что педагогическая мысль оторвалась от христианской антропологии, что вслед за другими сферами культуры, педагогика встала на путь секуляризации, отделения себя от веры...Преодоление педагогического натурализма, возврат к обоснованию педагогики в целостном христианском мировоззрении, привлечение идей христианской антропологии к освещению основных проблем педагогики и есть та основная задача, в решении которой лежит ключ к плодотворному творчеству в сфере воспитания» [2, с. 8]. Одним из основополагающих в педагогической концепции В.В. Зеньковского стал принцип личностной ориентации воспитательного процесса, означающий, по его мнению, сакральную направленность на вхождение человека в соборную благодать Небесной Церкви, проецирующийся - в идеале - в социальную плоскость справедливого общежития. Представление об иерархической структуре личности обусловило у В.В. Зеньковского ключевой принцип приоритетности воспитания над образованием: именно воспитание как формирование ценностных ориентиров, как рождение эмоционально-совестливого отношения, раскрытие «глубин души» - первично, и только после этого адекватно интеллектуальное развитие: овладение, собственно, системой знаний. Поэтому столь ценно и важно детство: весь его смысл «заключается в подготовке к самостоятельному творчеству в жизни, и охрана и развитие творческих сил в нас, творческой основы души является первой и основной задачей воспитания.Если она угасла или подавлена, то все богатство навыков ума. будет мертвым капиталом. Процесс "обучения" поглощает столько сил, так отодвигает, обессиливает творческие порывы, так нивелирует личность, подчиняет ее шаблону, что, выходя в жизнь, многие из нас превращаются в бесцветных.людей, выполняющих какую-то...социальную функцию, но безнадежно растерявших творческую инициативу и одушевленное отношение к своей деятельности» [3].

Еще одной характерной особенностью педагогики В.В. Зеньковского является приоритет духовного воспитания над эмпиризмом и натурализмом познания, поскольку эмпирическое начало связывалось философом с земной жизнью, тогда как духовное начало, образ Божий в человеке, «который является проводником никогда не прекращающейся связи с Богом» [4, с. 327] - ассоциировалось с бытием абсолютным, с «жизнью вечной», подготовка к которой в контексте христианской традиции и становится, по убеждению мыслителя, главной сакральной задачей воспитания. Приоритет духовного воспитания над эмпирикой «земного бытия» отнюдь не означал у В.В. Зеньковского отстраненности личности в процессе ее становления от всего многообразия активной психо-эмоциональной и социальной жизни - он лишь принципиально акцентировал ценностный аспект в рамках концептуальной иерархии антропологической триады «тело - душа - дух». «В путях воспитания мы не имеем "линейного" ряда ценностей, - высказывался в этой связи философ, - но должны установить иерархический принцип. Развитие эмпирической стороны в личности есть подлинная и действительная, но все же относительная (в силу инструментальности своей функции) ценность, а развитие духовной сферы есть соотносительная ей, но не относительная ценность: нельзя отрывать эмпирию личности от ее духовной жизни, нельзя впадать ни в педагогический эмпиризм, ни в педагогический идеализм.истина лежит в воспитании целостной личности и иерархическом её строе» [5, с. 132-133]. Необходимо заметить, что современная школа лишена понимания основных задач развития по возрастам, тогда как именно В.В. Зеньковским была детально разработана проблематика «возрастных ступеней» и соответствующих им форм духовной жизни ребенка, целей и средств воспитания в различные возрастные периоды. Ключевым принципом этих педагогических новаций становился принцип соответствия воспитательных задач этапам духовного становления человека. И опять-таки, важнейшим, уникальным этапом в духовном становлении личности, в формировании ее самосознания для В.В. Зеньковского представало детство: потенциальное «развитие начала личности, духовных сил.разума и свободы, творчества и саморегуляции» ведь, по сути, «детская душа - это душа взрослых в миниатюре, это ранняя стадия ее» [6, с. 17]. Этапы детства и, следовательно, воспитания как духовной помощи на каждом из них были связаны для философа с этапами раскрытия и «вызревания» Духа в человеческом существе, а значит, в основу возрастной периодизации была положена идея о том, что иерархия триады «тело - душа - дух» проявляется в разные периоды взросления (грудной период, первое детство, второе детство, отрочество, юность) не одинаково, и каждый из перечисленных периодов имеет, как полагал В.В. Зеньковский, свою «духовную установку», причем именно в юности, когда происходит мучительное переживание безграничности данной человеку свободы и преобразование энергии пола в энергию творчества, так необходимо «оцерковление» личности, осознание ею своего креста - ответственности и нравственного долга перед мирозданием. Именно на этом этапе принципиальную важность обретают особые, глубоко личностные (также на уровне таинства) отношения ученика с учителем - учителем, в трактовке В.В. Зеньковского, православным: подвижником, проповедником, «духотворцем», осознающим «божественное зерно», сокрытое в

глубине каждого детского существа, человеком, способным «взрастить совесть», привести учеников «ко спасению» таинством веры, силой нравственного поступка, ибо «выпрямление нравственного существа идет лишь там, где есть вера в достижимость его» [9, с. 853]. Стоит добавить, что все вышеизложенное остается по-прежнему руководством к действию и ожидает своего практического воплощения.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Зеньковский В.В. Несколько слов в ответ г-ну Сережникову // Вестник РСХД. - Париж-Нью-Йорк. - 1930. - № 3.

2. Зеньковский В.В. Проблема воспитания в свете христианской антропологии. - Париж, 1934.

3. Зеньковский В.В. Очерк о педагогическом интеллектуализме // Русская школа за рубежом. - Прага, 1923. Кн.2-3.

4. Зеньковский В.В. Апологетика. - Париж, 1957.

5. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. Церковь и школа. Наша эпоха. -М., 1993.

6. Зеньковский В.В. Психология детства. - Лейпциг,1924.

7. Зеньковский В.В. Принцип индивидуальности в психологии и педагогике // Вопросы философии и психологии. - М., 1919. Кн.108, Кн. 110.

REFERENCES

1. Zenkovsky V. V. A few words in reply to Mr. Serednikov. [Nescolco slov v otvet Serezhnicovu]. Bulletin of the associations, Paris, NewYork, 1930, No. 3.

2. 2. Zenkovsky V.V. The Problem of education in the light of Christian anthropology. [Problema vospitania v svete hristianscoi аntropologii]. Paris, 1934.

3. Zenkovsky V.V. Essay on pedagogical intellectualism. [Ocherc o pedagogichescom intellectua^m^. Russian school abroad]. Prague, 1923, В. 2-3.

4. Zenkovsky V.V. Apologetics. [Apologet^^ Paris, 1957.

5. Zenkovsky V. V. Problems of education in the light of Christian anthropology. The Church and School. [Problema vospitania v svete hristianscoi аntropologii. Cercov i shcola. Our era], Moskva. 1993.

6. Zenkovsky V.V. Psychology of childhood. [Psihologia detstva.] Leipzig, 1924.

7. Zenkovsky V.V. The principle of individualism in psychology and pedagogy, [Prinzip individualnosti v psihologii i pedagogice]. Questions of philosophy and psychology, Moskva. 1919. В.108, В.110.

Информация об авторе Information about the author

Сухоруких Алексей Викторович, кандидат фи- Suhorukhih Alexey Viktorovich, Candidate for

лософских наук, научный секретарь Воронеж- Doctorate in Philosophy, Academic Secretary of

ского филиала РФО, the Voronezh Branch of Russian Philosopher

Воронеж, Россия Society, Voronezh city, Russian Federation

sukhorukikh.al@yandex.ru sukhorukikh.al@yandex.ru

Получена: 18.01.2015 Received: 18.01.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.