Научная статья на тему 'Динамика педагогического творчества как условие инновационного обновления социума'

Динамика педагогического творчества как условие инновационного обновления социума Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
155
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА / ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА / КРЕАТИВНЫЙ КЛАСС / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / КОМПЕТЕНЦИИ / "ОБЩЕСТВО ЗНАНИЙ" / "KNOWLEDGE SOCIETY" / UPGRADING SOCIETY / SPIRITUAL CULTURE / CREATIVE CLASS / LEARNING ENVIRONMENT / COMPETENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сухоруких Алексей Викторович

В статье проанализирована взаимосвязь феномена духовного мастерства педагога с ростом подлинного модернизационного потенциала общества актуализацией интеллектуально-креативной среды, модератора инновационных изменений социальной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVOLUTION OF EDUCATIONALIST CREATIVITY BEING A PRECONDITION OF INNOVATION-TRIGGERED SOCIETY’ RENEWAL

The paper explored correlation between the phenomenon of spiritual mastery of an educationalist and growth in true improvement potential of the community, i.e. in actualizing intellectual and creative environment, as moderator of the innovative alterations to societal culture.

Текст научной работы на тему «Динамика педагогического творчества как условие инновационного обновления социума»

Гуманитарные науки

Humanitarian Sciences

УДК 1.17. 37.014

СУХОРУКИХ Алексей Викторович, кандидат философских наук

ДИНАМИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА КАК УСЛОВИЕ ИННОВАЦИОННОГО ОБНОВЛЕНИЯ СОЦИУМА

В статье проанализирована взаимосвязь феномена духовного мастерства педагога с ростом подлинного модернизационного потенциала общества - актуализацией интеллектуально-креативной среды, модератора инновационных изменений социальной культуры.

Ключевые слова: модернизация общества, духовная культура, креативный класс, образовательное пространство, компетенции, «общество знаний».

SUHORUKIKH Alexey Viktorovich, Candidate for Doctorate in Philosophy

EVOLUTION OF EDUCATIONALIST CREATIVITY BEING A PRECONDITION OF INNOVATION-TRIGGERED SOCIETY'

RENEWAL

The paper explored correlation between the phenomenon of spiritual mastery of an educationalist and growth in true improvement potential of the community, i.e. in actualizing intellectual and creative environment, as moderator of the innovative alterations to societal culture.

Key words: upgrading society, spiritual culture, creative class, learning environment, competences, "knowledge society".

В свете проходящих модернизационных процессов в отечественном образовании следует подчеркнуть особую значимость высокопрофессионального педагогического творчества как одного из важнейших, в конечном итоге «стартомоделирующих» социальных факторов. Справедливо отмечается, что для человека, формирующегося как социальный субъект и как личность в рамках образовательного пространства, «необходима неразрывная связь когнитивных и эмоционально-ценностных процессов, определяющих целостное видение мира и гуманистическое отношение к нему» [1]. И эту целостность в онтологической проекции способно задать как парадигму личностного роста ученика с его ранних лет только духовная зрелость, только нравственная состоятельность педагога-мастера.

Духовность не просто качество личности, это способ существования человека и общества. Немаловажно, что именно духовное мастерство учителя, грамотно выстроенное в реалиях современной информационной динамики, способно вывести поколения молодых, вступающих в жизнь людей к высотам гуманистической и национальной культуры: концептуальное «нравственное знание», таким образом, становится «осью» всего обучающего и воспитательного процесса, основой когнитивного ресурса и информационных стратегий, моделирующих «духовные скрепы» национального существования.

В этой связи педагог как носитель субъективно-личностного морального знания должен оставаться ключевой фигурой в системе образования: он более не должен рассматриваться лишь профессионалом-ретранслятором готовых знаний-сведений - этого набора «компетенций», комплекса узкоспециализированных технологий, умений и навыков, востребованных лишь на краткий период социальной конъюнктуры, - но в первую очередь быть востребован в качестве состоявшейся, всесторонне развитой личности, способной развивать творческое, индивидуальное отношение каждого учащегося к себе и к своей жизни. Важно отметить, что все педагогические стратегии в таком случае дают возможность перестроить образовательный процесс из системы «субъект-объектных» отношений на уровень «субъект-субъектных» и (в идеале) выстроить непосредственный, глубокий диалог учителя и ученика. Являясь творческим взаимообогащением, именно диалог способен значительно расширить методологический функционал и сформировать личностный статус в образовательном пространстве. Более того, чем ярче как итог педагогической саморефлексии проявлено спонтанное когнитивное творчество, тем продуктивнее процесс совместной личностно-акцентированной деятельности и тем более сложные профессиональные задачи, повышая свой личный творческий потенциал, приходится решать педагогу. Тогда как для учащихся при этом открывается сам процесс «рождения знания» [2, с. 178], происходит акт личного сопричастия и погружения в глубины познания и сознания.

Особо подчеркнем: творчество (в частности, педагогическое творчество) конечно же не может быть стандартным, обусловленным нормативным предписанием. Кроме того, оно должно являться в итоге и нравственно акцентированным, социально направленным воспитующим актом, перманентно оздоравливающим социальный климат и привносящим фундаментальные этико-гностические смыслы в «моральный вакуум» современного общества.

Вне всякого сомнения, образовательные стратегии и макросоциальные перспективы связаны напрямую. В этой связи, как известно, современное образование все больше выдвигает на первый план личностно-ориентированную концепцию, формирующую качества макси-

ISSN 2219-6048 Историческая и социально-образовательная мысль. Тзм 6 №6, Часть 2, 2014 Historical and social educational idea's Tom 6 #6, Part 2, 2014_

мальной самореализации личности в социуме. Однако характерная отраслевая направленность и все тот же «компетентностный подход» приводят в целом к вытеснению именно воспитательного, гуманистического вектора из педагогики, из процесса формирования личности в системе образования. И в итоге, как тенденция: в экономике и политике, в сфере культуры и образования наблюдается едва ли не полное отсутствие этически приоритетных решений, ответственность за которые взял бы на себя нравственно состоятельный человек.

От директивно-функциональных схем стандартизированной и согласовательной методической деятельности педагогика вновь должна вернуться в культурную парадигму трансляции фундаментальных смыслов, к созидательной стратегии рождения ценностных императивов - по сути, к постулатам служения и любви, к глубокому вдумчивому самопознанию, к онтологической рефлексии, к творчеству культуры сознания. В педагогике именно такого уровня будет укреплена личностная духовная доминанта учителя как творца моральных ценностей для юношества. В частности, об этом слова И.А. Ильина, отмечавшего, что всякое подлинно «культурное творчество требует... предметного служения, духовной преданности и жертвенности, то есть сердца и любви. Оно требует от нас выбора истинной цели, верности вчувствования и свободной совести. То есть опять-таки любви и созерцания. И эту творческую любовь, и это творческое созерцание нельзя ничем заменить или подменить: ни суровой дисциплиной, ни идеей долга, ни авторитетными велениями, ни страхом наказания» [3, с. 300].

В перспективе же социальной адаптации необходимо подчеркнуть важность предоставления человеку возможности раскрытия индивидуальных, заложенных от природы качеств личной «энергетики» и поиска собственной жизненной траектории. По большому счету, образование призвано снять жесткое противоречие «персональной» и «социальной» личности с кардинальным несовпадением личностных, социальных и биологических функций и поведенческих стереотипов, характерным для сегодняшнего весьма «невротичного» социума [4, с. 74-75].

Полагаем, именно в этом концептуальном плане следует говорить о плодотворной инновационной перспективе в отечественном образовании. Модернизация культурная и социальная в первую очередь касается сферы нравственности, духовной жизни общества, его фундаментальных ценностей, руководство которыми трансформирует ментальность, порождая вечно актуальные смыслы в инновационном русле стратегических изменений. Сегодня очевиден приоритетный запрос, по меньшей мере, на структурно-институциональное, а по большому счету, на социокультурное, гуманитарное обновление человека и общества в целом - запрос на творческое начало, «моральную энергетику», способную, словно кластер, преобразовать всю социальную ткань. Значимость педагогического таланта здесь колоссальна: высокий интеллект и образование, как правило, традиционно являются атрибутами креативного класса, причем чем они выше, тем в идеале выше творческие возможности реализации имеющихся способностей. В указанной перспективе педагогическое сообщество видится генератором ценностной иннова-тики и широкой интеллектуальной практики, без которых немыслимо продекларированное «общество знаний», где человек как «субъект творчества», как носитель культурного потенциала является не только основной производительной силой, но и социальной ценностью.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. - М.: Народное образование, 2006. - Т.1. - 845 с.

2. Формирование учебной деятельности студентов (по ред. В.Я. Ляудис). - М.: Изд. МГУ, 1989. - 240с.

3. Ильин И.А. Путь к очевидности. - М., 1993. - 458 с.

4. Ильин И. Постмодернизм. Словарь терминов. - М., 2001. - 664 с.

Информация об авторе

Сухоруких Алексей Викторович, кандидат философских наук, научный секретарь Воронежского филиала РФО, Воронеж, Россия sukhorukikh.al@yandex.ru

Получена: 10.10.2014

Information about the author

Suhorukikh Alexey Viktorovich, Candidate for Doctorate in Philosophy, Academic Secretary of the Voronezh Branch of Russian Philosopher Society, Voronezh city, Russia sukhorukikh.al@yandex.ru

Received: 10.10.2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.