Научная статья на тему 'Современное предпринимательство: проблемы, анализ, перспективы'

Современное предпринимательство: проблемы, анализ, перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
380
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
предпринимательство / статистический анализ / предпринимательская активность / перспективы / таргетирование
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современное предпринимательство: проблемы, анализ, перспективы»

Сибирская Е.В.

д.э.н., профессор Российского экономического университета

Овешникова Л.В.

д.э.н., профессор Российского экономического университета СОВРЕМЕННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: ПРОБЛЕМЫ, АНАЛИЗ, ПЕРСПЕКТИВЫ

Ключевые слова: предпринимательство, статистический анализ, предпринимательская активность, перспективы, таргетирование.

В настоящее время предпринимательство имеет особое значение для достижения экономического успеха государства и высоких темпов роста его промышленного производства. Оно является основой инновационного характера экономики страны, поскольку чем большее количество хозяйствующих субъектов имеют возможность проявить свои инициативные и творческие способности, тем более реальны перспективы сокращения разрыва между потенциальными и фактическими результатами развития, а также обеспечением инновационной активности экономики страны, основанной на результатах деятельности организаций, которые внедряют инновации в различные сферы деятельности1.

Для исследования российского предпринимательства информационной базой служит Статистический регистр хозяйствующих субъектов Федеральной службы государственной статистики2. В 2014 г., в соответствии с рекомендациями Статистического управления Евростата и ОЭСР, Росстатом была разработана Официальная статистическая методология формирования показателей бизнес-демографии, цель которой - изучение количества быстрорастущих предприятий («газелей») и численности работников на таких предприятиях.

В соответствии с утвержденной Методологией на сайте Росстата были размещены первые результаты пилотных работ по формированию показателей бизнес-демографии. Эти работы осуществлялись в октябре-ноябре 2014 года в 7 субъектах Российской Федерации: Астраханской, Белгородской, Вологодской, Новосибирской, Пермской, Свердловской областях, а также в Республике Татарстан. Так, например, уже сформированы статистические данные по предприятиям «газелям».

Международной информационной базой для изучения предпринимательской активности является база Глобального мониторинга предпринимательства (Global Entrepreneurship Monitor)3. Этот проект по организации страно-вых исследований развития предпринимательства и обмену информацией о состоянии предпринимательской активности был разработан в 1997 г. по инициативе ведущих ученых из Великобритании, США, Финляндии и Ирландии. В 2016 г. в проекте приняли участие 66 стран, в которых проживает 69% населения Земли и создается 85% мирового ВВП. Россия участвует в проекте с 2006 г. В ходе исследования используются два метода сбора информации: 1) опрос взрослого трудоспособного населения с помощью специально разработанных анкет (Adult Population Surveys - APS); 2) экспертные оценки (National Expert Surveys - NES) - национальные экспертные интервью - интервью с предпринимателями и экспертами в области предпринимательства.

В России самые важные показатели предпринимательской активности - это коэффициенты рождаемости и официальной ликвидации организаций на 1000 организаций (рис. 1).

Среднее значение коэффициента рождаемости - 102, ликвидации - 70. Однако в конце исследуемого периода коэффициент ликвидации впервые за изучаемый период превысил коэффициент рождаемости (на 53 организации). В настоящее время потенциал появления новых предприятий ниже, чем, например, в 2017 г., когда на 1000 организаций приходилось 102 зарегистрированных в этом году4.

1 Малышев О.М., Соломонов О.П. Развитие предпринимательства в современной России: проблемы и перспективы // Социально-экономические явления и процессы. 2010. - № 6 (022). - С. 135-136.

2 Федеральная служба государственной статистики. - http://www.gks.ru/

3 GEM, 2017. Global Entrepreneurship Monitor, 2017. - http://www.gemconsortium.org/report

4 Симонова Л.М., Овсянкина М.В. Демография организаций как навигатор принятия управленческих решений // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2016. - Т. 2, № 2. - С. 209-218.

160 140 120 100 80 60 40 20 0

'.3

115,2

\58 J 93 А 94 ,7 Я 94 >4 92 102-7 / „J, a 9i ш

___4 >-ffí г—•—

ьу "Г 84, 7 67.4

3 6 *

2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 —•—К оэффицициент ликвидации —«—Коэффициент рождаемости

Рисунок 1.

Динамика коэффициентов рождаемости и ликвидации организаций в России (в промиллях)

Далее приведен выборочный анализ данных о предпринимательской активности, собранных в ходе пилотного проекта по данным Росстата (табл. 1, рис. 2).

Таблица 1

Количество предприятий - «газелей» (оценка роста по обороту)

Субъект РФ Количество «газелей»

Астраханская область 56

Белгородская область 44

Вологодская область 54

Новосибирская область 923

Пермский край 60

Республика Татарстан 289

Свердловская область 610

Анализируя таблицу и рисунок, можно сделать следующие выводы: в исследуемом периоде лидером среди 7 субъектов по числу предприятий-«газелей» являлась Новосибирская область (923 предприятия); чаще всего предпри-ятия-«газели» относились к оптовой и розничной торговле (30% от общего числа «газелей»). Наименее популярный вид экономической деятельности по числу предприятий-«газелей» - образование.

Рисунок 2.

Структура предприятий-«газелей» по видам экономической деятельности

Рассматривая модель Глобального исследования предпринимательства, можно констатировать дифференциацию индикаторов предпринимательской активности по индивидуальным и национальным характеристикам, которые характеризуют ценность и восприятие предпринимателей в обществе1 (рис. 3).

80 60 40 20

0

2006

чп я 62.5 53,6 57 ,2 59,5 59 ,1 55 ,3 61,2

39 33.2 г" 45,6

ЗЩ 23.7 7.1 ■7, 23 ,5 28,2 26 ,5 28 ¥

17 1Т ГУ^

17.1 22,7 27,1 20.1 27, 8

2008

2010

2012

2014

2016

2018

-Страх провала

-Предпринимательские способности

-Предпринимательские возможности

Рисунок 3.

Динамика индивидуальных характеристик предпринимательства

В 2016 г. оценка возможностей для открытия бизнеса составила 17,9%. Восприятие условий в регионе проживания как благоприятных сократилось по сравнению с 2017 г., когда более четверти респондентов позитивно оценивали факторы внешней среды. Чуть более четверти (28,4%) респондентов считают, что обладают достаточными знаниями и опытом для открытия собственного дела. Значение этого показателя устойчиво за все время наблюдения и колеблется в диапазоне от 22,7 в 2010 г. до 33,2 в 2011 г.

В 2016 г. по сравнению с 2014 г. сократилось количество респондентов, которых от открытия собственного дела удерживает страх провала (с 59,1 до 55,3). Тем не менее, большая часть опрошенных отмечает, что от открытия собственного дела их удерживает боязнь быть неуспешными (рис. 4).

Рисунок 4.

Динамика национальных характеристик предпринимательства

Большинство россиян на протяжении изучаемого периода высоко оценивают статус предпринимателя и считают карьеру предпринимателя привлекательной. В 2016 г. с этим согласилось 65,6 и 63,4% россиян соответственно, что на 1,5 и 2,5 % меньше, чем в 2014 г.

1 Широкова Г.В., Цуканова Т.В., Богатырева К.А. Национальный отчет GUESSS (Глобальное исследование предпринимательского духа студентов) в России в 2013/2014 гг. - http://www.ruaee.ru/about/documents/GUESSS_2013_Rus.pdf

Меньше половины опрошенных считают, что СМИ достаточно часто и информативно публикуют материалы об историях предпринимателей, которые смогли создать фирмы с нуля и стать лидерами в своих отраслях бизнеса. Максимальное значение характеристики «Внимание СМИ к предпринимательству» было зафиксировано в 2011 году (55,3), минимальное - в 2009 г. (41,5).

Следующий показатель - уровень выхода из бизнеса - начал рассчитываться только в 2016 г. и может рассматриваться как компонент динамики предпринимательства в обществе наряду с показателями ранней и устоявшейся предпринимательской активности. В 2016 г. индекс выбытия, рассчитанный как процент взрослого трудоспособного населения, продавшего, закрывшего или каким-либо иным способом переставшего являться владельцами и управляющими бизнеса в последние 12 месяцев, составил 2,1%.

Из тех, кто закрыл бизнес в 2016 г. и не владеет никаким другим бизнесом, лишь 35,3% готовы попробовать себя снова на предпринимательском поприще. Большинство же (64,7%) не рассматривают возможности создания бизнеса в ближайшие годы.

GEM1 имеет собственную классификацию стран, в основу которой заложено главное конкурентное преимущество (ресурсы, заимствованные текущие технологии, инновации (табл. 2).

Таблица 2

Страны GEM по уровню экономического развития

Тип экономики Параметры, характерные для данного типа Страны

Ресурсно-ориентированная (Factor-driven economy) Цены, традиционные факторы производства Ангола, Боливия, Босния и Герцеговина, Колумбия, Эквадор, Египет, Индия, Иран

Эффективно-ориентированая (Efficiency-driven economy) Эффективное производство, интенсивность труда, адекватная экономике система образования, новые рынки и технологии Аргентина, Бразилия, Чили, Хорватия, Доминиканская республика, Венгрия, Ямайка, Латвия, Македония, Мексика, Перу, Румыния, Россия, Сербия, Южная Африка, Турция, Уругвай, Казахстан

Инновационно-ориентированнаня (Innovationdriven economy) Инновации, высокотехнологичные производства и рынки Бельгия, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Исландия, Ирландия, Израиль, Италия, Япония, Корея, Голландия, Норвегия, Словении, Испания, Швейцария, Великобритания, США

Для дальнейшего сравнения по субъективному мнению выбраны следующие страны: Россия, Великобритания, Германия, Израиль, Казахстан, США, Франция, Швейцария. Самый высокий статус предпринимателей в обществе - в Израиле (85,5%), низкий - в России (65,6). Наибольшая доля людей, считающих карьеру предпринимательства привлекательной, проживает в Казахстане (74,3%), наименьшая - в Швейцарии (38,9%) (табл. 3). 75% опрошенных Казахстана согласны с тем, что СМИ достаточно много внимания уделяют предпринимательству - это большая доля среди сравниваемых стран, наименьшая доля - во Франции (45,2%) - рис. 5.

Рисунок 5.

Сравнение национальных характеристик предпринимателей

1 GEM, 2017. Global Entrepreneurship Monitor, 2017. http://www.gemconsortium.org/report

Самая высокая доля людей, полагающих, что существуют благоприятные условия для открытия бизнеса в месте их проживания - в США (57,3%), низкий - в России (17,9%). Рассмотрим причины выхода из бизнеса, которые указывали респонденты в России, и сравним их с причинами выхода в эффектиностно и инновационно-ориентированных странах1 - рис. 6.

■ Ври

мание СМИ

78,9 "Вы

кар

85,5

;окий

со1_иальнын статус

82 мУдичный выбор

ьеры

100

Рисунок 6.

Причины выходы из бизнеса в России и странах-участницах проекта

Таблица 3

Индивидуальные характеристики потенциального предпринимателя

Предприним. способности Предприним. возможности Страх провала

США 55 57,3 33,3

Казахстан 50 44,2 30,5

Великобритания 48 42,3 35,2

Швейцария 43,3 41,4 31,2

Израиль 41,1 53,7 48,7

Германия 37,4 37,6 41

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Франция 36,3 28,6 40,3

Россия 28,4 17,9 44,8

Основной причиной, побудившей респондентов закрыть бизнес, явилась его нерентабельность (33%). Кроме того, 8% респондентов закрыли бизнес из-за невозможности получения доступа к финансированию. В эффективно-ориентированных экономиках 38,2% респондентов, закрывших бизнес, указали на нерентабельность бизнеса, а в инновационно-ориентированных странах - 34 %.

Второй по популярности причиной закрытия бизнеса респонденты назвали личные причины, на их долю приходилось 23%. В инновационно-ориентированных странах около 6% респондентов заявили о том, что выход из бизнеса связан с окончанием трудовой деятельности, а в России ни один респондент не назвал выход на пенсию в качестве причины выхода из бизнеса. Данное обстоятельство частично связано с недостатками законодательства в части пенсионной системы. 14% респондентов в России объяснили причины выхода фактором бюрократии. В инновационно-ориентированных странах доля бюрократии 8 и 6% соответственно.

В ходе изучаемого периода доля женщин, вынужденно ставших предпринимателями, остается стабильно выше, чем доля мужчин. В 2018 г. 67% вынужденных предпринимателей - женщины, и только 33% - мужчины. В 2018 гг. средний возраст предпринимателя находился в диапазоне 25-34 лет (27% предпринимателей), в отличие от 2015 и 2016 гг., когда средний возраст был от 35 до 44 лет (29 и 27% соответственно). За исследуемый период в среднем 75% предпринимателей находились в возрасте от 25 до 54 лет. В 2018 по сравнению с 2015 г. на 6% сократилась доля самой молодой группы предпринимателей (от 18 до 24 лет) и составила 12%. Однако выросло число предпринимателей в возрасте 55 - 64 на 3%.

1 Михейкина Л.А., Григорьева М.О. Применение статистических инструментов, информационных технологий и элементов Форсайта для привлечения инвестиций в национальную экономику // Инновационное развитие российской экономики / Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова; Российский гуманитарный научный фонд. - М., 2016. - С. 69-71.

Интересно, что сравнение образовательного уровня российских предпринимателей с предпринимателями других стран говорит о том, что в нашей стране предприниматели обладают более высоким уровнем образования, чем в остальных странах - участницах проекта GEM - рис. 7.

Диаграмма на рис. 7 позволяет сделать вывод, что тип поселения практически не влияет на предпринимательскую активность. В исследуемом году практически равное число предпринимателей проживало в поселениях разного типа. 23% - в городах от 1 млн. жителей, 21% - в маленьких городах до 100 тыс. жителей, по 20% - в городах от 100 до 500 тыс. жителей и в сельской местности соответственно.

□ более 1 млн

□ 500 тыс.-1 млн ЕЭ 100тыс. - 500 тыс. В до 100 тыс.

□ сельская местность

Распределение предпринимателей по типу поселения в 2018 г., %

Спрогнозируем значения коэффициента рождаемости организаций. Для этого необходимо построить модель, используя множественную регрессию.

Для начала отберем факторы в модель и обозначим их влияние на коэффициент рождаемости организаций.

У - Коэффициент рождаемости организаций на 1000 организаций;

XI - Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, млн. чел. (чем больше людей с низким уровнем дохода, тем чаще их посещает мысль об открытии своего дела для улучшения материального положения);

Х2 - Кредиты, депозиты и прочие размещенные средства, предоставленные организациям, физическим лицам и кредитным организациям, трлн. руб. (на полученные кредиты люди имеют возможность начать предпринимательскую деятельность);

Х3 - Предпринимательские намерения, % (люди, намеревающиеся открыть свой бизнес, участвуют в создании новых организаций);

Х4 - Общий уровень предпринимательской активности, % (чем выше общий уровень предпринимательской активности, тем больше людей открывают свои предприятия);

Х5 - Численность пострадавших при несчастных случаях на производстве, тыс. человек (после производственных травм люди чаще задумываются об открытии своего, более безопасного дела).

Пропущенные элементы некоторых уровней ряда динамики были заменены средними значениями за изучаемый период (табл. 4).

Таблица 4

Корреляционная матрица

У x1 x2 x3 x4 x5

У 1

x1 0,396 1

x2 0,498 -0,413 1

x3 0,547 0,421 -0,284 1

x4 0,572 -0,112 0,742 -0,075 1

x5 0,641 0,659 -0,937 0,373 -0,645 1

Все факторные переменные имеют взаимосвязь средней силы с результирующим показателем (коэффициенты корреляции > | 0,4). Сильная корреляционная связь наблюдается также между количеством предоставленных кредитов, численностью пострадавших при несчастных случаях на производстве, количеством предоставленных кредитов, общим уровне предпринимательской активности. Включим в модель 5 факторов для более полной информативности. Если построенная модель будет неадекватна, то исключим незначимые признаки (табл. 5, 6).

С помощью функции ЛИНЕЙН рассчитаем основные параметры модели.

Таблица 5

Коэффициенты модели

а5 а4 а3 а2 а1 а0

2,21 -3,50 4,51 1,95 -3,55 15,74

Построенная модель выглядит следующим образом: У = а0 + а1 * Х1 + а2 * Х2 + а3 * Х3 + а4 * Х4 + а5 * Х5

Таблица 6

Стандартные ошибки коэффициентов модели

аа5 аа4 аа3 аа2 аа1 аа0

0,43 1,05 1,27 0,00 1,05 17,54

Значимость коэффициентов множественной регрессии проверим с помощью (-критерия Стьюдента (табл. 7).

Таблица 7

Расчетные Означения Стьюдента

1а5 1а4 1а3 1а2 1а1 1а0

5,11 3,31 3,56 5,20 3,38 0,90

Критическое значение (-критерия найдем с помощью формулы СТЬЮДРАСПОБР (0,05; 6) = 2, 44. Исходя из расчетных и критического значений 1, можно сказать, что все коэффициенты модели значимы, кроме свободного члена (табл. 8).

Таблица 8

Критерии значимости модели

Ял2 Б

0,93 15,63

Проанализируем коэффициент детерминации, который равен 0,93. Это говорит о том, что 93% изменения У объясняется построенной моделью, выбранными факторами Х. Следовательно, данная модель - информативна.

Для оценки качества модели воспользуемся Б-критерием Фишера. Бкрит. = БРАСПОБР (0,05; 5; 6) = 4,38.

Расчетное значение Б = 15,63 => Брасч. > Бкрит., модель значима. Расчетные значения критериев проверки модели подтвердили, что данная регрессионная модель значима, информативна, адекватна. Попробуем осуществить прогноз на 2 периода, используя предсказанные с помощью линейного тренда значения факторных признаков Х1... Х5.

Прогнозные значения коэффициента рождаемости организаций на 2019 и 2020 гг. составили 89,5 и 87,7 соответственно. По результатам прогноза наблюдается уменьшение появления новых предприятий в России. Это может быть вызвано резкими колебаниями значений факторных признаков, неточностью исходных данных, т.к. изначально были пропущены уровни ряда за определенные года, которые были заменены средними значениями.

Однако причинами спада рождаемости новых предприятий может быть не только неточность данных. В России также уменьшился уровень предпринимательских намерений, предпринимательских возможностей, экономическая и политическая ситуация в стране крайне нестабильна1. Все это могло повлиять на снижение желание населения начинать предпринимательскую деятельность. Люди предпочитают заниматься работой по найму, доход от которой более стабилен, чем от ведения собственного бизнеса на ранних этапах.

Существенной характеристикой экономики страны как уже было отмечено считается интенсификация инновационных процессов, обращение их в вектор экономического роста. Сегодня инновации становятся условием, способным влиять на развитие национальной конкурентоспособности государства в целом и определять перспективы его 2

развития .

Говоря об инновационном предпринимательстве, следует обратиться к сфере высоких технологий. Самообеспеченность российской экономики высокотехнологичной продукцией находится на довольно низком уровне. Более развитие страны с системной экономикой стремятся удовлетворять потребности в высокотехнологичной продукции внутри своей страны за счёт собственного производства. Например, в Японии, США, Англии, Германии и Франции уровень самообеспеченности продукцией высокотехнологического комплекса на данный момент составляет около 80%. В РФ этот показатель не учитывается, несмотря на то, что он играет важную роль одного из индикаторов технологической безопасности.

1 Симонова Л.М., Овсянкина М.В. Демография организаций как навигатор принятия управленческих решений // Вестник

Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2016. - Т. 2, № 2. - С. 209-218.

2

Габбасова Э.И. Проблемы и перспективы использования интеллектуальной собственности в условиях инновационной экономики Современное состояние и перспективы развития инновационной экономики: сб. материалов науч. практич. конф. / Под ред. Л.С. Валинуровой, О.Б. Казаковой. Э.И. Исхаковой. - Уфа: БАГСУ, 2013. - 178 с.

Большая часть промышленных организаций занимается продуктовыми инновациями: закупает готовое оборудование, использует НИОКР в основном в действующем производстве. Современная структура высокотехнологичных отраслей РФ характеризуется наличием многих диспропорций, которые сложились вследствие экономической трансформации из-за нехватки инвестиционных ресурсов и просчетов в проведении экономических реформ. Для регулирования инновационной деятельности требуется наличие точной информации, которая необходима для анализа и принятия управленческих решений как в целом, так и в инновационной сфере в частности.

Для оценки предпринимательской деятельности в сфере инноваций по формам №4-инновация и № 2-МП-инновация применяются определённые показатели инновационной деятельности организации. Их можно условно разделить на несколько групп: затратные, динамичные, структурные и показатели обновляемости. Основные показатели приведены на рис. 8.

Важно отметить, что именно государственная политика играет ключевую роль в развитии наукоёмких видов экономической деятельности и предопределяет опережающее развитие отраслей высоких технологий для укрепления конкурентоспособности предпринимательства на мировом и внутреннем рынках.

Затратные

Динамичные

-N

удельные затраты на НИОКР в объеме продаж, которые характеризуют

показатель наукоемкости продукции фирмы;

удельные затраты на приобретение лицензий, патентов, ноу-хау,

затраты на приобретение инновационных фирм;

наличие фондов на развитие инициативных разработок.

показатель инноващюнности ТАТ;

длительность процесса разработки нового продукта (новой технологии);

длительность подготовки производства нового продукта; длительность производственного цикла нового продукта.

Структурные

состав и количество исследовательских, разраоатываюгцих и других

научно-технических структурных подразделений (включая

экспериментальные и испытательные комплексы);

состав и количество совместных предприятий, занятых

использованием новой технологии и созданием новой продукции,

численность и структура сотрудников, занятых НИОКР;

состав и число творческих инициативных временных бригад, трупп.

Обновляемости

г1

количество разработокшш внедрений нововведений-продуктов и нововвед ений-проце ссов;

показатели динамики обновления портфеля продукции (удельный вес продукции, выпускаемой 2,3, 5 и 10 лет); количество приобретенных (переданных) новых технологии (технических достижений);

объем экспортируемой инновационной продукции; объем предоставляемых новых услуг.

Рисунок 8.

Основные показатели инновационной деятельности предпринимательства

Разработка, обоснование и реализация комплекса мероприятий, ориентированных на укрепление конкурентоспособности экономики государства, базируясь на создании условий для благоприятного развития стратегических направлений деятельности, определяется как таргетирование. В связи с этим на федеральном уровне принимаются государственные программы, направленные на стимулирование инновационной деятельности в сфере предпринимательства и привлечения инвестиций для инноваций.

Таргетирование заключается в выборе какой-либо «мишени», на которую направляется воздействие государства для достижения намеченных результатов поставленной целевой задачи1. При этом для приложения усилий и тарге-

1 Словарь маркетинга и менеджмента. - М1р://81оуа-1г-Ьику.ги/таргетирование.Мт1

397

тирования инноваций фактически остается два возможных варианта: индивидуальные предприниматели-изобретатели и зрелый бизнес. Индивидуальные изобретатели - это лица, занимающиеся изобретениями (или «гаражными инновациями») в личных (вполне возможно, что коммерчески мотивированных, но без изначальных амбиций масштабирования до уровня крупного бизнеса) целях и не в контексте определенного организованного проекта - составляют основу, развивающую поток идей, нужных для дальнейшей коммерциализации. По мнению экспертов, в России в определенной форме изобретательством занимаются почти 10% взрослого населения. Далеко не все изобретатели новых технологических продуктов становятся технологическими предпринимателями, организуют стартапы и привлекают венчурные инвестиции - но прохождение через стадию изобретательства является почти обязательным для стартапов, представляющих миру прорывные идеи, имеющих малую базу поддержки в области существующих технологий и среди уже работающего бизнеса. Проблема с таргетированием изобретателей в рамках инновационной политики та же, что и с таргетированием науки и стартапов - слишком большие сроки получения коммерческих результатов. В данном случае время требуется на смену общественных культурных установок. Изобретательство должно обрести статус «серьезного занятия», потенциально ведущего к коммерческому успеху. Уже сделанные изобретения должны выводиться своими создателями на рынок - в том числе рынок капитала; для этого извлечение прибыли из изобретения, его коммерциализация должна стать априорной целью креативного процесса для инвесторов и государства.

Следовательно, таргетирование зрелого бизнеса, активное стимулирование его инновационной деятельности -это та область, где может существовать потенциал для наиболее значимых результатов. Именно зрелый бизнес сегодня, составляя основную часть экономики, является наиболее отсталым, например, в России он формирует лишь третью часть патентов, в отличие от стран-лидеров, где он доминирует с точки зрения патентной активности. Этот факт показывает огромный потенциал технологической трансформации корпоративного сектора1.

Заметим, что в России к доле крупных компаний относится подавляющая доля экономики - гораздо весомее, чем в развитых странах. Таргетируя крупный бизнес, субъект инновационной политики в России покрывает своим функционированием сразу почти 80% экономики. Такая высокая доля крупного бизнеса уже в принципе является серьезным доводом в пользу активной деятельности по его инноватизации.

Кроме того, российское государство является собственником значительной части крупного предпринимательства в стране - опять же, в гораздо большей степени, чем в случае других государств. Прямое владение дает государству важные рычаги влияния на компании - путем проведения решений через советы директоров и собрания акционеров, особенно в отношении назначения менеджмента, инвестиционных и финансовых решений. Скорость принятия и внедрения решений - главный фактор для получения «быстрых побед» в области инновационной политики. Оба фактора - высокая доля крупного бизнеса в экономике и высокая доля государства в крупном бизнесе - обуславливают привлекательность именно этой группы для таргетированной инновационной политики (рис. 9).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Примечание: Показаны только страны с долей госсектора >10%. (Рассчитывается как среднее между долями государственного участия в объеме выручки, стоимости активов и объеме капитализации 10 крупнейших компаний).

Рисунок 9.

Доля госсектора в десяти крупнейших компаниях в разных странах мира

В настоящее время возможности развития высокотехнологичного бизнеса в России ограничены производством военной техники и оружия, ядерными технологиями, ракетными двигателями и некоторыми другими видами деятель-

1 Национальный доклад об инновациях в России 2016. - http://www.rvc.ru/upload/ RVK_innovation_2016_v.pdf

398

ности. Ситуацию усложняют высокая степень износа основных фондов (по ряду направлений от 50 до 74%) и длительные периоды функционирования оборудования - более 20 лет при максимально эффективной норме работы в 9 лет1. В связи с этим в настоящее время в России актуальна государственная поддержка высокотехнологичного и наукоемкого бизнеса. В частности большую важность имеет долгосрочная комплексная программа «Национальная технологическая инициатива» по созданию необходимых условий для обеспечения лидерства российских организаций на новых высокотехнологичных рынках, которые будут формировать структуру мировой экономики в следующие 1520 лет.

В Послании Федеральному собранию 4 декабря 2014 года Президент РФ Владимир Путин обозначил проект

«Национальная технологическая инициатива», как один из приоритетов государственной политики. В «НТИ» госу-

2

дарство определило «точки роста» развития экономики , т.е. ключевые направления, имеющие преимущественную реализацию в отраслях высокотехнологичного бизнеса (Епе^№^ FoodNet, Иеа1й№1, Аеш№^ АШю№1, №шо№1, ТесШе^.

Таким образом, формирование в России научно-технологического задела по данным ключевым направлениям позволит обеспечить перспективы развития предпринимательства на основе создания глобально конкурентоспособных высокотехнологичных продуктов и сервисов. Преодоление технологических барьеров на пути создания инновационных продуктов является основной задачей и для российских, и для зарубежных высокотехнологичных компаний, решение которой определяет конкурентоспособность на перспективных рынках. Таргетируя высокотехнологичный бизнес, можно добиваться наиболее значимых результатов, поскольку уже в ближайшие годы только развитие высоких технологий будет определять успех экономики России.

Следовательно, динамика показателей предпринимательства тем интенсивнее, чем более высок технологический уровень сферы экономики, чем значительнее доля высокотехнологичных отраслей в общей структуре производства. Россия по многим социально-экономическим параметрам является развитой страной, и поэтому ее проблемы надо сопоставлять прежде всего с другими развитыми экономиками. Вместе с тем у нас есть и некоторые преимущества развивающихся экономик, которыми мы можем и должны воспользоваться как для преодоления текущего кризиса, так и для ответа на долгосрочные вызовы.

1 Неретина Е.А., Корокошко И.О. Высокотехнологичные предприятия инновационного бизнеса России в сфере энергосбережения: состояние и перспективы. - http://www.endf.ru/60_1.php

2 Портал государственных программ РФ. - http://programs.gov.ru/porta1/programs/passport/32

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.