Научная статья на тему 'Международный семинар «Российское предпринимательство: актуальные направления исследований»'

Международный семинар «Российское предпринимательство: актуальные направления исследований» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
60
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международный семинар «Российское предпринимательство: актуальные направления исследований»»

Российский журнал менеджмента Том 6, № 4, 2008. С. 180-182

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕМИНАР «РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ»

5 декабря 2008 г. Высшая школа менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета (ВШМ СПбГУ) провела международный семинар «Российское предпринимательство: актуальные направления исследований».

Работа семинара проходила в форме круглого стола под руководством доцента кафедры стратегического и международного менеджмента ВШМ СПбГУ В. К. Дерманова. Семинар предусматривал освещение основных результатов исследования предпринимательской активности в России на основе методики проекта «Глобальный мониторинг предпринимательства» (Global Entrepreneurship Monitor — GEM), реализуемого Высшей школой менеджмента СПбГУ совместно с Государственным университетом — Высшая школа экономики (Москва) в течение трех лет. В презентациях и обсуждениях были затронуты актуальные направления исследований предпринимательства в российской и зарубежной практике, представлены количественная и качественная оценка предпринимательства в России, характеристика и портрет российского предпринимателя, роль предпринимательства в российской экономике, и в частности высокотехнологичного предпринимательства.

Семинар по данным проекта GEM проводился в третий раз и в этом году собрал широкий круг экспертов — более 40 человек — из числа разных заинтересованных групп в области исследования предпринимательства. Задачей семинара было организовать обмен

мнениями об актуальных проблемах предпринимательства и представить результаты исследований, проводимых представителями вузов и исследовательских центров. В частности, приглашение участвовать в семинаре приняли коллеги из ГУ-ВШЭ, Московского государственного университета, Уральского государственного университета, Сибирского федерального университета, Казанского государственного университета, Московской финансово-промышленной академии, Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, международного центра социально-экономических исследований «Леонтьевский центр», а также исследователи в области предпринимательства из Бабсон колледжа (Babson College), Университета Джорджа Мейсона (George Mason University), Хельсинкской школы экономики (Helsinki School of Economics).

Организаторы видели своей целью выявить потребности органов власти в исследовании отдельных аспектов предпринимательской деятельности, которые могли бы улучшить качество принимаемых решений в области государственной поддержки, для чего были приглашены представители Администраций Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Активное участие в работе семинара приняли журналисты, которые освещают проблемы предпринимательства в средствах массовой информации: «РБКМедиа», газета «Коммерсантъ», журнал «Эксперт Северо-Запад», журнал «Эксперт Урал», газета «Деловой Петербург».

Международный семинар «Российское предпринимательство... »

181

С вступительным словом выступил декан ВШМ СПбГУ В. С. Катькало. Он отметил три аспекта, которые объясняют интерес ВШМ к исследованию и преподаванию предпринимательства, и в частности к проекту GEM. Первый устойчивый тренд — это нарастающее значение предпринимательства как механизма развития экономики России. Совершенно очевидно, что предпринимательство, как бы его ни определять и ни трактовать, и по сути, и по духу является важнейшим элементом создания инновационного механизма развития российского государства. И с этой точки зрения сравнительные исследования, особенно в том масштабе, который нам предоставляет проект GEM, являются крайне интересными. Участие в проекте предоставляет доступ к уникальной по сопоставимости, ежегодно обновляемой базе данных, являющейся источником информации для всестороннего анализа предпринимательства на национальном и глобальном уровнях. Второе, что отметил декан ВШМ СПбГУ, это необходимость изучения широко известных проблем предпринимательства в российском институциональном контексте. И наконец, третье — развитие и поддержка исследований в области предпринимательства отражает дух самой Высшей школы менеджмента, поскольку ВШМ развивается с момента создания в 1993 г. по предпринимательской модели, которая теперь широко известна как модель открытых инноваций.

Изучение предпринимательства в ВШМ дает возможность использовать полученные данные при разработке программ для собственников бизнеса. В 2007 г. лишь 10% респондентов, принимавших участие в исследовании предпринимательского потенциала общества, охарактеризовали свои знания как достаточные для начала бизнеса. В связи с этим совместная инициатива ВШМ СПбГУ и Citigroup создания двухлетней программы «Управление малым и растущим бизнесом» будет способствовать устойчивому развитию быстро растущих малых предприятий и индивидуальному развитию владельцев-менеджеров. Объявляя о запуске программы, Р. В. Беляев, управляющий ЗАО КБ «Ситибанк» в Санкт-Петербурге, подчеркнул значительную роль предпринимательских

фирм, быстро растущих предприятий — так называемых газелей бизнеса — в современной нестабильной экономике. Для Ситибанка поддержка малого и среднего предпринимательства является крайне важным направлением деятельности. В ходе реализации программы около 100 предпринимателей пройдут обучение на 8 семинарах, тематикой которых станут предпринимательские финансы, стратегия и бизнес-планирование, управление растущим бизнесом и переход к профессиональному менеджменту. Кроме того, предполагается разработать учебно-методические комплексы, которые могут быть использованы не только в программах обучения ВШМ СПбГУ, но и в аналогичных программах высших учебных заведений и специализированных центрах подготовки предпринимателей.

Определение численности и структуры предпринимателей в современной России стало предметом обсуждения на семинаре. Индекс предпринимательской активности в 2008 году составил 3,49%, а количество нарождающихся предпринимателей и владельцев вновь созданного бизнеса было практически одинаково и составило около 1,86%. Это свидетельствует о некотором увеличении предпринимательской активности по сравнению с 2007 г., при этом доля устоявшихся предпринимателей сократилась с 1,7% в 2007 г. до 1,1% в 2008 г. и остается самой низкой среди 40 стран-участниц проекта. С презентациями выступили координатор проекта GEM Россия, доцент ВШМ СПбГУ О. Р. Верховская, исследователь проекта М. В. Дорохина (ВШМ СПбГУ), профессор ГУ-ВШЭ А. Ю. Чепуренко, начальник качественного отдела исследовательской компании «О+К маркетинг и консалтинг» А. Але-сина, которые представили некоторые результаты проекта за 2007-2008 гг.

Участники семинара пришли к общему мнению, что в условиях мирового финансового кризиса количество вновь создаваемых фирм будет расти. Однако необходимо стремиться не только к увеличению количества компаний, но и к изменению характера и «качества» российского предпринимательства. В государственных программах заявляется

182

Международный семинар «Российское предпринимательство...»

о поддержке высокотехнологичного предпринимательства, однако само определение инновационных компаний требует уточнения. По мнению И. В. Гладких, исполнительного директора Регионального фонда научно-технического развития Санкт-Петербурга, статистика не сможет в ближайшем будущем предоставить информацию о подобных компаниях. И поэтому роль исследований, связанных с оценкой инновационного потенциала предпринимательских фирм, приобретает важное значение. По данным проекта GEM, на сегодняшний день около 8% ранних предпринимателей заявляют, что они используют новейшие технологии. Никто из устоявшихся предпринимателей, принявших участие в исследовании, не использует технологии возрастом до 1 года.

По словам А. Алесиной, результаты анализа экспертных интервью свидетельствуют, что эксперты-теоретики считают внедрение научно-технических разработок одним из эффективных способов развития малых и средних предприятий. Однако действующие предприниматели воспринимают инновационные технологии как дорогостоящую и недоступную для малого бизнеса сферу деятельности. Она также обратила внимание на то, что отношение к предпринимателям в обществе изменилось за последнее десятилетие в лучшую сторону. Об этом свидетельствуют и опросы взрослого населения. В 2008 г. около 60% респондентов отметили высокий статус предпринимателя в обществе.

Развивая тему исследований в области предпринимательства, директор Центра предпринимательства и государственной политики Университета Джорджа Мэйсона, профессор Золтан Акс (Zoltan Acs) рассказал о наиболее важных для мировой практики направлениях исследований, которыми на протяжении последних 15 лет являются процесс предпринимательства, возможности и природа предпринимательства, создание новых компаний, финансирование, социальные аспекты предпринимательства, взаимосвязь предпринимательства, экономического роста и эффективной государственной политики.

Обсуждение показало, что такие вопросы, как социальные типы, мотивы и ценности предпринимателей, проблемы во взаимоотношениях с государством, достаточно хорошо описаны в российской исследовательской практике. Тем не менее, как отметил в своем выступлении профессор А. Ю. Чепуренко, остаются малоизученными проблемы доверия, внутрифирменное предпринимательство, коллективное и параллельное предпринимательство, значение неудачи в предпринимательстве. Также одной из малоизученных проблем остаются социальные сети. Поэтому Исследовательский комитет проекта GEM в 2009 г. включил специальный блок вопросов, посвященный социальным сетям. Первые результаты планируется обсудить на семинаре в Высшей школе менеджмента СПбГУ в декабре 2009 г.

О. Р. Верховская, М. В. Дорохина

Высшая школа менеджмента СПбГУ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.