Российский журнал менеджмента Том 8, № 3, 2010. С. 137-139
СЕМИНАР «ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»
23 апреля 2010 г. в Высшей школе менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета (ВШМ СПбГУ) состоялся семинар «Предпринимательство в современной России».
Поводом для него послужило подведение итогов серии семинаров в рамках программы «Управление малым и растущим бизнесом», инициированной в 2008 г. Кроме того, в рамках семинара прошла презентация ежегодного отчета проекта «Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия 2009» (Global Entrepreneurship Monitor — GEM). «Глобальный мониторинг предпринимательства» — крупнейший в мире проект по исследованию предпринимательства — реализуется ВШМ СПбГУ совместно с Государственным университетом — Высшей школой экономики (Москва) с 2006 г.
Круглый стол объединил исследователей в области предпринимательства из СПбГУ (ВШМ СПбГУ, факультет социологии), ГУ-ВШЭ, Московской международной высшей школы бизнеса «МИРБИС», представителей органов власти Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Также активное участие в работе семинара приняли общественные организации, представители средств массовой информации и сами предприниматели, которые обучались по программе.
Первая часть семинара была посвящена программе «Управление малым и растущим бизнесом», реализованной ВШМ СПбГУ при поддержке Фонда Citi. Особенностью программы стало то, что в ней приняли участие не начинающие предприниматели, а име-
ющие опыт бизнесмены, столкнувшиеся с проблемами роста и развития компании. Участники обсудили вопросы, связанные с тем, открывает ли бизнес-образование новые возможности и меняются ли подходы к управлению компании после обучения.
В своем вступительном слове директор, управляющий филиалом ЗАО КБ «Ситибанк» (Санкт-Петербург) Р. В. Беляев выразил благодарность ВШМ СПбГУ как «уникальному, сильному партнеру» и отметил важность поддержки малого и среднего предпринимательства для СШ. Заместитель председателя Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Администрации Санкт-Петербурга А. И. Котов охарактеризовал основные направления политики в области поддержки предпринимательства на государственном и региональных уровнях.
В своем выступлении доцент ВШМ СПбГУ О. Р. Верховская, руководитель программы «Управление малым и растущим бизнесом», координатор международного исследовательского проекта «Глобальный мониторинг предпринимательства», подвела итоги серии семинаров, в которой приняли участие более 140 предпринимателей. Темами семинаров стали «Предпринимательские финансы», «Стратегия и бизнес-планирование», «Маркетинг и продажи», «Экономика для предпринимателей быстрорастущих компаний», «Управление персоналом в компаниях малого бизнеса», «Предпринимательские финансы», «Стратегии предпринимательских фирм», «Управление ростом компании», а также были проведены две деловые игры,
разработанные специально для слушателей программы. Ее участники отметили актуальность тем для обучения, положительно оценили их подготовку и интенсивность занятий, а также высказали ряд рекомендаций и пожеланий.
Уровень развития предпринимательства стал предметом обсуждения второй части семинара. Исследователи международного исследовательского проекта «Глобальный мониторинг предпринимательства» ознакомили участников с основными результатами 2009 г. Активное участие в обсуждении приняли О. Р. Верховская и М. В. Дорохина (ВШМ СПбГУ), О. И. Образцова и М. В. Габелко (ГУ-ВШЭ), которые определили общие черты предпринимательской активности стран — участниц проекта, представили основные социально-экономические характеристики российского предпринимателя, а также выявили факторы, стимулирующие и препятствующие развитию предпринимательской деятельности в России.
Прошедший год не ознаменовал существенных изменений в индексе ранней предпринимательской активности. Он составил 3,9% и незначительно вырос по сравнению с 2008 г., когда индекс был зафиксирован на уровне 3,49%. Это самый низкий показатель среди стран — участниц проекта. Уровень активности же устоявшихся предпринимателей удвоился по сравнению с 2008 г. и составил 2,3%.
Особое внимание было уделено вопросу о влиянии и последствиях экономического кризиса, который затронул большинство стран — участниц проекта GEM. Изменения коснулись условий внешней среды, которые, с одной стороны, создали дополнительные барьеры для открытия новых фирм (сокращение потребительского спроса, уменьшение доступности банковского кредитования), а с другой — предоставили новые возможности.
Влияние кризиса отразилось как на изменении числа нарождающихся предпринимателей, так и на соотношении создаваемых фирм и компаний, прекративших свое существование. В большинстве стран GEM темпы создания новых фирм сократились. Однако
в ряде стран — Бразилии, Голландии, Ямайке, Венгрии, Иране и Латвии — число нарождающихся предпринимателей существенно увеличилось. При этом для ряда стран снижение явилось продолжением тенденции 2007 г., а в Бразилии и Голландии произошло изменение тенденции. В них существенное увеличение нарождающихся предпринимателей в 2009 г. произошло на фоне их резкого сокращения в 2008 г., т. е. по сравнению с 2007 г. роста не наблюдалось. В России, в экономике которой негативные тенденции также были очень сильны, число нарождающихся предпринимателей осталось практически на докризисном уровне.
Влияние кризиса сказывается не только на темпах изменений предпринимательской активности, но и на изменении отношения к предпринимательству в обществе. Кризис оказал влияние на восприятие населением благоприятности условий внешней среды для создания компаний. В большинстве стран число респондентов, считающих, что условия для открытия новых фирм будут удачными, сократилось по сравнению с 2008 г. Чили, Норвегия, Исландия, Бразилия и Франция продемонстрировали рост позитивно настроенных респондентов при оценке этого фактора.
Изменение макроэкономической обстановки повлияло на боязнь быть неуспешным в создании бизнеса. Тем не менее динамика этого показателя была не такой значительной, как оценка благоприятности возможностей. При этом не наблюдается зависимости боязни быть неуспешным от ухудшения внеш них условий.
В России, несмотря на существенное увеличение числа тех, кто оценивает внешнюю среду как неблагоприятную, страх провала мог бы остановить в 5 раз меньше респондентов по сравнению с предыдущим годом. Схожая тенденция наблюдается в Венгрии, Китае, Уругвае и Германии. Заметим, что в этих странах увеличилось и число нарождающихся предпринимателей. А в большинстве стран, в которых рост страха провала сопровождался ухудшением восприятия населением условий внешней среды — Румыния, Босния и Герцеговина, США, Финляндия, Хорватия,
Иран, Аргентина, — индекс нарождающихся предпринимателей сократился.
Существенные изменения произошли в мотивации ранних предпринимателей. В большинстве стран увеличилось число предпринимателей, создающих компании в силу того, что у них нет другой возможности получения дохода. Если в России доли предпринимателей «по необходимости» и «по возможности» достаточно устойчивы, то среди нарождающихся предпринимателей доля вынужденных выросла в 3,5 раза. Также существенно выросла доля в Дании (3,4 раза), США и Исландии (2,2 раза), Голландии (1,9 раза), Бразилии (1,8 раза).
Предприниматели, мотивированные необходимостью, не заинтересованы в долгосрочном развитии бизнеса и рассматривают предпринимательскую деятельность как временную. Это означает, что при появлении выгодных предложений со стороны крупных компаний они могут вернуться к наемному труду.
Оценивая сложность начала собственного дела в 2009 г., большинство российских предпринимателей отметили, что сделать это стало сложнее, чем год назад, — такого мнения придерживается 64% ранних и 77% устоявшихся предпринимателей. Характеризуя возможности увеличения масштаба бизнеса по сравнению с ситуацией годичной давности, ранние предприниматели не так пессимистичны, как при оценке возможности начала собственного дела. При этом предприниматели, уже имеющие опыт развития компаний, в два раза чаще, чем их менее опытные коллеги, считают, что обеспечить ее рост в современных условия сложнее (37 и 71% соответственно). Это может объясняться тем, что владельцы устоявшихся фирм, привыкшие работать на рынке в период бурного роста экономики, столкнулись с необходимостью решать новые для себя задачи по развитию фирмы в ситуации сокращения платежеспособного спроса. Еще одной ха-
рактеристикой влияния кризиса является влияние экономического спада на восприятие предпринимателями бизнес-возможностей для развития своей компании. Только 14% ранних и 1,3% устоявшихся предпринимателей увидели дополнительные возможности для бизнеса. И при ответе на этот вопрос устоявшиеся предприниматели также были более пессимистичны, что является общемировой тенденцией.
Кризис выявил различия в восприятии возможностей предпринимателями в различных типах экономик. Несмотря на то что сокращение возможностей было отмечено большинством предпринимателей во всех странах, в инновационно-ориентированных экономиках предприниматели увидели больше открывающихся перспектив развития, чем в ресурсно- и эффективностно-ориенти-рованных. Среди них преобладают молодые, образованные люди, нацеленные на рост и инновации.
В России среди людей с высшим образованием тех, кто посчитал, что кризис создал дополнительные возможности, было больше, чем в целом по выборке, — 6,8% против 1,3% устоявшихся предпринимателей и 18,8% против 14,9% ранних предпринимателей. Таким образом, образование способствует выявлению потенциально прибыльных бизнес-идей. Участники семинара, обсуждая потребности обучения во время кризиса, поддержали идею о необходимости получения дополнительных знаний.
Семинар прошел в открытой и доброжелательной обстановке. Представители ВШМ СПбГУ и Фонда СШ выразили надежду на дальнейшее сотрудничество в области образовательных программ для предпринимателей. В 2010 г. планируется к изданию новый отчет «Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия 2010», где будут опубликованы новые результаты исследований, проводимых в рамках данного международного проекта.
О. Р. Верховская, М. В. Дорохина
Высшая школа менеджмента СПбГУ