■ Г п \ РосеиАс ■ \Zs ПРВДПР РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО 1 Том 18 • Номер 3 • февраль 2017 1 ISSN 1994-6937 1
. rf""" - 11= ^^^^ издательство Креативная экономика
ru,. Russian Journal of Entrepreneurship 1
_ 1-
Проблемы и задачи развития малого и среднего предпринимательства в России
Завьялов Д.В), Сагинова О.В.\ Завьялова Н.Б.1
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
АННОТАЦИЯ:_
В статье рассмотрены проблемы и тенденции развития малого и среднего предпринимательства в России, суммированы факторы, препятствующие активному развитию предпринимательства, и намечены пути активизации работы в соответствие с задачами новой стратегии развития предпринимательства.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: предпринимательская деятельность, малое и среднее предпринимательство, стратегия развития предпринимательства, предпринимательский климат, предпринимательские компетенции, индекс предпринимательской уверенности.
Challenges of small and medium-sized entrepreneurship development in Russia
ZavyalovD.V.\ Saginova O.V.Zavyalova N.B.1
1 Plekhanov Russian University of Economics
Современный уровень развития малого и среднего предпринимательства (МСП) в России по аналитическим отчетам государственных структур1 оценивается как недостаточный и существенно пострадавший в кризисной ситуации.
Малое и среднее предпринимательство в Российской Федерации — это в первую очередь микробизнес (95,5 % общего числа субъектов малого и среднего предпринимательства). Число средних предприятий сравнительно невелико. На малые и средние предприятия приходится только 5-6% общего объема основных средств и 6-7% объема инвестиций в основной капитал в целом по стране. Производительность труда на малых и средних предприятиях в Российской Федерации, по оценке Министерства экономического развития Российской Федерации, отстает от уровня развитых стран (США, Японии, стран Европейского союза) в 2-3 раза.
1 Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации в 2015 г. [Электронный ресурс] URL: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/ depmacro/2016090201 (Дата обращения 19.10.2016 г.)
С точки зрения перспектив развития МСП в России важно отметить низкую выживаемость малого бизнеса, отсутствие мотивов к его росту и масштабированию. Значительную долю в структуре МСП по видам деятельности занимает деятельность в сфере оптовой и розничной торговли, операций с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг. И, несмотря на существенную поддержку государством предпринимательских структур, изменить структурную диспропорцию малого бизнеса пока не удается — только 11% МСП осуществляют свою деятельность в производственной сфере.
В сложившейся ситуации значительную роль играет несколько факторов. В первую очередь, на негативные ожидания бизнеса влияет состояние экономики, политическая нестабильность и действующие международные экономические санкции, ограничивающие доступ на мировые финансовые рынки и приток капитала в страну. В условиях высоких капитальных издержек и падения потребительского спроса у российских предприятий нет стимулов для расширения производства, в результате чего валовое накопление2 сократилось на 18,7% в 2015 году. Валовые накопления в основной капитал в 2015 г. соответствуют уровню 60-х — начала 70-х годов прошлого столетия [1] (Bulatov A.S., 2011), что недостаточно для финансирования активной модернизации экономики нашей страны и является существенным тормозом для развития МСП.
2 Валовое накопление — это чистое приобретение резидентами товаров и услуг, произведенных и оказанных в текущем периоде, но не потребленных в нем, включающее (1) валовое накопление основного капитала, (2) изменение запасов материальных оборотных средств и (3) чистое приобретение ценностей.
ABSTRACT:_
The article discusses current issues and tendencies of small and medium-sized business development in Russia and presents an examination of factors affecting entrepreneurial activities. The article observes the major tasks of the State Strategic Program for the Development of Entrepreneurship in Russia and outlines possible implementation options.
KEYWORDS: entrepreneurship, small and medium-sized business, strategic development, entrepreneurial climate, entrepreneurial skills, index of entrepreneurial activity.
JEL Classification: M13, L23, L26 Received: 12.12.2016 / Published: 16.02.2017
© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Zavyalov D.V. (Zavyalov.DV0rea.ru)
CITATION:_
Zavyalov D.V., Saginova O.V., Zavyalova N.B. (2017) Problemy i zadachi razvitiya malogo i srednego predprinimatelstva v Rossii [Challenges of small and medium-sized entrepreneurship development in Russia]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. 18. (3). - P. 203-214. doi: 10.18334/rp.18.3.37285
Однако, как отмечается в статье Д. Медведева [4] (Medvedev D., 2016), посвященной вопросам экономического развития и экономической политики России в 20152016 гг., главным фактором низких темпов являются структурные проблемы российской экономики, решение которых требует применения комплексного подхода с масштабным охватом различных направлений экономической деятельности, в том числе и предпринимательства.
Российское предпринимательство с позиции истории еще очень молодое явление, которое приобрело современное очертание только в последние 10-15 лет. Несмотря на огромный дореволюционный опыт предпринимательства в России наблюдается генетический разрыв в передаче навыков предпринимательства от поколения к поколению. Большинство нынешних предпринимателей — предприниматели в первом поколении, их родители были и продолжают оставаться наемными работниками, поэтому и подготовка (знания и навыки, психологическая готовность) трудоспособного населения к предпринимательской деятельности, связанной с риском и неопределенностью, недостаточная. За короткий период развития малого бизнеса предпринимателям пришлось пройти через становление налоговой системы, формирование института собственности, развитие инфраструктуры бизнеса, внутренние конфликты в предпринимательской среде и внешние угрозы от воздействия экономических кризисов.
Для оценки уровня развития МСП и мониторинга текущего состояния бизнеса применяется большой набор методик, методов и инструментов [6] (Kuznetsov V.I., 2016). Используя их, можно найти основные болевые точки малого бизнеса и, в зависимости от полученных результатов, принимать масштабные или локальные меры государственного регулирования и/или поддержки бизнеса. Показателями, характеризующими активность МСП, являются коэффициент рождаемости организаций3
3 Коэффициент рождаемости организаций — отношение количества зарегистрированных организаций за отчетный период к среднему количеству организаций, учтенных органами государственной статистики в Статистическом регистре по данным государственной регистрации в отчетном периоде, рассчитанное на 1000 организаций.
ОБ АВТОРАХ:_
Завьялов Дмитрий Вадимович, кандидат экономических наук, доцент, зав. кафедрой предпринимательства и логистики (Zavya1ov.DV0rea.ru)
Сагинова Ольга Витальевна, доктор экономических наук, профессор (Saginova.OV0rea.ru) Завьялова Надежда Борисовна, кандидат технических наук, доцент, профессор кафедры предпринимательства и логистики (Zavya1ov.NB0rea.ru)
ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_
Завьялов Д.В., Сагинова О.В., Завьялова Н.Б. Проблемы и задачи развития малого и среднего предпринимательства в России // Российское предпринимательство. — 2017. — Том 18. — № 3. — С. 203-214. Сог 10.18334/ф.18.3.37285
и коэффициент официальной ликвидации организаций4 (рисунок 1). Фактически, начиная с 2011 года, пропорции между вновь созданными и ликвидированными компаниями не меняются. Это может быть объяснено как отсутствием потенциала для развития малого бизнеса, так и поведенческими особенностями предпринимательства в условиях действующего законодательства. Возможно попытка избежать плановых и неплановых проверок заставляет предпринимателей постоянно закрывать и открывать свой бизнес, т.е. мы имеем дело с имитацией создания новых компаний.
Более подробно оценить особенности условий, в которых осуществляется предпринимательская деятельность, можно с использованием интегральных показателей — индексов, которые являются отражением мнения российских предпринимателей в отношении текущей экономической ситуации, актуальных общеэкономических и отраслевых проблем. Наиболее часто используются индекс предпринимательской уверенности5, индекс Опоры RSBI6, индекс начальной предпринимательской активности7, рейтинг «Ведение бизнеса» (Doing Business)8.
Индекс предпринимательской уверенности (рисунок 2) показывает существенные опасения бизнеса, начиная с 2014 года. При этом сезонный спад, характерный для 3 и 4 кварталов, связан со снижением потребительского спроса. Рост индекса в 2016 г. свидетельствует об адаптации предприятий и формировании материальных запасов в соответствии к сложившемся на рынке спросе.
Индекс RSBI (Russia Small Business Index) — регулярный замер бизнес-настроений в сегменте микро, малых и средних предприятий рассчитан на основе данных ежеквартального опроса. Полученные результаты отражают мнение российских предпринимателей на временном отрезке в 3 месяца (квартал) по основным показателям.
4 Коэффициент официальной ликвидации организаций — отношение количества официально ликвидированных организаций за отчетный период к среднему количеству организаций, учтенных органами государственной статистики в Статистическом регистре по данным государственной регистрации в отчетном периоде, рассчитанное на 1000 организаций.
5 Ежеквартальные обследования малых предприятий (без микропредприятий). Индекс предпринимательской уверенности в добыче полезных ископаемых, обрабатывающих производствах, производстве и распределении электроэнергии, газа и воды рассчитывается как среднее арифметическое значение балансов оценок фактически сложившихся уровней спроса (портфеля заказов), запасов готовой продукции (берется с обратным знаком), а также ожидаемого выпуска продукции (в процентах). Сезонная составляющая во временных рядах показателя не исключена.
6 Индекс Опоры RSBI — индекс самочувствия в сегменте микро, малого и среднего бизнеса. Отражает мнение российских предпринимателей в целом, а также в разрезе размера бизнеса, отраслей и отдельных регионов исследования. Индекс замеряется ежеквартально и основан на данных опроса собственников компаний МСБ.
7 Международный исследовательский проект для изучения уровня предпринимательской активности населения, ведется с 1999 г. От России с 2006 г. участвует смешанная команда в составе: ф-т менеджмента Санкт-Петербургского ун-та и Лаборатория социологических исследований ВШЭ
8 Проект «Ведение бизнеса» реализуется группой Всемирного Банка с 2002 г. Посвящен деятельности национальных малых и средних предприятий и оценке нормативных актов, регулирующих их деятельность на протяжении всего жизненного цикла.
140,0 120,0 100,0 80,0 60,0 40,0 20,0 0,0
2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016
-О- КОЭФФИЦИЕНТ РОЖДАЕМОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ НА 1000 ОРГАНИЗАЦИЙ
- О -КОЭФФИЦИЕНТ ОФИЦИАЛЬНОЙ ЛИКВИДАЦИИ ОРГАНИЗАЦИЙ НА 1000 ОРГАНИЗАЦИЙ
—О—КР/КЛ
Рисунок 1. Динамика процесса ликвидации и рождаемости организаций МСП Источник: http://www.gks.ru/
123456789 10 11 12
0 -2 -4 -6 -8 -10 -12
Рисунок 2. Индекс предпринимательской уверенности Источник: http://www.gks.ru/
Каждый показатель имеет индивидуальный вес в сводном Индексе: продажи — 0,3, кадры — 0,2, доступность финансирования — 0,25, инвестиции — 0,25. Дополнительно рассматриваются также другие компоненты: бизнес-ожидания (условия ведения бизнеса в целом), прибыль, количество клиентов/покупателей, цены реализации товаров и услуг, себестоимость производства/оказания услуг. Они не участвуют в расчете индекса, но дают дополнительную информацию о состоянии МСБ. Индекс рассчи-
tv 201J 3 >015 EI 2015 Ш1015 tv 20] S 1 2Sli |[ 2Ш
Сццхтурвый иилеьс 39, t 41,4 44,6 42,К 38,2 42,3 14,]
Продажи 36,5 40.7 48,1 43,5 33 44,5 48
Кадры 51 50,2 52 4$,7 19,9 50,6 51,2
Доступность фннан^приьания 38,8 36.8 38,2 4J.4 41 41.8 453
1 отои гость к ютесгишчы 35,9 К 40,9 37,7 32,3 33,К 32,6
Рисунок 3. Динамика основных компонентов индекса RSBI Источник: http://rsbindex.com/results
тан как среднее взвешенное значение разности числа положительных и отрицательных ответов на вопросы по каждому показателю. Анализ проводится как в целом по выборке, так и в отдельных отраслях, сегментах бизнеса по размеру и в отдельных регионах. Значение Индекса выше 50 пунктов интерпретируется как рост деловой активности; ниже 50 пунктов — снижение деловой активности, ровно 50 пунктов — нейтральное значение. На рисунке 3 представлена динамика индекса с 4 квартала
2014 г. Из данных таблицы видно, что в 2016 году индекс постепенно повышается, вернувшись к уровню аналогичного периода прошлого года. Хотя показатель по-прежнему находится ниже 50 пунктов, его динамика в этом году указывает на сокращение темпов спада деловой активности в сегменте МСП. В структуре индекса наибольший рост показали компоненты, отвечающие за продажи и доступность финансирования. Составляющая «Готовность к инвестициям» во 2 квартале 2016 года, единственный из ключевых компонентов RSBI, который показал снижение, что указывает на неготовность предпринимателей инвестировать в расширение бизнеса.
Международный рейтинг «Ведение бизнеса» Doing business — рейтинг благоприятности условий ведения бизнеса по 189 позициям. Чем выше позиция страны в рейтинге, тем благоприятнее предпринимательская среда для открытия и функционирования предприятия. Рейтинг для всех стран доступен по состоянию на июнь
2015 года. По сравнению с 2012 годом Россия поднялась со 112-го места на 51-е, что является результатом колоссальной работы государства на всех уровнях управления. Россия была отмечена в числе государств, где реализовано самое большое количество реформ. По отдельным критериям условия для ведения бизнеса в РФ представлены таблице 1.
Составители «Doing Business — 2016» указывают на сократившиеся в РФ за истекший год сроки открытия банковских счетов для юридических лиц и регистрации прав собственности, упрощение и удешевление процесса подключения бизнеса к электрическим сетям, создание реестра уведомлений о находящемся в залоге движимом имуществе и ряд других улучшений в сфере предпринимательства. При этом следует отметить, что рейтинг формируется на примере Москвы, и это обстоятельство ограничивает применимость данных ко всем регионам РФ с учетом существенной
Таблица 1
Основные данные рейтинга «Ведение бизнеса» по РФ
Темы DB 2016 Рейтинг DB 2015 Рейтинг Изменение в рейтинге
Регистрация предприятий 41 34 -7
Получение разрешений на строительство 119 117 -2
Подключение к системе энергоснабжения 29 53 24
Регистрация собственности 8 8 Нет изменений
Получение кредитов 42 61 19
Защита миноритарных инвесторов 66 64 -2
Налогообложение 47 50 3
Международная торговля 170 169 -1
Обеспечение исполнения контрактов 5 5 Нет изменений
Разрешение неплатежеспособности 51 44 -7
Источник: http://russian.doingbusiness.org/data/exploreeconomies/russia/
разницы в экономическом развитии регионов. Проблемными для бизнеса остаются условия и возможности получения кредитов и сроки подключения объектов к системе энергоснабжения. Эти показатели критичны для высокотехнологичных инновационных компаний и являются серьезным препятствием для проведения структурных изменений как в национальной экономике, так и для изменения национального экспортного портфеля.
Глобальный мониторинг предпринимательства (Global Entrepreneurship Monitor — GEM) основан на концептуальной модели, определяющей связь между предпринимательством и экономическим ростом. Отличием этой модели является учет при определении факторов, влияющих на создание нового бизнеса, структурных условий развития предпринимательства, а также предпринимательских способностей и возможностей, в то время как общие условия развития экономики определяют успешность уже существующих компаний.
Отношение к предпринимательству отражает общее восприятие населением предпринимательства и оценку индивидами своих предпринимательских способностей. Наличие людей, не только готовых распознать новые бизнес-возможности, но и имеющих достаточно знаний и опыта для их реализации, значительно влияет на развитие страны. Предпринимательская активность — это вовлеченность населения в создание новых компаний, управление растущими и устоявшимися компаниями, а также закрытие бизнеса. Данные по России по последнему национальному отчету (2014 г.) и общему профилю страны в проекте существенно отличаются как от развитых экономик, так и от стран БРИКС (рисунок 4).
Рисунок 4. Сравнение показателей Глобального мониторинга предпринимательства по выбранным странам
Источник: http://www.gemconsortium.org/data/sets
В соответствии с отчетом GEM совокупный индекс ранней предпринимательской активности равен 4,7%. Другими словами, лишь такой процент жителей России трудоспособного возраста готовы стать предпринимателями.
Отметим, что индекс GEM оценивает не потенциальное желание респондентов заниматься предпринимательской деятельностью, а готовность в ближайшие три года предпринять реальные шаги по созданию собственного бизнеса. Существующее значение индекса указывает на то, что в краткосрочной перспективе ожидать взрывного роста предпринимательской активности в России не стоит, поскольку слишком мало число желающих принимать участие в этой деятельности. Реальная ситуация оказывается даже хуже, чем показывает совокупный индекс, поскольку половина респондентов, заявивших о желании открыть собственное дело в ближайшие три года, уже сейчас являются действующими предпринимателями. Т.е. речь идет по сути об открытии бизнеса после закрытия существующего предприятия.
Низкая популярность предпринимательства в России отчасти объясняется негативным восприятием предпринимательских возможностей. Только 18% респондентов оценивают текущую ситуацию как благоприятную для открытия собственного дела. Их этого числа почти половина (42%) не готовы становиться предпринимателями из-за страха неудачи.
Существенным для активности предпринимательской деятельности является и стереотипное восприятие предпринимателей как людей не честных, склонных наживе любым путем, не способных к уважительному отношению к коллегам, партнерам, государству, закону. В значительной степени этому способствуют средства массовой информации, акцентируя внимание только на негативных фактах.
Таким образом, анализ нескольких показателей, характеризующих деловую активность МСП, показал, что:
• процесс создание-ликвидация фирм носит устойчивый характер и не демонстрирует роста деловой активности предприятий МСБ;
• частный бизнес не готов инвестировать средства в развитие;
• бизнес-климат значительно улучшился, однако ряд критических показателей (подключение к системе энергоснабжения и получение кредитов) может стать существенным препятствием на пути развития высокотехнологичного бизнеса;
• ранняя предпринимательская активность и готовность трудоспособного населения к открытию бизнеса крайне низкие.
Повышение предпринимательской активности, несомненно, возможно при положительных тенденциях в развитии экономических процессов, восстановлении взаимного доверия между государством и бизнесом, существенно пострадавшем в процессе поиска компромиссных решений на пути развития предпринимательства, при усилении активности государства в крупных инфраструктурных проектах, дальнейшем совершенствовании института собственности. Однако многие ошибки малого бизнеса связаны с низкой компетенцией самих предпринимателей, их неготовнос-
тью к принятию решений в условиях многокритериальности реализуемых задач. Эти компетенции распространяются как на профессиональную деятельность, так и на знание законодательства, бухгалтерского учета и методов управления персоналом.
В июне 2016 г. была принята Стратегии развития МСП до 2030 г. Это важный документ, консолидирующий опыт взаимодействия государства и бизнеса и развития предпринимательства в России. В документе акцент сделан на финансовых формах поддержки МСП, причем именно предшествующий опыт показал необходимость снижения доли субсидий и развитие кредитно-гарантийных форм поддержки, доступных на всей территории страны. Из нефинансовых форм поддержки МСП в Стратегии предусматривается создание единой системы обучения и консультирования представителей малого и среднего бизнеса, разработка обучающих программ «Азбука предпринимателя» (создание бизнеса с нуля) и «Школа предпринимательства» (развитие бизнеса), создание единого образовательного портала для субъектов малого и среднего предпринимательства, развитие молодежного предпринимательства. При этом ожидаемыми результатами являются внедрение обучающих программ в организациях, образующих инфраструктуру поддержки субъектов поддержки МСП, повышение доступности образовательных программ, поддержка молодежного предпринимательства более, чем в 30% субъектов РФ.
Обучение предпринимательству развивается в стране с середины 90-х годов ХХ века. При этом целостной системы по ключевым точкам подготовки людей к самостоятельной профессиональной деятельности пока не создано. В регионах и муниципальных образованиях существует разрозненная сеть образовательных структур подготовки предпринимателей. В системе начального, среднего и высшего образования экономическая подготовка школьников и студентов осуществляется в отрыве от получения практических навыков, отсутствует преемственность в обучении предпринимательской деятельности на различных уровнях обучения, доминирует эклектический подход к формированию программ обучения [2,7] (Korneeva O.S., 2015, Rubin Yu.B., 2015).
Важным для усиления повышения предпринимательской активности и роли МСП в национальной экономике является поиск новых моделей формирования предпринимательских компетенций.
Интересным представляется опыт Евросоюза, определившего в качестве одной из приоритетных задач формирование пула программ неформального образования молодежи. Сеть «тренингов жизненных умений» [5] (Mukhlaeva T.V., 2010) была сориентирована на формирование четырех групп компетенций европейца 2020 года. К основным относятся эффективность, качество, креативность и антрепренерство (предприимчивость). Дополнительные компетенции включают социальную позицию, ответственность, патриотизм, мобильность и обучение на протяжении всей жизни.
Направления интеграции усилий в области предпринимательского образования в России включают сетевое взаимодействие вузов, используя центры молодежного
предпринимательства, реализацию совместных предпринимательских проектов с бизнес-структурами на условиях предпринимательской практики, взаимодействие вузов с семейными предпринимателями на условиях целевой подготовки студентов [3] (Leonteva L.S., Ilyin A.B., 2014); информационное обеспечение предпринимательского образования, таких как базы данных предпринимательских заказов и идей, проведение олимпиад по предпринимательству, создание информационных ресурсов по формированию предпринимательских навыков.
Все эти направления требуют квалифицированной поддержки в виде разработки и внедрения в учебный процесс образовательных программ по предпринимательству всех уровней; разработки и согласования с заинтересованными образовательными организациями специальных курсов по предпринимательству для вузов самого разного профиля (технических, медицинских, гуманитарных); разработки системы привлечения студентов к выполнению заказов предприятий малого и среднего бизнеса в ходе подготовки курсовых работ, ВКР, прохождения практики и т.п.; создания научной платформы изучения проблем предпринимательства в виде регулярно проводимого научного форума.
Задачи превращения малого и среднего предпринимательства в стратегический ресурс инновационного развития России, поставленные в Стратегии развития предпринимательства, направлены на преодоление не только существующих материальных, законодательных и финансовых барьеров развития МСП, но и формирование готовности населения, особенно молодежи, к предпринимательской деятельности, создание институциональной инфраструктуры развития предпринимательской инициативы, формирования предпринимательских навыков.
ИСТОЧНИКИ:
1. Булатов А.С. Воздействие экспорта и импорта капитала на валовое накопление в Российской Федерации // Деньги и кредит. — 2011. — № 9. — с. 3-8.
2. Корнеева О.С. Преемственность формирования экономических представлений в начальной и основной школе // Проблемы современного образования. — 2015. — № 1. — с. 89-105.
3. Леонтьева Л.С., Ильин А.Б. Модульный подход к формированию новых предпринимательских компетенций // Международная конференция «Формирование профессиональных предпринимательских компетенций молодежи в процессе обучения предпринимательству». Сборник тезисов докладов. Москва, 2014. — c. 117-124.
4. Медведев Д. Социально-экономическое развитие России: обретение новой динамики // Вопросы экономики. — 2016. — № 10. — с. 5-30.
5. Мухлаева Т.В. Международный опыт неформального образования взрослых // Человек и образование. — 2010. — № 4. — с. 158-162.
6. Кузнецов В.И., Есина А.Р., Свиридовский В.Д., Быстров А.В., Филиппов В.С., Завьялова Н.Б., Завьялов Д.В., Сагинова О.В. и др. Результаты оперативного мониторинга социально-экономического развития России и субъектов РФ // Аналитические записки — Ситуационный центр социально-экономического развития регионов. — 2016. — № 17.
7. Рубин Ю.Б. Высшее предпринимательское образование в России: диагностика проблемы // Высшее образование в России. — 2015. — № 11. — с. 5-17.
REFERENCES:
Bulatov A.S. (2011). Vozdeystvie eksporta i importa kapitala na valovoe nakoplenie v Rossiyskoy Federatsii [The Influence of the Export and Import of Capital on Gross Accumulation in the Russian Federation]. Dengi i kredit. (9). 3-8. (in Russian).
Korneeva O.S. (2015). Preemstvennost formirovaniya ekonomicheskikh predstavleniy v nachalnoy i osnovnoy shkole [The continuity of economic concepts formation in the primary and secondary school]. Problems of modern education. (1). 89-105. (in Russian).
Kuznetsov V.I., Esina A.R., Sviridovskiy V.D., Bystrov A.V., Filippov V.S., Zavyalova N.B., Zavyalov D.V., Saginova O.V. i dr. (2016). Rezultaty operativnogo monitoringa sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya Rossii i subektov RF [The results of the operational monitoring of socio-economic development of Russia and subjects of the Russian Federation]. Analiticheskie zapiski — Situatsionnyy tsentr sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya regionov. (17). (in Russian).
Leonteva L.S., Ilyin A.B. (2014). Modulnyy podkhod k formirovaniyu novyh predprinimatelskikh kompetentsiy [A modular approach to the business competencies development] The Formation of professional and entrepreneurial competencies of young people in the entrepreneurship learning process — international conference proceedings. 117-124. (in Russian).
Medvedev D. (2016). Sotsialno-ekonomicheskoe razvitie Rossii: obretenie novoy dinamiki [Social and economic development of Russia: finding new dynamics]. Voprosy ekonomiki. (10). 5-30. (in Russian).
Mukhlaeva T.V. (2010). Mezhdunarodnyy opyt neformalnogo obrazovaniya vzroslyh [International experience of non-formal adult education]. Man and Education. (4). 158-162. (in Russian).
Rubin Yu.B. (2015). Vysshee predprinimatelskoe obrazovanie v Rossii: diagnostika problemy [Entrepreneurship education in Russia: diagnosis of the problem]. Vysshee obrazovanie v Rossii. (11). 5-17. (in Russian).