Научная статья на тему 'Современное положение Афганистана в XXI веке'

Современное положение Афганистана в XXI веке Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
6201
804
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИКА / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / ЭКОНОМИКА / АФГАНИСТАН / РОССИЯ / ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ / НАТО / США / ООН / «ТАЛИБАН» / «АЛЬ-КАИДА» / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / МИРОВОЕ СООБЩЕСТВО / НАРКОМАФИЯ / ТЕРРОРИЗМ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ / БЕЗРАБОТИЦА / POLITICS / FOREIGN POLICY / ECONOMICS / AFGHANISTAN / RUSSIA / CENTRAL ASIA / NATO / USA / UN / TALIBAN / AL QAEDA / INTERNATIONAL RELATIONS / WORLD COMMUNITY / NARCOMAFIA / TERRORISM / NATIONAL SECURITY / MILITARY FORCE / UNEMPLOYMENT

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Дьяконова Мария Александровна

В статье представлен обзор современного политического и экономического положения в Афганистане. Автор останавливается на проблемах наркобизнеса, терроризма в стране, затрагиваются вопросы национальной безопасности, вооруженных сил, безработицы, а также помощи в решении этих проблем со стороны мирового сообщества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AFGHANISTAN’S CURRENT SITUATION IN THE 21 CENTURY

Afghanistan occupies geopolitically advantageous location that causes intersection of interests of the extraregional powers. A review of the modern political and economical situation of Afghanistan is presented in the article. The author dwells on the problems of narcobusiness and terrorism in the country. The article touches upon the issues of national security, armed forces, unemployment,it deals as well as with the assistance in the world community's problem-solving.

Текст научной работы на тему «Современное положение Афганистана в XXI веке»

УДК 327

Дьяконова М. А., асп.

Современное положение Афганистана в XXI веке

В статье представлен обзор современного политического и экономического положения в Афганистане. Автор останавливается на проблемах наркобизнеса, терроризма в стране, затрагиваются вопросы национальной безопасности, вооруженных сил, безработицы, а также помощи в решении этих проблем со стороны мирового сообщества.

Ключевые слова: политика, внешняя политика, экономика, Афганистан, Россия, Центральная Азия, НАТО, США, ООН, «Талибан», «Аль-Каида», международные отношения, мировое сообщество, наркомафия, терроризм, национальная безопасность, вооруженные силы, безработица.

Внешняя политика любого государства подразумевает общий политический курс страны в международных делах и регулирует его отношения с другими государствами и народами в соответствии с национальными интересами и целями.

До 2001 года в Афганистане шла гражданская война. Радикальное исламское движение «Талибан» контролировало большую часть территории страны. В тот момент в Афганистане террористическими организациями, в первую очередь «Аль-Каидой», были созданы лагеря подготовки боевиков.

После атак террористов на мирные объекты в Нью-Йорке и Вашингтоне 11 сентября 2001 года Соединенные Штаты Америки начали подготовку к операции «Несокрушимая свобода», то есть военной кампании, предусматривающей уничтожение тренировочных лагерей «Аль-Каиды» на территории Афганистана. США также угрожали свергнуть правительство «Талибана», если оно не запретит нахождение баз по подготовке террористов на своей территории, чтобы не допустить прихода к власти некоторых главарей «Аль-Каиды» из афганского радикального духовенства из числа сторонников Усамы бен Ладена.

В конце 2001 года в результате проведенной операции «Несокрушимая свобода» талибы были разбиты и к власти пришли проамерикански настроенные афганские политические круги, во главе с Хамидом Карзаем.

В соответствии с конституцией, принятой в 2004 году, Афганистан является исламским государством. В настоящее время в основу политики Афганистана положены независимость, национальный суверенитет и территориальная целостность страны. Остается в силе и важный принцип во внешнеполитической деятельности - Афганистан придерживается принципа нейтралитета.

После свержения режима талибов мировое сообщество приступило к оказанию помощи в восстановлении экономики Афганистана. В реализации этой помощи участвуют ООН и ее подразделения, неправительственные организации, отдельные государства и частные компании. В этом направлении заметна роль и России. Наряду с поставками МЧС России в Афганистан гуманитарной помощи в рамках реализации меморандума о взаимопонимании между правительством РФ и Всемирной продовольственной программой ООН, подписанного 3 ноября 2002 года [10], обеспечением средствами связи и транспортом афганских и международных организаций, российские специалисты заняты в сфере восстановления национальной энергетики и промышленных предприятий Афганистана. Особое внимание также уделяется восстановлению и налаживанию объектов связи, которые явля-

ются важной, быстроразвивающейся отраслью афганской экономики, и имеют немаловажное значение не только для самого Афганистана, но и для иностранных государств, так как благодаря геополитическому положению страна может выступать в роли пункта транзита информационных потоков, соединяющих Запад и Восток.

Одновременно Россия осуществляет на межгосударственном уровне ряд мер по поддержке Кабула, которые включают в себя и списание долгов, и предоставление продовольственной и военно-технической помощи, и участие в программах по подготовке афганских специалистов, что положительно воспринимается афганской стороной. В частности, на встрече в торгово-промышленной палате Российской Федерации Хамид Карзай, призывая российские компании не ограничиваться только лишь восстановлением «советских объектов», но и вкладывать инвестиции в афганскую экономику, заявил: «Товарооборот между нашими странами достиг 500 миллионов долларов. (...) Мы должны наладить торговое и транспортное сотрудничество между нашими странами. - Мы очень близки, почти сосе-ди»[9]. Афганский лидер в качестве инвестиционно привлекательных отраслей экономики назвал телекоммуникации, горнодобывающую промышленность, банковское дело, транспорт и др. Развитие этих и подобных отраслей экономики, по его словам, позволит решать и другие проблемы в Афганистане, связанные с деятельностью террористических и иных экстремистских организаций и наркомафии [9].

Борьба против наркобизнеса является важным аспектом помощи Афганистану со стороны международного сообщества. В настоящее время наркомафия проникает во все большие слои населения государств мира и становится международной проблемой. Продолжающееся незаконное производство в Афганистане наркотических веществ и их распространение, подрывает национальную безопасность как самого Афганистана, так и стран-соседей, других государств евразийского континента, а также США. Считается, что проблема производства и употребления наркотиков с каждым годом все больше обостряется в ИРА. Наиболее тревожная ситуация складывается в провинциях Фарах, Гур, Герат, Нимруз и Бадгиз. По сведениям ООНовских структур, только с 2001 по 2006 года на юге и юго-востоке Афганистана более 150 тысяч женщин и 100 тысяч детей стали наркоманами [7].

По словам главы ФСКН Виктора Иванова, опиаты, прежде всего героин, в России употребляют до 90% всех наркозависимых, и весь этот героин имеет исключительно афганское происхождение. При этом отмечается, что Россия за последние годы превратилась в абсолютного мирового лидера по рынку сбыта и потребления героина. Произошло превращение РФ из страны-транзитера в страну-потребителя [17].

В соответствии с имеющимся статистическими данными, как констатировал В.Иванов, ежегодная смертность среди гражданского населении в самих странах НАТО от передозировки того же самого героина в 50 раз превышает их же военные потери в Афганистане, а в США количество наркозависимых людей достигло 2 миллионов человек [2]. Почему это происходит? Дело в том, что США не борются с проблемами наркомафии - они их создают. Официальная политика НАТО, по словам руководства Альянса, бороться с той частью наркотиков, которая необходима для финансирования «Талибана», что составляет, по их подсчетам, всего 4-6% от общего 65-миллиардного оборота афганского героина [1].

Повсеместное сращивание нарко- и террористических группировок порождает другую важную проблему: происходит идеологическое обоснование наркоторговли, как одного из действенных инструментов политической борьбы и криминализации политики. Нестабильная обстановка в Афганистане ведет к ухудшению ситуации в сфере внутренней безопасности в соседних государствах, в первую очередь, в странах Центральной Азии. Усиление криминальных и экстремистских структур создает угрозу их влияния на легитимные институты власти и способствует формированию нестабильного и депрессивного пространства в регионе.

В этой связи не менее важным аспектом является продолжение действий международного сообщества по ликвидации террористических организаций в афгано-пакистанском

регионе. Выступая на церемонии открытия Лойя Джирги 15 ноября 2011 года Хамид Карзай заявил: «В стране уже есть стабильность, но еще нет безопасности. И это является весьма серьезной проблемой. Главная цель - независимость - еще не достигнута. Борьба с терроризмом не продвинулась вперед настолько, как того хотел бы афганский народ» [18].

Проблема терроризма имеет транснациональный характер и угрожает стабильности во всем мире. Несмотря на ликвидацию террориста №1 Усамы бен Ладена в мае 2011 года, деятельность террористических группировок не прекращается. Возможно, она даже будет усиливаться, так как члены «Аль - Каиды» обещали отомстить за смерть своего лидера.

Религиозный экстремизм, сепаратистские движения, международный терроризм проникают сквозь границы, особенно, государств Центральной Азии и создают целый клубок регионального общественного вреда. Сложный многогранный характер этого явления делает невозможным окончательное искоренение основы для терроризма силами одного государства. Лишь многостороннее сотрудничество может дать результаты.

Оценивая деятельность в ИРА США и их союзников по НАТО начиная с 2001 года и по настоящее время, сложно говорить о каких-либо серьезных успехах в борьбе с терроризмом и наркобизнесом. В реальности все наоборот. Так, количество совершенных терактов, численность экстремистских сетей, способных создать террористические угрозы, за десятилетний период пребывания иностранного контингента на территории Афганистана не только не снизилось, а наоборот возросло. Введенные в регион иностранные войска, которые отказываются бороться с проблемой выращивания и распространения опиатов, позволяют террористическим организациям по-прежнему иметь постоянный доход от реализации наркотических средств. Следовательно, и в ближайшем будущем сложно говорить о каком-либо улучшении внутриполитический ситуации в стране.

Еще одной важной проблемой является обеспечение безопасности страны. Еще в 2008 году президент ИРА Хамид Карзай говорит, что после свержения «Талибана» «мы добились определенных значимых успехов, однако, что касается одного из самых главных чаяний нации - безопасности, то мы оказались неспособны ее обеспечить» [19]. Нельзя сказать, что сегодня ситуация кардинальным образом изменилась, несмотря на то, что проблемами обеспечения безопасности в регионе в разной степени занимается целый ряд организаций: ООН, ОДКБ, ШОС, НАТО, ОБСЕ. Пока что, как считают многие иностранные специалисты, Афганистан не готов самостоятельно обеспечивать свою безопасность [14].

Касаясь создания национальных сил безопасности в Афганистане, Президент РФ Дмитрий Анатольевич Медведев в послании Хамиду Карзаю относительно российско-афганских отношений отметил, что «международный терроризм сегодня является серьезной угрозой для наших стран и Исламская Республика Афганистан несет на себе тяжелое бремя борьбы с этим злом» [6]. Таким образом перед Афганистаном стоит задача по скорейшему воссозданию боеспособности национальных вооруженных сил и правоохранительных органов, готовых взять на себя всю полноту ответственности за обеспечение безопасности страны. Россия готова оказать соответствующую помощь афганскому правительству в решении данного вопроса.

В этой связи Россия оказывает и планирует продолжать осуществлять военнотехническое содействие Афганистану, как на двусторонней основе, так и во взаимодействии с международными партнерами. Так, с 2010 г. реализуется программа подготовки на безвозмездной основе афганских полицейских на курсах и в вузах МВД России (ежегодно -225 человек). Всего же за последние 10 лет в России прошли подготовку 219 военнослужащих Афганской национальной армии и 478 афганских полицейских (по линиям МО (Министерства Обороны), МВД (Министерства Внутренних Дел), ФСКН (Федеральной Службы по контролю за оборотом наркотиков), СРН (Совета России-Н АТ О), ОБСЕ (Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе)). Кроме того, в конце прошлого года российские ершовые структуры осуществили поставки легкого стрелкового вооружения в дар МВД ИРА (20 тыс. автоматов и 2,5 мин. патронов) [12].

В качестве дальнейшего конкретного вклада России в наращивание боевой мощи вооруженных сил Афганистана в рамках международных усилий по стабилизации военнополитической обстановки планируется продолжить подготовку в российских специализированных вузах сотрудников Афганской национальной армии (АНА) и правоохранительных структур Афганистана. При этом хотелось бы отметить, что после падения режима талибов в 2001 году, началось реформирование афганской армии при участии советников из США и НАТО. Однако строительство афганских вооруженных сил постоянно наталкивается на различного рода препятствия. В то же время, их создание все-таки постепенно сдвигается с мертвой точки. В июле 2011 года в Кабуле был запущен, долгое время находившийся в состоянии разработки, процесс передачи ответственности за безопасность отдельных регионов афганскому руководству, который пройдет в несколько этапов и должен завершиться в полном объеме к концу 2014 года. Прежде всего, под контроль афганским силам должны перейти провинция Кабул, за исключением уезда Соруби; административный центр южной провинции Гельменд - город Лашкаргах, административный центр провинции Герат, административный центр северной провинции Балх - город Мазари-Шариф и административный центр восточной провинции Лагман - город Мехтарлам, а также провинции Бамиан и Панджшир.

На данный момент, по оценкам иностранных военных специалистов, только один батальон афганской армии способен действовать независимо от сит МССБ, в то же врет ни одно из подразделений афганской полиции, несмотря на 10 лет подготовки и обучения, к этому до сих пор не готово [15]. Об этом свидетельствует тот факт, что когда летом 2011 года военным подразделениям АНА было поручено несколько усилить боевую активность, то сразу возросло число потерь, а также очень резко повысится уровень дезертирства, достигший 35% в год [15]. Это связано, во-первых, с неготовностью афганской армии противостоять талибам, в связи с тем, что Кабул назначает офицеров на руководящие должности за их преданность и уступчивость, а не за профессионализм.... и второе, и важное, что у правительственных афганских солдат нет соответствующего стимула воевать со своими соотечественниками.

Кроме того, в настоящее время талибы вновь контролируют большую часть территории Афганистана и практически во всех провинциях страны имеет свои теневые правительства. В этой связи отдельные американские политические круги рассматривают возможность ведении переговоров с представителями умеренного крыла движений «Талибан», которые будут обладать реальной властью после ухода коалиционных войск. По их мнению, среди талибов есть и религиозные фанатики, отвергающие какой-либо компромисс с мировым сообществом и в частности, с американцами, но есть и представители, которые отстаивают консервативные социальные нормы пуштунского этноса [8]. «Талибы, по сути дела, мало чем отличаются от других афганских полевых командиров, — говорит американский военный аналитик Х.Уллман, — и администрация Обамы научилась наконец видеть разницу между вождями повстанцев, отражающими интересы афганских племен, и боевиками «Аль-Каиды», нацеленными на глобальный джихад» [8]. США планируют договориться с талибами о примирении, но при этом будут стремиться договориться об оставлении своих военных баз на западе и на севере страны, неподалеку от китайской и иранской границ. Вопрос только в том, нужны ли переговоры самим лидерам «Талибана»?

Другой значимой проблемой для руководства Исламской Республики Афганистан является безработица. Выращивание и продажа сырья для производства опиума для многих афганцев - это главный, а чаще всего, и единственный источник дохода. По оценкам UNODC (Управление ООН по наркотикам и преступности), общий финансовый объем наркоиндустрии Афганистана от выращивания мака составляют 1,4 миллиарда долларов США, эквивалентным 9 процентам ВВП Афганистана в 2011 году [20].

Министерство экономики страны считает безработицу одной из серьезных проблем на пути обеспечения безопасности в ИРА. Министр экономики Афганистана Абдул Хади

Аргандеваль заявил, что его ведомство подготовило к реализации 4 программы по снижению уровня безработицы в стране. «Только в этом случае мы сможем решить проблемы трудоустройства нашего населения, - заявил министр в интервью телеканалу «Ариана-ТВ».

- На самом деле это очень серьезная проблема, и она является одной из главных причин отсутствия безопасности в стране» [11].

Представляя доклад Управления Верховного комиссара ООН (OHCHR) о ситуации с правами человека и бедностью в Афганистане, основанный на исследовании, проведенном в 14 (из 34) афганских провинций, Н.Ниланд отметила, что сегодняшний Афганистан - одно из самых бедных государств мира, где треть населения живет в тотальной нищете [13].

Необходимо отметить, что виной такой статистики можно назвать саму политику администрации США относительно ИРА. Так, после введения в Афганистан в 2001 году воинских контингентов США и НАТО для борьбы с терроризмом, количество выращиваемого мака возросло более чем в 50 раз, а жизненный уровень населения остался практически прежним.

Здесь возникает вопрос: насколько серьезной была ситуация террористических угроз до вторжения американских войск в Афганистан? Никогда еще мир не был настолько подвержен опасности атак террористов, как в настоящее время. До сих пор исследователи не могут точно сказать, кто истинные виновники взрывов в Вашингтоне и Нью-Йорке в 2001 году. Америке нужно было расположить свои базы в Центральной Азии, а это был хороший предлог.

В условиях масштабного международного присутствия в стране её внутренняя и внешняя политика испытывает определённое воздействие со стороны зарубежных участников, многие из которых, в первую очередь его соседи, стремятся получить здесь свою зону влияния, зачастую выступая в качестве соперников, тем самым подрывая усилия по стабилизации внутри- и внешнеполитического положения ИРА.

Современный Афганистан остается стратегической территорией, особенно в военном отношении, главным образом, для США. Нахождение американских военных сил в Афганистане позволяло бы США контролировать значительную часть Центральной и Средней Азии.

Поэтому, несмотря на свою отсталость, бедность в этой стране, Афганистан занимает важное место в военно-стратегическом и экономическом плане в регионе Центральной, Юго-Восточной, Средней Азии, Среднего и Ближнего Востока. Если посмотреть на карту данного региона, то можно увидеть, что на юге Афганистан граничит с двумя находящимися в постоянной конфронтации государствами, владеющими ядерным оружием. Это

- Индия и Пакистан, последний в какой-то степени еще остается союзником США. Также, в непосредственной близости от Афганистана расположены и другие государства, обладающие ядерными технологиями и оружием (Китай). Кроме того, на западе ИРА граничит с Ираном, который, по мнению ряда аналитиков и сейчас стремится к получению военных ядерных технологий.

Также значительную роль Афганистан играет в развитии экономических связей между Западом и Востоком, так как находится на пересечении древних маршрутов так называемого Великого Шелкового Пути. В последние годы все большее экономическое значение приобретает наличие в регионе значительных запасов полезных ископаемых, в том числе урана, железа, меди, кобальта, золота, лития, а также дешевой рабочей силы. Это было подтверждено исследованиями в рамках программы «ТРАСЕКА» - транспортный коридор Европа - Кавказ - Азия [22].

В заключении необходимо сказать, что американское присутствие в Афганистане, как отмечают сами представители высших военных кругов США, останется до неопределенного времени и после 2014 года [1].

ИРА также входит в зону важных национальных интересов России, которая в целом заинтересована в поддержании добрососедских отношений с данным государством. Вместе

с тем, необходимо также учитывать, внешнеполитический курс, проводимый политическим руководством Афганистана.

Литература

1. Америка не борется с угрозами терроризма и наркотиков. Она их создает! [Электронный ресурс] - Режим доступа: // http://army-news.ru/.

2. Афганистан. - Телеканал «Россия 24».

3. Афганистан [Электронный ресурс] - Режим доступа: // http://ru.wikipedia.org/wiki/.

4. В ожидании российско-афганской «перезагрузки» [Электронный ресурс] - Режим доступа: // http://www.afghanistan.ru/.

5. Внешэкономсвязи, политика. Афганистан [Электронный ресурс] - Режим доступа: // http://polpred.com/.

6. Дмитрий Медведев направил ответное послание Президенту Афганистана Хамиду Карзаю [Электронный ресурс] - Режим доступа: //http://kremlin.ru/.

7. Дурани А.: В Афганистане растет число наркозависимых женщин и детей [Электронный ресурс] - Режим доступа: // http://www.centrasia.ru/.

8. И снова мулла Омар [Электронный ресурс] - Режим доступа: //

http://www.odnako.org/.

9. Итоги визита Хамида Карзая в Москву: Время экономической дипломатии [Электронный ресурс] - Режим доступа: // http://www.afghanistan.ru/.

10. Между МЧС России и Всемирной продовольственной программой ООН подписан ежегодный меморандум о взаимопонимании [Электронный ресурс] - Режим доступа: // http://www.mchs.gov.ru/.

11. Министр экономики Афганистана: безработица - одна из главных причин нестабильности в стране [Электронный ресурс] - Режим доступа: //http://www. afghanistan.ru/.

12. Министерство Иностранных Дел РФ. Интервью Специального представителя Президента РФ по Афганистану З.Н.Кабулова [Электронный ресурс] - Режим доступа: // http://www.mid.ru/.

13. Нищета убивает в Афганистане больше людей, чем вооруженный конфликт [Электронный ресурс] - Режим доступа: // http://ria.ru/world/.

14. Отчет о работе международной конференции «Афганистан, ШОС, безопасность и

геополитика Центральной Евразии» [Электронный ресурс] - Режим доступа: //

http: //'WWW. fergananews. com /.

15. Передача ответственности за безопасность в Афганистане национальным силам переживает кризис [Электронный ресурс] - Режим доступа: //http://www.warandpeace.ru/.

16. Связь в Афганистане: политический аспект [Электронный ресурс] - Режим доступа: //http://afghanistan.ru/.

17. Федеральная Служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков [Электронный ресурс] - Режим доступа: // http://l 1 .fskn.gov.ru/

18. Хамид Карзай: «Афганцам нужен мир» [Электронный ресурс] - Режим доступа: // http://www.afghanistan.ru/.

19. Хамид Карзай: мы скатываемся в пропасть страданий и нищеты [Электронный ре-сурс] - Режим доступа: // http://www.afghanistan.ru/.

20. Afghan opium prices soar as production rises [Электронный ресурс] - Режим доступа: // http://www.unodc.org/.

21. CIA World Factbook. Afghanistan [Электронный ресурс] - Режим доступа: // http://www.ciaworldfactbook.us/.

22. TRACE С А [Электронный ресурс] - Режим доступа: // http://mt.ro/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.