Научная статья на тему 'Современное озеленение исторических объектов'

Современное озеленение исторических объектов Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
294
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЪЕКТ / ОБЪЕКТ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ / ЮНЕСКО / ОЗЕЛЕНЕНИЕ / БЛАГОУСТРОЙСТВО / HISTORICAL OBJECT / OBJECT OF CULTURAL HERITAGE / UNESCO / LANDSCAPING / IMPROVEMENT

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Дормидонтова Виктория Владиславовна, Лукина Елена Владимировна, Дронова Елизавета Андреевна

Рассмотрены особенности современного озеленения исторических объектов ландшафтной архитектуры. На примере Троице-Сергиевой лавры показаны существующая практика благоустройства территории и трудности, с которыми сталкивается ландшафтный архитектор. Приведены принципы работы с историческими объектами, специфика разработки проектов. Ансамбль Свято-Троицкой Сергиевой лавры развивался на протяжении восьми веков, он представляет собой комплекс разновременных и разностилевых сооружений. Задача специалиста в данном случае — объединить пространство средствами ландшафтной архитектуры, не нарушая при этом сложившихся устоев и правил мужского монастыря. В ходе изучения исторических планов-аналогов выявлены проекты цветников, соответствующие монастырским угодьям и времени расцвета территории (конец XVIII в.). Для анализа цветочного оформления аналогичных объектов привлечены материалы из архивов культивируемых растений Императорского Санкт-Петербургского ботанического сада, а также из трудов по истории садово-паркового искусства. Выявлен исторический ассортимент растений, предназначенных для благоустройства монастырских территорий, объектов культурного наследия, разработана концепция цветника на основе исторического ассортимента растений, выполнены эскизы. Предложенный проект реализован садовниками Троице-Сергиевой лавры. Приведены соответствующие иллюстрации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Дормидонтова Виктория Владиславовна, Лукина Елена Владимировна, Дронова Елизавета Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern landscape gardering at historical sites

Features of modern landscaping at historical sites are considered. The example of the Holy Trinity St. Sergiy Lavra shows the existing practice of landscaping and the difficulties faced by the landscape architects. The principles of work with historical sites, the specifics of project development are given. The ensemble of the Holy Trinity Sergiy Lavra developed over eight centuries, nowadays it is a complex of built at different times and different-style constructions. The task of a specialist in this case is to unify the space with the means of landscape architecture, without violating the established foundations and rules of the monastery. During the study of historical plans, we identified flower beds sketches, corresponding to monastic grounds and the time of the heyday of the territory (the end of the XVIII century.). To analyze the floral design of similar objects, materials from the archives of cultivated plants of the Imperial St. Petersburg Botanical Garden, as well as works on the history of landscape art, were drawn. The historical assortment of plants intended for improvement of monastic territories, objects of a cultural heritage is revealed, the concept of a flower garden on the basis of a historical assortment of plants is developed, sketches are executed. The proposed project was realized by the gardeners of the Holy Trinity Sergiy Lavra. The related illustrations are given.

Текст научной работы на тему «Современное озеленение исторических объектов»

ISSN 2542-1468, Лесной вестник /Forestry Bulletin, 2018. Т. 22. № 3. С.49-54. © МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2018

Современное озеленение... Исследование исторических объектов ландшафтной архитектуры

УДК 712 DOI: 10.18698/2542-1468-2018-3-49-54

СОВРЕМЕННОЕ ОЗЕЛЕНЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ

В.В. Дормидонтова1, Е.В. Лукина2, Е.А. Дронова1

1МГТУ им. Н.Э. Баумана (Мытищинский филиал), 141005, Московская область, г. Мытищи, ул. 1-я Институтская, д. 1 2АНО ВПО «Евразийский открытый институт», 119501, Москва, ул. Нежинская, д. 9, корп. 1

v.dormidontova@mail.ru

Рассмотрены особенности современного озеленения исторических объектов ландшафтной архитектуры. На примере Троице-Сергиевой лавры показаны существующая практика благоустройства территории и трудности, с которыми сталкивается ландшафтный архитектор. Приведены принципы работы с историческими объектами, специфика разработки проектов. Ансамбль Свято-Троицкой Сергиевой лавры развивался на протяжении восьми веков, он представляет собой комплекс разновременных и разностилевых сооружений. Задача специалиста в данном случае — объединить пространство средствами ландшафтной архитектуры, не нарушая при этом сложившихся устоев и правил мужского монастыря. В ходе изучения исторических планов-аналогов выявлены проекты цветников, соответствующие монастырским угодьям и времени расцвета территории (конец XVIII в.). Для анализа цветочного оформления аналогичных объектов привлечены материалы из архивов культивируемых растений Императорского Санкт-Петербургского ботанического сада, а также из трудов по истории садово-паркового искусства. Выявлен исторический ассортимент растений, предназначенных для благоустройства монастырских территорий, объектов культурного наследия, разработана концепция цветника на основе исторического ассортимента растений, выполнены эскизы. Предложенный проект реализован садовниками Троице-Сергиевой лавры. Приведены соответствующие иллюстрации.

Ключевые слова: исторический объект, объект культурного наследия, ЮНЕСКО, озеленение, благоустройство

Ссылка для цитирования: Дормидонтова В.В., Лукина Е.В., Дронова Е.А. Современное озеленение исторических объектов // Лесной вестник / Forestry Bulletin, 2018. Т. 22. № 3. С. 49-54. DOI: 10.18698/25421468-2018-3-49-54

Исторический объект — это объект культурного наследия, созданный человеком, сохранивший до нашего времени ценность с антропологической, археологической, эстетической, исторической, этнографической точек зрения. Все творения человечества есть зеркальное отражение тысячелетий жизни и развития людей, их чувств, мыслей, философии, религии. С течением времени памятники искусства и их окружение изменяются. Поэтому, приступая к озеленению такого объекта, надо прежде всего знать его историю: в какое время и в какой среде он появился, с какой целью был создан и чем служил впоследствии [1].

Например, сады в допетровской Руси выполняли не столько эстетическую, сколько утилитарную и культовую функцию. В Киевской Руси почитались священные рощи и такие деревья, как дуб (символ долголетия и мощи), береза (символ добра и плодородия), липа (древо Богородицы, символ женского начала). В древнерусских городах сохранялись луга и рощи. При монастырях создавали участки с лекарственными и декоративными растениями [2].

В ХУ-ХУ1 вв. появились сады при усадьбах, чаще всего они были плодовыми. До середины XVII в. не было деления усадьбы на парадную и хозяйственную части. Характерными чертами русских садов этого времени были: 1) сочетание утилитарной и эстетической функций;

2) наличие регулярных элементов и их свободное размещение в общей планировке усадьбы;

3) свободное расположение всех планировочных элементов с учетом природных условий; 4) отсутствие ансамблевого единства и осевого решения в планировке; 5) широкое распространение рощ; 6) устройство верховых садов в кремлевских и монастырских угодьях [2].

Значительные изменения в развитии садово-паркового искусства в России произошли в XVIII в. при Петре I. Характерными чертами русских садов петровского периода, формировавшихся под влиянием голландских традиций, являются: 1) наличие каналов и цветников; 2) расположение дворца на центральной оси сада и в окружении деревьев; 3) регулярность, присущая барокко и классицизму [2].

Рассмотрим существующую практику озеленения исторических объектов на примере современного благоустройства территории Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Монастырские ансамбли выполняли разные задачи — духовные, оборонительные, общественные, хозяйственные — в зависимости от времени основания. Соответственно изменялся и облик их территории.

В XIV-XV вв. скитальцы, отшельники чтили божественной первобытную, девственную, не тронутую рукой человека природу [3]. Среда, где основана обитель, символизирует мир Бога,

свободный от всего нечестивого. Поэтому при выборе места для будущего монастыря главную роль играло качество ландшафтного окружения. В зависимости от ландшафта выбирали места для многих известных монастырей, включая основанные Сергием Радонежским и Нилом Сор-ским [4].

Монастырь считается обителью Бога, а его девственное окружение символизирует священность места. На протяжении веков, человек, пытаясь приблизиться к Богу, изменял и саму природу, видя в ней несовершенство, и пытаясь упорядочить ее. Храм, как омофор Пресвятой Богородицы, защищал русских людей не только духовно и нравственно, но и физически, укрывая в своих стенах от нападений врагов. В XXI в. ландшафтному архитектору при озеленении монастыря важно сделать природу «связующим звеном человека и Бога» [5], создать атмосферу духовности, привлечь верующих, не забывая и о благоустройстве территории.

Цель работы

Цель работы — изучить исторический ассортимент растений, применявшийся в озеленении монастырских территорий, и на его основе разработать концепцию цветника на Соборной площади Свято-Троицкой Сергиевой лавры.

Материалы и методы

Архитектурный ансамбль Свято-Троицкой Сергиевой лавры входит в перечень особо охраняемых объектов ЮНЕСКО, что делает благоустройство и озеленение объекта культурного наследия интересным и вместе с тем сложным процессом [6].

С какими трудностями встречается ландшафтный архитектор на таких территориях? Так как ансамбль Свято-Троицкой Сергиевой Лавры развивался на протяжении восьми веков, он представляет собой комплекс разновременных и разностилевых сооружений. Задача специалиста в данном случае — объединить пространства средствами ландшафтной архитектуры, не нарушая при этом устоев и правил мужского монастыря. Другая сложная задача — сохранение реликтовых деревьев на территории объекта и их грамотное использование в композициях.

Содержание зеленых насаждений объекта культурного наследия имеет свою специфику. На территории Свято-Троицкой Сергиевой лавры проводится технологический уход за зелеными насаждениями. К ним относятся:

- деревья: 729 шт. (в том числе реликтовых 46 шт. (диаметр ствола свыше 45 см), в групповых посадках 54 шт., в живой изгороди 138 шт., в рядовой посадке 76 шт., в одиночной посадке 461 шт.);

- кустарники: 2889 шт. (в групповой посадке 1915 шт., в рядовой посадке 626 шт., в одиночной посадке 348 шт.);

- лианы: 30 пог. м, плодовый виноград отнесен к кустарникам;

- цветники из многолетников: 922 м2 (преобладают хосты, дополнительно используются ирисы, лилейники, папоротник орляк, вербейник, бруннера);

- цветники из однолетников: 712 м2 (в основном алиссум, бегония, петуния, пеларгония, сальвия, львиный зев, колеус);

- газон: 19 423 м2.

Технологический уход за насаждениями и реализацию проектов в натуре осуществляет служба озеленения лавры в составе: мастер по озеленению — 1 чел., бригадир — 1 чел., садовники — 15 чел.

Работа по проектированию новых растительных композиций на территории исторического объекта проходит следующие стадии: изучение истории развития объекта, анализ его исторических планов и ассортимента растений, поиск исторических чертежей цветников и композиций объекта проектирования, современная интерпретация вариантов их воплощения.

В ходе изучения исторических планов-аналогов были найдены проекты цветников, соответствующие монастырским угодьям и времени расцвета территории (конец ХУШ в.). В 2017 г. на Соборной площади лавры был разбит цветник по чертежу, созданному на основе исторических эскизов.

Рисунок цветника имеет символическое значение, а колористическое решение композиций из цветочных культур диктуется архитектурными сооружениями. Композиции могут быть выполнены и в пейзажном стиле, что подчеркивает первоначальное размещение святых обителей в отчуждении от светского мира, в не тронутой человеком природе [7]. Православная символика издавна используется в мощении, убранстве сооружений лавры [8]. Для проекта цветника на Соборной площади был выбран православный символ — лилия (знак невинности и чистоты). Данный символ обычно размещали на входе перед церковью, поэтому мы ввели такой мотив в цветник на Соборной площади, главной на территории. Цветник выполнен в красно-белой гамме, что гармонизует с окружающими сооружениями — Успенским собором и Надкладезной часовней [7].

Чтобы понять, какой ассортимент растений использовали в монастырях, изучали исторические справки, описания, художественные произведения. Упоминания о садовом хозяйстве лавры найдены в описании 1910 г. Свято-Троицкой Сергиевой лавры А.В. Горским: «В 1784 г. в Пафнутьевском саду были высажены: 406 яблонь, 192 груши, 388 вишен, слив и чернослива.

К середине XVIII в. обе части сада объединили в одно хозяйство. К концу столетия впервые встречается название этого хозяйства — Пафнутьев сад. Помимо непременных яблонь и красной смородины в саду выращивали и другие культуры, необходимые для братской трапезы и больницы. В садовой оранжерее выращивали землянику, виноградную лозу, множество разнообразных цветов, а также персики, сливы, абрикосы, лимоны. Во второй половине XIX в. Пафнутьев сад превратили в тенистый парк, цветники и грядки оставили лишь перед Луковой башней, возле которой в XIV в. был луковый огород» (цит. по [6]).

Архивы проектов и ассортимента цветников Свято-Троицкой Сергиевой лавры, к сожалению, утеряны. Для анализа цветочного оформления аналогичных объектов были привлечены матери-

алы из архивов культивируемых растений Императорского Санкт-Петербургского ботанического сада, созданного в начале XIX в. [1], а также из трудов по истории садово-паркового искусства и растениеводству [3-10].

Результаты и обсуждение

В ходе проведенной работы: выявлен исторический ассортимент растений, предназначенных для благоустройства монастырских территорий, объектов культурного наследия; на основе исторического ассортимента растений разработана концепция цветника (рис. 1), выполнены эскиз, разбивочный и посадочный чертежи (рис. 2). Проект реализован садовниками Троице-Серги-евой лавры (рис. 3). Итоги реализации проекта можно видеть на рис. 4.

а б

Рис. 1. Концепция цветника на Соборной площади Троице-Сергиевой лавры: а — общий план; б — средний план

Fig. 1. The concept of a flower garden on Sobomaya Square of the Trinity-Sergms Lavra: a — a general plan; b — a middle plan

Базис ТГ

аб

Рис. 2. Чертежи цветника: а — посадочный чертеж (1 — аллисум морской; 2 — бегония вечноцветущая белая; 3 — бегония вечноцветущая красная); б — разбивочный чертеж (1 — бегония вечноцветущая красная; 2 — бегония вечноцветущая белая)

Fig. 2. Flower garden drawings: a — landing drawing (1 — Lobubaria maritima; 2 — Begonia x semperflorens white; 3 — Begonia x semperflorens red); b — alignment drawing (1 — Begonia x semperflorens red; 2 — Begonia x semperflorens white)

Рис. 3. Разбивка и посадка цветника: а — общий план; б — крупный план Fig. 3. Layout and planting of the flower garden: a — general plan; b — close-up plan

Рис. 4. Готовый цветник: а — общий вид; б — вид с колокольни

Fig. 4. Ready flower garden: a — a general view; b — view from the bell tower

Список литературы

Выводы

Современное озеленение исторических объектов ландшафтной архитектуры является весьма сложной специфической областью профессиональной деятельности ландшафтного архитектора. Специалист сталкивается с необходимостью включить историческую территорию в современную жизнь города, приспособить ее к современным задачам и потребностям, не нарушив исторический контекст объекта.

Разработанный на основе изучения исторических материалов ассортимент растений позволил создать цветник, соразмерный историческому пространству Соборной площади и поддерживающий колористику архитектурного ансамбля Свято-Троицкой Сергиевой лавры.

[1] Императорский Санкт-Петербургский ботанический сад за 200 лет его существования (1713-1913) / под ред. А.А. Фишера-фон-Вальдгейма. В 3 ч. СПб.: Типография акционерного общества типографского дела, 1913-1915, 582 с.

[2] Вергунов А.П. Вертоград: садово-парковое искусство России (от истоков до начала ХХ в.). М.: Культура, 1996. 431 с.

[3] Балабанова Ю. Изящное убранство курдонера усадебного ансамбля XIX - начала XX вв. // Мир искусств. Вестник Международного института антиквариата, 2015. № 3 (11). С. 90-99.

[4] Регель А.Э. Изящное садоводство и художественные сады. Историко-дидактический очерк. СПб.: Издаше Г.Б. Винклер, 1896. 448 с.

[5] Епанчин К.П. Ландшафтный сад. М.: Кладезь-Букс, 2007. 112 с.

[6] Дормидонтова В.В., Лукина Е.В. Архитектурно-ландшафтные проблемы восстановления и использования прилегающей территории Троице-Сергиевой лавры // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА, 2012. № 2. С. 272.

[7] Соколова Т.А., Бочкова И.Ю. Цветочное оформление. М.: Академия, 2003. 108 с.

[8] Ананьева А.В., Веселова А.Ю. Сады и тексты (обзор новых исследований о садово-парковом искусстве в России) // Новое литературное обозрение, 2005. № 75. С. 39.

[9] Кичунов Н.И. Цветники и партеры. СПБ.: Издаше А.Ф. Деврiена, 1904. 170 с.

[10] Максименко М.Ф. Изучение динамики травянистых растений и ее значение при реставрации исторических парков России. Дис. ... канд. с.-х. наук. М.: МГУЛ, 2012. 197 с.

Сведения об авторах

Дормидонтова Виктория Владиславовна — канд. архитектуры, профессор, член Союза архитекторов России, профессор МГТУ им. Н.Э. Баумана (Мытищинский филиал), v.dormidontova@mail.ru Лукина Елена Владимировна — доцент факультета ландшафтной архитектуры Евразийского открытого института, член Творческого союза художников России, член Московского объединения ландшафтных архитекторов, руководитель проекта «Монастырские цветы» Свято-Троицкой Серги-евой лавры, info-elflor@mail.ru

Дронова Елизавета Андреевна — магистрантка МГТУ им. Н.Э. Баумана (Мытищинский филиал), мастер по озеленению Свято-Троицкой Сергиевой лавры, magnitka34@mail.ru

По ступила в редакцию 20.11.2017. Принята к публикации 12.04.2018.

MODERN LANDSCAPE GARDENING AT HISTORICAL SITES

V.V. Dormidontova1, E.V. Lukina2, E.A. Dronova1

1BMSTU (Mytishchi branch), 1, 1st. Institutskaya st., 141005, Mytischi, Moscow reg., Russia 2Eurasian Open Institute, 9, b.1, Nezhinskaya st., 119501, Moscow, Russia

v.dormidontova@mail.ru

Features of modern landscaping at historical sites are considered. The example of the Holy Trinity St. Sergiy Lavra shows the existing practice of landscaping and the difficulties faced by the landscape architects. The principles of work with historical sites, the specifics of project development are given. The ensemble of the Holy Trinity Sergiy Lavra developed over eight centuries, nowadays it is a complex of built at different times and different-style constructions. The task of a specialist in this case is to unify the space with the means of landscape architecture, without violating the established foundations and rules of the monastery. During the study of historical plans, we identified flower beds sketches, corresponding to monastic grounds and the time of the heyday of the territory (the end of the XVIII century.). To analyze the floral design of similar objects, materials from the archives of cultivated plants of the Imperial St. Petersburg Botanical Garden, as well as works on the history of landscape art, were drawn. The historical assortment of plants intended for improvement of monastic territories, objects of a cultural heritage is revealed, the concept of a flower garden on the basis of a historical assortment of plants is developed, sketches are executed. The proposed project was realized by the gardeners of the Holy Trinity Sergiy Lavra. The related illustrations are given.

Keywords: historical object, object of cultural heritage, UNESCO, landscaping, improvement

Suggested citation: Dormidontova V.V., Lukina E.V., Dronova E.A. Sovremennoe ozelenenie istoricheskikh ob'ektov [Modern landscape gardering at historical sites]. Lesnoy vestnik / Forestry Bulletin, 2018, vol. 22, no. 3, pp. 49-54. DOI: 10.18698/2542-1468-2018-3-49-54

References

[1] Imperatorskiy Sankt-Peterburgskiy botanicheskiy sad za 200 let ego sushchestvovaniya (1713-1913) [The Imperial St. Petersburg Botanical Garden for 200 years of its existence (1713-1913)]. Ed. A.A. Fisher-von-Waldheim. In 3 v. St. Petersburg: Printing House of the Joint-stock Company in the Printing Business, 1913-1915, 582 p.

[2] Vergunov A.P. Vertograd: Sadovo-parkovoe iskusstvo Rossii (ot istokov do nachalaXXv.) [Vertograd: Landscape art of Russia (from the sources to the beginning of the 20th century)]. Moscow: Kultura, 1996, 431 p.

[3] Balabanova Yu. Izyashchnoe ubranstvo kurdonera usadebnogo ansamblya XIX - nachala XX v. [Elegant decoration of the courdoner of the manor ensemble of XIX-XX centuries]. Mir iskusstv. Vestnik Mezhdunarodnogo instituta antikvariata [World of Arts. Bulletin of the International Institute of Antiques], 2015, no. 3 (11), pp. 90-99.

[4] Regel' A.E. Izyashchnoe sadovodstvo i khudozhestvennye sady. Istoriko-didakticheskiy ocherk [Elegant gardening and art gardens. Historical and didactic essay]. St. Petersburg: Publ. G.B. Winkler, 1896, 448 p.

[5] Epanchin K.P. Landshaftnyy sad [Landscaped garden]. Moscow: Kladez'-Buks, 2007, 112 p.

[6] Dormidontova V.V., Lukina E.V. Arkhitekturno-landshaftnye problemy vosstanovleniya i ispol'zovaniya prilegayushchey territorii Troitse-Sergievoy lavry [Architectural and landscape problems of restoration and use of the adjacent territory of the Trinity-Sergius Lavra]. Dekorativnoe iskusstvo i predmetno-prostranstvennaya sreda. Vestnik MGKhPA [Decorative art and subject-spatial environment. Bulletin of MGKHPA], 2012, no. 2, p. 272.

[7] Sokolova T.A., Bochkova I.Yu. Tsvetochnoe oformlenie [Flower decoration]. Moscow: Academiya, 2003, 108 p.

[8] Anan'eva A.V., Veselova A.Yu. Sady i teksty (obzor novykh issledovaniy o sadovo-parkovom iskusstve v Rossii) [Gardens and texts (Review of new research on gardening and park art in Russia)] Novoe literaturnoe obozrenie [New Literary Review], 2005, no. 75, p. 39.

[9] Kichunov N.I. Tsvetniki ipartery [Flower beds and parterres]. St. Petersburg: Publ. A.F. Devriena, 1904. 170 p.

[10] Maksimenko M.F. Izuchenie dinamiki travyanistykh rasteniy i ee znachenie pri restavratsii istoricheskikh parkov Rossii [Studying the dynamics of herbaceous plants and its importance in the restoration of historical parks in Russia]. Diss. ... Cand. Sci. (Agriculture). Moscow: MGUL, 2012, 197 p.

Authors' information

Dormidontova Viktoriya Vladislavovna — Cand. Architecture, Professor, Member of the Union of Architects of Russian Federation, Professor of BMSTU (Mytishchi branch), v.dormidontova@mail.ru

Lukina Elena Vladimirovna — Associate Professor of the Faculty of Landscape Architecture of the Eurasian Open Institute, Member of the Creative Union of Artists of Russia, Member of the Moscow Association of Landscape Architects, the head of the project «Monastery flowers» of the Holy Trinity — St. Sergius Lavra, info-elflor@mail.ru

Dronova Elizaveta Andreevna — Master graduand of BMSTU (Mytishchi branch), master of landscaping of Holy Trinity — St. Sergius Lavra, magnitka34@mail.ru

Received 20.11.2017. Accepted for publication 12.04.2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.