Научная статья на тему 'Благоустройство и озеленение территорий общеобразовательных детских учреждений на примере Воронежской области'

Благоустройство и озеленение территорий общеобразовательных детских учреждений на примере Воронежской области Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
2390
250
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛАГОУСТРОЙСТВО / LANDSCAPING / ОЗЕЛЕНЕНИЕ / GARDENING / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ЗОНИРОВАНИЕ / FUNCTIONAL ZONING / АССОРТИМЕНТ / ASSORTMENT / ПЛАНИРОВОЧНОЕ РЕШЕНИЕ / PLANNING SOLUTION

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Карташова Нелли Павловна, Хазова Екатерина Петровна

Большое влияние на формирование системы озеленения городов и поселков оказывают социально-демографические факторы: увеличение численности людей пенсионного возраста, развитие контактов и учет потребностей населения различных возрастных групп. В планировочной структуре жилых районов важную роль играют общеобразовательные детские учреждения, которые являются местом длительного пребывания школьников. Для данных объектов важно поддерживать соответствующее санитарно-гигиеническое и эстетическое состояние, что улучшит качественное восприятие территории. Неблагоустроенные территории детских учреждений отрицательно воздействуют не только на настроение и общее самочувствие детей и учителей, но и могут представлять потенциальную опасность для человека в момент пребывания. Опасно неудовлетворительное состояние насаждений. Сухостой, засохшие ветви, сильно наклоненные над дорожками и площадками стволы деревьев угрожают жизни людей. Выбоины, промоины в асфальтовом и плиточном покрытии травмоопасны. Скопление воды в них приводит к ухудшению санитарного состояния объекта в целом. Покрытия на спортивных и хозяйственных площадках, не соответствующие нормативам, отрицательно влияют на качество их использования. Отсутствие необходимого покрытия на спортивных площадках или его плохое состояние ухудшают качество проведения спортивных мероприятий и учебных занятий на свежем воздухе. Используемый ассортимент деревьев, кустарников и цветочных растений зачастую непригоден для высадки на территориях детских учреждений. Важно при проектировании растительности учитывать рекомендации по подбору соответствующего ассортимента именно для данных территорий. Непригодны для высадки на объектах детских учреждений растения с ядовитыми плодами, колючками, растения-аллергены. Вблизи спортивных площадок неуместны растения, семена которых, созревая, осыпаются в большом количестве. В данной статье затронуты вопросы грамотного благоустройства и озеленения территорий школ г. Воронежа и Воронежской области. Даны рекомендации по функциональному зонированию территории школ. В каждой зоне должны быть намечены соответствующие мероприятия, что улучшит качество пребывания на данном объекте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству , автор научной работы — Карташова Нелли Павловна, Хазова Екатерина Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GREENERY PLANTING SECONDARY INSTITUTIONS CHILD ON THE EXAMPLE VORONEZH REGION

Great influence on the formation of landscaping cities and towns, are exerting social and demographic factors: increase in the retirement age, the development of contacts and the needs of people in different age groups. The planning structure of residential areas of the important role played by educational institutions for children, which are home to long stay students. For these objects, it is important to maintain appropriate hygiene and aesthetic condition that will improve the quality perception of the territory. Unimproved land childcare negative impact not only on mood and general well-being of children and teachers, but may contain a potential danger to humans at the time of stay. In particular, dangerously poor state of plants. Deadwood, dried branches, strongly tipped over the tracks and platforms trunks of trees, threatening the lives of people. Potholes, washouts in the asphalt and tile flooring traumatic. Accumulation of water in them leads to poor sanitary conditions of the whole object. Coatings sports and business sites that do not meet standards, the negative impact on the quality of their use. Lack of adequate coverage on the sports field or a poor state, impair the quality of the sports events and training sessions outdoors. Used range of trees, shrubs and flowering plants are often not suitable for landing on the territory of children's institutions. It is important in the design of vegetation into account the recommendations on the selection of an appropriate range specifically for these areas. Not suitable for landing on childcare facilities plants with poisonous fruit, spines, plant allergens. Near the sports grounds of place plants whose seeds, ripen, fall off in large numbers. This article touched on literacy and landscaping Terry thorium schools in the city of Voronezh and Voronezh region. Recommendations for functional zoning of schools. Each zone should be outlined relevant activities that will improve the quality of your stay at this facility.

Текст научной работы на тему «Благоустройство и озеленение территорий общеобразовательных детских учреждений на примере Воронежской области»

DOI: 10.12737/18730 УДК 630*27

БЛАГОУСТРОЙСТВО И ОЗЕЛЕНЕНИЕ ТЕРРИТОРИЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДЕТСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ НА ПРИМЕРЕ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

кандидат сельскохозяйственных наук, доцент Н. П. Карташова1 кандидат биологических наук Е. П. Хазова1 1 - ФГБОУ ВО «Воронежский государственный лесотехнический университет имени Г.Ф. Морозова», г. Воронеж, Российская Федерация

Большое влияние на формирование системы озеленения городов и поселков оказывают социально-демографические факторы: увеличение численности людей пенсионного возраста, развитие контактов и учет потребностей населения различных возрастных групп. В планировочной структуре жилых районов важную роль играют общеобразовательные детские учреждения, которые являются местом длительного пребывания школьников. Для данных объектов важно поддерживать соответствующее санитарно-гигиеническое и эстетическое состояние, что улучшит качественное восприятие территории. Неблагоустроенные территории детских учреждений отрицательно воздействуют не только на настроение и общее самочувствие детей и учителей, но и могут представлять потенциальную опасность для человека в момент пребывания. Опасно неудовлетворительное состояние насаждений. Сухостой, засохшие ветви, сильно наклоненные над дорожками и площадками стволы деревьев угрожают жизни людей. Выбоины, промоины в асфальтовом и плиточном покрытии травмоопасны. Скопление воды в них приводит к ухудшению санитарного состояния объекта в целом. Покрытия на спортивных и хозяйственных площадках, не соответствующие нормативам, отрицательно влияют на качество их использования. Отсутствие необходимого покрытия на спортивных площадках или его плохое состояние ухудшают качество проведения спортивных мероприятий и учебных занятий на свежем воздухе. Используемый ассортимент деревьев, кустарников и цветочных растений зачастую непригоден для высадки на территориях детских учреждений. Важно при проектировании растительности учитывать рекомендации по подбору соответствующего ассортимента именно для данных территорий. Непригодны для высадки на объектах детских учреждений растения с ядовитыми плодами, колючками, растения-аллергены. Вблизи спортивных площадок неуместны растения, семена которых, созревая, осыпаются в большом количестве. В данной статье затронуты вопросы грамотного благоустройства и озеленения территорий школ г. Воронежа и Воронежской области. Даны рекомендации по функциональному зонированию территории школ. В каждой зоне должны быть намечены соответствующие мероприятия, что улучшит качество пребывания на данном объекте.

Ключевые слова: благоустройство, озеленение, функциональное зонирование, ассортимент, планировочное решение.

GREENERY PLANTING SECONDARY INSTITUTIONS CHILD ON THE EXAMPLE VORONEZH REGION

Ph.D. in Agricultural, Associate Professor N. P. Kartashova1 Ph.D. in Biological E. P. Khazova 1 1 - Federal State Budget Education Institution of Higher Education «Voronezh State University of Forestry and Technologies named after G.F. Morozov», Voronezh, Russian Federation

Abstract

Great influence on the formation of landscaping cities and towns, are exerting social and demographic factors: increase in the retirement age, the development of contacts and the needs of people in different age groups. The planning structure of residential areas of the important role played by educational institutions for children, which are home to long stay students. For these objects, it is important to maintain appropriate hygiene and aesthetic condition that will improve the quality perception of the territory. Unimproved land childcare negative impact not only on mood and general well-being of children and teachers, but may contain a potential danger to humans at the time of stay. In particular, dangerously poor state of plants. Deadwood, dried branches, strongly tipped over the tracks and platforms trunks of trees, threatening the lives of people. Potholes, washouts in the asphalt and tile flooring traumatic. Accumulation of water in them leads to poor sanitary conditions of the whole object. Coatings sports and business sites that do not meet standards, the negative impact on the quality of their use. Lack of adequate coverage on the sports field or a poor state, impair the quality of the sports events and training sessions outdoors. Used range of trees, shrubs and flowering plants are often not suitable for landing on the territory of children's institutions. It is important in the design of vegetation into account the recommendations on the selection of an appropriate range specifically for these areas. Not suitable for landing on childcare facilities plants with poisonous fruit, spines, plant allergens. Near the sports grounds of place plants whose seeds, ripen, fall off in large numbers. This article touched on literacy and landscaping Terry thorium schools in the city of Voronezh and Voronezh region. Recommendations for functional zoning of schools. Each zone should be outlined relevant activities that will improve the quality of your stay at this facility.

Keywords: landscaping, gardening, functional zoning, assortment planning solution.

В планировочной структуре жилых нуждаются в регулярных работах по ремонту районов и города в целом детские учрежде- и содержанию. Проектирование мероприятий ния являются важными объектами в системе по благоустройству и озеленению повысит озеленения. Территория детских общеобра- санитарное и эстетическое состояние приле-зовательных учреждений служит местом гающей территории, а также улучшит микропроведения школьных занятий, занятий физ- климат самого жилого микрорайона [10]. культурой, отдыха и прогулок школьников Проведен анализ прилегающей терри-на открытом воздухе. По функциональному тории общеобразовательных детских учреж-назначению относится к объектам ограни- дений (школ) в Воронежской области и ченного пользования [3]. Данные объекты г. Воронеже, подобран ассортимент древес-

ной и кустарниковой растительности, даны рекомендации по благоустройству и озеленению территории данных объектов.

Перед назначением необходимых мероприятий важно провести предпроектный анализ территории, который предполагает ландшафтно-экологическую оценку, включающую санитарно-гигиеническую и эстетическую оценки, определение типов пространственной структуры, стадий дигрессии и рекреационной емкости.

При проектировании важно определиться со стилевым направлением территории участка. Обычно принимают во внимание то стилевое направление, которое уже есть на территории объекта. Чаще всего это регулярная планировка. Помимо выбора стилистического направления важную роль играет продуманность зонирования, которая предопределяет логичность композиции, особенности планировки дорог и площадок, формирование ландшафта. Для того чтобы правильно и целесообразно разработать планировочное решение территории и озеленение, необходимо провести зонирование [3].

Для территорий общеобразовательных детских учреждений рекомендуется выделить четыре функциональные зоны: учебно-опытная зона, спортивная зона, зона отдыха и хозяйственная зона [3]. Максимальную площадь прилегающей к школе территории рекомендуется отводить под спортивную зону. Минимальная площадь должна быть занята хозяйственной зоной. Промежуточное положение по площади занимают учебно-опытная зона и зона отдыха. Авторами было установлено, что площади территорий функциональных зон исследуемых школ не всегда соответствуют рекомендуемым нормативам. За-

частую наибольшую площадь отводят под учебно-опытную зону, особенно это прослеживается на территориях школ малых городов и сел Воронежской области.

Учебно-опытная зона служит для проведения занятий на свежем воздухе и включает пришкольный опытный участок для выращивания овощных и полевых культур, плодовый сад. На данной территории возможно устраивать парники и теплицы, если для этого достаточно площади. Насаждения в данной зоне изолируют отдельные участки и площадки.

Спортивная зона часто занимает наибольшую площадь и включает комплекс площадок с оборудованием, предназначенным для занятий физкультурой. Обычно в спортивной зоне предусмотрено спортивное ядро с круговой беговой дорожкой. Если площадь небольшая, то можно устроить просто комбинированную спортивную площадку. Площадки для волейбола, баскетбола и тенниса ограждают металлической сеткой высотой не менее 3 м, за которой рекомендуется полоса насаждений шириной не менее 3 м или вертикальное озеленение. Вокруг спортивной площадки не рекомендуется высаживать много хвойных растений и колючих кустарников. Важно, чтобы подобранные растения не затеняли игровых полей площадок. Согласно Правилам благоустройства территорий городского округа город Воронеж [5], на территории не должны присутствовать выступающие корни деревьев, нависающие низкие ветки, остатки старого оборудования, не заглубленные в землю металлические перемычки. В местах, связанных с возможностью падения детей, предусматриваются мягкие виды покрытия.

Зона отдыха служит для прогулок и игр школьников группы продленного дня, а также для отдыха учеников. Растения, размещенные в данной зоне, должны быть эстетически привлекательны, возможно включение декоративных интродуцентов. Ярким пятном будут цветники из многолетних цветочных культур и участки газона [7, 11]. В этой зоне растения размещают более свободно, как в групповых посадках, так и одиночно.

Хозяйственная зона включает хозяйственный двор, где имеется заасфальтированный участок для въезда транспорта, который подвозит продукты питания. На данной территории должны быть размещены мусоросборники. Хозяйственную зону рекомендуется отделять рядами деревьев или живой изгородью из кустарников.

Также необходимо провести анализ существующей на территории объекта растительности и рекомендовать подсадку или замену деревьев и кустарников. Зеленые насаждения объединяют все зоны, и площадь их должна занимать не менее 40-50 % площади школьного участка. Растения выполняют санитарно-гигиеническую функцию, очищая воздух от токсических веществ и от пыли, что актуально на территории детских учреждений. Существуют рекомендуемые нормы посадок растений на 1 га озеленяемой территории в зависимости от природно-климатической зоны [3]. Для условий Воронежской области представлены следующие данные: деревья - 200 шт./га; кустарники -3300 шт./га; цветники - 100 м2/га; газоны -5200 м2/га.

При размещении растений важно учитывать их высоту, форму, окраску цветков и листьев, а также время цветения для создания

эффекта непрерывной декоративности. Целесообразно использовать такие плодовые породы, как яблони и груши.

Со стороны проезжей части улицы рекомендуется высаживать красивые живые изгороди естественной формы, которые возможно составить из цветущих кустарников -боярышника, жимолости, сирени, спиреи, чубушника, шиповника. Поскольку хвойные растения декоративны круглогодично, их желательно использовать в качестве солитеров. Наиболее актуально их размещение в учебно-опытной зоне, близ парадного входа. В условиях Воронежской области можно порекомендовать следующие виды хвойных растений: сосна обыкновенная (Pinus sylvestris), сосна горная (Pinus mugo), ель колючая (Picea pungens), ель обыкновенная, или европейская (Picea abies), можжевельник казацкий (Juniperus sabina), можжевельник обыкновенный (Juniperus communis), можжевельник чешуйчатый (Juniperus squamata), туя западная (Thuja occidentalis) и декоративные формы туи западной [6].

Для вертикального озеленения используют лиственно-декоративные и красивоцве-тущие вьющиеся растения, например, девичий виноград пятилисточковый, или виноград виргинский (Parthenocissus quinquefolia), актинидия коломикта (Actinidia kolomikta), жимолость вьющаяся (Lonicera

periclymenum), лимонник китайский (Schisandra chinensis), клематис фиолетовый (Clematis viticella), княжик сибирский (Atragene sibirica) [8, 9].

Как уже было сказано выше, декоративные цветочные культуры высаживают в виде различных видов цветочного оформления: клумбы, рабатки, бордюры, группы из

многолетников. Наиболее актуально размещение цветников в парадной части школы, у входа в основное здание. Для г. Воронежа и Воронежской области рекомендуется использовать следующий ассортимент цветочных растений: агератум Хоустона (Ageratum houstonianum), бегония вечноцветущая (Begonia semperflorens), каллистефус китайский (Callistephus chinensis), петуния гибридная различных сортов (Petunia hybrida), бархатцы прямостоящие сорт «Антигуа» (Tagetes erecta «Antigua»), цинерария приморская (Cineraria maritima), сальвия сверкающая, или блестящая (Salvia splendens), цинния изящная (Zinnia elegans), лилейник гибридный (Hemero-callis x hybrida), астильба Арендса (Astilbe arendsii), хоста ланцетолистная (Hosta lancifo-lia), хоста Зибольда (Hosta sieboldiana), хризантема корейская (Chrysanthemum x korea-num), пион молочноцветковый (Paeonia lactflora) [2].

При посадке древесных и кустарниковых пород учитываем их эколого-биологические свойства, в соответствии с которыми и производим посадку. Большинство деревьев и кустарников светолюбивы, и лишь немногие из них теневыносливы. Поэтому с северной стороны зданий следует высаживать более выносливые растения. Некоторые породы, особенно хвойные, не могут расти в условиях задымления. В этом отношении листопадные виды древесных пород более дымо- и газоустойчивы благодаря ежегодной смене листвы. Правильный подбор пород обеспечит долговечность и устойчивость насаждений. Желательно использовать более простой, неприхотливый ассортимент цветочных культур с целью возможного участия школьников в работе по уходу за растениями.

При благоустройстве и озеленении территорий школ необходимо учитывать соотношение планировочных элементов в зависимости от размеров здания и числа детей.

После посадки растений осуществляется уход за древесными растениями и кустарниками как непосредственно после посадки растений, так и в процессе эксплуатации. Целью послепосадочного ухода является обеспечение приживаемости растений на объекте, а целью ухода в процессе эксплуатации является создание благоприятных условий для произрастания и выполнения ими эстетических и санитарно-гигиенических функций.

Послепосадочный уход проводят с учетом сроков посадки растений и природно-климатических факторов. Он проводится регулярно в течение всего сезона и сводится обычно к таким мероприятиям, как тщательный и регулярный полив, рыхление, мульчирование приствольного пространства, внесение подкормок. После посадки растение необходимо поливать не менее 7-10 раз за сезон. Нормы полива зависят от погодных условий, размера растений и их корневых систем. В последующем уход за деревьями и кустарниками включает целый комплекс мероприятий, направленных на поддержание надземной и подземной частей растений в хорошем состоянии.

В каждой зоне рекомендуется установка малых архитектурных форм, в частности, в зоне отдыха размещают скамьи, урны, беседки. Для кратковременного отдыха рекомендуем скамьи без спинок. Такие скамьи выполнены из деревянного бруса и профильной трубы. Они имеют следующие размеры: длина - 1,7 м; ширина - 0,4 м; высота - 0,45 м. Для долговременного отдыха нужно выби-

рать скамьи со спинками длиной 1,5 м, шириной 0,4 м, высотой 0,45 м. Урны устанавливают в каждой зоне. Наибольшее количество урн рекомендуем использовать в зоне отдыха, чуть меньшее количество урн - в спортивной зоне. Ограждение контейнерной площадки устанавливают в хозяйственной зоне. В спортивной зоне актуальны малые архитектурные формы игрового и физкультурного назначения.

На прилегающей к школе территории можно запроектировать мероприятия по реконструкции дорог и площадок. Дорожное покрытие зависит от назначения дорог, поэтому для каждой зоны рекомендуется разный тип конструкции. Для площадок у входа в здание используется конструкция дорожного покрытия, состоящая из следующих слоев: стабилизирующий грунт, щебень, бетон, асфальт. В спортивной зоне для площадок - это стабилизирующий грунт, щебень, влагоемкий слой, специальная смесь. Для хозяйственных площадок рекомендуется конструкция из стабилизирующего грунта, песка, це-менто-бетона, плитки. Для дорожек и площадок общего назначения применяют стабилизирующий грунт, щебень, асфальт.

После намеченных мероприятий определяем баланс территории [6], который показывает соотношение планировочных элемен-

тов и пространственной структуры объекта, а также служит для определения площади дорог и площадок, водоемов, сооружений и насаждений. Рекомендуется указывать баланс территории объекта до проектирования, полученный при предпроектном анализе, и баланс территории после проектирования.

Соотношение деревьев и кустарников в европейской части лесостепной зоны для участков общеобразовательных школ берем 1 : 8 [4], т. е., процент участия кустарников на рассматриваемых территориях довольно высокий. Норма посадки деревьев устанавливается на основании многолетнего опыта проектирования и эксплуатации. Для условий Воронежской области она составляет 100-120 шт. деревьев на 1 га.

После проведения анализа прилегающей к школе территории, зонирования важно грамотно назначить мероприятия по благоустройству и озеленению, которые способствуют улучшению условий пребывания на объекте. Так, устройство дорожно-тропиночной сети с определенным покрытием, грамотная установка малых архитектурных форм, проведение озеленительных мероприятий улучшают планировочную структуру объекта, что повышает ценность данной территории по отношению к системе озеленения населенных пунктов.

Библиографический список

1. Боговая, И. О. Озеленение населенных мест [Текст] : учеб. пособие / И. О. Боговая, В. С. Теодоронский. - Изд. 2-е, стер. - СПб. ; М. ; Краснодар : Лань, 2012. - 240 с.

2. Демиденкова, Л. А. Разработка концепции озеленения в современных тенденциях с внедрением элементов естественной природной среды в урбанизированную структуру на примере коттеджного поселка «Березка» Рамонского района Воронежской области [Текст] / Л. А. Демиденкова, Е. Н. Тихонова, Е. П. Хазова // Лесотехнический журнал. - 2015. - Т. 5. -№ 1 (17). - С. 18-25.

3. Теодоронский, В. С. Озеленение населенных мест. Градостроительные основы [Текст] : учеб. пособие / В. С. Теодоронский, Г. П. Жеребцова. - М. : Академия, 2010. - 256 с.

4. Библиотека Гостов и нормативов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ohranatruda.ru/ot_biblio/normativ/data_normativ/41/41805/.

5. Решение от 20.02.2013 № 1077-Ш О внесении изменений в решение Воронежской городской Думы от 19.06.2008 № 190-II «Об утверждении Правил благоустройства территорий городского округа город Воронеж» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gorduma-voronezh.ru/cgi-bin/press.pl/doc/n130220-01077-in.

6. Энциклопедия декоративных садовых растений : информационно-поисковая система [Электронный ресурс]. - Режим доступа: flower.onego.ru

7. Bunio, L. V. Specific features of morphogenesis of sedge (Carex hirta L.) on oil-contaminated soil [Text] / L.V. Bunio, O. M. Tsvilynjuk // Contemporary Problems of Ecology, 2015. - Vol. 8. - No 5. - Pp. 660-667.

8. Kartashova, N. P. Landscaping and beautification of urban areas [Текст] / N. P. Kartashova // The Third European Conference on Agriculture : proceeding of the conference (Austria, Vienna, November 1, 2014). - Vienna, 2014. - Pp. 45-50.

9. Kuznetsova, S. B. Biomorphology of Atragene sibirica L. shrubby liana [Text] / S. B. Kuznetsova // Contemporary Problems of Ecology. - 2015. - Vol. 8. - No. 5. - Pp. 598-606.

10. Shikhova, N. S. Biogeochemical estimation of the state of urban environments [Text] / N. S. Shikhova // Russian journal of plant physiology. - 1997. - No. 2. - Pp. 126-128.

11. Talovskaya (Kolegova), E. B. Thymus baicalensis (Lamiaceae) morphological transformation under different environmental conditions [Text] / E. B. Talovskaya (Kolegova) // Contemporary Problems of Ecology. - 2015. - Vol. 8. - No. 5. - Pp. 607-613.

Referenses

1. Bogovaya I. O., Teodoronsky V. S. Ozelenenie naselennyh mest [Greening populated areas] Saint Petersburg, Moscow, 2012, 240 p. (In Russian).

2. Demidenkova L. A., Tikhonovа E. A., Khazova E. P. Razrabotka koncepcii ozelenenija v sovremennyh tendencijah s vnedreniem jelementov estestvennoj prirodnoj sredy v urbanizirovannuju strukturu na primere kottedzhnogo poselka «Berezka» Ramonskogo rajona Voronezhskoj oblasti [Development of the concept of gardening in modern trends with the introduction of elements of the natural environment in an urban structure of the example of the cottage settlement "Birch" Ramon Voronezh region]. Lesotekhnicheskii zhurnal, 2015, Vol. 5, no. 1 (17), pp. 18-25. (In Russian).

3. Teodoronsky V. S., Zherebtsova G. P. Ozelenenie naselennyh mest. Gradostroitel'nye osnovy [Landscaping populated areas. Town planning bases]. Moscow, 2010, 256 p. (In Russian).

4. Biblioteka Gostov i normativov [Library of guests and regulations]. Available at: http://ohranatruda.ru/ot_biblio/normativ/data_normativ/41/41805/(In Russian).

5. Reshenie ot 20.02.2013 № 1077-III O vnesenii izmenenij v reshenie Voronezhskoj

gorodskoj Dumy ot 19.06.2008 № 190-II «Ob utverzhdenii Pravil blagoustrojstva territorij gorodskogo okruga gorod Voronezh» [Decision of 20.02.2013 № 1077-VII On Amendments to the decision of the Voronezh City Duma from 19.06.2008 № 190-II «On approval of rules of improvement territory of city district Voronezh»]. Available at: http://www.gorduma-voronezh.ru/cgi-bin/press.pl/doc/n130220-01077-III (In Russian).

6. Jenciklopedija dekorativnyh sadovyh rastenij : informacionno-poiskovaja sistema [Encyclopedia of ornamental garden plants : information retrieval system]. Available at: flower.onego.ru - Caps. from the screen. (In Russian).

7. Bunio L. V., Tsvilynjuk O. M. Specific features of morphogenesis of sedge (Carex hirta L.) on oil-contaminated soil. Contemporary Problems of Ecology, 2015, Vol. 8, no. 5, pp. 660-667. (In Russian).

8. Kartashova N. P. Landscaping and beautification of urban areas. The Third European Conference on Agriculture : proceeding of the conference (Austria, Vienna, November 1, 2014). Vienna, 2014. pp. 45-50.

9. Kuznetsova S. B. Biomorphology of Atragene sibirica L. shrubby liana. Contemporary Problems of Ecology, 2015, Vol. 8, no. 5, pp. 598-606.

10. Shikhova N. S. Biogeochemical estimation of the state of urban environments. Russian journal of plant physiology, 1997, no. 2, pp. 126-128.

11. Talovskaya (Kolegova) E. B. Thymus baicalensis (Lamiaceae) morphological transformation under different environmental conditions. Contemporary Problems of Ecology, 2015, Vol. 8, no. 5, pp. 607-613.

Сведения об авторах

Карташова Нелли Павловна - доцент кафедры ландшафтной архитектуры и почвоведения ФГБОУ ВО «Воронежский государственный лесотехнический университет имени Г.Ф. Морозова», кандидат сельскохозяйственных наук, доцент, г. Воронеж, Российская Федерация; e-mail: kartashova_73@mail.ru

Хазова Екатерина Петровна - доцент кафедры ландшафтной архитектуры и почвоведения ФГБОУ ВО «Воронежский государственный лесотехнический университет имени Г.Ф. Морозова», кандидат биологических наук, г. Воронеж, Российская Федерация; e-mail: hazovaep@gmail.com

Information about authors

Kartashova Nelli Pavlovna - Associate Professor of Landscape Architecture and Soil Science department, Federal State Budget Education Institution of Higher Education «Voronezh State University of Forestry and Technologies named after G.F. Morozov», Ph.D. in Agricultural, Associate Professor, Voronezh, Russian Federation; e-mail: kartashova_73@mail.ru

Khazova Ekaterina Petrovna - Associate Professor of Landscape Architecture and Soil Science department, Federal State Budget Education Institution of Higher Education «Voronezh State University of Forestry and Technologies named after G.F. Morozov», Ph.D. in Biology, Voronezh, Russian Federation; e-mail: hazovaep@gmail.com.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.